После того, как на нашем портале вышла статья об афонском старце Ефреме Филофейском и Аризонском (Мораитисе), духовном чаде великого старца Иосифа Исихаста († 1959), и о 18 монастырях, построенных старцем Ефремом в Америке, читатели захотели узнать историю этих монастырей. Сегодня мы начинаем цикл статей об американских обителях старца Ефрема и хотим рассказать о первом из его монастырей, а также предложить вашему вниманию беседу с его настоятельницей – герондиссой Феофано.
Первая обитель, построенная герондой Ефремом в Америке, – женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Саксонбурге, штат Пенсильвания. Старец Ефрем основал его в 1989 году. Паломников здесь встречает мирный уголок природы, где можно забыть на время все мирские заботы и волнения и погрузиться в мир тишины и молитвы. Сестры в монастыре сугубо подвизаются в сердечно-умной молитве. Тут и там слышится: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя». Византийские песнопения во время богослужения в храме располагают паломников к благоговению.
Монастырь является миссионерским центром. Это оазис в пустыне современной жизни для тех, кто испытывает духовный голод. Здесь страждущие получают духовный совет и утешение в скорбях. Особенно любят посещать монастырь дети, которые своей чистой душой разделяют с монахинями их радость о Господе.
Сейчас в монастыре подвизаются 15 сестер (13 монахинь и 2 послушницы). Они сами зарабатывают себе на хлеб и на монастырские нужды. В монастыре действует иконописная мастерская, также монахини делают иконы на дереве, камне, занимаются вышивкой и шитьем крещальных рубашек и священнического облачения, вязанием четок, украшением свечей для венчания и крещения, изготовлением мыла. Есть в монастыре и огород.
Первой настоятельницей монастыря была герондисса Таксиархия. Старец Ефрем Филофейский, ее духовный отец, привез ее сюда из греческого монастыря в 1989 году. Герондисса Таксиархия была прозорливой старицей, стяжавшей дары непрестанной молитвы и любви Христовой.
Нынешняя настоятельница монастыря герондисса Феофано присоединилась к сестричеству в 1990 году. Под ее духовным руководством сестры обители трепетно хранят традиции, унаследованные от своей духовной матери – герондиссы Таксиархии. Герондисса Феофано любезно согласилась побеседовать с нами.
***
– Уважаемая герондисса Феофано, не могли бы вы рассказать нам о своем пути в монастырь?
– Моя мама была родом из Греции, отец родился прямо накануне Малоазийской катастрофы в Смирне (речь об изгнании коренного православного греческого населения со своих древних очагов. – О.Р.). Потом они с мамой переехали в Америку.
С герондой Ефремом я познакомилась в Нью-Йорке. Это знакомство произошло так. Я в то время была юной девушкой. Не хотела поступать в университет, мечтала стать дизайнером одежды, но мой отец настоял, чтобы я получила высшее образование. Он сказал нам, своим детям: «Вам нужно получить хорошее образование, чтобы вы смогли обеспечить себя». Мой папа очень заботился о нашей независимости. «Буди благословенно», – ответила я папе. Как сказал отец – так я и поступила.
Если бы я не послушалась отца – я бы не встретила геронду Ефрема
Выбрала исторический факультет и стала историком. В конце концов оказалось, что в тот город, где находился мой университет, стал приезжать геронда Ефрем, и я попала к нему на исповедь. Это случилось в 1980-е годы, и это были самые первые годы, когда он только начал приезжать в Америку. Итак, вот почему я встретила геронду Ефрема. Если бы я не послушалась своего отца – я бы никогда не встретила геронду. Когда мы слушаемся своих родителей, мы всегда от этого получаем пользу.
Между тем днем, когда я встретила геронду, и смертью моей мамы прошло восемь лет. Все это время меня беспокоили помыслы: «Не уверена, что я действительно хочу стать монахиней. Может быть, мне лучше выйти замуж?» У меня была какая-то двойственность. Я мечтала по временам стать матушкой, причем современной матушкой. Мы ведь ничего не знали о монашестве. Мы никогда не видели ни одной монахини.
И вот после смерти мамы я пошла к геронде и сказала: «Геронда, пятьдесят на пятьдесят, не могу выбрать: замужество или монашество». А он мне говорит: «Ты знаешь, что я от тебя хочу, вот и решай. Молись Божией Матери!» Ну, и после того, как вы слышите это, можете ли вы думать о замужестве? Итак, я и тут оказала послушание. Мой отец был очень строг, как, впрочем, и геронда Ефрем. Я перешла от одного строгого отца к другому.
