Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«Русская история строится памятью о победах»

Беседа с историком и публицистом Николаем Лисовым

Много это или мало – 70 лет помнить о Победе в Великой Отечественной войне? А как помнили о судьбоносных для России победах наши предки, как выражали эту память? И случайно ли все важные в русской истории сражения приходятся на значимые церковные праздники?

Об исторической памяти народа и памяти истории, святых воинах и танках на Красной площади, о том, почему на Западе не хотят знать о наших победах, мы беседуем с историком и публицистом Николаем Николаевичем Лисовым.

– Николай Николаевич, каково значение празднования Дня Победы?

– В том, что с момента Победы прошло 70 лет и мы ее помним, – нет ничего удивительного. Если мы вглядимся, как строилась русская история и как строилась русская память – основа национального сознания, мы придем к выводу, что у нас все построено на памяти. Все посвящено победам. Мы разве когда-нибудь забывали Чудское озеро или Куликовскую битву? Не забывали. Этого не могло быть! Более того – чтобы победы вспоминать регулярно, были свои народные институты. Очень важные и существенные.

– Вы имеете в виду институты царской России?

– Не только в царской, но и в древней России.

– Что это были за институты?

Покров был воинским праздником. И в память о победе построен храм Покрова на Нерли

– Все значимые победы отмечали храмами и церковными праздниками. Например, 1164 год. Святой князь Андрей Боголюбский одерживает победу над Волжской Булгарией. В честь этого появляется праздник, которого не было ни у греков, ни в католической Европе, – праздник Покрова Божией Матери. Это теперь праздник Покрова по-иному воспринимается, оброс приметами: вот говорят, на Покров снег выпадает и прочее. Но первоначально это был воинский праздник. И в честь этого был построен знаменитый храм Покрова на Нерли. Чтобы мы не забыли. Чтобы некоторые люди не вопили, как сейчас: а что это вы спустя 70 лет вспоминаете Победу? Чтобы люди 800 лет эту победу помнили и каждый раз вспоминали, установлен праздник на Руси – Покрова Божий Матери. Один из красивейших.

– Николай Николаевич, но вы согласитесь, что не каждый человек, приезжающий во Владимирскую область…

– … об этом вспоминает. Или знает. А вот это наш грех! И ваш грех. Мой грех как историка, а ваш – как публициста и журналиста. Люди должны знать, что это за праздник. Еще есть и вина духовенства. С точки зрения духовного воспитания. Придешь в церковь практически на любой праздник – общие благочестивые слова. Хорошо, но расскажите о сути праздника! С чем он связан, как он возник. Как русская армия победила и в честь этого учредила память. Это общий недостаток. Но не все, конечно, так плохо.

Об Андрее Боголюбском, его празднике и храме много и хорошо написал покойный Николай Николаевич Воронин. Он был специалистом, историком. Изучал период становления Владимиро-Суздальской Руси.

– То есть каждый праздник в дореволюционной России отзывался в архитектуре?

– Не каждый праздник. Но вот проходит несколько веков. 1552 год. Поход на Казань Ивана Грозного. И к какому дню он приурочивает штурм Казани? К 1 октября. К празднику Покрова Божией Матери. В память о том, что когда-то князь Андрей Боголюбский ходил в Волжскую Булгарию, которая когда-то находилась на месте Казанского ханства.

– Но ведь штурмов Казани было несколько…

– Главный пришелся на 1 октября. И это важно. Царь во сне услышал звон московских праздничных колоколов. И он сказал: все, ребята, вставайте; пора штурмовать. И взяли Казань. И что Иван Грозный дальше делает? Он возвращается в Москву и строит Покровский собор на Красной площади. Вот вам День Победы! День Победы, мимо которого никак не пройдешь. Будешь идти и уткнешься в такой великолепный храм. И как все символично. Великолепный центральный Покровский шатер – и много разнообразных глав вокруг Покрова. Россия собирает вокруг себя, под свой шатер большие и малые народы и национальности. Это символ. Все это связано и с военной историей. А с другой стороны Красной площади стоит Казанский собор. А что такое Казанский собор? Князь Дмитрий Пожарский с Кузьмой Мининым выгнали поляков 22 октября по старому стилю, по новому – 4 ноября. Сейчас это День народного единства. Исторически это праздник освобождения Москвы от польско-литовских интервентов. И это освобождение было приурочено к празднику Казанской иконы Божией Матери. Такая цепочка от князя Андрея Боголюбского до Ивана Грозного, которую продолжили и дальше. Перекличка через Красную площадь – от Ивана Грозного с его Покровским собором в честь взятия Казани. А Дмитрий Пожарский уже под знаком иконы Казанской изгоняет врагов из Москвы. Вот они стоят – Дни Победы! Это лучше, чем танк «Армата».

