Недавно в России было учреждено Общество русской словесности. Цель Общества – обсудить проблемы школьного преподавания русского языка и литературы и изменить ситуацию к лучшему. Мы решили узнать, какие проблемы в области словесного образования больше всего волнуют участников нового общества.
Больше всего меня волнует уровень подготовки не столько учеников, сколько учителей.
Первое. Многие учителя сегодня, как мне кажется, на знают, зачем нужны уроки литературы. Посмотреть презентацию или видео-ролик, прочитать краткое изложение, расставить галочки в тексте, списать с готовых сочинений, которыми кишит Интернет – большего учитель по литературе от своих учеников часто не требует. При этом современный школьник едва ли может самостоятельно сформулировать свои соображения и мысли по тому или иному предмету – чему, в первую очередь, должна учить литература.
Второе. К счастью, в школу вернули обязательное итоговое сочинение по литературе – потому что очень важно, чтобы ученик не только читал, но и писал. Но у многих учителей совершенно утрачены навыки преподавания этого жанра. Сегодня сочинение чаще всего воспринимается как банальная отписка. О том, «раскрыл тему» ученик, или «не раскрыл тему» (как говорили раньше), никто сейчас не задумывается. А от попытки обдумать, отрефлексировать прочитанный текст и, пускай своими словами, без какого-то догматического канона, но все-таки выразить свои собственные мысли – вообще уходят. Хотя сочинение – это особый подход, требующий, я повторяю, не догматизма, а творчества.
Третье. Кроме всего прочего, важнейшая задача учителя литературы – заинтересовать ученика. Когда меня приглашают провести урок или лекцию, я всегда стараюсь как-то зацепить, развеселить или, что называется, «зажечь танцпол». Если учитель не пытается этого делать – скорее всего, произведение дети не прочтут или ни капельки в него не вникнут. А ведь очень важно, чтобы ключевые литературные произведения от «Повести о Петре и Февронии Муромских» до «Чудиков» Шукшина обязательно дошли до сознания учащихся.
К сожалению, сегодня значительно снизился статус учителя. Я говорю и об отношении к учителю в обществе, и о его материальном благополучии. Все-таки должно быть иначе: статус учителя обязательно должен быть высок.
Надеюсь, что Общество русской словесности, созданное под эгидой Патриарха, действительно станет открытой и внятной площадкой для обсуждения той катастрофы, которая происходит с нашим образованием в области русского языка и литературы. В частности Общество собирается провести форум учителей – и очень хочется, чтобы педагоги, посмотрев друг другу в глаза, вместе попытались найти выход из создавшегося положения. Потому что если посмотреть на баллы, которые считаются нормальными за ЕГЭ по русскому языку, оказывается, что бал у нас правят троечники…
Мне кажется, что статья и комментарии вместе составляют беседу читателей, в итоге полезно дополняя друг друга.
Троечники не всегда виноваты, что они в каком-то предмете не сильны.А бывает, что учитель проверяет задание, но насколько оно было понятно, даже не поинтересуется. Это и есть троечник-учитель.
Ученик - отражение учителя во многом.
А главное в предмете - цель изучения.Детям непонятно, значит, не усвоится предмет.Учителю бы надо быть воспитанным и добрым, говорить интересно.
Согласна с Вами: очаровательны местные говоры, интересны молодежный сленг и профессиональный фразеологизм, когда они свободны от цинизма. Но я вот что хотела сказать: когда я училась в школе, нам учителя советовали внимательно слушать дикторов радио и телевидения, т.к. они говорили абсолютно правильно. Одна из лучших советских телеведущих народная артистка Аза Лихитченко (та самая цыганочка Аза, сокурсница Высоцкого по школе-студии МХАТ) в программе «Время»! сказала «по срЕдам», при следующем включении она извинилась! перед зрителями и сказала правильно: «по средАм». Заслуженным мастером спорта и народным артистом был спортивный комментатор Николай Озеров. А нынешние развязные дикторы?!... Они к нам тоже не с Марса прилетели – это мы, троечники, до этого докатились!
Немного не по теме, но есть надежда, что данную статью просматривают православные педагоги, которые могли бы помочь. Дети 11, 9, 7 лет. Есть желание занять их чтением литературы. Какой список авторов и произведений предложить им для данного возраста? Девочки 11 и 7 лет, мальчик соответственно 9. Минимальный объем прочитываемого так же будет полезно узнать.
