Зачем мы страдаем

Художник: Ф.А. Шенк Художник: Ф.А. Шенк

Телесная, душевная и даже духовная боль появилась в жизни человека по попущению Божиему. Но приносит она не только страдания. Очень часто она положительно влияет на нашу жизнь, изменяя и наше поведение.

Конечно, философствовать и богословствовать о страдании легко. Несравненно тяжелее претерпевать его, правильно переносить боль, если приходится каждодневно испытывать ее. И человеку, самому не познавшему, что такое боль, говорить о боли очень дерзновенно. Но я думаю сейчас о наших братьях, во всех уголках земли страдающих телесно, душевно и духовно.

Обычно телесно страдают от различных болезней, голода и злоключений. Душевно же страдают от гонений и клеветы, от недостатка любви и когда на нашу любовь не отвечают те, кого мы любим, от не исполненных желаний, от болезней и смерти любимых нами, да и по множеству иных причин. Духовно страдают христиане, любящие Бога и человека, когда они с сожалением видят, как люди своими грехами «огорчают» Бога и уничижают Его образ и подобие – человека.

Почему же боль и страдание появились в жизни людей?

Конечно же, не по благоволению Божиему! Но по попущению Его, когда человек из-за своего эгоистического преслушания оказался вдали от Источника Жизни и своего Создателя. Потеряв радость и безболезненность существования в Царствии Божием, человек оказался в ином состоянии: истинная Жизнь сменилась жизнью, подверженной тлению, покрытой плотными облаками смерти, греха и страстей, не пропускающими света.

Но вот вопрос: а благотворно ли страдание?

В этом новом для человека состоянии, думается, смерть и боль стали своего рода благостным фактором, как, несомненно, и другие, например кожаные хитоны, которыми Господь покрыл первозданных, когда они вынужденно покидали рай. Эти хитоны служили первозданным неким утешением в их изгнании. Смерть же положила предел злу, в противном случае зло было бы бессмертным на земле.

Боль помогает нам обрести чувство нашей тленности, которое избавляет нас от любого вида самообожения

Боль телесная сообщает, что тело человека одолевает какая-то болезнь и нужно предпринять соответствующее лечение. Врачи знают, насколько действие боли – благо. К тому же боли различного происхождения помогают нам обрести чувство нашей тленности, дающее нам познание нашей ограниченности, которое избавляет нас от любого вида самообожения. Боль подталкивает к размышлениям о том, как идет наша жизнь, помогает направить ее к ее правильному центру – Богу-Троице. Боль очищает от «примесей» нашу любовь к Богу, помогает любить Его бескорыстно, любить не за какие-либо Его дары (например, здоровье, семейное счастье и т.д.), а именно Его Самого. Вспомните Иова: многострадальный, но обладавший терпением, крепким, как алмаз, он безропотно переносил болезни и другие тяжкие страдания – и доказал этим, что любит Бога как Личность, а не Его дары и благодеяния. Он любил Бога равно горячо и в благоденствии своем, и когда, покрытый язвами, оказался на гноище, и когда были убиты все десять детей его.

Нередко боль научает нас правильно относиться к нашим ближним, которых в благоденствии своем мы порой гнушаемся или же обижаем, заставляя их страдать от нашего эгоистичного поведения. Ведь часто только когда разражается катастрофа – следствие нашего бездумного погружения в греховные наслаждения, которое мучительно переживается нашими ближними, – мы наконец-то понимаем всю зловредность греха.

Очень часто люди, страдая от тяжкой болезни, очищаются ею, подобно золоту в горниле, обретают свое подлинное лицо, отбросив все ложные маски, славословят Бога за целительный дар боли, даже если их недуг неисцелим. Людям же духовно зрелым страдания помогают достичь высших духовных состояний, и, пребывая на этой высоте, они способны утешать и поддерживать множество страждущих душ. В пример я приведу вам блаженного старца Паисия, который с радостью принял тяжкую болезнь – рак, мысля, что миряне получают утешение, когда видят, как монахи болеют. И эта ужасная болезнь стала для старца благословением.

А что же такое болезнь с богословской точки зрения?

