«Троечники в школе правят бал»

Писатель и сын священника о преподавании русского языка и литературы в школе

Недавно в России было учреждено Общество русской словесности. Цель Общества – обсудить проблемы школьного преподавания русского языка и литературы и изменить ситуацию к лучшему. Мы решили узнать, какие проблемы в области словесного образования больше всего волнуют участников нового общества.

    

Больше всего меня волнует уровень подготовки не столько учеников, сколько учителей.

Первое. Многие учителя сегодня, как мне кажется, на знают, зачем нужны уроки литературы. Посмотреть презентацию или видео-ролик, прочитать краткое изложение, расставить галочки в тексте, списать с готовых сочинений, которыми кишит Интернет – большего учитель по литературе от своих учеников часто не требует. При этом современный школьник едва ли может самостоятельно сформулировать свои соображения и мысли по тому или иному предмету – чему, в первую очередь, должна учить литература.

Второе. К счастью, в школу вернули обязательное итоговое сочинение по литературе – потому что очень важно, чтобы ученик не только читал, но и писал. Но у многих учителей совершенно утрачены навыки преподавания этого жанра. Сегодня сочинение чаще всего воспринимается как банальная отписка. О том, «раскрыл тему» ученик, или «не раскрыл тему» (как говорили раньше), никто сейчас не задумывается. А от попытки обдумать, отрефлексировать прочитанный текст и, пускай своими словами, без какого-то догматического канона, но все-таки выразить свои собственные мысли – вообще уходят. Хотя сочинение – это особый подход, требующий, я повторяю, не догматизма, а творчества.

Третье. Кроме всего прочего, важнейшая задача учителя литературы – заинтересовать ученика. Когда меня приглашают провести урок или лекцию, я всегда стараюсь как-то зацепить, развеселить или, что называется, «зажечь танцпол». Если учитель не пытается этого делать – скорее всего, произведение дети не прочтут или ни капельки в него не вникнут. А ведь очень важно, чтобы ключевые литературные произведения от «Повести о Петре и Февронии Муромских» до «Чудиков» Шукшина обязательно дошли до сознания учащихся.

К сожалению, сегодня значительно снизился статус учителя. Я говорю и об отношении к учителю в обществе, и о его материальном благополучии. Все-таки должно быть иначе: статус учителя обязательно должен быть высок.

Надеюсь, что Общество русской словесности, созданное под эгидой Патриарха, действительно станет открытой и внятной площадкой для обсуждения той катастрофы, которая происходит с нашим образованием в области русского языка и литературы. В частности Общество собирается провести форум учителей – и очень хочется, чтобы педагоги, посмотрев друг другу в глаза, вместе попытались найти выход из создавшегося положения. Потому что если посмотреть на баллы, которые считаются нормальными за ЕГЭ по русскому языку, оказывается, что бал у нас правят троечники…

Сергей Шаргунов
Подготовила Дарья Баринова

Источник: Фома.Ru

8 апреля 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Екатерина 3 мая 2016, 20:42
Спасибо за тему! Интересно и лаконично написана статья, спасибо автору!
Мне кажется, что статья и комментарии вместе составляют беседу читателей, в итоге полезно дополняя друг друга.
Троечники не всегда виноваты, что они в каком-то предмете не сильны.А бывает, что учитель проверяет задание, но насколько оно было понятно, даже не поинтересуется. Это и есть троечник-учитель.
Ученик - отражение учителя во многом.
А главное в предмете - цель изучения.Детям непонятно, значит, не усвоится предмет.Учителю бы надо быть воспитанным и добрым, говорить интересно.

