О судьбах России размышляет настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня и Троице-Сергиева подворья Самары архимандрит Георгий (Шестун).
Как Россия была повержена
Большинство из того, чем мы сегодня гордимся, было создано при служении династии Романовых. Особенно если взять XIX век: литература, живопись, музыка, научные, экономические достижения. Почему в ХIХ веке произошел такой взлет и Россия стала одной из передовых держав мира? В экономике, по крайней мере, – второй, а если бы не был прерван взлет, то вскоре непременно – первой. Что же произошло, что было толчком этого подъема? Отсчет надо вести от правления императора Александра I.
Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что святой томский старец Феодор Кузьмич и император Александр I – это одно и то же лицо. Есть замечательная книга «Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский – Александр I Благословенный», написанная доктором исторических наук, профессором, главным научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН Мариной Михайловной Громыко. Собрав громадный документальный исторический материал и проведя глубокое научное исследование, она доказала, что речь на самом деле идет об одном и том же человеке.
Таким образом, XIX век начинается с глубочайшего покаяния за отцеубийство императора Александра I, который чувствовал причастность к гибели своего родителя – императора Павла I. Покаянием и будет обеспечен расцвет державы, всех сфер ее жизни. Плеяда русских царей XIX в. увенчается царственным страстотерпцем Николаем II.
При Николае II Россия обретала небывалые очертания великой империи, которой не имелось равных. Тогда же при социально-экономической стабильности созидалась великая культура, почитаемая теперь всем миром как русская классика. Сегодня сравниваем свои экономические показатели именно с 1913 г., потому что это был апогей. До этого на протяжении всего XIX столетия при каждом императоре империя увеличивалась, набирала мощь.
В истории далеко не всегда укрепление государства означает благоденствие его населения: часто последнее облагается данью для решения глобальных задач. Однако если говорить о том, как жилось народу при царе, стоит обратить внимание на следующее: при Николае II население империи увеличилось на 50–60 млн человек! Тогда у народа были уверенность в настоящем и надежда на будущее. Царь был хозяином земли Русской и отцом для всех людей, живущих на ней. Что же произошло потом? Почему вдруг такая империя рухнула?
А произошло то, о чем мы сегодня почему-то стесняемся говорить: в России уже в начале XX века появились зачатки общества потребления. Если образовывалась очередь за хлебом в пять–шесть человек – это становилось уже чуть ли не поводом для бунта. Начинало доминировать плотское мудрование. Дух говорит, когда плоть молчит, но когда плоть начинает требовать – дух замолкает. На протяжении всего XIX века при расцвете внешней социально-экономической и культурной жизни подспудно происходило развертывание от духовных ценностей к материальным.
В сытой, стабильно развивающейся России тогда (а может быть, и теперь?) слишком многие пренебрегали Крестом. Уже запросто дерзали бахвалиться неверностью Богу. Какой-нибудь гусар мог забежать в храм с высокомерным криком: «Где у вас тут причащают? Выпишите мне справку!» В то время все чиновники, служащие и военные должны были раз в год предоставлять по месту службы справку о Причастии.
И тогда становится понятен подвиг отречения, на который пошел император Николай II, – это лишение царства земного. Святитель Николай (Велимирович) в 1932 г. говорил: «Русские в наши дни повторили Косовскую битву. Если бы царь Николай прилепился к царствию земному, царству эгоистических мотивов и мелочных расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге. Но он прилепился к Царствию Небесному – к Царству небесных жертв и евангельской морали – и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово!»
Начало ХХ века – это время ожидания наследника. Падение духа было настолько глубоко, что государю некому было передавать власть: царственную династию захлестнул отказ от служения. Практически все, кто мог наследовать престол (они или их потомки), совершили морганатические браки: женились на актрисах, француженках, безродных и т.д. То есть ради плотской любви, страсти, устроения личной жизни эти люди отказывались от царственного служения Богу и России. И этот вектор угасания высших стремлений духа проявлялся во всех слоях общества. Сейчас потомки Романовых живут в Европе и по всему миру, но среди них нет того, кто мог бы по закону наследовать русский престол.
