Жил в Москве юродивый…

Наталья Давыдова

Источник: Журнал "Покров"

    

С давних времен царей на Руси почитают, а дураков любят. Любят, как нигде в мире, какою-то необъяснимою и странною любовью. Смеются над ними, потешаются, бьют, ругают, но любят и, пожалуй, чуть опасаются, и не только люди простые, но и самодержцы. Кто их знает, чем их глупость обернется… Есть в них что-то загадочное, непостижимое разумом, невидимое глазом.

С давних времен о дураках рассказывают сказки, значит, издавна удивляют и занимают они людей. Лежит сказочный Иван-дурак весь день на печи или на лавке сидит и баклуши бьет, а если за дело возьмется, пользы от его работы нет никакой. И никто постичь не мог, как случилось, что Иван-дурак мудрее всех оказался – из ветхой избы вдруг в царский дворец перебрался, на царской дочери женился и полцарства в придачу получил, а старшие умные братья в дураках остались? Где эта грань между мудростью и глупостью, нищетой и богатством, когда и как ее сказочный Иван перешел?

Посмеивались люди над дураками, но опасались, как бы им, подобно старшим братьям, в дураках не остаться. Кто знает, что в жизни случится, чем глупость обернется…

Василий Блаженный, картина Сергея Кириллова Василий Блаженный, картина Сергея Кириллова
    

Вот и над юродивым Василием – Василием Блаженным – смеялись, порой били и пинали, но побаивались, оттого что не раз видели, как его нелепые речи и поступки оказывались мудрыми и пророческими.

Сказочные дураки побои и поношения терпели, потом за свое терпение получали награду – почести, богатство, а юродивые, которых много бродило по миру и до Василия Блаженного и после, иной путь проходили, часто совсем противоположный.

Так, из жития юродивого Прокопия Устюжского известно, что был он некогда богатым купцом, «воспитан среди богатства великого». Но как-то, приехав торговать в Великий Новгород, раздал весь свой товар нищим, ничего себе не оставил. Босой и нагой ушел в город Устюг и там начал юродствовать: скитался по северному городу разутый и раздетый в мороз и зной, носил три кочерги в левой руке, терпел брань и насмешки. А юродивый Михаил Клопский вышел из княжеского рода, да тоже покинул богатый дом, жил в монастыре нищим, убогим и безродным.

Молитва Прокопия Устюжского Молитва Прокопия Устюжского
    

Все иначе у юродивых, чем у сказочных дураков, все наоборот. Бежали они от почестей и богатства, обрекали себя на нищету, бесприютность, унижения. Зачем же и для чего терпели лишения? Уже в ранних христианских монастырях появились эти странные люди. Блаженная Исидора жила в египетском монастыре в IV в. Видели ее вечно босой, в нищенской одежде, с тряпкой на голове. Служила она в поварне, питалась крошками со стола и остатками в сосудах. Ее поносили и унижали, она же все переносила с терпением и молчанием и, чем больше бранили ее и смеялись над ней, тем более она радовалась. Ну разве ведут себя так здравые и разумные люди?

А юродивый Серапион Синдонит бродил по миру в одном синдоне – простой льняной одежде, носил с собой всегда лишь Святое Евангелие. Переходил от селения к селению, и никогда не было у него крова над головой. Никто не помнит, чтобы он просился к кому-то на ночлег. Серапион Синдонит знал наизусть Священное Писание и был его искусным толкователем.

А в блаженного Симеона бросали камни и били палками. Дети, увидев его, кричали: «Чернец юродивый!» Однажды в воскресенье юродивый Симеон набрал за пазуху орехов, вошел в церковь во время литургии и стал орехами гасить свечи. Потом взошел на амвон и кидался орехами в женщин. Едва прогнали его из церкви. Когда выбежал, опрокинул столы с хлебами, за что торговцы избили его почти до смерти. А он снова за свое. Ну какой с него, безумца, спрос! Но было у юродивого Симеона несколько близких людей, которых наставлял он мудрым советом и говорил с ними без всякого притворства. За два дня до кончины назвал диакону Иоанну день своей смерти и указал дела, которые особенно угодны Богу.

