Митрополит Иона (Паффхаузен), епископ Русской Православной Церкви Заграницей на покое, бывший в 2008–2012 годах предстоятелем Православной Церкви в Америке с титулом Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, любезно согласился поделиться с читателями портала «Православие.ру» своим духовным опытом и воспоминаниями: о встречах со старцами Кириллом (Павловым), Ефремом Аризонским, о чудесной помощи святителя Иоанна Шанхайского и великомученика Димитрия Солунского.
– Владыка, вы приняли Православие в 19 лет, совсем юным. Что способствовало этому?
– Я был крещен в Епископальной церкви. Когда-то эта церковь была довольно близка к Православию, признавала Таинства. Но в 1976 году они пошли против собственных канонов и начали рукополагать в священники женщин. Я встретил двух-трех таких женщин-священников в Лос-Анджелесе. Это было не очень приятно. Точнее, ужасно. Они, по-моему, сами плохо понимали, кто они теперь: женщины или мужчины. Одна из них хотела, чтобы я называл ее «батюшка», «отец». И я просто не мог больше оставаться в этой церкви.
Как-то в книжном магазине, куда я часто заходил, наткнулся на книгу «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» профессора Владимира Лосского. Я открыл первую страницу и увидел фразу: «Всякое богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением». И я знал, что это правда. Понял, что у меня нет выбора: я должен стать православным. Стал искать православный храм. Посетил несколько и нашел единственную церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Московского Патриархата в Сан-Диего. Это были 1970-е годы. В те времена в Америке было совсем немного людей, принимавших Православие.
Служил в этой церкви священник-мексиканец, отец Рамон Мерлос. Он и его матушка имели докторские степени, были профессорами. Отец Рамон преподавал лингвистику и служил в храме. Он принял меня в 1978 году в Православие. Я познакомился с приходом: две русские бабушки с кошкой, которую они всегда носили с собой, несколько палестинцев, румын и американцев.
– Владыка, не могли бы вы рассказать, кого вы считаете своими духовными наставниками в Православии?
– С 1979 года я окормлялся у архимандрита Димитрия (Егорова). Когда я с ним познакомился, он был уже глубоким старцем и неохотно говорил о себе, поэтому мне трудно рассказывать о нем, пытаться воссоздать его жизненный путь. Знаю, что вырос он в Москве, в 1920-е годы учился на медицинском факультете. Его арестовали за хранение и чтение Библии, отправили на Соловки. Священнослужители, которые там отбывали срок, окрестили юношу.
Он провел на Соловках два года, а затем они с другом тайно сделали лыжи и зимой устроили побег. Несколько дней шли по лесу, добрались до деревни. Они побоялись заходить туда, блуждали, друг замерз, а он сам снова оказался в лагере. За побег был наказан: лишен пайка. В лагере не погиб – выжил. Очень переживал гибель друга и решил, что должен теперь жить и подвизаться за двоих.
Мечтал стать валаамским монахом, но успел пожить на Валааме просто послушником. Был пострижен и рукоположен в годы войны в Париже, где учился в Свято-Сергиевском православном богословском институте.
Отец Димитрий много лет жил отшельником, он стяжал непрестанную молитву, немного юродствовал. Потом, уже будучи сильно больным, жил в Свято-Успенском монастыре города Калистога, что в штате Калифорния. Окормлял монахинь, помогал всем, кто хотел вести монашескую жизнь в Калифорнии.
Он был прозорлив, на исповеди всегда знал всё, что я сделал. Всегда имел для меня такие слова, которые оставляли след в моем сердце. Имел дар духовного рассуждения. Я чувствовал сильную духовную связь с ним, чувствовал его молитву за меня. Он стал моим духовным отцом, и это было Божие благословение.
Он часто говорил: «Нужно беспощадно преследовать лицемерие внутри самого себя – в своей душе».
После смерти старца вот уже около 20 лет своим духовным отцом и духовным другом я считаю наместника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия (Жердева). Я жил несколько месяцев на Валааме как послушник.
