В последнее время часто поднимается вопрос: почему Русская Православная Церковь живет по Юлианскому календарю, когда весь мир и большинство Православных Церквей давно уже перешли на календарь Григорианский? А действительно – почему? О том, насколько убедительны аргументы тех, кто ратует за отказ от Юлианского календаря, как связан календарь с духовной жизнью христиан, какие новые смыслы получает сохранение традиции в современном мире и что делать, чтобы церковный календарь для многих наших сограждан стал живым, – с читателями портала Православие.Ru беседует историк Павел Кузенков.
Сегодня вновь разгораются дискуссии вокруг Юлианского календаря, причем вопрос ставится не так: почему Русская Православная Церковь живет по этому календарю? – что вообще-то очевидно: потому что такова тысячелетняя традиция, – а так: почему мы до сих пор не перешли на тот календарь, по которому живет большинство, как сказано в постановлении Совета народных комиссаров от 8 февраля 1918 года, «культурных народов»? Вопрос, по сути, сводится к тому, почему мы до сих пор храним традицию. Ответ, однако, очевиден: потому что в Православной Церкви очень многое связано с традицией.
Тем не менее, рассмотрим те аргументы, которые выдвигаются в пользу «перехода» на новый календарь. Их три: аргумент научный, аргумент с точки зрения церковной традиции и аргумент практически-бытовой.
Научная задача – исправить Пасхалию?
Научный аргумент таков: Григорианский календарь более точно описывает астрономические явления, а именно: он более точно соотнесен с продолжительностью тропического года, то есть с периодом вращения Земли вокруг Солнца. И для того, чтобы упорядочить счет времени, прежде всего, в Европе, он и был введен папой Григорием XIII. Началось это в католическом мире, потом распространилось на другие страны.
Главной целью григорианской реформы было исправление Пасхалии
Но в действительности папа Григорий ввел новый календарь совсем по иной причине: главной идеей григорианской реформы было исправление Пасхалии. Ученые того времени, прежде всего итальянские, высчитали, что погрешности, которые дает классический юлианский год, приведут к тому, что через несколько тысяч лет Пасха окажется не весной, а летом. А еще через несколько десятков тысяч лет она окажется осенью, и тем самым будут нарушены некие принципы. Была создана комиссия, которая после достаточно продолжительных споров пришла к выводу, что нужно проводить реформу именно Пасхалии, и ради реформы Пасхалии был реформирован и юлианский год. В него были введены поправки, которые делают год чуть-чуть короче. Изменено было и правило определения високосных лет: годы, кратные 4 и 400, оставались високосными, а те, что были кратны 100, високосными не являлись.
А что же Пасхалия, ради которой менялся календарь? Весь православный мир придерживается традиционной Александрийской Пасхалии, в то время как католический мир свою собственную Пасхалию так и не выработал, и по сути католическое исчисление Пасхи опирается на ту же самую Александрийскую Пасхалию, к которой делаются дополнительные корректирующие добавки. Более того, совсем недавно, чуть ли не в прошлом году, католики в Святой Земле перешли прямо на нашу православную Пасхалию, вернувшись к той традиции, от которой они отошли в XVI веке, то есть признав тем самым, что главная задача, решить которую призван был Григорианский календарь, решена неудовлетворительно. Это признали и все Православные Церкви, которые из практического удобства в ХХ веке перешли на так называемый «новый стиль». Формально это не Григорианский календарь, а Новоюлианский, но несколько столетий он еще будет совпадать с Григорианским. Но, перейдя на этот новый календарь, Пасхалию эти Церкви по-прежнему справляют по старой традиции – по Юлианскому календарю, потому что Александрийская Пасхалия не может быть соотнесена с Григорианским календарем – таков ее внутренний математический аппарат, если угодно. Она рассчитана только на Юлианский календарь.
Итак, первый аргумент отпадает, потому что главная научная задача, которую был призван решить Григорианский календарь – исправление Пасхалии, – решена неудовлетворительно.
