Священник Алексий Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы, окормляет личный состав Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. О том, как служится в войсках подобного рода, какова роль священника в армии, в чем особенность проповеди среди военнослужащих, надо ли и как противостоять культу силы, который подчас находит питательную почву в армии, как противодействовать неоязычникам, – наша беседа с отцом Алексием.
– Отец Алексий, каков духовно-нравственный климат в армии сегодня? Много ли верующих? И какой конфессиональный состав армии?
– Армия находится на передовой всех общественных процессов, и поэтому так же, как и во всей стране, духовно-нравственный климат в армии становится лучше. Интересно, что согласно статистике, в армии гораздо больший процент верующих людей, чем в остальном обществе. Что касается конфессионального состава армии, то, так как она является частью общества, в ней есть и православные, и мусульмане, и буддисты и атеисты. Но, безусловно, абсолютное большинство – православные.
– Рассматривают ли сегодня в армии священника как реального помощника в деле воспитания духовности, любви к Отечеству у личного состава?
– На протяжении тысячелетия Церковь помогала армии. То, что священник в армии необходим, понимают все. Об этом свидетельствует и то, что назначение на должность помощника начальника по работе с верующими военнослужащими осуществляется по приказу министра обороны. Это происходит по всей стране.
В нашей Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого уже 20 лет существует факультет православной культуры, подготовивший множество выпускников. Занятия на этом факультете не входят в обязательную программу обучения, это дополнительное образование, которое происходит во внеучебное и личное время. На занятиях слушатели знакомятся с историей православной культуры России и духовными основами воинского служения Отечеству. Многолетний опыт свидетельствует, что это положительно влияет на организованность и ответственность, что особенно важно для стратегических ракетчиков, от которых, без преувеличения, зависит судьба всего мира.
То же можно сказать и о Московском суворовском училище, которое окормляет наш храм. Все желающие суворовцы каждую субботу имеют возможность исповедоваться и причащаться.
После окончания одного из светских мероприятий я подошел к ветерану Великой Отечественной войны, генералу и поблагодарил его за его служение родине, за все то, что они, ветераны, для нас сделали, за страну, которую они нам оставили. И я был очень удивлен и тронут, что он со слезами на глазах в ответ сказал мне: «Спасибо вам!» Я понял, что этот человек, много повидавший, много переживший, верит нам и надеется на нас – на духовенство, на Русскую Православную Церковь. Надеется, что все то, чем жило его поколение, для чего они жили, не будет потеряно и растрачено, но, с Божией помощью, страна достойно выйдет из нынешней сложной ситуации.
– Часто ли руководящий состав армии обращается к священнослужителям за духовной и консультативной помощью?
– Этот вопрос правильнее задать руководящему составу армии. Могу сказать, что центральный командный пункт РВСН был освящен еще в 1996 году патриархом Алексием II, и с тех пор там висит икона великомученицы Варвары.
– А почему именно этой святой?
– Ракетные войска стратегического назначения были созданы 17 декабря 1959 года в день празднования памяти великомученицы Варвары, которая традиционно считалась покровительницей от внезапной смерти. Перед этой иконой на центральном командном пункте неугасимо горит лампада.
Тогда же были освящены и все другие командные пункты РВСН, и сейчас иконы великомученицы Варвары являются традиционной составляющей оснащения командных пунктов этого рода войск.
– Это инициатива руководящего состава данного подразделения нашей армии?
– Освятить центральный командный пункт не было чьим-то единоличным решением. Оно было принято в январе 1996 года на заседании Военного совета Ракетных войск стратегического назначения с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Сейчас это уже и история, и традиция.
– Батюшка, сейчас ситуация в мире достаточно напряженная. Военные участвуют в боевых операциях против террористов. Я понимаю, что сложно говорить за кого-то, но – осознают ли военные, какова главная их задача сегодня?
Армия участвует в спасении людей – и сознание этого движет теми, кто сегодня служит в вооруженных силах
– Я думаю, большинство военных солидарно с Патриархом Кириллом, который сказал, что мы участвуем в спасении людей в Сирии, на Ближнем Востоке, которые несправедливо притесняются и уничтожаются. Это важный момент: мы участвуем в спасении людей. И сознание этого движет теми, кто сегодня служит в вооруженных силах.
– Сегодня, видя, как растет авторитет армии, многие становятся на позицию шапкозакидательства. Популярна идея: «кто не с нами, тот против нас», – и в этом своеобразно проявляется гордыня нации. Обладая огромным военным потенциалом, мы идем против пацифистских принципов. Не опасны ли такие настроения?
