Богословие звука

Идя в храм, мы обычно не задумываемся, как много людей работало над тем, чтобы там было тепло, светло, а Божественная литургия была слышна каждому пришедшему. Тем более огромный труд – строительство нового храма. Чтобы приблизиться к пониманию этого, мы побеседовали с иеромонахом Лукой (Ауле), специалистом по монтажу звукоусиливающих систем в храмах, участвующим в создании системы озвучивания собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Крови московского Сретенского монастыря. О том, как современные технологии могут быть употреблены во славу Божию и о духовном смысле своего послушания, рассказал нам иеромонах Лука.

Иеромонах Лука (Ауле). Фото: Православие.ru Иеромонах Лука (Ауле). Фото: Православие.ru
    

Отец Лука, мы знаем, что вы занимаетесь таким интересными послушанием — делаете озвучивающую или звукоусиливающую систему в храмах. Хотелось бы вас спросить: как получилось, что вы стали вообще этим заниматься, попав в монастырь?

— Начну с того, что когда пришел в монастырь, то был в серьезном заблуждении относительно того, как относиться к современным технологиям, в том числе в области электроники.

Этому делу я посвятил всю свою жизнь до монастыря, а увлекся электроникой с 12 лет. Началось все с того, что я занимался судомоделизмом и как-то раз увидел у своих коллег управляемый корабль. Меня это сильно потрясло: как можно дистанционно, на расстоянии управлять кораблем? Они мне объяснили, что это радиоуправление, которое они сделали сами.

Так я загорелся желанием сделать радиоуправление. Рядом с нашим судомодельным кружком был кружок радиоэлектроники, и я стал потихоньку, на полчасика, на часик бегать в радиокружок, за что меня мой преподаватель судомоделизма сильно поругал, но потом он смирился. Так я стал посещать сразу два кружка: судомодельный и радиокружок.

Это был 1982-й год. На тот момент ничего подходящего не было в магазинах, ни радиодеталей, ни каких-то конструкторов, это просто не производилось — ничего не было, но было огромное желание, и это желание перекрывало всё. В итоге радиоуправление я так и не сделал, потому что, когда занялся электроникой, то узнал столько интересного, нужно было прилагать столько усилий, получать столько новых знаний, читать, экспериментировать, что стало не до радиоуправления корабликом. Я стал серьезно заниматься электроникой. Правда, в результате очень сильно пострадала моя учеба в школе, потому что, кроме электроники и кораблей, я ничего почти не делал.

Вообще в школе был полный троечник. Сначала был отличник, до тех пор, пока не стал заниматься этими несколькими увлечениями, потом к ним еще добавился спорт, но это вообще отдельная тема. В общем, электроникой занимался с 12 лет, потом пошел учиться по этому направлению. Учился в техникуме электросвязи и затем — в институте электроники в Харькове. После учебы работал по своей специальности, и мне было все это очень интересно. Занимался всем этим очень серьезно до 26 лет, пока не попал в монастырь.

Меня всегда интересовал вопрос устройства и работы компьютера, и для меня самой высшей гранью в области электроники было разобраться в нем. В конце концов я познакомился с хорошими специалистами, мы вместе работали в одном из отделов, где занимались ремонтом вычислительной техники, и мне помогли базово разобраться в работе компьютера.

Но где-то за год до монастыря я стал очень сильно смущаться природой электроники — вообще, откуда она началась, и зачем она нужна в жизни, и не сатанинское ли это дело вообще. И когда ушел в монастырь, то все это бросил, и решил полностью с этим порвать и больше никогда в жизни не соприкасаться. Мало того — я еще и в монастыре, вместо того чтобы молчать и держать свое мнение при себе, стал активно проповедовать идею, что сама электроника — это есть дело бесовское, которое губит души людей. Делал это на протяжении трех лет, но Господь меня Своей милостью смирил и привел к совершенно иному пониманию подобных вещей.

Наместник, узнав о том, что раньше я серьезно занимался электроникой, вызвал меня и сказал, что у нас в монастыре нужно решать очень много технических вопросов, и нужен для этого специалист, который сведущ в этой области, а я, занимавшийся этим всю жизнь, беру и прячу то, в чем разбираюсь профессионально.

