Проповедь вне храма: возможности и опасности

Для чего и насколько священник может погружаться в окружающий мир? Где проходит граница миссии, какие формы допустимы и какие таят в себе опасность? Где грань между разумным и соблазнительным в деятельности священника и проповедника?

    

Проповедь вне храма – это выход в иную среду

Священник Валерий Духанин:

Господь Иисус Христос шел с проповедью ко всем, и священник пусть тоже идет ко всем. Неважно чем занимаются эти люди, главное, чтобы они обратились ко Христу. Не обличать род их деятельности, а сделать так, чтобы и для них Бог стал главной ценностью жизни, тогда и жизнь их начнет меняться. Род деятельности – это всегда внешняя оболочка, за которой скрывается бессмертная душа, ее-то и надо пробудить.

Люди слушают миссионера тогда, когда видят, что он для них свой, понятный и близкий. Но как это сделать? Вот святитель Иннокентий Московский просто взял и поехал к далеким алеутам, живущим на северных окраинах Америки. Находясь рядом с ними, он обучал их столярному, плотницкому, слесарному и кузнечному ремеслам, изготовлению кирпича и каменной кладке. Конечно, сейчас к прививкам неоднозначное отношение, а святитель Иннокентий научил алеутов прививать оспу и тем самым спас многим жизнь. В совместных трудах он познавал их характер и язык, и алеуты охотно воспринимали его слово о Христе. Способны ли мы стать такими же для обращения к вере кого-то?

Проповедь вне храма – это всегда выход в иную среду, которая живет по своим законам и правилам. И надо знать, куда ты идешь, уметь подобрать свои слова для спортсмена и рокмузыканта, для байкера и актера, для представителя любой молодежной субкультуры.

Один знакомый священник, отец Иоанн, не раз проповедовал на рокконцертах. Он собственно не искал этого специально. Его попросил настоятель. Как-то он приехал на сборы байкеров, скромно стоял в своем подряснике среди собравшихся молодых людей с мотоциклами. И один байкер, подъезжая на мотоцикле, специально обдал его грязью, выражая свое полное к нему презрение. А потом, когда начался концерт, то отец Иоанн вместо каких-то нравоучений просто сказал: «Вы знаете, я сам в свое время увлекался музыкой, и для вас я подготовил песню». Он исполнил перед ними свою авторскую песню на духовную тему. Реакция байкеров оказалась непредсказуемой. После песни батюшки наступила тишина, никто не хлопал и не кричал как обычно, а затем вдруг все опустились на колени, так что отец Иоанн даже растерялся и не знал, что сказать. Песня священника стала для них настоящим потрясением. Многие подходили к нему за советом. Так что мы не должны никого осуждать за попытки какой-то своей миссии.

Но миссионер выходит не для того, чтобы погрязнуть во внешнем мире, а чтобы показать людям путь к новой жизни. Миссия становится соблазнительной, когда, например, вместо обращения рокеров к вере Христовой миссионер начинает воспевать сам рок. Есть опасность растворения миссионера в той среде, к которой он обращается. Это такое серьезное искушение, когда миссионер начинает перенимать черты аудитории, с которой он общается. Тюремный проповедник подхватывает жаргонные слова, а выступавший перед рокерами миссионер вскоре начинает превозносить сам рок. Это грозит сбоями в духовной жизни миссионера, и он теряет глубину внутренней жизни, утрачивает ту силу веры во Христа и горячую молитву, которые были когда-то. В итоге, вместо свидетельства о Христе в миру, он начинает в Церкви свидетельствовать о мире и воспевать какие-то субкультуры.

Подлинная миссия – это все же не подыгрывание миру, не заискивание перед увлечениями тех, кому ты говоришь о вере. Настоящая миссия – это свидетельство. Свидетельство о реальном общении с Богом, которое наполняет церковную жизнь. Но для свидетельства важно, чтобы ты сам был причастен тому, о чем ты свидетельствуешь. Если ты не причастен, если не имеешь личного опыта общения с Богом, то твое слово становится пустым и фальшивым, и тогда ты начинаешь придумывать и сочинять, подстраиваться под мир и его субкультуры.