Мирского ответа на это “Почему?!” нет. Потому что ответ только таков: соучастие Бога в нашем страдании

Из уст тяжко страждущего человека часто вырываются восклицания, рожденные в глубине его души: «Почему, почему, Боже мой?!» Мне кажется, мирского, человеческого ответа на это «Почему?!» нет и быть не может. Потому что ответ только таков: соучастие Бога в нашей боли и нашем страдании. Крест Христов! Мы верим в Бога распятого, униженного, смирившегося перед Своими мучителями. На мечети Омара в Иерусалиме имеется надпись: «Да не говорит никто богохульства, что Бог имеет сына!» Между тем недалеко от этой мечети – сама Голгофа, где Христос пострадал за всех нас. Мы, христиане, нисколько не стыдимся верить в Бога «вочеловечшася, распятого за ны и воскресшаго». В Бога, Который от бескрайней любви стал причастен нашей немощи, облекся в тленную и страстную человеческую плоть, чтобы ее соделать бессмертной. А в Бога недоступного, закрытого в Самом Себе, необщительного, мы не верим, такого Бога мы не чувствуем и не принимаем. Однажды некая ученица гимназии сказала мне: «Я удивляюсь Сократу, принявшему с философским бесстрастием смерть, но Бога я люблю – за то, что Он принял смерть в человеческом естестве!» Давайте не будем забывать слова: «Боже мой, Боже мой, вскую оставил Мя еси?»

Божественную чуткость к любой боли, от которой страдает вся тварь, приобретают люди Божии. Они сопереживают ей в каждом ее проявлении. Авва Исаак Сирин пишет: «Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы – от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу»[1].

Однако следует иметь в виду, что сопереживание святых всему созданию не похоже на буддийскую инертную симпатию – оно было деятельным участием в страдании брата. Так, авва Агафон желал найти какого-нибудь прокаженного, чтобы отдать ему свое здоровое тело, а самому облечься в его больную плоть.

Но всё же боль и страдание остаются для нас некоей тайной, «погруженной» в неизмеримую глубину человеческой свободы. В этой жизни нам только лишь «отчасти» приоткрывается эта тайна. Когда же наши очи очистятся, тогда уже все ясно «узрим». А пока давайте с уважением, вниманием, пониманием и братской любовью войдем в положение каждого страждущего брата и помолимся Распятому Господу нашему, чтобы Он ниспослал Свою благодать, силу и научение правильно и с достоинством переносить все скорби и болезни, которые попустит любовь Божия в этой временной жизни – на нашем пути на небо.

Архимандрит Георгий (Капсанис)
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист

Агиа Метеора

1 марта 2016 г.

[1] См.: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 48.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О Святом Кресте и человеческом страдании О Святом Кресте и человеческом страдании
Архим. Иоанникий (Бэлан)
О Святом Кресте и человеческом страдании О Святом Кресте и человеческом страдании
Проповедь в неделю третью Великого поста
Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Не в цветах и золоте заключается ценность Креста, а в ранах Господа и в Его пречистой Крови, пролитой за нас. О страдании и его значении на земле я хочу рассказать.
Я — инопланетянин Я — инопланетянин
Свящ. Александр Дьяченко
Я — инопланетянин Я — инопланетянин
Священник Александр Дьяченко
В детстве я прочитал очень много фантастики, но в памяти остались всего несколько сюжетов. История о людях, способных сопереживать и брать на себя чужую боль, — один из них.
Когда ты распят, то чувствуешь всемирную боль Когда ты распят, то чувствуешь всемирную боль
Архим. Андрей (Конанос)
Когда ты распят, то чувствуешь всемирную боль Когда ты распят, то чувствуешь всемирную боль
Архимандрит Андрей (Конанос)
Сострадание. Без Креста ты его не почувствуешь. Не сможешь оказать милосердие, благоутробие, почувствовать сострадание к другим, поставить себя на их место.
Комментарии
Наталья14 июля 2019, 12:35
Это самый сложный вопрос - страдание невинных. Для себя я нашла некоторое утешение в том, что эти страдания обязательно и бесконечно щедро будут оплачены, то есть за порогом земной жизни страдающие получат не только такое утешение, которое растворит даже воспоминания о страданиях, но и возможность дерзновенной молитвы за своих близких, возможно и за всех... Но все равно очень больно душевно, когда сталкиваешься с описанием, видом страданий. Да и не может не быть больно. Не имея этой боли будешь ли ты человеком?
Георгий14 марта 2017, 16:25
Все верно, о.Георгий! Боль и страдание для людей тайна Божия, которую понять невозможно, и которую терпеть невозможно. Но... так распорядился Господь! Значит надо всю эту жизнь учиться терпеть и понимать - все это изложено в ЕВАНГЕЛИЕ!
Михайлова Татьяна 7 марта 2017, 21:26
Господь каждому посылает свой Крест и дает его по силам каждому,ведь по существу -это наша жизнь,у всех она разная.Любопытствовать,как там,почему так-это грех!Остается уповать на волю Божью,на Его промысел о нас грешных.Да поможет нам Великий Пост!
Нина Ковчавцева18 июля 2016, 11:28
Когда я говорю знакомым и родным, что нужно смириться с неизлечимой болезнью ребенка или своей и все, о чем написано в статье, то меня поднимают на смех и говорят что это мазохизм, а не вера в Бога - Любовь. Я не знаю что ответить и очень страдаю. Говорят, что нельзя любить палача. Остается только принять решение о своей исключительной греховности и расплате за грех.
Аля 8 марта 2016, 21:33
Зачем такие картинки публиковать в начале статьи с воронами, это травмирует, как только человек мог такое рисовать и время на это тратить, теперь полчаса надо успокаиваться. Между прочим, вороны очень умные птицы,а художник больной человек.


