О логических ошибках некоторых обличителей противосектантской полемики

Совсем недавно пять членов корейской неопятидесятнической секты в ходе ритуала экзорцизма до смерти избили свою 51-летнюю родственницу. Пострадавшую привязали к кровати, заткнули ей рот кляпом и били смертным боем в течение 2 часов, пока она не скончалась. Одним из избивавших был ее 15-летний сын. Это чудовищное преступление заставляет нас вспомнить о дискуссии, разгоревшейся около полутора месяцев назад по поводу сходного преступления, происшедшего в другой неопятидесятнической секте.

В середине октября в одной из американских неопятидесятнических сект под названием «Слово жизни» произошло тяжкое преступление. Поясню, что «Слово жизни» – не случайная отдельная организация, а одна из крупнейших сектантских «сетей» в неопятидесятническом движении, настолько известная, что во многих европейских странах название «Слово жизни» («Word of Life») используют как синоним неопятидесятничества. Так вот, в середине октября адепты этой секты в течение нескольких часов смертным боем избивали двух юношей. Один из них – 19-летний – от побоев скончался, другой – 17-летний – чудом выжил и попал в реанимацию. Как сообщалось, подростков избивали за отказ исповедоваться (на самом деле юноши объявили о своем желании покинуть секту и отказались «сотрудничать» с пастором, устроившим допрос с пристрастием об их одержимости диаволом). Самое страшное было в том, что наиболее активное участие в избиении принимали родители юношей, а также их братья и сестры во главе с пастором секты. Изуверов арестовали, но они отказались признать свою вину, утверждая, что действовали с религиозной точки зрения совершенно правильно.

В общем, произошло религиозно мотивированное преступление. Более того, для тех, кто изучает харизматическое движение, очевидно, что оно – не случайно, так как именно в неопятидесятнических сектах преступления подобного рода неоднократно уже происходили. Об этом я и мои коллеги сообщали журналистам, когда те просили комментариев по этому поводу.

Но именно этими нашими разъяснениями и остались недовольны некоторые комментаторы, в том числе и православные, заявившие о недобросовестности подобных выводов. Если суммировать, их аргументы сводятся к следующему:

1. Крайне недобросовестно в полемических целях обвинять в этом убийстве харизматиков, являющихся, как они утверждают, разновидностью протестантизма.

2. Харизматиков (неопятидесятников), – продолжают они, – можно и нужно обвинять в неправильном богословии и в неправильных практиках, но не в преступлениях…

3. …потому что убийства нетипичны для них. По закону больших чисел, они могут случиться где угодно. И вообще с точки зрения статистики самое опасное – это дружеские вечеринки, так как большинство убийств происходит «на почве внезапно возникших неприязненных отношений во время совместного распития спиртных напитков».

4. Если мы будем винить все харизматические секты в этом одном убийстве, так, во-первых, сами харизматики обвинят нас во лжи, а во-вторых, враги Церкви будут убийства, совершенные православными, вменять нам в вину, как, например, убийство девочки в православном церковном приюте в Ярославской области. Правда, приют этот на поверку оказался не православным и не церковным, но нам все равно его припомнят.

Боюсь, авторы в своих рассуждениях допускают целый ряд логических ошибок. Или, возможно, стремясь защитить свою точку зрения, они идут на серию подлогов (очень надеюсь, неосознанных) вроде этого не православного приюта, за который все равно должны отвечать православные. Кстати сказать, даже если бы мы и ничего не писали о сектах, враги Церкви все равно обвинили бы нас в этом убийстве. Так что этот аргумент не работает ни с одной точки зрения.

