Для христианина гордыня – однозначно грех. Однако в понимании большинства людей испытывать гордость за что-либо не всегда плохо: принято, например, гордиться своей страной, воинским подвигом предков, успехами детей. Психологи так вообще наперебой утверждают, что нужно уметь объективно оценивать свои собственные достижения и гордиться ими и что такая гордость, если при этом не сравнивать себя с другими, не вредит христианскому благочестию. Так может ли гордость быть добродетелью? Об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).
Есть ли разница?
Да, действительно приходится встречаться с мнением, что гордость как здравое чувство собственного достоинства и греховная гордыня – отнюдь не одно и то же. Но сразу скажу: на мой взгляд, какого-то существенного различия нет. Гордость – это страсть, а гордыня – это, наверное, некое проявление этой страсти в конкретном человеке. Вот и вся разница.
В чем тут ловушка? В том, как воспринимаем те или иные слова и понятия мы, люди верующие, и как воспринимаются те же самые слова, понятия и явления в жизни светской. Современный человек не всегда бережно пользуется тем уникальным инструментом, каковым является слово. Например, лозунг одного из проектов к 70-летию Победы звучал так: «Я помню, я горжусь». Верующий христианин, понимающий, что такое духовная жизнь, под этими словами никогда не подпишется. Казалось бы, разве грешно испытывать гордость за свою страну? Здесь нужно вспомнить, что гордость, или гордыня, в любом ее виде никогда не доводила ни отдельно взятых людей, ни целые народы ни до чего хорошего. Мы видим в окружающем нас мире осколки некогда великих держав, империй, жители которых сегодня могут лишь вспоминать – кто-то с гордостью, а кто-то с болью и сожалением – о былом величии, от которого не осталось никакого следа. И разве это не то, что должно каждого из нас привести, наоборот, к смиренному мнению о себе, о своих соотечественниках, о своей нации как таковой?..
Лучше любить
Важнее не гордиться своей Родиной, а заботиться о ней, делать то, что необходимо для ее процветания
Мне кажется, что гораздо важнее не гордиться своей Родиной, а любить ее, дорожить ею, заботиться о ней, делать то, что необходимо для того, чтобы она была сильной, успешной. А гордость – каково ее полезное наполнение? Допустим, я горжусь своей страной – и что с того? К чему это приводит? К тому, что я могу где-то встать и заявить: «Вот я – русский, и я этим горжусь»? Может быть. Но мне всегда вспоминается в таких ситуациях пример из «Отечника», когда некий брат не очень благочестивой жизни, придя в одно сообщество монашествующих, все время говорил: «А я ученик такого-то старца… а такой-то старец мой наставник», – и в конце концов кто-то из присутствующих зрелых мужей сказал ему приблизительно следующее: «Не говори об этом, потому что ты – кислый плод от истинно доброго дерева, и многие, зная это дерево как доброе, могут усомниться в нем». Поэтому лучше просто делать для своей страны то, что ее и сегодня будет прославлять. А гордость питает наше самолюбие, но не дает ничего доброго окружающим.
Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять
Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять, стараться делать всё от него зависящее, чтобы оправдать этот дар. Я не выбирал Отечество, не выбирал, к какому народу принадлежать, так судил Господь. Где здесь основание для гордости? Но человек в своем падшем состоянии во всем находит это основание. Ему дают какие-то богатства – он гордится тем, что богат. Он становится нищим – гордится тем, что, хотя он и нищий, он все равно лучше всех этих богатых. Он что-то умеет – гордится умением. Он ничего не умеет – гордится этим своим пребыванием в «ничего неумении» и полной невостребованности и все равно считает, что он – центр Вселенной.
Блестящий порок
Еще блаженный Августин очень точно охарактеризовал то, о чем мы говорим. Он сказал, что добродетели героев древности были блестящими пороками. Гордость, когда ее кто-то пытается представить в качестве добродетели, является как раз таким блестящим пороком. Порок может быть облечен в крайне привлекательную, яркую оболочку, и гордость также бывает внешне красивой. Практически любой идол современности – это гордый самим собой человек, а те, кто составляет толпу его почитателей, гордятся тем, что они его почитатели. Это какая-то непрерывающаяся ярмарка тщеславия.
