Пост – неотъемлемая часть духовного подвига

Главный редактор журнала «Православный паломник» митрополит Рязанский и Михайловский Марк Главный редактор журнала «Православный паломник» митрополит Рязанский и Михайловский Марк
«Пост – есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне», – свидетельствовал святитель Василий Великий. Слова этого выдающегося отца Церкви IV столетия и в наше время не утратили своей актуальности.

Пост – неотъемлемая часть духовного подвига, который требуется от каждого христианина, желающего достичь Царства Небесного. Для человека верующего соблюдение поста является тем же, чем регулярные тренировки для спортсмена: чуть дал слабину, поленился, пожалел себя – и сразу начинаешь терять форму, необходимую для победы. Только цена проигрыша в этих случаях будет разной.

Сравнение жизненного пути христианина с ежедневным тяжелым трудом профессионального спорт смена не ново – ему уже более двух тысяч лет. В старину наши предки хорошо понимали эту зависимость духовного состояния человека от физического. Как свидетельствовал секретарь Императорского Православного Палестинского Общества Алексей Афанасьевич Дмитриевский, еще столетие назад русские богомольцы, пришедшие в Святую Землю, преодолев тяготы и опасности многодневного пути, не только не допускали послаблений в посте, но, напротив, усиливали воздержание в пище, видя в этом необходимое условие полноты исполнения религиозного долга. «Благочестивые наши паломники, – писал он, – с первых дней пребывания в Иерусалиме налагают на себя суровый пост: питаются нередко лишь хлебом и чаем, неопустительно в то же время выстаивая и днем и ночью все богослужения на святых местах и совершая положенные караванныя путешествия для обозрения достопоклоняемых мест Иерусалима и его окрестностей большею частью пешком».

В некоторых епархиях и по сей день существует традиция поститься какое-то время перед паломнической поездкой, чтобы достойно подготовиться к посещению святынь. Разумеется, решение о соблюдении поста должно исходить от самого паломника, от его внутреннего побуждения, к этому нельзя принуждать.

Пост в принципе является не целью, но средством, и, конечно, ограничение в приеме определенных видов пищи требует разумного, дифференцированного подхода. По мнению известного подвижника V века блаженного Диадоха, «подобает… образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немощствует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа».

Ослабление поста

Православная Церковь традиционно допускала послабление поста для своих путешествующих чад из-за несения ими тягот дороги. Однако степени этого послабления для обычного путешественника и для паломника, особенно готовящегося ко Причастию, несомненно, различаются. Многое зависит и от того, на какой период времени по церковному календарю приходится паломничество. Великим постом в любом случае недопустимо вкушать мясо, которое может быть заменено рыбными или в крайнем случае молочными продуктами.

Болезнь или телесная немощь, не позволяющие христианину в полной мере исполнять церковные установления относительно поста, должны побуждать его обращать больше внимания на иные виды аскетических упражнений. «Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделение плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей», – писал святитель Иоанн Златоуст.

Для говеющих паломников желательно строго поститься в день накануне Причастия, если они причащаются один раз за поездку. Бывает, однако, что паломники, приезжая, например в Святую Землю, хотят принять Святые Христовы Тайны и у Гроба Господня, и в Гефсимании, и в Вифлееме, и в Горнем монастыре, то есть чуть ли не ежедневно. В этом случае пост может быть несколько облегчен, однако стоит все-таки отказаться от мяса в эти дни, не ограничивая употребление другой пищи. Минимальное требование – не вкушать мяса хотя бы в день накануне Причастия.

Паломники в поездке Паломники в поездке
    

Лекарства

Необходимо опровергнуть два распространенных заблуждения, которые нередко препятствуют паломнику причащаться. Общеизвестно, что принимать Тело и Кровь Христову нужно натощак. Вместе с тем надо помнить, что лекарства едой не являются. Несомненно, нужно отличать лекарства, необходимые для жизни, от пищевых добавок и витаминов, то есть от того, от чего вполне можно воздержаться. Употребление же необходимых лекарств, например диабетиками, не является грехом и препятствием к Причащению.

Гигиена

Еще один расхожий миф заключается в том, что перед Причастием нельзя чистить зубы. Всякий раз, когда мы идем в храм, то стараемся, чтобы у нас было чистое тело, чистая одежда, но вполне допускаем неприятный запах изо рта, который появляется часто независимо от того, ел человек или нет. Если он постится и не ест, то нередко бывает, что запах изо рта становится еще сильнее. Это связано с процессом жизнедеятельности организма. Нет сомнений, что нужно принимать Христа в чистые уста, поэтому нет никакого препятствия в том, чтобы чистить зубы перед Причастием.

