Предлагаем вниманию читателей «Прихожанина» интервью нашего постоянного автора – Людмилы Листовой с американским психологом, православной христианкой Элизабет Гассин. Элизабет приняла Православие в сознательном возрасте. О причинах ее выбора, американском менталитете и отношении к России – эта беседа.
Она совсем не была похожа на типичных американок, какими мы привыкли видеть их в фильмах. И если бы мне не сказали, что эта молодая, русоволосая, скромно одетая женщина со спокойным ясноглазым лицом, лишенным косметики, - иностранка, я приняла бы ее за нашу прихожанку. Здесь, в иркутском Михаило-Архангельском храме, мы с нею и познакомились.
Итак, жительница Чикаго Элизабет Гассин по американской программе обмена учеными преподавала в Иркутском университете психологию. Жила на квартире, посещала как верующая православные храмы, ходила в музеи, знакомилась с людьми.
- Элизабет, расскажите, пожалуйста, для начала о себе.
- Я родилась в Чикаго, но выросла в Калифорнии. Трудности жизни - мама умерла, когда мне было три года - уже в 10-11 лет привели меня к вере. И, в общем-то, довольно долго я была, как у нас говорится, счастливой протестанткой.
В 80-х годах начала интересоваться Россией. Читала Достоевского (это мой любимый русский писатель), занималась проблемой нравственного воспитания в СССР. У вас, на мой взгляд, была очень неплохая система такого воспитания. Широкое, всестороннее образование, народные традиции... В 1992 году я начала изучать ваш язык. Мне захотелось познать христианский дух России, изучить Православие. Стала ходить в Троицкий православный собор, что в Чикаго, читать книги. И вот однажды в 1996 году, в один прекрасный день, я вдруг осознала, что стану православной. Через год по приглашению Московского педагогического психологического института побывала в России. Здесь с удовольствием посещала церковь имени Святителя Тихона в Клину. Познакомилась с настоятелем, отцом Анатолием. В этом небольшом храме очень сердечная обстановка, и по своему духу тамошний приход напоминает ваш Михаило-Архангельский. В летний отпуск я попросила у отца Анатолия волонтерской работы, он направил меня в детский православный лагерь. Научилась чистить картошку ножом (у нас это делается иначе), помогала на кухне, общалась с детьми. Так я все дальше уходила от протестантизма и наконец решила, что мне нужно по-настоящему перейти в православную веру. Вернувшись домой, обратилась к владыке Иову, епископу Чикагскому и Среднего Запада. Потом несколько месяцев была «оглашенной», то есть готовилась - читала литературу, общалась с православными священниками и прихожанами. И вот на праздник Вознесения через миропомазание присоединилась к Православной Церкви.
- А где вы работаете в Чикаго?
- По вашей структуре должностей я доцент, работаю в маленьком частном протестантском университете, преподаю психологию.
- Пока вы не побывали в нашей стране, каким было Ваше впечатление о ней? Изменилось ли оно после приезда в Россию?
- Я хотела найти в России богатую духовность и нашла ее. Но не ожидала мелких трудностей жизни: то не было воды, летом у вас холодно. Многое удивляло, светло даже в час ночи - я была в Санкт-Петербурге в пору белых ночей. Не ожидала и такого горячего гостеприимства. В Америке есть стереотип: бедные русские. А я увидела, что ваши люди очень щедры, искренни, встречают от души, угощают, преподносят подарки.
- Как в США относятся в Православной Церкви?
- У нас многие мало или вообще ничего о ней не знают. Когда я была протестанткой, все было ясно, а теперь мне приходится все объяснять. Часто путают Православие с католичеством.
- Демократия, на мой взгляд, противоречит любой религии, так как предполагает если не абсолютную свободу личности, то большую ее независимость. В том числе и независимость от христианских, а часто и нравственных ценностей. Верующий же подчинен определенным правилам и верен своему Богу. Но у нас в России, как ни парадоксально, именно перестройка на демократический лад дала послабление религии. На Ваш взгляд, демократия в Соединенных Штатах помогает или мешает вере?
- Помогает, когда человек может свободно сделать выбор. С другой стороны, у нас ярко выраженное отделение церкви от государства, и это способствует тому, чтобы люди были неверующими. Иногда разделение так строго, что государство не только не способствует религии, но и борется против нее. У нас были, например, споры, можно ли платить стипендию студентам, обучающимся в частных религиозных учебных заведениях. Некоторые считали это формальной помощью религии. И все же конгресс в конце концов принял положительное решение. Впрочем, каждый штат имеет определенную независимость относительно государства, и в разных штатах проблемы могут решаться по-разному. Если же законы двух штатов противоречат друг другу, можно обратиться в Вашингтон, и там решат, кто прав.
