После знакомства и двухлетней переписки с бенедиктинским монахом и иконописцем из Падуи, священником Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), присылавшем вместе с краткими посланиями фото- и информационные материалы о гробнице и мощах св. Луки, находящихся в его родном аббатстве Св. Иустины, автор этих строк отправился (в 2015 г.) вместе с ним в Падую.
Аббат Джулио Паньони (P. Abate Don Giulio Pagnoni), осведомленный заранее о приезде гостя, благословил пребывание в течение нескольких дней в монастыре и позже любезно предоставлял необходимые материалы об истории изучения специальной группой ученых мощей (мощи без главы) св. Луки, хранящихся в каменном саркофаге базилики Св. Иустины.
Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, является апостолом из 70-ти, автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.
Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II (317–361) раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов. О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках на русском языке сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе Ватикана подобная информация отсутствует.
Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV – XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI – XII вв. были обнаружены многие мощи раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков – эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное.
Ныне древний дубовый саркофаг, где находились костные останки, спрятан в специальном кованом длинном реликварии, выставленном в базилике.
Уникальная находка побудила аббата Доменико и падуанского епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165–1213 гг., обратиться к Папе Александру III (1105–1181) с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат св. Луке (4). Падуанские монахи изучили многие рукописи, повествующие о двух основных версиях перенесения мощей св. Луки из Константинополя. Согласно одной из них, оно состоялось в период правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник (331 или 332–363). По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII в.
Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи – Альбертино Муссато (1261–1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.
Часовня Святого Луки украшена фресковыми изображениями художника Джованни Сторлато, рассказывающими о житии св. Луки, перенесении его мощей и обнаружении их в Падуе. На центральной стене часовни высоко висит копия иконы «Пресвятой Богородицы Константинопольской» (XV в.), ошибочно приписываемой в некоторых публикациях на русском языке св. Луке. Бронзовую раму, которую с обеих сторон держат два больших парящих ангела, изготовил в 1960 г. падуанский скульптор Амлето Сартори (1915–1962). Он же является и автором восьми бронзовых светильников, освещающих часовню (1, с. 60 ).
В время особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест, с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке.
В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453–1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.
Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316–1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже – императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град – резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется.
Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне – провинция Беотия), почитаемую верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой.
Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.
На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell'Abbazia di S. Giustina), открытой вскоре после окончания Второй мировой войны.
В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов – хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.
Аббат Джулио Паньони подарил автору этих строк копию фотографии останков св. Луки, сделанную после вскрытия гробницы.
18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований (2 и 3). Они сводились к следующему:
- Скелет цельный. Он принадлежит человеку ростом 163 см, умершему возрасте между 70-ю и 85-ю годами. Глава (череп), привезенная из Праги, анатомически совпадает с первичным мозговым позвонком и всем скелетом, что доказывает принадлежность двух частей одному и тому же человеку.
- Палеонтологические исследования установили остеопороз, артроз тяжелой формы, эмфизему легких по причине искривления ребер.
- Хорошая сохранность костей свидетельствует о неоднократной их консервации на протяжении столетий.
В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение.
Таким образом, давний спор между Падуей и Венецией, также объявлявшей себя хранительницей мощей св. Луки, завершился в пользу первой. С одной стороны, итоговые документы конгресса подтвердили принадлежность мощей св. Луке, а с другой, они предоставили церковным историкам дополнительный материал для последующего изучения. Теперь итальянским ученым предстоит выяснить причины и обстоятельства перенесения святых мощей из Константинополя в Италию и именно в Падую, где они уже несколько веков хранятся как великое достояние всего христианского мира. До настоящего времени история перенесения мощей св. Луки в Падую является загадкой для многих церковных исследователей .
Однако вернемся в базилику Св. Иустины. С правой ее стороны, напротив часовни Святого Луки, находится часовня Святого апостола Матфея, где на небольшом возвышении находится мемориальный мраморный саркофаг (1562) работы Джованни Франческо де Сурдиса. В закрытом саркофаге находится «реликвия» апостола (1, с.19), однако один из монахов в беседе с автором этих строк отрицал наличие в нем каких-либо мощей. Падуанским монахам известно предание, что мощи святого евангелиста и апостола Матфея в X-м веке оказались в Лукании и были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео.
