«Если все-таки чашу испить мне судьба»

Памяти Владимира Высоцкого

25 января – день рождения Владимира Высоцкого. Многие его герои – и те, которых он сыграл в театре и кино, и те, о которых рассказал в своих стихотворениях-балладах, – люди яркой судьбы, переживающие сложные, подчас критические жизненные ситуации, пребывающие во внутреннем борении. Совершенно особенной была и жизнь самого Высоцкого со многими взлетами и падениями.

Верил ли Высоцкий в Бога? Был ли крещен? Правда ли то, что некоторые его песни и стихи вдохновлены Священным Писанием? И можно ли за Высоцкого молиться? Об этом нашим читателям рассказывает Дмитрий Менделеев.

Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий

«Я дышу – и значит, я люблю!»

Владимир Семенович Высоцкий – фигура очень-очень важная – по крайней мере, для моего поколения. Хотя, думаю, не только для моего. Потому что в советские годы, когда мы не имели возможности слышать голос Церкви, его голос в лучших его произведениях был тем нравственным ориентиром, тем воспитателем, который учил очень важному: преданности, мужеству, честности, любви…

24 января 1975 года, накануне своего дня рождения, Высоцкий вместе с Мариной Влади поехал в Париж отдыхать. Почти для всех советских граждан это было немыслимо в те времена – зарубежный отдых. Но Высоцкому разрешали такие поездки – его «выпускали», как тогда говорили, за границу, потому что Марину Влади очень ценили наши власти, и ради нее делалось такое исключение для Владимира Семеновича.

В этой поездке Высоцкий начал вести путевой дневник. Очень недолго он делал записи – всего две недели, но по этим заметкам видно, как он писал одну из своих главных песен, «песнь песней» – «Балладу о любви». Она написана именно как библейская «песнь песней» – словно бы от лица царя Соломона.

Писалась эта баллада для кино. Перед отъездом во Францию Высоцкому заказал несколько песен для фильма «Стрелы Робин Гуда» режиссер Сергей Тарасов. В дневнике Высоцкий пишет: «Я хотел для юношества, которое будет смотреть эту картину, написать несколько песен и написал баллады о борьбе, о любви, о ненависти. Всего шесть довольно серьезных баллад, совсем непохожих на то, что я делал раньше. Труднее всего давалась баллада о любви».

Приехав в Париж, Высоцкий узнает, что готовится вручение престижной литературной премии профессору Сорбонны, писателю-эмигранту Андрею Донатовичу Синявскому – тому самому Синявскому, фигуранту известного инспирированного КГБ «процесса Синявского и Даниэля» (1965): за публикацию за рубежом произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй», как значилось в обвинении, оба писателя были отправлены в лагеря. А Синявский был учителем Высоцкого в Школе-студии МХАТ. Высоцкий его очень любил, и Синявский Высоцкого очень любил. Когда Синявского арестовали, в его квартире был обыск, и у него нашли большое количество записей Высоцкого.

Высоцкому хотелось, конечно, пойти на это вручение, но была опасность: ему пришлось бы после этого уехать из Франции. Дело в том, что у Высоцкого заканчивался срок визы, надо было его продлевать в советском посольстве во Франции, а собрание по поводу той премии предполагало встречу политэмигрантов, и хотя это мероприятие было не политическим, а литературным, но само присутствие на нем уже было крамолой для советских властей, и Высоцкому визу бы просто не продлили. Но он пошел. Это был очень хороший литературный вечер, никакой политики там не было. Может быть, друзья и люди, любившие Высоцкого, именно для того, чтобы не создать ему лишних неприятностей, не затрагивали никаких политических тем. Разговор шел исключительно о литературе, о Пушкине. Узнав о том, что Высоцкий пишет баллады, заговорили о Библии. На вечере был Владимир Максимов, издатель журнала «Континент». У него был рассказ «Семь дней творения». И, видимо, была какая-то важная духовная беседа на той встрече, после которой, вернувшись домой, Высоцкий написал в своем этом коротеньком дневнике: «Послал три баллады Сергею (режиссеру) и замучился с четвертой, о любви. Сегодня, кажется, добил». После этого разговора, возможно, по возвращении, у него всё сложилось и родилось. Вот эта баллада:

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

И чудаки – еще такие есть –
Вдыхают полной грудью эту смесь.
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья…

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что «я люблю» –
То же, что дышу или живу!

И вдоволь будет странствий и скитаний,
Страна Любви – великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Все строже станет спрашивать она.
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить.
Любой ценой – и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули…

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал!

Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься, сколько ни зови…
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви…

Их голосам дано сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах.
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья…

Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу – и значит, я люблю!
Я люблю – и значит, я живу!

Высоцкий был один из тех счастливчиков, которому Господь дал пережить земную любовь в ее высочайшем проявлении, настоящую, огромную. Чувство, которое мы называем любовью, – всегда ступенька к любви духовной, и в «Балладе о любви» Высоцкий пишет о той земной любви, которая возводит влюбленные души в вечность, к небесам. Владыка Антоний Сурожский говорил: сказать человеку: «Я тебя люблю» – все равно что сказать: «Ты будешь жить вечно». Потому что если ты говоришь о Любви с большой буквы, если ты чувствуешь такую Любовь, то ты, конечно, говоришь другими словами: «Мы с тобой не расстанемся никогда, всегда будем в Боге вместе». Вот об этом песня.

«Окунаясь в святая святых…»

Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий
Многих ценителей творчества Высоцкого волнует вопрос: можно ли о нем молиться? был ли он крещен? Прямых доказательств того, что он крестился, нет. Ни близкие друзья, ни даже мама не знали ответа на этот вопрос. Но есть косвенные признаки, о которых интересно было бы упомянуть.

В 1967 году – к этому времени Высоцкий был уже достаточно популярен – он пишет свою «Гаврилиаду» – «Песню про плотника Иосифа, Деву Марию и Святого Духа» – такое подражание А.С. Пушкину. Видимо думал: если Александру Сергеевичу можно на эту тему так писать, почему же мне нельзя? Он вырос в советской семье, в детстве его не крестили, о вере речи в доме не заходило… Думал, что над этим можно шутить – Пушкин же шутил! – хотя не мог не понимать, что это мерзкая шутка. Песенка Высоцкого заканчивалась словами: «Смейся, смейся, сатана!»