Надежда Митрофанова 3 марта 2016, 19:02
В БОЛЕЗНЯХ И СТРАДАНИЯХ . ЧЕЛОВЕК МЕНЯЕТСЯ В КОРНЕ, ПРИХОДИТ СМИРЕНИЕ. СПОКОЙСТВИЕ,ПОРОЙ КАЖЕТСЯ НЕ ХВАТИТ СИЛ , НО МЫ ПОЛНОСТЬЮ ДОВЕРЯЕМ БОГУ И ПРИХОДИТ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ СПАСИБО БОГУ ЗА ВСЕ , ЗА БОЛЕЗНИ , НЕПРИЯТНОСТИ ,А ИНАЧЕ ,ЕСЛИ БЫ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО МЫ БОГА, НЕ ЗНАЛИ .
И. 3 марта 2016, 11:38
К комментарию от 2.03 - спустя несколько дней, видела то же серое место, колышек, привязь, но - пустое и чуть просветленное. Поняла, что кто-то, будто-бы сверху, забрал овечку.

Святые отцы советовали не верить снам. Но это запечатлелось и всплыло в ответ на картину на сайте.
Простите!
Наталья 2 марта 2016, 18:08
Иван, Татьяна, Иоанна, спасибо. Просто сердце разрывается, глядя на детские страдания, на их боль. Иногда сам не понимаешь, задавая подобные моему вопросы, - то ли в тебе говорит сострадание, то ли это такая форма гордыни. Очень понравились слова свт. И. Брянчанинова, еще раз спасибо.
Марина 2 марта 2016, 12:35
Да, помоги нам Всем, Господи, находясь внутри ситуации (снаружи- легко рассуждать!), на впасть в уныние или ропот, не забыть, что есть что-то и Кто-то выше страданий наших, КОМУ НУЖНО ДОВЕРЯТЬ.Как пишут святые отцы: принимать невзгоды и страдания, как из руки Божией.Всё внутри содрогается, сил нет терпеть, коварные вопросы взрывают мозг: за что? почему я? почему мой ребёнок? Но приходится с этим справляться. Мы не встретим в священных книгах ничего о том, что Господь пришёл в этот мир, чтобы избавить человека от страданий. Зато встретим, что Он пришёл, чтобы привести человека к Любви и Свету, средоточием чего Сам и является. Согласны мы страдать или нет- никто избежать этого не может. Это- составляющая нашего пребывания в бренном мире. Уврачуем молитвой боль свою и непокорность. Не будем забывать: всё, что происходит в нашей жизни, происходит не С НАМИ, а ДЛЯ НАС.
Иоанна 2 марта 2016, 12:18
Наталье. Вспомните Евангелие, эпизод с исцелением слепого, и как ученики спросили Господа: "Сам ли он согрешил или родители его согрешили?" Вот такое было ветхозаветное представление о болезни. Такие страшные болезни не бывают на пустом месте. Сам же ребёнок, как безвинно страдающий, получит у Господа после смерти самое большое утешение. Это всё, что мы, люди, можем знать здесь, на земле.
И. 2 марта 2016, 09:58
Года три назад снилась мне подобная картина, накануне "праздника тыквы": в таком же сером сумраке, в на окраине селения возле дороги кто-то привязал к колышку маленькую чистую светлую овечку и оставил ... Она ходила вокруг колышка, дергала привязь, но высвободиться не могла. Проснулась с чувством страха и жути самого этого места. Долго стояла в глазах эта картина. Но верила, что Господь ее обязательно спасет!
Вчера увидела эту картинку и вспомнила.
Игорь 2 марта 2016, 05:42
Слава премудрости Божией!
Татьяна 1 марта 2016, 23:44