Конечно, в проповеди невоцерковленным людям можно отталкиваться от элементов мирской культуры, от современных художественных книг или фильмов, но из них оправданно черпать только повод для разговора, пояснение некоторых христианских истин, не более того. Если сам разговор превращается в подстраивание христианских истин под культуру мира сего, если в итоге оправдывается сама субкультура далеких от Церкви людей, то миссионер предлагает людям искаженный взгляд на христианство.

Обращение к Богу всегда сопровождается кардинальным переосмыслением жизни, отвержением ранее привлекавшего греха и принятием Христа как своего личного Спасителя, как Того, Кто тебе дарует внутреннее освобождение. Подлинная миссия реализуется только тогда, когда миссионер, какие бы слова ни употреблял, приводит людей к покаянию, к внутреннему принятию жизненного креста и исправлению своей бесценной и бессмертной души, созданной по образу Божию.

Священник или миссионер из мирян?

Священник Дмитрий Березин:

Идите и научите все народы – такое благословение получили апостолы на горе Вознесения. И разными путями Благая Весть понеслась по городам и селениям сквозь годы и столетия, сквозь судьбы людей и народов.

Православная Церковь, наверное, самая немиссионерская из всех христианских церквей и объединений. Немиссионерская в смысле отсутствия активной внешней проповеди – почти всегда это было уделом одиночек. Причин тому множество и, наверное, здесь мы их не сможем обсудить.

Наиболее распространенное выражение о миссионерской активности, которое можно услышать от прихожан, да и от священников тоже: «Господь Сам приведет человека в храм». И действительно, не в нашей традиции идти на площади, по квартирам, на улицы. Но в чем же тогда миссия и где она должна вестись?

Для начала нужно отметить важный момент: если мы считаем целью миссии привести человека к Богу и довести до порога храма, то нужно сразу задумываться, в какой храм, ждут ли там человека, найдёт ли этот человек там ту среду, в которой останется и будет духовно расти. Далеко не все приходы ставят перед собой такую задачу, а жаль.

Священник или миссионер из мирян? Думаю, что важны все. Но особенно – активные, верующие, тактичные, образованные миряне. Позиция священника всегда декларативна. Священник проповедует, а проповедь не подразумевает диалога, поиска ответов, сомнений. Конечно, священник может и должен вступать в диалог, но этот диалог вряд ли сможет быть до конца искренним, ведь священник – это ещё и лицо Церкви. И если мирянин может смело рассказывать о своих взлетах и падениях, то падения священника – это все же достояние его духовника, поскольку могут быть очень искусительны для прихожан.

Священник воспринимается как фигура сакральная, и не без оснований, но в понимании людей внешних по отношению к Церкви, эта сакральность вырождается либо в требование непременной святости и надмирности во всём, либо в представление о «профессиональном» верующем, обязанном блюсти законы «корпорации». Позиция священника нередко воспринимается как позиция всей Церкви, сколько бы он ни говорил о том, что это его частное мнение. А учитывая современную страсть вырывать слова из контекста и произвольно их редактировать, священник должен быть очень осторожен в выражениях и мыслях, чтобы их не переврали.

Мирянин в этом плане гораздо свободней как в широте высказываемых взглядов, так и в языке и искренности. Мирянин говорит от себя, что делает его ближе к собеседнику.

Если говорить о формах миссии, наверное, надо говорить прежде всего о смыслах, о христианском взгляде на жизнь на языке аудитории. На мой взгляд, диалог верующих с неверующими сейчас очень часто строится по принципу Катехизиса: сначала объяснить догматику и литургику, а дальше аскетику и гомилетику. А хорошо бы строить по принципу Нагорной проповеди: сначала – зачем жить, дальше – как, и только потом – почему.

Среди людей верующих всё больше встречается профессионалов (не путать с профессиональными верующими): тех, кто, будучи верующим, успешно реализует себя в различных сферах жизни: культуре, науке, бизнесе и так далее. Таких людей можно назвать «солью»: они наполняют различную человеческую деятельность глубинными смыслами: духовными и нравственными. И это необязательно явная проповедь: это сама их жизнь.