Точно так же порой происходит и с какими-то другими вещами, которые на самом деле достойны осуждения, а иногда насмешки или горьких слез, а люди их превозносят, ими живут и думают, что это вполне правильная жизнь. Иногда подобное случается и с верующими, которые, наверное, не очень внимательно читают Евангелие.
В Интернете можно встретить бесчисленное количество публикаций социологов и психологов, которые говорят о том, что человек должен уметь по достоинству оценивать себя и свои успехи. На этом же постулате построено множество столь востребованных сегодня тренингов. И получается, на первый взгляд, такой парадокс: с одной стороны – постоянные попытки вытащить человека из-под гнета заниженной самооценки, а с другой – констатация того, что главная болезнь современного человека – это гордыня.
Заниженная самооценка – болезнь гордых людей
На самом деле никакого противоречия здесь нет. Заниженная самооценка – болезнь гордых людей. Если в человеке нет болезненной гордости, он не будет так страдать от несоответствия своим представлениям о себе. Человек, который не настолько поражен гордыней, понимает, что жизнь – это школа, в которой он является учеником; понимает, что есть какие-то стартовые условия, с которыми он в эту школу вошел, и теперь надо просто заботиться о том, чтобы стать лучше, опытнее. Человек осознает, что нужно концентрироваться не на том, каким он стал, а на том, чего ему еще не хватает, – но это не вызывает чувства ущербности, ощущения неудачности выбранного пути, потому что, как правило, такой человек имеет помимо необходимого стремления учиться еще и терпение, а оно неразрывно связано со смирением. А те, кто имеет проблемы с заниженной самооценкой, вроде и хотят быть гораздо лучше, чем они на самом деле есть, но при этом ничего не готовы для этого делать. Психологам надо бы таким людям не самооценку повышать, а объяснить, что такое жизнь и как ею жить. Однако ощутимая доля представителей этой профессии работает даже не на культ успешности, который столь развит сегодня в нашем обществе, а в большей степени на самих себя. В современном мире психолог, особенно в западной традиции, – это человек, который замыкает на себя свою клиентскую базу и становится своего рода костылями, без которых пациенты просто не могут по жизни двигаться. Хотя на самом деле психолог должен был бы помочь человеку правильно на себя взглянуть, разобраться, что у него в жизни не так, и на этой основе уже свою жизнь строить.
Что же касается культа успешности, он является на самом деле очень мощным двигателем торговли. Нарисован некий идеальный мир, образец, к которому нужно стремиться, и человек, не задаваясь вопросом, чем в своей сущности этот мир и этот образец идеала является, желает ему соответствовать и со всех ног к нему бежит. А по дороге ему говорят: вот это надо приобрести, за это надо заплатить, без этого ты не обойдешься – и таким образом фактически моделируют его личность.
Быть успешным человеком – это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил
А ведь что значит быть успешным человеком? В истинном смысле этого слова – это значит быть самим собой и реализовать в своей жизни все те таланты, которые дал Бог. Это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил, а не пытаться стать кем-то другим. И уж тем более – не пытаться достичь чего-то внешнего, что на самом деле никогда не даст ни счастья, ни ощущения полноты жизни. Если же человек не способен здраво оценить навязываемые ему ложные цели, то он, безусловно, станет их рабом.
Христианин по определению должен иметь представление об истинных ценностях. Самая главная – собственно Господь и жизнь с Ним. Но вот тут-то, наверное, и происходит разделение на тех христиан, которые это понимают, и тех, которые этого совершенно не сознают. И это еще один повод задуматься: а христианское ли у меня мировоззрение и представление о жизни и о том, что после нее.
