Годеново: Чудотворный Крест

Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников к нему свидетельствует: сердцем русского человека востребован Крест.

Годеновский Крест – уникальная святыня, чудесным образом обретенная много веков назад на Ярославской земле. И как и прежде, к Кресту сегодня приезжают тысячи паломников. О Кресте и его истории, чудесах, с ним связанных, рассказывает игумения Евстолия (Афонина) – настоятельница Переславского Никольского монастыря, на подворье которого – в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново – пребывает эта святыня.

Годеново с высоты птичьего полета

Годеново

Годеново. Паломники в праздничный день

Дорога к святыне

Знамение державного строительства Руси

Крест был обретен на глухом болоте, недалеко от Ростова Великого. В исторических источниках говорится, что он явился «от греческой стороны» в 1423 году, то есть за 30 лет до падения Константинополя и Византии. Для русской истории эти 30 лет были ознаменованы важнейшими событиями. Это годы правления Василия II, при котором окрепла и усилилась объединившая вокруг себя земли многих княжеств Московская Русь, что явилось предпосылкой значимого события: Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. После принятия Ферраро-Флорентийской унии подписавший ее митрополит Исидор был с позором изгнан из Москвы, и предстоятелем Церкви стал русский епископ, избранный на первосвятительство Собором русских архиереев в 1448 году. Автокефалия и государственное единство, к которой уже шла Русь, – необходимые условия державного строительства. Вскоре, в правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог, на Русь приходит герб Византии. А незадолго перед этим – Цареградская икона Божией Матери: она, как и Животворящий Крест, становится одним из символов того, что Русь – преемница Византии. Тогда же старец Филофей напишет знаменитые слова: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Осмыслив все эти события, сегодня мы можем сказать: своим явлением Животворящий Крест предзнаменовал грядущее державное строительство Руси.

Чудотворный Крест

Чудотворный Крест. Деталь

XXI век: второе обретение

70 лет советской власти почти полностью стерли у народа память о чудотворном Кресте. В конце 1990-х, случайно узнав о нем от паломников, мы взяли под свое покровительство полуразрушенный храм с обветшавшей святыней и начали молиться перед Крестом. Так было образовано наше подворье. К Кресту тогда вела едва заметная тропка. Что же мы видим сегодня? После десятков лет забвения Крест почитается народом так, что это можно сравнить с почитанием преподобных Матронушки и Серафима. Сердцем русского человека востребован Крест. В дни празднования Кресту святыню посещает до 10 тысяч человек в день, и мы видим, что это люди неслучайные. Происходит второе обретение русским народом Животворящего Креста, и это свидетельствует о том, что русский народ возрождается.

Реставрация

В богоборческие времена Крест претерпел не только забвение, но и пострадал от кощунственных надругательств. Его реставрация происходила в 2002–2003 годах, причем по нашей просьбе Крест не выносился из действующего храма, где, как обычно, совершались богослужения. Работы проводили реставраторы высшей категории из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. И теперь мы свидетельствуем: Крест действительно спасен.

Чудотворный Крест перед реставрацией

Реставрационные работы

До реставрации

После реставрации

Крест чудотворит

Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников говорит о том, что чудотворение, которое являет эта святыня, привлекает людей: они исцеляются от телесных болезней и возрождаются духовно, о чем мы имеем множество свидетельств.

«Крестных ход» Годеновского Креста

Люди стали просить копию святыни для своих храмов, и уже 12 таких копий установлены в разных епархиях и регионах нашей необъятной страны. Первая из них была принесена в Севастополь. Это произошло 13 декабря 2013 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, когда в Киеве уже бушевал «Майдан». Крымчане горячо молились о мире на своей родине. Через несколько месяцев святая земля Крыма бескровно вернулась в лоно Русского Дома. Еще одна копия принесена в Вологду, где сегодня присутствует в храме преподобного Димитрия Прилуцкого, основателя нашего монастыря. Следующая копия была принесена в Луганскую епархию. Образ Спасителя на Луганской копии получился с темным ликом. Но чудесным образом через год лик просветлел и, несмотря на боевые действия, которые происходили на Луганской земле, в обители не взорвалась ни одна бомба и не прозвучал ни один выстрел. С глубоким почтением перед святыней молился Блаженнейший Митрополит Онуфрий во время своего посещения обители. Копия Креста была преподнесена митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Когда копию освященного Креста обнесли крестным ходом вокруг нашего храма, собравшиеся с изумлением увидели на небе чудесное знамение: над головами проплыл составленный из темных облаков восьмиконечный крест, который сменился солнцем и круговой радугой. Сегодня этот Крест пребывает в Храме-на-крови города Екатеринбурга. С 15 декабря 2015 года по 18 июня 2016 копия Годеновского Креста находилась на МКС, экипаж космонавтов – Юрий Маленченко, Тип Копра, Тим Пик.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возносит молитву у Чудотворного креста

