Годеново: Чудотворный Крест
Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников к нему свидетельствует: сердцем русского человека востребован Крест.
Годеновский Крест – уникальная святыня, чудесным образом обретенная много веков назад на Ярославской земле. И как и прежде, к Кресту сегодня приезжают тысячи паломников.
О Кресте и его истории, чудесах, с ним связанных, рассказывает игумения Евстолия (Афонина) – настоятельница Переславского Никольского монастыря, на подворье которого – в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново – пребывает эта святыня.
Знамение державного строительства Руси
Крест был обретен на глухом болоте, недалеко от Ростова Великого. В исторических источниках говорится, что он явился «от греческой стороны» в 1423 году, то есть за 30 лет до падения Константинополя и Византии. Для русской истории эти 30 лет были ознаменованы важнейшими событиями.
Это годы правления Василия II, при котором окрепла и усилилась объединившая вокруг себя земли многих княжеств Московская Русь, что явилось предпосылкой значимого события: Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. После принятия Ферраро-Флорентийской унии подписавший ее митрополит Исидор был с позором изгнан из Москвы, и предстоятелем Церкви стал русский епископ, избранный на первосвятительство Собором русских архиереев в 1448 году. Автокефалия и государственное единство, к которой уже шла Русь, – необходимые условия державного строительства.
Вскоре, в правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог, на Русь приходит герб Византии. А незадолго перед этим – Цареградская икона Божией Матери: она, как и Животворящий Крест, становится одним из символов того, что Русь – преемница Византии. Тогда же старец Филофей напишет знаменитые слова: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Осмыслив все эти события, сегодня мы можем сказать: своим явлением Животворящий Крест предзнаменовал грядущее державное строительство Руси.
XXI век: второе обретение
70 лет советской власти почти полностью стерли у народа память о чудотворном Кресте. В конце 1990-х, случайно узнав о нем от паломников, мы взяли под свое покровительство полуразрушенный храм с обветшавшей святыней и начали молиться перед Крестом. Так было образовано наше подворье. К Кресту тогда вела едва заметная тропка.
Что же мы видим сегодня? После десятков лет забвения Крест почитается народом так, что это можно сравнить с почитанием преподобных Матронушки и Серафима. Сердцем русского человека востребован Крест. В дни празднования Кресту святыню посещает до 10 тысяч человек в день, и мы видим, что это люди неслучайные.
Происходит второе обретение русским народом Животворящего Креста, и это свидетельствует о том, что русский народ возрождается.
Реставрация
В богоборческие времена Крест претерпел не только забвение, но и пострадал от кощунственных надругательств. Его реставрация происходила в 2002–2003 годах, причем по нашей просьбе Крест не выносился из действующего храма, где, как обычно, совершались богослужения. Работы проводили реставраторы высшей категории из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. И теперь мы свидетельствуем: Крест действительно спасен.
Крест чудотворит
Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников говорит о том, что чудотворение, которое являет эта святыня, привлекает людей: они исцеляются от телесных болезней и возрождаются духовно, о чем мы имеем множество свидетельств.
«Крестных ход» Годеновского Креста
Люди стали просить копию святыни для своих храмов, и уже 12 таких копий установлены в разных епархиях и регионах нашей необъятной страны.
Первая из них была принесена в Севастополь. Это произошло 13 декабря 2013 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, когда в Киеве уже бушевал «Майдан». Крымчане горячо молились о мире на своей родине. Через несколько месяцев святая земля Крыма бескровно вернулась в лоно Русского Дома.
Еще одна копия принесена в Вологду, где сегодня присутствует в храме преподобного Димитрия Прилуцкого, основателя нашего монастыря.
Следующая копия была принесена в Луганскую епархию. Образ Спасителя на Луганской копии получился с темным ликом. Но чудесным образом через год лик просветлел и, несмотря на боевые действия, которые происходили на Луганской земле, в обители не взорвалась ни одна бомба и не прозвучал ни один выстрел. С глубоким почтением перед святыней молился Блаженнейший Митрополит Онуфрий во время своего посещения обители.
Копия Креста была преподнесена митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Когда копию освященного Креста обнесли крестным ходом вокруг нашего храма, собравшиеся с изумлением увидели на небе чудесное знамение: над головами проплыл составленный из темных облаков восьмиконечный крест, который сменился солнцем и круговой радугой.
Сегодня этот Крест пребывает в Храме-на-крови города Екатеринбурга.
С 15 декабря 2015 года по 18 июня 2016 копия Годеновского Креста находилась на МКС, экипаж космонавтов – Юрий Маленченко, Тип Копра, Тим Пик.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возносит молитву у Чудотворного креста
Игумения Евстолия (Афонина)
Подготовила Анастасия Рахлина
Ниже привожу ссылку на архивную запись эфира, а также аннотацию, размещенную на сайте радиостанции.
http://radonezh.ru/radio/2018/03/27/22-01.html
ссылка http://www.patriarchia.ru/db/text/4350169.html
Дословный текст и вопрос: ЧТО НАМ МЕШАЕТ ВЫПОЛНИТЬ ТО, ЧТО УЖЕ РЕШЕНО?
