Как относиться к ереси и еретикам (+ВИДЕО)

Каково христианское отношение к еретикам и сектантам? Какой урок подает нам Спаситель? Как соотнести «быть всем для всех» апостола Павла с его же словами: «еретика отвращайся»? Почему святитель Иоанн Златоуст называл брезгливое отношение к заблудшим «сатанинским»? Как правильно построить миссию и не допустить ее превращения в «контрмиссию»? На пользу ли проповеди Православия сбор компромата на секты и сектантов? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Евангельское учение об отношении к еретикам (сектантам)

Христос и самарянка у колодца Христос и самарянка у колодца

Библейское учение о самарянах, в связи с заявленной темой, заслуживает нашего особого внимания. Самаряне – классическая секта (ересь), возникшая внутри иудаизма[1]. Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10: 5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4: 22); здесь Он отождествляет Себя Самого – словами «мы знаем» – с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9: 53). Последняя история заслуживает нашего особенного внимания.

Иногда мы, христиане, увы, забываем, каким Духом движимы

Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна: сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «“Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?” Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: “не знаете, какого вы духа”» (Лк. 9: 54–55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия» А.П. Лопухина поясняет:

«На гневное заявление сынов Зеведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (Мк. 3: 17), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа»[2].

Господь не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56). Святые отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью»[3].

Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4: 39–41).

Известная притча о добром самарянине (см.: Лк. 10: 30–37) есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта-самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.

Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк. 17: 16).

Евангельское учение о самарянах и есть евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» (Ин. 8: 48).

Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается, насколько возможно, отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2: 6–7).

Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер – как это было и у Христа

Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 19–22). Апостол Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями, этими последовательными врагами Христа и христианства: однажды апостол написал о себе: «Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3: 5). Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления апостола Павла с заблудшими, иногда это доходило и до самоотречения во Христе – так, апостол писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира, «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3: 19). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер – как это было и у Христа, как это было и у апостола Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16).

По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3: 10). «После первого и второго» – то есть необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3: 14–15). А апостол Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2: 6–8). Предварительно предав его тело «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5: 5).

Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного.

Апостол любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1: 10–11). Апостол Иуда призывал гнушаться «даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1: 23). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1: 18). Но и весь строгий тон послания апостола Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» (Иуд. 1: 22).

Святоотеческое и церковное учение об отношении к еретикам (сектантам)

Вселенские учители и святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий Вселенские учители и святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий

Святитель Иоанн Златоуст: «Должно… нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»[4]. Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально.

Проповедь Православия идет не от отрицания чего бы то ни было, а, напротив, от утверждения положительного учения Православной Церкви. Ибо Церковь «есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Это протестанты «протестуют», а мы утверждаем.

Дать человеку правильное понимание Священного Писания в свете Священного Предания, объяснить ему, что значит «согласование библейских текстов» и «согласие отцов», что значат для нас Святые Таинства, – вот смысл евангельской проповеди в Православии.

К сожалению, в наше время православного миссионера нередко провоцируют стать на соблазнительный путь сыскаря-любителя или, хуже того, «сексота» (секретного сотрудника), что превращает само миссионерское служение в некий придаток секуляризированного общества, а религиозный опыт такого человека мало чем отличается от сектантского. Об этом хорошо сказал архиепископ Иоанн (Шаховской):

«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить “православного” – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божиего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия – духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный. По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному Господу Иисусу Христу до смерти»[5].

Святитель Иоанн Златоуст писал о поспешных анафемах:

«Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Мф. 25: 31–33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоены только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповеди, отлучали еретика от Церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (см.: Мф. 5: 29), выражая сожаление отлучающих… Объясняя тяжесть этого слова (анафема. – прот. О.С.), он (апостол Павел. – прот. О.С.) употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин, и сам, и его сообщники предаются смерти, как тираны, так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинства Сына Божия». Далее Златоуст дает совет, как надо обличать упорного еретика: «без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему… Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру; а если он умер, то – тем более. Почему? Потому, что он своему Господеви стоит или падает (Рим. 14: 4), не находясь более под властью человеческою»[6].