Внешние обстоятельства

В целом очень многое зависит от организаторов паломнической поездки. Если она устраивается церковными людьми, то, как правило, сами организаторы пекутся о соответствии питания в дороге церковному Уставу. В этом случае можно и нужно заранее организованно заказать постную пищу в самолетах, поездах и гостиницах. Если же паломники останавливаются в православном монастыре, тогда проблем с питанием не должно возникать вовсе.

Но бывает, что люди, в обычной жизни строго следующие требованиям церковного Устава в отношении поста, отправляются в паломническую поездку, которую организуют люди светские, а в группе большая часть путешественников постов не соблюдают. Такие ситуации возникают как у тех, кто посещает святые места России, так и у тех, кто отправляется в зарубежные поездки, даже в страны, подавляющее большинство населения которых исторически принадлежит к христианству. На сегодняшний день, например, католиками традиция хранения поста практически утрачена. Даже в Греции, где православие – официальная религия, верующие не всегда соблюдают Великий пост. Это обстоятельство значительно ограничивает возможности наших соотечественников, желающих поститься так строго, как того требует Церковь: в ресторане при гостинице или придорожном кафе, где часто питаются паломники, постной пищи может просто не быть в наличии. В подобной ситуации, особенно когда человек живет в гостинице, где нередко завтрак заранее включается в стоимость проживания, нарушение поста почти неизбежно. Если речь идет о времени мясоеда, а пища, предлагаемая паломнику в пути, не оставляет возможности выбора, не будет большим грехом употреблять мясные продукты, если это нужно для подкрепления сил. Но принимать такие внешние обстоятельства важно с сокрушением сердца, осознавая, что это нарушение церковных установлений о посте и нормой являться не может.

Календарь

У наших соотечественников, совершающих паломнические поездки за рубеж, порой возникает недоумение, связанное с разницей в календарях, принятых в Русской Православной Церкви и иных Поместных Церквах. Например, в Греции, на Кипре, в Болгарии, Румынии, где Православная Церковь живет по новому стилю, Рождество Христово приходится на 25 декабря по новому стилю, когда у нас в России продолжается 40-дневный Рождественский пост. Несмотря на то что паломники находятся на канонической территории другой церковной юрисдикции, им правильнее придерживаться своего календаря. То есть если человек приехал в пост, то нужно его соблюдать. Бывает, однако, что паломников, а особенно клириков, священнослужители другой Поместной Церкви приглашают на богослужение и праздничную трапезу по случаю, например Рождества Христова. Вряд ли правильно совсем отказываться от участия в этом торжестве, иначе мы рискуем оказаться разделенными с нашими православными братьями по внешним признакам. Вполне допустимо участвовать в общей молитве за праздничным богослужением, а также в трапезе, соблюдая, однако, меру воздержания. Меру послабления поста лучше заранее уточнить у духовника. В случае отсутствия такой возможности степень воздержания каждый для себя определяет сам.

Известны случаи, когда великие христианские подвижники, принимая гостей Великим постом, предлагали им в пищу рыбу и даже мясо. Они и сами вкушали эту пищу ради того, чтобы пришедшие ели без укоров совести. Также призваны поступать и мы по любви к людям, из уважения к нашим братьям-христианам. Этим мы покажем, что принадлежим к единому телу Христову, что пища нас не разделяет. Будем помнить слова апостола: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17), а именно Царство Божие является целью нашей жизни.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
7 июля 2016, 23:47
Высокопреосвященнейший митрополит Рязанский и Михайловский Марк! С большим интересом прочитала вашу статью " Пост-неотъемлемая часть духовного подвига."Особенно мне понравились три выражения: сравнение христианина со спортсменом, духовное состояние зависит от физического и при несоблюдении поста больше выполнять "аскетические упражнения".Сейчас лето -пора отпусков и паломнические поездки в самом разгаре.Ваши советы, Владыка Марк, очень пригодятся. Хочется выразить Вам благодарность за наставления. Помощи божьей Вам в несении послушания!Дай Бог Вам здравия на многие лета!!!
Наталья 6 июля 2016, 11:15
Большое спасибо! Так хорошо и спокойно становится на душе от Ваших наставлений. Молимся о Вашем здравии.
тамара 6 июля 2016, 00:41
Владыка,благодарим за вразумление.Многая и благая Вам лета.Бог в помощь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×