Люди Божии
Мое путешествие началось задолго до того, как я спустилась с трапа самолета старейшей, основанной еще в 1919 году авиакомпании «KLM» – «Королевские нидерландские авиалинии» – на американскую землю.
С ноября 2014 года мы работали, по благословению владыки, тогда еще архимандрита, Тихона (Шевкунова) над небольшими по формату книжечками из серии «Люди Божии» – о современных святых и подвижниках благочестия. Этот проект придумал сам владыка, он же и придумал форму увлекательной подачи материала в виде современного патерика. Владыка Тихон сам редактировал первые две книги из серии «Люди Божии» – о великих старцах Паисии Святогорце и архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Некоторые из подвижников, о которых предполагалось издать книжечки, уже были прославлены в лике святых, канонизация других оставалась только вопросом времени и определения Божия.
Так, когда мы работали над первым патеричком о Паисии Святогорце, старец еще не был прославлен. А когда книга вышла из типографии – преподобный Паисий уже был канонизирован и как бы благословил наши последующие труды над серией «Люди Божии».
Думаю, что многим знаком духовный опыт, когда, читая или слушая рассказ о святых или подвижниках благочестия, ощущаешь их незримое присутствие, их молитвенную помощь. Собирая материал для книг, я чувствовала: святые рядом. Усилились также искушения, внешние и внутренние: какие-то люди без особенных причин озлоблялись на меня; собственные страсти, казалось, уже утихшие, поднимали голову.
Были изданы книжечки о старцах Гаврииле (Ургебадзе), Зосиме (Сокуре), Николае Гурьянове, Павле (Груздеве) и других старцах и преподобных – более 20 книг.
Также мы подготовили для издания в серии «Люди Божии» книжечку о великом старце Иосифе Исихасте. Испытывая огромную любовь к этому старцу, в пылу ревности я собрала материал и о некоторых его духовных чадах, которые сами стали старцами: иеросхимонахе Ефреме Катунакском, старце Арсении Исихасте и Пещернике и ныне живом и здравствующем архимандрите Ефреме Филофейском (Мораитисе).
Филофейским старца Ефрема стали называть с 1973 года, когда он был избран игуменом Филофея на Афоне и в короткий срок возродил в этом монастыре подвижническую монашескую жизнь. После этого Кинот Святой Горы благословил старца Ефрема расширить и наполнить ищущими монашеского жития еще три афонских обители: Ксиропотам, Костамонит и Каракалл. Эти монастыри и сейчас остаются под духовным руководством архимандрита Ефрема, так же как и ряд мужских и женских обителей в Греции и Северной Америке.
В 1960 году греческий православный священник и богослов протоиерей Иоанн Романидис написал: «Святогорцы должны немедленно направить своих представителей в США и основать там монашеские обители, в противном случае Православие на Американском континенте ожидает неизбежная гибель».
Несколько лет спустя воплотить в жизнь эти пророческие слова удалось усилиями всего лишь одного человека. Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Южной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто. Главный среди них – это монастырь святого Антония Великого в Аризоне. И теперь старца часто называют еще и Ефремом Аризонским.
Святые рядом
Во время работы над книжечками о великих афонских старцах чувство их близости, их присутствия, духовной связи с ними, чувство сердечного умиления стало настолько сильным, таким реальным, что я начала сомневаться: может, это женская экзальтация, своего рода прелесть? Так много людей обращаются к старцам за молитвенной помощью, так много у них духовных чад…
И посетила следующая мысль: если духовная связь действительно существует – это же можно проверить на практике!
Возможно ли, чтобы они знали еще и обо мне, сидящей вот здесь, у своего старого компьютера, в маленьком домике, на окраине какого-то провинциального городка? Осенний воздух густо пах прелой листвой, быстро подкрадывались ранние сумерки, мокрый ледяной ветер стучал в дверь, а желтый искусственный свет в комнате не мог прогнать густую непроницаемую мглу за окном. Помыслы сомнения, недоверия искушали, теснились, лезли в душу.
И тогда мою маловерную голову посетила следующая мысль: если такая духовная связь действительно существует – это же можно проверить на практике! Я могу обратиться мысленно к архимандриту Ефрему (Мораитису) с какой-либо просьбой. Не беда, что старец не знает русского и английского, а я греческого, – ведь известно, что для духовного общения нет препятствий. Если он мне ответит – значит, эта духовная связь реальна.
Сходу отмела все просьбы, исполнение которых могло быть простым совпадением. Нужно было попросить старца о чем-то, чего я не могла бы сделать сама, без его молитвенной помощи. И я придумала! Сказала старцу:
– Дорогой геронда! Мне так хочется увидеть вас и получить ваше благословение! Так хочется посмотреть монастырь святого Антония Великого, где вы сейчас подвизаетесь с духовными чадами! Для меня поехать в Америку – что слетать в космос… Но я верю: если вы помолитесь – я окажусь в вашем монастыре. И значит, духовная связь – реальна.
Наутро – при дневном свете – вчерашние мысли, сомнения, просьбы казались уже бестолковыми, детскими, сказочными.
Через месяц я стояла у ворот монастыря святого Антония Великого в американском штате Аризона
Вы не поверите: через месяц я стояла у ворот монастыря святого Антония Великого в американском штате Аризона и, раскрыв рот от удивления, оглядывала окрестности пустыни Сонора, а прямо напротив меня рос коренной обитатель этих мест – семиметровый толстый кактус. И это было как в сказке. Вид у меня, наверное, был довольно глуповатый.