Святитель Иоанн Златоуст: «Хулящий святую веру – тот же упавший… подними его и словом, и делом, и кротостью»

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает:

«И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся. Да что я говорю: драку?! Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги, а о гибнущих братьях не заботимся. Хулящий святую веру – тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою – пусть разнообразно будет лекарство. Если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление»[7].

Как видим, Златоуст воспринимал брезгливо относящихся к еретикам и заблудшим, без желания им помочь, как сатанистов («потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие»).

Итак, святитель Иоанн Златоуст увещевает нас быть заботливыми братьями для тех, кто заблудился. Конечно, мы не можем общаться с ними в молитвах, таинствах и обрядах, но свидетельствовать им о Православии мы обязаны.

«Миссионерские беседы должны быть открыты, проникнуты духом пастырской кротости и растворяемы христианской любовью… Во время собеседований миссионер в отношении к раскольникам и сектантским совопросникам и вообще к раскольникам и сектантам должен соблюдать потребное проповеднику и защитнику истины душевное спокойствие, кроткое обращение и снисходительное терпение, не смущаться их дерзостями, но братолюбиво обличать их неприличие, не отвечая безумным по безумию их… Конечно, если эти беседы – только публичный суд над вероучением сектантов, тогда сектанты уклонятся от этих бесед»[8].

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал в письме, отвечая на некоторое недоумение, связанное с сектантами:

«Зачем он (то есть сектант. – прот. О.С.) приходил к вам? Вы должны были помочь ему. Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можно сказать: “Я тогда немного вспылил, прошу извинить. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш”…»; «О молоканах теперешних надо судить снисходительнее. Зачинщики всему виной, а эти с молоком матери всасывают ересь»[9].

Многие неофиты, недавно пришедшие в Церковь, привносят в нее дух нетерпимого отношения к любым формам несогласия с их собственным мнением. И порою христианские истины защищают совсем не христианским, скорее большевицким образом и действием.

Подобное нетерпимое отношение к неправославным имело место быть в нашем народе при подписании Царственным Страстотерпцем Николаем II Высочайшего указа 17 апреля 1905 года о веротерпимости. Полемика, которая возникла тогда вокруг данного указа, заслуживает и нашего внимания. Преосвященный Иоанникий (Казанский), епископ Архангельский и Холмогорский, писал тогда:

«Миссия хотя и давно у нас существует, но, вследствие различных исторических обстоятельств, ей все как-то не счастливило, она всегда была какой-то падчерицей… поэтому приходилось вступать в разные непрочные и неблагодарные сделки и компромиссы и покрываться тенью какого-то даже полицейско-сыскного дела. Ведь нельзя позабыть, что еще не так давно от миссии требовали выслеживания за раскольниками и сектантами, за их молитвенными домами, их противозаконными действиями и т.п., – что, собственно, есть сфера деятельности только чиновников… Миссия – это служение делу евангельской проповеди, распространению христианства как среди не знающих совершенно Христа, так и среди имеющих неправильное о Нем и Его деле понятие… Итак, слово без всяких правительственных подпорок, полицейско-сыскных поддержек и изысканий… Только теперь миссионерам придется больше бывать в разъездах и меньше исполнять разные канцелярские поручения; почаще посещать центры сектантства и подольше проживать в них. А для этого необходимо нужно предоставить им как можно более свободы, инициативы и самостоятельности»[10].

Преосвященный Никанор (Надеждин), епископ Пермский и Соликамский, писал:

«Меры полицейского воздействия в них (других верах. – прот. О.С.) все более и все сильнее возбуждали вражду и ненависть к Церкви. Правда, применялись широкие меры и миссионерского влияния на заблуждающихся, но и здесь часто сказывалось тяжкое влияние полицейских мероприятий и нередко искажался сам характер отношений миссии к заблуждающимся»[11].

Преосвященный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий, по этому же вопросу писал:

Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий: «Репрессивные меры против разномыслящих служат тормозом к их воссоединению с Церковью»

«1) Репрессивные меры по отношению к разномыслящим в вере вызывают в среде их озлобление против господствующей Церкви и служат одним из главных тормозов к воссоединению с ней. Пример – наш раскол, в течение двух с половиной веков испытывавший на себе всевозможные репрессии и доселе твердо и стойко отстаивающий свои заблуждения.

