Нужна ли Церкви психология? (+ВИДЕО)

Сегодня, в эпоху постоянных стрессов и депрессий, в церковной среде все чаще звучат дискуссии о том, стоит ли верующим в каких-то ситуациях прибегать к помощи психолога или психотерапевта или все это – блажь, ведь для решения подобных проблем достаточно священника. В ряде духовных семинарий курс психологии включен в программу, однако верующие то и дело высказывают опасения, что в этих веяниях проявляется та самая секуляризация церковной жизни – «подстраивание» Православия под модные тенденции времени.

Так нужна ли Церкви психология? Возможно ли соработничество психолога и священника, и если да, то в каких случаях? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Если психолог, то православный

На мой взгляд, огромную ошибку совершают те священники и просто верующие, которые отрицают психологию как таковую, возможность использования психологии в пастырском служении. И в то же время не меньшей ошибкой будет обращаться к психологам, которые являются неверующими или и вовсе откровенными безбожниками. Если ты пытаешься жить по Евангелию и сталкиваешься с какими-то непреодолимыми трудностями, то не стоит искать их разрешения в советах людей, совершенно не принимающих твоей системы ценностей, – ничего хорошего из этого не получится, как в басне «Лебедь, рак и щука».

Кроме того, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что психологическую помощь оказывают люди, хотя и имеющие психологическое образование, но не имеющие должной квалификации. Очень часто приходится встречать психологов, которые сами явно страдают от каких-то психологических проблем. В этом случае больной пытается лечить больного, и оба преуспевают на горшее.

Но вместе с тем не счесть случаев, когда обращение к психологу приводит к положительным результатам. Более того, многим помогло и просто чтение книг по психологии – помогло разобраться в себе. Казалось бы, почему нельзя читать только лишь святых отцов, подвижников благочестия и благодаря этому в самом себе разобраться? На самом деле – можно, в идеале. Если человек является внутренне цельным, то он, находя и исправляя свои ошибки, обойдется без помощи психолога и без психологии как таковой. Но среди нас таких очень и очень мало. Большинство – это люди, в себе запутавшиеся, буквально заблудившиеся, и для того, чтобы им идти дальше, бывает необходимо весь их жизненный клубок размотать и распутать. Ты начинаешь с человеком говорить и понимаешь, что значительная часть его сегодняшних проблем связана с детством или с началом его взрослой жизни, семейной жизни. Человек может быть глубоко травмирован, причем не какими-то катастрофическими событиями, а достаточно заурядными, но с которыми, тем не менее, его душа справиться не смогла. И все, что с ним происходит дальше, уже является следствием этого. Так что ему прежде, чем попытаться себя к чему-то понудить, надо сначала разобраться с той психологической ловушкой, в которую он постоянно проваливается.

Соединение знаний по психологии и опыта христианской жизни может быть весьма полезным

Психология не является истиной в последней инстанции, она вообще не является истиной как таковой. Как наука, она достаточно спорна, но вместе с тем она выявляет в жизни конкретного человека и людей в целом, во взаимоотношениях между людьми определенные закономерности. Когда мы хотим что-либо узнать по определенному вопросу за самое короткое время, естественно обращаться к опыту тех людей, которые этим вопросом углубленно занимаются. Они могут в чем-то заблуждаться, но у них накоплен достаточно большой материал, которым можно воспользоваться и который можно проанализировать, в том числе с учетом собственного опыта христианской жизни или пастырского служения, если речь идет о священнике. И вот если такое соединение знаний по психологии и опыта христианской жизни происходит, оно бывает очень полезно.

О пользе теории игр

Например, еще в юности я прочитал книгу «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры» Эрика Бёрна, и, с одной стороны, она меня как-то даже ужаснула, а с другой стороны, принесла мне, как я считаю, огромную пользу. Автор утверждает, что большая часть людей, осознанно или неосознанно, в течение жизни играет, и различные, даже самые примитивные бытовые конфликты – это такие маленькие игры. Мы, конечно, не должны свою жизнь строить на основании таких моделей игр, но вместе с тем если мы в этой области жизни более-менее разбираемся и понимаем действующие в ней закономерности, то от очень многих опасностей можем таким образом уклониться.

Людям, приходящим на исповедь «для общения», а не с желанием побороть свои грехи, лучше обращаться к психологам

Есть, например, категория людей, которые вроде бы и верующие, вроде бы и церковные, но приходят к священнику не для того, чтобы что-то изменить в своей жизни посредством исполнения услышанного от него, а для того, чтобы находиться в процессе общения. Говоришь такому человеку, что нужно делать, а он отвечает: а это не поможет, а это я пробовал, а это я не могу по такой-то причине. И понимаешь: что бы ты ни сказал, всё при этом будет упираться в стену, потому что человек не хочет ничего делать, он хочет общаться, он хочет участия, но не созидательного, а просто траты твоего времени, твоей энергии. И можно было бы на это пойти, но рядом еще стоит множество людей, которые нуждаются в реальной помощи, и ты обделяешь их. Хорошо это, правильно? Нет, священник не должен играть в подобные игры. Такого человека как раз-таки можно отправить к психологу – причем желательно к платному, у которого лимитировано время. Хочешь платить за пустые разговоры – пожалуйста, а специалист потерпит, знает за что. Вот, как ни странно, финансовый фактор заставляет человека с большей ответственностью, с большей серьезностью подходить к общению с психологом, чем к общению со священником.

А еще мы можем в себе самих увидеть это желание играть и жить не по-настоящему – и это желание в себе пресечь. Когда я, например, хочу свалить на кого-то свою собственную вину и нахожу для этого способы, то должен остановиться и сказать: «Стоп. Ведь ты играешь в какую-то игру, ты не живешь по истине». А христианин не должен играть, он должен жить.

Когда кто-то не приемлет слова духовного

С моей точки зрения, идеальна ситуация, когда при храме есть приходской психолог. Для чего? Например, бездомному человеку, который просит деньги на лекарства или сами лекарства, одежду, еду, мы не говорим: «Ты должен сначала начать читать утреннее и вечернее правило, прочесть Евангелие, и тогда мы тебе будем помогать. А если ты к тому времени умрешь с голоду, значит, тебе просто не повезло». Мы помогаем этому человеку без каких-либо условий, потому что помощь – это необходимое, требующееся от нас дело милосердия. Если нам удастся сердце этого человека привлечь ко Христу, привести его в Церковь и помочь там остаться, то, безусловно, мы выполним некую программу-максимум – то, ради чего мы, собственно, существуем. А если нет, то просто окажем ему милость в том, в чем возможно.

