– Отче, в наше время настоящего духовника найти практически невозможно, так ли это? Еще святые отцы об этом говорили.
– Каждый священник призван быть духовником. Если он к этому не стремится, то превращается в требоисполнителя, который приходит в храм, как продавец в магазин на работу. Его образ жизни довольно типичен. Обычно он подъезжает к храму на машине, заходит через черный ход в пономарскую, надевает, как некую спецодежду, подрясник, рясу, облачение, служит, крестит, отпевает, венчает, не говоря при этом ни одного слова назидания. Далее быстренько снимает облачение, подрясник, словно боится, что в городе узнают в нем христианина и священника, садится в машину и уезжает заниматься своими личными делами.
Священник-духовник стремится как можно больше времени уделять молитве и своей пастве. Он, как правило, старается везде ходить в подряснике или рясе, подражая при этом святителю-исповеднику Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому), который даже в страшные безбожные годы гонений никогда не снимал рясу. Также такой священник, следуя иконописному образу Спасителя и древним назареям, обычно не стрижет волос и не укорачивает бороду. В храме он делает все для того, чтобы не только правильно исполнять священнодействия, но и активно проповедовать. Руководствуясь Священным Писанием и святоотеческой традицией, такой священник в любое время суток готов, по заповеди апостола, с кротостью и благоговением дать ответ о своем уповании (надежде). До и после богослужения его всегда ждут прихожане, чтобы получить благословение и задать вопросы, касающиеся духовной жизни, и не только.
Я нарисовал образ идеального священника-духовника. Поверьте, таких добрых пастырей в нашей Православной Церкви немало, а потому не скажу, что сейчас наметилось их резкое оскудение.
Святые отцы, когда говорили об оскудении, то имели в виду не духовничество, а старчество. Это разные категории. Старец – это человек, чаще всего монах, не обязательно в священном сане, который благодаря долголетней аскезе (молитве и посту) очистил свою душу от страстей настолько, что обрел от Господа дар рассудительности и ему открывается воля Божия о других людях, обращающихся к нему за советом. Таких прозорливцев во все времена было мало. И сейчас их единицы.
– Можно ли молиться о даровании духовника? Как почувствовать, что ты встретил своего духовного отца?
– Священник, который служит в вашем храме, и есть ваш духовник. Не надо его долго искать. Правда, в большом городе, где много храмов и священников, всегда есть возможность выбора. Каждый христианин должен постараться сделать для себя такой выбор как можно быстрее (молитва здесь не помешает), чтобы не бегать по разным храмам и духовникам, так как такой «отбор» обычно ни к чему хорошему не приводит. Человек духовно запутывается.
– Почему?
– Потому что у каждого священника свой подход к решению тех или иных духовных вопросов. Например, более темпераментные категорично настаивают, чтобы человек побыстрее отказался от той или иной плохой привычки, а более спокойные в этом вопросе проявляют больше терпения и, возможно, рассудительности.
Людям, склонным к расслабленности, нужно выбирать себе строгого духовника, который бы постоянно их будил и подгонял. И наоборот, педантичным, точным излишняя строгость со стороны духовника может навредить, они могут надорваться в духовной жизни и совсем ее забросить. Им надо искать себе духовного отца мягкого и снисходительного.
Обычно человек, который нашел себе духовника, чувствует духовную связь между ним и собою. Он реально ощущает, что духовный отец за него усердно молится, и это благотворно отражается на всех его делах.
– Возможно, кто-то не может определиться с духовником, потому что не готов проявить настоящее смирение: слушать и следовать его советам?
– Да, человеку, который в храм стал ходить в среднем или старшем возрасте, или людям с высшим образованием, привыкшим все оценивать не душою и сердцем, а рационалистически, бывает очень непросто полностью воцерковиться. В силу своей прежней, часто очень бурной и непростой, мирской жизни они ко всему привыкли относиться с недоверием, а потому начинают искать себе некого идеального духовника-старца, но закоснелые страсти не дают им всецело довериться кому-либо.
– Но ведь есть священники, которые отказываются быть духовниками. Для них это дополнительный груз ответственности за свое чадо перед Богом... Известно, что у греков исповедуют лишь одни монахи. Может, поэтому не все батюшки берут себе духовных чад?
– Такое «смирение», отказ от духовничества может позволить себе лишь монах в монастыре, имеющий какое-то особое послушание, которое не позволяет ему регулярно исповедовать людей, а каждый приходской священник, повторяюсь, обязан быть духовником, а не лишь требоисполнителем. Исключение из этого правила – для очень молодых, недавно рукоположенных священников без духовного образования. Им в силу своего возраста и малого опыта в духовной жизни не стоит слишком ретиво навязывать себя кому-либо в духовники и давать свои наставления. Нужно проявить такт, терпение и осторожность.
Что касается греческой традиции, то у них много есть такого, чего у нас нет, но не во всем нужно подражать другим народам.