2) Репрессии привели к тому, что Православная Церковь, вопреки своему догматическому определению («есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верой, священноначалием и Таинствами»), стала наполняться и достаточно наполнилась людьми, только формально к ней принадлежащими, чуждыми ей по религиозным побуждениям…

4) Но самое главное зло от означенных репрессий состояло в том, что они, охраняя Православную Церковь внешними средствами, содействовавшими долговременной спячке значительной части нашего духовенства, замедляли в нем подъем его духовных сил, имевших быть направленными к утверждению Православия и охранения его от напора враждебных сил. Таким образом, появление Высочайшего указа 17 апреля сего года (о веротерпимости) должно быть объясняемо давным-давно назревшими потребностями – и политическими, и религиозными – и отнюдь не должно быть толкуемо как событие, неблагоприятное для Церкви Православной. Мысль эта подчеркнута и в Высочайшем указе. “Призывая благословение Божие на дело мира и любви” (веротерпимость), Государь уповает, что “оно послужит к вящему возвеличению православной веры, порождаемой благодатью Господней, поучением, кротостью и добрыми примерами”. В последних словах находится и указание, в каком направлении должна быть усилена деятельность православного духовенства»[12].

Жизнь всегда сложнее, чем кажется: она не есть красиво раскрашенная лубочная картинка. Этого нельзя забывать. К сожалению, многие православные оказались не готовыми к вызову, который нам предъявили сектанты и процессы демократизации законов, касающихся религиозных вопросов. Мы разучились решать свои проблемы именно христианскими церковными средствами и ищем мирские ответы на духовные вопросы. Но мир, погрязший в собственных противоречиях и проблемах, едва ли сможет помочь нам.

Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, отодвигая в сторону Библию и беря в руки Кодекс

Повторю: нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия.

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет:

«В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений… Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, “отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания” (1 Тим. 6: 20)».

[1] Самаряне – этническо-религиозная группа, классическая секта внутри иудаизма. Данная этническая группа возникла из смешения евреев, населявших Северное (Израильское) царство, с переселенцами из разных областей ассирийской империи (см.: 4 Цар. 17: 24; 1 Езд. 4: 9–10), которые и заселили опустевшие (после изгнания евреев в Вавилон) города Самарии. Первоначально самаряне окормлялись иудейскими священниками (левитами. См.: 4 Цар. 17: 27), но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Есть у самарян и свой собственный (альтернативный) текст Торы (Пятикнижия Моисея) – известное «Самарянское Пятикнижие». Данный текст имеет отличия от масоретского (еврейского) текста пяти первых книг Библии. Так, например, название горы «Гевал» (Втор. 27: 4) заменено на «Гаризим» и т.д. – всего около 6 тыс. несовпадений. Самаряне ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и др. религиозные праздники, установленные в Книге Левит.

[2] Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Изд. преемников А.П. Лопухина. Стокгольм, 1987. Т. 3. С. 186.

[3] Комментарий блаженного Феофилакта на Лк. 9: 56.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 766.

[5] См.: Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве // К истории русской интеллигенции. М., 2003.

[6] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 762–765.

[7] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. С. 25–26.

[8] Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе // Общество любителей церковной истории. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2004. Ч. 1. С. 710–711.

[9] Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т. 1. С. 426–427.

[10] Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. С. 383–384, 390.

[11] Там же. С. 990.