Совесть не может человека оставить в покое после таких вещей, даже если это сделалось вот так вот, не сознательно. И у Высоцкого случился после этой песни – практически сразу – срыв. Он долго не пил, а тут запил тяжело, допился до белой горячки и свой 33-й день рождения в 1971 году он встретил в «Кащенко». Он пишет: «Жизни после смерти нет – это всё неправда! Ночью снятся черти мне, убежав из ада…» Была встреча с какими-то инфернальными силами, после которой – так бывает, я знаю примеры – люди безотчетно бегут в храм. Бегут и, если не были крещены, крестятся, если были – стараются исповедоваться, ставят свечки, прикладываются к иконам. Увы, иногда человеку надо упасть до самого дна, чтобы оттолкнуться, вынырнуть – и начать новую жизнь.

“Баллада о бане” – подтверждение, что Владимир Высоцкий принял крещение

Высоцкий тогда попал в буйное отделение. Марина хлопнула дверью, уехала… для него это был настоящий кошмар. Но выйдя из этого кошмара – а что случилось, никто не знает: он никому не рассказывал, – Высоцкий пишет «Балладу о бане». И текст этой песни свидетельствует: если он не был крещен, то, по крайней мере, прошел полный курс катехизации и подготовки к этому Таинству. Высоцкий на глубоком духовном уровне понимает суть крещения.

«Благодать или благословение / Ниспошли на подручных твоих – / Дай нам, Бог, совершить омовение, / Окунаясь в святая святых» – рефрен этой песни. В ней говорится о духовном перерождении человека в купели – в Крещении. Так что это стихотворение само по себе у меня, во всяком случае, не оставляет сомнений в том, что он крестился, потому что если бы он прошел курс подготовки к Крещению, готовился, просвещался, а потом не крестился, то, скорее всего, он и не написал бы такого стихотворения. А настроение этой песни такое – Высоцкий ведь поэт, у него же всё обнажено, – как будто он только что вышел из купели совершенно новым человеком: то чувство, которое он пережил, он выплескивает в этой песне.

Баллада о бане

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих –
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

Исцеленьем от язв и уродства
Будет душ из живительных вод.
Это – словно возврат первородства,
Или нет – осушенье болот.

Все пороки, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор –
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.

Все, что мучит тебя, – испарится
И поднимется вверх, к небесам, –
Ты ж, очистившись, должен спуститься –
Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье –
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Здесь нет голых – стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь – подобие райского сада, –
Пропуск тем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь –
Одинаково веничек хлещет,
Так что зря не вытягивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару –
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.

Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди –
Лей на нас свою воду святую –
И от варварства освободи!

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих –
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

(1971)

Кроме «Баллады о бане», которая свидетельствует о том, что Высоцкий должен был пережить Крещение, есть несколько фотографий, есть даже хроника, например спектакля «Гамлет», где видно, что на нем нательный крестик. Иногда только цепочка видна, иногда – крестик целиком. На фотографии, снятой, когда Высоцкий лежал на смертном одре в квартире, когда к нему приехали прощаться Вадим Туманов, Всеволод Абдулов и другие, видно, что на шкафчике, что рядом с его кроватью, стоят иконы.

«Быть или не быть?»

Владимир Высоцкий в роли Гамлета Владимир Высоцкий в роли Гамлета

В том же 1971 году выходит спектакль Театра на Таганке «Гамлет». Гамлет – главная роль в жизни Высоцкого. До самой его смерти спектакль шел в театре, с ним он объездил многие страны.

Этот спектакль Ю. Любимов ставил как христианскую притчу, и главный вопрос Гамлета «Быть или не быть?» – это, конечно, вопрос веры. Это «быть» у Шекспира из читаемого на Пасхальной Литургии Евангелия от Иоанна: «И без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 3). Противопоставление «быть» и «не быть» отсылает и к Второзаконию – одной из книг Пятикнижия Моисеева, где Господь говорит: «Жизнь и смерть предложил я… благословение и проклятие» (Втор. 30: 19) – выбирайте. Как такой выбор и был поставлен спектакль.

А перед началом его выходил Высоцкий, уже в образе Гамлета, с гитарой, и читал стихи из запрещенного романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»: «Гул затих, я вышел на подмостки…» Это стихотворение заканчивается такими словами: «Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси». С Гефсиманской молитвы о чаше начинался этот спектакль. Советскому зрителю такое начало совершенно по-новому освещало пьесу Шекспира, заставляло ставить вопрос о главном – как потом в стихотворении «Мой Гамлет» напишет Высоцкий: «А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса». «Нужный вопрос» – это: «быть или не быть?».

Жизнь Высоцкого в это время была обременена неприятными болезнями, с которыми он боролся, но с которыми не так просто справиться, а рядом были люди, на нем зарабатывавшие деньги, всячески потакавшие ему в этих склонностях. И были срывы. Но стихи и песни, которые он писал в эти годы, были глубоко духовными – почти все. Поэтому не случайна народная любовь к нему. А люди в знак признательности за его творчество, за его слово, бывало, после концерта на руки поднимали его машину. Такой случай был в Набережных Челнах: ПАЗик, в котором он уезжал, подняли и стали раскачивать, как на волнах. Это была подлинная великая народная любовь.

Высоцкий – огромный поэт, и лучшие его произведения – сокровища русской литературы. И он – совершенно неподражаемый исполнитель. Многие пытались петь его песни, многие «работали под Высоцкого», но никому не удается исполнить их так, как он исполнял. Сам себя он правильно считал заслуженным поэтом, потому что Господь ему давал то, что он передавал нам.

Но мне хотелось бы вновь вернуться к «Балладе о любви», которая так тяжело писалась, и другим песням для кинофильма «Стрелы Робин Гуда». Потому что история этих песен была довольно драматична. Дело в том, что, комиссия, дававшая разрешение на прокат фильма (была такая практика цензурных просмотров в советское время), потребовала, чтобы все песни Высоцкого были вырезаны. Фильм вышел без них. А как для Владимира Семеновича важны были эти баллады! А он ведь тут выступил в первый раз и как профессиональный композитор: сам подготовил оркестровку, аранжировку, партитуры, ездил в Ригу записывать с оркестром эти песни… Много сил было вложено в те баллады. И их запретили.

Собственно, запрет – песен ли, ролей ли – не был новостью для него, уже начались гонения, уже даже был приказ в КГБ об его аресте – Высоцкого спас лично Ю.В. Андропов, потому что сам, видимо, любил Высоцкого – и как актера, – любил Театр на Таганке. Правда, говорят, сказал такие слова: «Оставьте его, он сам скоро умрет».

