Зачем нужен духовник (+ВИДЕО)

Кто такой духовник? Не всегда ответ на этот вопрос очевиден: иногда люди пытаются наделить священника слишком широким кругом «полномочий» – ищут в нем наставника не только в их духовном исправлении, но и в разных жизненных, порой даже бытовых ситуациях. Верно ли это? Зачем на самом деле нужен духовник? Рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

К сожалению, зачастую люди, приходящие в храм, считают приемлемым для себя исповедоваться сегодня у одного священника, а в следующий раз – у другого. Хотя это странно, ведь мы для исцеления какой-то телесной болезни постараемся найти одного хорошего врача, чтобы он нами всё время занимался.

То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека и священника. Когда к священнику кто-то приходит на исповедь один, второй, третий раз, он начинает понемногу этого прихожанина узнавать: обстоятельства его жизни, его внутренний склад, какие-то личностные особенности. Так складываются доверительные отношения, человек начинает у этого священника окормляться, который постепенно становится его духовником.

В среде верующих бытует такая идея: нужно сначала попросить священника быть духовником, тогда он будет не просто принимать исповедь, но и особо молиться за свое духовное чадо. На мой взгляд, можно, конечно, и попросить, но дело в том, что христианская жизнь не терпит никакого формализма. Если священник человека регулярно перед собой видит, проникается какими-то его скорбями, печалями, нуждами, относится к ним как к своим в каком-то смысле, то он, безусловно, будет об этом человеке молиться. Если же священник, у которого человек исповедуется несколько лет подряд, не молится о нем, то странно ожидать, что после такой просьбы начнет.

Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание. Здесь неуместно особо «договариваться»

Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание, и в ней не нужно каких-то сложных нагромождений, конструкций, связанных с испрашиванием чего-либо и с ответом на это – положительным либо отрицательным. А иначе какие-то торжественные заявления звучат, люди как бы о чем-то договариваются даже, но эти отношения не складываются. Когда же они сложились, то совершенно необязательно это специально как-то называть. Есть сам факт, и он гораздо более значим, чем любые его наименования.

Духовник и духовный отец

Существуют определенные различия между духовником и духовным отцом. Наверное, можно охарактеризовать их так: духовник – это священник, у которого человек регулярно исповедуется и с которым регулярно советуется, а духовный отец – это священник, которому удалось способствовать именно рождению человека для христианской жизни. Ведь процесс вхождения в эту жизнь не всегда бывает безболезненным: подчас и страсти восстают, и искушения одолевают. И когда священник всё это вместе с человеком переживал – подобно родителям, которые сидят у постели больного ребенка без сна и отдыха, пока не поставят его на ноги, – тогда возникает это отцовство. И сам человек начинает так к священнику относиться. Это совершенно определенный уровень заботы и ответственности духовника и доверия и послушания чада.

Обретение духовника – это всегда таинство

В идеале духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен

«Нужно ли духовника как-то специально искать, и как это делать правильно?» – вопрос очень распространенный. Намного проще, когда человек ходит в какой-то один храм, живет жизнью прихода и обретает там духовника. Но может получиться так, что он пришел в какой-то конкретный храм, расположенный ближе к дому или почему-то по сердцу пришедшийся, но там не встречает священника, который бы вызывал особое чувство доверия, ответы которого на вопросы соответствовали бы его внутренней духовной потребности, его нужде. Ведь в жизни мы тоже общаемся со многими людьми, но немногие становятся друзьями и близкими. А в идеале, конечно, духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен. И тогда совершенно естественно пойти на службу в другой храм или забраться в Интернет и почитать, что говорит такой-то священник, что пишет такой-то. А бывает, услышишь в храме чью-то проповедь, которая тронет сердце, и в результате поймешь, что именно этот священник может стать настоящим наставником для тебя.

Не всегда так получается, но это не значит, что не надо жить церковной жизнью и постоянно ходить к одному и тому же священнику на исповедь и обращаться за советом. Я сейчас говорю скорее о некоем идеале, к которому нужно стремиться.