Не гордись, но бойся
Конечно, большинство из нас все равно в те или иные моменты ощущает гордость в каком-то ее проявлении. Возможно ли усилием воли это чувство трансформировать во что-то менее предосудительное? У апостола Павла есть очень хорошие слова: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11: 20). То, чем ты гордишься, не твое, тебе это дали, но могут и забрать, и тогда ты останешься ни с чем. О том же говорит и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Когда человек понимает, что такое «Бог гордым противится», он этого начинает бояться, потому что не хочет находиться в состоянии противления Богу. Надо помнить, что какие-то неприятные, тягостные, порой даже трагические события в жизни – это то, что является следствием той самой гордости, которой противится Бог.
Как только в сознании человека все это соединится, он поймет, что гордыню в своей жизни надо как-то очень существенно потеснить, и каждый раз, когда она будет поднимать свою главу, будет прижимать ее пятой к земле.
"Бог-есть ЛЮБОВЬ! Ни в Библии ни в Евангелии вы не найдете слово "гордость" в любом контексте. Да! Гордость-дочь гордыни, и если спокойно посмотреть на свою гордость, всегда найдешь скрытую гордыню, то есть противопоставление и возвышение своего над чужим. Лекарство простое замените "горжусь" на "люблю" и все станет на свои места. Попробуйте!" Каждый христианин ОБЯЗАН исполнять Слово Божие, данное нам в Святом Евангелие. Желаю всем Божие вразумление, смиренномудрие, стремление к прощению чужих ошибок и грехов, а своих - к пожиганию на исповеди и Причастии. Господи, спаси и помилуй нас
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться - стараться (Даль).
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).
Дорогой Михаил, Вам не кажется, что если не гордиться своей Отчизной, покорно воспринимая (извращённые либералами) слова "патриотизм - последнее прибежище негодяя", и чувствуя навязанный нам ложный стыд - за Победу в Великой Отечественной войне, за нашу непримиримость с пороком, не чувствуя живой связи с теми простыми людьми, кто душу свою положил за други своя - то и не за что кровь проливать, нечего защищать? Гордиться Отечеством, Родиной, радоваться её успехам, сопереживать её потерям, неудачам, провалам, - это и есть любовь! Здесь и речи не может быть о превозношении над кем бы то ни было, надмевании.
Господи Иисусе Христе, Боже наш! На Отчизну нашу, Россию, излей благодать Твою, Боже! Да соединятся все народы, ее населяющие, в одну семью, Тебя, Отца Небесного, единомысленно исповедующую, всю жизнь свою единодушно по вере устрояющую, да будет едино стадо и единый Пастырь. Да будет хлеб насущный и духовный для всех без изъятия.
Спаситель мира, Иисусе Христе, Ты отверз очи слепорожденному - открой глаза и нашему Русскому народу, дабы он познал Волю Твою святую, (отрекся от всего дурного и стал народом богобоязненным, разумным, трезвым, трудолюбивым и честным!
Ни один гордец или прельщенный не станет тебя слушать, а с яростью нападает. Прямо до вражды доходит. И если блудник, например, или вор, знает за собой скверное дело и ему стыдно, то гордец не знает, ему не стыдно, ему свято и праведно живется. Он же доброе дело делает, Родину типа любит - гордится ею.
Я говорю о комментаторах, сам я против и этого слова и этой страсти, и не хочу носить её в своей душе и в уме тоже.
Я не горжусь Россией, не горжусь успехами, не горжусь ничем, а если и горжусь, не буду говорить, потому что знаю себя и возгордится тут раз плюнуть. Без разницы чем.
Не хочу гордиться, не хочу завидовать, я ненавижу себя такого.
Господи помоги нам всем и мне убогому.
Гордость за свою страну – в эти слова вложено так много: и любовь, и боль, и самоотречение, и готовность умереть за ее свободу. С этим чувством солдаты шли на верную смерть, чтобы спасти свою страну для детей, друзей, для всех, кто останется жив. Когда твоя Родина попираема, когда на нее клевещут, когда пытаются внушить ложный стыд к своему отечеству, слова «Я горжусь своей Страной» становятся шитом и мечом для ее защиты от клеветы. И это исповедание требует мужества.
Слово «горний» (высший, небесный) не несет отрицательного содержания – в отличие от личностной гордости, которая есть грех – то, что отдаляет человека от горнего. Оно говорит о возвышении духовного над материальным. Поэтому слова «гордость» и «горний» - «две вещи несовместные». У них разные корни - в прямом и переносном смысле.