Первое задание, которое он мне дал, было — сделать элементарную трансляцию богослужения на улице. У нас был один из больших праздников, наверное, престольный праздник Владимирской иконы Божией Матери, и нужна была трансляция на улице, потому что было очень много людей, и многие стояли во дворе. Это первое задание я без особых проблем выполнил, хотя, конечно, не на таком высоком уровне, потому что звукотехникой до этого занимался относительно. Необходимого объема знаний о ней, конечно, у меня не было, но у меня всегда был и остается в моей жизни один принцип: если тебе дает послушание наместник, то ты не должен сразу поднимать руки вверх, говоря: «Я это не знаю, я это делать не буду!», а попросить благословение и помолиться о том, чтобы Господь помог, и общими усилиями прийти к хорошему, положительному результату.

Так я и начал заниматься вопросами озвучивающей системы для монастыря. Тогда уже существовала у нас некая установка, которую делала компания «Радонеж». И, в общем-то, это была неплохая система и разработка на очень хорошей базе, но у нее были свои минусы.

Это приблизительно какой год был?

— Это был уже примерно 2000-й год. Ну, и вот, я начал заниматься этими вопросами на довольно-таки серьезной основе, применяя те знания, которые я получал, и сам учась по ходу дела.

Потом у нас появился один прихожанин, серьезный профессионал именно в звуковой технике, он был звукорежиссер, звукооператор, у него был огромный опыт в этой области, и на его фоне все то, что я делал, выглядело детским садом. Он мне сказал, что я занимаюсь самоделками, и все это несерьезно. Надо работать профессионально и на профессиональной технике, а не изобретать велосипед, который уже давно изобрели.

Я ему очень за это был благодарен впоследствии, потому что часто мы начинаем с нуля и тратим много сил на всякие эксперименты. Благодарен за то, что оставил эту дилетантскую привычку изобретения велосипеда и стал применять разработанные устройства, благодаря которым можно получать очень хорошие результаты.

Естественно, минус такого подхода в том, что такие устройства стоят очень дорого. Когда ты сам можешь подобное что-то сделать, это стоит в разы меньше. Так или иначе, мы стали заниматься этим вопросом с уже более профессиональным подходом.

До этого я все делал самодельное, даже делал некоторые блок-схемы, сам полностью их спаивал, ходил в магазины, покупал микросхемы, вытравливал платы, — на меня в магазинах все смотрели немножко с юмором и даже, переглядываясь, улыбались, но когда я начинал говорить, что мне надо, — улыбка резко с их лиц пропадала, иногда они даже смущались.

Каким был самый первый крупный проект, которым пришлось заняться?

— Первый наш проект уже серьезный, профессиональный — это был проект в Сретенском монастыре. Наш будущий владыка Тихон мне дал задание, чтобы я переделал систему озвучки, которая у нас уже была — сделал более мощную. Наш храм тогда немного расширился, и в новых помещениях нужно было усовершенствовать озвучивающую систему.

До того момента, когда система должна была быть готова, оставалось около двух-трех месяцев. Надо было сделать проект, установить систему и запустить в действие. Я привлек этого своего знакомого, и мы с ним стали работать вместе и составили проект.

При этом владыка нам сказал, что для храма нужно сделать самый лучший проект, поэтому нужно приложить все усилия и использовать лучшую технику. Мы изучили базу всех электронных устройств, аналоговых, аналогово-цифровых, которые на тот момент существовали, и наши специалисты единодушно сослались на одну из компаний, входившую в десятку лучших компаний мира, которые обеспечивали звуковую технику. Эта компания по сегодняшний день является лидером в области звуковой техники, и у них очень много интересных разработок.

Конечно, эта техника стоит недешево, но с другой стороны, если техника не соответствует высокому уровню, то, когда мы находимся в храме и молимся, кроме раздражения и смущения, такое качество звука ничего вызвать не может.

Когда мы уже разработали очередной такой проект на этой компании, я принес, показал его владыке, и, несмотря на солидную цену, он сказал: делать нечего, будем делать именно этот проект. И мы применили самые лучшие материалы и самые лучшие детали на тот момент, закупили самую лучшую аппаратуру, и в том числе мы впервые применили очень интересную систему матричных пультов.

Матричные пульты позволяют создавать такую систему развязок между микрофонами и колонками, что помогает избежать неприятных звуковых помех.

    

Если объяснять простым языком — в колонках иногда бывает слышен фон, этот фон появляется потому, что звук от колонок попадает в поле микрофона, происходит завязка, и от этой завязки идет такой «свист».

