Непослушание – препятствие любви

Продолжая разговор о послушании, игумен Нектарий (Морозов) рассуждает о том, как правильно понимать евангельские слова: «Да убоится жена своего мужа»; возможно ли послушание неверующему супругу; в каких ситуациях муж должен слушаться жену и почему.

К. Маковский. Сцена из боярского быта XVII в. К. Маковский. Сцена из боярского быта XVII в.

Говоря о послушании Богу, вспоминают слова апостола Павла из Послания к Ефесянам: «Да убоится жена своего мужа». В них очевидно содержится указание на то, что жена должна быть мужу послушна. Хотелось бы остановиться на этом и объяснить связь.

Дело в том, что эти слова вообще, к сожалению, далеко не всегда понимаются правильно. Безусловно, у апостола Павла речь не идет ни о страхе в привычном для нас смысле, ни о внушении этого страха различными недопустимыми способами, начиная с какого-то подавления при личном общении и заканчивая методами физического воздействия.

Речь идет о том, что мужчина должен в большей мере брать на себя ответственность за свою семью и, как некий локомотив, тянуть за собой баржу семейной жизни. И если это происходит, то, безусловно, такой муж вызывает у своей жены то уважение, которого он закономерным образом заслуживает. Но, по меньшей мере, странно на месте мужчины требовать к себе отношения как к главе семьи, если он ничего не делает для того, чтобы соответствовать этому наименованию: денег в дом не приносит, никаких семейных проблем не решает, а только их создает, ничего не знает, не умеет, не может.

Когда мы говорим о страхе применительно к отношениям человека и Творца, мы ведь тоже имеем в виду не какой-то панический или рабский страх. В данном случае под страхом мы понимаем благоговение, уважение, почтение или почитание. Подобный же смысл вложен и в апостольское «убоится жена своего мужа». То есть Церковь не требует от женщины беспрекословного послушания мужу. Христианский взгляд на брак совершенно не предполагает, что мужу вручается нагайка, как это было принято в казачьих семьях, и с ее помощью он должен управлять своим домом. Если мужчина не способен действительно править своим домом и обеспечивать его всем необходимым, то ему надо нагайку для себя самого завести. А если он этого не сделает, то, как показывает практика, скорее всего, это сделает его жена. Когда женщине приходится в семье выполнять функции главы семьи, то она главой семьи и становится. От этого происходит какой-то страшный перекос в семейной жизни.

Семейная жизнь – педагогический процесс

В наше время достаточно часто женщина, к сожалению, перед такого рода проблемой ставится самой жизнью. Почему так – вопрос, заслуживающий отдельного исследования. Можно, наверное, говорить о том, что мужчина оказывается существом более хрупким и менее выносливым, чем женщина. Но находить в этом оправдание для себя мужчине нельзя.

Семейная жизнь – во многих отношениях своего рода педагогический процесс. Безусловно, в идеале муж и жена – это два человека, которые друг друга чему-то учат. Лучший способ воспитания – это когда человек о нем не подозревает и всё носит естественный характер. Но иногда мужу или жене приходится воспитывать другого супруга явным образом, открыто. Чаще всего это обижает, хотя напрасно: в любом возрасте человек должен быть способен учиться и быть рад возможности учиться.

Повиновение – это возможность

Предположим, в семье оба супруга – люди верующие, стараются жить по Евангелию, но возникает какая-то ситуация, и непонятно, как поступать: у мужа и жены разные на этот счет мнения. Как им быть? Вполне закономерно, что в этой семье должен быть духовник, лучше и проще, если это – один человек. Можно прибегнуть к нему за советом и обсудить ситуацию втроем. Однако делать из священника третейского судью неестественно, неправильно. Все-таки духовник в большей степени существует для решения духовных вопросов, а не житейских.