Брюс и Дебора Леонард Брюс и Дебора Леонард

Убийства и издевательства при “изгнании бесов” в неопятидесятнических сектах регулярны

Да, фанатики и изуверы могут найтись в любой религиозной организации. Да, исходя из своих духовных заблуждений, они могут совершить преступление. Но преступление это будет основано исключительно на их искажении учения той организации, к которой они принадлежат. К сожалению, этого нельзя сказать о харизматиках. Авторам статей неведомо, что убийства с одной и той же мотивацией – «изгнание бесов» – происходят в неопятидесятнических сектах весьма регулярно. И, соответственно, они не понимают, что, зная религиозные убеждения этого сектантского псевдохристианского движения, можно объяснить, почему они происходят. Постараюсь кратко это сделать.

Согласно вере, разделяемой всеми неопятидесятническими сектами, обращение и духовные дары, которые человек получает при «крещении Святым Духом» (без которого «водное крещение» недействительно), дают ему возможность приобрести силу и власть в духовном мире. Эти сила и власть в духовном мире нужны христианину, чтобы добиться исполнения самых сокровенных своих желаний в этом мире. А они уже заранее определены руководством секты. Дело в том, что, по вере неопятидесятнического движения, христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть – и не может не быть – богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда – «теология процветания»). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства.

“Теология процветания” требует: истинный христианин должен быть – и не может не быть – богатым, здоровым, процветающим

Бог, оказывается, существует для исполнения любого нашего желания, и единственной целью Его существования является делать то, что ему повелят «истинные христиане».

Но всё зависит от веры человека. Вот что говорит один из главных проповедников неопятидесятничества Кеннет Коупленд:

«Ты можешь иметь то, что ты скажешь! Фактически ты сейчас получаешь то, что ты говоришь. Если ты живешь в бедности, нехватке и нужде, измени то, что ты говоришь. Это изменит то, что у тебя есть».

Ему вторит пастор Фред Прайс:

«Это дело вашей веры. Вы имеете веру на один доллар и просите что-то на 10 тыс. долларов, и это не работает. Это и не будет работать. Иисус сказал: “по вере твоей будет тебе” – не в соответствии с Его желанием, не только в том случае, если Он сможет найти для тебя время в своем рабочем графике. Он сказал: “по вере, которую ты имеешь”. Допустим, я хочу получить “роллс-ройс”, но имею веры не больше, чем на велосипед. Как вы думаете, что я получу? Конечно же, велосипед!»

Вот истинная причина, по которой ни один неопятидесятник не признается в своих трудностях, проблемах или болезнях.

Благосостояние объявляется не просто волей Божией, но и необходимым условием спасения. Вот слова еще одного пастора – Джона Айванзини:

«Как узок кругозор у некоторых христиан! Как близоруки мы становимся, когда упускаем то, что сказано в Писании о цели изобилия. Большинство христиан… довольны тем, что имеют самое необходимое. Они никогда не осмеливаются с дерзновением просить сверх этого необходимого… Они рассчитывают лишь на убогую хижину в укромном уголке сияния славы… Чтобы быть полноценным христианином, вам нужно иметь больше, чем достаточно. Если вашего достатка едва хватает лишь для удовлетворения ваших непосредственных физических нужд, можете быть уверены, что вам его не хватит для исполнения воли Божией».

Однако и на духовный мир в значительной степени распространяется влияние диавола и злых духов, которые противятся такому процветанию христианина и выдвигают на его пути разные препоны. Только диавол и его демоны суть истинные причины болезней, нищеты и несчастий. Естественно, никакие рациональные объяснения болезней и несчастий сектантами не принимаются. И снова Кеннет Коупленд:

«Противься искушению болеть точно так же, как ты противишься искушению согрешить. <…> Сатана – источник болезни. Когда сатана пытается навязать тебе болезнь, отказывайся от этого во имя Иисуса.

Твоя болезнь противоречит воле Божией».