Перелететь океан
Произошло сие чудесное перемещение через океан следующим образом. Через день после моей горячей просьбы в осеннюю Оптину Пустынь приехал американец Ричард, принявший в Оптиной крещение с именем Амвросий. Мы с ним встречались в монастыре и подружились. Я записала беседу с новокрещенным, ее опубликовали на сайте «Православие.ру», и теперь Ричард-Амвросий, заехав ко мне в гости, за чашкой чая смеялся, рассказывая:
– Я теперь в России персона известная! Приезжаю в Москву, захожу в Новодевичий монастырь – а меня называют по имени. Спрашиваю: как вы мое имя узнали?! Отвечают: «Так мы же “Православие.ру” читаем, а там была ваша фотография!»
Амвросий – теперь мой духовный брат, он окормляется у того же Оптинского отца архимандрита, что и я. Стал мой брат делиться со мной своим сожалением, что не выполнил благословения духовного отца – как теперь на исповедь идти? Ну, дескать, попрошу прощения, объясню, что не смог, что в следующий раз выполню…
– А благословение трудное?
– Так-то нетрудное: благословили меня посетить монастырь святого Антония Великого, тот самый, что в Аризоне находится, в пустыне Сонора. Это не так далеко от моего родного штата Южная Каролина. Но я не смог собраться, дел было много, так и не съездил…
Думаю, вы поймете, почему сердце мое при этих словах забилось часто.
Приехал в этот раз Амвросий не один – с другом Михаилом. Михаил – русский, живет в Америке, кроме юридического факультета университета в России получил юридическое образование в университете имени Джорджа Вашингтона в столице США, лицензию и успешно работает адвокатом. Умный очень молодой человек. Верующий. Алтарничает в православном храме, регулярно исповедуется и причащается. Съездили мы вместе в Шамордино, искупались в святых источниках. Михаил прочитал одну из моих книг, она ему понравилась. И вот он меня спрашивает:
– Ольга, а хотите увидеть православную Америку?
– Хотеть-то хочу, да что толку? Мне до Америки – как до Луны…
Посмеялись мои американские друзья. И вот, по молитве старца Ефрема, с помощью Миши и Амвросия я узнала, что до Америки путь намного ближе и легче, чем до той самой Луны.
Штат Аризона, пустыня Сонора
В Аризону мы прилетели с Амвросием одновременно, только он из Южной Каролины – штата субтропиков, сабаловых пальм и белозубых улыбок, а я из строгого столичного Вашингтона, одного из немногих заранее распланированных американских городов, где сосредоточено множество исторических достопримечательностей, бесплатные музеи и роскошные парки.
Встречаемся в аэропорту. Амвросий в одной руке саквояж держит, другой рукой к сердцу книжку прижимает, что в самолет с собой брал:
– У тебя есть такая книга? Мне она очень-очень понравилась! Я никогда не читал ничего подобного! Никогда! Обязательно прочитай, если не читала!
Я знаю, что мой духовный брат читает очень много, имеет кандидатскую степень и легко цитирует всевозможных писателей, начиная с древнегреческих отцов трагедии и драмы. В Шамордино пожилая ученая инокиня, опознав в Амвросии американца, посоветовала ему для духовного спасения узнать хоть немного о России. Деликатный Ричард-Амвросий только улыбался вежливо в ответ и не стал рассказывать инокине, что одна из его курсовых работ раскрывала роль Столыпина Петра Аркадьевича в русской истории. Так вот, Амвросий – умница, интеллектуал. Поэтому его восторженный отзыв о книге для меня – лучшая рекомендация.
– А что за книга?
Он взмахивает рукой, и я вижу изображенного на обложке архимандрита Псково-Печерского монастыря Нафанаила (Поспелова). «Everyday Saints» – так по-английски звучит название книги «Несвятые святые». Улыбаюсь Амвросию.
Мой американский брат берет напрокат машину, и мы едем по пустыне с многорукими великанами-кактусами сагуаро, высота которых достигает 15 метров, а возраст – 150 лет. Вот, скажем, этот, огромный, толстый, наверняка помнит XIX век… Его корни расходятся вокруг своего хозяина на 30 метров. Цветы сагуаро – нежные, красивые, распускаются по ночам и являются эмблемой штата Аризона. Кроме сагуаро в Соноре растут еще около 50 видов кактусов.
Информационный плакат у придорожного кафе расхваливает их полезность. Оказывается, стебли кактусов вполне съедобны, их запекают и жарят, из мякоти готовят пастилу, из сока – вино, из плодов – варенье и компоты, а крепкая древесина используется в качестве топлива и строительного материала.
Сонора – самая жаркая из четырех пустынь США, но сейчас, в декабре, вечером здесь всего плюс 25. Прочитала о животных в Соноре, не знаю, смогу ли увидеть кого-то из них, но названия у них очень странные: антилоповые суслики, антилоповые зайцы, вилороги, тоже почему-то похожие на антилоп. Еще кузнечиковые мыши, оленьи мыши, земляные белки, а также большеухие лисицы, койоты, пустынные барсуки… Опасный хищник пустыни, пума стала очень редкой и исчезает от преследования человеком. Ящерицы Соноры – единственные в мире ядовитые ящерицы, ядозубы. Семь видов гремучих змей. Черные тарантулы, желтые скорпионы, каракурты, самка которых обладает смертельным для человека укусом.
– Ольга, не желаешь прогуляться по пустыне, зайти поглубже? Сфотографироваться у кактуса?