Во внутреннем дворе базилики Св. Иустины находится небольшая иконописная мастерская монаха Джузеппе Пегораро (Laboratorio Iconografico Monastico di Padre don DON Giuseppe Pegaroro), уроженца Падуи.
В своем родном городе священник Джузеппе овладел и искусством иконописи и этот талант он решил обратить на служение Богу. Он верит древнему преданию, что св. Лука является зачинателем священной иконописи и что на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой апостол изобразил образ Божией Матери с Богомладенцем на руках. Монах-иконописец Джузеппе любит писать православные иконы и вслед за другими коллегами по мастерству называет иконы «окнами, отверстыми в Небесное Царство». По смысловому содержанию и исполнению он считает иконы неизмеримо выше живописных картин, ибо первые духоносны и вызывают в душе верующего высокие и светлые чувства.
В иконописной мастерской много книг и альбомов о церковной живописи, а также написанных икон. Одна из последних работ Джузеппе Пегораро – небольшая икона с изображением св. Анатолия (Жураковского; 1897–1937), причисленного в 1981 г. к лику новомучеников Русской Зарубежной Церковью. Иконописец заявил, что его глубоко впечатлили переведенный на итальянский язык некоторые материалы к житию этого страдальца за веру, похороненного после расстрела в общей безвестной могиле на территории Карелии. Джузеппе Пегораро вместе с другими братьями по вере показал и все другие христианские святыни, хранящиеся в ризнице базилики Св. Иустины, справедливо заметив при этом, что все паломники, поклоняющиеся общеизвестным святыням на его родине, должны обязательно изучать итальянский язык.
(Окончание следует)
Уважаемый Михаил! Подтверждением принадлежности мощей святому апостолу и евангелисту Луке занимались в Падуе десятки уважаемых международных экспертов, которые провели в городе несколько научных сессий. Свои выводы они изложили перед участниками Международного конгресса, посвященного святому евангелисту Луке, где присутствовали видные католические, протестантские теологи, а также православные богословы. Никто из последних не выступал с опровержением результатов исследования. Согласитесь, задача корресподента более скромная, нежели функции известных ученых-экспертов, историков и богословов. Автор ставил своей целью -- рассказать читателю о прошедшем событии, а также о той христианской святыне Падуи, какая является уникальным достоянием города. Умозрительные заключения и всякие эмоции автора относительно «истинных» или «фальсифицированных» мощей св. Луки вряд ли интересны читателю.
Конечно, желательно было бы подвергнуть изотопному и генетическому анализу костные фрагменты в Падуе с целью выявления возраста и наиболее вероятной географической принадлежности человеческих останков. Этим занимается, например, международная группа специалистов из Западной Европы в Оксфордском университете. Автору материала о Падуе тоже хотелось бы задать такой риторический вопрос: как вообще можно доказать, что останки времен I-го века принадлежат именно апостолу и евангелисту Луке? Для этого ученым следовало бы сравнить полученные данные с одним из бесспорных и признанных Церковью оригиналов мощей святого Луки, но сегодня такого «образца», кажется, не существует в природе. В этих же целях можно было бы получить образчики мощей святого Луки из Праги, Святой Горы Афон и всех других мест, где хранятся мощи, приписываемые святому Луке, и провести сравнительное исследование всех этих костных останков, установив соответственно их возраст и область происхождения. В одной из своих недавних статей автор этих строк уже писал, что настала потребность создания христианами Востока и Запада особого научно-экспериментального центра, где авторитетные ученые-эксперты самых разных отраслей знаний с помощью современных и перекрестных методов исследования устанавливали бы на стыке разных наук подлинность известных всему миру христианских святынь. Это касается и мощей святого апостола и евангелиста Луки.
Также сомнительно освидетельствование останков Папой Александром ΙΙΙ в XII веке, потому что большая часть святынь попала в западную европу уже после взятия Константинополя крестоносцами, т.е. в XIII веке. Как справедливо отмечает автор, пока нет никаких объяснений того, как эти мощи покинули Базилику Двенадцати Апостолов в Константинополе и оказались в Падуе.
Итак, есть мощи св. ап. Луки в Падуе, Венеции и на Афоне.
Хотелось бы узнать, что для автора является подтверждением принадлежности этих мощей св. ап. Луке? Если только мнение падуанцев, то этого явно недостаточно, неправда ли?