Не каждый человек может разобраться так тонко в своих чувствах и найти какие-то другие слова.
Если бы, вы, Людмила, радовались успехам близких, вы бы так и говорили и думали - "радуюсь" дескать. А вы не так думаете и говорите. И ничего тут светлого нет, это адский свет первогреха.
Он потому нам и светит, что имеет свойство полностью помрачать духовные очи, как бы делая человека слепым. Гордый человек - духовно слепой человек видящий свет там где тьма и идущий в бездну думая, что идёт на небо.
Если вам и этого мало - читайте святоотеческую литературу, там вроде то же пишут.
Да, Дмитрий, все верно. Пока читала комментарии все пыталась разобраться, что же плохого в случае гордости за успехи сына, например. Дошла до Вашего комментария как раз с помыслив, что радость, а не гордость(в греховном смысле)за успехи, за свои достижения, за Родину и т.д.Вот, что испытываешь когда видишь или слышишь, что-то хорошее. Равно как и огорчение в случае чего-то неприятного. А по поводу Ельцина кто-то из известных ныне батюшек рассказал, что он умер по-христиански, причастившихся перед смертью.Чего и нам всем желаю.
Ты бережешь и хранишь некую святыню тебе не принадлежащую, но одновременно и принадлежащую, за которую ты несешь ответственность перед Богом и совестью.
Например ты мужчина. Ты человек - разумное создание Божие и потому ты не делаешь неподобное не из гордости, а из страха и чести. Как-то так.
Или делаешь должное и положенное тебе по статусу и положению образа Божия не из тщеславия и похвальбы ради, а потому что ДОЛЖЕН свою честь хранить. Мы же не грешим не из годости, а из любви ко благочестию, потому что сознаем себя иконой Христа намеченной на нашем грешном и недостойном теле.
Вот сейчас люди себе татухи набивают, и ходят полуголые кичась телесной красотой, а ведь это бесчестие. Бесчестие, зато тщеславие и гордость. Вот.
И с родиной так же. Для одних, это гордость и стало быть бесчестие, для других святыня хранимая в правде.
Один фарисей а другой мытарь же.
1 Коринфянам 3:1,2:"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах".
1 Коринфянам 13:11:" Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по — младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое".
Евреям 5:11-14:" О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла".
ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННО!
Замечательные слова. Ибо в зной, нет пробирающего до костей леденящего холода. Нет кошмара, пугающей тьмы. Есть только ослепительный свет и тепло, и звеняще-оглушительная тишина, дающие иллюзию вечности, безмятежности и покоя. Есть только “здесь и сейчас”. А всего остального нет. Нет холода, голода, лишений, тьмы. А если и есть, то это где-то там далеко. И то плохое, что происходит, происходит с другими, а не со мной. Со мной ничего такого произойти не может. Что это, если не ослепление ума, когда человек перестает различать: где добро, а где зло; где черное, а где белое; что можно делать, а о чем даже помыслить страшно?
И вот мы уже видим, как у человека грудь становится “колесом”, пальцы на руках распускаются шире плеч, на окружающих он начинает смотреть свысока. Ибо, для него есть только “я” и “мой кайф”, и всем этим “ништякам”, “я” обязан исключительно себе любимому. В общем, “жизнь удалась”. И наконец, самое главное, так будет всегда. И, для такого человека смерти нет, и болезней тоже нет. Есть только “я” и мои ощущения. “Я” великий, а окружающие “даны мне в ощущениях”. И самое главное, греха для такого человека тоже нет. Такой человек, всегда и во всем прав.
И человек глохнет от этой звенящей, полуденной тишины. И оглохнув, перестает слышать. И вот глухота и ослепление ума, переходят в сумашествие. И в этом сумашествии человек не замечает, подкрадывающихся леденящего холода и кошмаров тьмы. По сути, падение начинается с ослепления “полуденным бесом”.