Анна26 апреля 2016, 10:02
По большому счету дети никому не нужны. Родители зарабатывают деньги, чтоб на них кормить-одевать-учить детей. Воспитывать детей, приходя с работы в 19:00 просто некогда. Учителя - тоже зарабатывают деньги, оказывая образовательные услуги. Любая дискуссия о проблемах педагогики верно переходит на вечное нытье по поводу низкой зарплаты учителей. У кого она высокая? Давайте все наплевательски относиться к работе, платят-то мало. Мерило жизни - деньги. И дети это чувствуют. И вся культура, классики, Пушкин - к чему они? Какая от них польза? Ведь от прочтения "Войны и мир" не падает денежка в карман. Есть выгода от чтения - ладно, прочитаю. Нет - а ну ее! Вот когда перестанем все мерить деньгами, перестанем скулить о несправедливости жизни к нам и о низкой зарплате, глядишь наши детки и задумаются, начнут читать, размышлять о прочитанном и мыслить.
Darina25 апреля 2016, 00:51
Читательница (Подмосковье)15.04.16: "...нужно различать литературную норму и разговорную речь."
Согласна с Вами: очаровательны местные говоры, интересны молодежный сленг и профессиональный фразеологизм, когда они свободны от цинизма. Но я вот что хотела сказать: когда я училась в школе, нам учителя советовали внимательно слушать дикторов радио и телевидения, т.к. они говорили абсолютно правильно. Одна из лучших советских телеведущих народная артистка Аза Лихитченко (та самая цыганочка Аза, сокурсница Высоцкого по школе-студии МХАТ) в программе «Время»! сказала «по срЕдам», при следующем включении она извинилась! перед зрителями и сказала правильно: «по средАм». Заслуженным мастером спорта и народным артистом был спортивный комментатор Николай Озеров. А нынешние развязные дикторы?!... Они к нам тоже не с Марса прилетели – это мы, троечники, до этого докатились!
Андрей23 апреля 2016, 21:43
Уважаемые сёстры, братья. Являясь учителем русского и литературы, отмечу абсолютную правдивость статьи. Не нужны людям знания, одним всегда, а другим до определённого возраста. Почти все понимают, что время упущено, некоторые пытаются наверстать. Что там говорить, сам такой. Нынешние дети не могут нравственно воспринять информацию, полезную для ума и души. Откуда дети получат желание стремиться к знаниям? Кто их этому учил? Примеры безнравственности заполнили внимание: СМИ, Интернет... - вся информация доступна в любое время. Нужна цензура, нужно поколение, которое будет отвергать плохое и учить этому детей, хотя бы своих... И ещё. Школа не учит тому, что на самом деле нужно человеку в жизни. Вот такой замкнутый круг. Мы, учителя, отписываемся перед администрацией школы, та сдает шикарные отчёты в отдел образования, а детей школа выплевывает в жизнь с липовыми аттестатами и около предметным знаниями. Так было при Украине 16 лет назад, тот же подход и сейчас. Поэтому в июне ухожу из школы. Как-то так...
Oleg Akishin23 апреля 2016, 06:14
Необходим совет!
Немного не по теме, но есть надежда, что данную статью просматривают православные педагоги, которые могли бы помочь. Дети 11, 9, 7 лет. Есть желание занять их чтением литературы. Какой список авторов и произведений предложить им для данного возраста? Девочки 11 и 7 лет, мальчик соответственно 9. Минимальный объем прочитываемого так же будет полезно узнать.
Михаил Кононович19 апреля 2016, 14:23
Ответ Анне!
Анна. Мне кажется, что Ваш случай относится уже не к литературе.... Учитель, который призывает детей не слушать родителей, нарушает много законов, как профессиональных, так и нравственных. И среди них, заповедь Господню "Чти отца и мать твою". Конечно со стороны советовать легко, и я прошу прощения, что позволяю давать советы, но мне кажется, что Вам стоит оградить ребенка от влияния такого учителя.
Анна15 апреля 2016, 11:05
Когда родители стали жаловаться учителю, он непременно вспомнил толерантность, Слава Богу, что детки оказались думающими,это успокаивает, но покой нам только снится, всеже гнилое зерно в души брошено...
Анна15 апреля 2016, 10:59
Мне бы хотелось чтобы мой комментарий прочитал автор статьи. Может не совсем по теме, но есть такая ситуация: в одном лицее учитель задает на каникулы прочитать книгу "когда отдыхают ангелы" автор Марина Аромштам, жуткая пошлятина, написанная не литературным языком, и когда дети отказываются ее читать, учитель оскорбляет их, говоря что у вас нет своего мнения, не надо слушать родителей, у меня честно говоря, мороз по коже.
Читательница (Подмосковье)15 апреля 2016, 00:57
Мое мнение: нужно различать литературную норму и разговорную речь. Первая предполагает склонение географических названий с окончанием «ово» - в случае употребления их без родового слова (он живет в Кемерове). В разговорной речи допустимы оба варианта. С родовым словом склонение не допускается (он живет в городе Кемерово). Слово «брелок», согласно правилам литературной речи, при склонении не теряет букву «о». Нужно на сайте поместить «Правила русского языка» или словарь, которому можно доверять, - чтобы мы меньше делали ошибок при написании комментариев. Это будет лептой в решение задач, поставленных перед Обществом русской словесности. )
14 апреля 2016, 20:10
Галине И: брелок и замок -- абсолютно разные слова. Слово "брелок" (франц.) целиком состоит из корня и поэтому не может терять гласные буквы. В слове "замок" (слав.) -- корень зам, а -ок --суффикс, и здесь возможны так называемые беглые гласные. В том-то и дело, что троечники правят бал не только в школе, они даже справочники составляют и устанавливают (переустанавливают) нормы. Как можно "плейер" писать без "и" краткого наподобие "веера", а у нас не только пишут, но ещё и узаконили это написание. И таких примеров можно привести множество. Простите меня, НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ.
Артамонова Алена14 апреля 2016, 18:32
Проблемы, затронутые в статье, относятся не только к преподаванию русского языка и литературы, они касаются всей системы образования. А в основе любой проблемы - целеполагание! Образование не может быть бизнесом как и здравоохранение. Для всех сторон этого процесса - это должно быть миссией. Спросите детей, учителей, родителей: для чего учатся в школе? Большинство ответят, чтобы поступить в институт, чтобы затем найти работу, которая бы могла обеспечить семью. Но достойное высшее образование доступно только за большие деньги, как следствие, потеря интереса к обучению. Ведь получить "корочки" можно за умеренную плату, просто среднестатистически ответив на шаблонные вопросы ЕГЭ. Да и каков спектр профессий, которые предлагает общество? Если не прятать правду, то мы являемся свидетелями формирования кастового общества, в котором социальный статус консервируется на уровне достигнутом семьей. Все возможные пути социальной мобильности перекрыты, всё зависит от материальных возможностей семьи.Нет ни полета мечты, нет и творческого отношения к образованию, обучению. Это оказывает влияние и на преподавателей! Ведь образование - это на 90% самообразование, которое мотивируется личностными целями и задачами, преподаватель - не может вложить в ученика больше, чем он хочет получить знаний, навыков. Последних преподавателей энтузиастов, которые, вопреки всему, учили учиться, выпроводили на пенсию, чтобы не мешали другим - ИМИТИРОВАТЬ ежедневное получение НОВЫХ ЗНАНИЙ и профанировать проектную деятельность. Есть такая шутка - наше образование шлифует булыжники и превращает алмазы в булыжники. Если реальная социальная мобильность будет зависеть от уровня образованности, культуры, компетентности, тогда и без общества русской словесности будут востребованы: библиотеки, литературные вечера, лектории, вечера поэзии, литературные музеи, конкурсы чтецов, театральные постановки по произведениям русской классической литературы и т.д.
р. б.Нина14 апреля 2016, 17:01
Безграмотность сейчас вырабатывается специально подобранными упражнениями еще в начальных классах, например:исправь ошибки или транскрипцию слова запиши буквами .
Ребенок " фотографирует" буквально глазами и прочно запоминает именно ошибочное написание слов или написание как слышишь.
Пространные рассуждения вместо краткого правила или простой таблицы, намеренно примитивнобезобразные картинки, такие же по содержанию тексты упражнений второсортных авторов в учебниках.Иногда и с пагубными примерами из жизни - по литературе.Тексты по иностранному -война против здравомыслия.Сумбурный порядок изложения( все в кучу по математике и др. предметам) именно намеренный!Бестолковое домашнее задание :реши кроссворд .
С ненавистью составлены к предмету , к детям и к России учебники,также рабочие тетради, ненужные, но которые обязывают покупать нас, родителей.Всмотритесь!
С надеждой уповаем на Общество Российской Словесности...