Поэтому первая задача для христианина – избавление от этих препон и расчистка пути к процветанию, богатству, красоте и т.п. Так мы приходим к идее духовной войны, которую также можно назвать одной из ключевых концепций «Движения веры». Так как все люди – духовные существа, христиане могут войти в тот же духовный мир, из которого действуют демоны, и начать в нем войну против армии духов сатаны. Изгоняя бесов, пастор Джон Уимбер требовал, чтобы они назвали свои имена, которые произносились с выделением слюны, в удушающих конвульсиях. Часто этому сопутствуют такие явления, как падения, крики, стоны, тяжелое дыхание, зловоние и т.п.

Итак, неопятидесятники постоянно ведут войну. Войну за собственное благосостояние, войну за собственное здоровье, которые они считают главной целью христианской жизни и главным условием спасения. И война эта ведется далеко не только духовными методами. Любой непредвзятый человек, пришедший на собрания неопятидесятников и увидевший «падения в духе», «святой смех», «молитву мук рождения» и прочие столь распространенные на собраниях неопятидесятников практики, будет потрясен до глубины души. Неверующий скорее всего назовет это поведение массовой индуцированной тяжелой истерией, а верующий христианин увидит в нем классические признаки беснования.

Безусловно, такие экстатические состояния могут привести к тяжелым повреждениям – как душевным, так и духовным. И, коль скоро духовные результаты (а задача неопятидесятников, как уже было сказано, в первую очередь именно получить результат) тесно связаны с физическим состоянием, то с удручающей неизбежностью у многих из них возникает мысль, что добиться их (и изгнать бесов болезни, упрямства, гордости, противления, бедности и т.д.) можно физическими мерами воздействия. Именно поэтому в харизматических сектах происходят убийства. Убийства мужчин и женщин, но чаще всего – убийства самых беззащитных: детей. Мы знаем об убийстве членами неопятидесятнической секты в Алдане 11-летнего мальчика Миши Дулова, которого его родители вместе с другими адептами избили до полусмерти, изгоняя из него бесов, и выкинули на мороз, где он погиб. Мы знаем об убийстве в Москве двумя женщинами – матерью и дочерью – 6-летней девочки Леночки Посыпайко, приходившейся соответственно внучкой и дочкой убийцам. Бабушка была помощницей пастора неопятидесятнической секты «Церковь полного Евангелия», а мама – продвинутым членом. Леночку задушили, «освобождая ее от власти диавола». В обоих случаях, как и в недавнем убийстве в Нью-Йорке, убийцы не раскаялись и на суде утверждали, что поступили совершенно правильно.

К сожалению, Леночка и Миша – далеко не единственные дети, погибшие в неопятидесятнических сектах. В течение последних 20 лет СМИ сообщали о детях и взрослых, из которых неопятидесятнические пасторы изгоняли бесов разными способами: одни морили своих жертв голодом или жаждой, другие насиловали их, третьи держали их связанными по нескольку суток подряд, четвертые избивали их или подвергали изощренным пыткам, пятые выставляли их раздетыми на холод или на жару, под укусы насекомых, шестые распинали их и т.д. В результате многие дети и взрослые, мужчины и женщины погибали страшной, агонизирующей смертью. Это происходит в неопятидесятнических сектах повсюду – от Европы до Африки, от якутской тайги до бразильских джунглей. Все эти убитые стали заложниками тоталитарных сект. Они погибли в разных странах, их убийцы были разными людьми, вряд ли когда-либо слышавшими друг о друге. Но их объединяет одна и та же мотивация, основанная на идеологии секты.

Я не знаю, превышает ли количество этих замученных людей средние показатели по населению их стран. Подозреваю (но не берусь утверждать), что, наверное, всё же превышает. Но повторю, что для меня, как и для любого непредвзятого исследователя, очевидно, что эти убийства тесно связаны с идеологией и практикой неопятидесятничества. Виновные в пьяном убийстве на следующее утро, проспавшись, понимают всю чудовищность содеянного. Убийцы-неопятидесятники, о чем мы уже писали, и на суде утверждают, что в тех обстоятельствах сделали единственно правильный поступок. Покаяние для них возможно лишь тогда, когда они прозреют и откажутся от неопятидесятнического мировоззрения.