Опять-таки брак – это ведь не только совместная жизнь двух людей. Это и любовь, которая лежит в основе брака, – потому что если нет любви, о чем можно говорить?! Любовь предполагает уважение друг к другу, уважение к каким-то качествам друг друга. Ну и, безусловно, брак – это способность людей смиряться друг перед другом. Если всего этого в браке нет, то он будет каким-то неполноценным. Наличие любви, уважения, правильной оценки друг друга, готовности в случае необходимости с чем-то смириться дает возможность по каждому поводу договориться.

Хорошо, когда в семье регулярно происходит то, что можно было бы назвать семейным советом. В нем могут принимать участие и дети, ведь спрашивать мнение ребенка в какой-то конкретной ситуации бывает очень полезно, потому что тогда он с самого раннего детства приучается к ответственности. Даже можно порою поступить так, как ребенок просит, а потом показать ему последствия. Это очень хорошая школа, если речь, конечно, не идет о каких-то жизненно важных вопросах, в которых нельзя допустить ошибки.   

И такой совещательный способ решения различных вопросов опять-таки должен еще до брака войти в жизнь пары. Необходимо, чтобы каждый здраво оценивал свои силы, опыт, умения, интеллектуальные способности, ведь бывает так, что человек, который в чем-то не разбирается, совершенно игнорирует этот факт и настаивает на своем. Согласиться и смириться ради мира в некоторых случаях – оправданно, однако если это будет происходить постоянно, то просто разрушится всё и семья останется у разбитого корыта. Поэтому это сложный такой процесс, требующий и мудрости, и любви, и смирения. А иногда твердости.

Больше прав у того, кто несет большую ответственность

Проще говоря, больше прав у того, кто несет большую ответственность.

Мужу естественно руководить, жене естественно и помогать, и в чем-то повиноваться. Опять-таки повиновение – это не то, что унижает достоинство человека; это, наоборот, некая возможность. Когда женщина понимает, что она может быть уверена в мужчине, может положиться на него, желание руководить у нее все-таки проявляется в минимальной степени. Ведь благодаря этому у нее есть возможность заниматься своими женскими делами: детьми, домом, собой. Борьба женщины за власть – это в большей степени последствия совершенно изломанной и извращенной жизни семьи, издержки того, что слишком мало мужчин, которые на себя ответственность берут.

Дело не в вере

Рассмотрим другую ситуацию, когда в семье только один человек является верующим, церковным и старается жить по Евангелию, а другой супруг требует принятия решения, которое несообразно с христианскими убеждениями, или запрещает ходить в храм, говорить с детьми о вере. Каков должен быть принцип действия?

Есть ситуации, когда нельзя ни уступить, ни отступить, а придется настаивать, но не на своем, а на том, что больше и выше тебя

Есть ситуации, когда нельзя ни уступить, ни отступить, а придется настаивать, но не на своем, а на том, что больше и выше тебя. Есть вещи, которых ты, как верующий человек, не можешь сделать или, наоборот, обязан сделать, для того чтобы остаться христианином. Другое дело, что и твердость можно проявлять с любовью, мудростью, со смирением, а можно всё делать в гневе, в раздражении, в досаде, и, конечно, тогда это ни к чему хорошему не приведет.

Снова вспомним совет из Деяниях святых апостолов: кого больше подобает слушать – людей или Бога? Безусловно, Бога (см.: Деян. 4: 19). Ради сохранения мира и любви можно пойти на компромисс и когда-то вместо службы отправиться с мужем в гости или провести вечер дома, если он этого хочет. Но совсем отказываться от церковной жизни, от домашней молитвы, от собственного поста, конечно, ни в коем случае не надо. Кесарево – кесарю, а Божие – Богу.

Правильно провести эту грань поможет жизненный опыт, любовь к человеку, который рядом с тобой, и духовник, который при необходимости отделит чрезмерную ревность ко благочестию от готовности уступать во всем.