С отцом Панкратием мы вместе побывали в 1993 году у старца Кирилла (Павлова) в Троице-Сергиевой Лавре. У меня об этой поездке сохранились незабываемые воспоминания. Лето, гроза. Отец Панкратий пошел первым к старцу; когда он побеседовал, пригласили меня. Это был уникальный опыт. Старец лежал на кровати, он улыбался, спрашивал меня о церковной жизни в Калифорнии. Несмотря на болезни, он был очень радостный, светлый человек. Я исповедался ему.
Отец Кирилл, несмотря на болезни, очень радостный, светлый человек. Он сказал мне: «Станешь иеромонахом»
Спросил: «Отец Кирилл, не могли бы вы сказать мне, какая воля Божия насчет меня? Я готовился служить Ему…» – «Я знаю, я знаю…» – «Как мне жить: жениться, принимать монашеский постриг?» – «Не беспокойся. Ты станешь иеромонахом».
Так закончились для меня мечты о семейной жизни. Старец благословил меня на принятие монашества и священного сана. И я хорошо в сердце знал, что он сказал правду для меня. Что это воля Божия обо мне.
– И это вскоре случилось?
– Да, через год я был рукоположен в диакона, в том же году в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Лос-Анджелесе – в иерея. Еще через год, в 1995-м, был пострижен в монашество с именем Иона в Тихоновском монастыре в штате Пенсильвания, в городе Саут-Кейнан.
Знаете, я очень сильно чувствую, как Промысл Божий направляет меня в жизни: через старцев, духовных наставников, даже через извещения.
– Может быть, вы поделитесь таким духовным опытом?
– Когда мне было лет четырнадцать, я сидел в гимназии на уроке математики. В один момент всё было обычно, обыденно, в другой – я услышал голос: «Ты будешь священником».
Я очень удивился. Это был мой самый главный мистический опыт. Он преобразил мою жизнь. Я до этого не интересовался церковью, церковной жизнью – вообще мечтал стать архитектором. После этого случая я уверился в том, что стану священником. А через 20 лет сказал об этом – о воле Божией быть мне священником – старец Кирилл (Павлов).
Воля Божия неоднократно открывалась мне через старцев. В 1995 году мы вместе с отцом Панкратием посетили афонского старца, ученика Иосифа Исихаста Ефрема Аризонского. Сначала старец Ефрем и отец Панкратий говорили через переводчика, а потом без него. Старец Ефрем – молитвенник и может с помощью молитвы понять любого человека. Они говорили обо мне в том числе.
Тогда решался вопрос: ехать ли мне на американское подворье в Москву или попытаться основать монастырь в Америке. Старец благословил меня строить монастырь в Америке. И мы основали в 1996 году в штате Калифорния монастырь в честь святителя Иоанна Шанхайского. Я провел там двенадцать лет, пять из них игуменом монастыря. Это был бесценный духовный опыт. Я пользовался духовным руководством отца Панкратия и старца Кирилла.
В 2008 году меня возвели в сан архимандрита и благословили оставить монастырь. Благословили послушание епископа. Мне очень не хотелось уходить из обители, но послушание есть послушание…
– Чувствовали ли вы помощь духовного покровителя монастыря святителя Иоанна Шанхайского?
– О да! Я часто ездил к святителю, молился у его мощей – чувствовал очень глубокую связь в молитве, близость святого, его скорую помощь.
Когда мы еще только строили наш монастырь, к нам приехал один мужчина. Он служил в молодости в военно-морском флоте, на атомной подводной лодке. Случилась утечка радиации, он получил большую дозу и заболел. У него была онкология костной ткани, он лишился руки и ноги – они были ампутированы до плеча и паха. Стояли протезы, он ходил с большим трудом. Моряк рассказал, что приехал к нам из больницы, где ему предложили ампутацию второй руки. Он просил молитв.
Мы отслужили молебен святителю Иоанну Шанхайскому, помазали больного маслом из лампады перед иконой святого. Несколько месяцев я о нем ничего не слышал. Потом он снова приехал и сказал радостно, что святитель Иоанн Шанхайский полностью исцелил его и в его теле больше нет рака.
Был еще такой случай. С одной женщиной мы когда-то вместе учились в гимназии. У нее росла глухая от рождения дочка. Врачи были бессильны ей помочь.
