Христос говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9). Каким же образом для приобретения друзей в Небесном Царстве можно тратить блага этой земной жизни?
Снова обратимся к притче и постараемся глубже вникнуть в ее смысл. Она говорит нам о том, что мы не являемся полноправными хозяевами своего земного «имения» – мы лишь временные его пользователи, и оно ценно только в той мере, в какой может подготовить нас к вечности. Туда человек ничего с собой не возьмет, ни ученость, ни мастерство, ни любые практические способности там не пригодятся.
Ко всему, чем мы обладаем в земной жизни, надо относиться как к Божьему дару и помнить, что за все свои решения нам придется отчитываться перед Подателем всех благ — нашим Творцом. Следовательно, все мы являемся должниками перед Господом. И поступать по отношению к другим людям надо так же, как управитель в притче: проявлять снисхождение и оказывать милость, поступаясь своим временным имением ради приобретения будущих вечных благ. Это неоднократно повторяющаяся в Евангелии истина и духовный закон: мы спасаемся через своих ближних. Вспомним, что писал апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20).
Только надо учитывать два момента. Во-первых, благотворить (делиться своим даром, способностями, богатством) нужно ради Христа, а не с иными целями, иначе пользы от благотворения человеку не будет. Во-вторых, не стоит понимать слова «благотворение», «милостыня» в узком смысле. Благотворение — это проявление любого добра по отношению к ближнему, все, что человек может сделать благого, используя свое время, силы, способности.
Не всегда обязательно, а порой и недостаточно, оказать денежную помощь. Иногда намного важнее выразить искреннее участие, поддержать, сказать доброе слово, посочувствовать, помолиться, дать полезный совет, то есть пройти с другим человеком его поприще — трудную ситуацию, неравнодушно отнестись к его горю, даже если со стороны оно кажется незначительным.
Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришла со своей бедой женщина, у которой не неслись куры. Все над нею посмеивались и даже негодовали: нашла из-за чего старца тревожить. А преподобный воспринял ее беду с искренним сочувствием, сказав, что в этих курах заключена вся жизнь этой женщины, и вымолил ей помощь от Бога. Его молитвы помогали даже в безвыходных ситуациях, потому что чужое горе он принимал в свое сердце и молился за чужих людей, как за себя.
В своем наставлении о спасении преподобный Серафим Саровский в образной форме призывает каждого использовать свой дар — торговать тем товаром, какой у кого лучше идет, с которого больше получается духовной прибыли, чтобы богатеть для Неба. Можешь молиться — молись, умеешь заработать большие капиталы — не трать все на себя, не припасай внукам и потомкам до десятого поколения, поделись с нуждающимися, с тем, кто находится рядом с тобой (к примеру, с подчиненным) или со встреченным в пути (его тебе Бог послал). Какой имеешь от Бога дар, таким и помогай ближнему.
И не надо ждать особого случая, какой-то чрезвычайной возможности, чтобы проявить свой талант во всей силе. Следует использовать каждый удобный повод для помощи другому человеку и облегчения его тягот, от всего сердца, искренне проявляя христианскую любовь.
В завершение притчи Спаситель говорит, что «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский, поясняя эти слова, писал, что Господь «малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, ибо скоропреходящее, а многим — богатство небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает». При правильном применении нам всецело не принадлежащего — чужого, малого богатства временной жизни (даже если это миллионы), мы можем обрести богатство собственное и непреходящее — неизреченное блаженство вечного пребывания в Небесном Царстве.
Человек, который всей душой привязан к ничтожным ценностям земной жизни, утрачивает способность быть с Богом, потому что «никакой слуга не может служить двум господам, — разъясняет Христос, — ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16, 13).
Однажды мне пришлось быть свидетелем такого диалога: «Ну как, ходили вы с семейством на Пасхальную службу?» — «Да нет, в этом году даже на крестный ход не выбрались — так умаялись за день на огороде, что к ночи уже никаких сил не осталось». Даже если мы никого не обманываем, не воруем, а просто все свое время уделяем только земному существованию, мы забываем о Господе и теряем живую связь с Ним.
У любого человека существует своя внутренняя иерархия ценностей: на первом месте у него или Бог, или маммона — образ абсолютной преданности земному. «Если ты раб житейских попечений, — предупреждает святитель Филарет, — то не можешь в то же время быть рабом Божиим».