Технический прогресс, конечно, не стоит на месте, и то, что я сейчас называю матричными пультами — кто-нибудь из специалистов может посмеяться и сказать: «Отец Лука, насколько ты отстал!» Но нам нравится наша система, и пока она нас вполне устраивает и работает на высоком уровне.

Ну, в конце концов, мы разработали этот проект, полностью его установили, у нас возникли некоторые вопросы с наладкой, но мы их разрешили, и к установленному сроку наша озвучивающая система работала. В последующие годы мы ее довели до большего совершенства, и многие, кто приезжал к нам в обитель, обращали внимание, что на службах очень необычно доносится звук, причем звук не мешает, а помогает, и слышно буквально каждое слово и каждый звук, и нет никаких наводок, завязок и фонов. Многие интересовались нашим проектом, откуда все это и где взяли.

Мы плавно переходим ко второму вопросу: не могли бы вы рассказать, где еще приходилось работать, может быть, какие-то проекты особенно запомнились?

— Довелось объехать не только много городов России, но и еще много стран, даже поработать в Соединенных Штатах Америки, в Сан-Франциско, мы делали проект озвучивающей системы в храме Пресвятой Богородицы, где покоятся мощи св. Иоанна Шанхайского.

Туда к нам приезжал представитель компании, производящей аппаратуру. В этом же штате находится их штаб-квартира. Им было очень интересно, кто это приехал из России и делает на их оборудовании такую систему в храме.   

Кафедральный собор иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - Сан-Франциско, Калифорния Кафедральный собор иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - Сан-Франциско, Калифорния
    

Я им все рассказал, показал, им было очень интересно, они нас поблагодарили, что мы пользуемся их компанией, а мы их поблагодарили за такое профессиональное отношение к делу.

Эту аппаратуру можно использовать как угодно, в данном случае мы ее используем для того, чтобы люди могли услышать богослужение, услышать четко и раздельно каждое слово и унести с собой ту радость благовестия, которая доносится на наших службах.

А где еще приходилось работать?

— В Израиле, в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины — там мы сделали такую же систему. На Украине, в Полтаве, мы тоже в одном из храмов сделали очень хорошую систему.

Совсем недавно мы летали в Красноярск, разработали проект. Правда, мы его еще не осуществили, но, в принципе, проект уже есть. В ряде городов России, во многих храмах Москвы, в Псково-Печерском монастыре.

Единственная проблема — в каждом таком храме должен быть человек, который будет отвечать за систему и следить за ней, за правильным распределением звука во всех зонах. Нужен человек, пускай даже с самыми элементарными знаниями, который хотя бы понимает структурно конфигурацию проекта и то, каким образом он технически работает, имеет представление и может решить возникающие проблемы.

В каком соотношении находится сама по себе необходимость делать современную звуковую систему в храме и, допустим, его архитектура, древность — существуют ли здесь некие критерии? Везде ли она в равной степени необходима? Может быть, вы сталкивались с ситуацией, когда это лишнее?

— Если мы углубимся в историю, то увидим, что с первых веков появления храмов аналогичный вопрос всегда стоял — необходимость в том, чтобы была хорошая акустика. И Господь во все века христианства с нами, всегда нам помогает, — когда электроники не существовало, Господь открыл конструкторам такую конфигурацию храма, которая способна за счет чистой механики и акустики передавать звук.

    

Сама архитектура храма, его форма, акустика, расположение стен, сводов — все это способствует определенной звукогармонии, которая начинает работать. В более поздние века в стенах ставили сосуды, они вмуровывались в стену, когда храм создавался, оставляли только небольшое отверстие, и создавался некий объем, и вот когда звук попадал в этот объем, он там задерживался, создавался эффект пространства. Этот и многие другие приемы архитекторы знали, они знали, что и как делать.

То есть, по сути дела, поиск оптимальных акустических систем всегда присутствовал в храмовом строительстве?

— Я не занимался конкретно историей того, каким образом доносили звук и речь в древности, но очевидно, что эти приемы применялись.

В наше время появились новые системы. В XX веке было изобретено радио, и был изобретен способ передачи информации на расстоянии, в том числе и звуковой. И мы стали пользоваться этим изобретением.

