Вступая в брак и венчаясь, молодые мечтают и надеются, что Господь благословит их семью детьми. Но проходят годы, пять, десять лет… а долгожданная беременность не наступает. Как быть в такой ситуации? Что предпринять? Понятно, что, прежде всего, молиться о детях, но надо ли еще что-то делать, надо ли обращаться за помощью к современной медицине? И все ли медицинские технологии, ставшие в последнее время очень популярными, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), приемлемы для православных? Отвечают пастыри Русской Церкви.
Главное для христианина – праведная жизнь
Игумен Лука (Степанов):
– Нам не сказано, что в случае бездетного союза надо обязательно «что-то делать». Являясь естественным следствием плотской близости супругов, дети привносят в их жизнь заботы и радости, планы и разочарования, жертвенное служение и утешения взаимной любви. Однако главное дело нашей жизни – обретение вечного спасения – существенно не зависит от наличия или отсутствия детей, а значит, при всех человеческих расположениях к их рождению, главным чувством должно остаться доверие Промыслу Божию, в ведении которого остаются все наши земные, не зависящие от нас обстоятельства.
Протоиерей Олег Стеняев:
– Многие святые люди рождались не сразу и от пожилых родителей. В этом случае они вымаливались у Бога и были буквально намоленными детьми; при этом рожденным от пожилых родителей не передавалась страстность молодости.
Технологии искусственного оплодотворения – грубое вторжение в таинство деторождения
Протоиерей Павел Гумеров:
– Если Бог не дает семье детей, нужно надеяться, не отчаиваться, терпеливо ждать. Сегодня многие люди не слишком здоровы, и потому бывает, что и после нескольких лет брака нет детей. Надо молиться и поститься. Молиться праведным Иоакиму и Анне, Петру и Февронии. Совершать паломнические поездки – на Афон или в иные места.
Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга
Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга, потому что, когда у человека всё легко, всё ему даром дается, он это не слишком и ценит. А когда людей связывает какая-то совместная беда, они становятся друг другу ближе, начинают друг друга особенно чутко любить, эту беду преодолев.
Что касается ЭКО, которое подается как лечение бесплодия. Искусственное оплодотворение – это грубое вторжение в таинство зачатия, в таинство деторождения. И мы знаем, что Архиерейский Собор 2000 года прибегать к этой технологии православным христианам запретил, хотя некоторые в этом запрещении лукаво усматривают возможность к каким-то вариантам искусственного зачатия прибегать. Но в решениях Собора четко сказано, что недопустимы с православной точки зрения все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и последующее разрушение эмбрионов. При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство.
Напомню вкратце, в чем суть этой технологии. У женщины стимулируется суперовуляция, для того чтобы получить сразу большое число яйцеклеток, иногда даже до 20; из них выбирают самые лучшие, оплодотворяют их семенем мужа и помещают в специальный инкубатор на несколько суток. Потом одни (всегда несколько) пересаживаются в матку, другие замораживаются, их может использовать впоследствии и та же супружеская пара, и другие. Такой вот конвейер по производству детей. И деньги тут крутятся немалые: одна попытка ЭКО со всеми сопутствующими процедурами стоит в Москве минимум 150 тысяч рублей. А ко мне, например, приходили люди, которые делали по 10–15 попыток. И безрезультатно. Потому что ЭКО не дает 100-процентного результата! Это бизнес на человеческом горе, никакое не лечение бесплодия.
При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство
Теперь зададимся вопросом: а что происходит, если стали развиваться все пересаженные в матку эмбрионы? Ведь их внедряют сразу несколько, чтобы было больше вероятности их приживания, потому что приживаются не все… Что происходит, когда прижились несколько? «Лишние» эмбрионы редуцируют, то есть убирают хирургическим путем – делают аборты. Так что при ЭКО уничтожаются оплодотворенные эмбрионы, которые уже являются младенцами с душою. И оказывается, что человек, идущий на ЭКО, идет на аборты.