Ничего глобального в истории одномоментно не совершается. Все процессы происходили постепенно. Эгоистическое возвращение к собственническому хозяйству проникло к началу XX века и в среду простых людей. Развивалась частная собственность, стали стремиться жить «на особинку». Началось разрушение основы жизни простого народа – общины. Общинная, соборная жизнь обеспечивала каждому надежность и защиту: сироты были пристроены, вдовицы не голодали. Если у кого-то случалась беда – дом сгорал или кормилец калечился – помогали всем миром. Община – одна большая семья. В ней и больные, и сирые, и убогие, и лодыри – всякие были люди. Община жила единым организмом, все помогали друг другу, направляли, поддерживали, не давали пропасть. Но потом появляется частная собственность на землю, и те сильные семьи, в которых были инициативные люди и рабочие руки, начали обособляться, стали нанимать батраков – превозноситься над бедными. Таких потом назовут «кулаками». У казаков даже присказка появится: «Мы не русские, мы – казаки».
Почему так стали говорить? «Казак никогда в батраках не ходил, а русские ходят», – объясняли они. Среди русских людей уже появилось неравенство – мир дал трещину.
Затем народовольцы пошли в русскую деревню проповедовать материализм, нигилизм, атеизм. Так воспитывались будущие революционеры. Древо жизни подтачивалось на протяжении нескольких десятков лет.
Как Россия выстояла
Помните историю праведного Иова Многострадального? У него были благополучие и достаток, и сатана стал искушать Бога: «…разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9–11). Так же, как ветхозаветного Иова, Господь и нас испытал. Есть ли вообще в этом мире народ, который может хранить православную веру?
При размышлении о страданиях новомучеников и исповедников Российских XX в. появляется соблазн начать перечислять их грехи: критика самодержавия, уклонение в либерализм, обольщение материальным благополучием… Но в грозный час главного жизненного выбора они оставили в прошлом все свои заблуждения.
Безвинные страдания лучшей части русского общества имеют – для нас с вами прежде всего! – огромный смысл.
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).
Господь скорбями нас проверяет: верны ли мы Ему? Одно из качеств православного христианина – умение страдать и в этих страданиях видеть глубокий смысл. Но страданий не ищут специально. Русский народ вовсе не искал мученичества. Но когда Господь попустил годину испытаний, народ их принял как должное и остался в исповедании своем верен Христу. И каждый из нас сегодня делает выбор сопричастности или отвержения этого подвига.
Без Божией воли даже волос с головы нашей не упадет (см.: Мф. 10:29–31).
И гонения как испытание были нам попущены Господом. Мы можем, конечно, ужасаться: «За что нам все это?» Но даже основы ветхозаветной благочестивой веры Иова зиждутся на ответах: «Да ни за что! Что Бог дает, то и приму! За все, что пошлет, буду благодарен!» В Иове, как и во всех других ветхозаветных праведниках, Господь испытывал человеческую природу: насколько способен человек претерпеть безвинные страдания. Ветхозаветная крепость и твердость веры, как и новозаветная чистота Божией Матери и Ее святое послушание, необходимы были Господу, чтобы воплотиться.
С другой стороны, Господь показал нашему народу, что это значит – жить без Него. Не нужны храмы? – Разрушайте. Надоело духовенство? Раздражают верующие соседи? Монахи в монастырях зря только место занимают? – Я всех Своих заберу. Попробуйте жить без Меня…
Пример новомучеников – это урок всему нашему народу на все времена.
«Если ты стал забывать Меня в благополучии, то, может быть, вспомнишь Меня в горести? – вопрошает Тот, Кто Сам безвинно претерпел страдания за души наши. – Может быть, хотя бы в этих крайних обстоятельствах ты проявишь свою любовь ко Мне и сохранишь верность…»
Много в XX века перестрадало русских людей. Однако только новомученики, исповедники и все верные чада Христовы страдали за Христа. И нам надо научиться у них любить, страдать и быть верными.
Как Россия возрождается
Главное в любой сфере жизни народа – экономической, социальной, политической – нравственный облик человека. Если человек перестанет думать только о себе и исключительно в категориях комфорта и материального достатка, то поймет, что Бог дает нам гораздо больше того, что мы заслуживаем.
Россия возрождается в первую очередь храмами и монастырями. В начале 1990-х, когда в стране все разваливалось, заводы закрывались, колхозы разорялись, – одни храмы строились и монастыри из руин восставали!
Когда в момент испытания отпадает все ненужное, земное, то человек становится святым – это опыт новомучеников. Но когда мы Богу посвящаем все земное, тогда и только тогда мы становимся собственно людьми.
