«Протесты верующих направляют заинтересованные лица»

Представитель ОВЦС Иеромонах Стефан (Игумнов) о Всеправославном соборе, встрече с католиками и зилотах внутри Русской Православной Церкви

Иеромонах Стефан (Игумнов) — секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата — рассказал «Русской Планете», почему часть верующих выступает против Всеправославного собора, изменил ли канонам патриарх Кирилл, когда встретился с папой римским, и для чего в Москву едет евангелик Билли Грэм.

    

— Мы знаем, что среди паствы Русской Православной Церкви возникло настоящее протестное движение, участники которого выступили против встречи Патриарха и Папы. Насколько целесообразной она была?

— Я не согласен с вашей оценкой масштабов этого так называемого протестного движения. По многим наблюдениям, соответствующие выступления имеют маргинальный характер и весьма ограниченный круг инициаторов. Об этом можно судить, например, по тому, что почти все письма, которые поступают сегодня в церковные инстанции и распространяются главным образом в интернете, написаны «под копирку». Нет сомнений, что эти шаблоны составлены узкой группой, я бы сказал, заинтересованных лиц, которые распространяют их среди верующих, надеясь агрессивной популистской риторикой, провокационным пафосом негатива и осуждения сбить с толку людей, не сведущих в тонкостях богословской терминологии и ее использования в межконфессиональном контексте.

Напротив, значительное число верующих, в частности постоянные прихожане московских храмов и монастырей, с которыми я общаюсь по долгу своего пастырского служения, с воодушевлением отнеслись к встрече в Гаване, правильно оценивая ее историческое значение. Многие люди выражают благодарность Святейшему Патриарху за то, что им был сделан ответственный и важный шаг, направленный в первую очередь на поддержку христиан Сирии, которым искренне сочувствует большинство наших соотечественников.

Аргументы против встречи Патриарха и Папы совершенно несостоятельны. Если подытожить, они сводятся к одному тезису: православным христианам вообще не нужно ни с кем общаться и выходить за пределы церковного пространства, развивать какое бы то ни было сотрудничество с внешним миром. Этот тезис не просто абсурден — он деструктивен и нисколько не соответствует духу Евангелия. Православные христиане как никто другой обязаны ощущать ответственность за судьбу творения Божия, прилагать все зависящие от них усилия к тому, чтобы изменять наш мир к лучшему, особенно если он все больше и больше погружается в греховную пропасть. И уж тем более мы не вправе закрывать глаза на бедствия, которые происходят с нашими братьями и сестрами, пусть даже в далеких от нас регионах планеты, отворачиваться и говорить, что нас это не касается. Ясно, что при любых контактах с внешним миром нам приходится вступать в общение с представителями иных христианских конфессий и других религий, а зачастую и с людьми неверующими. Но разве в результате такого общения мы рискуем потерять нашу православную веру? Разве не запечатлена она в наших сердцах искренним обращением ко Христу, не утверждена на столпах святоотеческого предания и не подкрепляется регулярным приобщением истинных таинств церковных? Неужели мы опасаемся, что католик или протестант сможет поколебать наши убеждения? В те времена, когда церковное учение только отливалось в незыблемые формулировки и действительно существовала опасность «смешения вер», святые отцы категорически предостерегали от всякого общения с еретиками и раскольниками. Сегодня же не составляет никакого труда уяснить, где православное учение, а где какое-либо иное.

— В апреле Отдел внешних церковных связей выпустил два официальных разъяснения о встрече в Гаване и о подготовке ко Всеправославному Собору. Не значит ли, что появлением этих документов, сразу двух, ОВЦС признает — протестное движение у паствы распространилось много шире, чем его старались представить?

— Пастыри Церкви обязаны нести попечение даже о малой части стада Христова, в том числе и о тех, кто склонен легко воспринимать слухи за истину, поддаваться пафосу сенсационных разоблачений, искушению осудить, обвинить в каких-то ужасных злодеяниях даже своих духовных отцов и братьев, не осознавая, что тем самым вносится раздор в церковную среду, совершается серьезный грех. Ведь в таком случае человек попадает в очень опасное духовное состояние, связанное с риском отпасть от церковного общения, без которого правильная духовная жизнь невозможна. Посмотрите на тексты упомянутых протестных писем. Какая в них безапелляционная, резкая риторика, зачастую граничащая с откровенной грубостью. Опубликованные разъяснения направлены на то, чтобы люди, искренне радеющие о благе Церкви, «ревновали разумно» и могли противостоять греховному искушению. Нельзя допускать, чтобы создавался только негативный фон из псевдоаргументов и людям неоткуда было почерпнуть компетентную информацию. Именно поэтому Священный Синод, одобривший на своем недавнем заседании результаты гаванской встречи, призвал архипастырей и пастырей активней разъяснять верующим ее смысл и значение. То же самое касается и процесса подготовки Всеправославного Собора. Что касается Отдела внешних церковных связей, то на нем лежит прямая и основная обязанность вести такую работу.