Копия Чудотворного Креста отправляется в Екатеринбург

Копия Чудотворного Креста отправляется в Екатеринбург

Схиархимандрит Илий у Годеновского креста

Крест провожают в Луганск

Копия креста отправляется в Вологду

Севастополь. Морской Крестный ход

Севастополь. Морской Крестный ход

Севастополь. Морской Крестный ход

Крест на борту космического корабля

Игумения Евстолия (Афонина)
Подготовила Анастасия Рахлина
Комментарии
Елена22 сентября 2024, 09:34
Ездила в Годеново с большим горем. Просила совет и получила все ответы на свои вопросы. Горда задаете вопрос от сердца, обращайте внимание на знаки вокруг вас. Это и есть ответы, которые дает Бог. А еще я сделала фото храма. А дома увидела разглядывая фото увидела лик над храмом. Если бы это фото увидела в интернете, то подумала что это фотошоп. Здесь действительно творятся чудеса. Благодарю тебя Господь.
Ирина26 апреля 2022, 15:43
Ездили первый раз к Кресту Животворящему. Такое спокойствие и блаженство было на душе, что не хотелось уезжать. я просила Господа чтобы послал мне внука или внучку.У сына не было детей 8 лет. И Господь услышал меня.Сейчас внучку 3 месяца. Я Благодарю Господа! за такой подарок мне грешной.Вскоре собираюсь съездить поблагодарить Господа.Слава Тебе Господи за всё.
Виктор21 апреля 2021, 22:19
В пятницу, на 6 седмицу Великого поста, 23 апреля 2021 первый раз еду в Годеново на ночную литургию. Волнуюсь, Спаси Господи и помилуй.
Людмила15 августа 2020, 10:26
Дорогие православные братья и сёстры! Благослови вас Господи! Разве мы в праве обсуждать решения и действия духовных отцов и братий наших! Давайте молиться и просить Господа о наших делах и прегрешениях! А любые рассуждения Господь может воспринять как гордыню! Пусть спасёт нас всех Господь Честным Благотворящим Древом Чудотворного Креста Господня! Ведь Господь распаялся на Кресте для нашего спасения этим Крестом! А реликвия не означает спасения! Только любящее и верующее сердце! Помяни нас Господи, когда приидеши во Царствии твоём!!!!
Олег29 ноября 2018, 21:47
был сегодня, 29.12.2018 в монастыре Животворящего Креста Господня, что в Антушково. До Годеново не доехал. Постановление Патриарха от 2016г. не выполняется, Крест ни разу с этого времени в монастырь не приносили, а очень бы хотелось увидеть реликвию
Мария 3 августа 2018, 10:03
Наталья, спасибо Вам за информацию. Но дело в том, что здесь речь как раз о номинации и идет. Крест не Годеновский, а Животворящий. То есть присваивание географической номинации есть стирание из памяти места его сошествия.
Наталья12 июня 2018, 19:49
Дорогие братья и сестры во Христе! я живу в Ивановской области. В Храме Казанской иконы Богородицы г. Иваново находится точная копия Годеновского Креста. Может быть, это своеобразное разрешение вашей дискуссии? Эта копия появилась лет 5 назад.
Мария28 марта 2018, 11:04
Уважаемые участники беседы. Милостию Божией...усилиями верующих людей история Животворящего Креста, явленного в 15 веке на Сахотском болоте получила широкую огласку. Вчера состоялся радиоэфир, посвященный этой теме. Информация, которая обсуждалась здесь год назад в отношении номинации Животворящего Креста и резолюции Патриарха, подтвердилась. Найдены архивные документы, посвященные переносу Креста в соседнее село.
Ниже привожу ссылку на архивную запись эфира, а также аннотацию, размещенную на сайте радиостанции.

http://radonezh.ru/radio/2018/03/27/22-01.html
Светлана Лермит 5 марта 2017, 21:25
Люди добрые ,сколько людей столько и мнений и все мы правы Мне лично нравится ,когда Святыни расположенны в малых городах и малолюдных местах И Слава Богу ,такие места есть :Годеново ,Вырица,Макарьев монастырь на Волге и т п
Марина 2 февраля 2017, 21:05
Аминь!
Мария29 ноября 2016, 11:51
Аминь!
Анастасия28 ноября 2016, 11:12
Господи, да будет не наша, а Твоя святая воля!
Лариса27 октября 2016, 10:06
Мария, спасибо. Не успела написать, а вы уже ответили. Скажу честно мне по душе ваш подход. Бессмысленно объяснять тем, для кого Крестный Ход- перенос Креста "туда-суда", к сожалению. Дело не в Кресте, а в ушах: обсуждается не наше мнение ( кому оно интересно), а Резолюция Святейшего Патриарха и наша готовность выполнить ее. Для тех, кто не слышит, но может еще видит:
ссылка http://www.patriarchia.ru/db/text/4350169.html
Дословный текст и вопрос: ЧТО НАМ МЕШАЕТ ВЫПОЛНИТЬ ТО, ЧТО УЖЕ РЕШЕНО?
Архиерейский совет Ивановской митрополии выработал предложения по выполнению резолюции Святейшего Патриарха Кирилла относительно ежегодного перенесения Креста Господня, явленного близ села Антушково22 января 2016 года состоялось заседание Архиерейского совета Ивановской митрополии, на котором были выработаны предложения по выполнению резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Кресте Господнем, явленном в 1423 году близ села Антушково и последние годы пребывавшем в храме в честь святителя Иоанна Златоустого села Годеново.

Святейший Владыка благословил, чтобы впредь в течение полугода крест находился в монастыре Животворящего Креста Господня села Погост Крест Шуйской епархии (Ивановская митрополия), а еще полгода — в храме святителя Иоанна Златоустого в селе Годеново Ярославской епархии. Для перенесения святыни Его Святейшество благословил два раза в год совершать крестный ход.

Архиерейский совет принял решение придать статус церковных торжеств на уровне Ивановской митрополии праздникам перенесения Животворящего Креста Господня из храма святителя Иоанна Златоустого села Годеново в монастырь Животворящего Креста Господня села Погост Крест и обратно.

В 1423 года на Сахотском болоте (ныне село Погост Крест Ильинского района Ивановской обл.) явился Крест Господень, через который были явлены многие чудеса. На месте явления по благословению архиепископа Ростовского Дионисия был построен деревянный храм, в который была помещена обретенная святыня. В XVIII веке вместо деревянного был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В течение XV — начала XX вв. от святыни были явлены многие чудеса, зафиксированные в письменных источниках. В период богоборчества храм был закрыт и разграблен. Около 1933 года Животворящий Крест ради его сохранения был перенесен в храм святителя Иоанна Златоустого села Годеново.