Галина И.14 апреля 2016, 13:07
НАТАЛЬЕ БОГОЯВЛЕНСКОЙ, 14 апреля 2016, 10:0. Простите, я не хотела вас обидеть, а это чувствуется по вашему раздраженному комментарию. Просто неловко стало за Татьяну. Вы утверждаете:" Об изменении слов по родам я вообще не писала".Вы писали о склонении, а склонение имен существительных напрямую зависит от их рода. К тому же слова (им. сущ.) по родам не изменяются, изменяются (склоняются) по падежам. Только иногда может наблюдаться появление дублетных форм: жираф- жирафа, ставень- ставня. И то, о чем я написала, не дебри, специального трактата по этому поводу совсем не требуется. Указанные мною справочники рекомендуются всем, кто интересуется грамотной русской речью. Ошибаются все, но прежде чем нам кому-то выговаривать и кого-то обижать, надо уточнить и проверить свои сомнительные знания в официальных источниках. За своей речью я слежу, просто вы вырвали слово из контекста, а это не положено. "Нерусское слово" (фамилия Розенталь) склоняется, т.к. относится в моем тексте- комментарии к м.р. (Ди́тмар Элья́шевич Розента́ль, лингвист). Я это напечатала, т.к. ранее в вашем комментарии прочитала: "В отличие от русских, слова, пришедшие к нам из иностранных языков, не склоняются".И еще по поводу написания слова "брелоки" (ваш ком. от 12 апреля 2016, 15:00). Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова называет форму заимствованного слова "брелки" (без буквы о) как пригодную к произнесению в неформальной обстановке по аналогии с замок- замки, носок- носки. Поэтому люди путают. До свидания. Приятного вам и всем читателям сайта дальнейшего поста.
14 апреля 2016, 10:37
Галине И. Вы вдаётесь в такие дебри, о которых уже надо заводить специальный трактат. Я написала всего лишь о склонении географических названий. Об изменении слов по родам я вообще не писала, при чём тут роды? О том, что "кофе" мужского рода, думаю, знают все более-менее грамотные люди. А за своей речью тоже надо следить. Вы пишете: "Фамилия Розенталь склоняется, так как мужского рода". Извините, но эта фамилия (как и любая другая) может принадлежать как мужчине, так и женщине: в первом случае склоняется, во втором -- нет. НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Ольга Хоа14 апреля 2016, 09:17
Проблема с учителями, начиная с перестройки и по настоящее время. В мое время, я с 81 г.р. учителя менялись часто, особенно по русскому языку. Моему мужу повезло, он старше меня на 18 лет, он до сих пор помнит правила по русскому языку. А росли с ним в одинаковых условиях, обычные рабочие семьи, домашнее задание выполняли самостоятельно. Я понимаю, что у меня проблемы есть, хорошо, что я это понимаю ) и с возрастом учусь. Бывает очень неловко, когда интеллигентные люди, например с Санкт-Петербурга, поправляют мою "уральскую речь") Спасибо им. Надо учиться и развиваться всегда.
Наталья14 апреля 2016, 05:11
Евгении "дело не в маленьких зарплатах...от я помню в 80-х..." прямо умилили.давайте вспомним 90-е, когда учителям по полгода вообще не платили.да и сейчас мы недалеко от 80-х ушли.все эти годы профессию учителя намеренно "опускали" ниже плинтуса, сейчаc мы пожинаем плоды этих унижений: профессия не престижная, малоплачиваемая, с репутацией "сумасшедших сам-дур".а ты при этом ещё и гореть не забывай любовью к предмету, ученикам, родителям,администрации, родному государству и министерству образования.ввели подушевое финансирование, теперь одна задача-выстоять 5-6 уроков в классах по 30-35 человек и не сдохнуть, извините за грубость.в деревнях же, наоборот, учи 3 учеников в 10 классе за 3 копейки.эта система порочная, унижающая учителя, а униженный и обиженный никогда никому ничего хорошего дать не может.
И Р13 апреля 2016, 23:17
комментарии по объёму больше самой статьи)))
слава Богу за всё (в том числе за неравнодушных и деятельных людей)!
раб Божий иоанн
Ольга13 апреля 2016, 16:53
"Троечники" правили и будут править всегда, просто потому, что это - основная часть общества в процентном исчислении. На 20-30 человек в классе обычно приходится 0-3 одаренных, столько же, скажем мягко, "cложных", остальные - просто нормальные люди. Это закон. А вот система оценок, мотивация и проч. - это уже дело рук человеческих. Нам активно, непреклонно и, кажется, неотвратимо навязывается нечто новое. XXI век. Заметно ухудшение памяти. Наши головы "удерживали" десяток предметов. Дети едва осиливают 5 профильных. Нам "сажают батарейки". Информационное "объядение", гаджеты, Клип-культура, музыка, физическая расслабленность, либо тренажеры. Думать нас учили, и мы учим детей, и воспитываем в православной вере, но как зарядить батарейки? Именно напитать, а не "зажигать"...
Галина И.13 апреля 2016, 15:24
Наталье Богоявленской, ком. от 12 апреля 2016, 15:00. Простите,но, указывая Татьяне, вы сами ошибаетесь, или же воспользовались неточной информацией. В частности, вы утверждаете: "В отличие от русских, слова, пришедшие к нам из иностранных языков, не склоняются: "напиться кофе" и т.д. Существует целый ряд правил по склонению иноязычных слов и определению их родовой категории, но острой необходимости их все здесь расписывать нет.Слово "кофе"- однозначно мужского рода: черный кофе (доп. *с.). Что касается склонения русских слов, то здесь тоже целая система правил. В отношении же склонения по падежам географических названий, их согласования и несогласования с определяемыми словами вы также заблуждаетесь.Так, например, имена собственные на -ово не склоняются. Эти и другие правила в школьных учебниках не даются,или даются в крайне ограниченном варианте. Ознакомиться с ними можно в словаре - справочнике Е.А. Окунцевой "Трудности устной речи" (Изд. Московского университета, 2004г.), в справочнике и пособии Д. Э. Розенталя и др."Современный русский язык" (ООО "Изд. АЙРИС- пресс", 2001), а также в ряде других авторитетных источниках.(фамилия Розенталь склоняется, т.к. мужского рода.) Татьяна, извините.
ТАТИАНА1713 апреля 2016, 12:28
ОЛЕГ! Я поддерживаю Вас.Мы живем в мире,подверженному искажениям во всем и везде.Очень часто
бываем толерантны(беспринципны) в жизненных ситуациях,когда НАДО проявить волю к исполнению
Заповедей. "Не можете служить двум господам".Дети и чувствуют и видят эту неискренность, и их
незамутненная с рождения душа начинает заростать "илом" лицемерия и приспособленчества.Вы правы,что
трудно и тяжело,но плод ТАКИХ усилий - бесценен. Господь "видит КАЖДЫЙ НАШ ШАГ на тернистой
дороге".
Олег13 апреля 2016, 06:54
Сергей, на этом пути я не один. Проповедовать Слово нас призывает Сам Господь (Мк 8; 34), а вот путь по которому идти выбирает себе каждый сам. Только если мы хотим жить среди людей, и добиться того о чем весь этот разговор, другого пути нет.
Арина13 апреля 2016, 00:17
АлександрГ. 10 апреля 2016, 19:00
"...Школа выполняет заказ по формированию у ребенка компетенций...". Что-то не так в этом тезисе. Вшивоватый он какой-то..." Вшивоватый он, начиная с формы - калька с английского. Никто не перевел на русский язык, то ли уже разучились, то ли намеренно. Подобное теперь подряд и рядом.
Сергей12 апреля 2016, 15:20
Олег, простите ради Христа, это вы нас призываете на этот подвижнический путь или это декларация ваших намерений. Но даже, если лично Вы возложите на себя и своих близких этот Крест, много ли людей последует за Вами? Дай Вам Бог преуспевания во всех Ваших начинаниях.
12 апреля 2016, 15:12
Татьяне (коммент. 10 апреля, 22:00). Интересно, а как, вы считаете, правильно писать: "микрорайон Митино", "из Кунцево"? Да ничего подобного: все русские слова с окончанием "о", в том числе и имена собственные, склоняются по падежам по общим правилам русского языка. И правильно будет именно "я живу в Выхине", "подъезжаю к Строгину", "житель Кемерова" и т. д. (вы же не скажете, что цветочный горшок стоит на окно, всё-таки на окне, правда? А чем географические названия хуже?). В отличие от русских, слова, пришедшие к нам из иностранных языков, не склоняются: "напиться кофе", "полюбоваться пальто", "французик из Бордо". Прежде чем критиковать, нужно ознакомиться с правилами, а то у нас уже и "брелки" стали писать вместо "брелоков" (даже программа проверки орфографии "брелоки" подчёркивает красным, а "брелки" нет). Простите меня.
НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Олег12 апреля 2016, 09:17