Точно так же в храм сегодня очень часто приходят люди, которые не ищут Бога или помощи от Бога – просто им идти больше некуда, никто и нигде их больше не выслушает, не поговорит с ними, тем более бесплатно. Нередко такие люди не созрели даже для размышления о каких-то духовных вопросах и ничего не хотят ни слышать, ни знать о Евангелии. В таком случае не стоит пытаться предлагать им слово о Христе. Если мы заговорили о Спасителе, и это вызвало отторжение, то, значит, надо смотреть, что для человека мы можем в данный момент сделать еще хорошего. Как раз этим было бы закономерно заняться приходскому психологу. Ведь священник, допустим, не готовит еду для бездомных и не ищет для них одежду – для этого в храме есть социальный работник. Так же и психолог может провести с человеком некую первичную работу, помочь ему выйти из тяжелого состояния, а дальше уже станет понятно, сможет ли этот человек остаться в Церкви и прийти ко Христу или этой первичной помощью нам придется ограничиться.

Конечно, бывает на приходе либо священник, либо кто-то из прихожан с опытом и с рассуждением, с горячим добрым сердцем, который может справиться и без психолога. А порой такой человек по своему житейскому опыту, любви, уму, глубине даже лучше любого психолога. Но такого рода людей не всегда найдешь.

Если на приходе психолога нет, но священник знает какого-то специалиста, взгляды которого совместимы с христианством, то имеет смысл людей к нему отправлять. Бывает, что человеку не могут рекомендовать психолога в храме и он находит кого-то самостоятельно; в таком случае не вижу ничего предосудительного, если священник познакомится с этим психологом – ведь надо разобраться, насколько безопасно будет обращение к нему.

Психология в помощь пастырю

Но сказать просто: «Вам надо обратиться к психологу» – нельзя. Это значит отмахнуться. Если специалиста нет, то я буду человеком заниматься сам. И тут возникает закономерный вопрос: должен ли священник обладать какими-то знаниями в области психологии? Я считаю, что на сегодняшний день – должен, по всем вышеозначенным причинам: для того, чтобы иметь возможность помочь тем, кто слова духовного не приемлет, но кому помочь, тем не менее, необходимо. Да, это, может быть, не задача священника; да, может быть, он таким образом будет забирать время у своего непосредственного служения. Но вот есть человек – разве его бросишь? Если у тебя нет социального работника – снова приведу этот пример, – ты будешь сам оказывать помощь: и одевать, и кормить, а может быть, даже еще и мыть, если человек пришел к тебе в струпьях. То же самое и при отсутствии психолога.

Сегодня фактически каждый священник – по крайней мере, каждый настоятель – берет на себя в силу необходимости множество несвойственных ему функций, хотя вообще-то священнослужитель поставлен на то, чтобы совершать богослужения и духовно окормлять свою паству. Не его дело – заниматься административно-хозяйственными вопросами, стройкой, экономикой прихода, не его дело – искать деньги. Всем этим должны заниматься люди, которые не предстоят перед Престолом и не совершают Евхаристию. И если поставить в ряд такие невольные послушания, которыми мы, настоятели храмов, обременены, то необходимость оказать человеку не только духовную, но и психологическую помощь будет среди них чем-то наиболее близким к служению священника и наиболее ему свойственным.

Случается, что какой-то человек не играет, а искренне заходит в тупик и не слушает доводов. Духовник не имеет права сказать: «Уходи, я больше тебе не буду помогать, ты сам сделал свой выбор». И он начинает искать способы человека переубедить, дав ему для принятия решения не духовную основу, которую тот на данный момент отвергает, а основу житейскую. Это может действительно заставить человека посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Условно говоря, можно предложить такое рассуждение: «Вот ты совершаешь такой греховный выбор, ради чего? Ты ведь чего-то хочешь? Давай разберемся. Ты этого не получишь. Почему? – А потому что опыт жизненный – не только мой, а десятков тысяч людей – об этом свидетельствует. Многие этот опыт игнорируют и поступают по-своему. Можешь игнорировать и ты. Но есть законы жизни, которые дал Создатель этой жизни, и они реально действуют». Человек может задуматься, и в нем что-то переменится. Поэтому я уверен, что на таком уровне практическое знание психологии, безусловно, необходимо.

А еще нужно знать и понимать, что священник в процессе общения с людьми хоть и испытывает сильное напряжение, порой даже опустошение, потому что отдает все свои силы, а иногда и переживает самый настоящий надрыв, – но есть благодать Божия, которая оскудевающее восполняет. И священник не только лишь от себя что-то дает – за ним стоит Господь, поэтому он все-таки в гораздо большей степени сохраняется от тех состояний, в которые часто впадают практикующие психологи: выгорание, бесчувствие, нарушения в собственной психике. Хотя, опять-таки, если психолог – верующий человек, то он, наверное, будет действовать в чем-то подобно священнику, то есть не сам по себе, а понимая, что он служит таким образом Богу, – будет молиться, будет помощи просить. А когда человек в чем-либо просит помощи и благословения Божия, то, безусловно, он уже действует не только лишь сам, и Господь его силы оскудевающие тоже восполняет.

В поисках смысла

Я думаю, что сегодня очень хорошей практикой является введение в семинариях курсов, дающих хотя бы базовые познания в области психологии. Естественно, что вести подобного рода занятия должен психолог, который тоже является человеком верующим и который будущим пастырям может дать что-то, не идущее вразрез с христианским учением. Вопреки мнению скептиков, это возможно.

Виктор Франкл Виктор Франкл
Есть три венские школы психологии. Первая – школа З. Фрейда, с точки зрения которого базовой потребностью человека является наслаждение со всеми вытекающими из этого последствиями. Вторая – школа А. Адлера, который считал базовой потребностью человека статусность, то есть, по большому счету, положение, власть и прочее. Третья же – школа Виктора Франкла, по мнению которого базовой потребностью каждого человека является смысл. Франкл не говорит о религиозном смысле, не говорит о превосходстве одного смысла над другим, существуют различные точки зрения на то, верующим ли человеком он был или нет. Но такое понимание психологии вплотную подходит к христианству, потому что когда ты начинаешь искать смысл своего бытия, то, найдя, подвергаешь его проверке таким универсальным фактом, как смерть. И по большому счету, состоятелен лишь тот смысл, который выдерживает эту проверку, а выдерживает ее только религиозный смысл, то есть тот, который предполагает жизнь за пределами этой временной жизни. Таким образом, мы в любом случае подходим к религии и дальше – к христианству. И лично мне кажется, что с тем же Франклом имеет смысл каждому пастырю, интересующемуся психологией, познакомиться.