Анна. Мне кажется, что Ваш случай относится уже не к литературе.... Учитель, который призывает детей не слушать родителей, нарушает много законов, как профессиональных, так и нравственных. И среди них, заповедь Господню "Чти отца и мать твою". Конечно со стороны советовать легко, и я прошу прощения, что позволяю давать советы, но мне кажется, что Вам стоит оградить ребенка от влияния такого учителя.
Ребенок " фотографирует" буквально глазами и прочно запоминает именно ошибочное написание слов или написание как слышишь.
Пространные рассуждения вместо краткого правила или простой таблицы, намеренно примитивнобезобразные картинки, такие же по содержанию тексты упражнений второсортных авторов в учебниках.Иногда и с пагубными примерами из жизни - по литературе.Тексты по иностранному -война против здравомыслия.Сумбурный порядок изложения( все в кучу по математике и др. предметам) именно намеренный!Бестолковое домашнее задание :реши кроссворд .
С ненавистью составлены к предмету , к детям и к России учебники,также рабочие тетради, ненужные, но которые обязывают покупать нас, родителей.Всмотритесь!
С надеждой уповаем на Общество Российской Словесности...
слава Богу за всё (в том числе за неравнодушных и деятельных людей)!
раб Божий иоанн
бываем толерантны(беспринципны) в жизненных ситуациях,когда НАДО проявить волю к исполнению
Заповедей. "Не можете служить двум господам".Дети и чувствуют и видят эту неискренность, и их
незамутненная с рождения душа начинает заростать "илом" лицемерия и приспособленчества.Вы правы,что
трудно и тяжело,но плод ТАКИХ усилий - бесценен. Господь "видит КАЖДЫЙ НАШ ШАГ на тернистой
дороге".
"...Школа выполняет заказ по формированию у ребенка компетенций...". Что-то не так в этом тезисе. Вшивоватый он какой-то..." Вшивоватый он, начиная с формы - калька с английского. Никто не перевел на русский язык, то ли уже разучились, то ли намеренно. Подобное теперь подряд и рядом.
НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Я думаю, что каждый человек должен быть честным в оценке своих профессиональных качеств! Если ты не любишь свою работу и не одержим ей (в хорошем смысле этого слова), тогда нужно искать себя в чем-то другом. Особенно это должно касаться молодых людей. Тогда в каждой отрасли у нас будут работать профи, а не засилье равнодушных и непрофессиональных людей.
Было бы неплохо - поместить на страничке весь список "ключевых произведений".
Мне интересно, а кто будет участником Общества Русской словесности? И сможет ли это Общество что-то изменить?!
Дело не только в учителях, и, в первую очередь, не в учителях!
Никого не смущает, что русский язык упрощается и правила, которые мы все учили в школе игнорируются и переделываются, как раз, под троечников и двоечников. Так, например, теперь не только говорят, но и пишут:"4 микрорайон МитинА, в СтрогинЕ, из КунцевА.. Теперь это норма.
В ЕГЭ по русскому языку есть раздел вопросов, где нужно выбрать правильный ответ. Так вот, оказывается, правильно писать и говорить: "лажу"!!! В смысле, от слова: лазать, залезать! Дети вынуждены учить этот неверный вариант для того, чтобы просто сдать ЕГЭ.
Это все, к сожалению, не единичные случаи и примеры!
Читать и любить книгу должны учить в семье! В школу дети приходят в возрасте 7 лет, с уже сформировавшимся отношением к происходящему вокруг. Учитель никогда не привьёт желание читать, если дома нет книги! К тому же, наше образование стремится к тому, чтобы дети все чаще работали с компьютером, а, значит, не брали в руки книгу вообще. Да и сами родители, как правило, занимают детей "гаджетами", а не своим с ними общением. Мало тех, кто читает детям, кто играет с детьми "в слова", "в города" и пр.
Извините, у меня этот вопрос наболел! Моя дочь в этом году заканчивает школу, сама я по образованию учитель начальных классов, работала и в школе и в детском саду и, к сожалению, знаю не понаслышке.