Обретение духовника или духовного отца – это всегда таинство. Мне запали в сердце слова одного священника о том, что исповедь – это таинство усыновления: во-первых, человека Богом, потому что он вновь из сына, ушедшего на страну далече, превращается в сына возлюбленного, который вернулся в отцовский дом; а во-вторых, своего рода человека священником, потому что между ними устанавливаются особые отношения.

Если у пасомого присутствует подлинное желание измениться, если всё всерьез, по-настоящему, глубоко, то это становится залогом такого же искреннего и серьезного отношения к нему священника и он как пастырь может гораздо больше дать. И тогда эти самые отношения сыновства и отцовства завязываются и устанавливаются.

Ведь порой ты будто топчешься на месте, потому что приходящий раз за разом на исповедь тебя не то что не слышит – не слушает. Ему не нужны твои слова, а нужно что-то свое, и это «что-то» может находиться вообще не в плоскости христианской жизни. Такого человека получится утешить, поддержать, но его духовная жизнь не получит развития, и в какой-то момент эти отношения себя изживут и перейдут к некоему взаимному разочарованию.

Безусловно, одна из задач священника – указывать человеку на эти и другие его ошибки, точнее – помогать их увидеть, чтобы он не блуждал кругами, а шел более прямым путем, сократил его. Такой своего рода навигатор. Еще точнее сказать: духовник помогает пройти тем путем, которым он сам когда-то прошел.

Нужно ли и можно ли менять духовника?

Бывает такая деликатная ситуация, когда человек, окормлявшийся у одного священника, потом по какой-то причине понимает, что ему хочется обратиться за духовным советом к другому батюшке и исповедоваться уже у него. Стоит ли к этим своим внутренним потребностям прислушиваться?

На мой взгляд, человек должен в Церкви искать того, что служит к созиданию его души и помогает идти ко спасению. И если ты понимаешь, что священник не может ответить на важнейшие вопросы твоей жизни, то, безусловно, будешь искать другого – это совершенно правильно и естественно.

Ответы духовника – указатели направления духовной жизни. И необходима еще наша внутренняя работа над собой

Но надо при этом по отношению к себе быть, наверное, даже более строгим, чем к священнику. Ведь очень часто бывает, что человек, задавая вопросы, ждет, чтобы ответы изменили что-то в его жизни, а сам при этом ничего не делает. Но те ответы, которые мы получаем, могут лишь указать нам направление пути, побудить к какой-то внутренней работе. И если этой работы не будет, то спустя какое-то время ответы утратят для нас как бы свою актуальность. Нередко именно из-за этого люди вступают на путь неких блужданий в Церкви.

Иногда дело вовсе не в том, что священник не дает тебе чего-то важного, потому что он не внимательный, не начитанный, не глубокий, а просто ты в какой-то момент понимаешь, что другой священник ближе тебе по духу. Как при этом поступить? Я считаю, что здесь нет какого-то единого правила, всё достаточно индивидуально. Один пожилой батюшка говорил: если у тебя есть духовный отец и ты по какой-то причине от него уходишь к другому священнику, то у тебя, возможно, будет хороший духовный отчим, но уже не отец. Это, подчеркиваю, в том случае, если был именно духовный отец. Если же таких глубоких, серьезных внутренних отношений не было со священником, тогда я к перемене духовника никаких препятствий не вижу.

С духовником или без духовника?

Можно ли обходиться совсем без духовника? Не иметь священника, к которому ты приходишь на исповедь регулярно и которому ты задаешь какие-то вопросы, – на мой взгляд, нельзя, это будет совершенно неправильно. А вот без духовника, который может тебя вести путем христианской жизни, который может быть в какой-то степени учителем этой жизни, людям порой приходится обходиться. Потому что само духовническое служение требует от пастыря достаточно большой отдачи и самопожертвования. Но у современного священника, как и любого современного человека, очень мало к такой самоотдаче способности.

Однако надо помнить: всё, что нам не дают люди, может восполнить Господь. В патериках есть такие слова: «Богу угодно, чтобы вы, люди, исправляли друг друга и вы, люди, прислушивались друг к другу». Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать тем, что Господь посылает. Если священник тебя чему-то может научить, пусть научит. Если потребуется впоследствии что-то большее, Господь тебе это большее даст: или у другого священника, или в этом священнике нечто откроется.