Я лично в корне поменял свое представление об электронике, и сейчас уже никак не говорю, что это сатанизм, а говорю так: это оружие, которое можно использовать как хочешь — ты можешь это применить на благо, этим служить Богу и получать Божественную благодать, спасающую твою душу, и ты можешь это применять на пагубу души своей и пагубу душ своих ближних.

Какие, по-вашему, ошибки совершают настоятели храмов или устроители, люди, которые хотят сделать хорошую звуковую систему, в концептуальном подходе к этому делу?

Иеромонах Лука (Ауле). Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru Иеромонах Лука (Ауле). Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru
— Лично моя ошибка была в том, что я стал изобретать велосипед, но мне тогда не у кого было подсмотреть подобное. Если мы подходим профессионально к делу, то должны первым делом изучить все то, что уже существует, чтобы сделать какое-то открытие, и это будет грамотный научный подход.

Не нужно брать первое, что есть под рукой, и делать. Нужно изучить все, что существует на рынках, какие существуют производители, какие у них особенности, и можно придумать что-то более интересное на основе того, что уже разработано.

Если говорить об основных ошибках, которые допускаются при создании озвучивающих систем, — обычно, когда я приезжал в храм, там уже существовала какая-то озвучка, и когда ты это видишь, невозможно не улыбнуться, потому что опять изобретают велосипед.

Скажу так: для того, чтобы проект хорошо работал, не надо ставить по две-три огромные колонки на большой храм или высоко задирать эти колонки. Такая система озвучивания будет только раздражать людей, и молящиеся будут думать о том, как бы побыстрей закончилась служба, чтобы не слышать этого громыхающего звука. Звукопередающие устройства не должны раздражать людей, они должна помочь услышать четко и разборчиво речь на богослужении. Эту систему не должно быть видно и слышно, просто люди должны заметить, что им легко молиться и легко услышать то, что произносится в храме. Вот в чем смысл озвучки, а не в том, чтобы динамики «орали» на весь храм, и люди затыкали уши.

Часто бывает, что хотят сделать в храме озвучивающую систему, но при этом очень сильно хотят сэкономить деньги. Добиться максимального эффекта при минимальных затратах. Но бывает, что подобное скупердяйство не приносит никакой пользы?

— Однозначно скажу, что и в этом деле скупой платит дважды. Сначала сделают проект на дешевой технике, немножко на нем поработают, потом послушают в других храмах, поймут, что там лучше. Спрашивают: почему у вас лучше, а у нас хуже?

Потом понимают, что нужна хорошая, профессиональная, мощная звукотехника. Всю старую технику в лучшем случае продадут или подарят и, в конце концов, купят уже нормальную технику и на ней сделают проект, который будет удовлетворять требованиям прихожан.

Есть вопрос, который возникает всегда: о чем мы должны помнить на богослужении, пребывая в храме, чтобы все-таки человек — и священнослужитель, и молящийся в храме мирянин, и чтец, и певец — не забыл о том, что самый главный дар — не чудесные технологии, а наш голос, наш талант пения, наша сосредоточенность на молитве? Как нам, по-вашему, в этих технологиях не утонуть, чтобы они не возобладали над человеком?

— Тут, на самом деле, все предельно просто. Для того, чтобы у нас все стояло на своих местах, озвучивающая система должна только помочь услышать четкую речь тех, кто поет и читает, и возгласы священников. Тогда человек никогда не будет думать о ней, он всегда будет думать только о слове Божием, оно будет оставаться в его сердце. А звуковая система помогает донести это слово. Вот в этом случае будет все хорошо. Но если мы будем слышать только орущие динамики на службах, которые нас время от времени раздражают, естественно, мы будем думать об озвучке…

Мы в любом случае не сможем забыть о главном, ведь у нас идет не фонограмма на богослужении, а участвуют реальные чтецы или певцы, — они в любом случае останутся чтецами и певцами, и никем другим. Так что эта традиция нисколько не умаляется, она только развивается до очень больших вершин и высот. Мы знаем, сколько сейчас прекрасных хоров, сколько прекрасных дьяконов с голосом, и богослужение все более и более делается красивым, торжественным, радостным за счет того, что часть клириков в своем профессионализме добиваются этого.

— Отец Лука, а вот вопрос, который тоже хотелось задать: сейчас в новом строящемся храме, соборе Новомучеников и исповедников Российских, тоже Вами ведутся серьезные работы в этом направлении?