[12] Там же. С. 704.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Нулевая масса Нулевая масса
Свящ. Сергий Бегиян
Нулевая масса Нулевая масса
Почему наша проповедь бесплодна?
Священник Сергий Бегиян
Если бы мы все говорили только пережитое опытно, слово наше было бы совсем другим. Это уже было бы не православное информационное нейтрино, проходящее без следа сквозь мозг человека, а «вода живая».
Как мы мешаем людям приходить в Православие Как мы мешаем людям приходить в Православие
Александр Дворкин
Как мы мешаем людям приходить в Православие Как мы мешаем людям приходить в Православие
Александр Дворкин
«Христос воскресе!» – воскликнул англичанин. – «Нет!» – отрезала церковница, выпихнув его на паперть.
Тезисы о «домашнем» миссионерстве Тезисы о «домашнем» миссионерстве
Свящ. Димитрий Фетисов
Тезисы о «домашнем» миссионерстве Тезисы о «домашнем» миссионерстве, или Размышления о том, как помочь прорасти семени веры в душах близких
Священник Димитрий Фетисов
Ни в коем случае нельзя относиться к неверующим сродникам надменно и высокомерно. А кое-где можно и снизойти.
Комментарии
Александр21 апреля 2023, 06:43
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден А почему бы нам не вразумить его и в третий, и в четвертый, и в пятый, и в шестой раз? Потому, что такой человек не хочет исправляться. Отвращайся еретика и раскольника после первого и второго вразумления, - говорит нам апостол Павел. А поскольку человек не хочет исправления, то даже если ты и кровь за него прольешь и сердце свое вынешь и ему отдашь, он не изменится. Воля человека очень сильна, сильнее самой силы Божией. Трезвенная жизнь и аскетические правила. Блж. Феофилакт Болгарский
Елена28 апреля 2016, 12:50
А протоиерей Михаил прав.
Андрей Горбачев17 апреля 2016, 00:33
Спасибо о. Олегу за весьма полезные и точные рассуждения на актуальную для всех времен (а особенно - для нашего времени) тему. Большевизм у нас в крови, и он очень умело мимикрирует под самую строгую ортодоксию. Это просто бич современной церковной жизни, особенно заметный в миссии. К сожалению, в статье не обошлось без ложки дегтя. Процитированные мысли архиеп. Иоанна (Шаховского) не выдерживают критики. Это просто эффектные выражения, которые рассыпаются в прах при попытке их даже поверхностного анализа. С уважением ...
Прот. Олег Стеняев13 апреля 2016, 08:40
У нас теперь некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими, но и молиться за них. Возможно, это как то связано с весенним обострением...
Святитель Иоанн Златоуст, писал: "Итак, не бойся молиться за язычников - и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно - и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения - по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу" (Иоанн Златоуст, Гомилии на 1-е послание к Тимофею на 2:4).
Прот. Олег Стеняев10 апреля 2016, 07:50
Противостоять ересям и заблуждениям совершенно необходимо!
Но в Православии цель не оправдывает средства (мы не иезуиты), и мы призываемся Писанием «требующему… отчета в… уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).
Святые отцы, заповедовали нам, даже близко не подходить, со словами обличения к человеку, если у нас для него нет и слов исправления (авва Дорофей).
Со злом с помощью другого зла не борются!
В сердцах таких горе-ревнителей от «православия», по прежнему проявляется их комсомольское и богоборческое прошлое.
Златоуст и свидетельствует о таком состоянии души "что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие".
александр 9 апреля 2016, 15:22
Что делать ,если близкий Вам человек прошел обработку гипнозом? Совершенно разорвал с нами связи. В этом случае что делать? У нас гипноз разрешен законодательно и пользуется им все кто хочет? Тоже нельзя писать о вреде подобных методов, добиваться законодательного ограничения гипноза и ограничиться молитвамии7
Ирина 8 апреля 2016, 16:55
Батюшка! Благодарю за вразумление. Храни Вас Господь и Пресвятая Богородица!
Про. Олег Стеняев 8 апреля 2016, 12:39
Ирина! Прочитайте и вникните в следующие слова: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1Пет.3:1). - Как мы здесь видим, человека можно обратить в истинную веру и «без слова» («житием жен своих без слова приобретаемы были»).