Господь восполнит, если мы со смирением и с доверием будем у Него этого искать. Но это в тех случаях, когда мы действительно ищем.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

29 января 2016 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 1461 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Все наши беды от неумения слушаться» «Все наши беды от неумения слушаться»
Прот. Владимир Агриков
«Все наши беды от неумения слушаться» Протоиерей Владимир Агриков: «Все наши беды от неумения слушаться»
Духовное руководство — никакое не начальствование, а мука. Знаешь, к чему может привести людской выбор, и ничего не можешь исправить.
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игум. Нектарий (Морозов)
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игумен Нектарий (Морозов)
Значительная часть вопросов, задаваемых священнику, начинается словами: «А можно ли…» Есть в них что-то очень детское… Но всегда ли хорошо – простое и детское?
«Я не могу тебя исповедать» «Я не могу тебя исповедать»
О старце Паисии (Олару)
«Я не могу тебя исповедать» «Я не могу тебя исповедать»
Из воспоминаний о старце Паисии (Олару)
Архимандрит Константин (Кирилэ)
Я понял теперь, что это я – слепой, глупый, окамененный, упрямый, гордый и прочее, и старец обвинял в этом себя, чтобы пробудить во мне смирение, покаяние и слезы.
Комментарии
ольга11 февраля 2018, 18:55
Я не получила ответ на свой вопрос: Зачем нужен духовник. Это такая должность в церкви, или по принципу "Хороший батюшка"(читай "Хороший человек") и всё.
Иоанна 8 февраля 2016, 17:37
Вот как пишут духовные чада об отце Валерии (Поведском): "Каждый его видел для себя самым близким и родным человеком. Он не боялся входить в сложности другого человека, буквально влезал в них с головой. Никто не уходил от него неутешенным." Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни, если чувствовал, что человек ушёл в недоумении, бывало, догонял такого и продолжал исповедь, пока не наступит полная ясность. Наверное, и сейчас есть такие батюшки. И тот, кто встретил в своей жизни такого духовника, уже никогда не уйдёт от него.
Сергей Кирсанов 2 февраля 2016, 15:40
Доверие к Батюшка определяет отношение к приходу .
Однако есть прихожане , которые " требуют" к себе повышенного внимания ( это закономерно)
Батюшка простой человек и не в силах каждому уделять то количество своего личного времени .
В поликлинике таже история .
Возможно необходимо создание волонтерской группы , которая снялабы часть проблем .
Не каждый может поехать в монастырь .
Марина Маркова 2 февраля 2016, 12:27
Я пыталась ходить на исповедь к одному батюшке, но в нашем храме это сложно сделать. За свечным ящиком не знают когда и какие батюшки будут исповедовать. А расписание у них не висит. Пробовала сама закономерность вычислить, не получилось. Так и хожу к разным, кто исповедует к тому и иду. Хотя мне если так можно выразиться только два батюшки нравятся, но вот не получается к ним попадать (( они и на вопросы ответят и совет дадут. Мы недавно воцерковились, очень сложно все понять.
Анатолий31 января 2016, 23:30
Очень хорошо отвечает батюшка. Спаси Господи!
светлана31 января 2016, 14:03
Спаси Бог, отец Нектарий за все Ваши труды!!! Однако, очень непонятно откуда такое заявление: для исцеления телесной болезни постараемся одного хорошего врача найти, чтобы он нам все время занимался? ни разу за свою жизнь не видела и не слышала примеров таких союзов. Да и откуда такие примеры взять, если академическая медицина построена на том, чтобы человеком "занимались" сразу много специалистов. Может речь идет о врачах-гомеопатах, но таких на Москву наберется с десяток?
Nina30 января 2016, 23:28
Спаси Вас Господи,полезное поучение!
Ольга30 января 2016, 19:55
Спасибо! Храни вас Бог.
Елена30 января 2016, 14:58
