Год 2015-й был и годом радости, и годом многих скорбей. Но и радости, и скорби посылаются нам Господом в назидание. Чему научил нас прошедший год? Какие уроки мы должны осознать и усвоить? На эти вопросы мы попросили ответить пастырей Русской Православной Церкви – постоянных авторов портала Православие.Ru.
Протоиерей Олег Стеняев:
– Этот год научил нас тому, что мы, россияне, должны надеяться на Бога и сами на себя. Потому что, как было известно еще нашим предкам, у нас союзников нигде нет.
Душа русского народа в Православии. Лишенное души тело мертво, разлагается, гниет. Поэтому, чтобы приостановить эти гнилостные процессы, необходимо воцерковлять население, возвращать людей к истокам веры. Истоки нашей веры – это Крещение Руси во дни князя Владимира, и это событие мы все вспоминали в прошедшем году. И очень важно, когда, возвращаясь к истокам веры, мы обретаем как бы обновление веры. Это происходит благодаря усилиям веры, когда люди приходят в храм, исповедаются, участвуют в церковных постах, в церковных и общественных молитвах, дома читают утреннее и вечернее правило.
Сейчас идет процесс обучения молодежи вере. В этом году я начал преподавать в Сретенской семинарии – благодарю Бога за такую возможность поучаствовать в служении Слова для молодых. И я удивляюсь, насколько наша молодежь горит желанием свидетельствовать о Христе, свидетельствовать о ценностях Православия. Если у нас есть такая молодежь, то у нашей страны есть будущее. И, дай Бог, чтобы в следующем году этих проблем, которые пришли к нам извне, стало бы поменьше, а благодаря духовному росту менялась бы и общая ситуация в нашей стране.
– Трудно выделить самое важное: слишком много событий произошло в этом году – серьезных, трагических, горьких… Слишком субъективным может показаться мой личный выбор, но всё же рискну сказать: самым главным событием минувшего года стала вошедшая в нашу жизнь и утвердившаяся в ней война. Украина, Сирия, теракты… Говорить о причинах этой данности вряд ли стоит: это то, что совершенно не зависит от нас.
Говорить лучше о другом: о том, как жить в этой новой реальности, как, с одной стороны, не поддаться панике, страху, а с другой – не ожесточиться, не начать видеть врагов в тех, кто еще вчера воспринимался как друг, больше – как брат. Мне кажется, что это испытание – важнейшая проверка на то, как мы верим, какие мы христиане. Проверка реальная, подлинная, выявляющая, что внутри нас и кто мы. И пройти ее достойно можно лишь с памятью о Том, Кто смотрит всегда и на дела наши, и на сердце наше. О Том, с Кем не страшно ничто и Кто есть Любовь.
– Это год, когда можно было ощутимо почувствовать некую дрожь земли под ногами. Это касается всего мира. В мире происходят глобальные процессы – переустройства, переделки. Перекраивается та система стабильности мировых отношений, к которой мы привыкли, и пересматриваются, подвергаются пересмотру самые фундаментальные понятия человеческой жизни. Вопросы семьи, пола, свободы, денег, информации, любви, ценности жизни – всё подвергается кардинальному пересмотру. Идет борьба за ценности, идет борьба за человека – в эту борьбу Россия ввязана на правах полноценного игрока, и вокруг нее серьезная коалиция противников, носителей нового мировоззрения, новой морали – античеловеческой. Так что это такой год в хорошем смысле мобилизационный. Он заставляет мобилизоваться – в этом нет ничего плохого. Человеку нужно временами встряхиваться и по-новому прочитывать Евангелие: «Услышати же имате брани и слышания бранем… не ужасайтеся» (Мф. 24: 6).
Идет борьба за ценности, идет борьба за человека – в эту борьбу Россия ввязана
Для меня этот год очень похож на предыдущий: это год непрекращающихся войн на окраинах России, это год огромной информационной борьбы, огромного напряжения. И год, как мне кажется, продолжающегося укрепления Православной Церкви при явных недоработках и многих не сделанных вещах. Подобает очень многое сделать, но очевидно, что Церковь не сдает позиции, а, наоборот, укрепляет их. Такой творческий, тяжелый год – один из тех лет, которые можно назвать общим словом: мобилизация. Год, требующий духовной мобилизации.
– Год был тяжелый, и, конечно же, вряд ли большинство из нас вспомнят его радостно. Лучшего было в нем то, что, по милости Божией, не началась большая война, и есть еще маленькая надежда, что большая война не начнется. Ну, а остальное я не буду вспоминать, потому что все и так знают, какие юбилеи были и что мы отпраздновали.
– Прошедший 2015 год, на мой взгляд, был годом бурных, но еще не завершившихся событий, годом возрастающего напряжения и больших надежд, которые – так или иначе, – но осуществятся в ближайшее время, может быть в следующем 2016 году. Я не буду вспоминать и анализировать глобальные политические и экономические события, пусть это сделают соответствующие эксперты. Мне кажется, что на фоне военных действий, террористических актов, экономического кризиса многие люди вынуждены переосмысливать себя, свои ценности, задумываться о смысле жизни, о своем предназначении и месте в современном мире. Кого-то эти вопросы пугают, и они панически прячутся от них, прикрывшись общими фразами; кого-то вдохновляют к поиску правды, к поиску истины, к поиску Бога. Размышление над этими вопросами – это уже событие духовного порядка.
