Встреча подростка с Богом

В подростковом возрасте человек оказывается на перепутье: он пересматривает то, что уже успели воспитать в нем родители, ищет свой, личный подход к истине. Как говорить с молодыми людьми о Церкви? Как найти правильные слова и не оттолкнуть? Как мы сами должны духовно подготовиться к этому непростому диалогу? На эти вопросы отвечает протоиерей Александр Овчаренко.

    

Как говорить с детьми о вере и Церкви… Если с малышами это еще возможно, то с подростками уже требуются особые подходы. Однозначного рецепта здесь нет. И слава Богу! Мы все разные, разные и наши дети. Поэтому ко всему нужно подходить с рассуждением. Все, что делается и говорится без рассуждения, может привести к крайне печальным духовным последствиям… Без рассуждения нет и добродетели.

Вспомнить себя, какой я есть на самом деле, без масок

Родитель, взрослый, священник, начиная разговор с подростком, должен в первую очередь (все, конечно, зависит от обстоятельств, и времени, и случая, который привел к разговору) найти самого себя, того, кто стоит пред Богом в таинстве Исповеди или в редкие минуты внимательной молитвы чувствует присутствие Божие. Вот это и нужно вспомнить, вспомнить себя, какой я есть на самом деле, без масок — и именно из этого состояния разговаривать с детьми. Все мы, вольно или невольно, носим множество масок — «учителей», «начальников», «страдальцев», «бывалых» и т.д. Эти маски, личины — заведомо ложные и фальшивые одежки для наших личностей. Подростки очень остро и сразу чувствуют эту фальшь. Жизненно важно, чтобы момент разговора носил искренний характер участия, неравнодушия, боли, но не за себя, а за них! В этом большая разница!

Вера детей — это еще только «вера папы и мамы», потому что «так надо» или чтоб «не ругали», или (в подростковом возрасте) по инерции, если дети ходили в храм с младенчества. У них еще не было личной Встречи, той единственной и удивительной, которая должна произойти в их жизни. Это редкий, исключительный случай, можно сказать даже, уникальный случай, и, несомненно, его можно расценивать только как действие особой благодати, — когда мы наблюдаем в святых детях веру настоящую, живую, твердую.

Очень трудно говорить детям о вере, особенно подросткам… Это особые люди, с которыми нельзя понарошку, нельзя использовать штампы и мертвые образы. Через минуту скуки они уже будут в другом мире, через пять — они уже будут избегать вас. Но это не значит, что мы должны заигрывать с ними и развлекать их. Я повторюсь, только искренность и только уважение к собеседнику, подчеркнутое уважение, даже, я бы сказал, восприятие его как равного собеседника, а не какого-то глупого юнца, является действенным.

Слова должны быть простыми и доступными

Сначала нужно выстроить взаимоотношения, а потом уж взаимодействие (т.е. необходимо сначала наладить правильные человеческие отношения, чтобы получился разговор). А тут с каждым свое, индивидуальное. Нельзя читать морали. Неправильная проповедь, нарочитая набожность отталкивает подростка от Бога и Церкви. Слова должны быть простыми и доступными. Христос проповедовал ученикам и народу притчами, которые были понятны им. Если мы как бы обрушиваем Евангелие на подростка, то у него срабатывает «инстинкт самосохранения» его подросткового мира. Но если мы не навязываем и не давим, мы даем человеку возможность открыться нам навстречу. Мы не должны «загонять» их в Царство Божие, мы должны постараться подружиться с ними. Хорошо бы узнать интересы и проблемы собеседника, то есть начать простой разговор «по душам». А тем и «мостиков», чтобы перейти к разговору о «едином на потребу», всегда будет предостаточно.

И лучше не все разжевывать, надо дать душевную, духовную пищу и оставить — дать возможность подростку самому думать, страдать, размышлять, делать выводы. Конечно, тут требуется искусство — направить его за Христом, но другого пути нет. Если мы действительно хотим, чтобы они стали настоящими верующими, нам надо рисковать. Как, в принципе, и везде. Различать надо всегда возраст подростка, это очень важно, так же есть свои особенности в том, кто это — девушка или парень. Есть своя специфика. Надо признавать их право на собственный выбор и ошибки. Это право закреплено и Самим Богом — в виде их свободной и уникальной души. Это априори.