С трудами Виктора Франкла имеет смысл познакомиться каждому пастырю

Более того, когда священник сталкивается с человеком, страдающим какой-либо зависимостью, он рано или поздно понимает, что к наркотикам, алкоголю, игре, компьютерам, деньгам, даже другим людям человека столь болезненно привязывает огромная внутренняя пустота – как раз-таки отсутствие смысла и попытка заменить его неким кумиром. И здесь даже молодому пастырю, у которого большого опыта душепопечения еще нет, знания по психологии могут помочь.

Видеть человека

Отдельная тема, на которой тоже надо остановиться, говоря о психологии, – это тема семейного насилия. Жизнь, которая нас окружает, очень страшна, жестока, и порою в семьях происходят вещи просто ужасающие. Столкнувшись с жертвами домашнего насилия в разных его формах, священник должен понимать, что психика этих людей сильнейшим образом повреждена и требуется огромный опыт и колоссальные усилия для того, чтобы им помочь. Да, благодать Божия может исцелить от любой травмы и болезни, но только тогда, когда человек захочет в благодати жить. Однако ему надо на этот путь еще встать. Тот, кто сломал ногу или позвоночник, сначала лежит в гипсе и только потом проходит реабилитацию. Если ее начать сразу, то результат может быть вплоть до летального исхода. То же самое и здесь. Священник должен знать, что с такими людьми бывает, насколько высок риск суицида, риск развития психических и психосоматических заболеваний, и действовать с учетом этого, а не общим порядком. И совершенно естественно не ждать, пока накопится собственный опыт общения – может быть слишком поздно, – а воспользоваться тем опытом, который в этой области накоплен множеством специалистов и отражен в профильной литературе. Хотя бы в какой-то минимальной мере – в той, которая необходима для того, чтобы иметь возможность помогать.

Психологией нельзя увлекаться. Общаясь с человеком, нельзя видеть психотип – нужно, прежде всего, видеть человека

Но психологией, как и вообще всем, нельзя чрезмерно увлекаться. И когда ты общаешься с человеком, нельзя видеть схему или психотип, – нужно видеть человека, в поведении которого есть какие-то закономерности, которые могут помочь тебе его понять. Но не должно этими закономерностями подменять его самого как уникальную и неповторимую личность, потому что это будет серьезнейшей ошибкой.

Если помутнено сознание

В церковной среде довольно распространено мнение, что искренняя церковная жизнь может не только решить любые психологические проблемы, но даже излечить психические болезни. Не могу с этим всецело согласиться, и вот почему. Психическая болезнь предполагает не только изменения душевного состояния, но и какие-то изменения на психофизическом уровне, то есть определенные процессы в коре головного мозга. Безусловно, для Бога нет ничего невозможного, но мы не можем от Него в каждой ситуации требовать чуда и считать, что чудо обязательно должно произойти. Состояние человека действительно может улучшиться, но ведь нельзя его просто поместить в церковную жизнь как в какую-то среду, которая будет его менять, – он должен войти в нее сам, он должен начать стремиться к какому-то изменению. Если человек шаг за шагом идет ко Христу, он будет меняться, будет выздоравливать, а надломы в нем и травмы, им пережитые, будут заглаживаться. Всё благодать может преодолеть, и человек станет совершенно иным. Но это происходит тогда, когда человек действительно сам ко Христу тянется. Однако такое стремление мы, к сожалению, сегодня мало в ком обретаем во всей его полноте. Люди приходят в Церковь, что-то получают, им это кажется достаточным, и они останавливаются, а движение к Богу должно носить характер необратимый и ничем не остановимый. Это удовлетворение малым – один из самых страшных пороков современной христианской жизни. Тем более от человека психически больного трудно ожидать какой-то ярко выраженной воли, потому что сознание его помутнено.

***

Человек – достаточно сложная система, потому что он отступил от той простоты и от той цельности, которая была присуща ему первоначально до грехопадения. Те законы, которые изучает психология, не есть что-то постороннее или потустороннее – они некая данность. Они тоже следствие грехопадения, но Господь дает нам возможность знанием об этих законах и процессах обладать и этим знанием пользоваться. Не стоит это игнорировать: как врачей сотворил Господь, как говорили отцы, так в каком-то смысле Он сотворил и психологов.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

18 апреля 2016 г.