– А еще храм Христа Спасителя.

– Правильно! Конечно! А где похоронен Михаил Кутузов?

– В Казанском соборе в Питере.

– И икона Казанской Божией Матери была при нем в походе. А Бородинскую битву приурочили к празднованию Владимирской иконы Божией Матери – 26 августа. А Владимирская икона в честь чего?

– Тамерлан ушел.

– Ушел. А храм Христа Спасителя… Открываем Минею и читаем: «Служба Рождества Христова. Воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и вместе с ними 20 народов». То есть каждый раз, когда мы в храме совершаем праздник Рождества Христова, мы одновременно молитвенно вспоминаем, как разгромили Наполеона и изгнали всех их из России. Победа, изгнание врага из России вновь увековечены в храме, празднике и молитве.

– Вторая мировая война. Сколько здесь таких, если можно так выразиться, совпадений в датах?

– А наступление под Москвой? 6 декабря (23 ноября ст. ст.) – день памяти святого Александра Невского. Александр Невский поскакал. Были даже плакаты такие: скачут впереди Александр Невский и Дмитрий Донской, ведут наши войска. Неслучайно месяцем раньше, 7 ноября, Сталин, стоя на мавзолее, призывал этих канонизированных и не канонизированных святых полководцев осенить своей доблестью и славой идущих на фронт защитников Москвы. Дни битв и побед могут сознательно подтягиваться к определенным именам, даже если об этом не сказано в военных приказах. Мы к ним взываем и побеждаем. Когда впереди наших танков скачет Александр Невский, тогда мы побеждаем.

– Тогда, если продолжить эту цепь рассуждений, сейчас не хватает храма в честь Победы в 1945 году.

Не хватает храма в честь Победы. Если будет храм, это усилит общенародное значение Победы

– В известном смысле да. Церковь объявила, что 9 мая – это день поминовения всех павших за Родину. Это очень хорошо. Но если будет храм – это усилит общенародное значение Победы. Лужков молодец, что восстановил храм Христа Спасителя. Поэтому, когда нам говорят, что, мол, 70 лет прошло, а вы все парадами ходите, мы отвечаем: поэтому и ходим, что совершаем великий крестный ход в память войны. Мы сами, по учению святых отцов, – мы и есть «живые камни» Христова храма. Чеканный шаг воинских порядков – своеобразный престольный праздник пред священным Кремлем – алтарем Отечества.

– Акция «Бессмертный полк» имеет колоссальный успех. Даже если бы и был подобный храм.

– Это потрясающая акция. Память победы – это для нас память традиционная. Она у нас в крови. Начиная с Владимира Красного Солнышка до святого Александра Невского. Александр Невский начал свою битву в день памяти святого князя Владимира. Некоторые историки считают, что он и установил празднование, потому что мы не знаем, когда был канонизирован сам Владимир. Но к его памяти Невскую битву приурочил 20-летний Александр. Он спешил на битву. Помните, ему сказали: «Вот сейчас должна подойти суздальская дружина. Подождите. Вы значительно усилите войско». Александр Невский говорит: «Некогда!» И скачет, скачет. Ему важно успеть к 15 июля. Другое сражение: Дмитрий Донской не слышит призывов не торопиться, спешит за Дон – и успевает к празднику Рождества Богородицы. А потом – Рождественский монастырь в Москве. Первые насельницы – вдовы тех, кто погиб в Куликовском сражении.

– Николай Николаевич, известно, что День Победы в первые годы после войны так широко не отмечали. Вы помните, как набирал силу этот праздник?

– Мне было 20 лет, когда в 1965 году стали снова широко праздновать 9 мая. Мы думали, что снова появится Г. Жуков. Но на это Брежнев не решился. А ему предлагали.

– Почему не решился?

