«Два человека вошли в храм помолиться»

Всё ли нам понятно в притче о мытаре и фарисее?

Мытарь и фарисей. Мозаика Равенны Мытарь и фарисей. Мозаика Равенны

Когда знаменитый Галилей обосновал коперниковскую гелиоцентрическую модель устройства Вселенной и оказалось, что не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца «бегает», на современное ему научное и религиозное общество это произвело эффект «разорвавшейся бомбы». Больше даже на религиозную среду. Не столько ученые, сколько Католическая церковь ополчилась тогда на Галилея: гелиоцентрическая модель Вселенной, по мнению церковных деятелей, противоречила тексту 103-го псалма, 1-й главе Книги Экклезиаста, а также эпизоду из Книги Иисуса Навина, где говорится о неподвижности Земли и движении Солнца (см.: Нав. 10: 12). Галилей был признан «сильно заподозренным в ереси» и предан церковному суду…

Притча Христова о мытаре и фарисее, о которой пойдет сегодня речь, в некотором смысле подобна «Диалогу о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» Галилея. Как «Диалог», так и притча совершают решительный переворот в сознании современников, только последняя делает это не в астрономии, а в области, как мы бы сейчас сказали, нравственного богословия и касается иной вселенной – внутреннего мира человека.

Давайте рассудим. Основные религиозно-нравственные системы и интуиции дохристианского человечества, включая и ветхозаветный декалог, полагали благо для человека исключительно в исполнении формального добра. Иными словами, «делай добрые дела и получишь благо». Функция таких представлений о благе вполне ясна и оправданна. Она состояла в детоводительстве ко Христу. Неспособное вместить нормы высшей христианской нравственности, человечество до Христа обучалось азбучным нравственным истинам. Чая в лице своих лучших сынов «высшей математики», обучалось «алгебре»…

Но наступило время Мессии, Который приносит во многом новые представления о добре и зле. Он, предназначенный «на падение и восстание многих во Израиле», говорит о том, что оправдание от Бога обретается не столько в области совершения тех или иных добрых дел, сколько в области самовоззрения человека. Эту «по-галилейски» революционную для тогдашнего иудейского общества истину Христос наиболее ярко и понятно открывает в притче о мытаре и фарисее. Перед взором слушающего предстают два совершенно различных по своему духовному состоянию человека. Об одном из них, респектабельном, по наружности добродетельном и благочестивом, говорится подробнее (обратим на это внимание). Он, стоя в храме, начинает свою молитву к Богу с благодарности Ему за то, что он не такой, как все прочие люди, «грабители, обидчики, прелюбодеи», или как тот мытарь, который стоял в храме недалеко от него. Он дает десятину от всего, что приобретает, и постится два раза в неделю. Мытарь же, стоящий недалеко от него, не смел даже глаз поднять к небу, ударяя себя в грудь (знак сердечного сокрушения), и лишь просил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Но именно он пошел в дом свой оправданным от Бога в отличие от фарисея, который, по толкованию отцов, оправдания не получил. Один покаянный вздох мытаря при его грехах оказался в очах Божиих достаточным к оправданию, а фарисей не получил оправдания при всех своих «добрых» делах! Почему же добрые дела фарисея взяты в кавычки? Разве отдавать десятину не доброе дело? Разве поститься не доброе дело? Оставим пока эти вопросы без ответа. Лишь подчеркнем здесь ярче главную мысль притчи: оправдан перед Богом не тот, кто совершает много добрых дел, а тот, кто считает себя окаянным грешником перед Богом, недостойным Его милостей.

Мысль о том, что достойным милости от Бога оказывается не совершивший множество дел, а сокрушенный сердцем, поразила современников Христа. Она разрушала веками складывавшиеся представления иудеев о том, что праведен перед Богом тот, кто до мелочей исполняет все предписания Закона и предания старцев. Вместо же этого им предлагалось молитвенное воздеяние рук сокрушенного сердцем человека как средство оправдания перед Богом. Неслыханно! Однако эта притча поразила не только современников Христа. Она поразит и нас, если мы начнем серьезно ее осмыслять. Попробуем задать себе вопрос: а действительно ли нам всё понятно в этой притче? Мы, наверное, поймем, что не только не все понятно, но и возникает множество вопросов. Например, неужели лучше оставаться грешником, просто осознавая свое бедствие, чем творить добрые дела, осознавая это и благодаря Бога? Непонятно. Или, получается, что для оправдания от Бога добрые дела не нужны, они могут быть даже вредны, а лучше просто сокрушаться перед Богом о своей греховности? За что же тогда награждать праведника, и кто вообще тогда «праведник»? Тоже непонятно.