Высоцкий не был арестован, но стал «неснимаемым» и «незаписываемым», «неэфирным». Власти хотели скрыть его творчество от народа. Но чем больше скрывали, тем больше оно становилось популярным. И когда журналисты как-то спросили Высоцкого, не обидно ли ему, что песни, на которые было потрачено столько сил, вырезали, он ответил вот что – очень интересны эти его слова: «Сейчас я думаю: а что обижаться! Награда-то ведь уже получена за эти песни. Если ты сидишь за столом и на тебя оттуда спустилось вдохновение – уже хватит, уже награжден человек…» Так что он понимал, что стихи от Бога ему даны, и сознание этого давало ему право чувствовать себя поэтом.

Последнее его стихотворение – в виде телеграммы – было отправлено в Париж Марине Влади 1 июля 1980 года:

И снизу лед, и сверху – маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там – за дело в ожиданье виз…
Мне меньше полувека – сорок с лишним,
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним.

Немножко самонадеянные стихи – но и с большой надеждой на Бога.

Через несколько лет после смерти Владимира Семеновича вышел следующий фильм Сергея Тарасова – «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго» (1982), в который вошли все баллады из фильма о Робин Гуде. Режиссер добился этого, хотя по сценарию песни не были предусмотрены. Картина стала лидером проката: ее посмотрели 25 миллионов человек только в кинотеатрах – практически все население, которое в состоянии было пойти в кино, сходило на этот фильм.

Хотелось бы вспомнить и еще одно замечательное стихотворение Высоцкого, связанное с «Гамлетом», в котором он как бы всю свою жизнь оценивает, все свое творчество. А насколько важно это стихотворение, можно судить по тому единственному сборнику стихов Высоцкого, который удалось в советские годы издать Роберту Рождественскому. Сборник назывался «Нерв» – как раз по заглавию этого стихотворения:

Мне судьба – до последней черты, до креста,
Спорить до хрипоты, а за ней – немота,
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это всё, и не тот, и не та…

Что лабазники врут про ошибки Христа,
Что пока еще в грунт не влежалась плита.
Что под властью татар жил Иван Калита
И что был не один против ста.

Триста лет под татарами – жизнь еще та,
Маета трехсотлетняя и нищета.
И намерений добрых, и бунтов тщета,
Пугачевщина, кровь, и опять – нищета.

Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта,
Повторю, даже в образе злого шута…
Но не стоит предмет, да и тема не та:
«Суета всех сует – все равно суета».

Только чашу испить – не успеть на бегу,
Даже если разлить – все равно не смогу.
Или выплеснуть в наглую рожу врагу?
Не ломаюсь, не лгу – не могу. Не могу!

На вертящемся гладком и скользком кругу
Равновесье держу, изгибаюсь в дугу!
Что же с ношею делать – разбить? Не могу!
Потерплю и достойного подстерегу.

Передам, и не надо держаться в кругу –
И в кромешную тьму, и в неясную згу,
Другу передоверивши чашу, сбегу…
Смог ли он ее выпить – узнать не смогу.

Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,
Я о чаше невыпитой здесь ни гугу,
Никому не скажу, при себе сберегу.
А сказать – и затопчут меня на лугу.

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу.
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.

Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить – не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!

Лучше я загуляю, запью, заторчу!
Все, что за ночь кропаю, – в чаду растопчу!
Лучше голову песне своей откручу,
Чем скользить и вихлять, словно пыль по лучу.

Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, –
Я уйду и скажу, что не все суета!

Здесь речь о той чаше Гефсиманской.

Вот это, мне кажется, он всю жизнь хотел донести до своих ходящих во тьме соотечественников, современников, сограждан: не все суета в этой жизни. «Суета сует» – это из книги Экклезиаста. Как видим, царь Соломон подарил Высоцкому двумя своими учительными книгами две потрясающие песни – «Балладу о любви» и эту.

Я надеюсь, что те, кто любит Владимира Семеновича, не забудут поставить свечу хотя бы в дни его памяти.

