Поэтому можно представить, что такое – 18 лет быть скорченным, иметь дух немощи, не иметь возможности выпрямиться. Это, когда перед собою ты видишь одну только землю: раскаленные камни, жгучий песок, колею дороги, уродливую пропасть обочины, чьи-то пробегающие рядом пыльные веселые ноги... Скорчена, согнута спина, и невозможно посмотреть вверх, невозможно увидеть красоту Небесной лазури. Невозможно радостно прищурить глаза от яркого солнца. И великолепие радуги, и корабли облаков, и ночные звезды над головой – все это не для тебя! Перед тобой только камни, мусор, следы чьих-то радостных стремительных ног на песке.... Все куда-то бегут, торопятся, летят, строят планы, а ты – как улитка, как черепаха: тяжелый панцирь, маленький клочок исплеванной грязной земли перед глазами, и – время, которое как будто остановилось. И, кажется, уже нет надежды. Чудо не произойдет. Ты уже никогда не распрямишься...
Но невозможное человекам – возможно Богу! «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: “Женщина! Ты освобождаешься от недуга своего”. И возложил на нее руки, и она выпрямилась и стала славить Бога». Заметьте! Больная сама даже ни о чем не просит. Она смиренно и терпеливо несет крест болезни. Святой Евангелист Лука подчеркивает, что Господь Сам подозвал ее к Себе.
Но где Господь ее находит? На рынке? На скамейке около подъезда своего дома? На обочине жизни? Он находит ее в храме! Туда она принесла свои скорби, свои вопросы, свои слезы и боли.
Внешне она казалась очень уродливой – искривленная спина, согнутая шея, опущенное вниз лицо... Но душа ее терпением скорбей и болезней стала прекрасна и проста, смиренна и по-настоящему красива. Гораздо красивей, чем души тех абсолютных, стопроцентных праведников в богатых одеждах, которые приступили ко Христу с обвинениями в нарушении закона.
У любви нет выходных дней. И у чуда – нет расписаний. «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?».
Господь называет начальника синагоги лицемером. И этот душевный порок – лицемерие, наверное, является одним из самых страшных. Почему? Потому что под маской добропорядочности, благочестия, праведности, чистоты может скрываться глубочайшее духовное уродство, безобразие. Человеку, любому из нас, может казаться, что он ходит прямо, уверенно, ровно, совершает хорошие поступки, дает десятину, ставит свою традиционную ритуальную воскресную свечку, но душа его согнута, скручена, испачкана лукавством. В сердце – только холодная буква закона, только бездушный свод запрещающих правил.
«Есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Действительно, книга Бытия повествует, что «благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». И для человека было установлено отдыхать от трудов, забот и дел в этот день. Но этот отдых был дан человеку не просто для того, чтобы полежать на диване и забыться от дел, которые приносили ему наживу. Не для того, чтобы просто расслабиться. В этот день человек должен был собрать новые силы для созидательной творческой духовной жизни. Чтобы еще и еще раз вспомнить о Боге, о Небе, о Суде и Вечной жизни. И Господь совершает исцеление скорченной женщины в этот день не для того, чтобы огорчить фарисеев, сделать что-то наперекор их правилам, их мировоззрению, а для того, чтобы подчеркнуть, показать, напомнить, что в седьмой день должна вернуться жизнь! Должна вернуться утерянная цельность. Должна прийти духовная жизненная сила в те сердца, в которых она стала потихоньку угасать.
Еще на заре своего существования человечество пало в лице наших прародителей. Человек сам добровольно употребил во зло данную ему свободу. Сам избрал путь непослушания Богу. И тогда грех, порок, болезнь и, наконец, смерть исказили, скорчили, изуродовали человека: «пострадах и склякохся до конца». Сатана связал, сковал, искалечил человеческую душу. И не на 18, не на 100, не на 1000 лет, а на долгие годы, пока в мир, погрязший в грехе, не пришел Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели Его славу как Единородного от Отца».