Календарь и литургический год
Попытки совместить Григорианский календарь с православной традиционной Пасхалией приводят к целому ряду литургических несообразностей
Рассмотрим теперь второй аргумент – с точки зрения церковной традиции. Но прежде заметим: попытки совместить Григорианский календарь с православной традиционной Пасхалией приводят к целому ряду литургических несообразностей – к исчезновению Петрова поста, например. Они нарушают весь строй литургической жизни, который выработан веками, и ничего другого, кроме церковных нестроений, вызвать не могут. По сути, это несовместимые системы, что, кстати говоря, признавали и творцы Новоюлианского календаря. Когда в 20-е годы XX столетия греки, а вслед за ними и другие православные страны переходили на этот новый стиль, задача была всё та же – выработать новую Пасхалию. Но ее так никто выработать и не смог, потому что это не просто трудная задача, а это задача не решаемая: такую Пасхалию сделать не удастся. Единственное, что можно, это поступить, как католики: сделать регулярные ежегодные коррекции по сложной математической формуле. Но сразу встает вопрос: а с какой целью?
Так что же такое календарь в церковной традиции?
Для церковной традиции календарь – это система, конечно же, утилитарная, не догматическая. Именно поэтому те Церкви, которые перешли на новый календарь – Греческая, Болгарская, – для нас такие же сестры, никаких догматических споров и разногласий у нас с ними нет, мы поддерживаем братское общение. Но календарь выполняет очень важную функцию.
Сам по себе Юлианский календарь – изобретение языческого мира, к христианству он вообще отношения не имеет. По сути, он нам не должен быть особенно дорог. Но дело в том, что на этом календаре основана та самая Александрийская Пасхалия, которая в течение столетий – с конца III – начала IV века – определяла строй не просто литургической жизни, но строение самого литургического года. Именно на основе этой Пасхалии формировалась система христианских праздников, которая как раз с IV века начала создаваться и к VI веку приобрела уже более-менее устойчивый – почти современный нам – вид. Календарь выполняет роль организатора литургической жизни, и вот в этом своем значении Юлианский календарь уже врос, впитался в церковную традицию настолько крепко, прочно, что любые попытки его оттуда изъять обязательно приводят к очень серьезным соблазнам, к тому, что греки называли «скандала», то есть к тому, что оскорбительно для людей, привыкших к этой литургической традиции. А литургическая традиция значит для христиан гораздо больше, чем просто какой-то ритуал.
На примере православных стран, что провели календарную реформу, мы видим, как болезненно, как тяжело проходили именно в церковном народе все эти процессы, как часто они бывали поводом для всякого рода соблазнов, расколов и т.д. Противление календарю может быть использовано как повод к оправданию расколов, хотя мы понимаем, что за расколами всегда стоит некая гордыня, попытка противопоставить себя Церкви. И мы, конечно, осуждаем это. Но, как говорится, «не соблазняйте малых сих» – нельзя давать повода для ищущих повода.
Пасха – не сезонный праздник. Это воспоминание о Воскресении Спасителя. Оно никакого отношения не имеет к астрономическим циклам
С точки зрения церковной традиции, такое болезненное явление, как смена календаря, еще и практически ничем не оправданно. Потому что та идея, которая лежала в основе григорианской реформы, согласно которой Пасха может быть только весенним праздником, празднуемым непременно после астрономического весеннего равноденствия, основана на ложных посылках. Нигде в Священном Писании не сказано про весеннее равноденствие, нигде в Священном Писании не сказано, что Пасха – это сезонный праздник. Иудейская пасха – действительно, сезонный праздник, связанный с сельскохозяйственным циклом. Но что такое христианская Пасха? – Это воспоминание о Воскресении Спасителя. Оно никакого отношения не имеет к астрономическим циклам, к ходу луны и звезд.