Есть такая лукавая уловка: в некоторых медицинских центрах предлагается «ЭКО для верующих». Предлагается не несколько эмбрионов подсадить, а потом некоторые из них убрать, а сделать щадящую суперовуляцию, получить малое число эмбрионов и их подсадить. Но сути дела это не меняет.
Человек, идущий на ЭКО, идет по сути на аборты
Технология ЭКО совершенно безбожная. Человек берет на себя функцию Господа Бога, вмешивается в то, что должно таинственным образом происходить в организме матери.
Еще вопрос: а почему оплодотворенные эмбрионы должны несколько суток развиваться в инкубаторе? А вот почему. Чтобы выяснить, нет ли каких патологий, главным образом генетических. И есть приказ, подписанный министром здравоохранения, согласно которому в случае опасности развития патологий эмбрион не пересаживать. Такой эмбрион убивают.
Я уже не говорю о том, что при ЭКО гораздо больше выкидышей, гораздо больше замерших беременностей. И гораздо больше рождается недоношенных детей.
К сожалению, статистических исследований о здоровье детей, рожденных с помощью ЭКО, очень мало. Почему? Потому что это бизнес, корпоративный сговор. Данные есть, но они не разглашаются. Но кое-что становится известным. Так, академик Алтухов, известнейший генетик, православный человек, свидетельствует: чуть не 20% ЭКО-детей имеют психические патологии.
Еще проблема: в природе, когда яйцеклетка поступает в матку матери, ее встречает миллион сперматозоидов, но прикрепляется только один – самый «сильный», если можно так выразиться. Но ЭКО можно сделать даже с очень слабым семенем мужа. И если семенной материал не очень хорошего качества, какие будут дети?
Так что православный путь такой: молиться, ждать. А если Господь не посылает ребенка, поступать так, как испокон веков делали на Руси и в других странах, – брать на воспитание ребенка-сироту или из детского дома.
Надо принять Промысл Божий
Священник Валерий Духанин:
– Есть тайны Божественной заботы о людях, они непостижимы. Когда Рахиль, жена патриарха Иакова, не имевшая потомства, упрекнула супруга: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», Иаков ответил: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30: 1–2).
Ребенок – это Божий дар. И если Господь не дает детей, значит на то есть Его Промысл, который надо принять, а не впадать в отчаяние или думать, что жизнь закончилась. На это обращал внимание преподобный Паисий Святогорец. Он знал примеры, когда некоторые старались приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, но впоследствии и сами убеждались, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их же благе.
Важно не терять голову, не кидаться панически за любыми средствами во что бы то ни стало заполучить дитя, а постараться прислушаться к Промыслу Божию.
Если детей Господь не подает, то прежде всего к Нему и надо обратиться. Часто дети подавались после усердных молитв, постов и милостынь. Господь испытывает родителей, готовы ли они принять дитя именно как Божий дар, а не как продукт новейших медицинских технологий.
Среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта
Конечно, в поднятой теме много оттенков. Иногда бездетность – итог грехов молодости родителей. Одна из статистик гласит, что среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта. На деторождении также пагубно сказываются некоторые виды контрацепции. В таких случаях человек сам лишил себя возможности рождать детей. Получается такой вот абсурд – сначала человек делает всё возможное, чтобы у него детей не было, а потом готов обратиться к чему угодно, например, суррогатному материнству, лишь бы заполучить ребенка. Таким людям необходимо, прежде всего, покаяние, снять с себя греховные причины бесплодия, а дальше уже как Господь подаст.
Бывает же иная ситуация: супруги старались жить по заповедям Божиим, однако по состоянию здоровья не могут зачать. В таких ситуациях нужно, конечно, лечиться, испробовать возможные естественные средства, но конечный результат вверять в руки Божии.
