Часто можно услышать от людей, которые никак не могут переступить порог храма или побороть какую-то пагубную привычку, что у них не хватает силы воли. А что такое сила воли с духовной точки зрения? Можно ли ее воспитать и как? Рассуждает игумен Нектарий (Морозов).
Если не ты, то кто?
Всё, что касается жизни духовной, имеет определенные аналоги в сфере физической, даже бытовой. Бывает, что нет у человека сил, чтобы прочитать домашнее молитвенное правило или пойти на богослужение. Что с этим делать? А что делать, если нет сил нести из магазина сумки с продуктами? Бросить эти сумки? Найти кого-то, кто их отнесет домой за вас? Просто отказаться от покупок? Ясно, что выход один – все-таки донести их и в ближайшее время начать заниматься физкультурой, чтобы укрепить мышцы и не испытывать впредь подобных проблем. Приведенный мною образ – самый простой, но тем он очевиднее.
Дело в том, что каждая из присущих человеку сил – будь то сила его рук, ног или же сила воли – может определенным образом укрепляться, а может, наоборот, сводиться к какому-то ничтожному минимуму. Но если с руками и ногами всё понятно, то с силой воли – намного сложнее. И одновременно проще, так как никаких спортивных снарядов для ее укрепления не требуется.
Мы укрепляем силу воли тогда, когда себя к чему-либо понуждаем. Даже для человека с расслабленной волей все равно есть вещи посильные – в частности, элементарная самодисциплина. Например, есть три раза в день, пусть даже с двумя чаепитиями между приемами пищи, но не десять раз в любой момент, когда захотелось полакомиться. Вставать сразу после того, как прозвонит будильник, а не лежать в постели «еще пять минут», все равно не засыпая и теряя время. Это ничтожные усилия, но они выводят волю из состояния паралича. Когда человек начинает себя понуждать на подобного рода простые и необходимые действия, его воля получает некую базу для того, чтобы укрепляться и служить уже более серьезным задачам.
Ну а дальше нужен поступательный труд: я понудил себя сначала на что-то совсем простое, потом – на что-то чуть более серьезное. И этот труд приводит к весьма ощутимым результатам. Не говоря уже о том, что если человек это делает не только ради удобства жизни или достижения каких-то земных целей, но и для того, чтобы таким образом иметь силы хранить верность Богу и угождать Ему, то, безусловно, в этом и Господь будет помогать. И в ответ на человеческое малое усилие Его помощь будет неизмеримо большей.
Сила воли – это и конкретный выбор в каждой конкретной ситуации
То есть сила воли – это помимо всего прочего и конкретный выбор в каждой конкретной ситуации. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что человек, который в каких-то глобальных ситуациях проявляет себя решительно, в таких мелочах, как вставание без промедления по будильнику или воздержание от лишних приемов пищи, неожиданно оказывается безвольным. Мы постоянно забываем о том, что в значительной степени зависим от собственных навыков. Нам все время кажется, что мы будем всегда такими, как есть. Но на самом деле человек постоянно движется между «плюсом» и «минусом». Опять-таки, если обратиться к физической плоскости нашего бытия, можно вспомнить массу примеров, когда люди рождаются крепкими, сильными, но умудряются совершенно разрушить свое здоровье и эту крепость нездоровым образом жизни, а слабенькие и хиленькие от рождения, занимаясь спортом, спустя какое-то время превращаются просто в богатырей. То же самое в духовном плане. Когда у человека появляется навык к самопреодолению – не насилию над собой, а поступательному труду шаг за шагом – это для него становится, как ни странно, естественным. Хотя раньше могло казаться совершенно невыносимым, немыслимым.
О пользе малых шагов
Мы говорим о том, что сила воли может воспитываться. Возникает закономерный вопрос: «Какие же нужны упражнения для этого?» В этом смысле для нас все очень удобно устроено: не нужно что-то специально искать или изобретать, потому что упражнения предлагает сама жизнь. Суть не в них, а в определенном настрое. То есть я должен понять: для того чтобы состояться как христианину и просто как человеку, необходимо себя преодолевать. Надо себя убедить в том, что это не страшно, это не так уж и трудно, куда-то вдаль пока не заглядывать, а начать с самых простых вещей. С того, например, что когда я где-то оставляю ту или иную вещь и она образует начало будущего беспорядка, я не позволяю себе лечь на диван или сесть за компьютер, пока не положу эту вещь на ее место – просто потому, что таков мой настрой на самопреодоление. Я не буду ждать, пока из мусорного ведра начнет все вываливаться или на грязном полу можно будет огород разводить, а своевременно выброшу мусор и сделаю влажную уборку. Вот из таких крупиц всё и складывается.
Я как-то очень хорошо запомнил один пример из жизни некоего афонского старца. Он жил в общежительном афонском монастыре, где была не особо аскетическая жизнь, а наоборот, было всего в достатке. Такие периоды духовного упадка случались в истории Афона. И вот у этого старца зародилась мысль о том, что хорошо было бы от этой сытой вольготной жизни уйти и посвятить оставшееся время, собственно говоря, тем подвигам, ради которых он когда-то монашество принимал. Но он понял, что привычка к сытой жизни погонит его обратно в монастырь, и тогда он среди всего этого тепла и довольства стал потихоньку приучать себя к жизни более аскетичной. Он начал меньше и реже есть, избегать тепла и уюта и постепенно пришел в то состояние, при котором для него переход к жизни подвижнической стал безболезненным.