Матфей и Ирина! Бог не принимает правильное исповедание православной веры не соединенное с любовью. Читаем: «Если имею… и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:2-3).
Равно, как и одна любовь, не соединенная с истинною верою, не угодна Богу. Читаем: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

«Ибо книжникам и фарисеям ничто не пошло во благо, как о том сказал Спаситель: "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали" (Лк 11:52). Через ненависть любовь погубили, и знание низвели в ничто. Ведь и Новациан и Тертуллиан были немалого знания, но через ревнование любви союз потеряли, в раскол впали, к погибели своей произвели ереси» (Амвросиаст, На Послания к Коринфянам).
Матвей 7 апреля 2016, 23:13
Батюшка, спаси Господи Вас за Ваши дела, за эту статью. Но простите мне мою дерзость, скажите, Вы правда разлеляете взгляд Шаховского, изложенный в упомянутой Вами цитате? Ведь это же явное упразднение догматов, считать, что можно быть истинно православным отвергая иконопочитание, иметь истинно православный дух лишь по факту гуманистической любви к людям. Многие православные не проявляют любви к ближнему, но разве неправославный человек способен к христианской любви? Как он может пожелать подлинного блага ближнему, если подлинным благом считает ложь?

Простите меня батюшка. Прошу Ваших молитв о р. Б. Матвее.
Марина 7 апреля 2016, 19:02
"Мы разучились решать свои проблемы именно христианскими церковными средствами и ищем мирские ответы на духовные вопросы. Но мир, погрязший в собственных противоречиях и проблемах, едва ли сможет помочь нам". Не понимаю кого имеет в виду о.Олег под местоимением "мы"?! Только сторонники экуменизма и реформ православия "ищут мирские ответы на духовные вопросы." Другая часть верующих из Св. Писания и Предания Церкви ищет ответы на свои вопросы! Кстати, когда живешь под мудрым руководством Церкви, то не возникает никаких вопросов или недоумений, потому, что все они решены давным -давно и на душе чисто, и спокойно, и радостно! Вопросы и проблемы возникают в результате отклонения от святого Православия, когда начинаются заигрывания с "миром погрязшем в собственных противоречиях". Вот и вопрос зачем попирать святые каноны? Зачем оскорблять чувства верующих, которые знают учение Святых Отцов? Я не думаю, что лично я разучилась решать свои проблемы церковными методами! Потому, что я живу только Церковью и все свои поступки оцениваю с точки зрения Евангелия! Поэтому отступление от канонов и догматов не могу принимать ни при каких обстоятельствах. Да католики такие же люди как и все и среди них есть прекрасные, добрые люди, но почему, я должна в угоду им попирать Церковные Каноны?
Ирина 6 апреля 2016, 22:19
Уважаемый отец Олег! Благодарю Вас за Ваше внимание и Ваш ответ. Но у меня со всем этим очень непросто, как в семье, так и со знакомыми. Так получилось, что к вере я пришла лишь спустя годы семейной жизни (состоя в зарегистрированном, но невенчаном браке). Первое время я вообще ничего не могла говорить о вере, даже заикаться, это вызывало поток совершенно необъяснимой, немотивированной агрессии. Только сейчас я могу очень осторожно, обдумывая каждое слово, что-то сказать по этому поводу, лишь иногда и крайне скупо. И со знакомыми та же картина. Со многими я вообще перестала общаться, потому что яростные споры - это не для меня, а по-другому не получается, лучше уж молчать. Неприятие поразительное, чуть ли не до ненависти. В этих столкновениях я теряю душевное равновесие. Наверное, для миссионерства надо дорасти. И, думаю, это не каждому дано.
Прот. Олег Стеняев 6 апреля 2016, 15:28
Ирина! Вы правы, как и сказано: «…не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем…» (Иак.3:1-2).
Но! При этом нельзя забывать, что каждый из нас имеет в своей жизни границы ответственности, очерченный рукою Бога.
Прежде всего это наша семья! Читаем: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).
Это и наши знакомые, друзья и близкие, которым никто кроме нас не может засвидетельствовать о вере.
А так называемые неофиты, действительно переживают состояние первой любви, о которой и сказано в Писании: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела…» (Откр.2:4-5).
Но! Разве не была неофиткой самарянка, о которой сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Ин.4:39). – То есть, мирянин свидетельствует не об высоких истинах веры, но прежде всего о том, что Господь сотворил и сделал в его собственной жизни.
И очевидно, более надо благовествовать и самою жизнью своею, как и сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).
И не в коем случае не надо бояться всех этих сектантов…
Они еще более слабы и беспомощны чем наши неофиты, сильные верою и первою любовью.
Кстати! единственное вероучение которое не стремиться к распространению собственных взглядов, это талмудический-иудаизм.
Но! какое отношение подобная эгоистическая сотереология имеет к христианству!

