Сокрыться в пустыне ради проповеди

Для чего и насколько священник может погружаться в окружающий мир? Где проходят граница миссии, какие формы допустимы и какие таят опасность. Общественная деятельность, культура, СМИ. Где грань между разумным и соблазнительным в деятельности священника и проповедника. C этими вопросами портал Православие.ru обратился к своим авторам.

    

На тему проповеди вне храма, в частности, на стадионах и в концертных залах я высказывался 6 лет назад в докладе «Антиномия неотмiрности христианской проповеди в мiре». За это время и широкомасштабных проповедников поубавилось, да и молодежные массы оформились во всякие волонтерские движения, что весьма неплохо – перешли от слов к делу. Но все же поле миссионерской деятельности проповедника всегда шире ограды храма. Сам Христос учил не только в Иерусалимском храме и в синагогах, но и в пустыне, и на море, и на горах. И Его ученики, святые апостолы, следовали примеру своего Учителя. Спецификой нашего времени стал интернет с его поистине бескрайними возможностями передавать информацию, причем всех трех видов – печатную, аудио и видео. И это замечательно! Нынешним одаренным проповедникам нужно использовать возможности интернета, радио и телевидения, чтобы нести слово Божие людям. Но тут действуют разные правила игры: одно дело, когда ты замыкаешься в пределах православной ойкумены, и совсем другое, если выходишь за ее границы. В первом случае проще – аудитория, как правило, доброжелательная и невзыскательная. Если же мы пытаемся «выйти в мир», то попадаем на чужое поле, где нас начинают со всех сторон лупить нещадно. На этом попались некоторые наши опытные проповедники, привыкшие вещать по «Радонежу», «Спасу» и по «Союзу». А когда этих, раскрученных на православных СМИ, медийных батюшек стали приглашать в разные ток-шоу, начался один конфуз за другим, так что Святейший Патриарх даже не рекомендовал лицам в священном сане принимать участие в этом спектакле. Выступая перед нецерковными людьми, нужно удержаться от соблазна опуститься на их уровень – душевного, а нередко и плотского мудрования. Они здесь в своей стихии, а мы нет. Мы должны покорять мiр неотмiрностью своей проповеди, удивлять инаковостью своей жизни. С историками стоять на высоте метаистории, с физиками – христианской метафизики, с философами – христианской философии, со всеми – на позициях богословия. Но для того, чтобы вести такой диалог, нужно становиться духовными, чтобы, по слову святого апостола Павла, иметь дерзновение «судить обо всем». А вот в этом как раз дефицит – мало у нас образованных и духовных, зачастую – или образованные, или духовные.

Что происходит в пастырской жизни современных проповедников? Получив, как правило, семинарское образование, которое готовит их к священническому служению, они попадают на приход и говорят с амвона одни и те же проповеди, не утруждая себя серьезной подготовкой к ним. Если проповедник одаренный, то вокруг него возникает круг почитателей, зачастую – это восторженные женщины преклонных лет, которые возносят своего кумира на пьедестал Московского, Питерского, Рязанского или Душанбинского Златоуста. Хорошо, если батюшка с чувством юмора относится к липнущей на него славе. Хуже, если начинает считать себя, действительно, кем-то или чем-то выдающимся. Но давайте посмотрим на житие самого святителя Иоанна Златоуста, а также других Вселенских учителей и святителей – Василия Великого и Григория Богослова. Все они, получив блестящее по тем временам языческое образование, став одними из самых ученейших людей своего времени, развив в себе дар красноречия, сравнимый только с даром великих античных риторов, все, как один, уходят в монастырь, предаются суровой аскезе, нанося непоправимый ущерб своему здоровью. При этом совершенно не помышляя о том, что они будут вселенскими учителями, великими светильниками, выдающимися богословами. Они борются со своей плотью, посвящая себя полностью Богу, и – самое интересное – отрекаются от всех тех знаний и умений, которые получили в языческой школе. Спрашивается – зачем нужно было столько лет отдавать усиленному сначала ученическому, а затем ученому труду, чтобы поступить затем в послушание к грубому и совершенно необразованному, но духовному старцу? Самый известный и, для мирского слуха, вопиющий случай – это условия поступления преподобного Иоанна Дамаскина в монастырь Саввы Освященного, когда этого гениального песнотворца, богослова и иконописца не хотел брать под свое духовное руководство никто из старцев славной обители. После продолжительных и слезных просьб, умягчился только один, но поставил условие: чтобы Иоанн не писал ни одной строчки. Когда же молодой подвижник по любви и сочувствию к горю брата, потерявшего близкого родственника, нарушил запрет, написав потрясающие по глубине и красоте заупокойные песни, разгневанный старец выгнал Иоанна из монастыря. После долгих уговоров всей братии старец согласился принять Иоанна обратно с тем условием, чтобы тот собственноручно вычистил все нечистые места обители. Иоанн поспешил исполнить волю старца, но тот, тронутый таким смирением, остановил его и, облобызав, сказал: «О, какого великого подвижника блаженного послушания родил я во Христе». А через некоторое время, получив особое извещение Богоматери, старец благословил Иоанна на написание как церковно-поэтических, так и богословских сочинений. Западные церковные историки, а вслед за ними и некоторые из наших (А.В. Карташов, например) обвинили «грубых старцев» в том, что они сделали из цветущих юношей практически инвалидов. Собственно, так рассудят все, кто о духовности не имеет никакого понятия.