В 1998 году в селе Погост Крест была образована монашеская община, позже преобразованная в монастырь. В 2004 году братией монастыря на историческом месте было завершено строительство Крестовоздвиженского храма. В настоящий момент монастырь полностью обустроен. В течение многих лет братия монастыря Животворящего Креста Господня и многочисленные паломники чествовали день обретения великой святыни, совершая торжественные богослужения и крестные ходы.
Мария27 октября 2016, 09:26
Некорректное сравнение переноса Креста и переноса мощей Святителя из Бари в Миры. Из Мир Ликийский Святитель был спасен от иноверцев. Собственно, поэтому Православная церковь чтит день переноса мощей в Бари. То есть требовать вернуть мощи обратно в Миры - абсурд. Да и в ситуации вокруг Креста, как раз те, кто пишут про перенос - не топают ногами и не требуют, а просто констатируют факт. Так что вопрос с топаньем открыт...вернее - это собственная трактовка происходящего. А так все вы верно пишите, давайте, раз уж Крест сам решит (по тексту), то и не будем противиться сами переносу. А то, получается, что допуская свободную волю Креста на самоопределение, все равно скользит мысль о невозможности переноса. На все Воля Божия. Крест сам обретется, как уже было в 1423 году.
Елена26 октября 2016, 11:03
Наталья, вы пишете: "Крест сам определит где ему быть". А затем пишете: "А перенося его туда и обратно мы можем его потерять". Так "давайте просто прислушаемся к голосу разума и сердца и оставим в покое Крест - эту великую святыню". Ибо, если он сам решит, то и нас не должен волновать вопрос переноса.
Наталья25 октября 2016, 09:27
Мне очень хочется сказать, что споры о месте Креста, самое печальное что может быть. Крест сам определит где ему быть. Хочется привести пример, что спасая мощи святителя Николая, их перенесли в Бар, где они сейчас и находятся. Тогда давайте начнем требовать вернуть их на место. Я вас очень всех прошу давайте просто молиться, а не требовать. Мне всегда казалось что все можно решить мирно, а не стуча ногами. Крест это такая святыня, которая должна остаться и нашим детям. А перенося его туда и обратно мы можем его потерять. Давайте просто прислушаемся к голосу разума и сердца и оставим в покое Крест - эту великую святыню.
Татьяна Бертфельд19 октября 2016, 21:33
Дивны дела Твой, Господи!!!
Приложились к копии Креста, нас покропили Святой Водой после молебна!!!Словами этого не передать, это надо пережить!!!!!!Духовная радость!Её не заменишь ни какой другой радостью.
Мария17 октября 2016, 11:54
Если быть точным, то проблема как таковая 20 лет не стояла, так как монахи восстанавливали из небытия Монастырь во имя Сошествия Креста Господня на Никольском погосте, а монахини - реставрировали Крест. Проблема началась с осени прошлого года, когда была издана Резолюция Патриарха, а решение по ней не приведено в исполнение по сей день. И я полностью согласна с Мариной в том, что Господь сам рассудит, где Кресту быть и благодарна ей за то, что она акцентирует внимание на соли моих постов, не присваивая им личностных трактовок. Я-то как ездила сразу в два места - к Кресту и на место его Сошествия - так и продолжу. А если Крест-таки перенесут, то сойдутся две мои дороги в одну (на пол года). Страшно только то, куда мы катимся, если обмирщаем святыню и спорим с Патриархом.
Марина12 октября 2016, 16:23
Обидеть человека очень легко. То лукавый, то майданные технологии, то провокации. Мария никого не обидела, она лишь поделилась, той проблемой, которой уже около 20 лет, где будет наша дорогая святыня. Но и она рано или поздно решится, т.к. на все Божья Воля! Храни нас всех Господь!
Лариса11 октября 2016, 18:21
Перечитала переписку: разговор глухих со слепыми, к сожалению. Мне очень жаль, но слишком много искусствоведов на одну Марию) Мария, я вам аплодирую: по-моему вы попали в точку! Достаточно не быть равнодушным, что бы понять: тема очень болезненная и вам очень близкая. Тем не менее вы пытаетесь очень аргументировано дискутировать, никого не обижая и не навязывая собственное мнение. Мы видимо разучились (а может и не умели) слушать и слышать друг друга. Так легко скатываемся в морализаторству, не понимая, что все видно как на ладони: кто чем дышит. Про майданные технологии- это просто неуклюжее обзывание от искусствоведов. Я из Донецка и имею право на такое мнение, ибо хорошо их прочувствовала на себе и своих близких. Мир вам.
Мария10 октября 2016, 16:21
Любовь, соглашусь, что я некомпетента в культурологии и зал, по незнанию, назвала запасником. Приношу свои извинения, никого не хотела ввести в заблуждение. Спасибо, что поправили. О резолюции можно прочитать на сайте Патриархии (http://www.patriarchia.ru/db/text/4350169.html и я никак не могу быть исполнителем воли Патриарха. Слова о попрании исключительно о неисполнении резолюции. В моих постах вообще агрессии нет. И меня разочаровывает, что работники искусства святыню упраздняют до культурологического аспекта. Слава Богу, что когда Крест Господень разбирали на частицы, чтобы все во всем мире смогли прикоснуться к святыне, вопрос о сохранении креста, как памятника, не стоял.
Анастасия Борисова10 октября 2016, 15:29
Любовь, благодарю Вас за компетентное мнение.
Любовь10 октября 2016, 11:47
Я написала о Годеновском Кресте, а сейчас прочитала предыдущие комментарии и хочу ответить Марии на ее послание от 3 октября и конкретно на ее слова: "Ежегодно из запасников Третьяковской галереи выносят чудотворные иконы для поклонения.."... и далее по тексту. Мария, а что Вы имеете в виду? О каких иконах из запасника Вы говорите? Донская в залах, а не в запаснике. Но Вы говорите во множественном числе!? Откуда Вы это взяли? Вы были у нас в запасниках в Третьяковской галерее?? На каком основании Вы свои домыслы выдаете за правду? Вы вводите в заблуждение всех, кто будет это читать. При всем отношении к интернету, что он все стерпит, за свои слова надо отвечать, и перед людьми и перед Богом. Вы же верующий человек, должны это понимать. А Ваши слова "Если уже в монашеском мире послушание попрано....." ??? Вы уже и весь монашеский мир знаете и вот так на весь мир судите!!? Не страшно? Одумайтесь. Остановитесь. Вы же смущаете и соблазняете всех, кто это будет читать. И еще о резолюции Патриарха в этом же Вашем комментарии... Такое впечатление, что Вы главный исполнитель воли Патриарха и пытаетесь руководить всеми событиями. Вы меня разочаровали не только сплетнями о Третьяковской галерее, но и всеми своими суждениями.