– Как-нибудь потом… в следующий раз…
Многие обитатели Соноры привыкли вести ночной образ жизни – ночью всегда прохладнее. Днем они прячутся в норах. Но есть и дневные: дорогу нам часто перебегали животные, но кто это – койоты или большеухие лисицы, – я понять не смогла. Главное, это точно не пума. В небе летали незнакомые птицы чужого континента.
Монастырь святого Антония Великого
Мы приехали в монастырь в шесть вечера, успели только осмотреться. Быстро темнело, и разглядеть я толком ничего не успела, познакомилась только с русским иеродиаконом Серафимом, который живет в Америке с 1995 года, а в монастыре с 2002-го и несет послушание в книжной лавке, а также встречает гостей.
Каменные дорожки, обрамленные бордюрами из разноцветных кирпичей, вели к монастырским кельям, храмам и паломническим гостиницам. В женскую гостиницу вход мужчинам воспрещен. В моей келье на шестерых человек были заняты только две койки – на одной американка, на другой пожилая гречанка. Гречанка говорила по-английски не очень хорошо, но мы все трое прекрасно понимали друг друга, быстро перезнакомились и рассказали немножко о себе.
В семь вечера начался «тихий час» – отдых перед ночной службой, во время которого нельзя шуметь, принимать душ, разговаривать. Рядом с кроватями в келье тумбочки, на тумбочках настольные лампы – можно читать в «тихий час», если спать не хочется. Несколько стульев, встроенный в стену шкаф для одежды, санузел и душ. Кельи очень уютные, над кроватями иконы, на окнах всегда опущенные жалюзи. В жару включают кондиционер и вентилятор. На кухне в запасе питьевая вода, можно заварить чай, кофе, в холодильнике яблочный и апельсиновый соки в больших упаковках.
Служба в монастыре
В двенадцать ночи мы с соседками по келье вместе пошли на службу. Отправились пораньше, чтобы благословиться у архимандрита Ефрема и игумена монастыря Паисия – духовного чада старца, который последовал за ним с Афона.
К старцам подходят по очереди. Раньше первым благословлял старец Ефрем, но сейчас он сам встал за игуменом Паисием и благословляет вторым
К старцам подходят по очереди. Раньше первым благословлял старец Ефрем, но сейчас он сам встал за игуменом Паисием и благословляет вторым. Старец, которому 87 лет, постепенно переходит к жизни более уединенной, затворнической, он уже не ходит на общую трапезу с братией. Выглядит старец гораздо моложе своих лет: невысокий, аскетического сложения, серебряная борода, очень добрые глаза. В его присутствии тебя охватывают необыкновенные чувства, но распространяться об этом я не стану, храня в памяти слова святых отцов: «Похвалить подвизающегося монаха все равно что подставить ему подножку».
Электричество в храме не включают, но есть две небольшие электрические лампы для певчих. После всенощного бдения, на Литургии, два инока с разных сторон зажигают свечи на хоросе. Затем один из них специальной палкой с крючком на конце, прилагая заметные усилия, раскручивает огромный хорос с горящими метровыми свечами, насколько это позволяют цепи. Эти цепи затем возвращают хорос в обратную сторону, и он начинает совершать маятниковые движения. Затем инок принимается за висящее в центре паникадило и раскручивает его в другую сторону так, чтобы вращение было в противофазе вращению хороса. Описывать сложновато, но когда во тьме храма всё это сияющее великолепие начинает вращаться – впечатление незабываемое. И вращается самостоятельно удивительно долго – до самого конца службы!
В храме женщины стоят строго в левой части, мужчины в правой. Никто не пытается нарушить заведенный порядок. Во время пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный…» на Литургии двое монахов-экклесиархов по афонской традиции кадят храм и верующих с помощью ручного кадила, без цепочек и с рукоятью, издающего стройный перезвон. Хоровое пение не принято, только «Херувимскую» и «Достойно есть» обычно поют хором. На клиросе один из певчих поет мелодию того или иного гласа, а два других тянут одну основную ноту. Получается очень красиво. Символ веры не поют, а читает игумен. Причастники не называют своего имени, как принято у нас, а, причастившись, сами промокают уста платом. Чашу не целуют. Нет запивки, просто раздают антидор. Существуют еще некоторые отличия, но они так в глаза не бросаются и заметны уже только священнослужителям и клиросу.
Посещение монастыря святого Антония Великого – уникальная возможность для женщин ощутить дух Афона
Стою на чудесной ночной службе и думаю, что женщинам нельзя приехать на Афон, и поэтому посещение монастыря святого Антония Великого и других основанных старцем Ефремом монастырей – уникальная возможность для женщин ощутить дух Афона. Прикоснуться к молитве святого афонского старца Иосифа Исихаста через молитву его духовных чад, которые сами стали великими старцами. Эту молитву и любовь можно почувствовать в любой точке земного шара, на расстоянии в тысячу километров. Ты молишься на родном языке, и, каким-то чудесным образом, по благодати Святого Духа, даровавшего апостолам дар говорить на чужих языках, старец, стяжавший эту благодать, понимает тебя.
В греческом храме можно подойти к солее, она не имеет возвышенности. Можно приложиться к иконам. Рядом с иконами множество металлических табличек. На одной – рука, на другой – нога, глаз, младенец, снова рука, весь человек. Греческая традиция – помолившись об исцелении или даровании детей и получив просимое, заказывать такие таблички в благодарность.