– Боялся. Они же все завидовали Жукову. Для народа он был слишком сильной фигурой. Собственно поэтому Хрущев и убрал Георгия Константиновича. Тот ему помогал Берию ликвидировать, громить антипартийную группу, а он «в благодарность» его тотчас и убрал. Зависть и конкуренция. Но важно другое: возвращение Дня Победы в 1965 году отвечало растущей в народе потребности возрождения патриотического сознания. Например, в следующем, 1966 году было создано Общество охраны памятников истории и культуры. Когда мы его создавали, нас называли фашистами и националистами. Говорили: зачем вам это? Ведь когда-то у нас сразу после революции отменили историю среди прочего. В университете ее не было. Недавно праздновали 80 лет истфака МГУ. В 1934 году ввели историю в школе. За семь лет до Великой Отечественной – у нас в школах историю не преподавали. Слишком сильным был гнет ленинско-марксистской элиты, которая считала, что слова «русский» вообще не должно быть. Не должно быть слова «Россия». Только интернационализм, только мировая революция. И лишь постепенно Россия приходила в себя. 1941–1945 годы – тут мы вдруг опять опомнились, что мы русские, что мы Россия. Что мы имеем свою великую историю и что мы не можем без нашей истории. А когда Сталин в 1943 году, в ночь на 4 сентября, встретился с тремя митрополитами, тогда стали понимать, что Россия и без Церкви не может. И когда в 1945 году мы одержим Победу, в том победном году поэт-фронтовик Алексей Недогонов скажет от имени всего фронтового поколения:

Я к храму шел боями славы
Сквозь Сталинград, сквозь огнь и дым,
И я оружьем добыл право
Пасть на колени перед ним.

Вот итог. Это была Победа. Не только над Гитлером и Германией, но и над внутренними врагами. Над пятой колонной, которая не разрешала русскому человеку молиться в русском храме. Постепенно народное сознание росло. Национальное созревание элиты привело к тому, что мы еще при коммунистической власти отпраздновали 1000-летие Крещения Руси.

– Но это было практически на излете советской власти.

– К этому все равно шли. В 1991 году День Победы вообще стал символом русского сопротивления разрушению традиций России. Искоренению из памяти великой эпохи, которая длилась 70 лет. 9 мая – это сегодня последний советский праздник.

– Который продолжает традиции всех других.

– В том-то и дело! Он впитал в себя все остальные.

– Некоторые полагают, что танки на Красной площади, самолеты над Красной площадью – это язык силы. И это чуть ли не радикальный жест, такое бряцание оружием. Николай Николаевич, каково ваше мнение?

Парад – не бряцание оружием. День Победы – это праздник защищенности России

– Это не бряцание оружием. Это и есть праздник защищенности России. Вернемся в прежние века. Посмотрите на икону святого Георгия Победоносца. Вы ведь помните, что он был великомученик?

– Помню.

– Подвигов военных не совершал. Разве кроме того, что змея одного прикончил. А, тем не менее, посмотрите, как его изображают. В латах, с мечом, с копьем. Хотя он мученик. Смотрим на другого святого – Димитрия Солунского, тоже великомученика. Какой он красивый! А наши первые святые – Борис и Глеб? Их убили просто.

– Один из убийц – повар обычный.

– В том-то и дело. Убил кухонным ножом – зарезал, как сказано в житии. А посмотрите, как их изображают: на конях, в броне, с копьями. Потому что они защитники. И наши казаки на Амуре в 1678 году их видели. Было видение. На конях, в броне, объезжающих русскую границу. Они хранители и защитники. Поэтому мы празднуем нашу русскую защищенность.

Или вот вопрос: почему атомную бомбу должны были делать в Сарове?

– Вы думаете, что здесь тоже связь?

– Это благословение. Я не хочу сказать, что Сталин и Берия по святцам место выбирали. Нет. Но таинственное благословение в этом есть. Что такое атомная бомба? Это Покров Божией Матери над Россией сегодня. Наши мощные бомбардировщики и истребители – это и есть Покров Божией Матери над Россией.

– Ваши оппоненты могут на вас очень сильно разозлиться за эти слова.

– И пусть.

– Что значит эта Победа для всех, даже для людей нерелигиозных?

– Война коснулась каждой семьи. У всех есть отцы, деды, бабушки, которые прошли через войну. Поэтому такой огромный успех акции «Бессмертный полк». К сожалению, людям сегодня не хватает исторического мышления. Готовы ругать все советское. Такие штампы, как «половина страны сидела, другая половина их охраняла», прочно утвердились. У кого-то дядя сидел, у другого тетка… День Победы объединяет всех.

– Многие европейцы убеждены, что войну выиграли американцы. Как так вышло?

– Мы об этом уже говорили с вами в начале беседы. Тут наши промахи, но еще в большей степени это наша вина. А они, «труженики» русофобии и всяческой вражеской пропаганды, работают хорошо. Поэтому на Западе и не знают, что вся тяжесть этой страшной войны выпала нашей стране.