P.S. А можно у кого-нибудь узнать (кроме Марии) с чего все началось, кто обратился к Патриарху с предложением забрать Годеновский Крест из Годеново? А то дискуссия идет, а кто подбросил тему - не понятно и неизвестно. Вам не кажется, что это провокация? Все как в политике: народ используют для драки, а сами зачинщики смуты в тени. Очень похоже на "майданные" политтехнологии.
Мария10 октября 2016, 09:56
Тема перенесения Креста - тема исполнения Резолюции Патриарха, а значит исполнения воли Божией, которая через Патриарха идет к пастве.
Хочу ответить на обращения в мой адрес, которые подразумевают то, что я - автивист "по переносу".
С человеческой точки зрения, меня вполне устраивает то, что Крест не находится на Никольском Погосте. Но я безоговорочно верю Патриарху, верю, что решение взвешенное и обдуманное и считаю, что никто не в праве упразднять духовную компоненту Креста, обмирщая Крест до уровня только культурологического памятника, подлежащего всестороннему исследованию. Также мне вполне ясно желание братии Никольского Погоста вернуть святыню на место ее обретения. Если бы Погост не был восстановлен - да, вопросов нет, но ведь все восстановлено! И стоит заметить, что пока Никольский монастырь реставрировал Крест, пока присваивал ему номинацию Годеновский, параллельно шло восстановление Никольского Погоста. То есть шло восстановление Славы места сошествия Креста, о котором сам Господь заповедовал Благовестить. Бессмысленно рассуждать о переносе, если решение о нем уже принято. А то как в притче о сеятеле: "Так что они видя не видят и слыша не разумеют" (Лк., 35 зач., VIII, 5-15. Притча о сеятеле)
Марина 8 октября 2016, 09:17
Мария, спасибо за поддержку. Правда, интересная штука, она не всегда нужна :-) но за свои грехи я отвечу сама и уже отвечаю :-) буду рада если вы мне напишите, поделюсь с вами еще интересным о Годеновской волости, а если приедете в гости, то и покажу на месте. Мой адрес: telyamarin@mail.ru
Любовь 8 октября 2016, 08:27
Дорогие участники дискуссии.Я искусствовед, работаю в Третьяковской галерее, и когда вожу экскурсии по теме Древнерусского искусства, традиционно говорю о преподобном Сергии Радонежском, о времени Андрея Рублева, когда были междоусобные распри, безмирие, вражда и ненависть, раздоры и рознь.В это время Андрей Рублев создал Троицу, в которой дал образ единения, любви и согласия. Это первая половина 15 века. В это же время было явление "от греческой стороны" Годеновского Креста! По своему значению это святыня такого же масштаба, как византийская Владимирская икона Божией Матери или русская Троица Андрея Рублева.С искусствоведческой точки зрения, Годеновский Крест стилистически имеет византийские корни.Это огромный пласт исследовательской деятельности в рамках церковной археологии.Русь- наследница Византии, воспринявшая миссию хранения Православной Веры после 1453 года. Годеновский Крест является святыней Вселенского значения. Он вернулся из небытия огромными усилиями научной реставрации, и требует всестороннего изучения. Годеновский Крест своей значимостью выходит за рамки простого почитания. Эти обстоятельства исключают какое-либо вмешательство людей в судьбу Святыни, предопределенную Промыслом Божиим. Тема перенесения Креста - это новые распри, вражда и рознь, вместо единения, молитвы, мира и любви.Желание вмешательства в Промысл Божий и установившуюся историю бытования, хранения и почитания Святыни - прецедент опасный, как для Церкви, так и для души человека. Помните, на Кресте Господь.
Мария 7 октября 2016, 15:36
Марина, спасибо Вам за правду! Полностью присоединяюсь ко всему, о чем вы написали. Могу добавить, что восстановление "пустыря", коим после лихолетья стал Никольский Погост началось в 1998 году. Немного ранее, чем восстановление Годеново. У братии, что пришла на Погост, не было вообще ничего: никаких денежных ресурсов. С Божьей помощью и по молитвам игумена Бориса место сошествия Креста восстановлено и открыто для почитания и памяти всех желающих. Единственное, чем занята братия монастыря сейчас - молитва за исполнение Воли Божией и молитва о всех нас.
Марина 7 октября 2016, 13:15
Спасибо, о. Андрей за критику на мой комментарий о бизнес-проекте. Дело в том, что в 81 году меня крестили в Годеново, мой дед был в числе тех кто переносил Крест с Погоста в Годеново, кто рисковал потом всю жизнь не только собой, но и семьей за свою веру, он спасал от голода семью регента Смирнова, который был можно так сказать единственным реставратором в советские годы росписей храма (воровал ему с колхозного поля картошку, а за это в годы войны могли расстрелять), моя тетя ухаживала за Крестом, до прихода в село Никольского монастыря. Храм тогда был в аварийном состоянии, купала разрушались, в летний храм было не зайти, пол сгнил, храм постоянно обворовывался (много икон и служебных предметов было похищено) и приход монастыря спас его и его святыню. Но сравните сами, что происходит в Годеново и что происходит на Никольском погосте (где из руин восстал монастырь) и вы поймете, что я имею в виду, ведь людей Годеново посещает больше. Спасибо, Храни вас Господь. А вода молебная, но наверное не стоит ее продавать в храме, ведь на стене все-таки весит ценник, а не сумма пожертвования.
Мария 6 октября 2016, 10:19
Спасибо, Александр. Все мои посты о том, что Александр написал, что наша задача как паствы исполнить решение Патриарха. Ничего личностного и "присваивающего" той или иной стороне в моей речи нет. Резолюция дана - надо исполнять. И Слава Богу за все!
Александр 5 октября 2016, 17:07