Преподобный Исаак Сирин: “Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению”

Хорошо, что эти вопросы есть, они говорят о том, что нам действительно хочется осмыслить и понять эту притчу. И мы, Господу поспешствующу, обязательно найдем на них ответы. И, во-первых, попробуем понять, почему оправдался смиривший себя перед Богом мытарь, а не велеречивый фарисей. Ответ мы находим у преподобного Исаака Сирина, написавшего в своем подвижническом слове: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны»[1]. Иными словами, правильно совершаемые добрые дела, а под ними мы понимаем, в первую очередь, исполнение заповедей Христовых, должны приводить человека к смирению, осознанию себя непотребным грешником. И именно родившееся в душе смирение привлекает к нам благодать Божию, оправдывающую нас.

Об этом говорит нам и другая замечательная притча, та, что о десяти девах. Эта притча намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Она не только о том, что добродетель должна наполнять наше сердце к моменту прихода Жениха. Она и о том, что спасают нас лишь те добрые дела, которые претворились в наших сердцах в Божественную благодать. Попробую пояснить свою мысль. Вспомним, что из десяти дев пять были разумными – те, у кого было достаточно елея в светильниках, и пять юродивыми, у которых светильники угасали за недостатком елея. Вещество – елей – выбрано в этой притче не случайно. Елей – вторичный продукт, продукт переработки семени. Если семя переработано правильно, то получится хорошее масло, если же нет, то ничего не получится. Так и в душе человека. Семя – то же, что добрые дела, творимые нами, а елей – благодать Божия, обретающаяся в сердце человека как плод «переработки» добрых дел! Спасают не сами дела, а благодать Божия. И как семя можно испортить и никакого елея не будет, так и добрые дела, совершаемые неверно, не дадут душе человека благодатного плода!

Однако что означает «правильно совершаемые добрые дела»? Неужели мы ошибаемся, когда считаем, что дело может быть либо добрым, либо злым, и ставим здесь точку? Оказывается, ошибаемся. Оказывается, суть здесь не в том, каково благое дело по своей форме и содержанию, а в том, с каким духовным устроением человек его совершает. И правильное устроение, по слову Самого Господа, таково: «Вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). «Все, что бы ты ни делал, – комментирует эти слова Господа святитель Феофан Затворник, – почитай должным. Ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты»[2]. Итак, постишься ты? Хорошо. Но если, постясь, считаешь, что совершаешь добродетель, а не нечто для тебя необходимое, благодати не жди. Творишь милостыню? Похвально. Но если при этом ожидаешь награды, то ты подобен фарисею, ушедшему из храма осужденным. Ибо и он не понял, что лишь в какой-то мере исполнил то, что должен был исполнить, и «вписал» себе это в заслугу перед Богом, отчего и родилось в его душе самомнение. А без смирения, как мы уже поняли, напрасны все труды и все добродетели.

Преподобный Симеон Новый Богослов: “Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи”

Итак, с фарисеем вроде бы все понятно, но чем похвален мытарь? Ведь его «достоинство», как кажется, лишь в том, что, проводя греховную жизнь, он вполне отдавал себе отчет в этом. Достаточно, получается, оставаясь грешником, просто сокрушаться перед Богом, что ты грешник, и уже не заботиться о нравственном качестве своей жизни? Так? Ну, разумеется, не так. Евангелие не хвалит мытаря за его жизнь, а обращает наше внимание на его верное духовное устроение. Лишь покаяние и смиренное осознание своего недостоинства – условие обретения благодати и залог оправдания человека перед Богом. А вот обретается такое устроение как раз на пути исполнения заповедей Христовых, а отнюдь не на «почивании на лаврах». Об этом говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи»[3]. Как понять этот тезис? Так, что свою духовную немощь может познать лишь тот, кто с усердием стремится жить по заповедям.