Что касается сезонов, то уже сейчас живущие в Южном полушарии православные – и не только православные, но и католики, и все христиане – отмечают Пасху осенью, и никого это не смущало и не смущает, включая нынешнего папу Римского, который, как известно, родом из Южной Америки.
Аргумент, лежащий в основе григорианской реформы, как будто бы естественнонаучный, для христианской традиции не только не имеет значения – он ее даже опровергает. Потому что как раз новая Пасха от той ветхой пасхи и отличается тем, что отныне это уже не праздник, связанный с земной жизнью, а праздник, связанный с жизнью будущего века. Это праздник, открывающий дорогу человеку в жизнь будущего века, в Царствие Небесное. Это уже праздник не от мира сего, и, соответственно, движение светил, смена природных циклов не имеет для него абсолютно никакого значения.
В едином ритме с Западом
Коммерция взяла свое: она привела Европу к единой календарной системе, по которой она сейчас живет
Третий аргумент – практическое удобство Григорианского календаря. Он приводится сегодня наиболее часто. Ведь именно исходя из этого аргумента на Григорианский календарь перешли протестантские страны, очень долго сопротивлявшиеся этому и проклинавшие папский календарь. Особенно упорствовали англичане и шведы: они, как известно, продержались аж до XVIII века. И они же, кстати говоря, не признавали никакого празднования Нового года – у них не было этой нашей «проблемы Нового года». Новый год в Англии начинался 1 марта – по старой-старой, еще римской христианской традиции. А переход на папский календарь был связан исключительно с требованиями коммерции: нужны были согласованные датировки договоров, сроки сделок и перемещения товаров, – потому что именно купцы зависят от календарей разных стран. Обычный человек ведь не знает, какой сейчас день в Китае по китайскому календарю или в Персии по солнечной хиджре. Но для купца, который ездит туда-сюда, это вопрос лишних денег. И коммерция взяла свое: она привела Европу к единой календарной системе, по которой она сейчас живет.
Что происходило в православном мире? Здесь ситуация более трагичная – потому что даже не коммерция решала вопрос, а банальная политика: ведь православные страны лавинообразно стали переходить на новый стиль именно в Первую мировую войну и после нее. Речь шла уже о синхронизации военных поставок. Первой перешла Болгария, которая была вовлечена в германский военный блок, а потом, после революции в России, уже и все остальные страны, потеряв свой главный якорь – Россию: она в данном случае выступала таким якорем юлианской календарной традиции, поскольку была серьезным культурным полем, с которым тоже нужно было жить синхронно. Православные страны предпочитали синхронизировать свои календари с русским, но когда Россия сама перешла на новый календарь, то и большинство других стран почти моментально перешли на этот самый западный европейский календарь, причем делали это правительства, а не Церковь. Церкви держались старых календарей – и в Болгарии, и в Сербии, и, конечно, в России. Так что вот с того момента идет расщепление календарной традиции. Исключение составила Греция. В Греции, которая дольше всего хранит – пытается хранить – единство политического и церковного начал, и светская жизнь, и церковная были переведены на другой календарь одновременно – в 1920-е годы, и не на Григорианский, а на Новоюлианский. Они попытались сделать это максимально престижно, если можно так сказать, потому что переходили не на западноевропейский календарь, а на православный, только новый. К слову, Афон на новый календарь так и не перешел, там придерживаются старого календаря.
И далеко не все Православные Церкви перешли. Попытка выдать это решение греков, прежде всего – греков-реформаторов, за общеправославное решение – не удалась. Патриарха Тихона тогда обманули: ему сообщили, что произошло общеправославное решение о переходе на новый стиль, и поэтому он издал свой знаменитый указ о том, что ради сохранения церковного единства и нам нужно переходить. Но как только патриарх Тихон узнал, что Иерусалимский патриарх не перешел, что другие Патриархаты колеблются тоже, он сразу этот свой указ отменил. Он более всего заботился о том, чтобы не утратить церковное единство православного мира, и если уж есть согласие других Православных Церквей о переходе на иной календарь, то нельзя, как говорится, гордыню русскую проявлять. Но как раз то, что вокруг этой темы было очень много лукавства, показывает, что календарный вопрос не был связан с чисто практическими целями. Конечно, в этом была замешана политика, потому что, по сути, речь шла о переориентации на европейскую цивилизацию в целом. На западную, евро-американскую. И, переняв календарь, православный мир сдал один из своих форпостов, одно из того, что его категорически отличало, выделяло, отделяло от западного мира.
