Трагедия или подвиг?

К 75-летию Таллинского перехода

Переход из Таллина в Кронштадт. Художник: А. Блинков Переход из Таллина в Кронштадт. Художник: А. Блинков

30 августа 2016 года исполняется 75-я годовщина завершения «Таллинского перехода» — операции по эвакуации Балтийского флота, 10-го стрелкового корпуса, других бойцов Красной армии, раненых и беженцев из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. Он явился завершением обороны эстонской столицы, проходившей с 23 июля по 27 августа. Таллин вместе обороняли русские и эстонцы, отряды моряков и народного ополчения.

Вспоминает Михаил Федорович Худолеев, в 1941 г. курсант Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. 22 июня 1941 года он встретил в учебном плавании, а уже 27 июня был направлен в Таллин — основную базу военно-морского флота. «С нами бок о бок сражались эстонские рабочие — и сражались отважно. Отношения между нами были дружескими».

26 августа стало ясно, что Таллин не отстоять. Фашисты прорвали внешний оборонительный рубеж и стали пробиваться к Таллинскому порту. Только тогда было получено запоздалое разрешение от Ставки оставить Таллин. До этого руководство Балтфлота и в особенности адмирал Трибуц не осмеливались просить у Верховного Главнокомандующего позволения на эвакуацию. Она проводилась уже под обстрелом немецких батарей. С воинами 10-го корпуса 8-й армии, оборонявшими Таллин, и моряками-балтийцами уходили беженцы, в т.ч. члены правительства Эстонии. Всего Таллин покинули 41992 человека на 225 кораблях (из них 163 военных и 20 гражданских транспортных).

Немцы и их союзники финны 36 минных заграждений из почти 2000 мин

По мнению как ветеранов, так и историков-специалистов, прорыв в Кронштадт был чистой импровизацией. Минная обстановка не была толком разведана, хотя немцы и их союзники финны с июня месяца выставили 36 минных заграждений из почти 2000 мин (777 выставили немцы, 1100 финны). При этом финны приступили к минированию Финского залива еще до начала Великой Отечественной войны — в ночь с 21 на 22 июня. Вспоминает ветеран войны, житель блокадного Ленинграда Кирилл Васильевич Захаров: «В ночь с 21 на 22 июня мы с отцом плыли из Ленинграда в Выборг на небольшом пароходе. Ночь была белая, видимость хорошая. Вдруг на горизонте мы увидели летящие с севера самолеты с синими свастиками на бортах. Они по ходу нашего пароходика, вдоль его бортов, стали разбрасывать какие-то металлические предметы, похожие на бочки. Пассажиры на палубе, а среди них были военные, оживленно стали обсуждать, что это такое. Сошлись на том, что это — учения. Только потом я понял, что это значит. Финны воспользовались нашим судном как указателем для минирования фарватера. И на горизонте не было ни одного нашего самолета».

Тральщиков на Балтийском флоте явно не доставало, тем более что треть их была потеряна в июле-августе 1941-го. Командование Балтфлота больше боялось немецких и финских кораблей и немецкой артиллерии, чем немецких мин и самолетов. Поэтому из трех фарватеров во избежание обстрелов со стороны вражеской артиллерии был выбран центральный — удаленный от вражеских берегов, но и самый миноопасный.

Авиационного прикрытия по большей части флот был лишен. Самолеты, оборонявшие Таллин, улетели пред тем, как немцы захватили последние аэродромы. До 22 августа еще была надежда на помощь авиации Северо-Западного фронта, но после захвата немцами Усть-Нарвы и прорыва Нарвского рубежа были утрачены последние аэродромы, находившиеся в радиусе действия истребителей, способных прикрыть конвой.

Все это явилось предпосылками трагедии. Но было еще одно роковое обстоятельство — шторм на море. Волнение на море усилилось до 7 баллов, тральщики не могли идти с поставленными тралами. Пришлось всем отрядам (прикрытия, главных сил и арьергарду) и четырем конвоям встать якорем у островов Найссар и Аэгна уже в 22 часа — вместо планового начала движения первого конвоя. В результате этого форсировать минное заграждение «Юминда» пришлось в ночное время, а не в дневное, как предусматривалось планом, что привело к многочисленным жертвам.