Преподобный Макарий Великий говорит, что «Христос – это рыбарь, забросивший сеть в пучину морскую и из мрачной глубины вытащивший Адама». Господь пришел на эту нашу обожженную грехом землю, чтобы каждого из нас вытащить из мрачной глубины порока и смерти. Смотрите, Господь Сам призывает скорченную недугом страдалицу. Она даже не умоляет Его, как во многих других Евангельских эпизодах больные умоляют Господа исцелить их. То же самое часто происходит и в нашей жизни: Господь Сам идет человеку навстречу, Сам первый протягивает нам, скрученным, искалеченным, Свою Божественную руку!
Как? И колокольчиками скорбей, и тревожными нотками жизненных испытаний, и многим-многим арсеналом Своего Небесного инструментария. Господь делает все, чтобы человек выпрямился! Чтобы оторвал свой взгляд от земли. Чтобы преодолел свою духовную сгорбленность.
И это совсем не означает, что человек должен отвернуться от земных дел, но в его жизни должна появиться благословенная Небесная вертикаль! Человек свободен тогда, когда он одной ногой стоит в своем времени, а другой – упирается в Вечность!
И в наше очень сложное время, которое преп. Феодор Студит называет «жарким и огнеопальным», миру очень нужна молитва. Громких, красивых, правильных слов и так хватает в этом мире. Пушек и политической риторики тоже хватает. А вот каждый, хотя бы маленький, невидимый, покаянный вздох нашего сердца – это бесценное сокровище в очах Божиих! Святитель Феофан Затворник говорит: «Цветок розы не издает голоса, а благоухание его далеко расходится молча. Так надо жить и всем христианам!».
В архитектуре есть два основных концептуальных подхода. Первый – это архитектура исключения, когда в спокойном городском пейзаже неожиданно вырастает гигантский небоскреб. Второй подход – это архитектура включения, когда архитектор вписывает свое творение в существующую ситуацию так мягко, тихо, спокойно, что никто не замечает новой постройки, и она гармонично находит свое место. Духовная жизнь – это наше невидимое молитвенное включение в трагедию мира. Это то благоухание, которое молча расходится во все концы страждущей Вселенной.
Один старец жил в пустыни Иорданской 40 лет. И вот он решил спросить Господа: в какую меру он пришел. «Ты имеешь одну меру с царем Феодосием», – услышал он голос. Старец огорчился, даже не поверил. Он отправился к царю и спросил его, какие подвиги тот несет. Царь ответил: «Я не имею никакого делания. Я человек мирской и грешный. И к тому же – царь». Старец настаивал. Тогда царь сделал поклон и смиренно стал рассказывать о своей жизни: 30 лет он носил власяницу под порфирой, 30 лет не приближался к жене, не ходил в баню, строго постился... Но это все не удивило старца. «Скажи, – воскликнул он, – не имеешь ли ты еще чего-то?» Тогда царь со вздохом ответил: «Все 40 лет, что я царь, я всегда по долгу службы обязан бывать на ипподроме. Но, присутствуя на соревнованиях, раздавая награды, среди всей этой страшной суеты, хотя слышу звуки, но ими не побеждается мой помысл. Хотя вижу, что происходит, но ум мой внимает молитве и памяти Божией». Старец, услышав это, был потрясен. Он пал на землю и благодарил Бога за то, что Он показал ему такого человека!
Мир – это огромный, сложный, вибрирующий, беспокойный ипподром. И человек по необходимости в нем находится. Но наше сердце должно внимать молитве и памяти Божией. Нужно, как говорил митрополит Антоний Храповицкий, иметь сострадательную любовь, внутренне распинать себя и этим помогать миру!
Христианство – это единственная в мире система ценностей, в которой нищета стоит на первом месте: «Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».Благодаря этому смирению, этой нищете духа, которые, безусловно, были у больной женщины, Господь призрел на нее и исцелил. Если наша душа уподобится в смирении душе больной, согбенной, евангельской жены, то Сам Христос возложит на нее Свои Божественные руки и тихо скажет: «Радуйся, душе! Освобождаешься ты от недуга своего...».