Смотри также
Что может врач без Бога? Что может врач без Бога?
Православный психотерапевт Дм. Авдеев
Что может врач без Бога? Что может врач без Бога?
Беседа с православным психиатром и психотерапевтом Дмитрием Авдеевым
О том, как изменились душевные недуги за последние десятилетия, можно ли лечить современного человека, используя опыт православных аскетов, и соперники или соработники – медицина и Церковь.
Душепопечительство и психотерапия (+ВИДЕО) Душепопечительство и психотерапия (+ВИДЕО)
Психотерапевт Федор Василюк
Душепопечительство и психотерапия (+ВИДЕО) Духовничество и психотерапия
Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком
Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная – понимание. Понимание человека, находящегося в беде.
Нужна ли церковным людям помощь психолога? Нужна ли церковным людям помощь психолога?
Прот. Давид Цицкишвили
Нужна ли церковным людям помощь психолога? Нужна ли церковным людям помощь психолога?
Беседа с протоиереем Давидом Цицкишвили
Мы все находимся на стадии психологического завоевания. Идет крайне коварный и сложный процесс. Часто трудно бывает узнать окружающих людей, настолько поменялась их психика.
Комментарии
Герман 5 декабря 2023, 21:19
К сожалению, и в Церкви заметен дух секуляризации, а повальное увлечение священством психологией как раз об этом и говорит.
Владимир (другой)23 июня 2022, 16:45
"Духовник не имеет права сказать: «Уходи, я больше тебе не буду помогать, ты сам сделал свой выбор»". Имеет. Мне так не раз говорили. Значит - имели право.
Наталья 1 января 2021, 15:44
Считаю статью полезной . Сейчас для меня эта тема актуальна . С помощью православия не смогла решить все свои проблеммы . Просто священнику проще сказать одним словом . Иди и выполняй что сказал . А Сейчас обращаюсь к этим специалистам не православным , чтобы решить ряд проблем своих и моих родных . К сожалению жизнь дает сюрпризына которые тяжело найти ответ и применить его к себе . Нужно время . Врачи очень помогают . Не пренебрегайте их помощью . Да ,это платно . Но я считаю ,что и священника надо поддерживать материально хоть чуть чуть . Что за логика ,что мол врач это дорого , а священник это бесплатно ? Думаю , и священник найдет время если его поддерживать материально , по силам .
Марина 6 января 2017, 11:41
В наше трудное время, люди осыпают себя и других не добрым словом, и самыми большими осуждениями. Им так не хватает тепла и доброго слова, а ещё больше им не хватает, правильной подсказки и направления правильного пути. Господу открыто всё за нас грешных и если Он открывает кому этот путь, лишь добавляет: «Не навреди тем, кому помогаешь!» К вам в храмы приходят люди, это огромная работа с ними, нельзя сразу из души вырвать корни зла и очистить душу.
Храни Вас Боже!!!
Мария из Москвы25 апреля 2016, 14:13
Тоже изучала психологию в своем учебном заведении.Мой вывод - это все по большей части чушь и глупость, нужная самим психологам только, чтобы из людей деньги качать, давая им взамен сомнительную пользу.А в ряде случаев обращение к психологам только повредило, потому что речь шла о психическом заболевании, которое распознать психолог не может! и только уже намыкавшись по психологам и тренингам человек попадал к психиатру, где и получил наконец ответы на свои вопросы, что с ним такое, и нормальное лечение в придачу.
Нужен именно приходской психиатр.Светских психиатров люди боятся, потому что там могут поставить на некий учет и потому обращаются только когда уже болезнь подзапущена.А болящие "на голову" часто приходят в храм, это все знают, не только батюшки, но даже и прихожане могут с легкостью указать на приходе на таких "странненьких" людей, от которых даже пахнет порою, в моменты обострения они ходят сами не свои, и бывает, не следят за гигиеной и внешним видом.
Валерий Ивкин24 апреля 2016, 05:48
В чем опасность психологов и психотерапевтов, не наделенных религиозным мировоззрением? Об этом сказал сам Господь - "Бойтесь убивающих душу". Поэтому спорим, поэтому так актуальна эта тема. Спасибо за совет почитать соответствующую литературу. Но это проблема не только духовная, повторяюсь, нередко давно уже психиатрическая.
Иоанна_21 апреля 2016, 12:20
Правильно ли противопоставлять духовное окормление и психологию? Сейчас в Сретенском магазине продаётся книга сербского православного психиатра и психотерапевта Владеты Еротича "Корабль спасения"; так вот, автор прямо говорит: почти всегда наши психологические проблемы одновременно являются и нашими ДУХОВНЫМИ проблемами. Кому интересна эта тема, почитайте, книжка очень толковая.
Валерий Ивкин21 апреля 2016, 07:05
Прочитал комментарии и пришел к выводу, что многие ошибаются, считая, что психолог и священник взаимозаменяемы. Категорически НЕТ! ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫ! Действительно, не обязательно иметь на приходе психолога - это и дорого и непрактично, но знать батюшке прихода православного психолога, которому он доверял и направлял бы прихожанина необходимо
Л.К.20 апреля 2016, 23:03
А вот у нас был крайне негативный опыт участия "православного психолога" в решении семейных проблем. С тех пор приняли твердое решение - либо обычные психологи (без приставки "православный"), либо священник. Как говориться Богу богово, а кесарю кесарево. Причем священник лично для меня теперь ВСЕГДА предпочтительнее. Церковь способна решить ЛЮБЫЕ проблемы нашей жизни. К слову, "православный психолог" был как раз из института о. Андрея Лоргуса. Возможно нам просто не повезло, но вот что есть то есть...
Н.С.20 апреля 2016, 20:47
Для того, что бы оказывать необходимую психологическую помощь, нужны специалисты квалифицированные, опытные и живущие церковной жизнью. Работа людьми, имеющими психологические проблемы, является весьма трудоемким делом, с которым вряд ли смогут справиться девушки-катехизаторы или преподавательницы воскресных школ без соответствующего образования. Пусть лучше будущих священников обучают психологическим наукам.