Календарный сбой
Переход на Григорианский календарь не был догматической проблемой. Но проблема эта, тем не менее, очень важная и принципиальная. И она достаточно остро переживалась в России.
Церковный народ с радостью, кстати говоря, отказался от календарной реформы еще и потому, что разделение на мирское и духовное, которое возникло, оказалось очень полезным для духовной жизни именно в России послереволюционной. Церковный народ оставался в правильном мире – в мире, который разрушался государством и обществом, но который сохранялся в Церкви. Кстати, ни одно из антибольшевистских правительств не признало европейские календари: все документы Белого движения датируются именно старым стилем – это тоже была некая форма изоляции от большевизма. И такая некая параллельная календарная жизнь просуществовала до конца советской власти – до 1990-х годов – именно как сознательная форма иной организации церковной жизни – организации, основанной на соблюдении традиций в государстве, которое поставило отказ от традиций во главу угла своей политики.
Давно идет процесс, который не может не настораживать: Церковь забывает о том, что ее календарь – другой
Ситуация изменилась, когда государство образумилось и вроде бы вернулось к традиционным ценностям и принципам, но отказаться от нового календаря, естественно, ни у кого не хватило ни силы, ни средств, потому что это занятие недешевое и, самое главное, очень не удобное с точки зрения государственных интересов. И в это время начался тот процесс, который, конечно, не может не настораживать: Церковь постепенно стала забывать о том, что ее календарь – другой. Из календарей стали постепенно исчезать цифры в скобках, которые указывали на правильные даты праздников и событий церковной жизни. Фактически возник некий гибридный церковный календарь, в котором все праздники – прежде всего речь идет о непереходящих праздниках с фиксированными датами – вдруг приобрели новое значение, новые даты, которые на 13 дней отличаются от принятых во всей остальной Православной Церкви. И, конечно, это вызывало и насмешки, и вопросы. И, конечно, это неправильно и ненормально. Создается некая двусмысленная, ложная ситуация: мы делаем вид, что живем по тому же календарю, что и все, но почему-то какие-то сбои возникают регулярно.
С Христом или с миром?
Самый известный из календарных сбоев – предрождественский Новый год, вокруг которого сейчас особенно много всяких спекуляций
Самый известный из этих сбоев – предрождественский Новый год, вокруг которого сейчас особенно много всяких спекуляций. И здесь, конечно, большое пространство для всевозможных инсинуаций. Но вопрос-то очень просто решается, если Новый год обозначить, во-первых, его правильной датой, а во-вторых, лишить того статуса, который он приобрел в советское время. Ведь Новый год – праздник достаточно странный, его не празднуют в других странах. Только Россия и постсоветские сателлиты – страны, где Новый год приобрел статус семейного праздника, центрального праздника года, любимого праздника детей и т.д. Во всем мире этим статусом обладает Рождество – именно Рождественские каникулы связаны с отпусками, подарками, елкой и прочим. Хитрость возрождения праздника в СССР в 1930-е годы в том и была, чтобы его переиначить: возродить старую традицию под новым соусом. Елку оставить и звезду на ней, но звезду сделать пятиконечной, а елку представить неким таким символом, лишенным какого бы то ни было религиозного подтекста. Тогда же появился и Дед Мороз со Снегурочкой. Задача была – воспользоваться религиозными традициями для того, чтобы их преодолеть, лишив их смысла. И это удалось. Современный россиянин, конечно, не представляет, что это религиозный праздник.