Большинство людей понимают смысл происходящего и потому сознательно и добровольно готовы ограничивать себя
В этом году меня изумили наши сограждане. С каким терпением и мужеством они переносят возникшие трудности, реальное падение уровня жизни и даже бедность! У этого феномена я вижу только одно объяснение: большинство людей понимают смысл происходящего и потому сознательно и добровольно готовы ограничивать себя и даже жертвовать собою – снова проявилось замечательное свойство русской души. Очень надеюсь, что благие надежды не окажутся миражом, но обретут богоугодное осуществление в 2016 году.
– Говоря о Православной Церкви в мировом масштабе, об отношениях между Поместными Православными Церквами, главным итогом уходящего года, мне думается, следует назвать единство духа в союзе мира, которое удалось сохранить Православным Церквам, несмотря на сложнейшую международную обстановку и множество конфликтов. Православные Церкви вновь продемонстрировали: Православие едино.
В этом году, конечно, все мы тревожились за наших собратьев на Ближнем Востоке, особенно в Сирии. Этот год стал новым этапом в осознании, по крайне мере гражданами нашей страны, всей серьезности ситуации, сложившейся в этом регионе. Мы сопереживаем Антиохийской Православной Церкви, молимся о ней – об этом говорил и Святейший Патриарх Кирилл во время визита Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна в начале этого года.
Беспокойство вызывало и положение наших братьев на Украине, положение канонической Украинской Православной Церкви. Продолжается осада храма в селе Птичье Ровенской области, а таких осад было множество. Мужество и стойкость наших собратьев – священников, прихожан – вызывает восхищение. На Украину вернулись времена исповедничества, и нам нужно быть рядом с нашими братьями. Надеемся и на то, что все мировое Православие поддержит каноническую Украинскую Православную Церковь. Впрочем, это уже и делается. Недавно Синодами Болгарской и Сербской Православных Церквей были сделаны заявления в защиту страждущих православных верующих Украины. И, конечно, важным итогом года стало то, что, несмотря на всё давление, оказываемое на каноническую Церковь на Украине, на все нападки и откровенные покушения, верующие в абсолютном своем большинстве сохранили верность каноническому Православию.
– Что касается церковных событий, то мне хотелось бы, прежде всего, отметить успех филиппинской миссии: в Православие обратилось уже больше тысячи филиппинцев, и этот процесс продолжается. Была проведена очень серьезная катехизическая работа, результатом которой стал переход множества приходов в Православие. Это, конечно, большое событие. В новейшей истории Русской Православной Церкви не было подобного примера.
Если говорить об общенациональных событиях, то, конечно, одним из важнейших стало то, что нашей стране пришлось вовлечься в войну в Сирии, а это привело к увеличению опасности террористической угрозы. Нельзя умалчивать и о продолжающихся попытках западных стран повлиять на политику нашей страны, наказывая все наше население, ведь в результате этих целенаправленных действий мы действительно стали беднеть. И нам вряд ли имеет смысл и дальше питать иллюзии, что у нас есть друзья на Западе. Последствия этих событий ощущает на себе каждый житель страны, и потому никто не может говорить: это, мол, касается только тех, кто стоит у руля власти, а меня это не касается. Это всех нас касается! Но, конечно, хотелось бы надеяться на лучшее, но то, что такое противостояние не будет продолжаться долго. При этом всем нам необходимо четкое осознание того, что мы делаем, ради чего мы делаем, для чего мы идем на какие-то жертвы со своей стороны и чем это с высшей точки зрения оправдано и объяснено. Нужно опираться на внутренний национальный духовный стержень – без этой опоры людям придется трудно, да уже и сейчас некоторым приходится трудно, потому что они не понимают, что происходит.
– События, которые происходят сейчас в связи с войной в Сирии, очень надеюсь, выведут самосознание нашего народа на какой-то иной уровень, и мы не будем сводить нашу жизнь к потреблению или же страхам – масонов, Америки, еще чего-то…
Конечно, война – это всегда плохо, и ни один христианин никогда не скажет, что это хорошо. Но мне кажется очень важным, что наша страна решилась защитить других людей, защитить христиан, христианство в Сирии. И люди всё больше понимают это.
– Событие № 1 прошедшего года – это, конечно, празднование 70-летия Победы, которое прошло на высоком общественном и духовном уровне. Это было действительно переживание великой Победы и, на мой взгляд, второй Пасхи русского народа, того, что день Победы пришелся на славные пасхальные дни.