— Уже в начале февраля протестные настроения были очевидны — даже храм Христа Спасителя во время Архиерейского собора блокировали протестующие, которые раздавали листовки с осуждением «экуменических» действий Патриарха. Почему ОВЦС понадобилось так много времени, чтобы его официальные разъяснения увидели свет?

— Потому что только на данном этапе под упомянутую протестную риторику стало подводиться развернутое псевдобогословское и псевдоканоническое обоснование, что способно еще более запутать читающих всю эту демагогию верующих. Для того чтобы люди могли разобраться, и были подготовлены разъяснения. Они будут по мере необходимости даваться и далее.

— Подозрения относительно той же гаванской встречи были во многом спровоцированы ее конспиративностью. Из Патриархии до последнего времени поступали самые противоречивые сведения: то люди из окружения Патриарха отрицали возможность встречи с римским понтификом, то неожиданно объявляли, что все уже готово и встреча произойдет в самые ближайшие дни.

— Это нормальный рабочий режим подготовки такого рода встреч. Архиерейский собор, который состоялся в феврале, постановил, что текущий год должен стать временем особых усилий, направленных на поддержку христиан, страдающих в разных регионах мира. Одним из шагов по реализации данного решения и стала гаванская встреча. Конечно, процесс ее подготовки был инициирован несколько ранее, как и многие другие усилия, последовательно предпринимаемые нашей Церковью в деле защиты гонимых христиан.

Для тех, кто не вполне знаком с Уставом Русской Церкви, поясню, почему Патриарх имел полное право провести эту встречу и готовить ее в рабочем режиме. Согласно Уставу высшим органом управления нашей Церкви является Архиерейский собор, который должен заседать не реже, чем раз в четыре года — сейчас это происходит раз в два года. В межсоборный период полномочия церковного управления относятся к Священному Синоду, который собирается несколько раз в год. Должность Патриарха существует в том числе для того, чтобы координировать работу двух упомянутых органов, а также управлять Церковью и принимать ключевые решения по текущим проблемам в межсоборный и межсинодальный период. Тем более вопросы, касающиеся проведения встреч Святейшего Патриарха с кем бы то ни было, относятся целиком и полностью к его компетенции. Он встречался многократно и с главами восточных церквей, которые не являются православными: с коптским патриархом, с сиро-яковитским, с ассирийским, с армянским, с протестантскими лидерами, с представителями иных религий и светского общества разных стран. В этом же ряду стоит и его встреча с Папой римским, на которой обсуждалась злободневная проблематика.

А вот если бы гаванская встреча была посвящена богословским вопросам, нацелена на принятие решений, которые могли бы коренным образом изменить жизнь нашей Церкви, вот тогда процесс ее подготовки был бы совершенно иным, вероятно, в чем-то сравнимым с тем, как идет обсуждение документов общецерковной важности в рамках деятельности Межсоборного присутствия, которое, кстати, было учреждено по инициативе нашего нынешнего предстоятеля.

— Совместный проект с евангелической ассоциацией Билли Грэма осенью этого года — это тоже продолжение курса поддержки христиан, принятого Архиерейским собором?

— Усилия Русской Православной Церкви по оказанию поддержки страдающим нашим братьям носят системный характер. Данный вопрос так или иначе затрагивается в ходе большинства официальных встреч и мероприятий, тем более имеющих соответствующую тематическую направленность. Решения Архиерейского собора, как высшей инстанции, безусловно, определяют вектор этих усилий.

— В условиях, когда приходится выпускать официальные разъяснения, в ОВЦС не опасаются, что встреча с американским телепроповедником Билли Грэмом может привести к обострению протестных настроений у паствы?

— Билли Грэм сегодня практически не занимается публичной деятельностью. Основанной им евангелической ассоциацией руководит его сын Франклин, который активно выступает в поддержку традиционных нравственных ценностей. В частности, на фоне предвыборной кампании идущей в США, он взял на себя труд объехать все штаты с выступлениями, основной тезис которых заключается в том, что Америка сегодня отходит от основ традиционной нравственности и нужно сделать все для того, чтобы сохранить эти основы. Он даже считает возможным прямо призывать голосовать за тех политиков, которые обещают поддерживать традиционные общественные институты, такие, как институт семьи, а не стимулировать развитие американского общества в крайне либеральном ключе. Как пример страны, ценящей свои духовные корни, он часто приводит Россию, ищет в лице Русской Православной Церкви союзника в данном вопросе и находит с нашей стороны соответствующую поддержку.