Пришла пора поставить всё на свое место и вернуть новогодним торжествам их изначальный рождественский смысл. И тогда все проблемы рассеются сами собой, и гражданский Новый год будет малозаметным, достаточно важным, но в то же время предуготовлением к правильному, настоящему празднику, который ожидают все люди в это время. Тут не будет не только никакой трагедии – наоборот: это даже создаст дополнительные стимулы для людей православных, чтобы испытать себя: с кем ты – с миром или все-таки с традицией? Ведь это противостояние мира и традиции – фундаментально для христианства: христианство – это религия противостояния миру. Это начиналось с противостояния римским праздникам. Христиан всегда обвиняли, что они не радуются, когда радуются все язычники, что они празднуют праздники, когда язычники не празднуют, ведут какую-то свою особую жизнь.
А ведь это была одна из главных идей Господа: заставить человека посмотреть на этот мир как на некое временное пристанище, отлепить его от мирских привычек, праздников. Заставить расстаться с иллюзией того, что мирская жизнь – это и есть то, ради чего мы все и живем.
А впоследствии, когда христианство уже стало религией государственной, традиционной, некая вот эта уже христианская привычка стала одной из проблем христианского сознания. И не случайно монашество появляется именно в то время. Монахи ищут как раз противостояния миру, а бытовое христианство его, наоборот, как бы утрачивает – оно стремится сделать христианство удобным, привычным, комфортным, сделать жизнь такой, к какой привыкли язычники, какая привычна вообще для человечества.
Но что характерно: все равно всегда в христианском мире оставалось это сохраненное отчуждение: не просто так монахи в христианском мире всегда пользовались особым статусом. Это были единственные люди, которые ведут правильный образ жизни. Именно поэтому миряне на праздники часто ездили именно в монастыри: там они ощущали нормальную жизнь. Всё остальное – это мирское, но это некая форма паллиатива, какие-то переходные формы между ветхим и новым человеком, которые неизбежны, необходимы, но они не нормальны.
Поползновения сделать церковный календарь комфортным – это попытки сделать христианство удобным
И в силу этого попытки сделать календарь комфортным – чтобы не надо было поститься в Новый год, когда все радуются, чтобы можно было путешествовать, не считаясь с церковными праздниками, с какими-то сбоями и сдвигами – это всё попытки сделать христианство удобным, попытки сделать его такой вот практичной, комфортной религией, которая не вызывает напряжения. Но это не что иное, как прямое выхолащивание самой сути христианства как религии. И я считаю, это великий дар Божий, что я живу в России, что она вдруг – паче чаяния, ведь никто же не рассчитывал на это – обрела такой дополнительный способ убедиться в собственной укорененности в традиции, как церковный календарь.
Полюбить церковный календарь
Юлианский календарь у нас хранится именно Церковью. Государство, которое раньше хранило его, отказалось от него, а Церковь – нет. И тем самым Церковь заявила о себе как о хранительнице традиций. Когда раньше считалось, что традиции хранит государь, как и саму Церковь, когда государство выступало неким попечителем о Церкви, возникало ощущение, что без него Церковь ничего и не может, что она беспомощна. Об этой беспомощности, кстати, многие писали. И она ведь имела место. А сейчас мы имеем календарную поддержку церковного свидетельства – свидетельства о несуетности традиций, несуетности всей религиозной системы, религиозного мировоззрения. Это тоже очень важный момент, и пренебрегать им и тем более жертвовать им ради практических удобств – это было бы как раз не что иное, как доказательство той самой беспомощности.