Дмитрий Менделеев

25 января 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Голос его нужен Голос его нужен
Высоцкому – 75
Голос его нужен Голос его нужен
К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого
Священник Павел Гумеров
В 1990 году на Памире обвал уничтожил лагерь альпинистов. Спасатели трудились в тяжелейших условиях. С ними был Владимир Корецкий: поддерживая моральный дух спасателей, он в течение суток пел им песни Высоцкого.
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2
Свящ. Павел Гумеров
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Часть 2
Священник Павел Гумеров
Хорошо нам, таким православным и воцерковленным, сегодня рассуждать о том, правильно ли пел о Боге и вере Высоцкий или нет. Как умел, так и пел. Слава Богу, что хоть так.
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 1 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 1
Свящ. Павел Гумеров
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 1 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Часть 1
Священник Павел Гумеров
Высоцкий не может нравиться всем, и у него много критиков как в светской, так и в церковной среде. В первую очередь указывают на его весьма далекую от нравственных идеалов жизнь. Но поэта нельзя оценивать только по нравственным качествам его личности.
Комментарии
Алексей 2 сентября 2019, 15:23
Цитата "Его песни давали понятие о чести, о мужестве и о подлости. Четкие понятия, то, чего уже давным давно нет. Действительно, не просто так он не прожил еще лет 15-20, ведь быть может, его слово бы изменило конец Союза и начало РФ". Сам Высоцкий пел: "Пусть впереди большие перемены - я это никогда не полюблю". Возможно, поэт предчувствовал, что будет со страной в ближайшие годы и заранее НЕ принимал эти изменения. Еще одна яркая черта Владимира Высоцкого: для людей из всех слоев общества он был своим. Он не был военным, моряком, дальнобойщиком, спортсменом и т.д., но каждый из представителей этих профессий чувствовал, что Высоцкий поет от его имени без фальши.
Dmitri24 января 2018, 01:33
С детства любил и люблю песни Высоцкого (кроме откровенно богохульных). Но я ведь сам в советском детстве однажды сказал, что Бога нет (когда друг сказал мне, что Бог накажет за плохой поступок). И еще в своей голове совершенно твердо думал, что мой бог- это жвачка и каратэ. Имею ли я моральное право после этого осудить Высоцкого? Нет конечно! А блудил и пил я в молодости сам не мало. После каждого загула бегал на исповедь. Все могло так и продолжаться если бы не женился. Так что судить не могу, а можно ли за него молиться - это пусть каждый спросит священника на исповеди. Верю, что каждый получит именно ему нужный ответ, соответственно своей силе.
владимир 7 июня 2016, 11:32
Добрый день! Очень хорошая статья и тема интересная. Я тоже молился за Владимира Семёновича, так как тоже вырос на его песнях и уважаю его творчество. Очень талантливый человек. Но недавно листал сборник его стихов и наткнулся на пародию о непорочном зачатии. Мне хотелось бы что бы растолковали мне грешному, не хула ли это на Святого Духа. Если нет то как правильно молится за поэта, что бы и ему помочь и себе не навредить. С уважением Владимир.
30 мая 2016, 16:30
Доброго здоровья всем+++ Я вырос на песнях В.С.Высоцкого и по сей день цитирую его стихи. Прочитав вашу статью я стал молится за Владимира Семёновича. И вот совсем недавно попал мне в руки его сборник, точнее я его купил. Перелистывая его я наткнулся на пародию о непорочном зачатии. А не хула ли это на Святаго Духа? Я согласен у него много хорошего в его творчестве, но как быть с этим?
С уважением раб Божий Владимир.
Анна30 апреля 2016, 22:45
Спаси Бог! Замечательная статья! Владимира Высоцкого и его творчество просто нельзя не любить. Он гений. Даже сравнить не с кем. Каждое его стихотворение, песня, выступление настолько сильно, проникновенно, выстрадано, по натянутым нервам. Он работал, писал, жил и любил с колоссальной самоотдачей. Талант от Бога, человек от Бога... но я никогда не задавалась вопросом был ли Владимир Высоцкий крещен, теперь понимаю - Был! Спаси Господи! Только к Владимиру Высоцкому я не могу применить слово был. Ведь его и его произведения в которые он вкладывал свою бессмертную душу (а любая душа христианка) любят миллионы людей ... а значит он будет жить вечно... (А. Сурожский см. статью)
Поэт Сергей Каныгин21 февраля 2016, 03:11
Хорошо, что осуждающих немного - мы ведь все отнюдь не без греха!
Поэт Сергей Каныгин
Зоя Дмитриевна12 февраля 2016, 12:00
Как согрела душу Ваша статья! Как греют её и "Библейские сюжеты" на тв "Культура"! Храни Вас Господь.
Когда прочла комментарий тезки Зои, подумалось, что она -"жертва" фильма, который состряпал об отце Никита! Очень жаль молодежь, которая не ведает о том, что во времена советские совсем иной была тема наркотиков в стране. И Высоцкий не из беспечной дурости или куража стал жертвой этой страшной зависимости, а в результате лечения. И рассуждалки о "неправильной " его личной жизни тоже отсюда, из нашей современной осведомленности про заповеди. В те времена, во времена моей молодости я, как и многие люди, Христа считали- "мифическим героем" (Прости Господи), не то, чтоб что-то знать о заповедях. А Высоцкого любили неосознанно даже, инстинктивно как-то, именно за искренность и ту глубину чистого смысла, которую не опишешь "простыми словами" ...Потому грустно читать: "призывал к стакану". Детскость какая-то. Ну, да пройдет. У Владимира душа- христианка точно! Прости Господи ему все прегрешения. Еще раз- ОГРОМНОЕ СПАСИБО за статью!!!
Олег 3 февраля 2016, 22:53
Лев Толстой, Александр Пушкин, Владимир Высоцкий.... Это всего лишь люди, а не ангелы. Ведь можно у каждого творческого человека найти и другие цитаты. Многие актеры не любят играть роль снегурочки- она абсолютно положительный образ, а значит никакая. Или надо принять и любить человека каким он есть, или оставить его память в покое. Нельзя разорвать прошедшие события! Можно раскаяться,простить, постараться исправить или уменьшить но нельзя ничего "отпустить".
Иоанна31 января 2016, 19:06
Высоцкий брал нас за плечи, встряхивал и выдёргивал из гнусного советского болота. Он не искал славы, я уверена, он просто не мог жить по-другому. Его фантастическая слава говорила о том, что не по нутру нашему народу была та бездуховная кислятина, которая нам навязывалась и с которой мы уже почти смирились. Его любили все. Но время было такое, что другое самовыражение ему оказалось недоступно. Господи, милостив буди рабу Твоему Владимиру!
Галина И.31 января 2016, 12:44
В дополнение, к Alla:
«Взгляните, там вон женщина идет.
Толпа ей вслед: «Пьянчуга, чё застыла?»
Никто её шатаний не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
А там сидит старик в лохмотьях старых.
Толпа вторит: «Ты бомж, иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и темнейшая дремота.
Там девочка, что вечно с телефоном.
Толпа своё: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она все ждет звонка пропавшей мамы.
Чтоб подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций – промолчите.
И, прежде, чем кого – то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите!»
Alla31 января 2016, 01:43
Я всегда любила Высоцкого...Вот кем он не был, так это "тёплым", о которых упоминает Господь наш. Он рвал себя, метался, да пил, наркоманил...А мы лучше что-ли? Я вот никак не могу не осуждать, хоть убей меня...И буду я теперь на Высоцкого показывать, он ,мол, такой-сякой был..
Мы не можем знать душу человека.. Он долго умирал, мучительно... Никто не мог ему помочь и облегчить его муки. Он понимал, что умирает. Даже его мама , не выдержав, произнесла в отчаяньи: " Хоть бы Бог забрал его, чтоб прекратились эти страдания..." Я просто уверена, что Высоцкий в эти страшные часы и дни обращался к Богу, просил о прощении и милости...Поэта мы узнаём по его творчеству, он открывает нам свою душу. Может поэтому и живётся им так тяжело, что слишком многие могут пройтисъ по их душам "грязными сапогами"...Так вот, зная Высоцкого, я просто уверена, что покаяние было..А "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"..
иеромонах Авель30 января 2016, 21:05
В моей юности Высоцкий оставил глубокий и благородный след, не как актёр (я ничего не умаляю, а только расставляю акценты), а именно как бард... И, конечно же, меня интересовал вопрос о том, был ли он крещён, чтобы как-то поминать его. Крестик (православный) на фотографиях я у него видел, можно поискать даже. И в песнях у него тоже было много такого, что можно понять только из христианского мировоззрения. Например, трилогия Ошибка вышла -- Никакой ошибки -- История болезни, Купола, Белое безмолвие, дилогия Погоня -- Чужой дом и, конечно же, -- баллады. Можно много песен найти со следами христианского взгляда (несовершенного, конечно).
Спасибо автору за интересные детали, вполне логично встраивающиеся в мозаику. Насчёт поминовения: поминаю на свой страх и риск.
Андрей З.28 января 2016, 00:09
Вот всегда цитируют тексты российских бардов и анализируют тексты. А между тем у таких особенно авторов, как Высоцкий и Окуджава, и мелодии бывают очень интересными (например, любопытно анализировать их в связи с текстом). Но обычно у бардов не очень хорошо (это мягко сказано) поставлены голоса, с чистотой тона проблемы - в общем, пение воспринимается почти разговором под гитару. Из-за этого очень остроумные (не шучу) их мелодические находки остаются не вполне услышанными.
Короче говоря, изучение мелодий бардов - большая и почти не распаханная тема.
Димитрий27 января 2016, 19:33
Спаси Господи, Иисусе Христе, автора и редакцию сайта за статью о всенародно любимом Владимире!
У меня, в юности, был рукописный сборник его песен и аккордов для гитары. Всегда радовала простота аккордов к его песням :) и глубочайший, часто до конца непостижимый, но прекрасно понимаемый общий смысл его песен.
Галина И.27 января 2016, 13:43
Андрею Г. Может быть, рассуждая чисто по- человечески, вы в чем-то и правы.Но, увы, не все так тщательно соблюдают технику духовной безопасности.Любовь и сострадание побеждают. Действительно, молиться за других- дело совершенных, но ведь Господь призвал нас к совершенству и дал нам заповедь молиться "за всех человеков, за царей и всех начальствующих" (1Тим.2).Что Церковь и делает. И речь здесь идет не вообще о молитвах за погибших от алкоголя и наркотиков, за самоубийц, а за тех, кто оставил в истории, в народной памяти свой яркий след. Ответственность за гибель (или прямое/косвенное самоубийство)таких людей лежит не только на них, но и на всем обществе.И как хорошо, что есть истинное Православие и истинные святые, молящиеся (и ныне и присно) за весь мир! И как хорошо, что не все хотят жить в соответствии с жизненной позицией премудрого пескаря: "жил - дрожал, и умирал- дрожал". Всегда были и есть люди, которые шли против течения и, вследствие этого, порой ломались. Всегда помимо левитов и священников были (и есть)добрые самаритяне.И всегда были ужи и соколы- погибающие. Л.Толстой и Церковь- это отдельная тема для разговора, не вписывающаяся сюда. А кто во времена Высоцкого открыто говорил о Боге? Это сейчас,в эпоху всеобщего православного просвещения, стали мы такие умные и правильные, что частенько и пальцы гнем.Но все-таки не будем так яро кидать камни в других, особенно в людей- звезд на нашем сером небосклоне, хотя и грешников. С ними Господь разберется Сам. Да и кто из нас без греха? " Вспомним "праведных" друзей Иова и его слова:"О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость" (Иов 13,14). Так что лучше помолимся!
Lyudmila Toll27 января 2016, 05:46
помяни Господи во Царствии Твоем раба Божия Владимира
моему младшему сыну был 1 год вот только ножками пошел
как сейчас помню
мы жили в ташкенте жара июль воскресенье вдруг страшная весть
по телевидению о смерти Владимира Высоцкого
я сидела и плакала не хотелось верить.....ну почему ну почему такого нам необходимого
такого любимого человека больше нет здесь
больше не увидим не услышим его потрясающий голос
у нас дома постоянно крутились его пластинки читала стихи его
я подпевала песням знала с пластинок наизусть да и не только наши родные
а все соседи его пластинки крутили в выходные дни повсюду звучали его песни
а фильмы и телеfильм Место встречи.... --этот фильм без Высоцкого снять невозможно
и в кино.....и Гамлет смотрела несколько раз и Вертикаль
все мы смотрели и снова и не по разу ходили на тот же фильм
просто послушать его приятный бархатный басистый тембр
я верю что раб Божий Владимир у Господа на Небесах
Евгения26 января 2016, 23:26
Андрею Горбачеву. Знаете что, Андрей, Вы, конечно, комментатор авторитетный, но зачем Вы в такой день?
Юрий26 января 2016, 22:30
Спасибо автору за статью. Радует обилие положительных отзывов, без всяких спекуляций и передёргиваний "святой - не святой", радует сердечность. Убеждён, многим, из рождённых в СССР, в годы атеистического лихолетья и безбожия, песни Высоцкого помогли не растерять своей человечности. Для меня в этих песнях есть правда на которую невозможно не откликнуться.
26 января 2016, 21:21
Высоцкий был заочно отпет через год после смерти в каком-то селе по Белорусской дороге -- ехали туда из Москвы спецавтобусом. И я на этом отпевании присутствовала. К сожалению, по своей молодости, глупости и полной боговедческой безграмотности сам этот факт я считала тогда настолько маловажным и незначащим, что не соблаговолила запомнить название села, церкви и спросить имя отпевавшего священника.
Наталья Богоявленская
владимир26 января 2016, 17:57
Спасибо автору! Отличная статья! Помолимся за р.Б. Владимира!
Полностью согласен с комментарием Александра Заплетина!
Ирина26 января 2016, 17:33
Ефрему: Вы напрасно приписали слабенькое, неизвестно чье стихотворение "Спасибо, друг, что посетил..." Высоцкому. Ни в одном собрании сочинений Высоцкого Вы его не найдете, потому что сочинил его от имени поэта и уже после его смерти какой-то графоман.
Зое: Сколько в Вашем комментарии злости, страсти к собиранию сплетен! Даже спивался наш народ в застойные годы, оказывается, из-за Высоцкого, а без него был бы трезв, как стеклышко. Цитирую: "...к чему он призывал? выпить стакан вина, уколоться и забыться". Зоя, если Вы не умеете различать позицию автора и персонажа (чему вообще-то учат в средней школе), Вы напрасно взялись выносить филологические вердикты. И уж тем более - вердикты нравственные. "Не судите, да не судимы будете", - говорит нам Писание. А то бывают уж такие правильные "православные" морализаторы и морализаторши, что каждый (каждая) с успехом заменит два института атеизма - люди после общения с ними от одного слова "православный" шарахаться начинают.
Евгения26 января 2016, 17:17
Галине И. (26.01.2016 13:00) Обличение тогда было не эффективно, слишком сильны были игроки. Именно "высмеивание"! От одного куплета Высоцкого лопнули бы как мыльные пузыри Гавриил Попов и Сережа Станкевич - человек со вселенской скорбью в лице -, и иже с ними.
Галина И.26 января 2016, 13:12
Евгении: "высмеивание" или обличение? Всему свое время. Господь сказал, что "если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк. 19:40). "Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь" (Пр. 27:5). Владимир Высоцкий- это целое явление в нашей жизни, имеющее, можно сказать, эпохальное значение- не в смысле высокого художественного мастерства, а в смысле народной совести. В то время, когда за правду могли услать "туда, где Макар телят не гонял", когда многие боялись и слова сказать, жили в страхе и угодничестве(или же были просто ослеплены), голос Владимира Высоцкого звучал для всех бесстрашным колокольным перезвоном, говорившем честно, просто и открыто о проблемах современного ему общества, обличавшем зло в самой его сути, вопиющем: "Спасите наши души!" Поэт не играл с Богом и людьми в театр, он был таков, каков есть на самом деле, со всеми плюсами и минусами. Популярность его была огромна. Высоцкий жил и творил "на острие нерва":по- иному смелым людям с нестандартным мышлением и нестандартным талантом жить в нашей стране было тогда невозможно. Перефразируя А. Блока, можно сказать: "Простим грехи все — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света,Он весь — свободы торжество!" И да простит его Господь. Светлая память Владимиру Высоцкому.
И еще Личность: Виктор Цой. Его гибель тоже стала для многих огромной трагедией. Спасибо журналу "Фома" за интересные публикации о Викторе Цое.

