На Святках удалось посмотреть фильм с Леонардо Ди Каприо в главной роли «Выживший». Мне кажется, что в мировой кинематограф возвращается старая школа. Это неспешное и размеренное повествование, когда зрителю дают время задуматься. Это не столько развлекательные фильмы, сколько назидательные. Нам дают насладиться, надышаться природой, поразмыслить над поступками людей, сделать свой нравственный выбор.
Первой в этом ряду стоит российская кинолента «Территория» от режиссера Александра Мельника про старательские артели на севере, вышедшая на широкие экраны в 2014 году. Голливуд не остался в долгу. Кроме всего прочего, в «Выжившем» (как и в российском кино) герои рассуждают о Боге. Каждый по-своему. Кто-то через силу старается жить по заповедям, а кто-то подстраивает их под свою алчную жизнь.
Жизнь в мести
Это фильм о том самом освоении Америки, когда кровь лилась рекой, а золото, оружие и шкуры — становились высшей ценностью мироздания. В центре картины охотник Гласс. Он воспитывает сына, рожденного от любимой индейской женщины. Но тут на него нападает медведь-гризли. Тогда каждый из группы американцев, призванных к заготовке шкур показывает свое истинное лицо. Гласс их проводник.
Не буду пересказывать этот красочный фильм. Скажу, что в нем прослеживается четкая христианская нить. Она оттеняется сильной страстью. Главный герой Ди Каприо движим местью. У него забрали самое ценное в его жизни — любимую семью, члены которой были другого цвета кожи. И он жаждет отомстить. Даже более, чувство мести дает ему силы выжить в ситуациях, в которых он несколько раз умирал.
Индеец у Распятия
Самое интересное, что откровение с Неба он получает от индейца-язычника, который также как и Гласс потерял свою семью. Индеец, который помог Глассу выжить, говорит, что его сердце обливается кровью, но оставляет месть в руки его богов. Охотник поражен услышанным.
Следующей ночью во сне-откровении он видит своего убитого сына в разрушенной церкви, где тот стоит перед Распятием Спасителя и молится. На ветру качается немой колокол, у которого вырван язык. Главный герой пытается обнять сына, но вдруг понимает, что обнимает дерево, проросшее посреди обломков храма.
Откровение от язычника
Кроме этого, в самых экстремальных ситуациях к нему в грезах приходит его любимая жена, также убитая белыми. Она его будит, поддерживает, когда он теряет последние силы. В смертельной опасности она предстала ему в виде как бы парящего ангела, но без крыльев.
В финальной схватке с убийцей его сына Гласс вместо того, чтобы нанести смертельный удар врагу произносит: «Месть отдаю в руки Господа». Это аллюзия на библейское: «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Втор.32, 35). Есть и новозаветная ссылка: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». (Рим.12, 19). Да, герой отпускает раненного врага по реке, ниже по течению которой стоят воинственные индейцы. Но он не знает наверняка, что произойдет дальше… И я не скажу, чтобы вам интересно было посмотреть этот фильм.
Кровь и освоение
Напоследок коснусь еще одной важной темы. Этот фильм, который собирает огромные сборы по всему миру, затрагивает самую неприятную страницу истории Америки. Страницу ее кровавого освоения. Эпизодические персонажи — это потомки тех первых белых американцев, французов и других цивилизованных европейцев, которые выкачивая из этой богатой земли ресурсы, уничтожали индейцев целыми племенами, насиловали их женщин, грабили. И это были люди, которые называли себя христианами.
Да, в нашей стране тоже были черные страницы. Но мне в этой связи почему вспоминаются труды святителя Иннокентия (Вениаминова), который возглавлял миссию среди коренных народов регионов, куда приходила Российская империя. Он изучал их язык, создавал азбуку, а с ней и письменность для алеутов, колошей, якутов и других народностей. Святитель учил их ремеслам, лечил, делал им прививки.
Тоже самое он делал и на Аляске — части Северной Америки, где местные жители и представители коренных народов с особым уважением чтят память этого великого святого. Надеюсь, что когда-нибудь кинематограф создаст фильм об этом подвижнике, который не кичился своим христианством, а доказывал свое высокое звание добрыми делами. И аборигены отвечали ему взаимностью.
"В финальной схватке с убийцей его сына Гласс вместо того, чтобы нанести смертельный удар врагу произносит: «Месть отдаю в руки Господа". Здесь я не разделяю мнение автора. Этот же Гласс полностью осознает, что не оставляет своего врага в безопасности, а сталкивает его, израненного, в ледяную горную речку (кстати, зимой), да, еще так, что его точно выловят и убьют индейцы. Поэтому его слова: "Месть отдаю в руки Господа", - воспринимаются больше как сарказм, а никакая не милость, не упование.
Какие краски ("красочный фильм") смог увидеть автор статьи в этой беспросветной серости и неопрятности, не говоря уже о жестокости и невероятном количестве крови и насилия? Автор статьи точно смотрел фильм?
Великолепно снят.
Замечательная игра актёров.
И в основе лежит глубокая христианская мысль, которую через страдания постигает главный герой, удивительно сыгранный Ди Каприо.
А что до, якобы, обилия сцен крови и насилия, о которых так любят говорит наши "правильные" да щепетильные братья по вере, то пусть закроются в инкубаторе от мира и читают русские народные сказки. )
Не пойму восторженных откликов. Не увидел никакой пользы ни моральной, ни духовной, а если учесть, что большинство информации из СМИ пропагандирует модель поведения, то вообще становится грустно.
удовольствием наблюдать за эволюцией актерского мастерства Ди Каприо. Но после прочтения
отзыва Святослава Шевченко http://www.pravoslavie.ru/89743.html мне захотелось немедленно
увидеть эту историю. Могу сказать: примерно такое же сильное впечатление было у меня после
просмотра фильма "Остров" Павла Лунгина и такое же ощущение достоверности и отсутствия актерской
игры как таковой. Думаю, сама эта история подняла Леонардо Ди Каприо, как человека, до духовного
уровня его героя. Думаю, без этой составляющей новая лента не стала бы революцией в кинематографе
- ее бы просто не было.