Это означает, что Церковь не в состоянии противиться миру, не может выдержать натиск комфорта, требования удобства, которые заявляют о себе ежедневно, ежечасно, ежеминутно. «Как же так: у них там один день, а у нас другой? Надо что-то высчитывать, что-то вычитать… У меня голова не соображает». Или: «Как это? Все веселятся, радуются, а у меня еще пост длится…» Эти аномалии можно решить двумя путями: воспринимать как нормальное и воспринимать как ненормальное и бороться. Но в том-то и штука, что христианство – это религия принципиально аномальная – с точки зрения здравого смысла, с точки зрения мира сего. Это безумие, как говорит апостол, что, действительно, есть вещи, которые нелепы. Но именно поэтому они нам и дороги.
Мне кажется, что это одна из самых важных, самых выигрышных черт нашего христианства – наш календарь. И те Церкви, которые вместе с нами еще хранят его, тоже это прекрасно чувствуют. Проблема в том, что это трудно донести до общества, но это донести можно.
25 декабря – Рождество Христово! И именно эта дата должна фигурировать везде
Главное, преодолеть две основные проблемы. Первая – это утрата памяти о старом стиле, когда Рождество празднуется 7 января, что нелепо. 25 декабря – Рождество Христово! И именно эта дата должна фигурировать везде. А то, что мир живет по другому календарю и у него, у этого мира, в Англии, во Франции, еще где-то, в это время другое число – ну, таков этот мир: он сместился. И это один из наиболее ярких признаков, зримых свидетельств того, что он вообще сместился, – а то, что мир сместился относительно норм во всех других смыслах, мы прекрасно знаем. Календарные же несоответствия являют это воочию. Это, может быть, такая иллюстрация отступничества, которое мы наблюдаем.
И, конечно, нужно любить свой церковный календарь, и я считаю, что везде должны быть приоритетными даты как раз по церковному календарю. Для удобства, конечно, должна быть дата по мирскому календарю – это нормально, по-другому и быть не может, но первая – дата по календарю церковному – не иначе.
И второй момент: люди не понимают связи Пасхалии и календаря. Они думают, что достаточно перейти на Григорианский календарь, и все вопросы уйдут. А получится так, что у нас Пасхалия юлианская, а календарь Григорианский – но об этом всегда умалчивали сторонники календарной реформы. Потому что задача, которая была поставлена еще в 20-е годы XX столетия инициаторами перехода, – создание новой православной Пасхалии – не была решена, хотя огромные усилия прилагались к ее исполнению. И мы в эту задачу рано или поздно упираемся. А нужно ли нам это? Вот вопросы, которые возникают в связи с календарными спорами.
Традиционные календари в других странах
Несовпадение сакрального календаря и календаря гражданского – это характеристика очень многих живых религиозных традиций, в частности и современной иудейской. В Израиле, как известно, существует свой традиционный – точнее: возрожденный иудейский календарь, основанный, правда, не на библейской традиции, а скорее на вавилонской по сути, но достаточно прочно вошедшей в иудейскую культуру, талмудическую прежде всего. Этот календарь в Израиле существует параллельно с гражданским Григорианским, и каждый день имеет две даты. На работе гражданских учреждений это никак не сказывается.
В Иране существует арабский календарь с тройным числом: европейская дата, лунная хиджра и солнечная хиджра – и никакой трагедии. Официальный календарь – солнечная хиджра. В Японии и Китае есть свои традиционные лунные календари, по ним сегодня не живут, но, тем не менее, их никто официально не отменял, и традиционно – народом, по крайней мере – они используются для всех праздников.
И опять речь идет о солнечном календаре с привязкой к длительности года. Ни в Писании, ни в канонах и догматах нет указаний на то, что нам нельзя исправлять ошибочные календари, которые к тому же были заведены язычниками.
В Писании действительно об этом не сказано. Но есть Апостольские правила - они не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи. Вот вам и привязка к астрономии.
Не следует ничего менять, а то не сможешь остановиться. У католиков уже непогрешимость папы есть, Отче Наш на очереди.