Многие подтверждения есть, что юродивые – не безумцы или глупцы, но здравые и разумные люди, порой мудрые богословы. Безумие их мнимое, ненастоящее. Так, блаженный Иоанн Ростовский мог читать по-латыни, что говорило о его высокой образованности и знатности происхождения. А из жития богослова, ученого-исихаста Саввы Нового известно, что он некоторое время тоже юродствовал, казался безумцем, но вскоре оставил этот путь и вернулся к прежним занятиям.

Блаженный Серапион Синдоит Блаженный Серапион Синдоит
    

Почему же разумные люди прикидывались дураками? Зачем терпели насмешки, издевательства, побои? Почему в отличие от сказочных дураков не хотели наград и почестей за свое терпение? Напротив, блаженный Симеон молил Бога, чтобы Он скрыл его добрые дела от людей до его кончины. Когда же в монастырь, где жила блаженная Исидора, пришел чтимый всеми пустынник Питирим, поклонился в ноги Исидоре и произнес: «Молю Бога, чтобы оказаться равным ей в День Страшного Суда», тогда увидели все в безумии Исидоры ее мудрость и праведность, изменилось отношение к ней. Казалось бы, живи и пользуйся заслуженным почетом, но та на другой день ушла из монастыря и умерла в безвестности. И когда открывалось людям блаженное притворство Серапиона Синдонита, высота его терпения, то просили его: «Останься, старче, мы будем всегда почитать тебя отцом и владыкой душ наших». Он непременно уходил, вновь отправлялся в странствия, обрекая себя на лишения и тяжесть жизни юродивого.

Так зачем же мудрые люди живут вопреки здравому смыслу, житейской логике? Путь сказочного Иванушки-дурачка яснее и понятнее. Был он глуп, да прошел жизненные испытания, поумнел и получил заслуженные награды – почет, уважение, полцарства и прочие жизненные блага. Юродивый же, напротив, чем больше лишений терпит, тем меньше в этих благах нуждается. Да оттого это, что юродивый не по языческим законам живет, не сказочной мудрости следует, а другой – христианской. Многим языческая мудрость ближе, понятнее, потому-то другая порой кажется безумной, нелепой.

Святой Андрей Христа ради юродивый Святой Андрей Христа ради юродивый
    

Если жизнь сказочного дурака нам толкует сказка, то жизнь юродивого разъясняет Евангелие. И лишь тому истинный смысл пути юродивого раскрывается, для кого евангельские истины – не безумие, а высшая мудрость и правда жизни, кто принимает заветы Иисуса Христа, данные Им в Евангелии, и пытается следовать им не только словом, но и делом. Далеко не всем, а лишь немногим это под силу. Многим не только принять, но понять-то их сложно. Вот, например: «…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). То есть откажись от всех благ земной, временной жизни: от дома, тепла, уюта, от дорогих и близких тебе людей ради Христа – Его слову поверь, за Ним следуй и получишь награду, которая несоизмерима ни с какими земными временными благами, – жизнь вечную.

И дальше: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9:23–24).

Забудь о своих желаниях и страстях, подчинись слову Бога, за Ним следуй. Живи с вечной готовностью принять муки крестной смерти – принести себя в жертву ради спасения людей, забудь о себе, но о Боге и о них помни. Поверь, что крест – это не только тяжесть мук, но и радость спасения. И если хочешь сберечь душу свою, то есть жизнь, лишь о себе будешь думать и заботиться – вопреки заповедям Христа жить станешь, то потеряешь жизнь вечную. А если отречешься от себя – от эгоизма своего и себялюбия, – то сбережешь бессмертие души.

