Нужно ли причащаться на каждой воскресной службе?

    

Действительно, существует такое мнение, что православный христианин должен причащаться на каждой воскресной Литургии.

В принципе, теоретически – это очень хорошо. Ведь Господь, по сути, нас к тому и призвал. Для того и совершается Таинство Евхаристии. И возглас священнический «Вонмем. Святая святым» обращен к нам и переводится как «Будем предельно внимательны! Святая, т. е. Тело и Кровь Христовы преподается святым – т. е. всем нам – царственному священству, освященному в Таинстве Крещения и добывающему благодать Божию усилием очищения своих души и тела от греха, происходящими в Таинстве Исповеди, в молитве, в посте, в добрых делах». И эти люди, максимально очистившиеся с Божьей помощью, приходят, чтобы им была преподана величайшая святыня Евхаристии, которая соединяет их с Богом. И происходит дивное преображение, воскресение, исцеление человека во Христе!

Потому, конечно же, причащаться нужно. Желательно почаще. Причащающийся человек максимально полнокровно участвует в Литургии, проживая ее огненно, воистину Божественно, словно пылающий любовью к Богу серафим.

Каждый, желательно со своим духовником или со священником, которому он доверяет, должен выработать максимально приемлемую для себя норму причастия, если так можно выразиться. Потому что легко попытаться, скажем образно, лечь под эту «духовную штангу», мысленно наложить на нее металлических тяжелых «блинов» для веса и в горячке рвануть ее. Но этой штангой можно проломить себе грудную клетку в худшем случае, а в лучшем – разорвать себе мышечную ткань. И остаться инвалидом. Такие случаи в церковной практике тоже известны. Человек по собственному произволу берет на себя духовный подвиг не по силам, а потом не может его выдержать. Бывало, когда люди из-за этого даже уходили из Церкви. В этом случае очень полезны книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести» или «Аскетические опыты». Ведь вспомним, например, печерского преподобного Исаакия Затворника, который помимо воли настоятеля без благословения ушел в затвор, там через некоторое время стал жертвой беса, и преподобные отцы потом несколько лет вымаливали его у Бога, потому что он лежал будто бы мертвый в параличе, немой.

Нужно все соразмерять со своими силами. Легче всего в романтическом энергичном порыве взять низкий старт, а потом угрюмо и мрачно сойти с дистанции, потому что не выдержишь добровольно возложенного на себя подвига.

Я своим прихожанам иногда в шутку говорю. Если сравнивать православного христианина с каким-нибудь животным, то это точно не гепард, который со старта развивает скорость в сто километров. Да, он ее развивает. Но не может бежать с ней все время. Это его стартовая скорость, хищнический бросок, который длится всего 10-20 секунд. А потом гепард устает. Православного человека скорее можно сравнить с верблюдом, который неторопливо, но спокойно и уверенно, терпеливо перенося тяжелейшие погодные условия, движется к своей цели.

В случае с православным христианином – к Царствию Небесному.

Мне кажется из священнического опыта, что мирянину очень сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии: три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание, молитвы, каноны, Последование ко причастию Святых Христовых Тайн довольно нелегко выдержать даже поставленному на то священнику. А работа, дети, семья, домашние обязанности? Все это может стать непосильной ношей. Потому, конечно же, лучше причащаться более четырех раз в год (в большие посты), но все-таки соразмерять причастие с собственными силами, временем и занятостью.

К тому же есть экстраординарные ситуации, когда по благословению архиерея или священника можно причащаться каждый день: предсмертное состояние, тяжелая болезнь.