Не будь кощунственной неопятидесятнической идеологии, эти дети, да и многие взрослые, были бы живы

Авторы статей выстраивают ложную альтернативу, утверждая, что нужно не обвинять неопятидесятников в, дескать, случайно происходящих в их сектах убийствах, а обличать их в богословских заблуждениях и ошибках. Но в том-то и дело, что все преступления, которые совершаются в сектах, коренятся именно в их богословских убеждениях. Не будь чудовищной, кощунственной неопятидесятнической идеологии, эти дети, да и многие взрослые, были бы живы и сегодня. И понять это можно, хорошо изучив эту идеологию – то, к чему некоторые из этих людей призывают, упрекая, что мы, дескать, этого не делаем. На самом деле именно благодаря изучению идеологии секты мы приходим к тем выводам, которые до такой степени их не устраивают. Верно и обратное: если не знать, во что верят неопятидесятники и что они практикуют, а обходиться лишь самыми общими сведениями, то, действительно, эти убийства могут показаться случайными и нехарактерными для секты.

Не могу не упрекнуть уважаемых журналистов и в том, что они относят неопятидесятников к протестантизму, называя их разновидностью последнего. Очевидно, им неведомо, что протестантизм – это исторически ограниченное явление, возникшее в ходе Реформации в XVI веке. Строго говоря, это конфессии, выразившие протест на Шпейерском Рейхстаге в 1526 году, то есть лютеране и кальвинисты. Впоследствии к протестантизму стали причислять англикан, которые, впрочем, не всегда с этим соглашаются. Но как ни растягивай временные и доктринальные рамки протестантизма, даже классическое пятидесятничество, возникшее в 1906 году, туда не входит (что четко и ясно было определено Берлинским лютеранским конгрессом в 1910 году) – и уж тем более возникшее в конце 70-х годов XX века неопятидесятничество. Последнее (как бы оно само ни стремилось добиться признания себя респектабельной протестантской деноминацией) вообще трудно отнести к христианству даже в самом широком его понимании. Как сказал видный немецкий сектовед (кстати, лютеранский пастор) Томас Гандоу: «Неопятидесятничество нельзя назвать христианской сектой с некоторыми оккультными практиками. Это – тоталитарная оккультная секта, прикрывающаяся несколькими христианскими терминами».

Мы можем сколько угодно быть несогласными с богословием классических протестантских деноминаций и обличать их в этом, но делать это мы обязаны корректно. Если они отказываются признавать неопятидесятников протестантами, то какое мы имеем право делать это за них? Иначе наши оппоненты будут иметь нравственные основания отнести такие изуверские секты, как «Богородичный центр» или секта «бога Кузи», к Православию (как бы мы ни объясняли, что они не имеют никакого отношения к нам), и будут обличать нас в их чудовищных деяниях.

Соглашусь с заключительным абзацем автора одной из критикуемых мною статей, призывающего проявлять интеллектуальную честность и обличать неопятидесятников по существу. Но для этого нужно, во-первых, не причислять их к протестантам (и, соответственно, незаслуженно поднимать их статус), а во-вторых, ясно видеть, что убийства, которые время от времени происходят в их собраниях, – не исключение, а закономерный результат их чудовищно извращенной системы веры. Ибо духовный блуд неизбежно влечет за собой блуд плотский, а духовные преступления неизбежно кончаются преступлениями физическими. Таков закон, о котором говорили очень многие отцы – авторы трудов об аскетическом богословии. И всем, кто пишет на темы сектантства, необходимо его не забывать.