Лариса Воронина20 апреля 2016, 19:12
Исправляется ошибка в сообщении:"институт духовничества" читать как "институт духовенства". Приношу извинения за неточность.
Лариса20 апреля 2016, 17:47
Слово психос означает душа. Странно при этом отрицать психологию. Никто не говорит о подмене общения с Господом на сеанс у психолога. Это вообще из "разных опер". Замалчивать психологические проблемы, значит усугублять их. А такие проблемы есть и у атеистов и у верующих людей. И насилие в семье в том числе. Просто об этом не принято говорить, и очень жаль. А что касается наших бабушек, то и тогда были проблемы, и насилие тоже было. Это только кажется, что раньше все лучше было.
А православные психологи есть, слава Богу! И очень хорошо помогают.
Елена20 апреля 2016, 16:35
Интересный вопрос, конечно, нужна. Существует Институт христианской психологии и ректор - Андрей Лоргус пишет книги, в которых, по словам Дм.Соколова-Митрича "нет ни религиозного менторства, ни научного словоблудия", потому что потомственный священник с приличным стажем и практикующий психолог с образованием МГУ. Конечно, это очень большая редкость. Но специальный психолог на приходе не нужен (да и где их столько найти, батюшек то не хватает). Какая то странная картина представляется: к батюшке - только с конкретной исповедью, а с любым вопросом, с беседой - к психологу. Батюшка он и есть батюшка, как в настоящей семье, поэтому должен быть и психологом, и менеджером, и в финансовых делах разбираться. И получить основы этих знаний желательно в семинарии,и обязательно дополнительное образование (своеобразные курсы повышения квалификации), только не в светских вузах, а в рамках церковного образования. Конечно, возрастные священники в силу своего житейского опыта, вырабатывают собственный психологический подход, а какого молодым - после школы...И вот стоишь перед молодым ОТЦОМ, выносящим тебе приговор голосом и манерой прокурора, и жалко его, бедного. Обучен службу вести, произнести проповедь, обязан наставлять паству, а элементарной психологии - нуль. Некогда будущего библиотекаря детских библиотек в институте культуры целый год обучали возрастной психологии (дошкольники, младший школьный, средний возраст, старшеклассники);да и спецы научных и массовых библиотек обучались психологии и педагогике.Библиотекарь был призван сеять доброе,вечное, ценное.Почему же батюшки обделены такой наукой?
Лариса Воронина20 апреля 2016, 15:21
Иоанна_20 апреля 2016, 11:00
//Заблуждение! Зачем же тогда даже старцы имеют духовников - только чтобы прочитать разрешительную молитву? Нужен именно сторонний, трезвый взгляд. Тот, кто пытается найти В САМОМ СЕБЕ точку опоры, имеет плавающую точку опоры. Это и психологически невыносимо - только вариться в самом себе и собственных мыслях, - и духовно опасно. ПОТОМУ И СУЩЕСТВУЕТ В ЦЕРКВИ ИНСТИТУТ ДУХОВНИКОВ. // Простите, а что это за структура такая "институт духовников" и каким церковным документом она регламентирована? Институт духовничества, вероятно? Духовник в широком смысле - это именно тот, кто исповедует и читает разрешительную молитву. Духовный отец - вот это уже кормчий в узком понимании. Да только, по свидетельству свт.Игнатия (Брянчанинова) они кончились ещё на его веку, и велика вероятность "попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача - на больного, вместо бесстрастного - на человека, обладаемого страстями, вместо пристани - в пучину, и таким образом не найти готовой погибели" (Лествица. Сл.4, гл.6)... Лично от себя по своему опыту добавлю: профессионал в любом деле и в любой (любой!) структуре обходится в результате недёшево.
Иоанна_20 апреля 2016, 11:06
Ольга: /Никто из живущих не знает душу человека лучше, чем он сам – ни исповедующий священник, ни родственники, ни друзья, ни даже - духовник. Только сам человек, познавая Бога и самого себя, может решить свои проблемы.// Заблуждение! Зачем же тогда даже старцы имеют духовников - только чтобы прочитать разрешительную молитву? Нужен именно сторонний, трезвый взгляд. Тот, кто пытается найти В САМОМ СЕБЕ точку опоры, имеет плавающую точку опоры. Это и психологически невыносимо - только вариться в самом себе и собственных мыслях, - и духовно опасно. ПОТОМУ И СУЩЕСТВУЕТ В ЦЕРКВИ ИНСТИТУТ ДУХОВНИКОВ. Преп. Макарий Оптинский: "Нужен другой руководитель, а не мы сами... Так как он никогда не увлекается сладостью наших страстей и не чувствует самолюбия, которое обладает нашей душой, но имеет спокойный ум в рассуждении о нас."
Иоанна_20 апреля 2016, 09:16
Если у вас есть настоящий духовник, обладающий даром рассуждения, который сразу видит суть проблемы, может её сформулировать и дать чёткий алгоритм по её устранению, который даст совет именно вам и именно применительно к данной ситуации, вам повезло. И вам никакой психолог не нужен. Но многим ли так повезло? Тем, кому повезло меньше, можно и нужно прибегать к православной психологии как мостику к духовным вершинам, НАПРЯМУЮ для нас не доступным. (Есть прекрасная книга "Введение в православную психологию" отца Бориса Нечипорова.) Насчёт наших бабушек и дедушек. Наши бабушки и дедушки, так же, как и их предки, стояли на твёрдом основании православной веры и консервативного крестьянского мышления, основа которого - связь с землёй и тяжёлый физический труд. А мы стоим (пытаемся устоять) над пропастью безверия и на развалинах всего многовекового уклада русской жизни, взорванного большевиками.
ТАТИАНА1719 апреля 2016, 21:48
Хочу спросить 19 апреля 2016 19:00. Считать,что у наших предков не было проблем в семейной жизни,мне представляется наивным.Просто был другой УКЛАД жизни.Жили и трудились на земле,часто-под
одной крышей огромная семья от беззубых младенцев до таких же стариков,здесь и рожали и умирали.
Люди с младенчества вбирали в себя эту семейную "иерархию" и передавали следующему поколению.
И ТАК веками.Все изменилось.Наступила "эпоха постоянных стрессов и депрессий",что отмечено
игуменом Нектарием.И люди идут к священнику не только "за духовным",а у него просто не хватает
времени на психологические "изыски".Я не вижу никакой опасности в тандеме православные священник-психолог.Это было бы полезно для Всех групп прихожан:подростков,молодых семей,матерей и отцов-
одиночек,пенсионеров.Да и семейное насилие у нас не редкость.Идеальный вариант,если священник
будет духовным отцом психолога.Если эта тема поднята,значит священство в этом нуждается.
Не вижу ничего предосудительного.
Ольга19 апреля 2016, 20:45
Мария Чичик: «Сейчас возможно получить образование православного психолога даже дистанционно». Денис: «Склонен полагать что в привлечении в помощь психологов больше пользы чем вреда. Многим людям это позволит познакомится (как это не странно) с самими собой, разобраться во многих жизненных ситуациях, наладить контакт с окружающим и окружающими, выявить психические проблемы ...».