Ирина 6 апреля 2016, 12:51
Простите, не уверена, что мои наблюдения верны, но у меня сложилось впечатление, что миссионерскую роль в православии чаще всего берут на себя новоначальные (проверено на себе). Только-только познав азы веры, появляется невыносимый зуд - всех учить и поучать, и неверующих , и иноверцев. Это очень опасное состояние, большая вероятность самому заблудиться и отпасть. Но чем долее человек пребывает в лоне Православной Церкви, тем менее остается у него желания кого-то "обращать". Все усилия сосредотачиваются на собственном внутреннем состоянии, и это вовсе не эгоизм. Просто борьба за душу такая, что ни на кого уже сил не остается, справиться бы с собою. И чем далее - тем борьба только обостряется. Поэтому стараешься избегать всяких щекотливых моментов, где твоя вера могла бы подвергнуться испытанию. Говорю только о собственном опыте.
Прот. Олег Стеняев 6 апреля 2016, 09:33
Мне представляется тонкою разновидностью монофизитства считать, что если Христос Бог то Ему и нельзя подрожать. Во первых: Бог и стал Истинным Человеком, чтобы в Своем Человечестве, явить нам пример подлинной Жизни (иначе в чем бы Он был нашим Учителем).
Читаем: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его…» (1Пет.2:21-22); и еще: «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его…» (Мф.10:25); и еще: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1).
Впрочем! Мы призываемся и к тому, чтобы подрожать и Богу в Его бесстрастии по отношению к разным людям.
Читаем: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:47-48).
Алла 5 апреля 2016, 20:28
протоиерей Михаил, но ведь сейчас существует множество православных форумах, где обязательно есть соответствующие разделы межконфессиональные и межрелигиозные, где самые обычные православные люди спорят на религиозные темы с инославными и иноверцами. И эти инославные и иноверцы тоже самые обычные люди. Вы считаете, что это плохо?
протоиерей Михаил 5 апреля 2016, 19:17
Достаточно интересная статья. Интересна она ещё и тем, что вызвала у читающих её желание дополнить святоотеческими мыслями и каноническими постановлениями, касающимися вопросов отношения с еретикам и вообще с не христианами в целом. Святитель Иоанн Златоуст (см. например Толкование на Евангелие от Матфея) учит нас, как выстраивать наши отношения с различными категориями «ближних братьев», в том числе и с еретиками, выделяя их в особую группу. По мысли этого святого отца и не только его, простым христианам вступать в общение с еретиками с целью вероучительного диспута вообще не рекомендуется, если не запрещено. С самарянкой вступил в общение не обычный человек, а Богочеловек. Для диспута с еретиками нужна не только специальная подготовка, но и ещё благословение от священноначалия (не говорю про личные духовно-нравственные качества). Обобщать методологический принцип диалога Иисуса Христа с самарянкой на любое общение православных христиан с еретиками считаю в данном контексте не правомочно. Если мы не церковные миссионеры, то должны руководствоваться каноническими правилами и рекомендациями Святых Отцов, т.е. бегать любых вероучительных дискуссий с еретиками и раскольниками до момента их воссоединения или присоединения к Православной Церкви. Ну и конечно уж не вступать с ними в Литургическое общение на любом уровне. Одно дело – экскурсия, другое – Божественная Литургия. Одно дело встреча с католическими (например) священниками (не будем сейчас уточнять цель общения), другое – совместное с ними молитвенное общение, запрещённое канонами нашей Матери-Церкви.
Мне кажется нельзя говорить: «Христос, не разделяя вероубеждений самарян, общался с этими людьми и даже сообщал им благодать исцеления». Иисус Христос - Бог, Он не может разделять или не разделять вероубеждения с кем-либо. Христос - Бог и источник Истины и Сама Истина. Он открывает Себя, как Истину самарянке, апостолам, иудеям, язычникам. Не все эту истину принимают. Принимают те, кто с открытым сердцем в простоте веры ищут истину. Самаряне приняли, апостол Иуда и многие иудеи нет. А один из десяти прокажённых, самарянин, вообще познал во Христе Бога и вернулся, чтобы воздать Ему благодарение как Богу. Скорее данный евангельский случай с самарянкой – это образ отношения к истине. «Истина от иудей…» - сказал Христос, хотя Христа как Мессию самаряне ждали. Значит не всякий, говорящий Господи, Господи войдёт в Царство Небесное. Значит не всякий христианин православный спасётся и не всякий делающий дела добродетели будь то так называемый христианин инославный спасётся. Необходимо и пребывание в Церкви (спасение от «иудей» - значит Церковь одна, Православная, как наследница Ветхозаветной) и дела благочестия. Иоанн Златоуст пишет в поучении, что и среди еретиков есть добродетельные, но нигде он не говорит, что они спасутся. Наоборот, пребывание в ереси по его мысли и по мыслям Святых Отцов не приводит ко спасению.
И еще. Христос как Бог сообщает благодатные дары не по принципу только благочестия, понимаемого как пребывание в истине и добродетели самого человека. Господь раздаёт свои дары по домостроительному принципу, как нас учит Иоанн Златоуст. Поэтому и злочестивый Иуда изгонял бесов, исцелял имея дары от Бога. Сам Господь исцелял не только тогда, когда видел веру или благочестие, особенно в начале своего служения. В Ветхом Завете мы видим, как пророческим даром наделяются отнюдь не благочестивые личности: Валаам, Навуходоносор и другие.
Отец Олег правильно пишет о 80% крещёных в православии, но по сущности еретиках. Но это вообще люди земные и индифферентные к вере, а собственно еретики (деятельные католики, протестанты, раскольники и т.п.) – это люди религиозные, достаточно активные и даже агрессивные и отношение к одним и к другим совсем разные и об этом в статье не сказано. А я думаю, что это важно, как вести себя с одними и с другими.
И Феофан Затворник пишет рекомендации не общие, а конкретно человеку, духовное устроение которого он сам лично очень хорошо знает и этот пример не уместен как пример общий для всех.
Тема, обозначенная в статье (точнее в беседе), требует, мне кажется, более глубокого исследования, дабы не быть источником неправильных выводов для некоторых доверчивых читателей (зрителей).