Вопрос календаря, насколько я понимаю, это вопрос исключительно удобства и единства с другими православными Церквями. И с этой проблемой сталкиваются многие люди. Горделивое противопоставление "мы праведники" - "все остальные - прозападники и грешники" как-то не очень по-христиански выглядит.
А Новый год я буду отмечать с 13 на 14!
Желаю всем здоровья и сил, особенно Вашим детям.
Счастливого 2018 года!
А по-моему все очень понятно. РПЦ живет по юлианскому календарю. Некоторые поместные Церкви - по новоюлианскому (сейчас совпадающему с григорианским), но Пасху все православные Церкви празднуют на основе юлианского календаря. Надо оставить все как есть по двум причинам: 1. традиции. 2. простоты календаря.
Те, кто ввел новый стиль в Греции виноваты в соблазне и отколе многих.
Дай Бог со временем все Поместные Церкви вернутся к Юлианскому календарю, и будут праздновать Рождество вместе с Афоном, Иерусалимом - Матерью Церквей и нами!
На мой взгляд, использование того или иного календаря - это исключительное дело церкви. Однако, если центром обсуждения является Рождество (в отличие от Пасхи, он как раз астрономический праздник), то считаю, что правильнее его праздновать именно 25 дек по новому стилю. Исторически, Рождество предшествовало в России светскому НГ (Рос. Имп). Имея ситуацию как сейчас, для народа это время на опохмел (плохо, но как есть). Гораздо позитивнее было-бы, поставить Рождество на начало зимних праздников и сделать его центром ожидания для народных масс, а не НГ (как это на западе и как было раньше). Чтоб, через свет Рождества народ приобщался бы к христианским истинам.
Кроме очевидного плюса есть еще маленькие плюсики: осенний мясоед становиться менее растянутым,и наоборот увеличивается зимний мясоед (короткий в этом году), Благовещение не будет на Страстной неделе (как в этом году).Правда,кроме минуса-самого переноса даты,есть ещё несколько минусов:слишком длинные Святки(ведь Крещение остается 19 января-это можно решить введением постных дней по средам и пятницам,например после Обрезания), Благовещение может выпасть на 1 неделю Поста.
по Юлианской системе летоисчисления - за 365,25 оборота вокруг своей оси;
по Григорианской (Новоюлианской) - за 365,2425 оборота вокруг своей оси.
Принципиальным является погрешность летоисчисления и вот поэтому григорианский календарь более точен по сравнению с юлианским. Это значит, что хронология исторических дат будет более стабильной. Что касается времени начала нового года, то логично и целесообразно принять за точку отсчета день зимнего солнцестояния. Привязки положения солнца над уровнем горизонта и составляют основу современного календаря. Цикл начала и окончания года должен соответствовать низшей точке положения солнца над горизонтом в полдень.
Вот читаю и вообще ни чего не понимаю,нужно включить просто логику и понять,что мы неправильно относимся к новому году.ЕСЛИ МЫ ВСЕ УТВЕРЖДАЕМ ,что у нас такойто год от РХ ТО И НОВЫЙ ГОД СООТВЕТСТВЕННО ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ,если мы считать нашу эру и до нашей эры ,то мне ,как православному всеровно когда будет новый их год.По факту у нас сейчас летоисчисление от Обрезания Христова,а не от Рождества т.к.Рождество в конце года!!!!!!
/Элемертарное (!) решение этого вопроса с точки зрения здравого смысла - это не переход на другие календари,а перенос (!) празднования Рождества на 1-е января (!). В этом решение всех проблем (!) и с постом (!) и с Благодатным огнем (?!). Все останется на своих местах (?)./ Пошутил человек или серьёзно? Не желаете-с, с точки зрения здравого смыла (и существенной экономии, опять же), перенести свой День рождения на 29 февраля по календарю Майя?
Храни всех Вас, Господь!
На мой взгляд, лучший комментарий к разгоревшейся полемике дала Наталья от 21 января: "Русская Православная Церковь живет по Юлианскому календарю. Благодатный Огонь сходит в Иерусалиме только на Православную Пасху. Какие еще нужны аргументы, чтобы оставить все как есть?"