Трапеза
После службы – трапеза. По будням братия завтракает по кельям, паломники – в трапезной; обедают вместе. В праздник завтрак общий. Около 45 человек братии сидит напротив игуменского столика, поодаль стол для паломников, еще дальше – для паломниц. По звону колокольчика начинается трапеза. Минут через десять снова звонит колокольчик – и можно налить в стакан холодную воду из кувшина. По третьему звону трапеза заканчивается.
Сегодня был праздник, и на столе праздничные блюда: картофельное пюре, жареная рыба, листья салата, оливки из монастырского сада, у каждой тарелки – по яблоку. Также бутылочки с яблочным уксусом и свежевыжатым оливковым маслом. Это праздничная трапеза. Привычного праздничного русского разносолья нет: рыба для аскетов-иноков – уже большое послабление в их повседневном меню. В конце трапезы вкушают Богородичную просфору с праздничной службы в порядке старшинства, отщипывая по кусочку от единой просфоры.
На следующий будний день на завтраке братии уже не было. Паломники сами проходили мимо больших тарелок и кастрюль с едой, накладывая себе каждый, что пожелает: орехи, халву, лукум, оливки, салат, намазывали хлеб арахисовым маслом, наполняли стаканы чаем и кофе без кофеина – после ночной службы нужно поспать.
Окрестности монастыря и храмы
Отдохнув пару часов после ночной службы, я тихо встала – соседки еще спали – и отправилась осматривать монастырь. Всё вокруг наполнено свежестью раннего утра и солнечным светом. Пальмы нескольких видов, лиственницы, сосны, разнообразные кактусы, разноцветные кустарники – более 2 тысяч видов растений – несут тень и прохладу. Шумит вода в фонтанах, их украшают каменные львы и орлы. Цветы на клумбах, в каменных вазонах, в обычных керамических горшках радуют глаз. Чуть подальше, в монастырском саду – апельсиновые, лимонные, грейпфрутовые, масличные, фисташковые деревья, финиковые пальмы. Есть небольшой виноградник и оливковая роща. Трудник, собиравший цитрусовые, подарил мне парочку лимонов.
Поразили прекрасные храмы – разные по величине и по стилю. Главный собор – во имя святого Антония Великого – отца древнего монашества – и святителя Нектария Эгинского – особо почитаемого греческого святого, имеющего благодать исцелять от рака. Для собора была написана и прислана из Греции икона Божией Матери «Аризонская», она почитается как чудотворная. Иконография ее напоминает хорошо известную в России «Всецарицу».
В отдалении от монастыря, на горке, виден белоснежный храм с синим куполом во имя святого Илии-Пророка. Отец Серафим дал мне ключ и благословил сходить в этот отдаленный храм совсем одной. Посоветовал вернуться в гостиницу за бутылочкой с водой. Возвращаться не хотелось, о чем потом пожалела, так как идти пришлось хоть и недалеко, но по жаркой, лишенной тени дороге, а потом по лестнице нужно было подняться на гору к храму.
Легко открыла массивную дверь ключом. В храме стояла прохлада, царила молитвенная тишина
По пустыне шла робко, пугливо оглядываясь по сторонам в поисках гремучих змей и скорпионов. Поднявшись по лестнице на гору, с которой открывался чудесный обзор на окрестности, успокоилась, легко открыла массивную дверь ключом. В храме стояла прохлада, царила молитвенная тишина. Помолилась. Назад возвращалась уже без страха, любуясь непривычными видами бескрайней пустыни. Единственное – допустила оплошность и отправилась на развилке в сторону, противоположную монастырю. Как я могла так заблудиться, можно сказать, в трех кактусах, сама не знаю. Сказались, видимо, несколько ночей практически без сна из-за длительного перелета и ночной службы.
О старцах Ефреме, Паисии, Павле (Груздеве) и апельсинах
После моего короткого путешествия в одиночку по пустыне иеродиакон Серафим познакомил меня с одной из нескольких русских семей, поселившихся недалеко от монастыря. Михаил и Ольга пригласили нас с Амвросием в гости, и мы едем по пустынному шоссе в поисках их дома. Ни одной машины, полная глушь, лишь сагуаро – безмолвные стражи окрестностей. Поворачиваем на проселочную дорогу, койоты проскакивают прямо перед машиной. Наконец на пустой, уходящей в желтую даль дороге появляется щит с надписью: «Dead End». Дословно звучит устрашающе, но переводится всего лишь как «Тупик».
Дома тех, кто прибился к монастырю и променял шумные развлечения и блага городской цивилизации на пустыню, находятся на значительном расстоянии друг от друга – между ними Сонора во всей своей кактусовой красе.
Хозяева встречают радостно.
– Здравствуйте, позвольте поблагодарить вас за приглашение в гости!
Ольга: Вы знаете, мы, русские семьи, живущие здесь, все читаем сайт «Православие.ру». Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить его создателей, его духовного руководителя владыку Тихона (Шевкунова). Мы знаем, что этот сайт не подведет, что здесь мы не прочитаем ничего, что может смутить, ввести в искушение… Чувствуется трезвенность, духовное рассуждение… Кстати, я и вас знаю заочно – у меня есть ваша книга «Дороги нашей жизни». Вы мне ее сами подписали!
– Я сама?!
Ольга: Может, вспомните? После экскурсии в Оптиной Пустыни вы подписали свою книгу моей подруге, а она попросила вас: «Подпишите еще одну, для моих друзей из Аризоны, Ольги и Михаила». Так вот мы – те самые друзья и есть!