Спаси, Господи, за статью. На самом деле довериться полностью некому, кроме Господа и на Него уповать. Любой мирской священник, даже если он духовный отец и имеешь к нему доверие - тоже человек. И приходишь к выводу о том, что ему нужно, как Свидетелю, исповедовать только грехи во очищение сердца. "Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?" В результате человек, открывший себя полностью, может погибнуть от тщеславия и все труды его обратятся в ничто.
Ирина30 января 2016, 13:14
Храни Вас Господь, отец Нектарий.
Пишите, наставляйте, вразумляйте.
Спаси Бог.
Татьяна Крутова30 января 2016, 10:22
Мне в этом смысле очень повезло. Веру я приобрела еще в детстве самостоятельно, родители представители советской идеологии. А лет 10 назад почувствовала потребность в воцерковлении и стала просить об этом Бога. И он совершенно случайно свел меня и мою подругу с одним молодым и предприимчивым сельским священником, который недолго думая предложил нам петь в хоре. Так мы сразу глубоко погрузились в жизнь церкви и дружного прихода. Подруга осталось там на много лет и её муж даже стал дьяконом, а я никак не могла примириться с небывалой предприимчивостью и поверхностными суждениями батюшки. Затем я переехала и стала просить Бога, чтобы он определил меня в "мой" храм. Я поехала послушала одного батюшку, в котором не нашла созвучия, хотя он очень добрый и храм очень приятный, я до сих пор иногда хожу туда с удовольствием. Затем пришла в другой храм, им оказался тот самый в котором меня крестили)) и там просто "влюбилась" в батюшку. Он у нас строгий, но справедливый, а самое главное- он Настоящий. Хожу в этот храм уже несколько лет и считаю батюшку духовным отцом, хотя никакой договоренности не было. Я чувствую его участие и точно знаю, что молится за меня, хотя мы об этом даже близко не говорили. Я веду не очень упорядоченную церковную жизнь и чувствую себя зачастую заблудшей овцой, иногда после блужданий прихожу на исповедь с трясущимися коленками и всегда получаю ответ и прощение в самое сердце. У меня уже такое ощущение, что он меня очень хорошо знает и от этого бывает очень стыдно, что я опять . . И еще, однажды выпросила у него благословение на одно дело, т.е. ослушалась его и буквально чуть не умерла. Недавно стала читать молитвы за духовного отца и там с радостью обнаружила слова о том, чтобы Бог соединил нас и на небе, это было бы замечательно!! Простите за длинный коммент.
Anna30 января 2016, 10:11
Spasibo Gospodu, spasibo Vam za etu statju. Vi dali mne otveti na moji prosbi...
тамара29 января 2016, 21:44
О.НЕКТАРИЙ,СПАСИ ВАС,ГОСПОДИ.БОЖИЕЙ ВАМ ПОМОЩИ ВСЕГДА И ВО ВСЁМ.ПИШИТЕ,УЧИТЕ,ОКОРМЛЯЙТЕ НАС ВСЕХ ДУХОВНО.
Лариса29 января 2016, 20:04
Статья-то хорошая. Но, если не получается найти на своем приходе единомысленного со мной священника, зачем исповедоваться всегда у одного? Я пока без духовника, хотя чувствую, что духовник нужен.
МаринА29 января 2016, 17:11
Спасибо. Очень ценно.
Елена29 января 2016, 14:46
Спаси Господи, отец Нектарий! Всегда с удовольствием читаю Ваши рассуждения и советы и часто нахожу в них ответы на свои вопросы. Иногда - на прямо-таки мучившие вопросы. Большое спасибо!!!
Безимени29 января 2016, 14:41
Всё принимается легко, что отец Нектарий написал, да, душа стремится к одному-единственному священнику. Однако, что-то подчас отводит от такого, технически, к примеру переехала в другой город, и все нравятся батюшки, не знаешь - к какому ходить постоянно. Заметила, что чем дальше живешь в вере, тем более нравятся все священники, всех любить начинаешь. А вот недавно трудничала в одном далеком монастыре, там духовник у них такой замечательный, исповедовалась и подумала, вот бы он духовником стал - так ведь поездка туда одна стоит очень дорого, на дорогу, даже один раз в год выбраться туда будет для меня сложно. А еще хотела сказать, что мы должны уходить от распространенного сейчас "задай вопрос священнику по интернету", это макдональдс самый настоящий выходит, и они быстро отвечают, и мы не открываем всего.


евгений29 января 2016, 13:45
Спасибо.Полезно и доходчиво.Актульно.Спасибо,отче игумен+++
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×