Мужчины-учителя это конечно прекрасно. И заплата, ипотека, да и прочие блага цивилизации конечно тоже нужны. Без этого нельзя, но главное нельзя это ставить на передний план. Центр – Бог, все остальное на периферию. Первоклашки, они все горят желанием учиться, получать знания. Какие радостные с букетиками цветов они спешат 1 сентября за знаниями. Дать эти знания – главное для учителя, будь то мужчина или женщина, все личное позади. Да трудно, да тяжело, - но плоды, полученные этим путем, бесценны. Не должно быть искажений. Ребенок все сразу чувствует, его не обмануть. Он ближе к Богу, он ещё не оброс грехами. Любое искажение и сразу вопрос, а почему один говорит так, а другой противоречит? Значит, кто-то говорит не правду? Вспомним Апостолов, разве им было легко? Разве они думали о себе, когда шли проповедовать Слово Божие. Учительствовать - значит служить. Служить во Славу Божию. И Спаситель наш тоже был учитель, а Апостолы ученики. Примерно так мы все учителя должны нести Слово, начинать надо именно с этого, и тогда Обязательно все будет так, как должно быть, потому что с нами будет Бог!
Татьяна Органова11 апреля 2016, 23:02
Моя многолетняя работа в школе привела меня к мысли: учеба - совместная работа учителей, учеников и родителей. Учитель учит, ученик учится, а родители следят за учебой своего ребенка. Если выпадает одно звено, все здание рушится. И еще, ни один учитель не может научить ученика - ученик может научиться у учителя.
Димитрий11 апреля 2016, 21:19
Спаси вас Господи! Очень важную тему поднимаете! Хочется чтобы наши дети между собою соревновались тем, кто лучше учиться, быстрее и качественнее решает задания. И чтобы Бог посылал, любящих свои предметы и любящих учеников, учителей...
Евгения11 апреля 2016, 18:57
Я просто мама, а не учитель. Мне не понятна проблема "плохих" учителей (и не только русского языка и литературы). Подобных учителей в принципе не должно быть. Настоящие учителя должны обожать свой предмет, гореть им, а это всегда передается детям. Дети чувствуют по Вашим глазам, дорогие учителя, фанаты вы своего дела или нет. Если человек одержим своим делом, обожает его - это всегда "ведёт" за Вами других. Мне не понять, когда в классе моего сына 12 детишек, а они абсолютно безграмотны...Вот некоторые говорят, что проблема плохих учителей в маленьких зарплатах, а я помню своих учителей: в 80-е годы им платили весьма скромно, однако, они прекрасно "давали" свой предмет и возились с нами. Моя свекровь сельский математик с огромным стажем, и я знаю всё это не со стороны.
Я думаю, что каждый человек должен быть честным в оценке своих профессиональных качеств! Если ты не любишь свою работу и не одержим ей (в хорошем смысле этого слова), тогда нужно искать себя в чем-то другом. Особенно это должно касаться молодых людей. Тогда в каждой отрасли у нас будут работать профи, а не засилье равнодушных и непрофессиональных людей.
Сергей11 апреля 2016, 12:27
ТЧтобы собравшись не прятать друг от друга стыдливо глаза, нужно определить простые задачи по поддержке русского образования. Например: 1. Здесь было сказано, что нужно вернуть в школу мужчин. Очевидно для этого нужно, чтобы зарплата молодого учителя (за 1 ставку!!!) была не менее 40 тыс.руб. (в Росси, в Москве м.б. больше) плюс беспроцентный ипотечный кредит при условии работы 15 лет в школе. Опытный учитель должен получать за ставку более 60 тыс.руб. С классным руководством и доп. часами может получиться вполне приличный доход, получая который мужчина не будет чувствовать себя предателем своей семьи, отбирающим кусок хлеба у своих детей ради воспитания чужих. Учитывая, что расходы бюджета на образование составляют унизительно малый процент, то даже двойное его увеличение страну не разорит. 2. Пересмотреть всю образовательную программу по гуманитарным дисциплинам, устраняя из неё все наносы синодального и советского периодов. Признать, что либеральные и гуманистические ценности носят манипулятивный, спекулятивный и развращающий характер. В основе их изначально заложена подмена понятий извращающая все последующие выводы. И даже на первый взгляд добрые и светлые чувства в этой парадигме становятся извращёнными: сочувствием к греху или милосердием к мучителям при равнодушии к их жертвам. 3. Необходимо выделить сектора в информационном поле (Интернет, телевидение, радио, печать) с обязательной премодерацией (цензурой по старому), дабы исключить провокационное и разлагающие влияние. Какие ваши предложения?
Сергей11 апреля 2016, 12:26
Так давайте обсудим среди православных, как наиболее культурной, стержневой части общества. Что нужно делать, что бы сохранить русскую культуру живой, не музейной? Способной генерировать новые идеи и образовывать всесторонне развитых людей, осознающих себя русскими и понимающих основные базовые ценности своей культуры. Например: что мы православные и нам легче жизнью своей пожертвовать, чем строить империю за счёт порабощения и обнищания других народов. Что мы живём мiром и собором, но всегда готовы выделить и поддержать лучших из нас, но если они возгордятся и начнут творить зло против Бога и людей, спросим с них строго.
АлександрГ.11 апреля 2016, 12:23
И еще раз, возвращаясь к тезису “ЯЗЫК ФОРМИРУЕТ СОЗНАНИЕ”. Но для начала, мне хотелось бы напомнить мысль, высказанную отцом Иоанном Крестьянкиным, о том, что нам нужно всячески беречь церковнославянский язык. …………………… Итак. Верующим известна 2-я молитва святого Макария Великого. Читается она утром. В этой замечательной молитве есть слова: ”… и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, ….”. Понятно, что слова “… и по сне нощнем ..”, можно на современном языке изложить, как и после сна ночного. Но вот как на современном языке, изложить “возсияй ми день безгрешен”? Пошли или дай, мне день безгрешен? Но слово “пошли” или “дай”, это не синонимы слова “возсияй”. Тогда как? Освети меня днем безгрешным? Но слово “возсияй”, также не является синонимом слова “освети”. Ибо в этой конструкции акцент делается на словах “днем безгрешным”, а слово “освети” уходит на периферию. Между тем, как в самой конструкции словосочетания “возсияй ми день безгрешен”, четко обозначается центр и периферия. Бог и свет его в центре, человек с его устремлением на периферии. Иными словами очень четко обозначается вектор направленности от человека к Богу. ………….Отличается ли эта конструкция от современного видения мира, в центр которого поставлен человек и его разум? Да отличается. А к каким последствиям это ведет? …………………. У современных интеллектуалов есть такая задача, попробовать вывернуть наизнанку сферу, так чтобы внешняя часть сферы оказалась внутри, а внутренняя часть оказалась снаружи. По сути, это некая модель, когда внешнее становится внутренним и внутреннее становится внешним. Человеку с “уплощенным” мышлением, сама по себе такая задача кажется какой-то бессмыслицей. Между тем, образованный, глубоко религиозный человек эту задачу решает достаточно просто. Ибо для него, изначально: Бог и его законы бытия в центре, а человек с его устремлением к центру - на периферии. И вот здесь происходит первое чудо, законы бытия данные Богом человеку, оказываются внутри человека. И оказавшись внутри, они становятся внутренней опорой человека, с тем, чтобы выразиться вовне во всех мыслях и деяниях верующего по отношению ко всему творенью Божиему. И как результат, происходит следующее чудо - чудо соприкосновения с бесконечностью. …………….. И для сравнения. А как устроено мышление человека, в центр которого поставлено свое личное “Я”, а все остальное отодвинуто на периферию? И в этом мышлении нет Бога и его законов бытия человека. Есть Эго, пытающееся “втянуть” в себя то, что находится на периферии. И вот это мировоззрение, порождает модель поведения паразита. И в таком сознании нет места чуду соприкосновения с бесконечностью, есть только периферия конечность и размер, которой определяются размерами “Эго”, уходящего в небытие. ……………….. Кто-то может сказать, что подобное теоретизирование не имеет абсолютно никакого практического значения. Это не так, ибо МИРОВОЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ФОРМИРУЕТ ВСЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. Иными словами, мировоззрение паразита, будет пытаться сформировать паразитарную систему общественных отношений. А вот это уже практика, заставляющая людей плакать. ……………. Одно СЛОВО из нашего языка, всего лишь одно “ВОЗСИЯЙ”, но оно определяет колоссально много в нашей жизни. ………….. Является ли это ответом на вопрос о причинах “космичности” мышления русского человека? Для меня ответ на этот вопрос, является утвердительным. Но тогда очевиден и ответ на вопрос, нужно ли открывать кафедры богословия в технических вузах. Нужно, ибо сознание такого человека, более гибкое и намного объемней. ......... Это только один пример того, как ЯЗЫК ФОРМИРУЕТ СОЗНАНИЕ, а таких примеров привести можно множество.
Маша11 апреля 2016, 10:25
"А ведь очень важно, чтобы ключевые литературные произведения от «Повести о Петре и Февронии Муромских» до «Чудиков» Шукшина обязательно дошли до сознания учащихся".