Никто из живущих не знает душу человека лучше, чем он сам – ни исповедующий священник, ни родственники, ни друзья, ни даже - духовник. Только сам человек, познавая Бога и самого себя, может решить свои проблемы, не считая ситуации, когда человек психически болен – тогда нужна помощь врача, но не психолога. Знаю случай, когда человеку, пережившему страшный теракт и потерявшему в нем ребенка, после посещения психолога стало еще хуже. Даже представить не могу, чтобы я обратилась за помощью к совершенно незнакомому человеку, психологу, не знающему, где и как я росла, с кем общалась, что пережила, который не знает каждого дня моей жизни, моего мироощущения, моих мыслей и т.д. – того, что знаю только я, и что невозможно передать никакими словами.
Не пускайте в душу человека –
Даже если знаете полвека...
Распахните настежь душу Богу –
С Ним общенья не бывает много...
Что касается дистанционного образования, - уровень знаний при этой форме обучения еще ниже, чем при заочной.
ридер19 апреля 2016, 19:43
Почему упомянутые психологи (психоаналитики) - Берн, Фрейд, Адлер и отдельно выделенный Франкл - не пришли к христианству? Как так получилось, если они такие великие аналитики?
Не может ли это быть потому, что они (психологи и психоаналитики) просто решают свои земные частные задачи?
Михаил19 апреля 2016, 18:24
Нужный и необходимый вопрос подняли!
Lena Bachkowskaya19 апреля 2016, 17:28
Странно, что представления о психологии до сих пор так тесно связаны с фрейдизмом и прочая; а ведь стого говоря, это даже не материализм. Современная академиеская психология, по крайней мере, в Западной Европе и в странах Северной Америки если и говорит о Фрейде, то исключительно в рамках истории становления психотерапии. Институты, где преподется психоанализ, конечно, исключение. Я изучаю психологию в немецком вузе, и о Фрейде было сказано два слова, и то довольно иронически. Там совсем другая научная база - доказательная. По крайней мере, попытка следовать принципам доказательности в науке. Мне кажется, в таких рамках проще найти инструменты, приемлемые для православного человека. К сожалению, одного знания о своих слабостях, страхах и проч. бывает недостаточно, чтобы с ними справиться, и тут может помочь инструментарий из арсенала поведенческой психологии. Он тоже имеет материалистичную базу, но по сравнению с тем же психоанализом более нейтрален в духовном смысле.
Мария Чичик19 апреля 2016, 17:11
При храме психолог нужен, только с образованием правильным. Сейчас возможно получить образование православного психолога даже дистанционно.Особенно нужна психологическая помощь тем, кто потерял близких. У батюшек не всегда хватает времени помочь ВСЕМ, кто приходит отпевать усопших, а вот группа психологической поддержки при храме могла бы им помогать.
Денис19 апреля 2016, 16:54
Благодарю за статью. Данный вопрос поднимался уже не раз и я убежден, что споры в отношении данного вопроса не утихнут. Безусловно однозначного ответа дать нельзя. Ведь с одной стороны классическое психологическое образование идет в разрез с религиозным мировозрением, с другой теми задачами которые стоят перед психологом вряд ли будет заниматься батюшка. Для начала стоит все же определится о какой именно психологической работе мы говорим в отношении церкви. Консультация, психотерапия, психокоррекция, работа с семьями, аддиктивное поведение ... и т д. Склонен полагать что в привлечении в помощь психологов больше пользы чем вреда. Многим людям это позволит познакомится (как это не странно) с самими собой, разобраться во многих жизненных ситуациях, наладить контакт с окружающим и окружающими, выявить психические проблемы ... Не вижу опасности обращаться за помощью к психологу который строит свою работу на соблюдении морально-нравственных ценностей, плюс ко всему сам является верующим человеком. Куда ярче и острей в данном направлении стоит вопрос профессионализма!! Как привлечь к работе действительно специалистов.
ЯМарья19 апреля 2016, 16:28
Спасибо большое о.Нектарию за статью!!! Я бы очень хотела продолжения, в частности про авторов-психологов, книги которых можно читать. На одном из условно православных сайтов столкнулась с мнением, что если твой муж тиран, то бежать от него нужно, как говориться, теряя тапки. Но, я считаю, что если нет реальной угрозы жизни, то надо смиряться уступать ему, ведь, наверно, неспроста это и нам дается... Ведь если брак уже создан, то поздно рвать отношения, надо как-то подстраиваться, да, это очень тяжело, да, тиран по-тихоньку ломает твою личность. НО, как я понимаю, смирение это тоже, в какой-то степени, отказ от своего Я. И нужно молиться и просить помощи у Бога, и я верю, что Он когда-нибудь тебе поможет и пошлет облегчение. Или я не права?
Хочу спросить19 апреля 2016, 15:36
Как же наши прадедушки и прабабушки,дедушки и бабушки воспитывали детей,жили до глубокой старости без этой псевдонауки?
Семьи были крепкими,не было разводов,не было проблем в семье!Никто понятия не имел,что такое переходный возраст.
Особенно "впечатлили" основатели венских школ.
У самих огромные проблемы с головой,но туда же... спешат на помощь.
Читательница (Подмосковье)19 апреля 2016, 15:10
Считаю, что психологи – не священники Церкви не нужны, а в духовных учебных заведениях изучать психологию нужно. Тех священников, кто не изучал эту дисциплину, - отправить на повышение квалификации. )
Арина19 апреля 2016, 14:40
Нужна ли психология Церкви и нужен ли психолог на приходе, разные вопросы. На первый вопрос ответ в статье, в принципе, дан: она всегда была в Церкви, хоть так и не называлась, хотим мы того или нет, она и сейчас присутствует. Психология в том виде, в каком она существует в светском обществе пригодна с очень большими оговорками, оговорок даже больше, чем приемлемых методов. А как изложена в святоотеческом наследии, трудна для восприятии большинства (3-й абзац). Если так, то вопрос заключается в адаптации учения о психологии человека и доступном изложении на современном языке для разных категорий прихожан, т.к. все люди с разным уровнем образования и кругом интересов. И еще, мы гипертрофированно воспринимаем свои т.н. проблемы, в том числе под влиянием современной светской психологии. А святоотеческое учение, прежде чем поднять до небес, очень сильно заземляет, говоря о том, что ничего нового мы не изобрели и из изобрести не можем. Формы меняются, суть остается, посему лекарство горькое одно для всех, что современный человек категорически отказывается признавать. Что касается второго вопроса, то психолог выигрывает у священника за счет создания иллюзии индивидуального подхода. На самом деле этого нет. Как любой врач сотни и тысячи лечит одними и теми же пилюлями, так и психолог применяет одни и те же методы. Только к врачу или психологу претензий нет, а к священнику за то же самое почему-то есть. Но вопрос не в "устаревших" методах лечения, а в умении подбирать индивидуальную дозировку лекарства и схемеу лечения, о чем и в статье говорится. Мне кажется, что этого человек оправданно ожидает от Церкви и священнияка, учитывая громадный накопленный опыт Церкви. Где этого нет, выгорают не только священники, но и прихожане. Когда решится вопрос с современным изложением учения о психологии человека, появится ответ, нужен ли на приходе психолог и если да, то какой. А пока на данный момент из статьи следует, что психолог на приходе больше нужен в помощь священнику, чем прихожанину, причем в единственном качестве - "ушей", которые слушают, т.к. при всем при том, священник на "свою" территорию (душу человека) никакого светского психолога не пустит.