В общем, каждый случай индивидуален. Из небольшой пастырской практики могу сказать, что духовник зачастую видит, что такому-то конкретному человеку полезнее пребывать одному, нежели иметь ребенка, а вот другому лучше было бы иметь малышей и раствориться всецело в жертвенной заботе о них. Кому-то никак нельзя брать ребенка из детского дома, поскольку не хватает терпения и элементарной ласки и любви. А для кого-то принятый чужой ребенок становится настолько родным, что такую семью осеняет благословение Божие и в ней царит домашний уют. Я даже наблюдал ситуации, когда женщины, у которых не сложилась семья, брали из детского дома детей, причем не одного, а сразу двоих – брата и сестру, и вот эти женщины стали прекрасными мамами. Конечно, отсутствие отца сказывается, зато у этих деток есть мама, а это уже радость и счастье.
Расскажу историю одной своей знакомой. Зовут ее Евгения. Она вышла замуж в 25 лет, и на протяжении пяти лет детей у них не было. Обращалась к врачам, ездила в центр планирования семьи, который был буквально переполнен страдавшими бесплодием женщинами. Евгения увидела, что зачастую поиск диагноза и лечение влекут за собой огромную трату средств, а в результате ничего не получается, и тогда врачи предлагают ЭКО. Познакомившись с методикой ЭКО, она поняла, что не может прибегнуть к этому, внутри возник протест, хотя она еще не была воцерковленным человеком. Дело в том, что ЭКО – это грубые манипуляции над человеческой жизнью: заготавливаются эмбрионы, консервируются, а избыточные просто уничтожаются, то есть происходит тот же аборт. Евгения узнала, что бывают случаи, когда после длительного бесплодия кто-то получал исцеление чудесным образом в храме. Так она пришла к мысли, что детей подает только Бог. Через свое бесплодие Евгения пришла к вере, покрестился также муж. Сама она исповедовалась и причастилась. Читала покаянные каноны, молитвы о детях.
После святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок
Как-то она узнала про Боровский монастырь, при котором есть купель, и многие говорили, что если там окунуться, то проходят болезни. Когда с мужем они совершили паломничество и удалось окунуться, то через две недели у нее уже был положительный тест на беременность. До этого пять лет не могла забеременеть! А после святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок; она спрашивает: «Как тебя зовут?» – он ответил: «Даниил». А ей на обследованиях и на УЗИ говорили, что у нее будет девочка. Но родился мальчик, и его назвали Даниилом.
Когда Даниил уже ходил в детский сад, ей однажды стало плохо, открылось кровотечение. Оказалось, что она была беременна, но произошел выкидыш. Врачи говорили про осложнение и необходимость какой-то операции, говорили, что теперь точно никогда не родит, разве только через ЭКО. Евгения пошла к духовнику, тот, помолившись, сказал: «Я считаю, что делать операцию не надо, а благословляю тебя на дочь». Ровно через месяц она забеременела – врачи были в шоке. Действительно родилась дочь, и назвали ее Анастасией. Сама Евгения себе твердо уяснила, что дети – от Бога, значит, к Богу и надо обращаться прежде всего.
Вообще же всякое дело только тогда бывает подлинно добрым, когда согласуется с волей Божией. А воля Божия не определяется так быстро, как хотелось бы. Если супруги усердно обратятся к Господу в своих молитвах, будут согласовывать с духовником свои желания, воля Божия им все же откроется, и тогда будет понятно, что подходит именно им: ожидать чудесной благодатной помощи, проходить лечение или же взять в семью ребенка из детского дома.
Нельзя руководствоваться одними эмоциями, нужна осмотрительность и рассудительность
Священник Димитрий Шишкин:
– Конечно, отсутствие детей в семье – это повод более серьезно и трезвенно начать проводить свою христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое, и бывает, что Господь вознаграждает за это терпение и постоянство в доброделании, так что дети родятся в семье даже после трех, пяти и более лет «бесплодия». Это великая радость и великая милость! И родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Лишь бы они только не «останавливались на достигнутом» и не превращали свое многоценное чадо в некоего идола, истуканчика, вокруг которого вращается весь мир. Вот этого быть не должно, и это даже можно назвать преступлением против Бога, потому что Господь дает дитя вовсе не для того, чтобы из него воспитали эгоиста, который привык думать, что он – пуп земли и нечто совершенно особенное по сравнению «со всеми остальными». Вот почему хорошо бы, чтобы в семье было много детей…
С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно: врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы
Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем воля Божия? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи? Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства. Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного.