Было бы неплохо - поместить на страничке весь список "ключевых произведений".

Татьяна10 апреля 2016, 22:16
Здравствуйте!
Мне интересно, а кто будет участником Общества Русской словесности? И сможет ли это Общество что-то изменить?!
Дело не только в учителях, и, в первую очередь, не в учителях!
Никого не смущает, что русский язык упрощается и правила, которые мы все учили в школе игнорируются и переделываются, как раз, под троечников и двоечников. Так, например, теперь не только говорят, но и пишут:"4 микрорайон МитинА, в СтрогинЕ, из КунцевА.. Теперь это норма.
В ЕГЭ по русскому языку есть раздел вопросов, где нужно выбрать правильный ответ. Так вот, оказывается, правильно писать и говорить: "лажу"!!! В смысле, от слова: лазать, залезать! Дети вынуждены учить этот неверный вариант для того, чтобы просто сдать ЕГЭ.
Это все, к сожалению, не единичные случаи и примеры!
Читать и любить книгу должны учить в семье! В школу дети приходят в возрасте 7 лет, с уже сформировавшимся отношением к происходящему вокруг. Учитель никогда не привьёт желание читать, если дома нет книги! К тому же, наше образование стремится к тому, чтобы дети все чаще работали с компьютером, а, значит, не брали в руки книгу вообще. Да и сами родители, как правило, занимают детей "гаджетами", а не своим с ними общением. Мало тех, кто читает детям, кто играет с детьми "в слова", "в города" и пр.
Извините, у меня этот вопрос наболел! Моя дочь в этом году заканчивает школу, сама я по образованию учитель начальных классов, работала и в школе и в детском саду и, к сожалению, знаю не понаслышке.
Рыба гниёт с головы! Кто составляет задания в ЕГЭ? Что там написано? Кто пишет и утверждает учебники? Кто вводит все новые и новые принципы работы учителей? Все эти люди хоть раз были в обычной!, средней школе?!
Все очень радовались за то, что в школу вернули итоговое сочинение. Но заявляли об одном, а в реальности получилось другое. Никого не интересует личное мнение ученика, все пишется по шаблону, иначе, есть вероятность, не получить за это сочинение "зачёт", а сколько начислить за это сочинение баллов- решает ВУЗ при поступлении. Не кажется ли вам это странным?!
Лично у меня много вопросов к министерству образования, есть и идеи, но...кому они нужны?! 18 лет учила читать и любить книгу свою дочь, даю советы близким и друзьям. Может, хоть так, малыми шажками, хоть рядом со мной что-то изменится к лучшему?!
Ещё раз прошу простить меня за столь эмоциональный комментарий, но, правда, наболело!
АлександрГ. 10 апреля 2016, 19:36
"Школа не отвечает за воспитание ребенка. Школа выполняет заказ по формированию у ребенка компетенций, то есть тех знаний, которые будут востребованы обществом". Что-то не так в этом тезисе. Вшивоватый он какой-то. И многие из нас, это интуитивно понимают, но внятно сформулировать свои возражения не могут. ...................... Давайте, попробуем начать сначала. Русский язык состоит из слов. Каждое слово, наполнено определенным смыслом. Система, "корневых" смыслов формирует цельное мировозрение человека. Мировозрение человека, в свою очередь отвечает за миропонимание. Или иными словами, миропонимание ответственно за то, насколько адекватно человек воспринимает окружающую его действительность и действует в ней. Для того, чтобы было совсем понятно неадекватное восприятие действительности, побуждает человека устраивать "скачки" и разносить в хлам собственную страну, не задумываясь о последствиях. Но мы возвращаемся к смыслам, формирующим мировозрение, ибо само по себе ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, это и есть ничто иное, как ВОСПИТАНИЕ. Иными словами, в самом русском языке, уже изначально заложено воспитание. Зная, как формировался русский язык и какова степень влияния на него церковнославянского языка, мы можем с уверенность утверждать, что Русский Код, содержится в самом Русском языке. ..................................... Соответственно. Что нужно сделать для того, чтобы разрушить русских, как народ? Перестать преподавать русский язык, или для начала просто сократить количество часов обучения по русскому языку и литературе. Это раз. Разрушить "корневое" ядро смыслов. Слова, Бог, Любовь, Совесть, Отечество, Честь, Долг, Справедливость, Достоинство, Равенство как и многие другие должны быть изгнаны из общественного сознания. В 90-е годы, эта атака уже была произведена. Исчезли из обихода слова Честь, Совесть, множество смыслов было просто опошлено. В результате чего у подрастающего поколения было частично нарушена "цельность" мировоззрения. В сознании людей образовались "лакуны". Это значит было два. И наконец три: в русский язык потоком хлынули иностранные заимствования. ..................... И еще раз вернемся в начало. "Русский язык состоит из слов". Их много. Но что это значит? А это значит, что чем больше слов, тем больше категорий мышления, с помощью которых человек познает действительность. Иными словами, больше категорий мышления, человек лучше познает, меньше категорий мышления -хуже познает действительность. Ориентируясь в реальности с помощью матов. А если серьезно? А если серьезно, то ЯЗЫК ФОРМИРУЕТ СОЗНАНИЕ человека. В конце, 80-х, начале 90-х именно эту мысль высказал американский ученый Ноам Хомски. Но что это значит? А это значит, что ВОЗДЕЙСТВУЯ на ЯЗЫК можно изменять СОЗНАНИЕ. Американцы эту мысль поняли правильно (они вообще, редкостной чуйкой на любую возможность извлечь деньги из людской глупости) и начали менять язык на Украине. Чрезмерно глубоко, погрузившиеся в этот эксперимент из братьев, превратились в "небратьев". Промежуточные итоги мы видим. ................ Но на самом деле, Ноам Хомски, это не первый человек, додумавшийся до этой мысли. Все-таки историю нужно знать, а свою тем более. В свое время, католические священники, продвигая Унию на Украине, настаивали на том, чтобы богослужение в храмах велось на латыни. На, что православные священники справедливо замечали, что в этом случае лексические и логические конструкции христианского вероучения, во всей их сложности, станут непонятными для большинства, что приведет к падению интеллектуального уровня населения. Иными словами, еще тогда наши православные батюшки поняли, что воздействие на язык может привести к дебилизации населения. Они поняли, а мы забыли.
Галина И.10 апреля 2016, 16:51
Я согласна с мнением автора статьи, что очень многое в настоящее время, как и во все времена, зависит от личности учителя. Об этом блестяще писал выдающийся христианский педагог Я. А. Коменский. С 1975г. я работала в школе учителем русского языка и литературы, последние 20 лет совмещала преподавание предмета с выполнением функционала заместителя директора. Литературой просто "горела", готовясь к занятиям, сидела по ночам, обдумывая, как интереснее дать урок, чтобы "зажечь" детей, заинтересовать их. Старалась чаще давать нестандартные уроки, на первый план выдвигая решение нравственных проблем произведений. Очень много давала открытых занятий на всех уровнях. В последние годы,работая в городском методическом кабинете, курировала городское ГМО учителей русского языка и литературы, организовывала гор. методические семинары, конференции и пр. После выхода на пенсию несколько лет занималась немного репетиторством, но недавно от всех своих занятий отказалась: все мое терпение и смирение кончилось, не могу одновременно работать и за репетитора, и за основного учителя- предметника. Открытая, простите, халтура, чем бы ее ни оправдывали. Уроки развития речи зачастую просто пропускают, а если и проводят,то методика никакая. Что детям на уроках непонятно- отсылают к репетиторам. И я против того, чтобы исключить из программы по литературе классические произведения- заменить можно. Дело, к примеру, не в банальной фразе "Катерина- луч света в темном царстве". Дело в том, что учителю необходимо так построить занятия, чтобы разбудить мысль детей, научить их дискуссировать,анализировать, сравнивать, делать выводы.И тогда в умах учащихся может засверкать совсем иной "луч света в темном царстве"-тот, который от Бога. От учителя требуется не только трудолюбие и профессионализм, но и ответственность перед Богом за данные ему детские души. Ведь у каждого педагога может быть свое духовное кладбище. Что же касается изучения в школе "Житий" святых, то в свое время я вела факультативные курсы, где знакомила детей с житийной литературой. Здесь возникали свои проблемы: далеко не каждый ребенок поймет непослушание родителям, тайные побеги из дома и аскетические подвиги святых (а где-то и самоистязание). Огромное же воздействие Священного Писания на русскую классическую литературу ощущается явственно и сильно, и, в свою очередь, неоценимо ее воздействие на нравственное становление целых поколений. Необходимо только осуществлять систематический вдумчивый анализ, исследование художественного текста, взаимопроникновения традиций. А порой и искать золото в стоге сена,- а не все ли мы как стога сена со своими "страстями"? "Если я гореть не буду,и если ты гореть не будешь,и если мы гореть не будем, так кто же тогда рассеет тьму?" Простите.
светлана10 апреля 2016, 16:35
Мой сын учится в 10 классе. Они не учат русский язык и литературу,а тупо решают тесты.По каналу культура идёт передача Живое слово, вот так и должны преподавать русский язык.Даже мне старушке не оторваться, очень интересно.
Олег Арбузов Вятский10 апреля 2016, 16:28
Инициатива - собираться ВМЕСТЕ и пытаться хоть что-то сделать безусловно правильная - другого пути просто нет. Один в поле не воин в любом случае. Прожив 20 лет в Англии и теперь вернувшись в Россию явно вижу что процесс Деградации идёт по всему миру и противостоять ему просто необходимо. Языковая культура - это культура МЫШЛЕНИЯ прежде всего, а потом уже языковая культура. Меня просят помогать детям с английским - я помогаю, но вижу что сначала русскому бы наших людей поучить надо. В Англии то же самое - не беспокойтесь. Дети перестают читать книги. Везде сознательно вводится какой-то "птичий язык" вместо языка родного. Писать мысли на открытках - часть этого плана. Неправда что люди не хотят сами думать - это обман - уловка. Людей целенапрваленно отучают вообще соображать. Пора уже давно кричать КАРАУЛ! Я давно кричу караул - но "голос единицы тоньше писка". Собирайтесь. Думайте вместе и делайте что возможно вместе. Бог в помощь. Олег Арбузов Вятский. Пишу кстати стихи на русском. Спасибо.
Елена Ивановна10 апреля 2016, 14:10
Проблемы начались с того момента, когда профессия учителя стала "женской" профессией. Лучшие учителя - мужчины. Проверенный факт. А вот именно их то сейчас в школах днем с огнем не сыщешь...
Олег 9 апреля 2016, 22:29
Согласен с Татьяной Юрьевной Смирновой. Хочется высказаться немного по-своему. Я не педагог, но муж педагога. Это наверное тоже не маленькая, хотя совсем всеми незаметная роль в школе. Без такой помощи педагогу, даже самому замечательному, намного труднее. Тем боле в нашей семье уже выросло двое детей, выпускников 2009 и 2013 г. Хочу поделиться своими наблюдениями и если в чем-то окажусь не прав, прошу строго не судить, это только мое личное мнение и конечно оно может быть ошибочным. Две таких разных картинки. В первом случае новый коллектив, все педагоги профессионалы, но вот контингент учеников не обучается, не хочет, да и со стороны родителей… Рассуждения такого рода: «Я ваще плохо учился (ась), а теперь живу на зависть многим. А кто зубрил, так и теперь вон, в трамваях на работу добирается. Кому это надо-то. Нам главное аттестат, а там мы сами чо нам надо выучим». Да если только эта проблема. Их не перечесть, да и кому сейчас легко. Многие «выгорают» сталкиваясь с безысходностью. Теперь другая картинка. Коллектив устоявшийся, сработавшийся, многоопытный. Набирается контингент учеников горящих получить знания. Желание учиться не только со стороны учеников, но и помощь родителей во всем. Педагоги в этом замечательном коллективе уже «много повидали». Особо не напрягаясь, т.к.«никому это не надо», дают уровень «требуемого» по методике, т.е. «вычитывают часы». Дают задание на дом. И всё. Кто хочет учиться – слушай, а кто не хочет, то, как хочет. Никто за уши, как в старые добрые времена, тянуть не будет. Приходит время прозрения, подготовка к поступлению в ВУЗ, ищут за плату репетитора. Показатель подготовки репетиторства, не хочу обидеть дорогих моему сердцу педагогов, сдача ЕГЭ. Педагоги в этом ни сколько не виноваты, но «клиент» хочет не знаний, а сдачи ЕГЭ, за это и платит. Вот такие две картинки. Есть третья. Когда коллектив педагогов из первого случая встречает коллектив учеников из второго. Тогда учителей радуют своими успехами ученики, а учителя … Учителя только этого и хотят, порадовать своих учеников знанием своего предмета. Дай вам Бог терпения в этом нелегком труде. Плоды вашего труда, как правило, созревают очень долго, но они бесценны. В наше время часто случается, что учитель ребенку дает намного больше, чем дают родители. Ни жалея ни сил, ни времени, не считаясь даже со своей личной жизнью, жертвуют всем.
Н.С. 9 апреля 2016, 21:22
В статье даже можно найти ответы на два извечных русских вопроса. Кто виноват? «…учителя не знают …, не требуют…, утратили…, не заинтересовывают …». Что делать? «Собраться, честно посмотреть друг другу в глаза и попытаться…».