Во всех подобных запретах – ходить в храм, водить туда ребенка – речь ведь идет не столько о вере, сколько о нарушении каких-то элементарных норм совместной жизни. Если супруг или супруга и прежде были готовы с уважением отнестись к каким-то твоим потребностям, нуждам, интересам, даже не разделяя их, то он или она и к твоей вере, к церковной жизни тоже будет относиться с уважением. А лучше всего еще до вступления в брак понять: кто тот человек, с которым ты соединяешь свою жизнь: уважает ли он тебя, готов ли он прислушаться к твоему мнению, разумный ли это человек, совестливый ли, любящий ли?

Если этого нет, то, значит, надо постараться что-то в семейной жизни перекроить – с любовью, милосердием и все с той же твердостью. Ведь отношения в семье – плод наших трудов или, наоборот, наших ошибок.

И это вовсе не будет грехом против смирения. Совместное пребывание людей дает широчайший спектр того, в чем можно уступить без ущерба для своей веры и своих взглядов. Вот и учись на этих ситуациях смирению, почему нет?

Послушай женщину…

Немало при этом и случаев, когда муж должен послушаться жены. Некоторые любят вспоминать фразу: «Послушай женщину и сделай наоборот». Но если речь идет не о каком-то взбалмошном существе, а о друге, о близком для тебя человеке, то кого же еще послушаться, как не ее?! И посоветуешься, и в чем-то послушаешься.

Греть и питать, как говорит Священное Писание, – это тоже некий долг, который основывается на том, что твоя вторая половина в этом нуждается и ты смиряешься с тем, что есть такая необходимость. Это и есть послушание своего рода.

По любви

Вообще в основе наших взаимоотношений с другими людьми в семье, безусловно, должно быть исходным желание послушаться друг друга – не спорить, не враждовать, а поступить так, как хочет другой, когда это возможно. Чем больше ты уступаешь в ситуациях, которые носят непринципиальный характер, тем больше остается запаса внутренних сил и решимости, чтобы поступить так, как должно, когда компромисс невозможен.

В прошлый раз, говоря о послушании Богу, я сказал, что непослушание Ему является препятствием любви к Нему и жизни с Ним. Безусловно, это можно перенести на отношения между супругами. Только в отличие от отношений с Богом, во взаимоотношениях между людьми послушание всегда должно быть взаимным. Ведь нет одной личности, которая была бы всецело совершенна.

