Действительно, существует такое мнение, что православный христианин должен причащаться на каждой воскресной Литургии.
В принципе, теоретически – это очень хорошо. Ведь Господь, по сути, нас к тому и призвал. Для того и совершается Таинство Евхаристии. И возглас священнический «Вонмем. Святая святым» обращен к нам и переводится как «Будем предельно внимательны! Святая, т. е. Тело и Кровь Христовы преподается святым – т. е. всем нам – царственному священству, освященному в Таинстве Крещения и добывающему благодать Божию усилием очищения своих души и тела от греха, происходящими в Таинстве Исповеди, в молитве, в посте, в добрых делах». И эти люди, максимально очистившиеся с Божьей помощью, приходят, чтобы им была преподана величайшая святыня Евхаристии, которая соединяет их с Богом. И происходит дивное преображение, воскресение, исцеление человека во Христе!
Потому, конечно же, причащаться нужно. Желательно почаще. Причащающийся человек максимально полнокровно участвует в Литургии, проживая ее огненно, воистину Божественно, словно пылающий любовью к Богу серафим.
Каждый, желательно со своим духовником или со священником, которому он доверяет, должен выработать максимально приемлемую для себя норму причастия, если так можно выразиться. Потому что легко попытаться, скажем образно, лечь под эту «духовную штангу», мысленно наложить на нее металлических тяжелых «блинов» для веса и в горячке рвануть ее. Но этой штангой можно проломить себе грудную клетку в худшем случае, а в лучшем – разорвать себе мышечную ткань. И остаться инвалидом. Такие случаи в церковной практике тоже известны. Человек по собственному произволу берет на себя духовный подвиг не по силам, а потом не может его выдержать. Бывало, когда люди из-за этого даже уходили из Церкви. В этом случае очень полезны книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести» или «Аскетические опыты». Ведь вспомним, например, печерского преподобного Исаакия Затворника, который помимо воли настоятеля без благословения ушел в затвор, там через некоторое время стал жертвой беса, и преподобные отцы потом несколько лет вымаливали его у Бога, потому что он лежал будто бы мертвый в параличе, немой.
Нужно все соразмерять со своими силами. Легче всего в романтическом энергичном порыве взять низкий старт, а потом угрюмо и мрачно сойти с дистанции, потому что не выдержишь добровольно возложенного на себя подвига.
Я своим прихожанам иногда в шутку говорю. Если сравнивать православного христианина с каким-нибудь животным, то это точно не гепард, который со старта развивает скорость в сто километров. Да, он ее развивает. Но не может бежать с ней все время. Это его стартовая скорость, хищнический бросок, который длится всего 10-20 секунд. А потом гепард устает. Православного человека скорее можно сравнить с верблюдом, который неторопливо, но спокойно и уверенно, терпеливо перенося тяжелейшие погодные условия, движется к своей цели.
В случае с православным христианином – к Царствию Небесному.
Мне кажется из священнического опыта, что мирянину очень сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии: три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание, молитвы, каноны, Последование ко причастию Святых Христовых Тайн довольно нелегко выдержать даже поставленному на то священнику. А работа, дети, семья, домашние обязанности? Все это может стать непосильной ношей. Потому, конечно же, лучше причащаться более четырех раз в год (в большие посты), но все-таки соразмерять причастие с собственными силами, временем и занятостью.
К тому же есть экстраординарные ситуации, когда по благословению архиерея или священника можно причащаться каждый день: предсмертное состояние, тяжелая болезнь.
Но в случае со здоровым человеком лучше соблюсти, на мой взгляд, разумную золотую середину, чтобы причастие не превратилось для вас в обыденную привычку или в тяжелую повинность, которую вы, скрипя зубами отбываете, но в легчающую и золотую радость.
Относительно постов в пище есть такая старая практика. В субботу принято воздерживаться от мяса, если конечно же нет Постов длительных и если соблюдаются среды и пятницы.
Каноны читать тоже не все советуют. Эти ограничения действовали в синодальный период. Греческие священники советуют также. А вот в День Причастия принято читать Акафист Иисусу Сладчайшему.
А как же слова Апостола и постановления Святых Отцов о том, что Причащение для христианина это ПРАВО и ОБЯЗАННОСТЬ; что христианин, не Причастившийся три службы подряд считается отлученным от Церкви; что христианин, присутствующий на Литургии и не участвующий в Таинстве Евхаристии подобен "зеваке и наглецу".
А почему такие требования подготовки: "три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание"? Насколько мне известно для христиан Причащающихся на каждой воскресной Литургии ( не реже) дополнительного поста нет только среда и пятница, а что касается супружеских отношений - три дня воздержания. Такой режим не создает никаких неудобств ( кстати в Священном Писании говорится о неудобоносимых требованиях).
В статье есть такие слова-"Все это может стать непосильной ношей". Я так понимаю это повседневная жизнь мирянина + частая подготовка к Причастию.А я думаю, что жизнь без Господа станет непосильной ношей.
Вот Вы говорите, что ЗДОРОВОМУ человеку лучше выбрать золотую середину. А много ли у нас ЗДОРОВЫХ, ДУХОВНО ЗДОРОВЫХ людей.Как говорят опытные священники сейчас практически нет духовно здоровых людей.А раз так то частое общение с Врачом тем более необходимо.
И с тем, что частое соединение с Господом можно сравнивать с непосильной ношей тоже не могу согласиться.
Подводя черту под своим комментарием скажу следующее: да, я согласен, что вопрос о частом Причащении нужно решать со священником опытным, желательно который вас знает и не самовольничать. Думаю, что священник ( настоящий пастырь) должен всячески с любовью настраивать, побуждать и помогать своим прихожанам стремиться к идеалу, а не предъявлять "неудобоносимых" требований. Не давать слабины, но и не тянуть насильно.
Писал я не с целью "перемывания костей" и осуждения, а к рассуждению.Если огорчил кого прошу прощения.
Спаси нас Господи.
Включая среду - пять! Но всё же мне кажется, что при ежевоскресном причастии достаточно литургического поста. Хотя конечно тоже сложно, но силу нужно прилагать чтобы взять.
Помоги Бог!
1. 3 дня поста перед причастием только для нечасто причащающихся 1 раз в 2 мес,по моему так.
2.я думаю что 1 раз в месяц причаститься не такая проблема
Не знаю отчего это зависит, наверное от Милости Божией или духовной, личностной "высоты", если можно сказать, что вот он легко и по долгу молится и не впадает в уныние и нерадение.
Думаю и с Причастием примерно так же, там ещё и благословения духовника, и собственное послушание и смирение, рассуждение Тела И Крови Христовой, короче много подводных камней, которые обойти самостоятельно никак. Нужен опытный духовник или старец, чтоб знал тебя и дал правило, как часто надо приступать и вообще как говеть.