Мария19 апреля 2016, 12:43
У меня есть верующий знакомый, который по совету подруги, обратился к православному психологу, выяснились интересные вещи, оказывается у него были проблемы психологического характера идущие с детства, которые нужно было увидеть и преодолевать, а вместо этого он прийдя взрослым к вере и начав читать духовную литературу нашел духовное оправдание своим проблемам. Например, родители его сильно подавляли и он не мог будучи взрослым выразить свое мнение, обозначить допустимые для себя границы обращения со стороны окружающих, боялся вступиться словом за ближнего и тп, а нашел объяснение себе, что правильно всегда молчать, тк св. Отцы много пишут в пользу молчания. это один пример. По-моему, православный психолог очень помог моему знакомому разобраться в себе.
Сергей19 апреля 2016, 09:57
Давайте представим, что в приходе появилась должность психолога, к которому батюшки будут отправлять всех желающих, не просто искренне в краткой форме, исповедовать свои грехи перед причастием, а разобраться в своей душе поглубже. (Честно говоря, когда стоишь в большой очереди на исповедь порой согрешаешь против таких душекопателей.) Денег лишних у Церкви нет, поэтому исполнять эту должность, совмещая её с должностью катехизатора (что правильно)будет женщина(что уже не правильно)с случайным образованием. В лучшем случае это превратиться в формальность, в худшем - может очень сильно навредить.
Василий19 апреля 2016, 07:43
Ежедневно читаю все статьи с сайта "Православие.Ru". Обычная моя оценка материала - 10 баллов. Здесь просто не бывает несоответствующей высшей оценке подаче информации. Но иногда, как в данном случае, хочется поставить оценку 100 или больше. Спасибо!
МаринА18 апреля 2016, 19:42
Аллилуйя!
Низкий поклон за этот материал!
Лёд тронулся!
Сергей18 апреля 2016, 19:10
Доброго здравия! Есть очень неплохая глубокая книга : автор митрополит Иерофей Влахос "Православная психотерапия"
Читательница усердная18 апреля 2016, 18:31
Не понравилась эта статья любимого мною о. Нектария, чересчур с материалистической позиции подается проблема. Не нужны Церкви психологи, как я вижу. Это приведет еще к большему обмирщлению ее жизни, чем сейчас, а ведь все должно быть не от мира сего. Я детально изучала психологию в вузе и знаю несколько знакомых девушек-психологов, очень далеких от ценностей Христовых, в психологическом воздействии на человека большое влияние (огромнейшее) оказывает личность воздействующего, а она не идеальна, священник имеет благодать священства это другое. Но и тут, очень отторгает, когда приходишь в Храм на беседу с батюшкой, а он отвечает в духе светского психолога что-то там про типы личности и особенности меланхоликов. Брррр... А уж все эти теории про игры, заговоры, смыслы - противоположность простой жизни во Христе.
Лариса Воронина18 апреля 2016, 16:51
Трезво оценивая тот факт, что современного человека в церковь не затолкать, считаю, что психология как наука необходима. Однако несколько моих знакомых закончили факультет психолога. И у меня только один вопрос: что там с ними делали?? Им теперь самим психолог нужен.
Антоний18 апреля 2016, 16:12
Добрый день, братья и сестры! Благодарю автора и редакцию за статью. Хотя сам я к услугам психологов не прибегал, но со своими коллегами, преподающими в университете психологию и философию, общался немало, в том числе и на тему религии. Также мне довелось помочь нескольким людям разобраться в себе и своем мировоззрении, познать Бога и прийти в Церковь, то есть некоторый опыт общения с людьми в качестве психолога я имею. Конечно, порой это не просто: довольно сложно привести к познанию Божественной Истины, например, 65-летнего коммуниста, даже и считающего, что "что-то есть". Да и ежедневно общаясь со своими студентами, я так или иначе помогаю им решать не только сугубо учебные задачи, но и их собственные проблемы, так что некоторые навыки психолога необходимы мне и здесь. В итоге я пришел к тому же мнению, что и отец Нектарий: если человек (речь, разумеется, о православном) решил обратиться к психологу, важно, чтобы это был православный психолог, верующий и воцерковленный специалист с подлинно христианским мировоззрением. К сожалению, я встречал и психологов, являющихся не просто атеистами (наверное, в каких-то случаях обращаться к таким "толерантным атеистам" можно, но я не стал бы этого рекомендовать), но богоборцами, противопоставляющими религию и психологию и видящими цель своей работы в том, чтобы "освободить человека от ложных запретов, в том числе и религиозных". Такие агрессивно настроенные по отношению к религии как таковой психологи ничего кроме вреда запутавшемуся в своих проблемах, в своих отношениях с окружающими и Богом православному человеку, не принесут. По поводу же необходимости наличия при храме приходского психолога и его задач - у меня нет однозначного мнения. Если приходской психолог будет ставить своей целью не просто беседовать на различные темы с ищущим общения человеком, но в конечном итоге привести его к Богу, то эта практика может быть очень полезной. Если же это будет просто общение с человеком, который не стремится познать Бога, без цели последующего воцерковления, то я не уверен в его полезности, ведь храм - это центр Православной общины, его задача (в отличие от приютов и различных служб психологической помощи) - распространять нашу Святую веру, приводить людей к общению с Богом. Поэтому всё же главной задачей приходского психолога я вижу общение с прихожанами, особенно с детьми и молодежью, решение их проблем в рамках нашей Веры, а также помощь людям, желающим стать Православными христианами или вернуться в Церковь из мрака неверия.
р.Б.Иулия18 апреля 2016, 15:50
Спаси Вас Бог, дорогой отец Нектарий! Все верно. Я очень рада, что на сайте заговорили о православной христианской психологии! РАИСЕ - напрасно Вы не стали читать статью. Уверена, что Вам бы могло открыться еще одно душеполезное знание. Врачи разные нужны - и телесные, и душевные, и духовные. Психолог отвечает за душевную часть выздоровления человека, а священник, духовник - за духовное. Все постепенно надо делать. А души современных людей особенно сильно исковерканы. Нельзя забывать, что наша родина прошла через Богоотрицание. А такое не проходит бесследно. Семена были густо посеяны в 20-м веке. И до сих пор они всходят и заглушают в нас голос Любви и поиск Истины.
павел18 апреля 2016, 14:44