Алексей 5 апреля 2016, 09:01
Откуда Вы взяли, уважаемый о. Олег, что папежники, протестанты… («нерадивые», «упавшие ослы») заблудились? Они Вас и меня, вместе с Вами, считают заблудившимися. Вы это знаете лучше меня. Потому и Причащаемся без них.
Монофизиты – армяне, яковиты, копты и т.д. считают себя «истинно православными», самыми настоящими «православными». А вот кем они считают Православных, Вам тоже хорошо известно.
Самаряне, армяне, папежники, лютеры, калвины, униаты – это все ближние. Кто бы спорил? Но они считают себя правыми, «православными», «истинными», «наместниками» и еще Бог знает кем.
И если «упавшие ослы» не желающие подниматься «овцы Вашего стада», то кто тогда те «овцы» - мои Святые и не прославленные в Святости предки и современники, которых эти «ослы» загубили в Малороссии только за то, что они исповедовали и исповедуют Православную веру. Да и не только в Малороссии. Святитель говорит об "ослах", а вы уже "ослов" возвели в "овцы" и на этом основании включили в стадо овец. Так и "волков" можно ввести в стадо, назвав их "овцами".
И что же, о. Олег, Вы не цитируете свежий эпохальный документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», ведь он наилучшим образом подтверждает все Ваши умозаключения, предложенные в этой статье. Только одна цитата из торонтской декларации вставленная в этот документ уже говорит о многом: «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей». Только непонятно где здесь «ослы упавшие», а где «овцы». Христовы овцы. Хозяйские овцы.
алексей 4 апреля 2016, 22:06
Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него... Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожим самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву.