Архиерейский совет Ивановской митрополии выработал предложения по выполнению резолюции Святейшего Патриарха Кирилла относительно ежегодного перенесения Креста Господня, явленного близ села Антушково22 января 2016 года состоялось заседание Архиерейского совета Ивановской митрополии, на котором были выработаны предложения по выполнению резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Кресте Господнем, явленном в 1423 году близ села Антушково и последние годы пребывавшем в храме в честь святителя Иоанна Златоустого села Годеново.
Святейший Владыка благословил, чтобы впредь в течение полугода крест находился в монастыре Животворящего Креста Господня села Погост Крест Шуйской епархии (Ивановская митрополия), а еще полгода — в храме святителя Иоанна Златоустого в селе Годеново Ярославской епархии. Для перенесения святыни Его Святейшество благословил два раза в год совершать крестный ход.
Архиерейский совет принял решение придать статус церковных торжеств на уровне Ивановской митрополии праздникам перенесения Животворящего Креста Господня из храма святителя Иоанна Златоустого села Годеново в монастырь Животворящего Креста Господня села Погост Крест и обратно.
В 1423 года на Сахотском болоте (ныне село Погост Крест Ильинского района Ивановской обл.) явился Крест Господень, через который были явлены многие чудеса. На месте явления по благословению архиепископа Ростовского Дионисия был построен деревянный храм, в который была помещена обретенная святыня. В XVIII веке вместо деревянного был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В течение XV — начала XX вв. от святыни были явлены многие чудеса, зафиксированные в письменных источниках. В период богоборчества храм был закрыт и разграблен. Около 1933 года Животворящий Крест ради его сохранения был перенесен в храм святителя Иоанна Златоустого села Годеново.
В 1998 году в селе Погост Крест была образована монашеская община, позже преобразованная в монастырь. В 2004 году братией монастыря на историческом месте было завершено строительство Крестовоздвиженского храма. В настоящий момент монастырь полностью обустроен. В течение многих лет братия монастыря Животворящего Креста Господня и многочисленные паломники чествовали день обретения великой святыни, совершая торжественные богослужения и крестные ходы.
Приложились к копии Креста, нас покропили Святой Водой после молебна!!!Словами этого не передать, это надо пережить!!!!!!Духовная радость!Её не заменишь ни какой другой радостью.
P.S. А можно у кого-нибудь узнать (кроме Марии) с чего все началось, кто обратился к Патриарху с предложением забрать Годеновский Крест из Годеново? А то дискуссия идет, а кто подбросил тему - не понятно и неизвестно. Вам не кажется, что это провокация? Все как в политике: народ используют для драки, а сами зачинщики смуты в тени. Очень похоже на "майданные" политтехнологии.
Хочу ответить на обращения в мой адрес, которые подразумевают то, что я - автивист "по переносу".
С человеческой точки зрения, меня вполне устраивает то, что Крест не находится на Никольском Погосте. Но я безоговорочно верю Патриарху, верю, что решение взвешенное и обдуманное и считаю, что никто не в праве упразднять духовную компоненту Креста, обмирщая Крест до уровня только культурологического памятника, подлежащего всестороннему исследованию. Также мне вполне ясно желание братии Никольского Погоста вернуть святыню на место ее обретения. Если бы Погост не был восстановлен - да, вопросов нет, но ведь все восстановлено! И стоит заметить, что пока Никольский монастырь реставрировал Крест, пока присваивал ему номинацию Годеновский, параллельно шло восстановление Никольского Погоста. То есть шло восстановление Славы места сошествия Креста, о котором сам Господь заповедовал Благовестить. Бессмысленно рассуждать о переносе, если решение о нем уже принято. А то как в притче о сеятеле: "Так что они видя не видят и слыша не разумеют" (Лк., 35 зач., VIII, 5-15. Притча о сеятеле)
И Марина просто высказала свою мысль, в которой нет и слова о том, что она думает, что ее обманывают.
Вы абсолютно правы, говоря о том, что тара, в которую воду наливают тоже стоит каких-то денег. Но жертва - это дело добровольное. И человек вправе выбрать свою меру жертвы. Не стоит все-таки уравнивать людей и их понятия о жертве.
Это так можно дойти до продажи Крещенской воды, чтобы "порядка и благоговения у воды стало действительно намного больше". А в дни Крещенских праздников в очереди за водой происходит очень многое.
Я могу сказать точно, что многие, кто говорит о сохранности исторического памятника культуры - Животворящего Креста, сошедшего на Сахотском болоте, встанут в очередь к Животворящему Кресту и обязательно посетят святыню в Москве. А, может, и не раз станут в эту очередь. Лукавство признаться в том, что, находясь в Москве, не будешь рад такому событию. И разве это не могло бы также быть Крестным ходом? Или так и будет продолжаться разговор о святыне как о памятнике архитектуры?
Очень благодарна всем за исторические справки и описания свидетельств очевидцев - воистину светильники веры.