Братья и сестры, как то по-шариковски получается: отобрать и разделить! многие годы и многие люди своими трудами и стараниями, а порой и подвигами, спасали эту великую Святыню. И Благий Бог позволил быть тому, что мы видим сейчас. Патриарх свое решение также принял. Решение взвешенное и не простое. Наше дело как паствы волю Господа и Владыки исполнить, а не обсуждать. Предлагаю всем сосредоточиться на делании малой толики, а не на дискуссии. Храни нас всех Господи от многословия и прочих грешных мыслей! Матушке Евстолии и сестрам низкий поклон. Если бы не они, то и обсуждать сейчас было бы не чего, помогай им Господи в их делах праведных. Простите меня, если задел кого-то этими строками... Всем добра желаю.
Анастасия 5 октября 2016, 11:11
Милая Мария, понимаю Ваше желание во что бы то ни стало перенести Крест Господень на Вашу родину, это трогательно. Но эта Святыня - не памятник "архитектуры", это деревянная скульптура XV века, абсолютно уникальный памятник, скорее всего, не имеющий аналогов. Ни о каком переносе в храм Христа Спасителя или в любое другое место из Годеново с точки зрения сохранности КРЕСТА - не может быть и речи. Достаточное чудо, что Крест сохранился во времена гонений, зачем еще требовать у Господа чудес? Разве это разумно? Спросите у искусствоведов, историков, реставраторов. И просто у любого человека, который в вузе изучал историю искусств, Годеновский Крест нельзя носить с места на место. Извините, Вы в этом абсолютно некомпетентны. Но полностью согласна с Мариной Ренар! Главное - молиться и просить прощения за нашу суету вокруг Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа, распятого за нас всех и воскресшего! Да воскреснут с Ним и наши души. Прошу прощения, если кого чем обидела.
Мария 5 октября 2016, 09:20
Прошу прощения, но я не очень поняла мысль:" А порядка и благоговения у воды стало действительно намного больше"? Если выделить предметно-логическое ядро поста, то получается, что благоговение = плате за воду. Это просто ужасно звучит.
И Марина просто высказала свою мысль, в которой нет и слова о том, что она думает, что ее обманывают.
Вы абсолютно правы, говоря о том, что тара, в которую воду наливают тоже стоит каких-то денег. Но жертва - это дело добровольное. И человек вправе выбрать свою меру жертвы. Не стоит все-таки уравнивать людей и их понятия о жертве.
Это так можно дойти до продажи Крещенской воды, чтобы "порядка и благоговения у воды стало действительно намного больше". А в дни Крещенских праздников в очереди за водой происходит очень многое.
о.Андрей 4 октября 2016, 20:20
Марина, зря вы так, про "бизнес-проект". А вы были свидетелями страшных безобразий при "разбирании" святой воды с молебна у Креста? Проливают, топчут, банки бьют, расталкивают друг друга, чтобы "успеть". Я служил тогда в Годеново по несколько дней, когда вдруг стали продавать молебную воду. Она же стоит сущие копейки, это символическая жертва за труд налива-разлива и упаковку (бутылки). Даже просто жертва на храм, вас это передергивает? Все должно быть бесплатно? А порядка и благоговения у воды стало действительно намного больше. Или нет в вас веры и думаете, что вас обманывают? Не слушайте лукавого
Мария 4 октября 2016, 10:30
Читая комментарии, вдруг у меня родился вопрос: а как бы отреагировали участники хотя бы данной переписки, если бы матушка Евстолия привезла Крест в Храм Христа Спасителя, для поклонения святыне всех, кому это нужно, и кого с легкой руки оратора можно назвать ленивым: малоимущих одиноких бабушек и дедушек, у которых нет средств даже для скудного питания, не говоря уже о поездке к Кресту на место его постоянного пребывания?
Я могу сказать точно, что многие, кто говорит о сохранности исторического памятника культуры - Животворящего Креста, сошедшего на Сахотском болоте, встанут в очередь к Животворящему Кресту и обязательно посетят святыню в Москве. А, может, и не раз станут в эту очередь. Лукавство признаться в том, что, находясь в Москве, не будешь рад такому событию. И разве это не могло бы также быть Крестным ходом? Или так и будет продолжаться разговор о святыне как о памятнике архитектуры?
Очень благодарна всем за исторические справки и описания свидетельств очевидцев - воистину светильники веры.
Татиана 4 октября 2016, 08:20
25 сентября 2016 года копию годеновского Креста встретили в храме Свт.Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки (Москва, м.Тимирязевская). Крест будет пребывать в храме постоянно.
Александр Немец 3 октября 2016, 23:06
РУСЬ СВЯТАЯ,ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ,В НЕЙ СПАСЕНИЕ ТВОЕ!!!
Марина Ренар 3 октября 2016, 16:06
Господи, дай сил душевных и телесных матушке Евстолии, всем Отцам и всем сестрам, ежеминутно молитвенно предстоящих перед ГОСПОДОМ и ГОДЕНОВСКИМ КРЕСТОМ, молящихся за спасение всех нас многогрешных, за наше Отечество и за весь мир! Побывайте хоть раз в этом благодатном месте, в ГОДЕНОВО, помолитесь у этой ВЕЛИКОЙ православной СВЯТЫНИ, поклонитесь Честному и Животворящему КРЕСТУ ГОСПОДНЮ, чтобы потом хватило здравого смысла, да поможет Вам Бог, не впасть в грех осуждения и празднословия…. Прочувствуйте на себе благодатную мощь ЕГО СИЛЫ! Ощутите каждой клеточкой своей погибающей души и окаменевшего сердца ЕГО ТЕПЛО! Испытайте силу внезапно нахлынувших слёз, усиленного сердцебиения и услышите ЕГО ГОЛОС! Вы услышите ЕГО! БЛАГОДАТНОЕ ГОДЕНОВО – это то место, где по милости Божией оказался и сохранился Небоявленный КРЕСТ до наших дней, из которого каждый попавший туда уезжает абсолютно другим человеком, который с Божией помощью душою возвращается к ОТЦУ, возвращается к себе самому, преображается благодатной силой ГОДЕНОВСКОГО Животворящего КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Равнодушие, эгоизм и лень -- овладели в наше время людьми. Пожертвуйте своим временем и посетите село ГОДЕНОВО и Животворящий КРЕСТ. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (6:6). Этим Спаситель напоминает фарисеям, укорявшим Его в том, что Он вкушает вместе с мытарями и фарисеями, истину Священного Писания: дела любви и милосердия выше всех обрядовых жертвоприношений.
«Небоявленный Крест, можно сказать, обрел для нас, живущих уже в XXI в., свое новое рождение. Из-под толстого потемневшего слоя олифы засияли первозданные краски. Поруганная богоборцами Святыня пришла к верующим в обновленном виде. Так постепенно, милостью Божией, за молитвы новомучеников Российских, зарастают язвы, нанесенные безбожным лихолетьем», говорит игумения Евстолия.