А что происходит с народом, обуянным “полуденным бесом”? А народ, состоит из отдельных людей. И то же самое, что происходит с отдельным человеком, происходит с народом в целом. Так, рождается иллюзия, что величие будет вечным. Но слепые рожают слепых, передавая свою “слепоту” по наследству. И вот уже снова звучат фанфары, бьют в литавры, слышится барабанная дробь и крики: “мы великие, мы убьем супостата”. И отбрасывается в сторону мысль, что величие рождается в тишине, ибо в ней творится молитва и каждодневный тяжелый труд.
А не об этом ли самом фильм Никиты Михалкова “Солнечный удар”? Лично мне очень запомнился момент, когда главный герой фильма, ушибленный гормональным взрывом и “научными открытиями”, на бегу решает фундаментальные вопросы бытия. И отвечая на вопрос мальчика, говорит, что и Царь тоже произошел от обезьян. Офицер забыл, а мальчик запомнил и сделал выводы. Как результат, повзрослевшие мальчики, превратились в комиссаров и казнили Царя и его семью, а вместе с ними и того офицера и еще много-много людей. Ибо, в их понимании, если все люди произошли от обезьян, то и церемониться с ними особо нечего. Классовая борьба, во имя светлого будущего, понимаешь ли, требует жертв.
А еще в 90-м псалме есть замечательные слова о словах мятежных. “Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, оружием обыдет тя истина Его”. О чем это? А это о том, что слова мятежные представляют колоссальную угрозу человеку, ибо пробуждают в нем самое низменное. А еще это о том, что защита от слов мятежных – Господь Бог наш. Мне вообще кажется, что человек, предоставленный сам себе, бессилен перед мятежными помыслами и словами. А уж человек, ослепленный “бесом полуденным” перед словами мятежными бессилен вдвойне. А случайно или нет, что в одном псалме, упоминаются “слова мятежные” и “полуденный бес”? А не так ли произошла революция в 1917 году, ибо пока одни были обуяны “бесом полуденным”, других обуяли слова мятежные? А многих и то, и другое одновременно. Результат нам известен.
"Твой чекан, былая Россия, / нам тобою в награду дан /, мы не ветки твои сухие/, мы дички для заморских стран". Храни вас Бог, и с Рождеством Вас.
Вере (15 января 2016, 07:00): простите, что влезаю со своим мнением, но из приведенной Вами ситуации следует, что и девушке, возможно, есть над чем задуматься: почему от нее молодой человек отворачивался и не стеснялся вернуться, что в ее поведении позволило ему даже помыслить (а уж тем более реализовать!), что он сможет так через нее переступать.
Спаси нас, Господи!
Вы пишете: "Взгляните на Европу, и вы увидите..." А я говорю: взгляните на Россию! Её роль во все века была удерживающей мир от сползания в пропасть. Суворов, Ушаков освобождали Италию. Россия освободила балканские страны от турецкого ига, спасла мир от татаро-монгол и коричневой чумы... Не превозносясь, даже не требуя благодарностей... Можно ли гордиться своей великой страной? Должно! Должно любить свою Родину беззаветно, всем сердцем.
Два чувства дивно близки нам,/
В них обретает сердце пищу:/
Любовь к родному пепелищу,/
Любовь к отеческим гробам.
"Пушечное мясо" придумал один поэт, в оборот ввел другой исключительно в политических целях, т.е., в конечном счете, без политиков не обошлось. А любовь к Отечеству, она же патриотизм, никакой политик не может придумать, она либо есть, либо ее нет. Кому-то по силам хранить православие среди протестантов, католиков, индуистов и т.п., нам, видимо, нужны тепличные условия. И уж если мы их имеем благодаря Господу и предыдущим поколениям, то почему ж не быть патриотом. Без патриотизма чувство изумления "Господи! И за что мне это? Мог бы в племени мумбу-юмбу родиться, а родился здесь. Велика милость Твоя ко мне недостойному. Слава Тебе!" не возникнет, не будешь знать Кого благодарить.
Парень с девушкой встречаются, оба воцерковленные, вдруг он встречает другую и уходит, какое-то время с ней, потом возвращается и просит прощения. Ну как по христиански не простишь? И прощаешь. Так повторяется второй раз.
