На тему национальной идеи можно рассуждать всем или только специалистам? Если всем, то я тоже хочу. Идея должна быть немногословной, жизненной, мотивирующей практическую деятельность. И я бы начал с пространства.
Русское пространство огромно. Это факт. Оно ли своей огромностью делает широкой душу – или, наоборот, широкая душа ищет географического раздолья, это вопрос первичности курицы и яйца. Широта остается фактом. Россия не растворяется в Западе и не поглощается Востоком. Она, относясь и к Западу, и к Востоку, до конца не есть ни то, ни другое. Она – отдельная цивилизация. Ей нельзя любить Запад так, чтобы забыть о Востоке. И Восток любить до забвения Запада тоже нельзя. Первую часть ее идеологемы можно сформулировать так: И Восток, и Запад. Просто и конкретно. Без фантазий и на фактическом материале. «И острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». Идем дальше.
Вслед за пространством нашего внимания ожидает время. А время – это ускользающее настоящее между массивом прошлого и предчувствием будущего. Иногда людям, народам, странам и цивилизациям хочется уснуть в прошлом, застыть в нем. Никуда не двигаться. Сесть в лотос, как двусмысленно улыбающийся Будда или застыть, как Сфинкс, глядя в сторону пустыни. Это, собственно духовная черта того самого Востока, к которому мы частично принадлежим. Запад же непоседлив. Он холеричен. Прошлое ненавистно ему с недавних (исторически недавних) пор, как ненавистен Отчий дом блудному сыну. Прочь от истории. Прочь от себя самого. Вперед в новое, плюнув на прощание в старое. Таков его импульс. Не от себя ли бежит человек Запада, по пути совершая географические открытия, улетая в космос или превращая всю планету в один театр военных действий? От себя, конечно. От кого же еще? А не бежит ли за ним вприпрыжку весь мир, включая даже самых сонных? Бежит, конечно. Но права на забвения прошлого у нас нет. Оно не темное и не гнилое. Оно трагическое и оно наше. Стыдиться его нельзя. Там, за спиной у нас – корни всего великого и творческого, что мы имеем в науке, на поле боя, в преодолении себя. Второй тезис, следовательно, формулирую так: Будущее и История. Или лучше: Вчера и Завтра. Оба понятия важны и интересны. Мы и современные, и традиционалисты. В технике, например, современные, а в семье – традиционалисты. Таков идеал и он, по-моему, прекрасен.
Подводим предварительные итоги. «Восток и Запад. Вчера и завтра». Чего-то не хватает. Не хватает вечности. Время есть, пространство есть. Внутри этих категорий живет человечество. Но оно не только живет, а еще и умирает. «И географии примесь \ к времени есть судьба». Нужна еще вечность и ее воздух. Нужна вечная перспектива. Гусеница должна стать бабочкой. Иначе к чему все? К прибавочной стоимости и поминкам в ресторане? Увольте от такого басурманства. Нас в идеале интересует не только земля с ее делами, с ее недрами, с ее страстями и возней, с ее усталостью и печалью. Нас интересует еще и вечность, Небо. Пишем третью часть: Земля и Небо. Получилось следующее: «Восток и Запад. Вчера и Завтра. Земля и Небо».
Несколько абстрактно. Не дотягивает до конкретного: «Православие, Самодержавие. Народность». Зато в сравнении с этой классической идеей, несколько застывшей и похожей на монумент, у нас получилось нечто динамичное, подвижное. Тоже трехчастное. Шесть слов. Три полярных тезиса. Если сразу непонятно, о чем речь, то стоит вспомнить, что всякий текст требует толкования. Всякий текст. Наш текст – не исключение.
Безусловно, найдутся в народе люди зоркие и образованные. Они скажут, как завяжут, и сформулируют, наконец, лозунг на нашем знамени. Лозунг, которого мы заждались. Надо же знать, зачем живем? Куда идем? Что ценим? Что в приоритете? Но кто бы и как бы ни формулировал жизненные идеи современной России – ему будет невозможно отказаться от пространства, времени и вечности. От соседства традиций и инноваций; от географического и ментального пребывания России в двух мирах – западном и восточном. Невозможно будет и оспорить устремленность русской цивилизации к вечности, что особенно ценно в ситуации сегодняшней, почти всемирной, войне грешной Земли против светлых Небес. Прошу не судить меня строго и подключиться к размышлению.
Трационализм, почвенничество, немыслимые без православия - на этом стояла и стоять Русь будет.
С ув. Нина.
Примерно такое мое ощущение, мне вообще часто кажутся все эти люди и патриоты и космополиты и все кто живет на Руси, как бы муравьями, которые вообще ничего не понимают, и вся их суета абсолютно лишена смысла, и никаких плодов не принесет, как суета сумасшедших. Россия сама решает чему тут быть и как тут всё будет, Ангел есть у нас, и это могущественный ангел, - Русь Святая.
Только это не слащавый такой добренький ангел католиков, а более ветхозаветный с кровавым огненным мечем, который априори не поддаётся на жалобы и слезы, он делает как ему надо, и жизнь и судьба человека для него мало совсем мало что значит, ибо суетна. Россия никого кроме Бога не боится. Нельзя её понять, верить можно - понимать нельзя.
Ну раз можно всем, то тогда я бы тоже попробовал сформулировать национальную идею: "Спасать детей!". Нет задачи пояснять большой расшифровывающей статьей, могу только добавить: если растите детей в безбожии, готовьтесь к войне!
Россия. Сегодня. Православная Церковь.
По-моему, сама идея "создания" "национальной идеи" для России - неверна. Не нужно ничего заново изобретать. Что такое Россия и ее история? Что - до сих пор они пребывали без идеи, так себе двигались куда-то хаотично и без смысла?
Пусть Запад занимается "идеями". А у России есть сущность. И она проста и единственна - Святая Русь, Третий Рим.
Вот и мое сумбурное мнение.
Спасибо за Ваши интересные статьи . Читаю с удовольствием.