Со всеми, кто старается получить обширные светские знания и великую мирскую ученость, происходит то, что наука и ученость начинают обладать теми, кто хочет обладать ими.

Но что же происходило с будущими светильниками Церкви в этих суровых монастырях под руководством «грубых старцев»? А происходило с ними то, о чем пишет святой апостол Павел во многих своих посланиях – они совлекались ветхого человека и облекались в нового, из душевных становились духовными. Со всеми, кто старается получить обширные светские знания и великую мирскую ученость, происходит то, что наука и ученость начинают обладать теми, кто хочет обладать ими. Знания обладают человеком, а не человек знаниями. Ученый, исследователь прилепляется к науке, начинает зависеть от нее, превращая в страсть обладание ею. А Апостол говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6;12). Чтобы избавиться от этой зависимости, чтобы по-настоящему обладать полученными знаниями, нужно полностью отказаться от них, отречься от сладостной зависимости, отдать эти знания Богу – и Он вернет их обнищавшему обладателю, но уже обоженными, очищенными от пристрастия. И уже полноправный обладатель знаниями-ведением дерзновенно судит обо всем, а о нем никто судить не может (Ср.: 1Кор.2;15). Собственно в этом секрет тех, губительных для плоти, но спасительных для души, подвигов суровой аскезы, которые брали и берут на себя все преподобные отцы.

    