Вообще-то любой разговор о вере должен начинаться не с духовных моментов, а с правильной душевности. Помните слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам? Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор.15, 46). Вот например. Разбилась чашка. Дети. Игровая ситуация. Секунда — и детский взгляд уже ищет поддержки: только что он был безгрешно весел (здесь 50-й псалом некстати), а сейчас уже он встревожен, еще нет испуга, но он уже ждет... Чего ждет ребенок? Что он может услышать от нас? Вариантов на самом деле только два. Первый — ярость, бешенство родителей, наказание ребенка. И, как следствие, страх, парализованность мысли, чувств и наконец, в будущем, — слабость души. Выводов никаких. Мы спешим наказывать детей. И, как правило, наказываем не за нравственные проступки (лень, обман, подлость, трусость), а за то, что нам помешали «расслабляться» или мы понесли убыток. И второй. Какая прекрасная возможность для взрослого, для родителя, этот спонтанный пример жизни. Как расставить приоритеты? Надо воспользоваться им и указать на что-то главное. Пример. Младший разбил, а старшая сестра стала убирать. Подсказать младшему, что нужно поблагодарить сестру и поцеловать ее в щечку. Не бояться признавать свою ошибку и уметь ее исправить. Быть осторожным с вещами: хранить свою совесть надо ведь по отношению к Богу, людям и вещам. Это уже, конечно, больше относится к старшим детям. И старшим это будет хорошим примером любви, помощи ближнему и хорошим тренажером — не подсчитывать свои заслуги и добрые дела. Мала чашка, а польза от нее может оказаться огромной.

И все равно ему, подростку, будет интересна не ваша компания, а компания сверстников, и надо признаться, что это так и есть на самом деле, это очевидность. Но наш разговор будет обращен от сердца к сердцу, и подросток не сможет это не почувствовать и не оценить. Мы не сможем их заставить не совершать ошибок и грехов, это невозможно в принципе. Они поступают так, как поступила несмышленая, невнимательная, самоуверенная Ева. Они думают, что весь мир у их ног, и захотят попробовать грех «на зуб». Но одно дело — это сразу выплюнуть, другое дело — потянуться за следующим «плодом». И вот здесь мы можем успеть построить фундамент, установить стержень, на который когда-то потом смогут опереться наши дети, и, надеемся, они сделают выбор в пользу добра и добродетели.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
А правда, Вы видели Бога? А правда, Вы видели Бога?
Свящ. Алексей Забелин
А правда, Вы видели Бога? А правда, Вы видели Бога?
Священник Алексей Забелин
Довольно часто во время Таинства Исповеди я вижу, как подростки, подталкиваемые родителями, подходят к аналою и слышу, о чем они молча спрашивают Бога, вслух называя заученные грехи
Сначала полюби Сначала полюби
Свящ. Валерий Духанин
Сначала полюби Сначала полюби
Священник Валерий Духанин
Это тот возраст, когда можно наглядно показать, что безверие не дает никакого смысла, атеизм исповедует конечную смерть всего, и только вера в Бога говорит, что ты бессмертен, что у тебя есть бесконечная перспектива совершенства, но чтобы достичь этого, надо быть с Богом.
Иди и говори Иди и говори
Прот. Андрей Ткачев
Иди и говори Иди и говори
Протоиерей Андрей Ткачев
Как говорить о вере с подростками? Такой вопрос на повестке. Многие его задают. Но не все, кто должен. Слышишь, бывает, в церкви «Вот вышел Сеятель сеять…» и плакать хочется.
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Сложный вопрос
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Священник Димитрий Шишкин, Священник Димитрий Березин, Священник Максим Крижевский
Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам.
Комментарии
Александр25 ноября 2016, 18:48
Что делать конкретно? Боюсь на этот вопрос никто не даст ответа. Ситуации как и люди только с первого взгляда все одинаковые. Для себя определил несколько параметров. Во первых Господь дал тебе именно тех детей которые у тебя и это не случайная лотерея. У вас уже есть не только физические похожести но и духовные, душевные моменты взаимопонимания. Подчас в моментах воспитания откидываю все шаблоны. Все теории, успокаиваюсь и начинаю как бы действовать по повелению сердца (не просто это описать)Подчас эти спокойные реакции выглядят как папа с ремн
Никита20 ноября 2016, 06:44
Джимми18 ноября 2016, 20:00
Ваши слова прекрасны, естественнно.) Ну, а, конкретно, что делать?

Джимми, любить своих детей и молиться за них на утренней и вечерней молитве.
Илона18 ноября 2016, 23:19
Спасибо большое! Очень важная тема для многих родителей, Спаси Вас Господи!
л.и.18 ноября 2016, 22:10
Нужно для них быть примером в вере,и неустанно молиться о них
Джимми18 ноября 2016, 20:25
Ваши слова прекрасны, естественнно.) Ну, а, конкретно, что делать?
ТаняСем18 ноября 2016, 10:33
Боже,научи и вразуми меня,грешную,направить ребенка по Твоей дороге,помоги мне,немощной,иметь рассуждение и правильно рассказывать дочери о Тебе,хотя нам еще 5 лет (а может и уже)меня не хватает для грамотного разговора о вере,,,Остается надеяться на Волю Божью и по силам идти к Нему вместе с ребенком!!!Слава Богу за данную статью и низкий поклон автору!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×