Представьте себе человека, со всею решимостью и тщательностью положившего с сего дня исполнять все заповеди Христовы: никого не осуждать, кроме себя; любить своих врагов, то есть благословлять их, делать им добро и пр.; никогда ни на кого не раздражаться, не пустословить, не угождать чреву, никогда не проводить праздно время. Представили? А теперь скажите мне, что поймет такой человек через пару деньков? Правильно. Поймет, что он не то что все заповеди, а ни одной не может совершить достойно. Поймет, что таких сил у него просто нет и их надо искать у Того, у Кого они точно есть. Поняв это, он вскоре поймет и то, что не только заповеди совершать, но и грехов не совершать он не может без Того, Кого мы только что упомянули. Он поймет, что вообще ничего не может без Него. Только познав это и ощутив, он сможет возопить вместе с мытарем: «Боже, милостив будь ко мне, грешному» – и сподобиться благодати. Все святые прошли этим путем и угодили Богу. Со всем усердием стремясь жить по заповедям, они видели крайний недостаток своих собственных усилий, обращались с молитвой к Богу и получали в своей борьбе Божественную помощь. Но получив ее, уже не забывали своих самостоятельных бесплодных потуг и Того, Кому нужно приписывать победу.

И все же непросто нам понять, почему награду получат не столько деятельные добродетели, сколько смиренное понятие о самом себе. Вот и притча о Страшном суде говорит как будто об обратном. Благословенными в ней названы те, кто накормил голодного, одел нагого, приютил странника, посетил больного и заключенного. И невозможно здесь о чем-то спорить, ведь и эта притча исходит из уст нашего Господа. Однако и в этой притче есть один малозаметный, но отнюдь не случайный нюанс, лишь подтверждающий нашу основную мысль. Помните, как «благословенные» спрашивают Царя: «Где мы видели Тебя, Господи, и послужили Тебе»? В чем заключался этот вопрос? Это были праведники-христиане, знавшие учение Христа и то, что служащие братии служат Ему Самому. И все же они не помнили, чтобы где-то послужили братии. Поскольку заподозрить праведников в лукавстве, да еще на Страшном суде представляется совершенно нелепым, то остается только одно. Они, совершившие все добродетели, не видели в них своей заслуги, забывали о них и искренне считали себя ничего не совершившими. Святые не понимали самих себя! Этим только и можно объяснить тот феномен, что самые глубокие покаянные молитвы составили от своего имени преподобные и богоносные отцы.

И последнее. Благодарность Богу не всегда угодна Ему. О словах благодарности, с какой начинает свою молитву фарисей, наше богослужение говорит: «Сей же величашеся, вопия: “Боже, благодарю Тя!” – и прочие безумные глаголы»[4]. Святитель Игнатий о благодарности фарисея пишет: «Фарисей в самообольщении своем приносит за свое душевное состояние хвалу Богу. Он скрывает свое превозношение, и оно скрывается от него под личиною благодарения Богу»[5]. Подобное превозношение, скрывающееся за личиной благодарения Богу, встречается порой и сейчас. А как еще интерпретировать, например, благодарение Богу боксера, отправившего в нокаут соперника? Или, с позволения сказать, предпринимателя, отбившего у конкурента «кусок пирога» и затем приходящего в церковь благодарить за это Бога? Или прохиндея, всеми правдами и неправдами пролезшего во власть и потом «отслужившего» благодарственный молебен в церкви? Не всякая благодарность приятна Богу, а иная, думается, и вовсе «собирает пепел» на главу «благодарного»…

И все же и фарисей не лишен своей благой части. Не случайно же Господь говорит о нем подробней. Свои больные места – самомнение, превозношение, осуждение ближнего – он обнаружил во время своей молитвы к Богу, и происходит это в притче для нашей пользы. Притча о мытаре и фарисее для всякого христианина – шанс увидеть «фарисея» в себе и, покаявшись, стать «мытарем». И этот шанс никак нельзя упустить.

[1] См.: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 34. О тех, которые живут наиболее близко к Богу и проводят дни свои в жизни ведения.

[2] См.: Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года.

[3] Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Поучение 1-е в неделю по Богоявлении. О покаянии.

[4] Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского.

[5] Цит. по: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 265.