26 января 2016, 13:04
Благодарю за статью! Божьей помощи Вам!
HeleneV77726 января 2016, 12:58
И ещё. По поводу Он был "свой" каждому - и рядовому трудяге, и воину, и любящему сердцу, свой - для всех. И потому ему верили. И писал с "обнаженным нервом", "до рвоты, ребята, за вас хлопочу", до хрипоты, чтобы расшевелить окаменелые сердца в то время, когда люди в церковь ходили под присмотром властей, со страхом за своё земное благополучие. Кто ещё не в таком популярном виде в то время мог донести "что добро и что красно"? Человек всегда видит в других то, что ему "хочется видеть". Говорят, что он "ушел" без покаяния, а кто знает какая мысль в одну секунду могла пронестись в мозгу человека?
26 января 2016, 06:56
В песне про летчиков есть слова: "я попрошу Бога, Духа и Сына, чтоб выполнил волю мою". Меня всегда раньше смущало это единственное число, теперь я понимаю, что невозможность не разбираться "в вопросе", чтобы написать о Троице именно в ед. ч.
HeleneV77726 января 2016, 05:03
Спаси, Господи, за статью. Очень утешили слова «Мы с тобой не расстанемся никогда, всегда будем в Боге вместе». Вчера, в день памяти Владимира Высоцкого после тяжёлой болезни похоронила своего отца (могила у высокой рослой заснеженной ели - как в песне, которая первая пришла на ум, "Здесь лапы у елей дрожат на весу, Здесь птицы щебечут тревожно"). Думаю, это не случайность. Папа ОЧЕНЬ любил Высоцкого В.В. и пел под гитару его песни. И нам, своим детям, передал эту любовь. Царствие Небесное р.Б Владимиру и н.п. р.Б Александру.
Владислав Шубников26 января 2016, 03:10
До того как стать верующим я не понимал смысла песни «Певец у микрофона» (Я весь в свету, доступен всем глазам...). Теперь понимаю, что только православный человек может так глубоко и трезво смотреть в себя, так осознавать влияние публичности, уже здесь, на земле, чувствовать то, что может быть там... и искренне делиться этим с нами.
Спаси его, Господь!