А вот, кажется, совсем просто – не завидуй, не осуждай, не гневайся, прощай обиды. Но попробуй выполнять это ежедневно и ежечасно! Или последовать другому ясному и понятному завету: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21).

Понятно и ясно, но этого не смог выполнить даже праведный юноша, отошел от Христа с печалью.

Вот и получается: для тех людей, которые более всего дорожат настоящей, земной жизнью, для кого она – единственный и неповторимый момент бытия, мудрость есть способность человека найти путь к богатству, власти, славе, заслужить почет и уважение, пожить в свое удовольствие. А венец мудрости – достижение высшей власти, царского богатства, почестей. Оказывается, что сказочный дурак земной мудростью живет, мудрости века сего следует, то есть сиюминутной, проходящей, временной, получает в конце сказки высшие блага мира сего – власть и царскую дочь с приданым.

Блаженный Иоанн Ростовский Блаженный Иоанн Ростовский
    

Юродивый служит противоположной мудрости. Она недоступна властителям века сего преходящего. А если бы приняли они ее, то отказались бы от почестей, власти, богатства. Для юродивого мудрость есть воплощение в своей жизни Заветов Христа, отречение от благ мира сего ради жизни вечной, спасения от смерти. И слова апостола Павла: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4:10) означают, что они, апостолы, верные ученики и последователи Иисуса Христа, отвергли временную, земную мудрость ради вечной, земные истины ради небесных, что они безумны с точки зрения земной – низкой, мудры – с небесной, высшей.

Порой невозможно постичь разумом, как близко стоят понятия «мудрость» и «безумие», «богатство» и «нищета», «гибель» и «спасение». Нельзя увидеть грань между ними, заметить миг, когда мудрость вдруг обернулась безумием, глупостью; богатства, материальные блага человека – его внутренней духовной нищетой…

Мудрость мира сего видна. Евангельская мудрость сокрыта от глаз, сокровенна, путь к ней долог, труден, тернист. Человек приближается к ней по мере своего невидимого прочим людям внутреннего духовного роста. Лишь когда он сможет увидеть в отказе от материальных благ – духовное богатство, в желании власти, почестей, славы – порок, а не достоинства, тогда приблизится к христианской истине, а если сам встал на этот путь – значит, постиг.

Жизнь юродивых – это воплощение христианской мудрости в высшей и максимальной мере. Юродивые ради Христа, лишь слову Его повинуясь, не просто покидали свой дом, они годами не входили в человеческое жилье, обрекая себя на бесприютность, скитания. Они не только отказывались от домашнего тепла и уюта, самых необходимых человеку удобств, но искали дополнительных лишений. Юродивый Виссарион 40 лет не преклонил головы, спал сидя или стоя, однажды простоял на молитве сорок суток с воздетыми к небу руками под дождем и зноем. Московский юродивый Иоанн ходил обремененный железными цепями, с тяжелым железным колпаком на голове, с медными кольцами на пальцах и железной палицей в руках.

Счастливый, картина Василия Перова Счастливый, картина Василия Перова
    

Они не просто носили нищенскую одежду, но часто совсем отказывались от нее. Они не только раздавали бедным свое имение, но отрекались ради ближнего от последних, самых дорогих и необходимых вещей. Блаженный Серапион Синдонит как-то пришел в Александрию и увидел нищего, дрожащего от холода. Тогда старец снял свой синдон и отдал ему. Сам же сел нагой возле дороги с Евангелием в руках, с которым ни на миг не расставался всю жизнь. Увидев человека, которого вели за долги в темницу, святой продал Евангелие и заплатил его долги.

Юродивые Христа ради не просто отказывались от привычной жизни, они поистине «отвергались себя», отказывались даже от своего облика, принимая порой вид уродливый и безобразный, вызывая к себе отвращение не только людей, но и собак. Когда юродивый Андрей пытался хотя бы на краткое время укрыться от холода под кровлей жилища, приходил к нищим, они гнали его палками, как собаку, кричали: «Пошел прочь отсюда, пес!» Блуждая по улицам, он в одном закоулке увидел собаку и, надеясь согреться, лег рядом. Но, заметив его, собака ушла.