Верую этой горечи слёз
От скорбей перед вечною радостью.
Верую в бесконечность счастливейших дней
За небесною радугой.
Верую во Единого Бога Отца
Вседержителя, верую…

Верую, кто-то тихо мне шепчет
Молитву о Господе первую.
Верую, что пройдут эти скорби,
Земные страданья закончатся.
Верую, что на НЕБЕ венцы,
Кто терпел до конца – тем пророчатся…

Отрывок из стихотворения «Верую» Марины Стрельцовой

Марина 3 октября 2016, 13:59
Хотелось бы добавить небольшую историческую справку. Согласно переписных книг 1629-32 г.г. Ростовского уезда, Никольский погост принадлежал Годеновской волости (на тот момент митрополичьи угодья). Уже оттуда идет связь Креста с Годеново (управление Никольским погостом шло из Годеново). А в Годеново уже тогда существовал деревянный храм Иоанна Златоуста и митрополичьи покои. Святая Русь!
Хотелось бы еще добавить, что не все кто переносил Крест были репрессированы, кто-то погиб в первые годы войны (Долотцевы из Захарово), кто-то от репрессирован (Костерин Иван из Новоселки), репрессирован также и даже дома не осталось (Кузнецов из Новоселки) и другие чьи имена уже не известны. Господи, спаси нас потомков этих людей ибо, большинство из нас отошли от веры и сохрани нас! Я помню как я маленькая бежала из соседней деревни Новоселка, смотрела как моя тетя Лида и еще кучка других женщин из Захарово, Новоселки, Годеново в 80-х годах с песнопениями готовили Храм к празднику, обихаживали Крест (как они сами говорили, без мужчин открывая и перенося тяжелую раму, которая на тот момент закрывала Крест, Крест был в белом, обязательно вешалось полотенце, которое было вышито бисером руками этих женщин, рядом с Крестом стояли Матушка Божья и Иоанн Богослов, у подножья Креста ставились полевые цветы (тогда поля еще не заросли березами). А на службе все те же русские женщины со своими внуками и немногочисленные паломники из Ростова, Ярославля, Самары, Петербурга и отец Владимир с матушкой Ниной и своим детьми, певчей Августой и старостой тетей Маней (которую впоследствии убили), которые как могли сохраняли свой Храм и святыню.
Мария 3 октября 2016, 10:43
Все копии Креста чудотворят, об этом и матушка Евстолия говорит, и написано ниже.
Никто из нас не знает, где именно промысел Божий, поэтому я бы поостереглась утверждать, что перенос Креста - чисто человеческое. Речь не идёт о просто Крестных ходах туда-сюда. Речь о том, что есть резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на перенос Креста: половину года - в Годеново (в дань заслуги-спасения) и половину года - на месте сошествия. И тут уже неважно, кто и чего хочет.
А вот почему резолюция не исполняется - это вопрос. Также как и очень странно в свете обнародования резолюции и, совсем по-человечески, выглядит такое событие, как уничтожение указателя на место сошествия Креста перед Престольным праздником (ныне восстановлено все). Никогда бы не поверила в такое, если бы, увы, сама не видела, простите, отсутствие указателя. Была в тот день на Литургии и с ужасом наблюдала, как после Причастия в храм просто вбегали люди с грудными детьми...которые заблудились...и по их словам два часа ездили по весям, так как давно не были в этих краях и отсутствие указателя заставило их свернуть не туда.