- Элизабет, в Америке много верующих?
- Около 90 процентов населения имеют какую-то религиозную ориентацию.
- Преимущественно?
- Наверное, протестанты, каковыми были первые европейские колонизаторы. И много католиков.
- Американцы прямо так и говорят: колонизаторы?
- Это слово не имеет негативного оттенка, как в русском языке.
- Оскудение любви, о котором предупреждал нас Христос, в России обрело, например, совершенно конкретную форму в виде множества неполных семей, дети растут сиротами при живых родителях. У вас есть такое понятие: мать-одиночка?
- Увы, и у нас так называемая «холостая мать» - очень распространенное явление.
- И государство как-то помогает таким женщинам?
- Да, они получают пособие, на которое можно жить очень скромно. Впрочем, в школах бесплатно кормят всех бедных детей.
- Теперь я хочу задать вам вопрос как специалисту по психологии. Несколько лет назад прорвавшийсяна наши книжные полки Зигмунд Фрейд вызвал большой интерес и споры среди российской интеллигенции. Сейчас, уже с точки зрения православного человека, многие его рассуждения представляются мне настоящим ядом для души. А как вы к нему относитесь?
- По моему личному мнению, Фрейд иногда был прав. Он говорил о важности ранних отношений между ребенком и матерью, накладывающих отпечаток на всю жизнь. Иногда мы сознательно защищаем себя, скажем, к моей жизни это подходит. В чем-то, думаю, он и неправ. Зачастую он работал с больными людьми.
- ...А выводы делал для здоровых?
- Да-да. Что касается общего мнения, в Америке есть сторонники Фрейда, большинство же психологов считает, что иногда он писал мудро, но многие из его идей просто не подходят к современному миру.
- В вашей жизни случались какие-то чудесные события, которые вы связываете с Божиим Промыслом?
- Самое большое чудо, что после всех страданий, которые мне пришлось вынести, я более или менее нормальный человек.
- Виртуальная реальность стала часть жизни современного человека, а в некоторых случаях и подменила собой жизнь реальную. В Америке развитие информационных технологий идет быстрее, чем в России, но некоторые верующие считают компьютеризацию общества духовно вредным явлением.
- Я понимаю, о чем вы говорите. Компьютер обезличивает, это очень опасное средство, но ведь и Сам Господь, если так можно выразиться, работает в опасной области. Виртуальная реальность - это бесспорно страшно, теперь уже можно дистанционно ставить свечи на Афоне, не выходя из дома, присутствовать на богослужении. Но именно с помощью компьютера я сама пришла к Православию. Через интернет познакомилась с девушкой, ушедшей от протестантов в Православную Церковь, она и помогла мне сделать правильный выбор.
- Как вы думаете, в чем смысл жизни?
- Он заключается в исполнении заповедей Христа: любить Бога и ближних.
- Ваше представление о счастье?
- Спокойствие, любовь и мир в душе. Искреннее общение с Богом, православными братьями и сестрами.
- Лиза, представление о менталитете другого народа часто складывается из каких-то неуловимых нюансов, мелких деталей. Я видела множество американских фильмов, и меня в них всегда поражает вот какой момент: скажем, герою оторвало руку, он истекает кровью, а героиня склоняется к нему и спрашивает: «are уоu о'кеу?» («Ты в порядке?» - Англ.Л.Л.). Причем, это «areуоu о'кеу?» говорится часто и по совершенно различным по важности поводам – пролил ли кто-то кофе на брюки или хоронит любимого человека. И я всегда чувствую: здесь какая-то тайна менталитета, тайна отношений, которая русскому человеку непонятна.
- Вопрос для меня интересный и совершенно неожиданный. То, что вы говорите, правда, но я никогда не задумывалась об этом. Сейчас я попытаюсь взглянуть вашими глазами. Дело здесь, наверное, вот в чем. У нас в обществе очень развит культ независимости. Каждый человек - как остров со своим флагом. И этим нашим «are уоu о'кеу» мы словно испрашиваем разрешения переступить границу и только тогда что-то предпринимать: спасать, помогать или извиняться.
- У нас и пословица есть: «Где родился, там и пригодился». А с чем у вас ассоциируется понятие Родины?
- С Россией.
- Не поняла...
- С Россией. Наверное, потому что она - оплот Православия, а я стремлюсь к нему всей душой. Так бы и не уходила из храма... Возможно, когда-нибудь стану монахиней. У вас, русских, я чувствую особую привязанность к земле, родному дому. В Штатах не так, там люди больше перемещаются, путешествуют, и их любовь скорее рациональна - любят Америку, потому что она безопасна.
Печатается в сокращении.
Впервые интервью было опубликовано в газете «Верую!», Иркутск.