И второе – то, что Россия вступилась за Сирию и не дала погибнуть этой прекрасной и удивительной стране, где живет много христиан. Потому что если бы не наши бомбардировщики и не наши спецназовцы, Дамаск пал бы довольно скоро. Сейчас действительно есть надежда на то, что Сирия оправится, гражданская война в ней кончится и страна вновь расцветет. Сирийцы с восторгом и благодарением произносят имена Владимира Владимировича Путина и Святейшего Патриарха Кирилла, который мужественно и достойно поддержал президента страны в этом благом деле, несмотря на нападки отдельных псевдоцерковных маргиналов.
Конечно, нам это далось недешево: был сбит наш военный самолет, взорван гражданский с 224 пассажирами на борту, среди которых было много уроженцев Санкт-Петербурга, что стало для меня особенной болью. Но, как сказано в Евангелии, нет больше любви, чем кто душу положит за други своя. Тем более за своих единоверцев.
В будущее мы смотрим с умеренным оптимизмом и трезвым пониманием, что Россия понемногу возвращается на свои исторические рельсы.
Терпению, мужеству, трезвению и воле к победе научил нас прошедший год.
И по поводу мнения:"Если новолетие 01.09, тогда чем такие особенные дни 31.12 и 01.01?", - непреодолимое желание верховного духовенства перенести празднование новолетия с 01 сентября на 01 января по каталическому календарю. Вот что говорит православный богослов Алексей Морозов: "Незыблемы постулаты веры, которые невозможно изменить, потому что это есть Истина в последней инстанции, открытая нам Богом. И когда в эту Истину человеческий разум пытается внести какие-то свои изменения - это великий грех, потому что искажается учение Божие, и к Божественной Истине примешивается ложь, обман, т.е. нечто от лукавого, то, что может исказить всю духовную и материальную жизнь людей, которые приняли эту ложь. Об этом также пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), что один ложный принятый помысел искажает всю умственную деятельность, скоро усваивается нашим сердечным чувством и может исказить всё наше восприятие мира и действительности и погубить нас, уведя с правильного пути ко спасению."
/Для Православных Христиан Новолетие 1 сентября по юлианскому календарю!.. В ночь с 31 декабря на 01 января по григорианскому календарю православные христиане забывают Храм и не молятся, а занимаются гозлогласованием и чревоугодием. 31.01.2015 нужно лечь спать до 12 ночи, а 01.01.2016 идти на утреннюю службу./ Если новолетие 01.09, тогда чем такие особенные дни 31.12 и 01.01? Мы не ходим в храм ежедневно, тогда почему именно в эти сутки надо непременно идти, не до не после? Если Новый год для вас употребим только в переносном смысле и в кавычках, то к чему столько внимания? И с "козлогласованием" вопрос не ясен: почему вы решили, что все православные христиане как один в Новый год поют нестройно? Может быть стройно и красиво. Может вообще не поют. И про чревоугодие отмечу: да, как не позвоню непостящимся, первая фраза "ой, как мы обожрались" (дословная цитата). А вот постящиеся напротив, бодры и легки! Так что не сгущайте краски, пусть люди отдыхают, жизнь итак не простая, а осознание преимуществ поста (экономических, физических и духовных) со временем придёт.
очень уважаю ваше мнение
все истинно ведь вашими устами САМ Господь говорит
Алилуйя
"NAROD BEDNEET V ROSII A OLIGARXI ZDOROVEJUT". Можно подумать, что где-то все происходит ровно наоборот. Так, что спасибо конечно за заботу, но в этом "счастье", мы не одиноки.
30.12.2015 день памяти Святого Севастиана
"Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю Никострату в доме которого были заключены Маркеллин и Марк, и обратился к ним с вдохновленным призывом сохранить верность Христу, преодолеть соблазн вероотступничества: «Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига... Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно" - http://maria-shurgina.narod.ru/_notes/vita_sansebastiano.htm
http://simvol-veri.ru/xp/jitie-i-stradanie-svyatogo-muchenika-sevastiana-i-drujini-ego.html
01.01.16 - день памяти Святого Великомученика Вонифатия
Святой Вонифатий – это первый святой, к которому обращаются люди, желающие избавиться от пьянства, либо близкие тех, кого пленил этот змий. Вонифатий сумел раскаяться в своих грехах и получил прощение от Бога.
В ночь с 31 декабря на 01 января по григорианскому календарю православные христиане забывают Храм и не молятся, а занимаются гозлогласованием и чревоугодием.
31.01.2015 нужно лечь спать до 12 ночи, а 01.01.2016 идти на утреннюю службу.
С "новым" годом.
Надеяться на Бога и не унывая, делать то,что положено.
А там,как Он даст.
"Господи,благодарю тебя за всё,что со мною будет,ибо твёрдо верю,что любящим Тебя всё содействует ко благу" (из молитвы Оптинских старцев).
И это- не равнодушный фатализм, а доверие Ему,потому,как мы,зачастую не зная,что нам полезно, просим только приятных для себя вещей и душевной лени под видом спокойствия.
но так неправильно. Когда священник будект служить до конца в одном храме -ВЕЛИКОЕ БЛАГО.
Армейская ротация в Церкви Христовой думаю неуместна.
Простите Христа ради.