Комментарии
Петр23 февраля 2016, 14:34
Владимир22 февраля 2016, 08:00: "Но на многих православных форумах, упоминание фарисея стало стандартным ответом на любую критику, чего бы она не касалась: блудниц, детоубийц, содомитов, еретиков и т. д.". Очень верное наблюдение!
Владимир22 февраля 2016, 08:12
Прежде чем комментировать, напомню, что Дух Святый, просвещавший святых, давал им дар рассуждения, так что они применяли те или иные цитаты из Писания так и тогда, когда это действительно правильно и нужно. А дух лукавый, "просвещавший" ересиархов, и ныне "просвещающий" модернистов и экуменистов, внушает им цитировать то же Писание, но не то из него, что следует в данной ситуации, в результате чего, сии прельщенные ведут народ не к Свету, а к тьме.
Теперь по теме. Фарисейство является очень серьезной проблемой для глубоко религиозного общества. Таким был Израиль времен земной жизни Христа. Такими были и многие христианские страны, но не в наше время, а, в первую очередь, в Средние века. Чтобы фарисейство имело питательную среду, общество должно быть устроено так, чтобы быть праведником (с религиозной точки зрения) было выгодно (в мирском понимании). Тем кто хочет спорить, я предлагаю написать на своих одеждах цитаты из Писания, выйти на многолюдные московские улицы с мрачным лицом строго постящегося, останавливаться на углах и долго, громко молиться при всем народе... И посмотреть, что будет: позовут ли его председательствовать на собраниях "Единой России" и предвозлежать на пиршествах бизнесменов, или же будут на лоб показывать...
В наше время модернисты и экуменисты лукаво используют притчу о мытаре и фарисее как дубину, для того чтобы бить ею всех, кто указывает им на те или иные нарушения заповедей, канонов, церковных правил. Разумеется, речь не об авторе этой статьи. Но на многих православных форумах, упоминание фарисея стало стандартным ответом на любую критику, чего бы она не касалась: блудниц, детоубийц, содомитов, еретиков и т. д. При этом, сии водимые лукавым духом, как сговорившись, забывают, что мытарь был оправдан более, чем фарисей, именно за свое глубочайшее смирение и покаяние. Те же, кого критикуют по-настоящему православные участники дискуссий, отнюдь не склонны к такому смирению и покаянию. То есть, их можно сравнить не с тем мытарем, о котором говориться в притче, а с нераскаянным мытарем, который, безусловно, хуже упомянутого фарисея, который, по крайней мере, по-ветхозаветному праведно жил. К сожалению, об этом в статье упомянуто не было.
Ольга21 февраля 2016, 17:59
Мне кажется, что наши обвинения фарисея и оправдания мытаря - это слишком прямолинейно. Недаром ведь в притче есть этот нюанс - фарисей вышел не неоправданным,а менее оправданным. Обратите внимание на тропарь 5-й песни канона на утрени: Фарисе́евы доброде́тели потщи́мся подража́ти,/ и поревнова́ти мытаре́ву смире́нию,/ во обою́ ненави́дяще безме́стное мне́ние,// и па́губу паде́ний. Церковь призывает нас подражать фарисеевым добродетелям и при этом ненавидеть превозношение. И при этом - подражать смирению мытаря и ненавидеть "пагубу падений".
С.Т.21 февраля 2016, 13:25
"награду получат не столько деятельные добродетели, сколько смиренное понятие о самом себе". А вот это и есть место о которое мы чаще всего спотыкаемся. Именно эту формулу мы очень хорошо усвоили! Ничего не делай - и спасешься! Не раз обсуждал это с другими прихожанами. И это всегда является отличным оправданием своего равнодушия и лени. Предлагаю ездить со мной волонтерить в детский дом, в ответ - "Не-а, не поедем, в этом много тщеславия. Волонтеры тщеславятся своими добрыми делами, да и само слово "волонтеры" не наше, иностранное. Не нужно всё это. Да и сами эти "добрые дела" только отвлекают от духовной жизни. А мы хоть ничего не делаем, но зато с "сокрушенным сердцем", со "смиренным понятием о самом себе".
Иван21 февраля 2016, 09:29
Тамара:
"Мы все фарисеи по натуре,а ждём оправдания своим поступкам и грехам."__________
Вам известны поступки и грехи всех людей, а также натура каждого? На каком основании вы всех записали в фарисеи? Но и фарисеем надо ещё стать — Закон исполнять. Да, сейчас те, кто хочет жить благочестиво записаны в "фарисеи", кто имеет веру записаны в "неофиты", а маловерие и ересь считаются "высоким богословием".
Наталья21 февраля 2016, 00:58
Согласна с Николаем Долгановым. Мытарь вышел боле оправданным,но Христос не сказал, что фарисей был осужден.А мы,называя себя христианами. не доросли даже до фарисейской праведности
тамара21 февраля 2016, 00:27