Александр Дворкин

21 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь» (+ВИДЕО) «Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь» (+ВИДЕО)
Cвящ. Игорь Зырянов
«Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь» (+ВИДЕО) «Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь»
Беседа с православным священником Игорем Зыряновым, в прошлом пастором пятидесятников (+ВИДЕО)
О том, как это важно – пребывать в подлинной Церкви, о полноте православных молитв и «даре говорения на языках», что мешает протестантам понять суть православного учения и как эти затруднения можно преодолеть.
США: в неопятидесятнической общине «Слово жизни» убили юношу за отказ «исповедоваться» США: в неопятидесятнической общине «Слово жизни» убили юношу за отказ «исповедоваться»
«При этом многие СМИ, как говорится, ничтоже сумняшеся, написали, что в церкви верующие убили человека»
История бывшего харизмата Ильи Абдулина История бывшего харизмата Ильи Абдулина
Елена Есаулова
История бывшего харизмата Ильи Абдулина Об истинном богословии и «фантазиях на тему»
История бывшего харизмата Ильи Абдулина
В протестантской общине мне вдалбливали, что я не должен сомневаться в своей безгрешности. И я всё больше надмевался, думая, что свят.
Комментарии
Ольга28 декабря 2015, 23:42
К.Р.24 декабря 2015, 03:00
"...Попытки объяснить им разницу между С.И. и Православием успеха не имеют..."
К сожалению, так бывает. Но... святые отцы говорят"спасёшься сам,
вокруг тебя спасутся другие"... Значит, плохо спасаемся, учиться надо
у настоящих православных. Проблема серьёзная и касается всех.
К.Р.24 декабря 2015, 03:02
Ольга писала: "храмы, где приходская жизнь хорошо налажена и прихожане не только знают друг друга, но и внимательно, дружелюбно относятся ко всем новичкам, сектанты обходят стороной". Ольга, так и я об этом же! Православные, церковные люди и так секты обходят стороной. А вот для индифферентного большинства ЛЮБОЕ разоблачение ЛЮБОЙ религиозной секты это лишь очередное подтверждение "правильности" их антирелигиозной позиции. Пример из жизни - в новостях сообщение о смерти в секте Свидетелей Иеговы в связи с отказом от переливания крови. Реакция моей коллеги: "да, все эти верующие неадекватны и опасны. Вот и моя свекровь свихнулась, каждое воскресенье в церковь бегает". ВСЕ коллеги понимающе кивают головами... Попытки объяснить им разницу между С.И. и Православием успеха не имеют. Потому что людям это просто НЕ ИНТЕРЕСНО. Им удобнее любое проявление религиозности априори считать мракобесием. Поэтому любое публичное разоблачение любой религиозной секты только подливает масла в огонь.
Ольга23 декабря 2015, 14:53
К.Р.21 декабря 2015, 22:00
/Наверное с сектами как-то бороться надо./ /Массовый читатель\телезритель настолько далек от какой либо церковной жизни, что отличить харизматов от традиционных протестантов, протестантов от католиков и католиков от православных он просто не в состоянии./
И православные мало что знают о сектах. Именно для этого и необходима просветительская работа Православной церкви.. Те храмы, где приходская жизнь хорошо налажена и прихожане не только знают друг друга, но и внимательно, дружелюбно относятся ко всем новичкам,
сектанты обходят стороной.