Около восьми часов вечера, при наступлении темноты, отряд главных сил вошёл в плотное минное заграждение «Юминда», буквально нашпигованное немецкими и финскими минами. Сразу начались беды: погибли два тральщика, три — потеряли тралы. Подорвалась подлодка С-5, почти весь ее экипаж погиб. Затем подорвался на мине и погиб с большей частью экипажа эсминец «Яков Свердлов». На нем служил брат К.В. Захарова — курсант Военно-Морского училища им. Фрунзе Михаил Васильевич Захаров. Как рассказывали случайно уцелевшие однокурсники, всю ночь перед отплытием он работал на погрузке, страшно устал и лег спать на нижней палубе, где все погибли. Начался хаос. В 9 часов вечера большинство тральщиков отряда прикрытия бросили его и примкнули к отряду главных сил, несмотря на приказ командира отряда. Это привело к новым жертвам в отряде: подорвался и погиб эсминец «Скорый», получили тяжелые повреждения лидер «Минск» и эсминец «Славный». Наскочил на мину и подорвался транспорт «Эверита» с 1500 человек из гарнизона Найссаара на борту, затонув через минуту. Спаслось всего лишь 10 человек. После подрыва на мине затонул грузовой транспорт «Элла» с 905 людьми на борту, из которых 693 человека составляли раненые. Спаслось 49 человек. В этих условиях командующий флотом адмирал Трибуц приказал встать на якорь, хотя заграждение уже было пройдено. Это произошло потому, что он действовал вслепую: разведка и траление по его приказу не велась, чтобы не демаскировать фарватеры. Так была потеряна драгоценная ночь, когда немецкая авиация не действовала.

С наступлением утра по приказу адмирала отряд главных сил, отряд прикрытия и арьергард, состоявшие в основном из боевых кораблей, снялись с якоря и на полной скорости ушли в Кронштадт, оставив конвои на произвол судьбы. И тогда началось самое страшное. 110 немецких самолетов стали методично расстреливать и бомбить практически беззащитные конвои, имевшие очень слабое зенитное прикрытие. Один за другим гибли транспортные суда. В 13:15 погиб транспорт «Аусма» с гарнизоном Палдиски из около 1200 бойцов. В 15:10 потоплен транспорт «Тобол», в 16:15 — транспорт «Калпакс», на котором после более чем 40 атак авиации погибло более 1100 человек, в том числе 700 раненых. В 18:00 — транспорт «Алев», в 18:10 — транспорт «Атис Кронвалдс», в 18:20 — танкер №12, в 20:30 — транспорт «Вторая пятилетка», после 21:00 — транспорт «Вормси».

Об этих страшных часах вспоминает Михаил Федорович Худолеев, который был на танкере №12, разбомбленном немецкими бомбардировщиками. Он два часа плыл до Гогланда посреди сотен тонущих людей. Одни кричали: «Спасите, погибаем!» Другие — «Господи, помилуй!» А немцы поливали их сверху свинцом. Это было особенно непереносимо.

Однако Таллинский переход — не только летопись ужаса, но и летопись героизма. Благодаря самоотверженным усилиям моряков было спасено почти девять с половиной тысяч тонущих человек. В их числе были и здравствующие ныне Василий Павлович Джурджа, плывший на барже с зенитными орудиями, и Иван Николаевич Терехов, служивший на торпедном катере.

Многие, жертвуя собой, спасали погибающих.

30 августа в Кронштадт вошли все уцелевшие корабли, а также суда со спасенными с Гогланда.

