Что такое паремии и как правильно их воспринимать?

    

Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»).

Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий.

К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души.

И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его.

Итак, что же такое паремия?

Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

Вот какое, дорогие братья и сестры, величие момента! Вход посреди вечерни, прообразующей собой Ветхий Завет преимущественно, говорит нам о ветхозаветных Пророчествах о Господе нашем Иисусе Христе, о пришествии в мир нашего Спасителя.

И далее после прокимна (с греч. «лежащий или предлагаемый впереди») – специального краткого стиха чаще всего Псалтири, сжато и емко, говорящего о сути праздника или памяти дня, возглашается священником «Премудрость», что обозначает: сейчас будет звучать Слово Божие, далее чтец (диакон) называет книгу Священного Писания, из которой читается зачало (целостный отрывок священного текста), и священник возглашает «Вонмем», т. е. «предельное сосредоточенное на чтении внимание». И читается паремия. Причем в идеале диакон или чтец, облаченный в стихарь, при открытых Царских вратах подходит к священнику, стоящему возле горнего места, с книгой, где находятся паремии (есть даже специальная богослужебная книга «Паремийник»), берет благословение и, торжественно склонив голову перед книгой, держа ее выше головы, выходит на середину храма и читает также медленно, внятно, возвышенно, с благоговением. Все это говорит о важности момента. Ведь что такое паремия?

В переводе с греческого слово обозначает «притча». Это отрывок из Священного Писания, чаще всего Ветхого Завета, но может быть и из Нового, в котором повествуется о данном двунадесятом празднике или о великом празднике, посвященном Пресвятой Богородице или почитаемому святому, в день памяти которого совершается богослужение. Обычно паремий три, но бывает и больше. Так, например, на утрени Великой субботы паремий 15. Если служатся Царские (Великие) часы в навечерие Рождества Христова, Святого Богоявления (Крещения Господня), Страстной пятницы, то тогда читается перед Апостолом и Святым Евангелием одна паремия.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем же внимательны, чтобы повседневная суета не отобрала у нас слова Божия, звучащего для нас, исцеляющего и спасающего нас.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
14 ноября 2018, 09:38
Благодарю Господи!
Маргарита14 января 2017, 12:18
Итак, что же такое паремия?
виктор миронов29 ноября 2016, 19:02
я - глухой человек. ничего не слышно из Богослужения. я хожу на причастие и про себя читал Иисусову молитву. как мне быть?
Евгения26 ноября 2016, 13:09
Андрей, Ирина, большое вам спасибо! Буду изучать.) С бумаги церковнославянский более-менее понимаю, если есть время вдумчиво прочитать, для меня основная проблема - с восприятием на слух, если прежде не читала.
Ирина26 ноября 2016, 11:52
Отец Андрей! Спасибо Вам за наше просвещение. Все ваши статьи очень, очень необходимы.
Низкий поклон.
Ирина26 ноября 2016, 00:42
Для Евгении: полный Паремийник на русском языке есть на сайте azbyka.ru
Ирина26 ноября 2016, 00:36
При не очень четком чтении в храме отлично помогает изучение всего, что будет читаться на службе, заранее. Сейчас это не проблема: можно найти и сам текст и толкование на него. Много времени не займет, а богослужение предстанет во всей красоте и глубине! Это очень интересно и постепенно войдет в привычку! Хотела бы еще спросить: паремии или паримии - встречается и то, и другое написание. А как правильно?
Андрей26 ноября 2016, 00:23
Дорогая Алла,
посмотрите вот тут: http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi06.htm
Андрей26 ноября 2016, 00:18
Дорогая Евгения,
Какие паремии должны читатся на службе указано здесь: http://www.patriarchia.ru/bu/today
Тексты найдёте здесь: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/lekcionariy/parimii_ogr.shtml#parimii_obwie
Также множество переводов на русский: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/index.shtml
Евгения25 ноября 2016, 15:37
Я бы с удовольствием послушала паремии, но ничего не понятно: во-первых, я не очень хорошо понимаю церковнославянский; во-вторых, у нас читают не очень четко (в отличие, кстати, от Евангелия). Но я вижу и третью проблему. Для сравнения, Апостол и Евангелие, даже если не очень четко читают, можно заранее (в крайнем случае - потом) прочитать самостоятельно дома, чтобы потом лучше понимать, т.к. чтения дня есть в календаре. Но паремии я не могу нигде найти! Если есть источник, поделитесь, пожалуйста. Тогда можно было бы прочитать дома, подготовиться - и потом уже внимательно вслушиваться на богослужении.
р.Б.Алла25 ноября 2016, 14:58
Очень внятно все толкуется о.Андреем.Есть одна просьба,пожалуйста,разъясните,когда совершаются поклоны(земные,поясные),склоняется голова ;при чтении паремий,шестипсалмия,Евангелия.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×