К.Р.23 декабря 2015, 14:01
Лариса Воронина писала: "Об этом я и говорю: устранить секты можно только обладая государственным ресурсом."
А вот это то как раз и есть самый большой вопрос: что на самом деле на уме у государства? Входит ли в планы руководства поддержка Церкви на самом деле, или это какая-то игра? Недавно с удивлением узнал что самый главный русофобский и антицерковный ресурс - "Эхо Москвы" - принадлежит "Газпром-медиа". Т.е. главный антигосударственный и антицерковынй ресурс содержится главной гос. корпорацией. Ресурс поливающий грязью Церковь и патриарха, по сути, содержит государство! Как это объяснить, на фоне громогласно декларируемой поддержки Церкви и Православия? Вопросов больше чем ответов...
Лариса Воронина22 декабря 2015, 09:07
К.Р.21 декабря 2015, 22:00 Об этом я и говорю: устранить секты можно только обладая государственным ресурсом. Главное только, чтоб государство не превращалось в секту, как в одной печально известной бывшей союзной республике... Там аппарат сейчас запущен на полную мощь и опасность нельзя недооценивать. Не ясно только, что наше государство делает, какие предпринимает меры? А статьи такие больше нужны нам, чтоб нюх не теряли.
К.Р.21 декабря 2015, 22:34
Наверное с сектами как-то бороться надо. Но... скажу из опыта. Все подобные публичные статьи и публичные разоблачения в прессе ведут к одному - они компрометируют РЕЛИГИЮ в целом. Любую. Массовый читатель\телезритель настолько далек от какой либо церковной жизни, что отличить харизматов от традиционных протестантов, протестантов от католиков и католиков от православных он просто не в состоянии. Более того, он и не хочет этого делать. Любое подобное разоблачение в СМИ лишь подтверждает "правильность" его позиции - любая религия это зло, а все верующие - изуверы. Говорю из опыта - сотрудники на работе, родственники, знакомые - реакция всегда и везде одна:"религия - опиум для народа". Как то так...
Лариса Воронина21 декабря 2015, 15:52
Nataly21 декабря 2015, 07:00

/глава Слово Жизни Швеция Ульф Экман официально стал католиком. Вот так.../ Егор21 декабря 2015, 13:00 Ведь их задача преобразить изнутри традиционные конфессии и принудить их к присоединению к их движению./ я тоже пришла к такому выводу: весь груз харизматика этот человек потащил в Католическую церковь, которая утратила к таким вещам иммунитет. Дай Бог Православной церкви не утратить ясность понимания проблемы, а также усилить охранную функцию.
Ольга21 декабря 2015, 15:33
Бороться с сектами нужно "всем миром": говорить об этом вслух и громко , чтобы они не могли пользоваться чьей-то неосведомлённостью и действовать исподтишка.
"Врага надо знать в лицо!"
Низкий поклон Вам, Александр Леонидович, за Ваши благие труды
и неуспокоенность неравнодушного сердца!
Помоги Господи!
Егор21 декабря 2015, 13:41
В принципе у всех харизматиков схожие методы.
В шведском "Слове Жизни" были свои убийства. Прямо в Швеции. Пастор посылал своей любовнице СМС от имени Бога, в которых потребовал убить свою жену, а потом еще жену соседа. Женщина исполнила "божию волю".
А Ульф Экман стал католиком-харизматиком. Что немногим луше неопятидесятников-харизматиков. Ведь их задача преобразить изнутри традиционные конфессии и принудить их к присоединению к их движению.
Лариса Воронина21 декабря 2015, 12:19
"Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать" (с). В современном транс-национальном мироустройстве нет места морали. Неопятидесятническая секта будет иметь те же права и обязанности как, скажем, корпорация Старбакс. Важна только купля-продажа, прибыль-сверхприбыль, разница лишь в товаре: Старбакс продает кофе, Нео- продают "успех". Трудно противостоять мировой системе, тем более, когда в 1991 году ты добровольно согласился стать её частью... Хотелось бы надеяться, наше государство ради самосохранения укрепится на тех позициях, что секты в России - вне закона.
Nataly21 декабря 2015, 07:44
Не в защиту Слово Жизни, но справедливости ради стоит отметить, что американское Слово Жизни и распространившееся по всему СНГ, Европе и Азии шведское Слово Жизни - это две разные организации. Насколько мне известно, шведы подобным экзорцизмом никогда не занимались. Они даже ходили судиться с американцами за то, что те присвоили себе их имя, не являясь частью их структуры.
Кстати, еще одно интересное замечание - год назад основатель и бывший глава Слово Жизни Швеция Ульф Экман официально стал католиком. Вот так...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×