Уважаемая Наталья! Меня Бог миловал. Но по Его попущению мне пришлось очень тяжело заболеть в этой жизни. Болезнь случилась, когда я была подростком. Поэтому тема Вашего вопроса мне немного близка. Я осталась одна (как мне казалось) с этой бедой и сильными муками, будучи, фактически, ребенком. Прошел ни один год пока я смогла понять, что это не бессмысленная пытка. Просто для меня больше нет пути в Царствие Небесное. Думаю, это и есть ответ на Ваш вопрос. Просто другого пути в Жизнь нет. Бог сказал, что не хочет смерти грешника. Он, Господь, желает нашего спасения. Просто иногда без сильной боли спастись просто невозможно. Но это не значит, что невыносимо будет всегда. Даже если исцеление невозможно для людей, то для Бога нет ничего невозможного. Я убедилась в этом на своем опыте. Отчаяние в болезни - дорога в погибель. А самое лучшее лекарство - смирение перед Всемогущим Богом, полное и беспрекословное доверие Его безграничному милосердию. Если бы у меня была такая возможность, то я бы сказала себе-ребенку эти слова.
Иван 1 марта 2016, 22:15
для Наталии (1 марта 2016, 19:00)
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
"Это – судьбы Божии. Постижение их невозможно, как превышающее разум разумных созданий. Исследование того, что не может быть постигнутым – труд тщетный, чуждый смысла. Исследование судеб Божиих воспрещается Богом, как начинание, внушаемое слепотствующим высокоумием, как начинание, внушаемое ложным взглядом на предмет, как начинание, ведущее к неизбежному заблуждению, к богохульству, к душепогибели. Должно, по примеру Апостола, видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума, и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих и ангельских..."
["Аскетические опыты. Судьбы Божии."]
Татьяна Органова 1 марта 2016, 19:53
Какая потрясающая картина! Господи Милосердный, помилуй всех страдающих рабов твоих.
Наталия 1 марта 2016, 19:49
Меня волнует вопрос о детских страданиях, о неизлечимых болезнях детей. Например, такая болезнь, как бруллёзный эпидермолис, когда во внутренностях ребёнка - язвы, зубы крошатся, а кожа слазит лохмотьями, ребёнок уже в утробе матери начинает испытывать запредельные боль и страдания. Я не спрашиваю - "за что". Мне интересно, - если такой страдающий малыш спросит батюшку: "Зачем, для чего я так дико мучаюсь, так болею, испытываю такие боли каждый день?" - что ему на этот вопрос ответят. Что ответят именно ребёнку? Понятно, родителям - терпите, благодарите, радуйтесь, это вам и ему для спасения. А ребёнку что ответить, чтоб он при своих страданиях выдержал честный ответ?
Григорий 1 марта 2016, 18:49
Бог не избирает человека для спокойной и удобной жизни и самодовольной радости, а для выполнения задачи, которая потребует от него все, что его голова, сердце и руки могут давать. Бог зовет работников в Свой виноградник.Быть избранником Божиим часто означает и верх блаженства, и крест страданий.
ТАМАРА 1 марта 2016, 15:55
помоги,Господи,достойно нести свой жизненный крест,не роптать,а только благодарить,смиренно всё переносить,что Господь даст.
Игорь 1 марта 2016, 14:16
Бог попускает страдания, чтобы в человеческом сердце не возникало железной привязанности к земному греховному миру. В отличие от человека, Господь всегда помнит, что тому предстоит смерть, которая при наличии такой фатальной зависимости будет не просто болезненным разлучением души с телом, а полноценной катастрофой личности.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×