Я приехала сюда, в монастырь, в марте 1990 года. Вначале у нас был только небольшой деревенский домик на две спальни и больше ничего. Нас было трое: герондисса Таксиархия, я и еще одна сестра.
– Не могли бы вы рассказать, как строился ваш монастырь?
– В то время владыкой у нас был архиепископ Иаков, который был не очень расположен к монашеству, но на то была Божия воля, чтобы они договорились с герондой Ефремом о строительстве монастыря. В течение года после того, как монастырь был построен в 1992 году, нас уже было десять сестер – монастырь был полон.
Он обещал пожертвовать эту землю Богоматери, когда его затруднения разрешатся. Так и случилось
Чудесная история произошла с приобретением земли для нашей обители. Владельцами фермы, на месте которой сейчас построен монастырь, была одна греческая пара. У них не было детей. Во времена депрессии у них не было и денег, только одна ферма. А в 1942 году, как мне рассказывал священник, от хозяина потребовали заплатить задолженность по налогам. У него в наличии была сумма, которая составляла ровно четверть того, что он был должен государству. И тогда он помолился Божией Матери: «Панагия, если они согласятся принять эту сумму, чтобы покрыть все мои недоимки, то я пожертвую эту недвижимость Тебе для Твоего монастыря». Так и случилось, чиновники удовлетворились четвертой частью суммы, и между супругами было решено, что, поскольку у них нет детей, они передадут свою ферму Церкви с условием, что здесь будет построен монастырь.
Кроме того, одна семья, духовные чада геронды Ефрема из тех, кто живет в этой местности, купили недвижимость рядом с нами, для того чтобы построить жилье для своих детей, но кончилось тем, что они передали нам и этот участок, так что, Бог даст, мы будем расширяться.
– Что вы построили в первую очередь?
– Первым было построено небольшое здание на десять келий для сестер монастыря. А потом мы построили еще одно помещение над гаражом, еще на четыре кельи. Затем мы расширили старый фермерский дом и переделали его в иконную мастерскую. И мы надеемся расшириться еще больше. Геронда Ефрем только сегодня сказал мне: «Что у вас со зданиями?» Я ответила, что у нас нет денег, но он сказал: «Ничего, продолжайте, продолжайте…»
– А как обстоят дела с церковью?
– Церковь соединена с помещением, где мы живем. Это часовня. В 1996 году мы построили еще одну часовню – преподобного Серафима Саровского – в лесу. У нас на участке есть лес и там – бревенчатая церквушка.
– Что-то вроде скита?
– Да, именно скит!
– Как у вас проходит день?
– Сейчас нам сложно придерживаться нашего обычного расписания из-за ремонта. Недавно мы обнаружили, что все наше здание прогнило. Мы должны были освободить все помещения и начать капитальный ремонт. Мы пытаемся относиться к этой ситуации с терпением. Слава Богу, церковь мы уже закончили, сейчас делаем наши кельи и чердак, где повреждения были особенно сильные… Но, слава Богу, слава Богу… все хорошо. У нас есть геронда, его молитвами все будет хорошо.
Когда у нас не было ремонта… давайте я расскажу о том, как мы жили, когда у нас не было ремонта и был священник… сейчас у нас временно нет священника. Так вот, обычно наш день начинается в 6 часов утра Литургией или молебном, и после этого бывает трапеза, а потом мы выходим на послушания. Следующая трапеза в 1 час дня, а затем мы служим вместе вечерню и малое повечерие, а после этого уединяемся в своих кельях для отдыха. Потом снова трудимся, молимся.
– Уважаемая герондисса, может быть, вы поделитесь какими-то назидательными историями из жизни вашей обители?
– Особенно благодатными были первые годы обители – Господь давал нам благодать для созидания монастыря. Эти годы были полны чудес – это было что-то особенное. К нам приезжала духовная мать нашей настоятельницы герондиссы Таксиархии – старица Макрина. Блаженная старица Макрина (1921–1995) была герондиссой монастыря Панагии Одигитрии близ города Волос, духовным чадом старца Иосифа Исихаста и нашего геронды Ефрема. Старица руководила монастырем более 30 лет, стяжала многочисленные духовные дары и сподобилась высоких духовных состояний.