См. комментарий Татьяны Юрьевны Смирновой 9 апреля 2016, 10:00 .
Арина 9 апреля 2016, 16:40
Мне кажется, чтобы русский язык и литература в школе заняли подобающее им место, сначала надо вернуть их в нашу жизнь на подобающее им место. Сейчас и гастарбайтеры, и бывшие отличники в любой сфере деятельности в России прекрасно обходятся без русского языка, чего не скажешь об иностранных. "Рынок" отрегулировал. Русский следует сделать государственным языком не только для контактов с государственными учреждениями и институтами. А знание ради знания не принесет результатов.

ТАТИАНА17 9 апреля 2016, 16:11
Если Общество русской словесности создавалось для того,чтобы "посмотреть друг другу в глаза"
и очередной раз"обсудить" ОЧЕВИДНОЕ,то наивно и ждать изменений в лучшую сторону. Простите меня.
тамара 9 апреля 2016, 13:32
Дорогие учителя,ведь от вас многое зависит,если мы не будем знать своего языка,мы не будем нацией,и не будет нашего государства----СВЯТОЙ РУСИ.Мы просто исчезнем с лица земли.Господи,спаси и помилуй.
Александр Калашников 9 апреля 2016, 11:57
Еще и история!
Без истории литература это всего лишь "изяшный слог".
Но история не та, что нам преподавали, а история государства (историческая география,история государственных и общественных отношений, науки и др.), история Православия и иных российских традиционных религий, история культуры, литературы, музыки - история развития того, на чем сейчас держится Россия.