И сравнивать заслуги Годеново и Антушково также бессмысленно, тк - это две равнозначные величины. И повторю ещё раз, только Господь Бог знает, что правильно.
Также странно читать про возможное разрушение святыни из-за Крестного хода. Ежегодно из запасников Третьяковской галереи выносят чудотворные иконы для поклонения. С человеческой точки зрения, вынос памятника искусства из спец хранилища или из выставочного зала, где созданы специально условия - посягательство на сохранность. С духовной точки зрения - счастье для многих верующих. То, что создано Богом, невозможно разрушить.
Если человек ездит в святые места не в поисках чуда, а в для сопричастия Богу, то все равно ему будет, где крест - в Годеново или Антушково. А резолюцию Патриарха надо уважать, не наше это делать думать зачем и почему благословение на перенос дано.
Мои посты только об этом. Резолюция дана - надо ее исполнять. Если уже в монашеском мире послушание попрано, то чего ждать от мирян?
Спаси всех Бог
Анастасия Борисова 2 октября 2016, 18:34
Да, Лариса, ВЫНОСЯТ ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ! Сами-то чувствуете разницу? Убеждена, что носить Годеновский Крест нельзя, это еще одно покушение на его сохранность. И главное - зачем?!!! Его второе обретение было в Годеново, он сам выбрал, где явиться второй раз... А снова разрушать Святыню - чем это лучше безбожников? Конечно, преступление! Странно, что Вы этого не понимаете. Крест, несомненно, чудотворный. Но что за дерзость вопреки всем законам природы, требовать от Него, чтобы он сохранил себя своей чудотворной силой, когда мы сами сделаем все, чтобы его разрушить. Странно, просто непостижимо. И опять повторюсь: почему копию-то нельзя носить крестным ходом? Копии чудотворных икон все мы почитаем, "восходя к Первообразу".
Лариса30 сентября 2016, 23:35
Мария, спасибо, очень важное описание. Место очень благодатное, история появления Креста и подвиг мирян, сохранивших Святыню, действительно дает возможность прикоснуться к истинному Христианству.
Могу представить чего стоит вести переговоры с государством о возвращении храмов Русской Православной Церкви, или о возвращении икон из Третьяковской галлереи- все та же "забота" о памятниках искусства.
Тем не менее раз в год из Третьяковской галлереи выносят икону Донской БМ для поклонения и Слава Богу! Анастасия, это вы сильно написали: носить Крест- преступление.
марина шиманская30 сентября 2016, 22:39
Многие говорят, что Крест для них - живой. Именно так его и чувствуешь. Для верующего все святыни - живые. Случайно услышала, как женщина советовала девушке, весь облик которой говорил, что она бывает здесь нечасто: " А ты подойди к иконе и разговаривай с ней, как с живой". Так просто и так правильно. Но если мы понимаем и чувствуем, что Крест живой, почему никому не приходит в голову - ведь в Годеново он не случайно оказался. Любой человек уйдет с того места, где был поругаем. Когда я читала, что творили с Крестом на месте его явления после революции - сердце сжималось. Жгли, топили, рубили топором. Почему, за что, откуда такое варварство? И Крест уходит. Спасают его жители Годеново. Все - репрессированы. Но другие, зная это, не побоялись сохранять Крест. Почему же тогда никто не хотел вернуть его на место явления? И почему живой Крест сам не вернулся туда? Оставаясь в забвении в сельском храме, он очень нуждался в помощи. И помощь чудесным образом пришла из Свято-Никольского монастыря. Сестры случайно узнали от паломников о Кресте, приехали и, увидев, замерли от его силы и святости. И началась новая жизнь Креста.И монастыря - для Креста, вокруг Креста. Место его второго явления - Годеново. Крест и называют теперь - Годеновский. Здесь его дом. А вообще по России множество святынь находится не по месту своего явления. Владимирская икона Божией Матери - в Москве, а не во Владимире.Множество! Почему именно Крест и именно теперь надо возвращать? Это о нем забота? О его сохранности - ведь XV век! О паломниках, которые привыкли ездить к Кресту в Годеново? Не стоит спрашивать, что чувствуют сестры и матушка Евстолия, для которых он не просто живой, а родной. О людях у нас никогда не думали, зачем и начинать. Ради чего? Ответ на все вопросы один - есть у революции начало, нет у революции конца. Круг замкнулся. Беда.
Анастасия Борисова30 сентября 2016, 20:18
Спасибо за ответы, Елена, Мария! Я полностью согласна с Владимиром. Трудно теперь разрушить устойчивое словосочетание Годеновский Крест. Елена, если имеется в виду носить крестным ходом копию - это прекрасно! Поддерживаю Марию: крестные ходы - это благодать единения в вере, это сила общей молитвы. Я только о том, что носить САМ Крест - преступление перед этой Святыней и уникальным памятником искусства.
Ларионов Владимир30 сентября 2016, 12:35
Годеновский Крест - одна из величайших Святынь Вселенской Церкви. Чудесным было Его явление. Чудеса сопровождали Его историческую жизнь в глубинке Русской земли. Чудо, что Крест пережил большевистское гонение на веру. И конечно не по человеческому хотению или расчету Крест оказался в храме в Годеново, рядом с местом своего явления. Мне понятно желание верующих и прихожан древнего села Никольский погост видеть святыню в Монастыре Сошествия Креста в Антушково. Вот только вопрос, имеем ли мы право желать, чтобы вопреки промыслительному пребыванию Креста в Годеновском храме Он вернулся по человеческому изволению в Антушково. Однозначного ответа быть не может. Одно можно утверждать определенно. Идея о постоянных переносах Креста из Годенова в Антушково и обратно не может считаться до конца продуманной. Необходимо помнить, что Святыня является еще и историческим памятником 15 века, по оценкам специалистов. Дальнейшее изучение Креста может принести нам свидетельство о еще большей древность Святыни. В ходе реставрации выяснилось, что Крест сильно пострадал во времена гонений прошлого века. Перенос Креста с места на место нанесет Святыне такой урон, с которым могут и не справиться современные реставраторы, вооруженные по последнему слову науки. Можем ли мы рисковать Святыней, потворствуя своим, может быть отчасти, по человечески и понятным, но все же весьма приземленным желаниям? Может быть найти приемлемое решение с использованием в крестных ходах из Антушково в Годеново и обратно копии Креста, которая находится в Антушковском храме. Не удивлюсь, если копия чудотворного Креста станет источать ту же меру Благодати на приходящих с верой и молитвой, что и первообраз. Такое в истории Церкви случалось не раз.
Мария30 сентября 2016, 09:26
Анастасия, Годеново - географическая точка, в которой в годы лихолетья трудами благочестивых мирян был сохранен Крест Господень. Господь попустил поругание Креста, его сохранение и очередное явление миру. Но есть и еще одна географическая точка - с. Антушково (5 км от Годеново). В 1423 году Крест явился на Сахотском Болоте (ныне село Антушково, село Погост Крест, как опознает это место система навигации). Согласно преданию попытки возвести храм, посвященной святыне в других местах, закончились неудачей. Невидимой силой деревянный сруб, который был основой храма, был перенесен обратно на Сахотское болото и поставлен на нерукотворную гору. Нерукотворную в прямом смысле слова. Люди, которые тогда строили первый храм, не могли своими силами построить его в болоте и начали стройку там, где им было удобно, но свершилось первое чудо: в Болоте выросла гора, а на гору был помещен сруб. За всю историю существования Креста он не только в годы лихолетья Советсвих времен подвергался попыткам разрушения. Попыткам, потому что известны факты пожаров в храме, когда сгорало все, кроме Креста. И вновь и вновь над местом Сошествия Креста возводились храмы. Незримая рука Господа сохраняет эту святыню для нас - простых смертных. Неужели КРЕСТНЫЙ ХОД, который издревле совершается благочестивыми людьми, несущими на руках чудотворные иконы, мощи святых, может стать причиной разрушения святыни? Это просто невозможно. Это понимают и высшие иерархи Православной церкви, которые уже почти год назад дали благословение на перенос святыни на место ее обретения.