Когда мы начинаем роптать и жаловаться на жизнь, то пример новомучеников говорит нам, что из руки Божией надо принимать все. И если Господь нам что-то не дает, то это не потому, что Ему жалко или Он не слышит наших просьб, а потому, что мы этого не вынесем. Самый же трудный подвиг – «…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24).
Главный урок новомучеников и исповедников Церкви Русской для всех нас – надо с благодарностью принимать ту жизнь, которую нам дает Господь. Она сегодня у нас совершенно другая: может быть, именно по нашим немощам Господь не посылает нам гонений. Но главное, чему мы должны научиться у новомучеников, – благодарить! Перестань мечтать и желать, перестань жалеть себя, а начни просто трудиться. Многими трудами и скорбями надлежит войти нам в Царство Божие (ср.: Деян. 14:22). В раю нет ни одного нераспятого. И если нет у тебя в жизни особых скорбей, нужно хотя бы усердно трудиться.
Надо достойно прожить свою жизнь. В ней может быть все: и страдания, и радости, и Голгофа, и скорби, и утешения. Знаете, какой урок преподал мне молодой человек шести лет отроду? Я у него спросил: «Чего ты хочешь больше всего в жизни?» «Хочу попасть в рай», – ответил он. А когда стремишься в Царствие Небесное и вдруг узнаешь, что для этого надо, чтобы тебя расстреляли, – да, пожалуйста, я готов – Бог вас благословит! Мы скорбей не ищем, мы их не просим, мы знаем, что они есть, и никуда от них не бежим. Так новомученики приняли много прекрасного, светлого в жизни, но испили и голгофскую чашу из руки Божией.
Необходимо понимать, как сочетаются Божия и человеческая воли. Господь распоряжается стратегией нашей жизни. И распоряжается так, как мы в самых дерзновенных мечтах даже подумать не можем. Сочетание Божией и человеческой воли – это сочетание стратегии и тактики. Стратегия – за Богом, тактика – за нами. Главное – слушать и слышать Бога. Послушание – это то, чего нам всем так не хватает. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) говорил: «Я у Бога никогда ничего не просил, но и не от чего не отказывался».
Даже все козни сатанинские Господь обращает в сокровища
для души. Только со временем это понимаешь.
И мы должны научиться жить в соответствии со знанием,
которое открывается нам в опыте церковной жизни и в
Евангелии. Но чтобы научиться жить так, как заповедал
Господь и как учат личным примером святые, не надо
своевольничать. На Афоне всегда говорили: «Святое
послушание спасает».
Все эти разговоры о том, что сейчас старцев нет, нет опытных наставников, испытывать их всех надо… Это все равно что сказать: «Сынок, иди испытай отца. Не читает книжки? Может быть, тогда другого папу поищем?» Духовник – это твой отец, а отец не обязательно должен быть прозорливым, но его обязательно надо слушаться, и Сам Бог через него будет тебя вести ко спасению. А вот если нет послушания, то кого тебе ни дай в наставники, хоть святого, ты и его слушаться не будешь, а значит, так и не услышишь, что тебе Господь хочет сказать.
Новомученики и исповедники Церкви Русской совершили переход от теории к практике жизни по Евангелию. Они оказали послушание – приняли все, что им причинили люди, как ниспосланное от Бога. Представляете, что значит дореволюционному русскому архиерею оказаться в лагере на Соловках? Сейчас кивают на архиереев: мол, князья Церкви. Да что вы, какие князья?! По сравнению с тем, как жили епископы до революции, современные – нищета. Раньше архиерею положены были выезд в шесть лошадей, особняк, дача. И вдруг эти поистине князья попадают на Соловки: холод, голод, людская злоба – и радуются! Из руки Божией все принимают. Не ропщут, но молятся, благословляют, благодарят.
Господь испытал наш народ и дал нам Духа Своего Святого, щедро излил Его на страдающую Церковь и в гонениях – на по-прежнему Святую Русь. И перед нами сегодня, как и перед нашими предшественниками, стоит выбор верности Богу и наследования обетований Его.
Единственное, что, может быть, вызывает сомнение это хронология эпохи потребления. Представляется, что искушение это имеет более протяженную историю и в явном виде проявилось в далеком 1762 г, когда Пётр III издал Манифест о вольности дворянской. Нельзя забывать того, что кономические показатели дореволюционной России достигались средствами чудовищной эксплуатации основной массы населения.