(«Поистине тесен мир!» – думаю я.)
– А как вы приехали в Америку?
Ольга: Я приехала как программист, хотелось просто познакомиться с какими-то прогрессивными технологиями, посмотреть, как это все у них тут на Западе… Не было планов остаться здесь насовсем. Так Господь управил. И то, что сейчас я могу работать программистом на дому, – тоже чудо, и немалое.
Михаил: А я врач. Работал здесь в медицинской корпорации, которая производит медицинское технологическое оборудование. А познакомились мы с Олей в Калифорнии практически сразу, как приехали. И поженились здесь, в Америке. В Сан-Диего, где мы жили, ходили в русскую церковь. И постоянно молились, чтобы Господь нас направил туда, где бы мы спасались.
– Как же вы оказались здесь, в пустыне Соноре?
«Начать нужно с духовника моей бабушки. А ее духовником был отец Павел (Груздев)»
Ольга: Вы, может быть, удивитесь, но думаю, что начать нужно с духовника моей бабушки. А ее духовником был отец Павел (Груздев). Бабушку звали Вера, она как раз из тех мест, где отец Павел служил. Она его духовное чадо. Женщины – те, что ему помогали, – это были все бабушкины подружки. Он их называл: «Бабки мои»… Мама моя исповедовалась у него. Ну, и, наверное, именно его молитвы как-то повлияли на нашу жизнь. Вот, если посмотрите, у нас тут портреты стоят, там все греки, старцы разные, и отец Павел с ними – за компанию. (Улыбается.)
Он должен был окрестить меня в детстве, но не успел. И бабушка тоже рано умерла. На Светлой седмице. Так что росла я некрещеная. Но заботу отца Павла я реально чувствую в своей жизни. Бабушкина молитва и забота тоже присутствуют.
(Я слушаю Ольгу – и замирает сердце: духовная связь со святыми людьми – не эта ли мысль позвала меня за океан?)
Ольга: Бабушка перед смертью лежала в больнице, мама находилась в палате вместе с ней, чтобы ухаживать за больной. И вот незадолго до смерти бабушки отец Павел прислал ей два апельсина в подарок. Бабушка их уже есть не могла, мама не хотела, и они долго лежали на полке. Мама вспоминала о том, как странно было смотреть на эти яркие оранжевые апельсины в белой больничной палате. Фрукт для того времени и для деревенской больницы – необычный, заморский.
Когда мы приехали сюда и стали сажать апельсиновые деревья – я вспомнила о тех самых апельсинах. Хочется верить, что это было какое-то предсказание отца Павла о будущем… Знаете: «Случай – это язык, на котором говорит с нами Господь Бог»…
– Вы сажаете апельсиновые деревья?
Михаил: Да, у нас тут большой сад… Мы их посадили – они растут… В этом году – первый урожай. Тут очень много апельсинов! Вообще Аризона – апельсиновый штат. Знаете, самые вкусные, самые сладкие цитрусовые растут в пустыне.
Ольга: Был еще второй знак, который отец Павел подал нам, что не без его молитвы мы тут находимся. Приехали в монастырь несколько паломников из России. И одна русская паломница заходит в наш дом, смотрит на портреты старцев и спрашивает: «А портрет отца Павла-то у вас откуда здесь, в Аризоне, взялся?» Оказывается, она к нему ездила… И считает его своим духовным отцом, который очень сильно помог ей найти правильный путь в жизни. Я, говорит, у него брала благословение учиться дальше после института. Но он ответил: «Нет. Не нужно. У тебя будет свой дом, а вокруг будут ходить и мычать коровы». И, вы знаете, предсказание полностью сбылось! Она живет в своем доме, а вокруг ходят коровы! Правда, это не ее коровы…
Михаил: Тут нужно добавить маленькие детали: эти коровы ходят по швейцарским лугам, и муж у нее очень богатый человек, и живут они в Швейцарии. А она еще, когда отец Павел ей это сказал, думала: «Что за коровы?!» Такая, знаете, образованная женщина…
Ольга: Мы просили отца Павла, чтобы он направил нас в жизни. И он направляет и еще передает весточки… Мы прожили в Калифорнии двенадцать лет. И в какой-то момент нам очень захотелось вернуться в Россию – в город Рыбинск, где сейчас родители живут. Мы стали дом там искать и уже собрались его покупать. Денег на дом хватало только-только. Одновременно мы начали ездить сюда – в монастырь святого Антония Великого. Нам вроде и в монастыре нравилось, и хотелось на родину. В тот день, когда мы должны были заплатить за дом в Рыбинске, – то ли кризис в России случился, то ли у нас акции обвалились… Я уже не помню…
Михаил: Застройщики там перестали строить и даже уже внесенные деньги не хотели возвращать…
Ольга: Это было какое-то явное вмешательство Промысла Божия. А когда мы собрались здесь, рядом с монастырем, дом покупать – всё прошло очень гладко.
– В таком пустынном месте, где почти никто не живет?
Михаил: Здесь живут люди, просто у них огромные участки земли… Десять акров земли у нас, у соседа вообще сотня акров. Земля здесь продается такими кусками – она недорогая. Здесь же пустыня.
– А зачем так много земли?
Михаил (улыбаясь): Этот вопрос задают все русские. Если поливать водой из скважины – здесь будет расти всё: цитрусовые, финики, инжир, яблоки.
– И вам нравится здесь жить?