Есть ли у нас сейчас такие подвижники, которые, обладая обширными знаниями, сокрыли себя до срока в дикой пустыни или потаенном скиту? На первый, поверхностный взгляд – нет! Но не будем спешить! Еще мало времени прошло с тех пор, как Церковь получила свободу и в ее ряды пришли из мира образованные люди; совсем недавно духовные школы стали готовить ученых-богословов, а не простых священников на приходы; нужно время, чтобы плод в пустыне созрел и явился миру в назначенный срок. По меньшей мере двоих таких ученых отшельников, живущих ныне по строгому уставу под руководством духовно опытного старца, лично я знаю. А сколько их еще сокрыто от мира, одному Богу известно. Надо молиться, чтобы образованные молодые люди возгорались ревностью последовать примеру великих святых Православной Церкви, воспитывать в своих семьях таких молодых людей, учить их в школах и университетах, духовных академиях и богословских институтах. На все нужно время. А когда новые подвижники явятся миру – он сам ляжет у их ног, поверженный пламенным словом, прошедшим через горнило огненных испытаний.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Поиск истинной Церкви бесценен» «Поиск истинной Церкви бесценен»
Прот. Серафим Белл
«Поиск истинной Церкви бесценен» «Поиск истинной Церкви бесценен»
Беседа с американским священником Серафимом Беллом
О своём пути к Православию, миссионерской деятельности, а также о проблемах воспитания в современном мире и об отношениях России и Америки рассказывает отец Серафим Белл
Наше апостольство Наше апостольство
Иером. Силуан (Никитин)
Наше апостольство Наше апостольство
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Иеромонах Силуан (Никитин)
Миссионерское путешествие наше начнется тогда, когда мы выйдем из храма. Вместо Адрамитского корабля или «Диоскур» сядем мы в свои автомобили или в метро, и поедем не в дальнюю Согдиану или Нумидию, а к себе домой, или на работу, или в гости. (MP3 файл. Продолжительность 10:14 мин. Размер 7.4 Mb)
Программа «Православие. Инструкция по применению» начала выходить в эфире «Авторадио Архангельск» Программа «Православие. Инструкция по применению» начала выходить в эфире «Авторадио Архангельск» Программа «Православие. Инструкция по применению» начала выходить в эфире «Авторадио Архангельск» Программа «Православие. Инструкция по применению» начала выходить в эфире «Авторадио Архангельск»
«Православные священники будут отвечать на вопросы из жизни о Православной вере и церковных традициях: как вести себя в храме, куда поставить свечку, какие читать молитвы, как и зачем поститься», — рассказал автор проекта.
Патриарх Кирилл: Найти свой путь к жизни в Церкви Патриарх Кирилл: Найти свой путь к жизни в Церкви
Нам необходимо стремиться к тому, чтобы люди, пришедшие на катехизические беседы порой только потому, что это является неотъемлемым условием совершения Таинств крещения и брака, захотели воцерковиться, регулярно участвовать в Таинствах, найти свой путь к жизни в Церкви.
Сами видим и веруем Сами видим и веруем
Прот. Андрей Ткачев
Сами видим и веруем Сами видим и веруем
Протоиерей Андрей Ткачев
Перед нами не что иное, как требование веры зрелой и ответственной. Это не просто вера в правильные слова, услышанные однажды, но вера, пошедшая по пути дальнейшего углубления в сказанное.
Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая 19 сентября 2014 года очередное заседание Высшего Церковного Совета, заявил о необходимости активизации миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в регионах.
На «Селигере-2014» организованы миссионерские лекции для молодежи На «Селигере-2014» организованы миссионерские лекции для молодежи На «Селигере-2014» организованы миссионерские лекции для молодежи Миссионерские лекции для молодежи организованы на «Селигере-2014»
4-6 августа 2014 года на берегах озера Селигер в рамках смены «Духовные основы России» Всероссийского молодежного форума «Селигер-2014» состоялись встречи с молодежью председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонаха Димитрия (Першина).
Верные, об оглашенных помолимся… Верные, об оглашенных помолимся…
Прот. Андрей Ткачев
Верные, об оглашенных помолимся… Верные, об оглашенных помолимся…
Протоиерей Андрей Ткачев
Если у кого-то есть друзья, которые годами ходят вокруг да около храма, читают много всякой религиозной литературы, ищут, одним словом, то, быть может, самое время поминать их на этой ектении?
Религиозная гениальность Религиозная гениальность
Прот. Андрей Ткачев
Религиозная гениальность Религиозная гениальность
Протоиерей Андрей Ткачев
У России свой путь, имя которому – вселенская религиозная грамотность. И такая грамотность – ресурс смыслового обогащения, способ избавиться от ненужных конфликтов, рожденных хамским пренебрежением к чужой культурной традиции.
Комментарии
Елена25 декабря 2016, 00:11
В статье с глубоким пониманием предмета и замечательной способностью изложить это доходчиво до других разобран насущный для меня вопрос - соотношения, сосуществования в человеке знания и веры, их иерархия и слитность одновременно. Задумалась надолго и кое-что разрешила для себя. Спасибо, Владыка Питирим! Всегда с большим интересом читаю Ваши статьи.
lyudmila Toll22 декабря 2016, 08:08
Низкий поклон батюшке Питириму и многая лета во славу Церкви Божией
и для нашего спасения во Христе Иисусе.
людмила 3 декабря 2016, 09:10
Может все намного проще. Может не надо ни отшельничества ни учености. Забыли слова Христа "Кто хочет быть первым из вас будь всем слугою и рабом". Вот именно таких слуг и рабов сейчас не хватает, а богословами и поучениями "сверху" все уже пресыщены
Ольга 1 декабря 2016, 13:34
Как нет? В каждом мужском монастыре любого города, найдутся монахи-священники, от слова которых хочется враз измениться. Статья очень понравилась.
Pavel Putyatin30 ноября 2016, 20:21
Поправьте меня. Ведь чтобы получить духовные("обоженные знания") для начала нужны те простые знания (душевные). Даже если рассмотреть Лествицу, как пример для того, чтобы преобразиться в духовного человека.
Или как пример послушания, т. е. через опытного старца, имеющего знания для преображения из душевного в духовного.
Спасибо
тамара30 ноября 2016, 17:03
Владыка Питирим,Божией Вам помощи...Статья очень нужная,важная и очень интересная...
Екатерина30 ноября 2016, 14:15
Не первый раз читаю статьи уважаемого батюшки. Если бы он проповедовал где-нибудь поближе к центральной России, я бы точно вошла в круг его "восторженных почитателей преклонных лет"!!!
Валерия30 ноября 2016, 13:57
Очень интересная статья!
р.Б. Сергий30 ноября 2016, 13:46
Спасибо, владыка Питирим.Есть над чем поразмышлять, особенно в части Ваших слов,что, когда "попадаем на чужое поле, где нас начинают со всех сторон лупить нещадно."
Приходилось с чем-то подобным сталкиваться.
Одно дело,когда общаешься среди людей, в храме,который ты посещаешь, либо на православных сайтах.
Но когда на "мирских" форумах в интернете, где вбрасываются квазиправославные "жареные" новости, которые так любят часть современных СМИ и где пытаешься донести точку зрения верующего человека, поначалу удивляет тот вал агрессии, обрушивающийся на тебя со всех сторон.И сразу не можешь подобрать веские аргументы, а когда находишь их, время уже ушло.
Поначалу, удивляло, откуда такое количество негатива к Православию у людей, в нашей стране,где 80 % населения, позиционируют себя, как православные христиане.Потом понимаешь, что это,-небольшая, но очень активная часть противников христианства,концентрирующихся в нужное время и в нужном месте.
Но их, думаю, все-таки не большинство. И нужно научиться не только аргументированно отвечать им, но и молиться за них незрячих.
Радует тот факт, что людей,мыслящих по христиански и защитников Православия, с каждым годом на форумах в "мирских" СМИ становится всё больше.
Ещё раз спасибо, Вам, владыка, за этот нужный и интересный материал.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×