Всем критикам хотелось бы напомнить афонскую монашескую поговорку: "Пчёлка ищет цветок, а муха - навоз".
Андрей Горбачев26 января 2016, 00:26
"Конец всем святым и Православию". Дмитрий Менделеев, видимо, задался целью погубить как можно больше читателей Портала. Молитесь за Толстого, ставьте свечи за Высоцкого... Кто следующий в этом новосозидаемом пантеоне? Леонид Андреев представлял Иуду Искариота вполне "хорошим парнем". Не хочет ли Автор предложить молитву и за него (т.е. - за Иуду)? Все таки, апостол. Ну, подскользнулся человек, это может случиться с каждым. Сын Леонида Даниил Андреев живописал эсхатологическую картину в которой последний на призыв к покаянию откликнется и сам сатана. Красота! Апокатастасис тон пантон! Все спасутся! И молится то, получается, ни о ком не надо. Ведь Бог благ!
Ну, нельзя же так откровенно попирать законы православнойй аскетики! Преподобный Варсонофий Великий говорил, что молиться за других - это дело совершенных. А уж за атеистов, некрещеных, погибших от алкоголя, наркотиков, за самоубийц молиться и вовсе крайне опасно не только для духовной жизни христианина, но и для физической. Сумашествие, самоубийство, в лучем случае - запой, обычный исход для самовольных молитвенников. Хочется надеяться, что авторы и редакторы Портала с большей ответственностью начнут относиться к публикациям. Если бы Дмитрий Менделеев ограничился своей келейной молитвой, это было бы его личное дело даже в случае заблуждения. Но призывать к тому же десятки, а может даже сотни тысяч читателей является ошибкой,которая для некоторых может стать непоправимой.
Ефрем25 января 2016, 23:45
Да, хочется молиться за него и наверное нужно.
Но вот одно из его последних стихотворений:

Спасибо, друг, что посетил
Последний мой приют.
Постой один среди могил,
Почувствуй бег минут.

Ты помнишь, как я петь любил,
Как распирало грудь.
Теперь ни голоса ни сил,
Чтоб губы разомкнуть.

И воскресают словно сон
Былые времена
И в хриплый мой магнитофон
Влюбляется струна.

Я пел и грезил, и творил,
Я многое сумел.
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!

Прощай Таганка и кино,
Прощай зеленый мир.
В могиле страшно и темно,
Вода течет из дыр.