Михаил: Да! Знаете, это как жить рядом с Оптиной. Вот вы же не зря живете рядом с Оптиной? Видимо, что-то притянуло вас туда? Может быть, благодать какую-то особенную почувствовали? Вот и мы так же. Мы окормляемся у игумена монастыря отца Паисия.
– Может быть, вы сможете немного рассказать о своем духовнике, о каких-то его наставлениях?
Отец Паисий всё своим примером показывает. И трудится наравне с послушниками
Ольга: Отец Паисий наставляет своим примером. Есть в житиях святых история про одного старца-игумена. Его как-то спросили: «Отче, почему вы всё время стоите на службе? Никогда даже не присядете в свое игуменское кресло?» И старец ответил: «Если я сяду – мои монахи лягут». И отец Паисий такой: всё своим примером показывает. Он трудится наравне не просто со старшей братией – даже наравне с послушниками, не гнушаясь никакой работой. Говорит мало – но делает много. Очень скромный и старается оставаться в тени старца Ефрема. Также он помогает старцу принимать паломников на исповедь, обычно именно отец Паисий принимает американцев и русских.
Михаил: Он аскет. Не говорит особых наставлений – но молится за своих чад, и мы чувствуем его молитву.
– Не могли бы вы рассказать немного о старце Ефреме?
Михаил: Со старцем Ефремом у нас не получалось много общаться – наш духовник отец Паисий.
Ольга: К нам сейчас приедет учительница греческого, вот она духовное чадо старца Ефрема.
Здесь дух преподобного Иосифа Исихаста, греческих подвижников
Михаил: Знаете, когда приезжаешь в Оптину, там чувствуется дух Оптинских старцев. Несмотря на то, что старцы были там столетие назад… И новомученики Оптинские – чувствуется их покровительство. Вот и монастырь святого Антония Великого, он вроде как молодой, в 1995 году был основан, а тоже старческая преемственность есть. Старец Иосиф Исихаст покровительствует этому монастырю. Здесь дух преподобного Иосифа Исихаста, греческих подвижников. И устав полностью совпадает с уставом афонских монастырей, где духовные чада Иосифа Исихаста стали игуменами. То есть это устав, проверенный на опыте афонских обителей.
Ольга: Не так давно приезжал в монастырь один священник из Греции, отец Стефан Анагностопулос, духовное чадо старца Ефрема в течении многих лет, автор разных книг, в том числе одну из них, «Откровения во время Божественной Литургии», очень рекомендую прочитать. Правда, она только по-гречески и по-английски издана. Духоносный батюшка. Старец его благословил провести беседу с мирянами, и он во время беседы немного рассказал нам про старца: «Однажды, много лет назад, когда старец посетил мой дом в Греции, у нас собралось много народу, чтобы послушать старца Ефрема, взять благословение и задать вопросы. Жена приготовила какую-то трапезу, но так случилось, что у нас был только один батон хлеба, и мы беспокоились, что его на всех гостей не хватит. Тогда старец взял этот хлеб в руки и стал отламывать по кусочку и раздавать гостам. Он отламывал и отламывал, а батом все не кончался, до тех пор, пока он не оделил каждого кусочком хлеба. Это было явное чудо, которому я и моя семья были свидетелями».
Далее отец Стефан сказал следующее: «Есть среди вас такие, кто очень бы хотел увидеть живого Христа, посмотреть хоть одним глазком, как он ходил Своими пречистыми ногами по земле. Так я говорю таким людям: пойдите и посмотрите на старца Ефрема, так как видеть старца - это все равно, что видеть Христа, поскольку старец Ефрем имеет Христа в своем сердце».
По воскресеньям после службы я хожу на беседы для женщин, которые проводит одна женщина, Александра, тоже духовное чадо Старца, по его благословению. Как-то, когда в конце беседы разговор зашел о нынешнем плачевном состоянии мира, она сказала: «Старцы (имеется в виду наш Геронда, а также Святой Паисий Святогорец, к которому она несколько раз ездила) говорят, что в нынешнее время легко спасаются сообразительные. Объяснение следующее. Господь все время посылает в мир Свою благодать. Раньше подвизающихся было много и, чтобы стяжать благодать, приходилось немало потрудиться. Сейчас спасающихся стало совсем мало, а количество благодати, если можно так сказать, осталось прежним. Люди добровольно отказываются от Божьих даров, но благодать не возвращается обратно к Господу, а, как пчелка ищет цветок на лугу, так и эта избыточная благодать ищет душу, которая молится и просит у Господа каких-то духовных даров. Так что, говорят Старцы, нынешние христиане, немножко потрудившись, могут получить столько благодати, такие дары, ради которых древним подвижникам приходилось подвязаться годами».
– Спасибо вам большое за эту беседу!
Ольга: На прощание перескажу вам притчу старца Ефрема, которую рассказала нам после субботней службы гречанка Мария, духовное чадо старца. У отца Ефрема очень образный язык. Вот эта история.
История старца Ефрема
Жил-был один подвижник-монах (старец не сказал, что эта история о нем, но монашествующие часто говорят о себе в третьем лице). И вот как-то этот подвижник, имеющий много духовных чад, постучался к Господу. Господь открыл ему дверь, и монах сказал:
– Христе мой, я вот тут подвизаюсь изо всех сил, молюсь, можно мне попросить у Тебя одну вещь?
– Проси, – ответил Господь.