– Пацифизм – не христианское учение. Отвечая на вопросы сарацин, святой равноапостольный просветитель славян Кирилл говорил: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15: 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих». Более того, Каноническое послание святителя Григория Чудотворца (†270), написанное по поводу вторжения варваров в Понтийскую область, настаивает на отлучении от церковного общения христиан, которые во время бедствия перешли на сторону врага и «принимали участие в нападении, забывши, что они были понтийцами и христианами». Данное правило вошло в Канонический кодекс Православной Церкви.
В отношении шапкозакидательства выскажу свое личное мнение. Чем отличаются пессимист, оптимист и реалист? Пессимист не видит света в конце туннеля, оптимист видит свет, а реалист обращает внимание на приближающийся поезд. Только при трезвой оценке ситуации можно принимать верные решения. У нашего Отечества есть ядерное оружие. При этом с учетом размеров нашей Родины соотношение сил, условно можно сказать, на западных границах составляет 1:10, а на границе, скажем, с Китаем – 1:100. Не стоит забывать, что армия не существует отдельно от экономики страны.
При таком положении дел вспоминаются слова А.В. Суворова: «Один десятерых своей силой не одолеешь: помощь Божия нужна». Россия без помощи Божией, без самого главного – возрождения правильных духовных ценностей, укорененных в Православии, без консолидации общества, объединения народа – этот сложный период не сможет пройти так, как она на протяжении тысячелетия проходила сложнейшие периоды своей истории. Всё больше людей понимает, что если на Востоке развивается фанатизм и из псевдо-религиозных побуждений убивают ни в чем не повинных людей, а на Западе преобладает то, что ныне называется «толерантностью», то есть идет оправдание греха, отказ от традиционных ценностей, то Россия должна олицетворять собой «золотую середину» и светить миру светом правильных ценностей. А это достигается не путем изменения всей страны, а путем изменения прежде всего себя, своей семьи. Человек должен становиться лучше сам. Лучше как подчиненный, лучше как начальник, лучше как муж или как сын.
У всех думающих, разумных людей есть сейчас понимание того, что необходима внутренняя духовная работа для исправления себя, чтобы этим снискать милосердие и помощь Божию в очень сложной ситуации: нет времени для гордости или шапкозакидательства.
– Среди молодых ребят, в том числе призывников и воинов, сегодня популярен культ силы, навязываемый в том числе и неоязыческими верованиями. В чем опасность подобного явления? Сталкивались ли вы с этим? И как объяснить молодым воинам, что силой нельзя решить всё?
– В первую очередь вспоминаются слова святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И побеждает не тот, кто сильный, а тот, на чьей стороне Бог. Поэтому А.В. Суворов восклицал: «Какой восторг! Мы – русские: с нами Бог!» Позже эти слова повторял и М.И. Кутузов.
Мне приходилось сталкиваться с неоязычеством. Как правило, различные псевдорелигиозные учения паразитируют на чем-то добром и хорошем, заложенном в человеке. В случае неоязычества этим добрым качеством является любовь человека к своей Родине. При этом Родина подменяется, вся ее тысячелетняя история и культура вычеркивается: вычеркиваются благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, и Александр Васильевич Суворов… И создается миф, который ничем и никак не подкреплен, который не имеет реальной силы, потому что, как правило, никто из неоязычников не верит в своих богов, и уж точно они не будут молиться им, когда нужно будет идти, к примеру, в атаку. Это подобно тому, как при живых родителях человека убеждают, что не они – его отец и мать, а вот есть нечто виртуальное, во что ты должен поверить и этому следовать. Думаю, что это, в первую очередь, следствие незнания родной истории, о которой А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал». В древней Руси вожди русского народа в минуты опасности взывали: «Станем храбро за Православную веру, за все великое государство и за православных христиан!» «Постоим за дом Пресвятой Богородицы!» – был традиционный воинский клич на Руси.
Понятно, что сегодня, когда есть ядерное оружие, война идет в первую очередь на информационном поле. Изучается, к чему человек чувствителен, что было бы востребовано, и для молодых и сильных, тех, кто мог бы любить родину создается иллюзия, которая продвигается, развивается и, безусловно, не без участия противодействующих государств. Вспоминается случай из Патерика, который я приведу очень приблизительно. Один преподобный увидел беса, который шел искушать братию. Весь он был обвешан небольшими бутылочками. Преподобный спросил: «Что у тебя в них?». И диавол ответил: «В одной – честолюбие, в другой – уныние, в третьей – другая страсть. И если кому-то что-то из этого не подойдет, я попробую еще что-нибудь». Отказываясь от всего доброго и хорошего, что у нас есть, люди начинают верить в виртуальное, нереальное, несуществующее. А.С. Суворов говорил: «Молись Богу, от Него – победа». А этого неоязычество лишает.