«Небоявленный Крест, можно сказать, обрел для нас, живущих уже в XXI в., свое новое рождение. Из-под толстого потемневшего слоя олифы засияли первозданные краски. Поруганная богоборцами Святыня пришла к верующим в обновленном виде. Так постепенно, милостью Божией, за молитвы новомучеников Российских, зарастают язвы, нанесенные безбожным лихолетьем», говорит игумения Евстолия.
Верую этой горечи слёз
От скорбей перед вечною радостью.
Верую в бесконечность счастливейших дней
За небесною радугой.
Верую во Единого Бога Отца
Вседержителя, верую…
Верую, кто-то тихо мне шепчет
Молитву о Господе первую.
Верую, что пройдут эти скорби,
Земные страданья закончатся.
Верую, что на НЕБЕ венцы,
Кто терпел до конца – тем пророчатся…
Отрывок из стихотворения «Верую» Марины Стрельцовой
Хотелось бы еще добавить, что не все кто переносил Крест были репрессированы, кто-то погиб в первые годы войны (Долотцевы из Захарово), кто-то от репрессирован (Костерин Иван из Новоселки), репрессирован также и даже дома не осталось (Кузнецов из Новоселки) и другие чьи имена уже не известны. Господи, спаси нас потомков этих людей ибо, большинство из нас отошли от веры и сохрани нас! Я помню как я маленькая бежала из соседней деревни Новоселка, смотрела как моя тетя Лида и еще кучка других женщин из Захарово, Новоселки, Годеново в 80-х годах с песнопениями готовили Храм к празднику, обихаживали Крест (как они сами говорили, без мужчин открывая и перенося тяжелую раму, которая на тот момент закрывала Крест, Крест был в белом, обязательно вешалось полотенце, которое было вышито бисером руками этих женщин, рядом с Крестом стояли Матушка Божья и Иоанн Богослов, у подножья Креста ставились полевые цветы (тогда поля еще не заросли березами). А на службе все те же русские женщины со своими внуками и немногочисленные паломники из Ростова, Ярославля, Самары, Петербурга и отец Владимир с матушкой Ниной и своим детьми, певчей Августой и старостой тетей Маней (которую впоследствии убили), которые как могли сохраняли свой Храм и святыню.
Никто из нас не знает, где именно промысел Божий, поэтому я бы поостереглась утверждать, что перенос Креста - чисто человеческое. Речь не идёт о просто Крестных ходах туда-сюда. Речь о том, что есть резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на перенос Креста: половину года - в Годеново (в дань заслуги-спасения) и половину года - на месте сошествия. И тут уже неважно, кто и чего хочет.
А вот почему резолюция не исполняется - это вопрос. Также как и очень странно в свете обнародования резолюции и, совсем по-человечески, выглядит такое событие, как уничтожение указателя на место сошествия Креста перед Престольным праздником (ныне восстановлено все). Никогда бы не поверила в такое, если бы, увы, сама не видела, простите, отсутствие указателя. Была в тот день на Литургии и с ужасом наблюдала, как после Причастия в храм просто вбегали люди с грудными детьми...которые заблудились...и по их словам два часа ездили по весям, так как давно не были в этих краях и отсутствие указателя заставило их свернуть не туда.
И сравнивать заслуги Годеново и Антушково также бессмысленно, тк - это две равнозначные величины. И повторю ещё раз, только Господь Бог знает, что правильно.
Также странно читать про возможное разрушение святыни из-за Крестного хода. Ежегодно из запасников Третьяковской галереи выносят чудотворные иконы для поклонения. С человеческой точки зрения, вынос памятника искусства из спец хранилища или из выставочного зала, где созданы специально условия - посягательство на сохранность. С духовной точки зрения - счастье для многих верующих. То, что создано Богом, невозможно разрушить.
Если человек ездит в святые места не в поисках чуда, а в для сопричастия Богу, то все равно ему будет, где крест - в Годеново или Антушково. А резолюцию Патриарха надо уважать, не наше это делать думать зачем и почему благословение на перенос дано.
Мои посты только об этом. Резолюция дана - надо ее исполнять. Если уже в монашеском мире послушание попрано, то чего ждать от мирян?
Спаси всех Бог
Могу представить чего стоит вести переговоры с государством о возвращении храмов Русской Православной Церкви, или о возвращении икон из Третьяковской галлереи- все та же "забота" о памятниках искусства.
Тем не менее раз в год из Третьяковской галлереи выносят икону Донской БМ для поклонения и Слава Богу! Анастасия, это вы сильно написали: носить Крест- преступление.
Спаси Господь матушку Евстолию!!! Она столько влажила сил, чтоб люди могли приезжать к такой Святыни! Помоги ей Господь во всех ее делах и начинаниях!!! Слава Богу за все!!!!!!!!
Победы православным христианам над сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим Жительство.
Аминь.
А копия Годеновского Креста также есть и в Рязанской области, в селе Смолеевка.
Только очень жаль, что из Годеново практически сделали какой-то бизнес-проект, вплоть до продажи молебной воды.