Строительство нового храма близится к завершению. Фото: Православие.ru Строительство нового храма близится к завершению. Фото: Православие.ru
— Да. Мы сейчас уже спроектировали грандиозную новую систему озвучивания, которая, на мой взгляд, будет самой лучшей вообще из всего, что когда-либо приходилось делать в этой области. В этот проект будет включено очень много самых новейших разработок, чтобы произвести сопряжение и согласование разных частей сложной системы. Очень важно добиться равномерного и адекватного распределения звука не только в новом храме, но и по всей территории монастыря.

— На ваш взгляд, это будет уникальная система?

— Каждая озвучивающая система, которую мы устанавливали в храме, по сути, является уникальной, потому что второй такой нет: мы для каждого храма делаем свои разработки, и в каждом храме есть свои тонкости.

Мы сможем транслировать службу из нового храма в старый, и, соответственно, из старого в новый, если будет такая необходимость. Также будет прямая трансляция в Интернет и запись в хорошем качестве для дальнейшего использования.

— Вы находитесь в команде, которая созидает храм Новомучеников и исповедников Российских. На духовном уровне вы ощущаете, что это особенное послушание имеет? Что для вас лично участие в созидании храма Новомучеников и исповедников?

— Всегда очень радостно поучаствовать в любом проекте для храма Божьего. Это даже не укладывается в голове: порой просто забываешь, не отдаешь себе отчета в том, что ты делаешь. Но иногда задумываешься над тем, что ты делаешь, и, конечно, становится очень радостно, потому что это дело Божье, дело несения света Христова в мир, потому что озвучивающая система — она как раз таки помогает людям услышать Слово, люди уходят радостные, наполненные и одухотворенные после богослужения.