Душа нуждается в привыкании к некоему изменению – резких перемен она может не выдержать
Святитель Феофан Затворник удалялся в затвор тоже не одним каким-то рывком, а постепенно приучал себя к ограничению своего передвижения в пространстве, понимая, что его душа, как и душа любого человека, равно как и тело, нуждается в привыкании к некоему изменению в своей жизни. Иначе она не выдержит.
Вот ради чего все это нужно – ради того, чтобы иметь свободу. Свободу в какие-то моменты, когда от нас требуется от чего-то отказаться и чего-то лишиться, пойти на эти испытания и не бояться их. Для этого у нас должны быть силы и необходимые навыки.
Когда сам – не сможешь
Когда мы говорим о силе воли, всегда возникает тема зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой. Порой человек приходит в храм, и ему удается преодолеть эту зависимость, но это бывает лишь в том случае, если он сам воспринимает ее как зло и беду, хочет от нее избавиться и ищет при этом помощи Божией. Придя в храм, человек обретает не только эту помощь, но еще и то самое главное, отсутствие чего ему мешало победить свою зависимость, – обретает смысл.
Но зачастую бывает так, что человек и не ищет смысла, и не хочет избавиться от зависимости, и тогда ему помочь не получается. И здесь дело не столько в отсутствии силы воли, сколько в общей направленности жизни человека. Притом опять-таки человек, который привык к жизни дисциплинированной и ответственной, редко соскальзывает в сторону зависимостей и легче их преодолевает.
К сожалению, бывает и так, что человек, найдя в Церкви необходимую поддержку и, прежде всего, благодатную помощь, выкарабкивается из бездны зависимости, а потом решает, что Церковь ему больше не нужна, что он уже и так достаточно крепок духом, чтобы не вернуться к своим пагубным привычкам, и из Церкви уходит. А после этого мало-помалу опять скатывается в ту же трясину, из которой выкарабкался. Но так бывает не только с алкоголиками, наркоманами и людьми, пораженными страстью к игре, – так бывает вообще со всеми людьми, которые, придя в Церковь, обрели некую свободу от своих прежних грехов и страстей, а потом ушли из Церкви и опять впали во все прежние тяжкие, из которых они до того с трудом выбирались. Здесь мне всегда вспоминается апостол Петр, который сначала по слову Христа Спасителя пошел по воде, а потом вдруг убоялся и начал утопать. Почему? Мне близко объяснение, что апостол в какой-то момент привык к тому, что идет по воде, и ему показалось, что он идет сам, и тогда ему стало страшно. Когда человеку кажется, что он сам избавился от каких-то греховных зависимостей, он перестает искать помощи Божией и неминуемо соскальзывает обратно.
Все начинается с детства
Ошибку совершают те, кто не объясняет ребенку, зачем нужно быть ответственным
Может ли способствовать укреплению силы воли в человеке ее воспитание с детства? На мой взгляд, не просто может, а в первую очередь и способствует. Даже трудно сказать, что играет большую роль – черты натуры, которые человеку присущи от рождения, или же воспитание. Воспитание даже может преобладать. И огромную услугу своим детям оказывают те родители, которые с детства приучают ребенка к тому, что есть такие понятия, как ответственность, долг, что есть вещи, которые необходимо делать, даже когда не хочется. Правда, ошибку совершают те, кто не объясняет ребенку, зачем нужно делать то-то или то-то, почему нужно быть ответственным, что такое долг и на чем базируется это понятие. Если ребенка заставлять просто делать что-то, смысла чего он не понимает, то, безусловно, как только у него появится возможность этого не делать, он это делать прекратит. Когда же ребенок привыкает и делать, и понимать цель и смысл дела, когда ему ясно представляется связь между этим деланием и его результатом, тогда вырастает человек сильный, ответственный, волевой, который будет и полноценным членом Церкви и христианской общины, и хорошим работником, мужем, отцом, другом – словом, полноценным человеком.
Всем мира,добра,здоровья,любви и милости Божьей!!! Помолитесь о мне,грешном рабе Божьем,Романе
"НАДО ПРОСИТЬ,МОЛИТЬ ГОСПОДА,ЧТОБЫ УКРЕПИЛ ВОЛЮ ПРОТИВИТЬСЯ СТРАСТНЫМ ПОМЫСЛАМ,ОБРАТИЛ БЫ ВСЕ СИЛЫ,ВСЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ХОТЕНИЯ ДУШИ К ВЫСШИМ ЦЕЛЯМ,СВЯТЫМ,ВЫСОКИМ,БЛАГОРОДНЫМ".(Игумения Арсения).
Разве может наша душа облагородиться,если мы будем сидеть на табуретке "сложа руки" и не ПОНУЖДАТЬ себя ни к чему! Благодарю Вас,о.Нектарий. Спаси,Гоподи!
Ирине Мешалкиной:- гордость воли - это если человек полагается только на свою силу воли и гордится этим, а не полагается на силу Господа. Сразу оговорюсь, что делюсь своим личным пониманием определения "гордость воли", так как точного объяснения в святоотеческой литературе я не нашла(в интервью со старцем Клеопой о гордости ума и гордости воли он, действительно, объясняет, почему гордость ума хуже и страшнее гордости воли и объясняет подробно, что такое гордость ума, но не объясняет, что такое гордость воли).