Но в случае со здоровым человеком лучше соблюсти, на мой взгляд, разумную золотую середину, чтобы причастие не превратилось для вас в обыденную привычку или в тяжелую повинность, которую вы, скрипя зубами отбываете, но в легчающую и золотую радость.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Евгений11 ноября 2016, 17:08
Спосибо за доверие
Андрей Севостьянов10 ноября 2016, 10:03
о.Андрей учит нас чтобы мы не занимались своеволием,а советовались со своим духовным отцом.
Иоанна_ 8 ноября 2016, 18:01
Хорошая, разумная статья. Для мирян, имеющих семью и множество мирских попечений, слишком частое причащение неизбежно обернётся профанацией таинства. Особенно остережёмся ввязывать во всякого рода крайности своих детей, которые со временем, войдя в подростковых возраст, могут выдать обратный результат, вплоть до полного ухода из Церкви.
ТаняСем 8 ноября 2016, 16:14
А я согласна с батюшкой!Ведь Господь говорит-Милости хочу,а не жертвы-и каждый для себя выбирает ту степень Причастия,которая ему ближе и для меня лучше быть верблюдом,чем гепардом,ведь от верблюда пользы больше,хоть и не скорой,а гепарды,как известно-хищники,борющиеся за место под солнцем и дай Бог,чтоб мы в своем рвении соблюдения канонов,не превратились в них,обижая людей,не так Причащающихся!!!Простите,если кого обидела,да поможет нам всем,Господь!!!
Ольга 7 ноября 2016, 12:36
Я вообще в шоке от того,как "благочестивые христиане" ,отстаивающие своё право на еженедельное причастие фривольно обращаются к священнослужителю.Вы,братья и сестры,субординацию соблюдайте и не забудьте перед очередным еженедельным причастием исповедоваться в непочтении к священнослужителю на котором благодать Святаго Духа,так ,на минуточку.Еще и советуют,что там батюшке почитать надобно.И смех и грех- сколько самомнения...Какое бы мы в миру положение социальное не имели,в храме прихожане- рядовые,а батюшки-все равно что офицеры определенного ранга,в зависимости от сана.Так что будьте скромнее.
Сергий 7 ноября 2016, 10:30
Все это странно. Большинство наших знакомых стремиться причащаться часто. И детей тоже. Как можно в семье, где есть не церковные люди устраивать из субботы строгий пост ? ( в отношении еды).

Относительно постов в пище есть такая старая практика. В субботу принято воздерживаться от мяса, если конечно же нет Постов длительных и если соблюдаются среды и пятницы.
Каноны читать тоже не все советуют. Эти ограничения действовали в синодальный период. Греческие священники советуют также. А вот в День Причастия принято читать Акафист Иисусу Сладчайшему.



Лариса 6 ноября 2016, 20:54
В церкви мы должны быть каждое воскресение. Значит можно быть на литургии и не причащаться?
Игорь 6 ноября 2016, 19:41
Батюшка налагает бремена неудобоносимые, наверное, не читал документ "Об участии верных в Евхаристии": http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html, и уж точно не читал преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского: "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин": http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/kniga-dushepoleznejshaja-o-neprestannom-prichashhenii-svjatyh-hristovyh-tain/
Екатерина 6 ноября 2016, 18:43
Почему 3 дня поста? В документе " Об участии верных в Евхаристии":..."Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника." http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html.
Александр 6 ноября 2016, 18:02
Спаси Бог отец Андрей.
А как же слова Апостола и постановления Святых Отцов о том, что Причащение для христианина это ПРАВО и ОБЯЗАННОСТЬ; что христианин, не Причастившийся три службы подряд считается отлученным от Церкви; что христианин, присутствующий на Литургии и не участвующий в Таинстве Евхаристии подобен "зеваке и наглецу".
А почему такие требования подготовки: "три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание"? Насколько мне известно для христиан Причащающихся на каждой воскресной Литургии ( не реже) дополнительного поста нет только среда и пятница, а что касается супружеских отношений - три дня воздержания. Такой режим не создает никаких неудобств ( кстати в Священном Писании говорится о неудобоносимых требованиях).
В статье есть такие слова-"Все это может стать непосильной ношей". Я так понимаю это повседневная жизнь мирянина + частая подготовка к Причастию.А я думаю, что жизнь без Господа станет непосильной ношей.
Вот Вы говорите, что ЗДОРОВОМУ человеку лучше выбрать золотую середину. А много ли у нас ЗДОРОВЫХ, ДУХОВНО ЗДОРОВЫХ людей.Как говорят опытные священники сейчас практически нет духовно здоровых людей.А раз так то частое общение с Врачом тем более необходимо.
И с тем, что частое соединение с Господом можно сравнивать с непосильной ношей тоже не могу согласиться.
Подводя черту под своим комментарием скажу следующее: да, я согласен, что вопрос о частом Причащении нужно решать со священником опытным, желательно который вас знает и не самовольничать. Думаю, что священник ( настоящий пастырь) должен всячески с любовью настраивать, побуждать и помогать своим прихожанам стремиться к идеалу, а не предъявлять "неудобоносимых" требований. Не давать слабины, но и не тянуть насильно.
Писал я не с целью "перемывания костей" и осуждения, а к рассуждению.Если огорчил кого прошу прощения.
Спаси нас Господи.
Наталия 6 ноября 2016, 16:25
Странное мнение. Церковь разрешает причащаться без дополнительных постов, если человек соблюдает все положенные посты в том числе среду и пятницу. Кроме того, будучи в одном монастыре на литургии и не причащаясь, нам было сказано, что тем самым мы оскорбляем Господа, ведь Он зовет нас "...приидите, ядите....". С тех пор мне стыдно быть на Литургии и не причаститься. Это как бы побывать на Царском пиру и уйти голодным. Зачем приходили, спрашивается? Молиться и дома можно. А правило к Причастию и Каноны можно разбить на несколько дней. Все вышеописанные трудности надуманные. Кто хочет, тот ищет пути, кто не хочет тот ищет причины.
вадим киселев 6 ноября 2016, 15:19
А почему святого Антония не привести в пример по поводу затвора?
р.Б.Алла 6 ноября 2016, 11:59
о.Андрей,впервые из вашей публикации узнаю,что в день причастия(после него)нужно поститься.Ни в одной книге не написано такого,может что-то не так поняла?О том,сколько дней нужно поститься перед причастием,обычно решаю с моим духовным отцом-5,3 или 1день-это как он благословит.
Василий Зотов 6 ноября 2016, 08:35
"сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии: три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия)"