Алексей 9 апреля 2016, 11:17
Обсуждать катастрофу уже поздно. Пора действовать. Действовать срочно и жестоко ко всему чуждому. В "области русского языка и литературы" в первую очередь. В след за языком наша правовая и законодательная система уже почти по плечи стоит в английском болоте. И главный корень этого зла в языке. Вся беда в дурных заимствованиях. Для чего нам кирилица была подарена. Неужели для того, чтобы обсаксонится и в системе образования и в государственном устройстве и в обыденной жизни. Св. Феофан Затворник уже давно произнес своё знаменитое: "наши онемечившиеся умом". Ум пора возвращать на место. Офранцуживание пережили через Наполеона. Онемечивание через Кайзера и Гитлера. Сегодня англосаксы санкционно обижаются, что притормозились в обангличанивании. Неужели опять через войну будем вразумляться в родной русский. Золотом необходимо платить подвижникам русского языка и литературы. Их должны видеть и слышать и на ТВ, и по радио и в газетах и на форумах разных. Везде.
Анна 9 апреля 2016, 11:12
Для того, чтобы в школы пришли достойные учителя, соответствующие вузы обязаны ОТБИРАТЬ абитуриентов, а не грести всех, кто в состоянии оплатить учёбу.
Возьмите МПГУ. Я работаю в нём уборщицей и вижу, насколько снижается уровень не только образованности, но и ВОСПИТАНИЯ будущих педагогов. Хамство, мат, наколки. Иной раз, глядя на них, крещусь и благодарю Бога, что моих детей воспитали и обучили высококлассные специалисты, как говорится, старой, советской закалки!
Татьяна 9 апреля 2016, 11:00
И еще хочу добавить..... Я рада, что научила своего сына думать. Когда писали итоговое сочинение в 11 классе, но меня мой ребенок очень удивил меня, да и учителей. Нас как учили.... "Катерина - это луч света в темном царстве". Может быть, но дело не в этом. Просто мы все всегда писали одинаково насчет "луча", а вот мой сын высказал свое мнение. Он написал, что Катерина совершила грех, т.к. будучи замужем встречалась с другим мужчиной, но не покаялась в нем, просто предалась истерике, а потом совершила самоубийство. Когда он мне об этом сказал, то я очень переживала, думая, что мой ребенок экзамен не сдал..... ведь это было в начале 90-х годов, как говорится, люди еще не созрели для свободных мыслей, но ему поставили "пять". Для меня это было большим и очень приятным сюрпризом.
Татьяна 9 апреля 2016, 10:52
Все далеко не так просто..... Да, русский язык не знают многие ученики, но, как не странно, некоторые преподаватели. Я в этом убедилась лично. А когда я принимаю участие в форумах, но даже на некоторые вопросы ответить не могу, т.к. не могу понять их смысла по поводу отсутствия знаков препинания - это похоже на:"Казнить, нельзя помиловать" или "Казнить нельзя, помиловать". Но не надо так строго насчет "троечников", т.к. многие умные, даже гениальные люди в школе учились не очень хорошо, даже плохо, но повзрослев кое-что поняли..... Эйнштейн, например. Но, тем не менее, русским языком надо заняться и вообще.... общей образованностью. Я знаю людей, которые читали русскую классику только по хрестоматии, т.е. в кратком содержании произведения. Это стыдно!
Татьяна Юрьевна Смирнова 9 апреля 2016, 10:32
Читаешь такие интервью и ...да, все верно, ах, как верно! НО...Учителя все же поймет только такой же учитель (настоящий, не халтурщик) Поймет ...промолчит. Потому что распространяться о своих проблемах впустую ему не захочется (устал).