А для некоторых семей в соответствии с их расположением и благоустроением, может быть, открывается путь усыновления тех несчастных деток, которые лишены отцовской и материнской тепла и заботы. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей не один, а несколько и они вместе с приемными родителями составляют настоящую большую семью. Это, конечно, дело Божие, благословенное, но и здесь нужна осмотрительность и рассудительность, чтобы не руководствоваться одними эмоциями, часто преходящими, помня, что решение об усыновлении – это большая ответственность, так что «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь! Поэтому и здесь нужно советоваться с духовником, крепко молиться и трезво оценивать свои силы и возможности.
Делать все только с помощью и благословением Божиим
Священник Игорь Сильченков:
– «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6: 11), – говорит нам апостол Павел. Надеяться и терпеливо ждать, молиться и поститься (но только взяв благословение священника). И, конечно, можно взять ребенка из детдома. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5), – говорит нам Господь. А вот делать искусственное оплодотворение не стоит, ибо оно противоречит естеству. Господь нам дал другой, естественный способ зачатия и рождения детей, тот, который лучше всего подходит для нас.
Не надо ускорять события. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам во благовремении
А еще не надо ускорять события, делая искусственное оплодотворение, потому что это вмешательство в Божественный Промысл. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам все во благовремении. То есть тогда, когда нужно, тогда, когда лучше всего. Мы же по своей греховности и своеволию этого часто не хотим понять и принять. И поэтому в спешке пытаемся сделать то, что делает Господь. И у нас всегда получается несравнимо хуже, чем у Бога. Ведь Отец наш Небесный свят и непогрешим, а мы немощны, слепы и греховны.
Поэтому ничего не надо делать самому, но только с помощью и благословением Божиим, которые чаще всего и главным образом преподаются в Церкви, в том числе и через священнослужителей.
У пророка Авраама и Сарры тоже долго не было детей, и Бог им даровал сына – праведного пророка Исаака. Причем в таком возрасте, когда уже физиологически нельзя иметь детей. Также и у праведных богоотец Иоакима и Анны родилась Пресвятая Богородица – «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поет Ей Святая Церковь. И у праведных Захарии и Елисаветы родился Иоанн Креститель. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11), – говорит нам Господь. А все потому, что они всю жизнь жили по воле Божией, святую волю Божию всегда ставили выше своей человеческой воли и своих человеческих желаний.
И мы должны тоже стремиться поступать так же. И тогда и у нас будут рождаться будущие святые, и мы будем жить в святости и увидим многие чудеса от Господа. И увидим главное чудо – что Бог есть бесконечная, всесовершенная, милующая, распинающая Себя и спасающая нас Любовь. Ведущая нас в вечную и бесконечную радость в Царствии Небесном со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь.
Священник Максим Горожанкин:
– Если Господь не дает детей, конечно, необходимо обратиться к Нему с горячей молитвой. И Церковь знает множество примеров, когда в ответ на молитвы Бог давал благословение и происходило зачатие ребенка.
Если детей в браке нет и брак невенчанный, необходимо повенчаться. Во всех молитвах Таинства венчания испрашивается у Господа благочадие и благодать воспитания детей.
Не лишней будет, как показывает опыт, и паломническая поездка к кому-то из угодников Божиих. Но только чтобы не было так: «Вот к Матронушке съездим, помолимся, а когда ребенок родится, мы в храм дорогу и забудем». Тут тоже искушение есть. Если мы к Господу обращаемся, то молитва должна примерно так выглядеть: «Господи, подай чадо по милости Своей, а мы и свою жизнь Тебе посвятим, и ребенка будем в Православии воспитывать». И если таким образом мышление людей будет выстроено, Господь, конечно, Свою благодать даст.