Какова цена Таллинского перехода? Было потоплено 62 корабля, из них 19 — боевых. Погибло 15 тысяч 111 человек (8600 военнослужащих и 143 вольнонаёмных флота, 1740 бойцов сухопутных войск, 4628 гражданских лиц). Наибольшее число людей погибло на транспорте «Балхаш» (3815 человек), штабном корабле «Вирониа» (2259 человек), транспортах «Алев», «Атис Кронвальдис», «Карпакс» и «Ярвамаа» (на всех четырёх — 2528 человек), транспортах «Эверита» (1550 человек), «Найссаар» (1500 человек), поврёждённом транспорте «Казахстан» (не менее 600 человек), транспорте «Элла» (602 человека).

Это — одна из самых страшных морских катастроф. На «Титанике» погибло 1900 человек, при Цусимском сражении — 5000. Однако если Цусима завершила поражение в Русско-японской войне, то последствия Таллинского перехода оказались совершенно иными.

Спасшиеся пополнили ряды защитников Ленинграда и отстояли его

Спасшиеся солдаты и матросы пополнили ряды защитников Ленинграда и отстояли его.

Вспоминал Иван Петрович Терехов: «Когда мы прибыли в Кронштадт, нас направили на Пулковские высоты. В бригаду морской пехоты, состоявшей из 2000 человек. Пишут иные писатели, что будто бы на Пулковских высотах 14 сентября не было никого и немцы могли свободно войти в город. Это неправда. На высотах были мы. Рубеж удержали. Но за три дня из 2000 человек осталось в строю всего 62».

Корабельная артиллерия Балтийского флота благодаря своему плотному огню остановила немецкие войска на ближних подступах к городу святого Петра. Не исключено, что если бы Балтийский флот не дошел до Ленинграда, город мог пасть. Дальше под Москвой пришлось бы разворачивать еще один фронт с северо-запада, что было уже не по силам. Последствия понятны — падение Москвы и России. Затем — план Ост и 30 миллионов рабов на европейской территории СССР. Все прочие — в могильных рвах. Участники перехода своим мужеством и жертвами спасли не только флот, но и град святого Петра, а с ним — и Россию.

К сожалению, в России до сих пор нет памятника героям и жертвам Таллинского перехода. В Эстонии — есть. На мысе Юминда, там, где было минное заграждение, стоит поминальный камень в окружении мин. У нас — лишь мемориальная доска на Адмиралтействе, поставленная ... на средства участников перехода и их родственников в 2011 году.

Для нас это событие важно еще в одном отношении. Таллинский переход состоялся во дни святого Успения Богородицы — праздника торжества над смертью. Подвиг и жертвенность участников прорыва — людей, рожденных в православной стране и по большей части крещеных, — является свидетельством того, что русский народ, при всех своих грехах и отступлениях, усвоил великий дар Христа — дерзновение пред смертью и волю к тому, чтобы полагать жизнь свою за други своя.