Может ли проповедник смутить или ввести в соблазн? Конечно, может, и здесь необходимо быть очень тактичным. Думаю, что в проповеди людям далёким от Церкви важна диалогичность, историчность проповеди, важно преодолевать стереотипы и заблуждения, отдаляющие человека от Бога и Церкви. Агрессия, надменность, монологичность являются явными врагами миссии, противоречат любви к слушателям.

У миссии две границы: дальняя и ближняя

Иеромонах Макарий (Маркиш):

У миссии в принципе должны быть две границы: дальняя и ближняя. Чтобы их очертить, надо обратиться к Миссионерской концепции Русской Православной Церкви. Там сказано, что «целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия – теозис (обожение) всего творения».

Вот и ответ про «дальнюю границу»: ее нет! «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной», – говорит Спаситель. Никаких сомнений нет: общественная деятельность, культура и СМИ входят в сферу православной миссии.

Вопрос поставлен совершенно верно: о допустимой форме миссии. И допустимость эта с полной очевидностью, опять же по слову Спасителя, определяется не какими-то формальными инструкциями, а исключительно её плодами.

Запомнился мне эпизод в Зале Церковных Соборов, где собралась огромная аудитория, и задавали вопросы Святейшему Патриарху Кириллу. И вот, один из участников просит Патриарха его архипастырское благословение на какую-то конкретную форму миссионерской работы. Святейший задумался, помедлил секунду-две и ответил:

– Никаких благословений подобного рода вы сейчас не получите. Но и запрещать вам никто не будет. Действуйте! А там увидим, что из этого получится. Если получится, будет и благословение, и помощь, и поддержка. А нет, значит, и не надо...

А теперь пару слов о ближней границе. Если миссия – это «наше всё», то и ближней границы тоже нет? Это был бы ошибочный вывод. В той же самой Миссионерской концепции читаем: «Ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин». И действительно, Церковь создана Господом две тысячи лет назад, и где совершается Святая Евхаристия, там уже миссия вроде бы завершена.

Однако не так всё просто! Еще в конце позапрошлого века у нас возникло понятие внутренней миссии, обращенной к людям, вошедшим в Церковь, не воспринявшим в полной мере её даров. А кто из нас может сказать, что воспринял их в полной мере? И главная форма внутренней миссии на сегодняшний день – это христианское просвещение. И никого не надо убеждать, что все мы до единого обязаны участвовать в этом спасительном процессе.

И всё же: должна ведь быть ближняя граница! Не вся ведь Церковь, конечно, тождественна миссии. Как же провести границу? Сегодня на Литургии я вспомнил этот вопрос и, думаю, получил на него ответ. Лучше всего меня поймут священнослужители, а всех остальных прошу поверить на слово.

Я стою перед Престолом, передо мною на Дискосе и в Чаше – Святые Дары. Это не миссия. Это сама Церковь, её средоточие, её источник. Но вот я вкладываю Святой Хлеб в Чашу, кладу сверху покровец, раскрываю завесу и врата, беру Чашу и делаю шаг навстречу людям, стоящим в храме: большим и малым, молодым и старым, знакомым и незнакомым:

– Со страхом Божиим и верою приступите!

Ближняя граница миссии проходит по линии Царских врат.

Задача современных апостолов  – актуализировать Евангелие

Священник Святослав Шевченко:

Христос нам заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Ещё несколько лет назад Святейший Патриарх Кирилл обозначил изменение церковной политики, объявив, что хватит нам сидеть в храмах, пора выходить за церковную ограду и исполнять свою евангельскую миссию.

Куда мы, православные христиане, должны идти? Ответ очевиден: туда, где есть люди. С одной лишь поправкой – люди, готовые слышать. Такие люди есть везде. В том числе и в социальных сетях. Лично я иду туда, куда меня зовут. Потому что вламываться в запертые двери и навязывать что-то – это вызовет обратный эффект. Здесь мы должны научиться деликатности у нашего Господа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

На мой взгляд, главная задача современного православного миссионера заключается в актуализации Евангелия и всего христианского учения. Мы должны попытаться сделать понятными вероучительные истины для современников. Иногда сложность отдельных моментов становится языковым барьером на пути понимания. Пример подал Спаситель, Который растолковывал народу вещи высшего порядка, подстраивая объяснения под их образ мышления. Именно поэтому Он зачастую говорил притчами, используя для иллюстрации истин примеры детских игр, брачных обрядов, животноводства своей эпохи. Также должны поступать сегодня и мы. А для этого мы должны много знать, а значит, немало читать, знакомиться с достижениями научной мысли.