Мы с мужем очень хотели ребенка, и не оставляли надежды,что Господь подарит нам эту возможность, тщетно. Время ушло, я нашей семье так и не раздался детский голосок.
Вы скажете, что это тоже промысел Божий! Наверное это так, другой ответ у Вас вряд ли будет. Но при этом не надо говорить, что это за грехи и прочее... Тысячи грешников и безбожников получают дар Божий по несколько раз! И,
бросают своих детей на произвол судьбы!
Наверное вам повезло, потому что у меня в венчанном браке от единственного любимого мужчины за 8 лет никого не родилось, хотя и по паломничествам ездили и лозу 2 раза пили и когда мне после последнего раза обращения к святым наконец то показалась долгожданная беременность оказалась женская болезнь подобная евангельской. На эко не благословляют, к усыновлению муж не готов да и из-за прописки с нашей бюрократией не дадут. Вот и думай что делать тогда как вокруг постоянно рождаются дети и уже уже устаешь отвечать на вопросы.для обоих брак первый и единственный. Знакомые с проблемой советуют от донорства до развода
А православные знакомые почти все с детьми
Очень хорошая программа у Храмов для мам, попавших в трудную ситуацию. Действительно выход, когда его математически нет.
Но если, никакое лечение не помогло и врачи рекомендуют только ЭКО, то я пожелаю этой супружеской паре удачи и стать самыми счастливыми родителями! Господь создал человека, и если бы он не хотел, что бы рождались экошные дети, то они бы и не рождались.
Тем же кто пишет "добрые советы" и негатив на людей решившихся на ЭКО, предлагаю помолиться за этих людей. Желаю всем любви! Храни вас Бог!
Или это были какие то ну очень "продвинутые", ультра-либеральные священники, либо Вы что-то недоговариваете. / я не умею отличать "продвинутых" от "непродвинутых". О процедуре искусственного оплодотворения узнала не из газет или ТВ (не увлекаюсь), а от лечащего врача. Но если вы считаете, что я обманываю или недоговариваю, то мне больше нечего добавить. Реальные истории очень часто кажутся нереальными по сравнению с выдумкой. Это будет замкнутый круг – я дам еще подробностей, вы станете сомневаться еще больше. Поэтому повторю, что я не знала. Если честно, я теперь не понимаю как мне это исповедовать, если я до сих пор хожу к тому же духовнику?
Но, все же, помогать в детском доме и усыновлять детей – это далеко не одно и то же. Следует ли требовать от других большего? Может быть, более взвешенным будет совет помогать в детском доме, особенно если он исходит от людей, уже совершивших усыновление?
Поэтому когда порядочная, потерявшая мужа женщина врач спрашивает меня: "Почему Господь не дал мне детей? Я была бы хорошая мать!" Я не знаю что сказать, потому что настоятельно советовать ей кого-то усыновить, мне что-то не дает. Когда хорошая семейная пара растерянно молилась за своего погибшего сына десантника, я только подумал о том,что для них усыновление единственный выход, а они уже через пол года сами к этому пришли. Когда асоциальная,нигде не работающая и задолжавшая государству какие-то немыслимые алименты за брошенного предыдущего ребенка тетя, вдруг в сорок с лишним лет рожает непонятно от кого больное дитя и скорее всего не будет забирать его из больницы, потому что и брать то собственно некуда. Тут уже есть над чем подумать. А когда уже почти семидесятилетней бабушке, потерявшей в молодости своего единственного сына подростка и немыслимо от этого страдавшей,вдруг приходится сейчас по полной программе исполнять материнское послушание по отношению к своему внучатому племяннику, который оказался никому не нужен,и воспитывать, и лежать с ним в больнице, и готовить,и решать задачки к школе. Тут уже и говорить ничего не нужно,Господь ответил на ее молитвы.