Когда она к нам приехала – мы как будто собрались все вместе: мать, дочка и мы, внучата. Кроме того, геронда Ефрем тоже приехал. Вся семья была в сборе.
Когда мы увидели геронду и обеих герондисс одновременно, мы осознали: традиция существует
Эта встреча дала нам возможность осознать что-то очень важное. Те, кто родился в Америке, не понимают глубоко нашу историю, не понимают по-настоящему апостольской традиции. Ну какая в Америке традиция!? Наши храмы в Америке новые и современные. О традиции особенно не принято говорить. Так что, когда мы увидели геронду и обеих герондисс одновременно, мы осознали, что традиция существует, существует преемственность. Это очень укрепило нас в Православии. Кроме того, позже это помогало нам справляться с искушениями.
Было непросто, когда к нам в монастырь приходили и спрашивали: почему бы вам не поменять то-то и то-то? Было очень сложно сохранить греческий язык, очень сложно, особенно когда я приняла на себя послушание настоятельницы. Священник сразу же предложил кое-что поменять. Мне пришлось ему сказать: «Извините меня, но то, что я приняла из рук моей святой старицы, я не могу поменять».
У нас было много разных проблем. Основное наше направление – миссионерское. В таких условиях сложно говорить о настоящей монашеской жизни. Здесь у нас есть Мексика, Гватемала. Чего только нет! И со всеми необходимо общаться, всех учитывать.
Вернемся к герондиссе Макрине. Наша герондисса Таксиархия рассказывала нам, что многие священники, архимандриты, другие герондиссы, даже епископы приезжали в Портарью за советами к герондиссе Макрине. Все к ней стремились. Ее называли «Василием Великим», так как она была очень строга в самом начале.
Но когда я ее увидела – она была сама любовь. Я вам расскажу о том, как я познакомилась с ней. Моя мама умерла, когда мне было 23 года. Незадолго до ее смерти геронда Ефрем приехал к нам, чтобы в последний раз исповедовать маму. Мне он сказал: «Девочка моя, когда это произойдет, когда твоя мама отойдет ко Господу, сразу же звоните в Филофей, чтобы отцы начали служить по ней Сорокоуст». Сразу после этого геронда полетел в Англию, чтобы быть с герондиссой Макриной в больнице, так что я не могла разговаривать с ним напрямую и мне не от кого было получить утешение в моем горе.
В день, когда умерла моя мама, в канун Рождества Христова, я увидела сон. Будто бы снова стала ребенком 10–12 лет и сижу вместе с другими детьми в каком-то красивом месте. Дети вокруг меня играют, но я не играю с ними, а просто сижу. И тут к нам подходит какая-то незнакомая женщина в черном и спрашивает меня: «Дитя мое, почему ты не играешь с другими детьми, и из-за чего ты выглядишь такой грустной?» Я отвечаю ей: «Мне грустно, потому что моя мама умерла». – «Нет, девочка моя, она не умерла, она ушла ко Христу. Не грусти, она сейчас со Христом». И в этот момент я проснулась.
Я никому не стала рассказывать об этом сне. Только оказавшись в монастыре, я рассказала этот сон герондиссе Таксиархии, и она мне сказала: «Может быть, это была Пресвятая Богородица?» Я ответила: «Нет, мне кажется, что это была не Панагия, а какая-то старица».
Я сразу же узнала в герондиссе Макрине старицу из моего сна, пришедшую меня утешить
Когда мы поехали в Портарью с герондиссой Таксиархией и я в первый раз увидела герондиссу Макрину – я сразу же узнала в ней старицу из моего сна. Когда герондисса Макрина взяла меня на беседу и я рассказала ей всю историю, она мне ответила: «Я знала о смерти твоей мамы, дитя мое, поэтому я и пришла тогда к тебе, чтобы тебя утешить».
– Благодарим вас за чудесную беседу, уважаемая герондисса Феофано!
– Храни Господь!
How is it possible to enter in contact with some of the mother or with the Gherontissa Theophana by the letter or by the email via.
I wish to write them, because I'm wondering about my inquietud about the monastic life.
I'm from Europe.
Thank you so much,
И все же, почему "геронда" и "герондисса", ведь есть "старец" и "старица"?