Но у миссионера есть множество соблазнов. Он может увлечься собственными успехами, приписывая их исключительно своим талантам, и незаметно для себя станет заслонять собою Христа, как луна солнце. В результате такого «затмения» проповедник начнёт приводить людей не к Богу, а к себе. А ненасытное тщеславие может оттолкнуть его ещё дальше от христоцентричности, что неминуемо приведет к оригинальничанию, высокоумию. Такой человек превратит церковное послушание в саморекламу, погоню за собственным рейтингом, индексом цитирования, количеством упоминаний в СМИ. Именно на этом акцентировал внимание Святейший Патриарх на встрече с участниками прошедшего фестиваля «Вера и Слово».

Не меньшим соблазном является и излишнее желание понравиться аудитории, что чревато превращением миссионера в эдакого петрушку, который будет лишь развлекать и смешить. Конечно, всегда есть место доброй шутке, например, для того, чтобы снять возникшее напряжение. Но это должно быть органичным. Как, впрочем, и вся речь апостола нового времени, то есть его язык должен быть адекватным проповедуемому. И самое главное, он должен любить своё дело, ощущая себя лишь инструментом в руках Божиих.

1 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? Как сохранить молитвенный настрой в течение поста?
Советы пастырей
Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? Как сохранить молитвенный настрой в течение поста?
Советы пастырей
Мы приблизились к концу третьей недели Великого поста, и уже многие из нас в суете повседневности чувствуют некоторое охлаждение по сравнению с первыми днями. Как сохранить молитвенный и сосредоточенный настрой в течение всего поста? Как не растерять духовные плоды, приобретенные в первые дни?
В чем заключается духовная польза чтения Псалтири? В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
Ответы пастырей
В чем заключается духовная польза чтения Псалтири? В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
Всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору.
Иисусова молитва для мирян Иисусова молитва для мирян
Разъясняют пастыри
Иисусова молитва для мирян Иисусова молитва для мирян
Разъясняют пастыри
Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих ситуациях. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё в душе и сердце успокаивается.
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Сложный вопрос
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Священник Димитрий Шишкин, Священник Димитрий Березин, Священник Максим Крижевский
Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам.
Путь к единомыслию Путь к единомыслию
Рассуждают пастыри
Путь к единомыслию Путь к единомыслию
Рассуждают пастыри
В День народного единства, отмечаемого в России 4 ноября, православным христианам будет не лишним задуматься над тем, что же такое подлинное единомыслие между нами. Достаточно ли мы помним об этом понятии и состоянии, неразрывно связанном с нашей церковной жизнью?
Увидеть Покров Увидеть Покров
Слово пастырей
Увидеть Покров Увидеть Покров
О том, почему сегодня многие христиане не видят, как Господь и Матерь Божия пекутся о нашем спасении, и что лишает нас духовного зрения, а что может помочь нам прозреть, рассуждают пастыри.
Почему мы теряем теплоту и отзывчивость Почему мы теряем теплоту и отзывчивость
Рассуждают пастыри
Почему мы теряем теплоту и отзывчивость Почему мы теряем теплоту и отзывчивость
Рассуждают пастыри
В чем причина того, что мы становимся всё безразличней к ближним, к чужому горю и радости? И что мы можем сделать для того, чтобы в повседневной жизни преодолеть эту сердечную холодность?
Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2
Советы пастырей
Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2
Разъясняют пастыри
Священник Валерий Духанин, Священник Димитрий Шишкин, Священник Святослав Шевченко, Игумен Лука (Степанов),Священник Игорь Сильченков, Священник Павел Коньков
Преподобный Григорий Синаит предупреждает: «Увидишь свет или огонь вне себя… или образ какой, Христа, например, или ангела… не принимай это, чтобы не потерпеть вреда. И уму своему не попускай строить в себе такие образы – это ведет к прелести».
Критерии ложной и правильной молитвы Критерии ложной и правильной молитвы
Советы пастырей
Критерии ложной и правильной молитвы Критерии ложной и правильной молитвы
Разъясняют пастыри Русской Церкви
Никита Попов
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: кто не молится как грешник, молитва того не угодна Богу, даже если он мертвых воскрешал. Необходимо всегда молиться, опуская глаза. Молиться не как праведник: вот, мол, я такой хороший и т.д., а молиться именно как согрешивший человек.