Спасибо, друг, что посетил
Приют последний мой,
Мы все здесь узники могил
А ты один живой.
Сергей25 января 2016, 22:45
Владимир Высоцкий,как Пушкин-второй еще не родился.Упокой,Господи,душу раба Твоего,Владимира.Человек широкой души!
Евгения25 января 2016, 22:41
Стараниями Марины Влади Высоцкий как-то дал концерт песни под гитару американским киноактерам. Американцы, ни слова не понимавшие по-русски и абсолютно все некурящие, через некоторое время вдруг осознали, что происходит что-то значительное, и с беспокойством стали глазами вопрошать друг у дуга сигаретку. Уж не знаю, как Зоя отнесется к этому эпизоду. А что уж говорить про нас. Для нас, Церковь тогда, к сожалению, еще не услышавших, послушать Высоцкого - это было почти что покаяться. Кто из нас тогда не говорил себе: "Володя, и я тоже так думаю, и я знаю, что "все не так", "все не так, как надо".
Раиса25 января 2016, 21:32
Искренне благодарю автора! Теперь будем Высоцкого еще больше любить и молиться за него. Господи, упокой душу раба Твоего Владимира (Высоцкого) и прости ему вся грехи вольная и невольная и даруй Царствие Небесное!
МаринА25 января 2016, 21:14
СПАСИБО! Когда сегодня в очередной раз, в связи с днём рождения Высоцкого, услышала его песню "Баллада о любви", подумала, что надо обязательно выучить слова наизусть. Чтобы всегда были в сердце и в памяти. Не знала, где текст найти. Открыла эту статью ... и нашла. Вот так "Бог и намерения целует". Спасибо!
Виталий Романов25 января 2016, 21:11
Вера - это дело личное... но можно ли поминать в церкви человека, о крещении которого ничего неизвестно?.. Нет ни одного документа... ни одной фотографии с крестом... Как быть?..
Галина Костина25 января 2016, 19:49
Большое спасибо автору и любимому сайту за статью. Чтобы не повторяться: Вячеслав, Ольга, Павел, Нина и, особенно, Артамонова Алена спаси вас всех, Господи, за ваши слова. Помянем рБ Владимира и зажжем свечечку и помолимся.
Александр Заплетин25 января 2016, 19:48
Тут некоторые решили разобрать шуточки и грехи Высоцкого. И что? Кроме осуждения в духе "я такой святой, я вижу все-все ЧУЖИЕ грехи как в микроскоп", что хорошего? Да, шуточки у него не всегда благочестивые. И жил он далеко не праведно, увы.
Но поэт не преподобный, его оцениваем за лучшие произведения и их воздействие на людей, а вовсе не за личную нравственность. И Пушкина и Высоцкого. А воздействие было мощнейшим. Воздействие перекраивающее души людей. Он вовсе не юморист и не критик, он певец настоящей жизни. И психа "на Канатчиковой даче" и летчика-истребителя и моряка и водилы. И мятущейся души, такой, каким он сам и был.
Мы слушали его песни в коридоре школы, сбежав с праздника, на котором была тогдашняя советская попса. Слушали в спортивных лагерях. Слушали детьми, юношами... слушаем и сейчас, через 25 лет после смерти. Его песни давали понятие о чести, о мужестве и о подлости. Четкие понятия, то, чего уже давным давно нет. Действительно, не просто так он не прожил еще лет 15-20, ведь быть может, его слово бы изменило конец Союза и начало РФ.
Вадим25 января 2016, 17:40
Большое спасибо за статью.Теперь знаю, что Владимир Семенович был крещеным. Но ушел он страшно. Без покаяния и в тяжелом состоянии. не хочу писать в каком, т.к. свидетелем не был. Поэтому я молюсь за него в келейной молитве молитвою оптинцких старцев: Взыщи, Господи, погибшую душу..... На другое духовных сил не хватает.
Надежда Давыдова25 января 2016, 17:36
Спасибо автору! Свечу поставила.(и тоже читала, что поэт был крещен в Армении )
Татьяна25 января 2016, 16:56
Со слов друзей Владимира Высоцкого знаю, что он был крещен в Русской Православной Церкви и отпет.
тамара25 января 2016, 16:23
НЕУЖЕЛИ НЕТ НИКАКИХ СВЕДЕНИЙ ,ВОСПОМИНАНИЙ О КРЕЩЕНИИ В.ВЫСОЦКОГО? ДАВАЙТЕ ,ДОРОГИЕ БРАТИЯ И СЕСТРЫ ПОМЯНЁМ ЕГО В ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ===ЭТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО.ДА И КРЕСТ НА ГРУДИ БЫЛ... ЗНАЧИТ.... УПОКОЙ ДУШУ ,ГОСПОДИ,РАБА ТВОЕГО ВЛАДИМИРА, И ПРОСТИ ЕМУ СОГРЕШЕНИЯ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ,И ДАРУЙ ЕМУ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ.АМИНЬ.ДМИТРИЮ МЕНДЕЛЕЕВУ---БОЖИЕЙ ПОМОЩИ ВО ВСЁМ.
olga25 января 2016, 15:57
Жизнь прожить - не поле перейти...Упокой ГОСПОДИ р.Б.Владимира и всех православных Христиан.Спасибо за статью.

В кромешном мраке вакханальной ночи
Им кроме власти было нечего терять...
Как следствие кровавых полномочий
На деле Родины припиской.Расстрелять.

Припудривая ложь казённым правом
Смердел безбожный зиккурат страны.
Рабов тянули вереницею усталой
С абсурдным доказательством вины.

И в этом месиве казнящих и казнённых
Молчал оправданный безумием надрыв...
Вопили камни, плачем исступлённым
Давно уж проклятых проклятьем заклеймив.

И разрывая приговор эпохи
Хрипел агонией под тяжестью креста.
Народ Руси.Едва заметным вздохом.
"Вот только жаль, Распятого Христа!..."