Диакон Владимир Василик

30 августа 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
22 июня 1941 года: «завоевать и уничтожить» 22 июня 1941 года: «завоевать и уничтожить»
М.И. Фролов
22 июня 1941 года: «завоевать и уничтожить» 22 июня 1941 года: «завоевать и уничтожить»
Михаил Иванович Фролов
Утверждение, что Германия в 1941 году нанесла «превентивный» удар с целью остановить «агрессию» СССР, – тезис фашистской пропаганды. Цель войны была иная. Гитлер говорил: «Нам не нужна ни царская, ни советская, никакая Россия».
«Киев бомбили, нам объявили…» «Киев бомбили, нам объявили…»
Генерал-полковник С.А. Стычинский, участник Парада Победы
«Киев бомбили, нам объявили…» «Киев бомбили, нам объявили…»
Беседа с генерал-полковником Сергеем Александровичем Стычинским
Курск, Харьков, форсирование Днепра, Тернополь, Львов, Сандомирский плацдарм, освобождение Освенцима, наступление на Прагу – таков боевой путь нашего собеседника. И как его заключительный аккорд – Парад Победы 1945 года.
День Победы на улицах Москвы День Победы на улицах Москвы
ВИДЕО
День Победы на улицах Москвы «Дед погиб не напрасно»
День Победы на улицах Москвы. ВИДЕО
Что объединяет нас всех? 9 мая мы вышли на улицы Москвы и узнали ответ: Победа над фашизмом.
Комментарии
Mykhaylo Hanzyuk 5 сентября 2016, 14:37
Спасибо о.Владимиру за такую горькую историческую правду!и за себя и за Родину обидно о замалчивании такой геройской операции с такими трагическими потерями из-за просчетов,и в тоже время,радость за одномоментное укрепление обороны города св.Петра! Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое!
Андрей 4 сентября 2016, 11:00
Да простит меня администрация сайта, но думаю, что вот эта ссылка http://www.pravoslavie.ru/96608.html очень чётко расставит точки над i и в логично возникающих по ходу чтения комментариев вопросах из серии: "А почему у нас именно такие правители?"
Андрей 3 сентября 2016, 10:45
В добавление к сообщению от 2.09.2016 в 21.00. Чтобы остановить прорвавшееся танковое соединение нужно успеть определить направление удара и создать добротный огневой мешок, например, в какой ни будь теснине. Казалось бы, не так уже это и сложно, всего лишь полуторное преимущество в силах, но какая именно для этого потребуется техника? Немного поразмыслив можно предположить, что в сравнении с танком истребитель танков должен обладать преимуществом по огневой мощи, дальности обнаружения цели, управляемости на поле боя, подвижности и защите. Примерно так и формулирует концепцию противотанковой самоходки папаша германских бронетанковых войск Хайнц Гюнтер Гудериан. Заметьте, сей матёрый прусский волк вторит постулатам Георгия Константиновича Жукова. Два великих военачальника с разных сторон линии огня говорят разными словами об одном и том же явлении и их выводы совершенно созвучны. Наука побеждать быстро опровергает неверные мнения правителей простою и страшною ценою крови.
Андрей 2 сентября 2016, 21:57
Андрей, истинные причины трагедии брошенных в ходе Таллинского перехода транспортников находятся не только на восточных берегах Балтийского моря, но и в Москве второй половины 1930-х годов. Георгий Константинович Жуков ой как не с проста пишет об отставании СССР в средствах связи, вездеходном транспорте, а также противотанковой и противовоздушной обороне. Самое простое: германские воздушные разведчики года методично и безнаказанно вели панорамную аэрофотосъёмку на сотни километров вглубь нашей территории. То есть в немецких штабах были довольно точные оперативные карты и потому неприятель очень часто успевал создать в нужном месте и в нужное время достаточное преимущество. Причём это вопиющее безобразие продолжалось чуть ли не до осени 1943 года, покуда советские ВВС и ПВО не были в достаточной степени укомплектованы радиостанциями, наземными радиолокаторами и автомобильным транспортом. Впрочем, в тёмное время суток германцы летали и позже, ибо прекрасный Пе-3 так и не стал полноценным ночным истребителем. Ну промахнулось советское правительство с прогнозом потребности в размещении радиолокатора на двухмоторном самолёте, да и с калибрами авиационных пушек погорячилось.
Андрей 1 сентября 2016, 21:45