Включая среду - пять! Но всё же мне кажется, что при ежевоскресном причастии достаточно литургического поста. Хотя конечно тоже сложно, но силу нужно прилагать чтобы взять.
р.Б.Иулия 6 ноября 2016, 00:10
для всех нас есть документ, утвержденный Архиерейским собором в 2015г "Об участии верных в Евхаристии". Читайте внимательно - там все вопросы четко проговорены.
Помоги Бог!
Анна 5 ноября 2016, 22:23
Очень актуально! Спаси Вас Бог за эту статью и не только! Мне работающей маме с 2-мя дочками очень не просто подготовиться и часто причащаться! Меня очень это волновало и интересовало, я примерно нашла опытным путём ""золотую середину", Ваша статья мне очень помогла и убедила, что я нормальный верблюд! И хочу всех благ пожелать всем создателям, сотрудникам и авторам портала, Вы нам очень нужны!
иван гайдук 5 ноября 2016, 21:51
У меня вопрос по постам .
1. 3 дня поста перед причастием только для нечасто причащающихся 1 раз в 2 мес,по моему так.
2.я думаю что 1 раз в месяц причаститься не такая проблема
Андрей 5 ноября 2016, 21:32
Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.(Об участии верных в Евхаристии)
Валерий 5 ноября 2016, 16:19
Спаси Бог! Отец Андрей. Очень разумный совет...
Иван 5 ноября 2016, 15:40
Что ж вы про Правила Святых Апостол молчите?!
наталия 5 ноября 2016, 15:07
согласно постановлению св.синода - поститься надо только в среду и пятницу ,если нет одного из 4х установл. церковью многодневных постов...так?
Михаил 5 ноября 2016, 14:59
Вот именно, что. Даже насчет молитвы в церкви, я знаю людей мирян, которые каждый день, за редким исключением ходят на литургию и молятся, ещё и помогают в церкви даром. Но я вот не могу молится так часто, даже если есть время. Т.е. например начинаю ходят ещё и в субботу, например, не только в воскресенье и наступает такая тяжесть, такое уныние и брань, что ясно понятно, что не понесу. А эти ходят - хоть бы что. Улыбаются.
Не знаю отчего это зависит, наверное от Милости Божией или духовной, личностной "высоты", если можно сказать, что вот он легко и по долгу молится и не впадает в уныние и нерадение.
Думаю и с Причастием примерно так же, там ещё и благословения духовника, и собственное послушание и смирение, рассуждение Тела И Крови Христовой, короче много подводных камней, которые обойти самостоятельно никак. Нужен опытный духовник или старец, чтоб знал тебя и дал правило, как часто надо приступать и вообще как говеть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×