— Тем не менее некоторая часть паствы уже при одном слове «евангелическая ассоциация» будет представлять себе откровенных сектантов и негативно воспримет эту встречу.

— Вот мы сейчас с вами и даем разъяснения. И если у кого-то остаются вопросы, нужно их задавать, а также знакомиться ближе с упомянутой стороной деятельности ассоциации Билли Грэма и помнить, что при развитии любых контактов с внешним миром Русская Православная Церковь исходит из тех положений, которые базируются на двухтысячелетнем церковном предании и зафиксированы в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». С ним я также рекомендовал бы всем ознакомиться.

Сирия, Дамаск. Секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) и священник Сиро-Яковитской церкви Барсом Кандо (слева направо). Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС Сирия, Дамаск. Секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) и священник Сиро-Яковитской церкви Барсом Кандо (слева направо). Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
    

— Почему наш Архиерейский собор без дискуссий принял документы Всеправославного Собора? В то время как в остальном православном мире есть разномыслие по этим вопросам. И пример той же Грузинской Церкви, которая отринула один из документов, назвав его «неприемлемым» и «экуменическим», говорит, что не все так однозначно в формулировках этих документов.

— Нужно понимать, что подготовка соборных документов — это процесс, в результате которого принимаются формулировки, учитывающие мнение всех Поместных Православных Церквей, и в этом проявляется соборность церковной жизни. Они компромиссны и потому не всегда идеальны. Каждая из Поместных Церквей самобытна, имеет в чем-то уникальный опыт пастырской практики, свой угол зрения на те процессы, которые происходят в мире. Подчеркну, что речь идет не о догматических вопросах, которые составляют саму суть нашей принадлежности к православию и на Соборе рассматриваться не будут. Ведь по данным позициям нет и не может быть расхождений, а значит, отсутствует и необходимость их обсуждать. Однако есть темы, требующие общецерковного согласования. Доводить до совершенства тексты соборных документов можно бесконечно. Дискуссии, которые сегодня идут в церковной среде, показали, что некоторые из их положений явно требуют доработки. Прекрасно, что такие дискуссии имеют место. Вместе с тем принципиальные положения каждого из соборных документов получили одобрение со стороны Архиерейского собора, поскольку не противоречат традициям и практике нашей Церкви.

— Если продолжить говорить о прецеденте Грузинской Церкви, то ее Священный синод отверг ряд документов грядущего собора тоже по принципиальным соображениям. Откуда такая разная оценка одного и того же документа двумя Православными Церквями?

—Мне сложно судить, чем руководствовался Синод Грузинской Церкви. Скажу одно: такая позиция допустима, она отражает мнение этой Церкви на данный момент и, полагаю, будет обсуждена на грядущем Соборе.

Иеромонах Стефан (Игумнов)
Беседовал Михаил Боков

Источник: Русская планета

5 мая 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр Козловский20 октября 2016, 14:37
"Однако есть темы, требующие общецерковного согласования".
"Вместе с тем принципиальные положения каждого из соборных документов получили одобрение со стороны Архиерейского собора, поскольку не противоречат традициям и практике нашей Церкви".

Что есть общецерковное согласование?

Для того, чтобы считать некий Вселенский Собор по сути православным для этого необходимо, чтобы его решения были бы приняты не только иерархами (!), но и всей православной полнотой.
Вселенская патриархия установила это, говоря: «потому что хранитель благочестия (веры) у нас является самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его» (Окружное послание единой, святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 г.)
В то время как решения святых и Великих Соборов или же Вселенских Соборов, которые касались вопросов веры, согласно Православной Экклезиологии и Православному Каноническому Праву должны проходить суд и утверждаться или отвергаться, как со стороны епархиальных епископов, так и со стороны клира, монашествующих и православного народа.
Регламент же т.н. «Святого и Великого Собора 2016» вопреки православной экклезиологии ставит в качестве обязательности решения Собора и навязывает их всем членам Православной Церкви. Действительно, он заранее извещает, что он будет наказывать все категории Христианской Полноты, если они не будут принимать его решения.
Таким образом, он полностью ликвидирует соборность Православной Церкви
Григорий Арутюнов 5 мая 2016, 13:39
Господь наделил нас душой.И когда душа слышит Правду и Истину,то она возгорается любовью к этой Правде и Истине и живые слова как живительная влага насыщают и утоляют душу.ДУШУ не обманешь.Она чувствует подвох.Поэтому извините,но слова иеромонаха Стефана (Игумнова) не дали мне ощутить радость и спокойствие.Святые отцы дали нам наказ держаться от латинян дальше,значит надо выполнять этот наказ.Только после покаяния латинят и всех других сектантов и после обращения их в Православие может быть общение и братство.А сейчас все они нам брати только по плоти,так как мы от Адама и Евы все,но по Духу Христа они нам язычники и отступники.Правда одна!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×