Мы все фарисеи по натуре,а ждём оправдания своим поступкам и грехам.Господи,помоги,укрепи,просвети своей Истиной,спаси и помилуй,нас ,грешных.О.Димитрий ,спаси Вас ,Господи,как Вы всё разложили по полочкам.Пишите,а мы будем с удовольствием читать, и внимать написанному, и исправляться.
Петр20 февраля 2016, 21:04
Как сказал кто-то из мудрых и наблюдательных батюшек, сегодня мытарь и фарисей поменялись местами. В наши дни мытарь самодовольно заявляет: "благодарю Тебя, Господи, что я не такой как этот занудный святоша и ханжа фарисей!". А фарисей со своей обрядовой религиозностью, своими постами и милостыней испуганно забился в угол и сидит там тихонечко...
Ольга20 февраля 2016, 16:55
Николаю Долганову. «… а фарисей не получил оправдания при всех своих «добрых» делах»!
Видимо автор основывается на словах Святителя Феофана Затворника из «Писем о христианской жизни»:
Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: «Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: «Боже, милостив буди мне грешному». Ибо вот фарисей, кажется, и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом».
Александр20 февраля 2016, 15:37
Фарисей находится в прелести. Он гордо думает, и перечисляет сколько добрых дел он делает самому Богу и при этом унижает и презирает всех остальных людей. Фарисей унижал мытарей, а Вы унизили боксёра, который победил нокаутом. Если бы не было воли Божьей- он сам попал бы в нокаут, как этот фарисей...Критикуя других как бы всколзь, мимоходом, мы легко уподобляемся тем" праведникам", которые на страшном суде будут спрашивать: "А когда это мы тебя критиковали, Господи?".
Татьяна20 февраля 2016, 14:52
Спасибо большое за замечательную и такую доходчивую статью о самом главном!Спаси Вас Господи, о.Димитрий.
Павел З.20 февраля 2016, 12:28
По-моему, даже чувству собственного недостоинства есть предел, а именно тот случай, когда приходится отстаивать саму веру. Веру и упование на Бога, по-моему, нельзя отдавать на поругание тем, кто попрекает православного человека в грехах, которых на нем нет и в помине, в ничтожных по своему значению плохих деяниях, не сравнимых с достоинствами, или же в каких-либо соблазнах от лукавого, роящихся в головах у вес и каждого, но отвергаемых верующими. Всегда есть ситуация, в которой каждый из нас может быть призван к мученичеству (хотя бы наедине с двумя бандитами в подворотне, о возможности гибели на войне я вообще не говорю) - как же быть тогда со смирением? Не вернее ли в этом случае публичное исповедание веры перед мучителями, не будет ли осознание своего недостоинства верным путем в погибель? Вот такие вопросы ставит нависшая над Россией и миром угроза войны.
Вячеслав20 февраля 2016, 11:16
Не сравнивать себя ни с кем и почитать себя хуже всякой твари в глубине сердца своего, а не на словах. И как сказано у святых: овец знает Господь, а козлище это я.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь!!!
Иван20 февраля 2016, 00:02
К чему тут рассказ о Галилее? Что мешает поместить точку начала координат на Земле?
А для покаяния "вздоха" мало, надо прекратить грешить, т.е. надо начать исполнять Закон, как это делал фарисей, но только без гордости.
Елена19 февраля 2016, 22:32
Спасибо за "Благодарность Богу не всегда угодна Ему."Не задумывалась раньше,а ведь правда! "Не всякая благодарность приятна Богу, а иная, думается, и вовсе «собирает пепел» на главу «благодарного»…Вот и еще одно ситечко,через которое надо просеивать мысли и намерения свои!
Татьяна19 февраля 2016, 20:38
Неужели человек совсем не должен радоваться своим, пусть маленьким, но победам? Над собой, над своим грехом? Не сравнивая никак себя с другими, в глубине своей души, не рассказывая никому. Но отмечая про самого себя - где удалось преодолеть свою греховность?
Свящ. Димитрий Выдумкин19 февраля 2016, 20:28
Николаю Долганову:    "Иной, быть может, удивится, почему фарисей, хотя немного слов сказал с высокомудрием, однако ж осужден...На фарисея, который все к себе, а не к Богу, и без нужды осуждает других, справедливо наводится осуждение". (Толкование блж.Феофилакта Болгарского на Лк.18, 14)
Лариса19 февраля 2016, 15:53
Спасибо автору за такую замечательную статью. Я долгое время искала ответ на вопрос, как совместить притчи "о мытаре и фарисее" и "о страшном суде". В этой статье я увидела ответ на мои недоумения. Оказывается "Они, совершившие все добродетели, не видели в них своей заслуги, забывали о них и искренне считали себя ничего не совершившими". Господь признал их благословенными не только за то, что они послужили братии, как Христу, но за их смирение "мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Ирина 19 февраля 2016, 15:21
Cпасибо большое за замечательную статью!
Хочется добавить выдержку из проповеди митр. Антония Сурожского:

"...церковная песнь нам говорит, что мы должны избежать горделивых слов фарисея и научиться высоте мытарева смирения. И одновременно Церковь говорит, что нам надо научиться подлинной, истинной добродетели; но если она нам – повод для превозношения, лучше бы ее не было, лучше бы не было ничего, кроме глубокого, скорбного сознания нашего недостоинства перед Богом".
Ирина 19 февраля 2016, 14:49
Спасибо большое за замечательную статью!
АлександрГ. 19 февраля 2016, 14:12
Вообще-то, в Евангелие от Луки, Иисус говорит: "сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится". И вот здесь, возникает вопрос: а что значит быть оправданным более? И что значит быть оправданным менее? Может ли быть оправдание частичным? В юриспруденции, частичным оправданием называется оправдание лица, обвиняемого в выполнении нескольких составов преступлений, но оправданного по некоторым из них. Основанием для оправдания как правило служит: отсутствие состава преступления, либо отсутствие события преступления. Посему, представляется, что Иисус говоря о фарисее имеет в виду некий событийный ряд, в котором самовозвышение однозначно трактуется как грех и наказуется унижением. Кроме того, не думаю, что мы можем толковать это место вне дальнейшего контекста Евангелия, неоднократно упоминающего о фарисеях, в том числе и фразой: "горе вам книжники и фарисеи".
Евгений Жбанов19 февраля 2016, 12:01
Согласен с Николаем Долгановым!!!Как это фарисей не оправдан?Господь говорит,что мытарь пошёл наиболее оправданным!!Наиболее,значит фарисей также оправдан в своей мере!
АлександрГ. 19 февраля 2016, 10:21
Думаю, что все в "феномене" фарисея несколько проще. Молитва фарисея к Богу, сама по себе грех. Ибо, во-первых: фарисей "взвесив, измерив" свои добрые дела - "подставил" себе стульчик, возвысив себя в глазах своих над окружающими; во-вторых: умудрился в своей "молитве" оценить ближних, поставив им оценку "неуд", на основании чего и произвел над ними "экспресс-суд" и осудив, "приговорил" ближних, чем присвоил себе то на, что имеет право только Господь. Последнее, уже граничит с богохульством. В-третьих: возвысив себя и принизив других, фарисей еще умудрился поблагодарить за это Бога, пытаясь сделать Его соучастником своего греха. В-четвертых: сами по себе "добрые дела" целью, которых является грех, по своей сути "добрыми делами" не являются. В-пятых: от присвоения себе права, которым располагает только Господь, до Его полного отрицания - маленький шаг. И последователи фарисеев, как мы знаем, этот шаг совершили. Результатом чего явилось полное нравственное одичание, выразившееся в том, что в современном языке называется "двойными стандартами" и "национальной исключительностью" с многословными объяснениями почему им можно делать то, чего нельзя делать другим. Но актуальность и вневременность модели поведения фарисея состоит в том, что и по сей день множество людей оценивают окружающих по самым различным параметрам, начиная от одежды и машины и заканчивая поступками и делами окружающих. А мытарь? А мытарь, знает только Господа и свои грехи. И знает, что недостоин он даже стоять перед Господом. Знает, но молит Его. Ибо Господь для него жизнь и заповеди Его, главное мерило, по которым он "сверяет" каждый свой шаг.
Николай Долганов19 февраля 2016, 08:37
Вообще-то, в Евангелии и мытарь, и фарисей названы оправданными. Не совсем понятно какие именно толкования Св. Отцов имеет ввиду автор и совсем не понятно через какую призму эти толкования проходят, чтобы выйти совершенно не библейской идеей о том, что фарисей не был оправдан.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×