– Если Россия станет меньше производить современных танков и больше писать стихов, делать научных открытий, будет вновь, как в XIX веке, влиять на мировую литературу, нас станут больше любить?

– Нет.

– Почему?

– Нас и в XIX веке не любили. Мы писали романы и пели романсы – а Крымская война случилась. А наша освободительная война на Балканах? Что потом сделали на Берлинском конгрессе? В результате блестящей победы, освобождения Балкан от турецкого ига – нам почти ничего не удалось реализовать. А Англия оккупировала Кипр.

– В чем причина такого отношения?

– Мы – империя. Все шавки, что вокруг империи, никогда не любят ее. Она никому не досаждает, но она большая. Ее боятся. Вся Европа – как один Красноярский край. Это сразу вызывает отторжение. Я говорю это как историк. Как только они стали знакомиться с Россией, они стали ее бояться.

– Но и мы берем многое из Европы. Вот у вас, смотрю, томик Вордсворта стоит.

– Конечно. Говорить нечего. Берем. Вспомните знаменитые слова Ф. Достоевского: «Да народы Европы еще и не знают, как мы их любим».

– Это тоже черта империи?

– Да, это тоже черта империи.

С Николаем Лисовым
беседовал Никита Филатов

9 мая 2016 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 633 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Георгий15 мая 2016, 15:29
В отношении замечания, что святой великомученик Георгий "Подвигов военных не совершал. Разве кроме того, что змея одного прикончил" - стоит помнить, что поражение змия Георгий совершил уже ПОСЛЕ своей мученической кончины. http://www.pravoslavie.ru/33085.html http://www.pravoslavie.ru/61361.html
Julia12 мая 2016, 13:03
Всё правильно. Грех не помнить побед и страданий наших предков, что бы мы и наши дети жили на нашей земле свободными людьми.
Но , однако, одну вешь хотелось бы поправить.
Разговор о нашей победе над Фашистской Германией (и почти всей Европой в помошкихах у фашистов), так почему же говоря о воине нашего народа, задающий воспросы спрашивает о "Второй Мировой", вместо "Великой Отечественной".
Это тоже пререформатирование ??? На Окраине уже упоминают только Вторую Мировую.
А раз говорим о Родовой памяти и почетании наший предков, то и называите всё своими именами ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА !!!
Наталия 9 мая 2016, 20:02
Очень уважаю г-на Лисова. Настоящая история России - это история, в которой действует Бог, и историки, и те, кто учит историю, должны это понимать. Историки на данном сайте это понимают, и мыслят не только исторически, но и религиозно, поэтому так интересно читать и это интервью и др., В текстах Леги, Кузенкова, Лисова и др. нет ужасных штампов либерального мировоззрения, нет обличения и оценок, есть анализ и рассуждение, сравнение....Спаси Господь! С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ, Народ!
Евгения 9 мая 2016, 19:58
Мурашки по коже от информации (новой для меня) о том, что сразу после революции отменили преподавание истории в школах... Чем больше вот так, по крупицам, узнаю деталей, всяких разных нововведений большевиков, тем больше чувствую, что это великое чудо - что Россия вообще сейчас существует. Слава Богу!
тамара 9 мая 2016, 15:33
Христос Воскресе!!!! Слава Богу за всё,что мы снова с Богом,помним свою историю,своих Святых в древности и теперь ветеранов. а Николаю Лисову и Никите ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ТАКУЮ СТАТЬЮ.!!!!!
юля 9 мая 2016, 14:41
Откровенно. Спасибо
Илья 9 мая 2016, 12:05
С Днем Победы! Было бы очень полезно, если бы редакция сайта, а также авторы-историки, подняли такой труд и предложили читателям список литературы и авторов,нетенденциозно раскрывающих тему Великой Отечественной Войны и, в целом, Историю России. Чтобы нам, обывателям, знать из каких источников черпать незамутненную воду истории своей страны.
АлександрГ. 9 мая 2016, 11:32
Честное, очень сильное интервью. С Праздником Победы всех!!!
Елена 9 мая 2016, 09:37
С Праздником, Днем Великой Победы! Как хорошо сказано о Параде, своеобразном Крестном ходе. И слова о храмах - памятниках победным дням нашей истории;известные факты, но так цепочкой выстроено - победы Владимира-Александра Невского, Андрея Боголюбского-Ивана Грозного-Минина и Пожарского...Спасибо! И акт подписания о капитуляции дьявола - "древнего змия" рядом с днем Георгия Победоносца, тоже весьма символично.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×