Комментарии
Неверов Михаил23 ноября 2022, 11:08
Мне понравилось замечание Александра Калашникова. Оно мне ближе всего. Но это не означает, что этим своим замечанием Александр охватил весь спектр проявлений разных человеческих характеров и дарований. Для такого грешника как я, замечание Александра и полезно и конструктивно, а вот для человека, сохранившего с детства целомудрие и при этом скромного и кроткого - Господь открывает другой путь проповедания Истины, который посилен людям с чистым сердцем, хотя таких людей ничтожно мало по количеству.
Алексей Адыканов 8 января 2017, 23:34
Здравствуйте! С Рождеством Христовым всех! Чтобы люди слышали Слово Божие и их сердца обращались к святой вере, богословского образования мало. Нужно, чтобы проповедник стал святым, подобным св. прп. Серафиму Саровскому, который говорил - Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи. Спаси нас Господи
Юрий Чухманов 1 января 2017, 02:27
Обидно,что авторы статьи так мало уделяют внимания простым людям,рабочим,крестьянам.Уверен,в них веры больше чем у профессоров.А истинный миссионер должен быть подвижником.Тогда сможет говорить со всеми.
Юрий Чухманов 1 января 2017, 02:21
Кто не Божий,если и за интересуется благодаря медийным личностям,рекламным акциям,не за держится в Церкви.Пустое,мёртвое знание не даст плода.Только вера укрепленная знанием его даст.Бог видит сердца людей,их веру,приведёт их в Церковь.Ставка на интеллигенцию,деятелей культуры,умников-проиграет.
Юрий Чухманов 1 января 2017, 01:57
Нет у нас другой миссии,кроме как спасаться самим,по слову преподобного Серафима Саровского,а сумеем стяжать Дух Святой то сумеем и других стяжать для Царствия Небесного. Кто Божий,рано или поздно войдёт в ограду церковную.
Сергей30 декабря 2016, 14:35
Господь завёт каждого человека к Себе, Сам! Не надо этого забывать. Неверие полное и "своя вера" это жёсткий жизненный выбор человека. Сколько среди прихжан не понятно во что верующих людей! Видел как рядом с патриахом Кириллом стоял бугай байкер, демонстративно сцепив руки на груди. Он уверует?!
Юрий29 декабря 2016, 22:25
Каждый человек учит своего ребёнка чему то доброму, при этом мы не рассуждаем о подлинности добра, о нашей святости и греховности, о нашей компетентности в этом вопросе, мы просто берём и прививаем ребёнку добрый навык, потому что это важно. Рассказать другому о Боге, о вере, о надежде - это важно.
Татьяна Рачинская24 декабря 2016, 16:24
истиный Пастырь проповедует православие всей своею жизнью!!!А если говорит одно.но в жизни стяжатель или не имеет любви,то...Христос принес не религию,а учение ...Его учение есть Истина.И любовь принес.!!Давайте жить так,как жили первые Христиане ,первые апостольские общины.Читай послания Апостола Павла.Там все прописано.Остальное от лукавого
АлександрГ. 23 декабря 2016, 02:24
Когда пришел в первый раз в храм Сретенского монастыря, во дворе со мной поздоровался священник. Он поздоровался первым с совершенно незнакомым ему человеком, как со старым знакомым. И что-то во мне сдвинулось. В нем было столько доброжелательности, что это невозможно описать словами. Сейчас, я его не вижу, но его доброжелательность почему-то до сих пор теплеет в моем сердце. Вот и вся его проповедь. Храни, его Бог.
священник Андрей 3 декабря 2016, 23:47
Сразу оговорюсь,что я никудышний миссионер,и ничего не могу с этим поделать. Не умею и не понимаю, как можно людей массово приводить ко Христу. После моих лично "выдающихся" выступлений перед разными аудиториями ни один человек потом не появился в храме на службе. И нет в деревне рок-концертов, да и библиотека уже лет пять как закрылась. И это от меня не зависит. Но быть добросовестным священником,внимательным не только к людям,но и ко всем пастырским и не пастырским ситуациям вполне возможно. И если у меня нет такого дара, что можно сказать: "тебя насквозь я вижу", то не беда. Если с первого раза не попал в "десятку", то в следующий раз, переболев этим человеком, мне уже будет, что сказать ему по существу - лишь бы он пришел хотя бы еще раз. И приходят, иногда через полгода, иногда через год. Поэтому буквально за каждого нового прихожанина приходиться бороться, чтобы не оттолкнуть, не соблазнить, а аккуратно, и бережно, и индивидуально за руку привести ко Христу, а по другому как-то не складывается.
Александр Калашников 2 декабря 2016, 11:29
Все, написанное ниже, является моим частным мнением, и оно ни в коей мере не навязывается никому из читателей Портала!!!