– У меня есть духовные чада, люди, с которыми я связан. Раньше, чтобы попасть в Царствие Небесное, нужно было набрать десять очков. Десятку из десяти. Нужно было очень сильно подвизаться. А времена сейчас такие трудные – ну никто не может вокруг так подвизаться, чтобы набрать десять из десяти… Не можешь ли Ты сделать так, чтобы те, кто наберут восемь очков, – тоже попали в Царствие Небесное?
– Хорошо, ради тебя, ради твоей любви ко Мне пусть так и будет.
Подвижник продолжает молиться и снова стучит к Господу:
– Христе мой, можно я тебя еще попрошу об одном одолжении?
– Проси, – ответил еще раз Господь.
– Знаешь, Христе мой, ведь даже восемь очков набрать очень сложно. А люди стараются. Они стараются слушаться, молятся. А что, если до восьми очков им не хватит совсем немножко? Сделай, пожалуйста, так, чтобы те, кто набрал шесть очков, тоже попали в Царствие Небесное. Ведь обидно будет: человек старался всю жизнь… Ну вот слабые они такие сейчас… Соблазнов сейчас очень много в мире и духовная жизнь на таком низком уровне… Наберут шесть очков – возьми их тоже к Себе!
– Хорошо, – ответил Господь, – ради твоих подвигов и любви ко Мне, пусть будет так.
Через некоторое время подвижник постучал в третий раз:
– Господи, а если они наберут только четыре? Пожалуйста, Христе мой, я сам буду за них поститься, буду совершать бдения и подвизаться до крови! Пожалуйста, позволь им тоже увидеть Царствие Небесное!
– Да будет так, – промолвил Господь.
Монах оглянулся на людей, посмотрел на всех своих духовных чад, подумал и еще раз робко подошел к двери. Но когда он снова собрался постучать в нее – Господь отворил ее Сам и сказал подвижнику:
– Знаешь, все-таки они должны и сами постараться и приложить некоторые усилия!
Люблю Оптину Пустынь и старца Ефрема.
Всем спасения, храни Вас Бог
А почему в конце трапезы, не натощак? это греческий обычай?
Мне очень бы хотелось сьездить к Старцу Ефрему.
Посоветуйте, пжл, как лучше это сделать?
Hotela by poprosit' Vashego razresheniya poprobovat' srisovat' foto pustyni, kotorie mne ochen ponravilis. Dvajdy byla v monastire, no takih unicalnih foto ya ne sdelala....
Spasi vas Gospodi I
Pomoshi Bojiey vo vseh Vashih delah.
Vera
Я не осуждаю монахов, или кого-то еще, а говорю о том, что сейчас (да и наверное в любые времена), излишняя экзальтация присутствует, когда заходит разговор о святых местах. Даже "монах с Афона" уже в глазах людей наделяет монаха какими-то сверхестественными способностями, хотя все мы люди грешные.
И Ольга первая говорила именно об этом, а я с ней соглашаюсь, что не нужно возвышать место, время, человека, и т.д. над Богом, Сыном Иисусом Христом и Святым Духом, а нести свой Крест там, куда Господь поставил. А то сейчас много вижу людей, похваляющихся разными "паломничествами", знакомствами с архиереями, "благодатными батюшками", и т.д. В этом Ольга и имела ввиду гедонизм, и я с ней полностью согласна, и свое разочарование привела, как пример того, что не нужно попадаться на ловушку внешних действий, а вместо корпеть над внутренней работой над собой и старанием общения с Богом, в "святом" ты или "несвятом" месте
Мария, на паломническую поездку нужно брать благословение духовного отца или священника у которого Вы регулярно исповедуетесь, если духовного отца нет. И нужно чётко знать: чего Вы ожидаете от своей поездки. Прежде чем поехать, можно прочитать об этом монастыре, даже здесь на этом сайте. 87-летний старец Ефрем уже почти ушёл в затвор и почти не принимает паломников, тем более мирян и женщин. Их принимает отец Паисий, который тоже старец. Узнай Вы всё это заранее - думаю, не стали бы рыдать, что старец Вас не принял. Вообще это дерзко: вот я деньги потратила на билеты - а он вдруг не соизволил меня принять! А он что - Вам давал обещание или просил о приезде?! Но даже одно благословение старца Ефрема и его молитвы (а он молится за всех, кто благословляется у него и просит его молитв) - это такой дар Божий!
Как жаль, что мы эти дары не умеем оценивать! И утешение к Вам пришло именно по молитвам старцев, а не по Вашему собственному раскаянию в том, что Вы посетили монастырь, монахи в котором, кстати, живут очень аскетично. Думаю, Господь на Ваши помыслы о раскаянии не разгневался, как не гневается взрослый на лепет ребёнка. По поводу аскетики монашеской - Вы её не можете видеть. Дело в том, что душевный человек не видит и не понимает духовного. Духовный человек видит и понимает и плотского, и душевного, и духовного. А душевный - не понимает духовного. Он видит на столе фасоль, картошку, оливки и рыбу, но не замечает, что он-то сам наелся, а инок съел две ложки. Паломник спит, сколько сможет, а инок - ограничивает себя в сне и молится, не ложась в постель. Поэтому если вы углядели роскошь монахов в наличии душа при пятидесятиградусной обычной жаре для пустыни и наличии автономной канализации... Вообще хочу Вас по любви предупредить, что Ваши высказывания духовно очень опасны для Вас самой. Помолитесь о тех, кто уже помолился о Вас, если Вас что-то смутило по Вашей духовной неопытности, а не спешите вопиять и осуждать.