Мы отслужили молебен святителю Иоанну Шанхайскому – и девочка стала слышать! Она потом пела
Мы отслужили молебен святителю Иоанну Шанхайскому – и произошло настоящее чудо: девочка стала слышать! Она потом пела песни, и у нее даже оказался хороший музыкальный слух.
– Можно спросить, к кому еще из святых вы чаще всего обращаетесь с просьбой о молитвенной помощи?
– Чувствую сильную духовую связь с преподобным Сергием Радонежским. Каждый раз, когда посещаю Россию, еду к нему. Как-то я служил в Троице-Сергиевой Лавре, в Троицком соборе, и был поражен: игумен Лавры имел такую сосредоточенность, такую концентрацию при служении Литургии! Я понял, как нужно служить Литургию!
В Дивеево я просто купался в благодати. Присутствие преподобного Серафима Саровского – это было так сильно!
То же испытывал в Бари – у святителя Николая Чудотворца…
Еще я очень почитаю святого великомученика Димитрия Солунского. Как-то я поехал на Афон. Пришлось остановиться в Салониках, так как мои документы не были готовы. Я посетил храм великомученика. Мощи находились в центре храма – и я очень сильно почувствовал присутствие святого. Помолился ему: «У меня скорбь: денег не хватает на пребывание в Салониках, а документы не готовы… Помоги мне поехать на Афон!»
Через полчаса женщины с прихода пригласили меня в трапезную. Одна из них сказала: «У вас проблемы с документами? Ничего! Мой духовник – игумен монастыря Григориат, архимандрит Георгий (Капсанис), он входит в Священный Кинот Афона и может помочь».
Она позвонила ему и передала мне трубку. Он свободно говорил по-английски и тут же помог мне с документами. На обратном пути с Афона я снова зашел в храм, чтобы поблагодарить святого великомученика Димитрия Солунского за свою поездку на Афон.
Я еще просил его в 1995 году помочь мне собрать деньги для строительства монастыря во имя святителя Иоанна Шанхайского – и обещал построить храм в его честь. И святой Димитрий Солунский помог: через полгода у нас были деньги для строительства монастыря. Так что теперь у меня долг перед великомучеником Димитрием Солунским…
– Дорогой владыка, может быть, вы поделитесь вашими сегодняшними заботами, мечтами?
– Я занимаюсь сейчас тем, что преподаю догматическое богословие в воскресной школе в Иоанно-Предтеченском соборе Вашингтона, помогаю митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону (Капралу) посещать приходы.
Моя мечта – создать монастырь в Вашингтоне: американский, с русскими духовными традициями, с Иисусовой молитвой
Моя мечта – создать монастырь здесь, в Вашингтоне. Американский, с русскими православными духовными традициями. С Иисусовой молитвой, как в Эссексе у старца архимандрита Софрония (Сахарова). В братстве будут образованные люди, которые будут заниматься миссионерской работой. Есть уже благословение митрополита Илариона (Капрала), владыки Панкратия (Жердева)… Сейчас я ищу место для этого монастыря и деньги, чтобы купить дом для братии будущей обители.
– Помоги Господи, дорогой владыка! И на прощание: что бы вы пожелали читателям сайта «Православие.ру»?
– Преподобный Силуан Афонский говорил: «Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь ее, человек включается в вечную божественную жизнь». Наставлял еще: «Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится – она говорит: “Так Богу угодно”. Если болен – думает: значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее. И так сохраняется мир в душе и теле».
Желаю читателям сайта «Православие.ру» искать воли Божией и сохранять мир в душе и теле!
Творите Иисусову молитву: отдавайте молитве 20 минут утром и 20 минут вечером
Еще мне бы хотелось пожелать заниматься Иисусовой молитвой. Отдавать молитве 20 минут утром и 20 минут вечером. Кто-то молится быстро, кто-то медленно, но за это время каждый успеет прочитать не менее 300 раз Иисусову молитву.
Я хотел бы также попросить читателей: молитесь, пожалуйста, за ваших духовных наставников, за священников и епископов – потому что им очень нужна духовная поддержка.