(Преподобный Антоний Великий)
Алексей Валуев 4 апреля 2016, 21:50
в какой то монастырь на Афоне не пускают, в другой пускают - где документально закреплено "запрет католикам посещать Афон?". Самарянку от колодца Христос не отгонял.
Есть знакомые, которые читают Святых Отцов, знают наизусть абзацы, а вот смысл переворачивают.
Как "можно помогать еретикам, но не общаться?" что за ерунда. О. Олег в статье не призывает ВСЕХ проповедовать как он(миссионер).
И что за Апостольские правила, запрещающие общение с еретиками?
ТАТИАНА17 4 апреля 2016, 20:44
"Душевный опыт и история,/Коль не закроешь ты очей,/Тебя научат,что теория/Не так важна,как жизнь
людей,/Что ПРАВОВЕРИЕ с безверием/Вспоило то же молоко/И что с ХОЛОДНЫМ ЛИЦЕМЕРИЕМ/Вещать
анафемы легко./"(В.Соловьев)
Игорь 4 апреля 2016, 17:18
Дорогие братия и сёстры , хочу лишь напомнить , что в одном из Афонских монастырей , монахи спрашивают какой веры поломник ,католиков не пропускают . В этом монастыре монаху явилась Пресвятая Дева Богородица и указала на католиков , как на врагов , гонителей веры православной . Это чудо знают на Афоне . Разве для нас это не урок .
Елена 4 апреля 2016, 11:15
Арию противостояли и Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. Куда уж больше. Оставил ли Арий свои дела? Нет. И мы не больше этих святителей. И не надо покушаться устроять дом другого разрушая свой. Жалеть, помогать, молиться о заблудших-да. А все остальное оставить Богу.
раиса 4 апреля 2016, 09:34
Статья очень опасная. Кто из нас, братья и сестры, может похвастаться сильной верой? На словах, я думаю,
многие, на деле никто.Что возможно Богу, невозможно человеку.Я прожила жизнь и не встретила ни одного еретика, раскольника, кто бы вернулся в лоно Православной церкви. Зато видела, как уходят из Православия, как такие "самаряне" уводят людей из Православной церкви. Большая беда нашей церкви и это показывают последние искушения, как мы напрочь забыли Апостольские правила, которые запрещают нам общаться с еретиками. Чисто по-человечески, конечно, нужно помогать людям в беде, но говорить с ними о вере категорически нельзя!!! Эти люди находятся под особым воздействием сатаны, а переспорить его невозможно.Заразиться этой страшной инфекцией можно легко и даже незаметно для себя. Об этом еще в 3 веке говорил в книге "О единстве церкви" Киприан Карфагенский.
Дмитрий Самойлов 4 апреля 2016, 09:21
Согласен с о. Олегом. Осенью к нам в Диивеево приезжали католики (священники, студенты) по благослолению митр. Иллариона. Наш владика Георгий показал им монастырь, провёл беседу, рассказал о батюшке Серафиме. Но вопрос в другом. Зачем нарушая 45 правило свв. апостолов они присутствовали и молились справославными на двух литургиях вТроицком
Галина Игловская 4 апреля 2016, 08:31
Низкий поклон Вам, отец Олег! Спасибо за статью. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: "Не играйте своим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. ...Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство.Прежде нежели придет грозный час, в который вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдания, даруемые Богом туне всем человекам- при посредстве христианства" ("Слова и письма о спасении и вере").По словам святителя, древние ереси "отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа".Мы знаем, что слово Божие- это Сам Бог в Своем действии:"Слова, которые говорю Я вам, суть Дух и жизнь"(Ин. 6,63). Господь Иисус Христос (Имя Ему: Слово Божие" (Отк. 19,13)) молился Отцу за Своих учеников: "Освяти их истиной Твоею: слово Твое есть истина" (Ин. 17, 17).Посему самая большая "новейшая ересь"- это та, когда откровения человеческие ставятся выше Откровения Божьего. "САМАЯ ЧИТАЕМАЯ КНИГА ДИАВОЛА- ОТКРОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ". Господи, прости нас, грешных, и помилуй!
Владимир 4 апреля 2016, 07:14
Замечательно. Позвольте высказаться. Я думаю надо как то официально заявить, что, если кто считает себя христианином, ни в коем случае не должен против других людей использовать закон о оскорблении чувств верующих.
Несомненно, этот закон появился для разжигания вражды. Применение этого закона является антимиссией.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×