Поэтому считаю, что это послушание очень хорошее, и оно касается нашего сердца. Я получаю отраду оттого, что это делаю.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Купола над Москвой Купола над Москвой
"Деловой завтрак" с Владимиром Ресиным в Сретенском монастыре
Любовь Проценко
Такого "Делового завтрака" - в действующем мужском монастыре - у "Российской газеты" еще не было. Но именно сюда пригласил журналистов Владимир Ресин. Строя Москву почти шесть десятков лет в самых разных должностях, от мастера до главы стройкомплекса, первого вице-мэра Москвы и до нынешней - депутата Государственной Думы, он всегда знает лучшие точки, откуда особенно хорошо видно: чем старше российская столица, тем краше она становится.
Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме
ФОТОРЕПОРТАЖ
Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме Сретенского монастыря
ФОТОРЕПОРТАЖ
Анатолий Горяинов, Иван Ткаченко
28 мая в новом храме Сретенского монастыря состоялась первая воскресная Божественная литургия.
Выше страдальцев за веру — только Христос Выше страдальцев за веру — только Христос
Алексей Реутский
Руками художников Дарьи Шебалиной и Михаила Леонтьев а украшены более пятнадцати храмов по всей России. Но в новом храме Сртенского монастыря нет композиций, которые когда-либо использовались в других храмах, все сделано супругами впервые.
Строительство нового храма: как это было Строительство нового храма: как это было
ФИЛЬМ ТК «Россия»
Строительство нового храма: как это было Строительство нового храма: как это было
ФИЛЬМ телеканала «Россия»
О том, как возводился храм, рассказывают строители, архитекторы, дизайнеры, инженеры, художники, иконописцы и многие другие.
В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности
Академик Игорь Воскресенский
В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности
Беседа с академиком Игорем Николаевичем Воскресенским
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Сохраняя ноту торжественности и скорби, одновременно храм Новомучеников является очень жизнеутверждающим. Внутри это торжество превращается в праздник победы духа, выраженный в красках, форме, убранстве.
Великое освящение нового храма Великое освящение нового храма
ФОТОРЕПОРТАЖ
Великое освящение нового храма Великое освящение нового храма
ФОТОРЕПОРТАЖ
Гурий Балаянц, Анатолий Горяинов, Иван Ткаченко
Великое освящение храма Святейшим Патриархом Кириллом, перенесение мощей священномученика Илариона, Божественная литургия.
«Здесь душа переполняется радостью» «Здесь душа переполняется радостью» «Здесь душа переполняется радостью» «Здесь душа переполняется радостью»
Гости и прихожане Сретенского монастыря – о новом храме обители
Храм такой благолепный, величественный, светлый, в нем ощущается радость. Когда в него входишь, хочется сказать именно «Христос воскресе!»
Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку
Десятилетие восстановления единства Русской Православной Церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Епископ Тихон: храм Воскресения и Новомучеников освящается в год 100-летия революции Епископ Тихон: храм Воскресения и Новомучеников освящается в год 100-летия революции
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
В Сретенском монастыре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение нового храма Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Комментарии
Андрей Ратманов13 июля 2017, 12:25
Батюшка вот моя почта ratmanoff4@gmail.com Я много лет занимаюсь звуком в храмах и у меня есть чем поделиться. Напишите мне пожалуйста на почту, мы с Вами сможем сделать этот мир еще лучше! С уважением Андрей РатманоФФ.
Андрей11 июля 2017, 01:47
Здравствуйте иеромонах Лука! Я очень давно занимаюсь звуком в Храмах, мои работы тоже во многих странах. Работаю по Российскому патенту. Есть множество вопросов и к звуку в Храмах и к аппаратуре применяемой в Храмах. Я сам разрабатываю и изготавливаю акустические системы для каждого проекта на основе патента. В каждом Храме акустика индивидуальна и задача стоит донести до прихожан информацию, но при этом чтоб у прихожан не было ощущения что из святого места сделали концертный зал с установленными "гробиками" черного или белого цвета. К сожалению нет в мире ни одного производителя который бы, делал что то конкретное для Храмов. Вся беда в конструкции акустических систем, они направленные.
ника 6 марта 2017, 09:26
Многая и благая лета Вам,отче Лука. Первая мысль она самая верная и ближе к Богу. Не прельщайтесь намерениями лукавнующих, вводящих прелестью во искушение. стены и храмы и озвучки падут.все это суета сует. Вы же Молитвенник от Бога. И да управит Бог. С любовью духовною и надеждою. ника.
Евгений28 ноября 2016, 18:37
Очень важная тема и очень сложная, требующая очень серьезного и профессионального подхода. Техники сейчас много, в некоторых случаях и средства есть. Но специалистов в этой области почти нет. Дело в том, что поставить звук в храме намного сложнее, чем в концертном зале или на каком нибудь празднике, в последнем случае и то не всегда получается - не просто это. В храмах обычно много отражений, нет звукопоглотителей, звук очень сложно снять- стандартные методы не работают. К тому же нужно не просто кое -как донести до слушателя слова; нужна система, способная справиться с серьезной музыкой. Пение, возгласы, молитвы- это задача посложнее, чем бац- бум, или радио в торговом центре. При этом аппаратуру иногда используют, созданную именно для оповещения. Думаю многие перед установкой даже не представляют, что можно сделать, чтобы получить качественный результат, что выбрать, из чего. Теоретически выбор