Елена29 сентября 2016, 23:41
Хочу ответить Анастасии. Анастасия, матушка Евстолия_ я уверена) имела ввиду совершенно другой "Крестный ход". Вы , видимо, не заметили ковычек. Игумения имела ввиду, что копии Креста пошли в разные места к людям. И именно это Матушка имела ввиду, говоря о Крестном ходе.
Анастасия29 сентября 2016, 19:57
Великая святыня - Животворящий Крест Господень в Годеново! Были там впервые еще лет десять или больше назад. Такая была разруха! Низкий поклон матушке за сохранение этого чуда. Меня поразил раздел о реставрации, ведь без этого Крест мог погибнуть. А что это за крестный ход, о котором написали в комментах? Это серьезно именно этот Крест XV века носить крестным ходом? По-моему, это невозможно. Кроме святыни - это удивительный памятник искусства, всенародное достояние. Не представляю, как люди в церкви могут этого не понимать? Неужели матушка Евстолия хочет это Крест носить из Годеново куда-то?! Судя по статье, она человек не чуждый культуры все-таки... Странно. Матушка, услышьте, если можно. Этот Крест нельзя носить. Можно сделать еще одну копию и носить сколько угодно.
Елена29 сентября 2016, 19:14
И еще хотела добавить к своим комментариям- в канун Праздника Воздвижения Честнаго Креста была установлена точная копия Годеновского Креста в Москве в Храме Святителя Николая у соломенной сторожки! Это единственная в Москве ТОЧНАЯ копия Креста !!! Вот и еще одно очередное чудо от Святыни! Теперь каждый москвич или гость столицы у кого нет возможности поехать в с.Годеново, может приехать в наш Храм и поклониться Кресту! Слава Богу за все!!!
Елена29 сентября 2016, 18:51
С Годеновским Крестом связана вся моя жизнь в течении последних пяти лет. Как только я узнала о его существовании, в моей жизни не перестают происходить чудеса! Как только приезжаю к Кресту, все тревоги и печали куда то исчезают ! Как буд-то Господь берет их все на себя, как когда то за наши грехи ОН был рараспят! Молишься у Креста, и слезы не переставая текут. И в какой то момент слезы тех переживаний и невзгод, с которыми ты приехала перемешиваются со слезами радости потому, что ты уже понимаешь, что Господь с тобой, ОН слышит тебя и ты успокаиваешься как младенец, понимая, что уже идет помощь, она здесь рядом!
Спаси Господь матушку Евстолию!!! Она столько влажила сил, чтоб люди могли приезжать к такой Святыни! Помоги ей Господь во всех ее делах и начинаниях!!! Слава Богу за все!!!!!!!!
Михаил29 сентября 2016, 18:37
Жаль, что не бывал там, но крестик ношу приложенный к этой святыне. Верю, что крест чудотворный, люди врать не будут, много людей верят в него.
Мария29 сентября 2016, 12:47
Животворящий Крест Господень действительно великая святыня нашей многогрешной Руси. Даже его копия имеет огромную силу. Об этом свидетельствуют многие паломники, которые посещают не только храм Ионна Златоустого, где хранится сейчас святыня, но и место сошествия Креста, которое в данной статье описано как "глухое болото в Ярославской области". На сегодняшний день на месте сошествия Креста трудами монашеской братии восстановлен величественный монастырь "Сошествия Животворящего Креста Господня на Никольском погосте". В монастыре подвизается удивительная братия, которая делает все для сохранения святого места для всех, кому так нужна помощь Господа Бога! Все паломники, которые с уважением и благоговением относятся к подвигу простых мирян, сохранивших Крест для потомков, которые с уважением относятся к трудам сестер, оберегающих сейчас святыню, к трудам матушки Евстолии, все ждут и молятся об исполнении еще одного чуда - возвращения Креста домой. Не гордости ради, а для людей. Благословение на перенос Креста на Погост уже есть, благословение на два Крестных хода (во время переноса из Годеново в Антушково и из Антушково в Годеново) тоже есть, а фактически ничего не происходит. А как бы было удивительно и прекрасно поучаствовать в торжественном и благоговейном Крестном ходе, сопровождающим перенос святыни! Господи дай всем сил видеть волю твою и не добавлять личностного в твои дела! Спаси Всех Бог!
Алла29 сентября 2016, 09:59
В 2002 году Господь сподобил меня побывать в этом святом месте и поклониться этой великой святыне. Мне очень понравилась атмосфера в Свято-Никольском монастыре. Храни нас всех Крест Господа нашего.
Геннадий Лунин28 сентября 2016, 22:43
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое,
Победы православным христианам над сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим Жительство.
Аминь.
Eлена28 сентября 2016, 22:34
Спасибо Матушке Евстолии и всем, кто помогает Крестному ходу Годеновского Креста! Спаси Вас Господи!
Лариса28 сентября 2016, 22:01
А почему крест Годеновский? Ведь Крест сошел в селе Никольский погост и был Святынею Монастыря Сошествия Креста в Антушково, не планируется возвращение Животаорящего Креста на истинное место его обретения? Спаси Господь!
Елена28 сентября 2016, 18:54
Годеново - чудесное святое место. Находясь там, чувствуешь благодать. Всегда рады приезжать туда.
А копия Годеновского Креста также есть и в Рязанской области, в селе Смолеевка.
анна28 сентября 2016, 17:35
Матушка,прошу ваших молитв о болящем отроке Сергии,у Креста! Спаси Бог!
Татьяна Кунина28 сентября 2016, 13:18
Бог сподобил меня побывать на этом святом месте и приложиться к святыне, а в храме удалось купить и нательный крест. Теперь эта святыня всегда со мной и на мне. Спасибо тебе Господи за ту благодать, которую Ты нам даешь!
Ника28 сентября 2016, 07:27
Копия годеновского Креста прибыла и в наш Казахстан. Он находится в карагандинском храме Святых Апостол Петра и Павла! Слава Богу за все!
диакон Петр Пахомов27 сентября 2016, 21:35
Летом 2016 года копия годеновского Креста была установлена в храме Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане. А 25 сентября крест был освящен
Елена27 сентября 2016, 16:46
Может кто нибудь,сможет подарить нам копию распятия в храм Андрея Первозванного. Храм нуждается в благотворителях. Находимся в Омской области. Адрес маил почты для с связи myskat@list.ru
евгений27 сентября 2016, 16:28
Кресту Твоему поклоняемся,Владыко и Святое Воскресение Твое поем и славим.
Елена27 сентября 2016, 15:16
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...
Светлана Муханова27 сентября 2016, 14:17
Слава Богу за все.Храни вас всех Господь!Спасибо вам большое за интересную и полезную публикацию.
Нина27 сентября 2016, 13:25
Крест Животворящий. После молитвы у Креста в Годеново прошел мучительный недуг. Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!
Ольга27 сентября 2016, 13:05
Спаси вас Господи за эту публикацию! Как будто побывала там! Какое важно и нужно дело делают - ставят Кресты по всей России. Поразило, что в декабре 2013 года в Севастополе был установлена копия чудотворного креста, перед которой молились, чтобы не было кровопролития. Также и на Донбассе посветлевший лик Господа нашего Иисуса Христа. Низкий поклон матушке.
Марина27 сентября 2016, 10:01
Как хорошо в Годеново, как хорошо у Животворящего Креста!Он слышит, он живой! И фотографии это показывают.
Только очень жаль, что из Годеново практически сделали какой-то бизнес-проект, вплоть до продажи молебной воды.
Наталья Нетребенко27 сентября 2016, 09:43
Господь не оставляет нас и выводит на путь истинный весь народ многострадальной Родины нашей.Благослови нас БОГ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×