Рыба гниёт с головы! Кто составляет задания в ЕГЭ? Что там написано? Кто пишет и утверждает учебники? Кто вводит все новые и новые принципы работы учителей? Все эти люди хоть раз были в обычной!, средней школе?!
Все очень радовались за то, что в школу вернули итоговое сочинение. Но заявляли об одном, а в реальности получилось другое. Никого не интересует личное мнение ученика, все пишется по шаблону, иначе, есть вероятность, не получить за это сочинение "зачёт", а сколько начислить за это сочинение баллов- решает ВУЗ при поступлении. Не кажется ли вам это странным?!
Лично у меня много вопросов к министерству образования, есть и идеи, но...кому они нужны?! 18 лет учила читать и любить книгу свою дочь, даю советы близким и друзьям. Может, хоть так, малыми шажками, хоть рядом со мной что-то изменится к лучшему?!
Ещё раз прошу простить меня за столь эмоциональный комментарий, но, правда, наболело!
См. комментарий Татьяны Юрьевны Смирновой 9 апреля 2016, 10:00 .
и очередной раз"обсудить" ОЧЕВИДНОЕ,то наивно и ждать изменений в лучшую сторону. Простите меня.
Без истории литература это всего лишь "изяшный слог".
Но история не та, что нам преподавали, а история государства (историческая география,история государственных и общественных отношений, науки и др.), история Православия и иных российских традиционных религий, история культуры, литературы, музыки - история развития того, на чем сейчас держится Россия.
Возьмите МПГУ. Я работаю в нём уборщицей и вижу, насколько снижается уровень не только образованности, но и ВОСПИТАНИЯ будущих педагогов. Хамство, мат, наколки. Иной раз, глядя на них, крещусь и благодарю Бога, что моих детей воспитали и обучили высококлассные специалисты, как говорится, старой, советской закалки!
Знаете, легко рассуждать про "зажечь танцпол", если тебя приглашают несколько раз - да пусть даже в неделю -"прочитать лекцию". Учительский труд очень тяжел, ОЧЕНЬ. И именно настоящий, ежедневный (документация, классное руководство, администрация и родители - все это взаимодействие, работа).
Я не оправдываю учителей, халтурно преподающих предмет. Сама работала в школе после вуза, и литературу я люблю очень сильно. Понять надо одно: только правильные слова ничего не дадут. Ну удовлетворится среднестатистическая тетя, которая в школе никогда сама не работала, чья-то бабушка и тетя - "умно сказано!" Ну и все.
Нужны статьи,круглые столы, лекции, где опытные педагоги будут давать нам, молодым, КОНКРЕТНЫЕ советы! Именно практики нужны, успешные в своем деле. И только ИХ опыт, советы могут помочь. Потому что пока ты сам не учитель, каждодневно совершающий подвиги образования очень и очень разных детей (детей реальных, не абстрактных единиц, жаждущих знаний!, я считаю, ты не настоящий эксперт. Так, любитель, на уровне заинтересованных родителей учеников-хорошистов или отличников.
А дети! Среди них много тех, кто вообще не обучается - не хочет, а потом, со временем - и не может уже. Нужно говорить с родителями не переставая, потому что школа-это одна нога, образно говоря, а родители - другая. Семья - вторая нога, без которой дите не пойдет далеко в своем среднем образовании, будет постоянно хромать.
Да, наверное неприятный комментарий, но давайте будем уже ближе к практике рассуждать. И не повторять благостные "мантры" друг за другом. Так мы ничего не изменим.
Мне кажется, девизом учителя-словесника должны стать слова учительницы русского языка и литературы Татьяны Николаевны из замечательного советского фильма "Вам и не снилось": "Я - единственный предметник, который касается души... И мне от этого никуда не деться..."
"Совершенно адекватно.Абсолютно даже.Это мое понимание."
Примерно,такой ответ можно сейчас получить на вопросы,поставленные нашим ученикам.
Сейчас большая проблема купить поздравительную открытку без напечатанного на ней текста – чтобы самой можно было написать поздравление. Интересовалась почему. Оказывается, что сейчас никто не хочет утруждать себя формулированием мыслей, и поэтому нет спроса на «чистые» открытки. Приходится заклеивать чужой текст и писать то, что хочется написать. )