Поэтому все таки очень аккуратно и даже с пиететом (а не беспощадно)надо относиться друг к другу, чтобы свои главные выводы человек сделал сам,свободно. А комментировать может и не надо, а лучше помолиться и за них и за себя.
"...И походив по разным храмам,человек услышит те слова, которые он хотел бы услышать. И даже не услышав, все равно сделает по-своему..." Согласен.
И это только крошечная часть кругов адовых... Ошибки молодости? Ну, допустим. Так что, нет прощения совсем?..
Болезненное лечение, операции, нервы, осуждение, попытка усыновления... И молились и делали что положено... Сытому голодного не понять. Поэтому у меня только один ответ на вопрос, поднятый в статье: Не знаю... И вы не знаете.
Хотелось бы немного прояснить ситуацию. Никакого предубеждения или негатива к этим двум деткам не было и не могло быть. И не в наших правилах травмировать тех людей, которые и так настрадались в своей жизни, а тем более безвинных младенцев, какими бы они не были. Наоборот именно к таким людям и к таким ситуациям применим подход: "Трости надломленной не переломить, и льна курящегося не угасить..."(Мф.12,17). Поэтому и крещены они были как положено - как имеющие образ и подобие Божие. Надо ли за них молиться - обязательно надо!
Однако на свой внутренний пастырский вопрос: "Что отроча сие будет?"(Лк.1,66),я не могу найти действительно убедительных аргументов в пользу того, что именно это решение правильное, а не начало новых неразрешимых страданий для этой семьи.
Но однажды пришлось крестить двух близнецов,родившихся от ЭКО - мальчика и девочку. Это было для меня как погружение в какую-то фантасмагорическую реальность. // А если бы Вы не знали, что они от ЭКО, Вам бы не казалось, что это не люди?
Хотелось бы обратиться к родственникам,друзьям,знакомым да и просто случайным людям, которые пристают к семейным парам,не имеющим детей: оставьте их в ПОКОЕ, перестаньте мучать вопросами : " Ну когда же у вас будут дети?"; имейте чувство такта, ведь людям и так плохо.
Нас с мужем просто замучили с этим, а ведь мы только несколько месяцев были женаты.
А моя знакомая из-за этого даже на семейные праздники не хочет ходить, так как начинают за здравие, а заканчивают вопросами о детях. И это любимые родственники как будто бы и рады ещё больше соли на рану насыпать...
Божьей помощи всем и стойкости!
Да, конечно радость долгожданного материнства не сравнить ни с чем. Но на сколько этой радости хватит?
Понимаете, для женщины важно не просто и не только иметь своего, как вы написали, "получить генетически родного ребенка".
Важно ребенка самой (желательно, самой) выносить и родить (кесарево в том числе). Пережить УНИКАЛЬНУЮ радость материнства. Это не тоже самое, что взять ребенка из дет. дома. Не в смысле, что тот взятый ребенок какой-то не такой. Нет. Но полнота бытия, не знаю, как вам объяснить, полнота материнства НЕ ТА. Вот.
Суть одна - получается, ты всё равно как женщина не состоялась полностью. Как-то так. Чисто моё мнение, никому не навязываю.
Что если новые технологии - это естественный процесс? Почему нет? Сердце, души... А кто знает как оно вообще есть на самом деле?
Раньше была против - но теперь склоняюсь к этому (не в смысле делать, а теоретически): даже суррогатное материнство - почему бы и нет? В конце концов суррогатная мать - не родня ребенку, она его просто вынашивает. И всё.
В любом случае не осуждаю тех, кто на это идёт, я им лично сочувствую.
Конечно, просили помолиться о нашем вопросе многих святых,все они пред Богом о нас молились, и Свт Николай, и Матрона Анемнясевская и Матрона Московская, и Ксения, и Давид Гареджийский, и Сергий, и Серафим.
Однако, воля Божия была такова, что после поездки на Корфу и ,естественно, молитвы пред мощами свт Спиридона (нетление которых мы видели воочию, нам их открывали, как и многим русским паломникам) у нас стали рождаться дети.