– А служащие в ракетных войсках стратегического назначения, отправляясь на боевое дежурство или на выполнение боевого задания, приходят к вам за благословением? Можете поделиться этим?
– Да, конечно. Задача военного священника заключается и в том, чтобы молиться за наших воинов, чтобы Бог благословил и поставленные задачи были бы выполнены.
– Батюшка, кого вы ставите в пример молодым воинам? Конечно же, без героев прошлого не обойтись: это и Александр Невский, и Димитрий Донской, и Александр Васильевич Суворов, которого вы уже не раз упомянули… А кто из наших современников? Кто для молодых является героем? И рассказываете ли вы, например, о Евгении Родионове?
– И Александр Невский, и Александр Васильевич Суворов – не герои прошлого. Они герои настоящего, потому что их опыт, пример их жизни целиком и полностью востребованы и сейчас. Не так давно награждали полковника С.Г. Султангабиева, который лег на гранату, закрывая собой подчиненных. И когда Владимир Владимирович Путин вручал ему орден, он сказал: «Любой поступил на моем месте так же, как и я». Подобные подвиги характерны для нашей армии. В этом поступке нет ничего, что было бы исключительным, потому, что, я знаю, в основном именно так воины и поступают.
И слава Богу, что общее состояние армии – готовность совершать подвиги как обыденные поступки
Сейчас очень много героев, настоящих героев. Это те, кто проявил себя героически во время боевых действий и в Чечне, и в иных местах. И об этих героях я рассказываю курсантам, устраиваю встречи с ними. Удивительно, что все они люди очень скромные. А Евгений Родионов не герой, как воин, – он герой, как христианин. Обычный парень, который отказался снять крест. Таких, как он, ведь очень много. И слава Богу, что это – общее состояние армии, которая готова совершать подвиги как обыденные поступки.
– А как вы рассказываете ребятам о Христе?
– Сам Христос излагал Свое учение в притчах. И без притчи Он не говорил ничего. О христианстве надо вот так и рассказывать. И вся русская культура, вся русская литература именно так о Христе и говорит. Но самым главным является богослужение.
Конечно, проповедь среди военнослужащих имеет и свои особенности. Апостол Павел говорил: «Для всех я сделался всем» (1 Кор. 9: 22). Для верующих военнослужащих насущны примеры доблести и стойкости, поэтому мы и говорим о воинских добродетелях и о том, каким образом их можно было бы в себе воспитать. Например, верность присяге, честь, товарищество…
– Да, ведь даже святитель Амвросий Медиоланский, перечисляя добродетели, главной называл мужество. Отец Алексий, воспитывает ли армия мужчину?
– Мой товарищ, ныне молодой московский священник, после окончания института, хотя имел возможность сразу поступить в семинарию, сам – и с удовольствием – пошел в армию. Причем не так, чтобы в определенное место, а куда пошлют – туда пошлют. И остался совершенно доволен тем, что служил в армии. Сумел даже там, в армии, подготовиться к вступительным экзаменам в семинарию. Армия состоит из людей, и чем больше в ней хороших людей, тем лучше и вся армия, и духовный климат в ней.
Армия, безусловно, воспитывает. И отрадно, что, как и раньше, за честь считалось быть военнослужащим, так это становится и теперь.
– А что ценят военные в священнике? Вот вы привели слова апостола Павла: «быть всем для всех». Но ведь не каждый священник обладает какими-то особыми воинскими способностями, например, разобрать-собрать автомат Калашникова закрытыми глазами. Так как и чем завоевать авторитет у ребят?
– Действительно, на мой взгляд, не обязательно быть специалистом в той или иной военной области, хотя это было бы весьма полезно. В настоящий момент все военные священники планово проходят дополнительное обучение в Военном университете, которое дает возможность ориентироваться в воинских вопросах. Но в первую очередь армия ждет от священника не того, чтобы он был лучшим, как солдат, а чтобы он был человеком, который помог бы решить те или иные духовные вопросы, который мог бы за военнослужащего помолиться. И если священник живет нелицемерно, если священник искренне заботится о людях, в том числе о военнослужащих, если он любит военнослужащих, то и военнослужащие любят своего пастыря.
– Батюшка, хотелось бы от вас, как военного священника, услышать пожелания всем защитникам Отечества в их праздник – 23 февраля.
– Живя в богохранимом Отечестве, что постулируется даже в гимне нашей страны, я бы пожелал всем защитникам Отечества всегда помнить слова преподобного Серафима Саровского: «Всегда радуйтесь! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости – что угодно можно совершить».