Знаете, легко рассуждать про "зажечь танцпол", если тебя приглашают несколько раз - да пусть даже в неделю -"прочитать лекцию". Учительский труд очень тяжел, ОЧЕНЬ. И именно настоящий, ежедневный (документация, классное руководство, администрация и родители - все это взаимодействие, работа).

Я не оправдываю учителей, халтурно преподающих предмет. Сама работала в школе после вуза, и литературу я люблю очень сильно. Понять надо одно: только правильные слова ничего не дадут. Ну удовлетворится среднестатистическая тетя, которая в школе никогда сама не работала, чья-то бабушка и тетя - "умно сказано!" Ну и все.

Нужны статьи,круглые столы, лекции, где опытные педагоги будут давать нам, молодым, КОНКРЕТНЫЕ советы! Именно практики нужны, успешные в своем деле. И только ИХ опыт, советы могут помочь. Потому что пока ты сам не учитель, каждодневно совершающий подвиги образования очень и очень разных детей (детей реальных, не абстрактных единиц, жаждущих знаний!, я считаю, ты не настоящий эксперт. Так, любитель, на уровне заинтересованных родителей учеников-хорошистов или отличников.

А дети! Среди них много тех, кто вообще не обучается - не хочет, а потом, со временем - и не может уже. Нужно говорить с родителями не переставая, потому что школа-это одна нога, образно говоря, а родители - другая. Семья - вторая нога, без которой дите не пойдет далеко в своем среднем образовании, будет постоянно хромать.

Да, наверное неприятный комментарий, но давайте будем уже ближе к практике рассуждать. И не повторять благостные "мантры" друг за другом. Так мы ничего не изменим.
Татьяна-Васильевна Борачук 9 апреля 2016, 08:58
Спасибо, Сергей!
Мне кажется, девизом учителя-словесника должны стать слова учительницы русского языка и литературы Татьяны Николаевны из замечательного советского фильма "Вам и не снилось": "Я - единственный предметник, который касается души... И мне от этого никуда не деться..."
Вадим 9 апреля 2016, 02:51

"Совершенно адекватно.Абсолютно даже.Это мое понимание."
Примерно,такой ответ можно сейчас получить на вопросы,поставленные нашим ученикам.
Людмила 8 апреля 2016, 23:44
Учителями становятся троечники! Не знаешь ничего делать иди учи! не умеешь учить иди учи как учить (преподавать методику)!
Читательница (Подмосковье) 8 апреля 2016, 23:43
«При этом современный школьник едва ли может самостоятельно сформулировать свои соображения и мысли по тому или иному предмету…».
Сейчас большая проблема купить поздравительную открытку без напечатанного на ней текста – чтобы самой можно было написать поздравление. Интересовалась почему. Оказывается, что сейчас никто не хочет утруждать себя формулированием мыслей, и поэтому нет спроса на «чистые» открытки. Приходится заклеивать чужой текст и писать то, что хочется написать. )
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×