«Приобщи нас»

О Евхаристическом гимне III века

Фрески. Причащение апостолов. Фото: kanon-tradition.ru Фрески. Причащение апостолов. Фото: kanon-tradition.ru

Сегодня, в Великий Четверг, в день установление Таинства Евхаристии, мы предлагаем благосклонному читателю перевод евхаристического гимна ΙΙΙ в. Он сохранился в сборнике монаха Нила Криптоферратского, но по своему содержанию относится к доникейской эпохе. Вероятно, он пелся перед самым приобщением Святых Христовых Таин, на что может намекать рефрен: «Приобщи нас».

Чем он значим для нас?

Во-первых, пониманием Евхаристии как Жертвы и жертвы крестной:

Тело Твое Святое,
Ради нас распятое,
Мы вкусили.

Кровь Твою драгоценную,
За нас излиянную,
Мы испили.

В этом гимне дается понимание смысла Христовых страстей. Христос пьет желчь, чтобы избавить нас от желчи диавола:

Вместо же желчи,
Что Ты испил за нас,
Да от нас отнимется
Желчь диавола.

Однако, Евхаристия состоит в переживании не только Распятия, но и Погребения, и Воскресения, и грядущего Страшного Суда:

Вместо же гроба
Нового и гробницы
Обновление
Души восприимем
И тела.

Ибо Ты воскрес
И нас оживил.
Ожив, будем жить
И на Суде праведном
Пред Тобой восстанем.

Здесь трудно не вспомнить слова из анафоры святителя Иоанна Златоуста: «Вспоминая сию спасительную заповедь и все, что для нас было, — Крест, Гроб, тридневное Воскресение, Вознесение,.. Второе и Страшное снова Пришествие...»

Ярко выражена вера в тождество Тела Христова, распятого на Голгофе, и Евхаристии, чуждая какого-либо аллегоризма и символизма.

В догматическом плане здесь важна ярко выраженная вера в тождество Тела Христова, распятого на Голгофе, и Евхаристии, чуждая какого-либо аллегоризма и символизма.

Сам акцент на страданиях в контексте Евхаристии неслучаен: христиане доникейской эпохи были ежедневно готовы к страданиям и мученической смерти. Из целого ряда памятников, в частности, молитвы святителя Поликарпа Смирнского[1], мы видим неразрывную связь Евхаристии и мученичества. И в то же время мы видим в этом гимне удивительную веру, надежду и просветленную радость, устремленность к Воскресению и Второму Пришествию.

Перевод сделан диаконом Владимиром Василиком с древнегреческого языка по изданию: Τρεμπέλας Π.Ν. Ἐκλογή Ἑλληνικῆς Ὀρθοδόξου Ὑμνογραφίας. Αθῆναι, 2007. Σ. 138.

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ГИМН

Тело Твое Святое,
Ради нас распятое,
Мы вкусили.

Кровь Твою драгоценную,
За нас излиянную,
Мы испили.

Буди же нам
Тело в спасенье
И Кровь в оставленье
Наших грехов.

Вместо же желчи,
Что Ты испил за нас,
Да от нас отнимется
Желчь диавола.

Вместо же уксуса,
Что Ты за нас испил,
Да укрепится
Немощь наша.

Вместо же плюновения,
Что Ты приял за нас,
Да восприимем росу,
Полную Твоей благости.

Ибо тростию, что Тебя
Били ради нас,
Победу мы восприяли
Совершенную.

И вместо терновного
Венца этого
Венец нам даруй
Неувядаемый

Вместо же плащаницы,
Которой Ты обвился,
Нас в непобедимую
Твою облеки силу.

Вместо же гроба
Нового и гробницы
Обновление
Души восприимем
И тела.

Ибо Ты воскрес
И нас оживил.
Ожив, будем жить
И на Суде праведном
Пред Тобою восстанем.

Иисус, удостоивший
Нас благодаренья,
Тела Святого
И Крови Честной
Приобщи нас.

Се мы дерзаем
Все приступити
К Твоему благодаренью
И Твое призывати
Всесвятое Имя.
Приобщи же нас.

Перевел с древнегреческого
диакон Владимир Василик

28 апреля 2016 г.

[1] См. Василик Владимир, диакон. Мученичество и молитва http://www.pravoslavie.ru/49711.html
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Достойно причаститься Достойно причаститься
Свящ. Валерий Духанин
Достойно причаститься Достойно причаститься
Священник Валерий Духанин
Кто достоин и кто недостоин Причастия? Можно ли думать о своих добродетелях, приступая к Чаше? Как быть, если все время осознаешь себя недостойным и потому откладываешь Причастие?
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Прот. Валериан Кречетов
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия.
Происхождение Последования ко Святому Причащению Происхождение Последования ко Святому Причащению
Свящ. Михаил Желтов
Происхождение Последования ко Святому Причащению Происхождение Последования ко Святому Причащению
Священник Михаил Желтов
Настоящий очерк открывает серию статей о происхождении и содержании Последования ко Святому Причащению.
Комментарии
Сергей28 апреля 2016, 14:31
Как хочется домыслить, что эта песнь пелась, возможно в пещерных катакомбах при тусклых масляных светильниках. И совсем не было уверенности, что это не последнее причащение в жизни. За исповедание Христа была смерть. Но сначала мучения... Кстати, если в наше "благополучное" время, своей жизнью исповедовать Христа ( как христиане тех веков ), то разновидность мучений - тоже гарантированна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×