р.Божия Ирина25 января 2016, 14:56
Огромное спасибо за статью-память о великом русском поэте - Владимире Высоцком!
Ждала свой самолёт в аэропорту Шереметьево ,поворачиваю голову и вижу через стекло:стоит мой самолёт и надпись на нём - Высоцкий.
Так стало на душе спокойно,радостно от этого.
И поверите или нет,но именно "Балладу о Любви" я тогда и вспомнила.
Именно Любовь и даёт нам силы жить.
Без Неё не было бы ничего в этом мире.
Всё от Бога и слава Богу за всё!
Ирина25 января 2016, 14:55
Добрый день! Спасибо за статью. Действительно, не осталось достоверных свидетельств о крещении Владимира Высоцкого. Я задавала этот вопрос Валерию Золотухину. Он тоже не знал на него ответ. Только сказал, что Высоцкий венчался с Мариной Влади где-то на частной квартире. Если бы Владимир Семенович не был крещен, вряд ли бы его венчали.
Артамонова Алена25 января 2016, 14:34
Благодарю за статью! Именно потому, что она опубликована на этом любимом портале. Одна из авторов комментариев ОЛЬГА написала, что стихи-песни В. Высоцкого прошли через ее жизнь, что от смешных юмористических до философских они сопровождали ее взросление и их строчки становились девизам жизни. Для меня и моей семьи его стихи были лейтмотивом жизни: с утра и до вечера они звучали из динамиков старенького катушечного магнитофона. Для нас это была не мода на Высоцкого - он был членом нашей семьи, потому, что мы иногда даже разговаривали с помощью его песен, когда состояние разногласий слишком разделяло нас. Не было ни одного праздника, дружеских посиделок и даже очень печальных событий, которые обходились бы без его песен. Песни о войне, песни из фильма «Вертикаль», баллады, песни о любви, песни-басни, да и сатирическо- юмористические и ранние песенки - они настолько точно отражают палитру чувств человека живого, грешного, терзающегося, мечущегося, но бесконечно искреннего, творческого, любящего! Талант и сила вдохновения, перевоплощения, которыми наполнены стихи Высоцкого - это и Божий Дар и тяжелый крест! Кто хоть раз ощутил мурашки по кожи от необходимости писать стихи, или просто излагать свои мысли, кто хоть раз не мог заснуть от нахлынувшего вдохновения, тот понимает как мучительно трудно понять природу ТВОРЧЕСТВА! Способность творить – это, безусловно, благословение и подарок человеку от Бога, но гордынька, которая всегда разжигается тут же – может превратить творчество в муку! А, это уже такая борьба! Не нам судить, БОГ- есть ЛЮБОВЬ! А у Высоцкого не было сомнения, что смысл жизни – Любовь к женщине, Родине, друзьям, к жизни!
Зоя25 января 2016, 14:14
Сложное это явление, Высоцкий.. Если бы не глубокая духовность некоторых его произведений, - однозначное впечатление - ну продал душу (известно кому) человек за известность, за возможность творить, быть всенародным любимцем публики..Народный духовный предводитель в безбожные годы... - а к чему он призывал? Выпить стакан вина, уколоться и забыться, разрушить себя - как ответ на всевозможные поиски смысла ,Бога, и, как следствие - полстраны "подражателей" со стаканом в руках - "если ты талантлив, силен, то нет тебе признания, и вся правда - в вине" - ты просто обязан или спиться в ложном и ханжеском "светском" обществе, или по-иному уничтожить себя, ведь ты не сможешь "играть" по ложным правилам этого общества, и альтернатива - вот она - страдания, внутренние противоречия - и как результат, развал и разрушение личности..Т.е., к концу пути -"Ой,что-то ангелы поют такими злыми голосами?"???
Роман с Мариной Влади - это любовь, пример для подражания?!После трех браков неизвестно почему расторгнутых?! После приподнесения всей стране такой любви между мужчиной и женщиной в качестве примера для подражания (А отношения Влади И Высоцкого основанные на романтике первых трех месяцев "конфетного" периода, полны также взаимного холодного расчета(обоим брак был предельно выгоден - и спивающемуся Высоцкому надо было себя как то поддержать в глазах поклонников. и ту же Влади в России ждали бешеная популярность. огромный интерес к ее средне одаренной персоне) - в стране 90 % разводов - помню. многие искали некоей "небывалой" любви. романтики. ощущений, ради которых были готовы и плюнуть на свои семьи. детей, легко, поскольку пример кумиров был перед глазами..
К слову,Влади после смерти Высоцкого, благополучно вышла замуж, практически сразу переехав к новому мужу..
Почему никто не пишет правду, не называет вещи своими именами, продолжая запутывать людей???
Сергей25 января 2016, 13:51
Мне кажется, что искренность поругаема не бывает. Чего не было в Володе? Фальши, соглашательства, человекоугодия... А кто проживает жизнь без заблуждений? Все мы, в своё время, узнаем о своих ошибках. Помню в "застойные годы" я пригласил к себе одноклассника, увлекавшегося тяжёлым роком. Два часа мы слушали Высоцкого. Он мне говорит:"Серёга, я вот себе не представляю, что опять включу рок после этого." Упокой Господи душу раба твоего, Владимира.
василий Иванович25 января 2016, 13:34
Спасибо большое нашей Церкви за такое отношение к Владимиру Семёновичу!
Евгения25 января 2016, 13:33
Автору огромное спасибо, что решился писать о человеке эпохи. Действительно, как пишет Дмитрий, Высоцкий имел такое важное значение, что бытовало даже мнение, что если бы был жив Высоцкий, то и вся перестройка (в политической жизни страны с 1986г.) пошла бы по-другому. То, что высмеяно, уже не опасно. Конечно, не по-христиански это, высмеивать, но противостоящие были так сильны, что многие средства были приемлемы. А Высоцкого слушали все, от политбюро до лесорубов. Вечная память.
лидия25 января 2016, 12:36
Большое спасибо автору. Ждем новых работ. Здоровья, терпения и всего самого хорошего.
Геннадий25 января 2016, 12:03
По воспоминаниям друзей Высоцкого В.С. у меня отложилось, что он был крещён в Ереване, т.е. в Армянской церкви.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Nina25 января 2016, 11:10
Спасибо огромное автору, что напомнили об этом НАРОДНОМ поэте России.Жаль только, что это не звучит в более широкой аудитории. Но, уверена, донесут прочитавшие. Низкий поклон за всколыхнувшуюся душу.
С благодарностью, Нина г.Ставрополь
Сергей Белоус25 января 2016, 10:58
Хорошая статья! Очень помогает не осуждать....!
Павел25 января 2016, 10:39
Высоцкий-Пушкин 20 века .Мы его именно ЛЮБИМ , а этим все сказано.
Елена Киев25 января 2016, 09:52
Огромное СПАСИБО автору!
Андрей25 января 2016, 09:47
Вечная память
Ольга25 января 2016, 09:40
Магазин в г.Актюбинске (Казахстан), отдел грампластинок. Девочка лет четырех плачет и просит маму, чтобы та ей купила ей пластинку, миньон Высоцкого. "Скаляляска моя, скалялясковая!!!!"
Школа в г.Ельце, урок литературы, тема "Современные поэты". Та же девочка рассказывает о творчестве Высоцкого, ставит его песни. 5/5/5 - оценка в журнале.
Школа. Выпускной.Аттестат и подарок учительницы литературы - фотовыставка "Высоцкий - поэт, актер и гражданин" (Где только достала?")
И красной нитью по жизни:
...Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Спасибо, Владимир Семенович, что научил и приучил читать нужные книги!
Лариса Воронина25 января 2016, 09:03
Уважаю Высоцкого за образ Г.Жеглова. После него "Эру милосердия" переснимать бесполезно.
Вячеслав25 января 2016, 08:56
Упокой,Господи,душу раба Твоего Владимира,прости ему вольные и невольные его грехи,ибо нет человека живущего и не согрешающего.Суди его,Господи,не по его грехам,а по Твоему милосердию.Люблю Высоцкого.
Марина25 января 2016, 07:39
Царствие Небесное рабу Божьему Владимиру... Дорогой автор, Спаси Бог за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×