Цель духовной жизни - духовное здоровье, которое есть святость. И этот путь крестный, он может быть связан с многими телесными и душевными болезнями. А цель психологии - душевная гармония человека, душевное здоровье, адекватность, душевное равновесие, достижение некоего конструктивного подхода к жизни. Т.е. - быть настолько душевно здоровым, насколько это возможно.
Средство духовной жизни - вера, Таинства Церкви, терпение скорбей, память Божия, предание себя Богу, молитва, пост, труды и другие упражнения о Господе. Средство психологии - интеллектуальный анализ своей жизни и дальнейшие практические жизненные шаги в соответствии со сделанными выводами. Психологи - это практические житейские мудрецы, у которых можно попросить совета, но совет этот скорее житейский, чем духовный.
Вопрос: должны ли лица духовные (монахи, священники, архиереи) обращаться к психологам в случае некоторых своих затруднений? К обычным медикам они обращаются, но картина архиерея на приеме у психолога выглядит несколько абсурдной.
Иоанна_18 апреля 2016, 14:31
По-моему, отец Нектарий очень грамотно объяснил, почему Церкви НУЖНЫ психологи. Может, не всякому нужны именно психологи, но какие-то начальные знания по психологии просто необходимы. Зачем? Да хотя бы затем, чтобы уметь построить свою исповедь. Бывает так, что приходит человек к батюшке и вываливает на него целую "кучу" (так и хочется сказать: кучу мусора, да, именно кучу своего душевного мусора) и называет это "исповедь". Бедный батюшка должен разгребать всё это. Психология помогает СТРУКТУРИРОВАТЬ духовную жизнь. А до Святых Отцов современному человеку с его насквозь промытыми мозгами ещё дорасти надо.
Сергей18 апреля 2016, 14:11
Мир вам. По-моему психология в современном обществе - это суррогатная замена Церкви. Психологи, причём за государственный счёт, повсюду: в детсадах, в школах, на производствах. Зачем они? Они же не просто беседуют: они работают с душой. Куда они её направляют?
Вообще существует ли какая-то статистика кого вылечили психологи, кому помогли? Или попав к психологу человек отправляется по цепочке: психолог-психотерапевт-психиатр прямо в ад, минуя Церковь и теряя всякую надежду на спасение.
Что касается православных психологов: готова ли Церковь взять на себя ответственность за этих людей и то, что они делают? И может быть тогда не священникам нужно учиться у психологов, а психологов готовить в православных монастырях?
Ольга18 апреля 2016, 13:40
Психология- это дословно "наука о душе". Неужели священник уступает в этом вопросе светскому психологу, обучавшемуся в светском вузе, где материализм и не думает сдавать свои позиции? Вариант верующий воцерковленный психолог - очень большая редкость. В крупных городах такого с трудом найдешь, а что говорить о мало населенных пунктах? Психолог, лечащий в русле учения святых отцов, должен прекрасно знать их, иначе можно так "налечить", что устанешь потом выправлять ситуацию. Отсюда вопрос: так почему сразу не обратиться к человеку изучающему и знающему святых отцов - священнику?!
Людмила18 апреля 2016, 13:21
До чего же хорошо и полезно написано! Спаси Вас Господи, батюшка! Ждем Вашего приезда в Москву!
Валерий Ивкин18 апреля 2016, 12:14
Православной Церкви и православным, не всем, психолог нужен. Бывают проблемы пограничноого характера в психологии, а есть такие, которые только маскируются под пограничные, а там должен давно работать психиатр. Сразу батюшка направить к психиатру не может - это значило бы обидеть человека и отвратить от спасения. А вот перенаправить его к православному психологу? Это более мягкий и душеспасительный вариант. Так сказать, первый фильтр грубой очистки. Если проблема нуждается в психиатрической помощи, то перевод уже пациента из рук психолога в руки психиатра не так болезнен, тем более, что многие психиатры, дабы не спугнуть клиента, маскируются под названием "психотерапевт". Последний применяет старый принцип русской медицины: исключает органическую патологию, признает ее функциональной и передает его обратно православному психологу и далее - в обратном порядке... в руки Божьи. А если органическая проблема? Тогда лечение, бывает лечение соматической проблемы полностью излечивает от психиатрической. Такой алгоритм, поверьте, рабочий, милосердный, уважительный к человеку, т.е. это алгоритм любви к человеку с психологическими или психиатрическими проблемами.
раиса18 апреля 2016, 10:12
Нет, не нужна церкви психология, потому что человек приходит к Богу , пусть даже неосознанно, ищет у Него защиты и вразумления. Заменять Бога психологом значит обмануть в очередной раз. Нет, на этом пути человека к Богу не нужны такие помощники, только святые и священнослужители. Тяжело служение наших батюшек, зато и ценим, любим, верим в них, зная, что поставлены они Богом для нашего спасения.
Валерий Ивкин18 апреля 2016, 08:45
Очень рад, что в этой статье поднята тема психологии в ракурсе ее христианского осмысления. Думаю, раскрытие этой темы потребует не одной статьи, а множества, а, может быть, целой череды статей. Дело в том, что современная психология находится в плену материализма. и одной из его разновидностей - фрейдизма. И если есть какие-то психолгические проблемы у человека, то обратившись к обычному психологу, нет гарантии, что человека этого, особенно молодого, да еще православного, психолог не собьет с пути и не направит в духовную пропасть вышеуказанных направлений. Существует мнение, даже среди православных людей с психологических образованием, что православная психология не нужна, нужен просто хороший психолог, который является верующим человеком. Но где критерии, знаки опозновательные, чтобы обратиться и найти такого психолога? Даже, если он трижды назовет себя православным это же не гарантия. Поэтому я за развитие православной психологии психологов, которые получили светское образование. С нуля образовывать? Не знаю, если силы и теоретическая база для этого дела у Православной Церкви? Хотелось бы, чтобы была. Почему я об этом говорю? Были у меня проблемы в семье, психологи светские, государственно-муниципальные пытарлись не решать проблему, а ретушировать и уводить в сторону. Несколько лет назад обратился к частному православному психологу, а потом к психологам Душепопечительского Центра им. Иоанна Кронштадского в Москве, которым руководит отец Анатолий Берестов. Огромное им спасибо и низкий поклон, помогли, направили, ничего не замазывали, дали надежду. Но это в Москве, где можно где-то чего-то найти, а как быть в провинции или еще где? Обычный психолог, по моему субъективному мнению, повторяюсь, не решает проблему, в лучшем случае, ее диагностирует . Остальное, чуть позже.
C.C.18 апреля 2016, 08:11
Благодарю батюшку Нектария. Очень ценные статьи и советы. Сама в себе именно таким образом и разбиралась, перечитав много литературы по психологии, в том числе и статьи на Православие.ru. В светской психологии есть, конечно, и хорошие советы, но как правило что-то в них вызывает отторжение. Как хорошо, что есть этот сайт, где можно разобраться в себе, при этом никому не надоедать со своими проблемами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×