А тема очень сложная. И очень жаль, что многие священники пытаются ее упростить, низводя Православие до протестантского примитивизма.

Пророки проповедовали. Святые люди... Имея целеуказание от Всевышнего и ведомые Духом они шли в народ, шли к царям. Несли Слово Божие, обличали грехи, вдохновляли народы на подвиги во Имя Господне.
И погибали, разорванные толпой, и Дух забирал их сильные отмеченные Всевышним души.

Господь, будучи человеком, проповедовал, неся Благую весть и Себе. Но Он - Господь.

Мы же, слабые и маловерные, рискуем, начав проповедовать, либо впасть в прелесть самовозвышения, либо разметать драгоценный жемчуг Слова перед свиньями.

Ну нет в нас Духа!!! Не заслужили!!! Грехами своими и безверием.

Как без силы вступать в борьбу?

Своей слабостью мы можем только спровоцировать "слушателей" на богохульство либо оттолкнуть их, при этом запятнав чистое Слово своим мусором.

Надо пытаться? С шашкой на танки? С ржавой и тупой?

Да пусть Господь отнимет Ему только ведомо с какой целью данный мне дар красноречия и повернет мою глупую голову в сторону моих грехов и беззаконий и хотя бы чуточку приоткроет мне глаза. Чтобы я увидел черноту своей бездны и замолчал.
И вот может быть тогда что-то во мне изменится.
И если Господу будет угодно, это увидят окружающие меня люди. И не услышат привычного потока нечистот из моей пасти. Или даже вообще ничего не услышат. Только перестанут меня бояться. И сами подойдут. И мы вместо пойдем рядом.
И это будет лучшая проповедь.

А у нас же получается, что священники в СМИ говорят о проповеди и миссионерстве, красиво говорят, прямо Цицероны, но при этом в Храме к ним подойти с насущным вопросом просто невозможно. И не только потому что не ответят, а чаще потому, что ответ будет такой, что захочется убежать и никогда более не слышать их отповедей и проповедей.
Лариса Ром 1 декабря 2016, 23:15
Вероятно надо начать с того, что Евангелие ,Новый завет , пусть в уменьшенной форме , должно быть доступно каждому. Пусть человек начинает читать хоть от безделия (Господи прости), хоть от безысходности или от счастья, интереса . Но небольшую книжецу раздайте желающим бесплатно. У людей возникнут вопросы , они пойдут за ответами к вам, священнослужителям.
1 декабря 2016, 13:55
Неприятно, когда, к примеру преподаватель в студенченской аудитории, спускается на язык студентов, и начинает опрощать речь, для того, чтобы понравиться. По моему убожеству, проповедник не должен подстраиваться под аудиторию, а всегда быть выше, чтобы к нему душа стремилась. Как душа жены к душе мужа, более подобной Богу. Горестно, что православных миссионеров так мало за рубежом. Даже Средняя Азия совсем заброшена. Вот, пример того, что сейчас там делают молодые американские протестанты https://vimeo.com/193396716 Увы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×