Меня греческие монастыри смущали с самого начала своей роскошью, и в этот раз было то же смущение. Опять же, Господь послал утешение после того, когда я в слезах раскаялась в своем паломничестве! Еще смутила книга "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" в книжной лавке монастыря, которая экзальтирует делание Иисусовой Молитвы и имеет все возможности увести нового "подвижника" в прелесть. Еще смутило многое, не буду писать подробностей.
Я согласна с коментарием первой Ольги о том, что сейчас слишком много опасности у нас, православных, сойти с правильного пути, увлеченные "спецэффектами", и попасть в "околоправославный гедонизм". Надо не забывать, что "сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор.11:14), а это касается и церковной жизни
--------------------
Дорогие братья и сестры! Научите меня, пожалуйста, как теперь пользоваться сайтом: проматываю страницу вниз - самая ранняя публикация от 22 декабря. Открываю раздел "публикации" - всё равно дальше 21 не заглянуть... написала вебмастеру - проигнорировали... видимо, совсем я скудоумная - без вашей помощи не справлюсь с этой новой версией сайта!:((
Уважаемая Мария! По старцам, конечно, "бегать" не стоит.
Но Ваше паломничество не было напрасным, не унывайте. Вы прикоснулись к святости, почувствовали дух Афонских монастырей и дух преподобного Иосифа Исихаста. Нам хочется, чтобы нам дали "определённый ответ", но часто мы сами не понимаем, что мы под этим подразумеваем. Иной раз старцы не дают конкретного совета человеку сделать что-то, потому что знают, что он это всё равно делать не будет. Иной раз потому, что знают, что у человека на это не хватит сил. А по поводу "большой травмы из прошлого" - что ж... Прошлое изменить нельзя, и многие травмы и раны излечивает только время и молитва.
Но вы можете быть уверены, что и старец Ефрем и отец Паисий помолились за вас от всего сердца! И их молитву Господь услышал! Ни на секунду не подумайте, что попали туда случайно и напрасно! Сам Господь туда приводит людей.
Тысячи людей приезжают в Оптину, в другие святые места. И это не потому, что нельзя спастись дома. Можно, конечно, и дома... Деньги целее будут, и никакой заботы ехать куда-то, терпеть трудности в пути... А ещё можно вместо святых мест сходить в театр, музей, ресторан... Или махнуть на курорт, на море... Но почему-то люди раньше пешком шли на богомолье, по святым местам.
Преподобный Амвросий писал:
«От поездки… на богомолье вперёд так скоро не отказывайся, если кто будет предлагать это... особенно когда дело идет о поклонении святым мощам угодников Божиих. Если, бывая в этих местах, мы не получаем пользы душевной; то вина от нас, и потому должно укорять себя, а не винить место или что другое».
Я недавно паломничала в монастырь святого Антония в Аризону, с трудом выкроив и время и средства. Паломничала в надежде услышать совет старца Ефрема на большую травму из прошлого, но старец Ефрем меня не принял, и благословил взять мне совет у отца Паисия. Я вышла от отца Паисия в слезах, понимая, что мое паломничество было напрасным, т.к. определенного ответа я не получила и от отца Паисия.
После того, как сильно проплакалась, поняла, что Господь дал мне этим понять, что надо не бегать по старцам, а спасаться там, где ты находишься. Царствие Божие внутрь вас есть (от Луки 17:21)
Поэтому Ольга, полностью с Вами согласна, что подвиг можно нести где угодно, и в окружении кого угодно. А Господь Сам пошлет нам и полезные обстоятельства и полезных людей, когда время благоприятно и когда мы готовы. И святые, и Бог, и ангелы, и пречистая Матерь Божия видят нас в любой точке на земле, не только в святых местах
Храни Вас Господь
Слава Богу, Вы снова появились здесь!
Я уж стала думать, не приняли ли Вы постриг в Шамордино)))
Благодарю за Ваш труд - книжечки о старцах действительно очень нужны!
В этой статье Вы ответили на многие мои - не заданные вопросы - об очень многом.
И так много дорогих имен упомянули, что верю - они действительно рядом - молитвами, наставлениями, утешениями.
Поздравляю Вас с праздником Святых Праотец - совсем немного осталось до Рождества...
Милости Божией и Покрова Пресвятой Богородицы!
И - конечно - молитвенного покрова святых - Оптинских, Афонских - и всех святых!
Радостно как стало от этой статьи!
Помоги Вам Господь!
С уважением,
Ольга
Братья и сестры, примите искреннее поздравления, душевно желаю вам всех благ и милостей от Господа, Царицы Небесной.
В глубинке люди спасаются безденежьем и трудной работой.Как знать, если б не это, будет ли им что принести Господу? Но утверждать что среди пустяни Соноры процветает православный гедонизм, а в глубинке скорби, я бы не стала. Просто у Ольги Рожневой стиль такой, во всем видит светлое. Посмотрите, какие у Михаила и Ольги лица, где вы видите восторженность?Или красота пустыни и кактусов затмевает все?Так российскую среднюю полосу она не затмит.Какие закаты в той же Оптине в июле!И старцы у нас свои есть, еще живые.
смотрела на фото старца Ефрема что внизу рассказа и слезы... слезы... но отчего
слава ТЕБЕ ГОСПОДИ за отцев ТВОИХ святых
Спасибо вам за искренние, светлые строчки.
Многая и благая лета вам, голубушка вы наша! Здоровья вам и сил! А также милостей Божиих великих и богатых!
С уважением, Любовь Владимировна. Новосибирск.
Или такие мысли от моей нечистоты??? Простите, если что.