может ограничиться небольшими активными колонками для небольших мероприятий или трансляционным усилителем с небольшими, как в торговом центре или на улице колоночками. В первом случае будет тот противный кричащий звук, который невозможно слушать продолжительное время, во втором случае до неприличия неровная частотная характеристика, которая превращает любое пение в непонятные звуки и делает голоса неузнаваемыми. Это не говоря о снятии звука, хороший микрофон- штука дорогая, в случае с применением трансляционных систем не всегда полезная, а для ответ на вопрос: какой вид микрофона применить в храме и где его расположить?, требует уже профессиональных знаний и научного подхода, так, как условия очень необычные при очень серьезных требованиях. Мне, как прихожанину печально, когда вся красота звуков комкается и искажается этими непонятными шумелками. Часто ломал голову, пытаясь предположить, что бы было лучше того, что есть и приходил именно к выше перечисленным выводам, понимая только, что упрекать тех, кто делал звуковую систему нет никаких оснований, даже из эгоистических соображений- слишком сложно все. Хочется пожелать батюшке Луке успехов, и попросив прощения за нескромность попросить разработать какую нибудь универсальную систему начального уровня, способную работать в большинстве храмов, или хотя- бы рекомендации по ее построению с примерами, наверняка есть какие-то наработки. Что хорошо, что недопустимо. Не все же дело в дорогой технике. И главное как-то донести до тех, кто собирается этим заняться. Очень хочется, чтобы этот ценный опыт был доступен тем, кто ставит звук в храме. Это очень очень необходимо, думаю не только на мой взгляд.
Гость 7 ноября 2016, 18:35
Да, в Сретенском монастыре очень хорошая акустика, все ясно, все слова хора и чтецов, по крайней мере, слышны в любой точке храма. Возгласы не всегда, если служит священник с тихим голосом, но это не беда. Жалко, что в больших храмах это не всегда учитывается. И если храм по-бедней, и нет ни возможности, ни специалистов установить специальную технику, то прихожанам остается только догадываться о том, что поется по долетающим звукам, как это в одном из кафедральных соборов в глубинке нашей Родины. И скорее всего, такой собор не один. Жаль: хор старается, поет, но люди ничего не слышат.
Виктор 6 ноября 2016, 21:45
Важная тема,службы идут,но иногда не понятно для кого,ведь в каменном храме всё сливается в сплошной гул!Куда и к кому можно обращаться по поводу аппаратуры и какие цены?
Марина 6 ноября 2016, 10:22
Молитва в Сретенском монастыре особая, не знаю почему. Когда бываю в гостях у брата, всегда посещаю этот монастырь. Мой приход в Церковь произошел благодаря сайту Православие.ру, наверно поэтому, так дорого все, что с ним связано!
Тимофей 5 ноября 2016, 22:52
Спаси Бог, отец Лука, за Ваши труды!Находиться на Богослужении в нашем замечательном Сретенском монастыре большая радость. Ждем с нетерпением освящения нового храма. Помощи Божией Вам и всей братии в Ваших заботах!
Nina 4 ноября 2016, 17:49
Отец Лука, спасибо за столь познавательную статью. Я даже не представляла себе, какие сложные работы нужно произвести, чтобы хорошо было слышно богослужение.В прошлом году была на литургии в Михайловском храме Псково-Печерского монастыря, а недавно приехала из Дивеево, там в Троицком Соборе такие устройства, как показано выше, что позволило при моем несовершенном слухе после инсульта услышать ангельское пение мужского и женского хоров, которое до сих пор в памяти. Низкий поклон за Вашу такую необходимую работу. Теперь буду пробовать слушать и в записи. Постоянный посетитель сайта Православие.ру. Нина
4 ноября 2016, 15:43
Большое спасибо за Ваши труды!
Марија 4 ноября 2016, 04:47
Желим да се придружим ономе што је написала Ирина, јер сам и сама стекла огромно знање/упознавање наше православне вере захваљујући сајту Православие.ру. Ја сама никада не бих могла да прочитам толико много књига, нити да разговарам сa толиким бројем истинских духовника, да бих разјаснила себи многа питања која имам о Богу и нашој светој Вери, да није овог Богом даног сајта и изванредних људи који га припремају и уређују. Зато ми је много жао што већина мојих пријатеља и сродника у Србији и овде у Канади не разуме руски језик, па пропушта да користи ово неисцрпно духовно благо које се на њему сваког дана све више умножава. От всего сердца всем СПАСИБО!!!
Татьяна 3 ноября 2016, 20:16
Прочла статью и вспомнилось давно написанное. Стих прост - но так и есть. Для тех, кто не может по болезни прийти/приехать в Храм - это счастье хотя бы послушать Богослужение в записи. СпасиБог!
***
С тех пор, как обратилась к вере
Я жизнью Сретенки живу
Могу в болезни слушать записи богослужений,
Когда иконы я пишу...
А голос Отче, среди всех знакомый
Поднимет даже после 1000 уколов,
когда уныние нахлынет,
Сто раз уже так было и ныне....
Ирина 3 ноября 2016, 18:16
Спасибо! Очень интересная статья! Кстати, мое воцерковление началось с интернета, с сайта Православие.ру, с записей богослужений... Благодаря чудесному звуку и хорошему качеству записей, во-первых, я очень полюбила службы, во-вторых, освоилась с церковнославянским языком, мне все теперь понятно.
Удивляют люди, которые не хотят понять церковнославянский - сейчас это как никогда доступно:)
Так что спасибо огромное владыке Тихону - за возможность прикоснуться к этому прекрасному миру православной Церкви, благодаря книге, сайту, записям - чтоб новоначальному человеку не чувствовать себя чужим! Это очень ценно, от всего сердца СПАСИБО!!! И о. Луке спасибо за прекрасный звук!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×