Над ними недобродушно посмеивались, к ним относились как к ненормальным и больным, их унижали, оскорбляли, били. И они, здравые, мудрые люди, не обижались, не проклинали своих обидчиков, напротив, с благодарностью и смирением принимали обиды и оскорбления, считали, что терпят их заслуженно за свое духовное несовершенство. Так и блаженный Андрей лишь себя укорял: «О, сколь ты грешен – не только люди, но и псы пренебрегают тобой!»

Они не просто смиренно сносили обиды, но поведением своим провоцировали людей на более тяжелые оскорбления. И чем сильнее поносили их люди, тем усерднее была молитва юродивых за своих обидчиков – тем выше подвиг терпения, смирения, любви. Очень немногим под силу такая жизнь – лишь достигшим поистине христианской мудрости и духовных высот.

Ходили юродивые по Руси нагие, босые, бесприютные. Мало кто из людей видел в вытворяемых ими безобразиях высоту духовного подвига, лишь Бог Всевидящий. Никаких наград людских и почестей не имели они за свое терпение и смирение. Но Богом были награждены уже при жизни земной даром пророчества и особого духовного зрения – видения…

Наталья Давыдова

Источник: Журнал "Покров"

10 ноября 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья Иванова 14 ноября 2016, 12:02
Народ, а не толпа всегда вдохновляла Иконописцев. Поэтому в 21 веке все устремились к знаниям и успешному капиталу. Молодые люди не думают кто рядом с ними, юродивый или дурак. Если не успел в капитале- значит дурак. А если не угоден родне- значит юродивый, раззява проще говоря. Упустил своё счастье и отдал себя на торги успешным. Вот и Слово Закона Бога - не в почёте, а в успешности, а то и вовсе в дремучих лесах или диких степях....
Михаил Анохин12 ноября 2016, 18:47
Известно, что Салон прикинулся юродивым, чтобы дать законы Афинам, раздираемым социальными противоречиями.
Что с дурака взять?
Государи при себе содержали шутов.
Легче снести укоры от дурака.
Многих иудейских пророков можно отнести к этой категории юродивых.
Андрей 11 ноября 2016, 10:34
Восхвалять жизнь юродивых это конечно хорошо, но кто будет воспитывать детей, защищать родину, если все мы станем юродивыми. Крест дан каждому и мы все его несем.
Наталья Иванова 10 ноября 2016, 19:22
А ещё говорят: начертанные. Т.К. не имеют собственного заработка и терпения быть среде пользователей планеты Земля.
Александр 10 ноября 2016, 18:58
Да
Валентин Скворцов10 ноября 2016, 18:55
Слава Богу за Молитву Иисусову, с ней молились, молчали, терпели, побеждали козни! Учили Жизнью, православная Жизнь - объятие своего Креста, несение на раменах своих добровольно Посильной Ноши - частицы Креста Господня. Святая Параскева, моли Бога о нас грешных; Св. Димитрий Ростовский и все Святые молите Бога о Земле Российской.
Андрей10 ноября 2016, 18:34
Наталья спасибо за статью.Их(юродивых) высот нам не достичь но сделать доброе или не сделать плохого это в наших силах.Слава Богу за всё!
ТаняСем10 ноября 2016, 11:53
Впечатляюще!Такие высокодуховные люди непременно святые,ведь только ради Бога можно терпеть такие лишения и не просто терпеть,а сознательно лишать себя и ужесточать условия существования(жизнью даже не могу назвать),ведь мы,так называемые христиане,даже и помыслить не можем о ТАКОМ кресте,А эти юродивые люди "плавали"в таких условиях,как ребенок в утробе матери!Во истину,что невозможно человеку,возможно Богу!!!Прости,Господи,меня немощную и дай сил,хотя бы качественно молиться!!!Слава Богу за все!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×