Удивительная статья о.Владимира. Автор приводит факты, но не дает им адекватной оценки. Первый факт-авиация улетела-оставив флот без прикрытия.Далее боевые корабли по приказу Трибуца бросили транспорты с людьми и ушли на полном ходу. Почему не назвать вещи своими именами:авиация прикрытия бежала, боевые корабли вслед за ней. Все эти позорные действия обрекли транспорты с почти 16000 солдат и беженцев на уничтожение фашистами. Аналогичные действия английских кораблей прикрытия с печально известным караваном PQ-16 расценивались как позорная трусость, а у нас как доблесть? Вечная память павшим...Но разве в этой трагедии виновны только фашисты, а не преступные действия советского командования? Почему историку не сказать кто конкретно виноват:адмирал Трибуц или вышестоящее командование?
Андрей 1 сентября 2016, 15:52
К своему стыду, не знал о таком огромном количестве потерь в результате этого прорыва. Спасибо за такой исторический экскурс, о. Владимир.
И еще одно открытие для меня. Вы пишете о "граде святого Петра". Я был уверен, что С.-Петербург был назван в честь его основателя, Петра I, но теперь выяснил, что царь назвал основанную им крепость в честь своего небесного покровителя - св. ап. Петра. Вот такой вот у меня получился "день знаний" сегодня...
Александра31 августа 2016, 17:14
Слава Господу за дар жить в Отечестве,умиреть за которое считаеться делом чести,
подвиги предков не дают потерять жизненные ориентиры
Царство Небесное всем защиткикам - героям, невинноубиенным гражданским лицам
большое спасибо за статью
Елена31 августа 2016, 12:39
Спасибо ! Что напомнили нам неблагодарным о жертвах , ради нас. Надо создать памятник достойный памяти погибших. А то вот " доску" в честь Маннергейма повесили , а о подвиге тысяч Таллинского перехода многие даже не знают.
Марина Жердева31 августа 2016, 10:49
Спаси Господи дорогой о.Владимир,за то что донесли до нас ещё одну страницу нашей великой военной истории времён второй мировой.Да великие жертвы,но у Бога просто так ничего не бывает. Благодарна за очень интересно поданный материал и справедливые выводы этой статьи.Вечная память павшим в этом Таллинском прорыве!!!
Анна 31 августа 2016, 10:28
Об этом переходе написано у писателя-мариниста Михайловского Николая Григорьевича. С начала Великой Отечественной войны Н. Михайловский — военный корреспондент «Правды». С последними отрядами прикрытия Н. Михайловский оставляет Таллин...
Макаров31 августа 2016, 07:06
А теперь вспомним, с каким сладострастием НАШИ историки поливали грязью капитана Маринеско за потопление немецкого "Вильгельма Гуслова" . Каких только эпитетов не "удостоился" Маринеско -- и "зверь" , и "изверг" и т.п. И никто не напомнил предателям от науки про Таллинский переход, когда немцы, перед которыми нас заставили извиняться за "преступление" Маринеско, и финны, перед которыми мы как болваны извиняемся и безо всяких причин и напоминаний, хладнокровно расстреляли десятки тысяч наших граждан.
Привитый нам менталитет -- обгадить всё своё, чтобы понравиться "западным партнёрам" -- вот главная угроза нашей нации. Утратив историческую память, утратим национальную идентичность.
Андрей30 августа 2016, 21:50
Это трагедия, ибо подвиги практически всегда являются следствием чьего либо как минимум разгильдяйства.
Игорь30 августа 2016, 16:45
ПАМЯТИ ПАВШИХ - БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!
евгений30 августа 2016, 15:40
Спасибо,отец Диакон за проникновенные слова о Героях. Без сомнения,это пример Героизма и Подвига Христианского. Спасибо нашим предкам,отстоявшим Родину от такого страшного врага. Вечная Память+++
Сергей Ч30 августа 2016, 13:15
Участник перехода:- Иван Николаевич Терехов, до ныне здравствующий, ведет активную общественную жизнь, возглавляет Добровольное Общество Борцов Антигитлеровской Каолиции(ДОБАК). Родом из Белорусии. Обаятельный и простой человек, можно сказать что ДОБАК - форпост русской общины Даугавпилса. С большим уважением и относится к Православной церкви, крещен в детстве, помнит, что ходил с мамой церковь. На вопрос молился ли на войне ответил:" Еще как молился". После 90 лет у него появилось желание причастится. Вместе с его другом ген.консулом Белорусии Гейсик Виктором Михайловичем посетили Екабпилсский монастырь (Латвия) где чудотворный образ Якобштадской Божьей матери. Оба: и Иван Николаевич и Виктор Михайлович исповедались и причастились. Надо было видеть с какой детской радостью Иван Николаевич вспоминает это событие. Впервые с детства, после 90 лет произошла встреча и примирение с Богом.
Марина30 августа 2016, 10:47
Спасибо огромное за статью. надо не забывать свою историю и уметь извлекать из нее правильные уроки. Вечная память павшим! Упокой, Господи, души погибших, прости им все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие Небесное! Спаси господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×