Старец Паисий, объясняя свою мысль о том, что все должны творить послушание друг другу, говорил, что, открывая скребущемуся в дверь котенку и наливая ему молоко, он таким образом тоже творит послушание ему и его нужде. Так и мы идем навстречу потребностям, необходимости своего близкого, родного человека и творим это послушание по любви.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Выше – истина Христова Выше – истина Христова
Игумен Нектарий (Морозов)
Выше – истина Христова Выше – истина Христова
Игумен Нектарий (Морозов)
Христианство призывает к стяжанию добродетели послушания, и этим, казалось бы, ограничивает нашу свободу. Так ли это? Кому и чему необходимо быть послушным? В каких ситуациях христианин может проявить непослушание? Как послушанию научиться?
Семейная жизнь без смирения – ад Семейная жизнь без смирения – ад
Свящ. Димитрий Фетисов
Семейная жизнь без смирения – ад Семейная жизнь без смирения – ад
Священник Димитрий Фетисов
Один из ярких примеров бесовской ловушки, в которую попадают многие молодые семьи: жена начинает подозревать мужа в измене. Ей всё время что-то кажется…
«Поговорите друг с другом!» «Поговорите друг с другом!»
Протоиерей Александр Дягилев о том, как уберечь семью от развода
«Поговорите друг с другом!» «Поговорите друг с другом!»
Протоиерей Александр Дягилев о том, как уберечь семью от развода
Как можно помочь супружеским парам справиться с семейными неурядицами, для чего нужен православный отель, и стоит ли отказываться от программ только потому, что они придуманы католиками.
Комментарии
Андрей29 декабря 2016, 15:00
Интересно, как о. Нектарий предлагает обеспечивать стабильность и высоту дохода в наше кривое и кризисное время? У него был до монашества такой опыт?
Мне кажется, что у мужа и жены в семье должны быть отношения директора и заместителя директора. Нужно быть хорошими начальником и заместителем.
Ирина13 декабря 2016, 16:52
Очень хорошая и мудрая статья.Кстати,о комментариях,мужчины все озаботились,как это-они должны работать над собой,кому-то уступать,слушать жену?Это невозможно,должна бояться и слова своего не сказать,я,конечно,немного утрирую.Но посмотрите на действительно счастливые семьи,там СОВЕТ И ЛЮБОВЬ во всём и у всех,каждый исполняет в семье свою роль,но с любовью и уважением к другому человеку.Потому,что если этого нет,тогда деспотизм и самодурство с обеих сторон.
Александр11 ноября 2016, 14:11
Виктор, ага, прояснилось теперь))). Храни Вас Бог.
Павел Бобыренко11 ноября 2016, 10:01
Хорошо)))
Андрей11 ноября 2016, 03:32
С большим уважением отношусь к о. Нектарию, но некоторые фразы в статье вызывают недоумение. Например, "странно на месте мужчины требовать к себе отношения как к главе семьи, если он... денег в дом не приносит, ... ничего не знает, не умеет, не может". Если фраза относится к бездельникам, тунеядцам, пьяницам, то она понятна, но из самой фразы это не следует. Ведь ситуации в жизни могут быть разные. Например, муж работает учителем в школе и зарабатывает немного (при этом он может быть не силен в вопросах техники и ремонта), а его жена, работая в престижной фирме, зарабатывает в два-три раза больше. И что же? Его жене можно истолковать приведенную фразу, что муж лишается права именоваться главой семьи??? Другая фраза: "Церковь не требует от женщины беспрекословного послушания мужу". На мой взгляд, с подобными фразами нужно быть очень-очень осторожным, подавать их только в определенном контексте, который не допустит двусмыслицы. Настоящая фраза допускает такие вольные интерпретации со стороны прекрасной половины, которых о. Нектарий, конечно же, не желает. С другой стороны: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу" (Еф. 5:22). Предполагаю, что статья в настоящем ее виде может вызвать смущения и нестроения в некоторых православных семьях. Был бы рад, если я ошибаюсь.
Марина10 ноября 2016, 13:24
Спасибо, о. Нектарий, за ваши мудрые слова! Где-то прочла, что жене нужно говорит о её послушании мужу, а мужу - о его любви к жене. Но не наоборот, чтобы никто не могу упрекнуть другого в непослушании или нелюбви. Тогда в доме будет мир и покой.
Виктор 9 ноября 2016, 18:35
Уважаемый Александр, Ваш вопрос понятен. Изначальный текст всех посланий Ап. Павла - греческий. А по гречески слово φοβούνται (в русской транскрипции оно звучит как фобита) имеет несколько смыслов, основной смысл этого слова Страх, Устрашиться, от сюда значение слова фобии - страхи. Но это слово, так же имело и другой смысл - чтить, уважать. Кстати, на этом сайте уже поднимался подобный вопрос, и о.Афанасий ответил на него http://www.pravoslavie.ru/6461.html тут.
Надежда 9 ноября 2016, 14:21
Люблю читать слово отца Нектария, спасибо за Вашу мудрость, рассудительность, миролюбие!
Александр 9 ноября 2016, 13:51
"под страхом мы понимаем благоговение, уважение, почтение или почитание. Подобный же смысл вложен и в апостольское «убоится жена своего мужа»."
-Постоянно претыкаюсь на этом широкоизвестном толковании. Ведь если бы апостол хотел сказать "Да уважает [почитает/благоговеет] жена своего мужа", то он бы так и написал. Трудно заподозрить ап.Павла в непонимании смыслового различия понятий "Убоится" и "Уважает". Или я чего-то не понимаю?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×