Второй раз уже прощать невероятно трудно, как через себя переступать, не уместна ли здесь будет девичья гордость и честь? Начать не с того, что безсловесно принять его, а поговорить о его поступке, разобрать, приведя в пример например отношения о. Павла Флоренского с будущей женой. Но это опять выходит гордость и себялюбие. Мне о девичьей гордости бабушка много говорила, так их раньше воспитывали, что без нее нельзя.
Мир очень многогранен. Но отец Нектарий для меня самый любимый из публичных священников сегодняшнего времени.
Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем, что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. Ещё раз подчёркиваю, что в нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть, следовательно, презрение к другим. Хотелось бы, чтобы все народы мыслили именно так».
Прот. Владислав Цыпин: «Всякого рода личная гордость – гордыня. А значит, чувство греховное, за которое перед Богом предстоит нести ответственность. Но и уважение к предкам может быть названо гордостью за них. Любовь к своей стране проявляется по-разному. В том числе она предполагает и гордость за прошлые успехи, за совершенные предками подвиги, за достойное место среди других стран и народов». http://orthodoxmoscow.ru/mozhno-li-gorditsya-svoim-rodom-svoej-stranoj/
Я люблю свою страну, потому что в ней родился, к ней привык и ее знаю- тезис понятный.
Я люблю свой народ потому, что эти люди мне понятны и ближе иностранцев - Ок.
Я люблю своих детей, потому что для меня они лучше всех - абсолютно понятно.
То же самое скажет Вам и японец и ирландец и серб и зулус.
А гордость то здесь причем? Любить и гордиться - не одно и тоже. Гордость- это противопоставление себя другим. Когда ты считаешь себя лучше, достойнее, главнее.
Вообще-то патриотизм придумали политики, чтобы денег не платить за пушечное мясо. И гимн этот писал человек, который за несколько десятков лет до этого писал совсем другие слова - про партию Ленина, да про Сталина( дважды переписывал).
"Боже царя храни" был получше на мой вкус.
Помню, один хороший знакомый, не верующий, горячился в споре: "Так ты что, не гордишься успехами своего сына?!" Отвечаю - не горжусь, а радуюсь успехам своего сына. Радуюсь. Понятно? "Понятно" - говорит, и, подумав, успокаивается. Потом я поясняю, что гордость - это когда радость успехам своего сына плюс радость от неуспешности чужих сыновей.Гордость это "я лучше, а он - хуже, ура!"
Ура от того, что кто-то хуже.
И ещё. Часто забываем мы о том, что "начальствующего в народе твоём - не злословь". Ельцин ведь на нас не с Луны свалился. Господь попустил быть такому начальствующему, каков сам народ. Чтобы народ, посмотрев на него, начальствующего, устыдился (себя, а не начальствующего) и принял бы меры к покаянию и исправлению. Но как-то не получается, не идёт этот процесс. Всё как-то нас тянет на критику начальников, президентов, проклятых америкосов ... (там длинный список).
Это гордость нами рулит. Увы.
Тот же И.А. Ильин участвовал в причинах для гордости за страну, он подробно расписал про эту гордость. А кто то наклеил «Я помню, я горжусь» рядом с другой наклейкой пошлого содержания( человечки со свастикой).
отец Нектарий написал об опасной страсти - Гордость.
[лозунг одного из проектов к 70-летию Победы звучал так: «Я помню, я горжусь». Верующий христианин ... под этими словами никогда не подпишется. ... Допустим, я горжусь своей страной – и что с того?]
Да, в самом деле, что с того?.. Страну нашу много смиряли: Ельцин, испражнявшийся на шасси самолёта, вечно пьяный! Советчиков с запада полный хор - и рулевые по их команде разрушали Отечество. Нас пытались лишить памяти, достоинства, масса оболваненной молодёжи стремилась "свалить из этой Рашки"... Но страна разогнулась, встаёт с колен. Или мало смиряли? И нам не надо подписываться и под гимном Родины - России?
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Внесите ясность, отец Нектарий, сумятица теперь в голове...