Правда, что христиане "не от мира сего", следовательно, дело не в удобствах, а в следовании за Христом. Поэтому прежде всего надо для себя определить: с кем ты - с миром или со своим Учителем? Тогда и детям сумеешь объяснить!
Живу во Франции, хожу в православный храм Московской Патриархии, который празднует Рождество 7 января. Считаю важным хранить верность той Церкви, в которой крестилась.
Но, все-таки хотелось бы более услышать более грамотных авторов. //. Кузенков Павел Владимирович, Кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Сретенской духовной семинарии. Родился 19 июля 1969 года в г. Москва. В 1992 году Окончил МГТУ им. Н.Э.Баумана . В 1999 году окончил историко-филологический факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова С 1998 по 2006 г. работал в Церковно-научном центре "Православная энциклопедия". Публикации в 9-ти журналах - куда ещё грамотнее? не выдумывайте.
А календарь мы с собой в жизнь безконечную не заберем. Пройдет и это!
Как мне кажется, менять календарь сейчас нельзя. Вопрос этот больше пасторский. Ну зачем вносить в Церковь искусственные разделения? Она и так прекрасно живет по Юлианскому календарю не одну тысячу лет. Нет необходимости вводить лишние расколы. Однако дата Пасхи-вопрос астрономический. Читайте каноны. Но и менять ничего нельзя!
Что касается сути предмета. Почитайте каноны Церкви о праздновании Пасхи. После первого полнолуния после весеннего равноденствия. В канонах речь не идет о календаре.Исключительно об астрономии. Я вовсе не призываю вот сразу менять календарь. Но, все-таки хотелось бы более услышать более грамотных авторов. Сочетание двух календарей-это, однозначно, полная бессмыслица.
(Антон, я с вами, как всегда, согласна. А также со Светланой, Еленой 15 дек. 12:00.)
Но уверяю Вас, что это не так. Где я живу - это не такой уж важный вопрос. Геннадий живёт в России, я так поняла, а вопросы те же. Вы можете, и живя в России, поехать в гости в другую православную страну, монастырь какой-нибудь посетить или просто так, и почувствовать на себе эту проблему. Вопрос в единении или в его отсутствии, и о последнем я сожалею, вне зависимости от моего места жительства.
/Я живу во Франции/ - этого достаточно. А мы живем в России. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. В каком народе живешь, того обычая и держись. Свой обычай в чужой дом не носи. С волками жить, по-волчьи выть. When in Rome, do as the Romans do. Il faut vivre à Rome comme à Rome.
Поэтому, очень хорошо, что у нас другой календарь. Это напоминает нам, что мы не должны уподобляться западным псевдохристианам, что мы просто обязаны жить по-другому, по законам небесного мира. И хорошо, что наше Рождество празднуется уже после западного Рождества и после светского нового года, когда спадает волна пьяного мирского веселья, и наше в нашем Рождестве ясно виден его духовный смысл. Это праздник рождения Богочеловека - а не повод накупить подарков, слопать индейку, выпить, прошвырнуться по увеселительным заведением, в который выродилось Рождество на Западе. В Европе многие так и говорят - наше рождество не имеет никакого отношения к Христу, это просто древняя, ещё языческая традиция.
Если мы хотим остаться православными, а не раствориться в море безбожия, мы должны отстоять юлианский календарь. А также церковнославянский язык, посты, продолжительные богослужения - всё, чем так тяготится заплывший жиром, отупевший от оргиастического потребительства и безсмысленных развлечений постхристианский мир.
А в быту нам какой календарь не установи, все праздники отметим дважды. Даже если сейчас 25 декабря будем праздновать Рождество, каникулы можно смело устанавливать с 25 декабря по 14 января, на меньшее русская душа по традиции не согласится.
Ну что стало с греками после перехода на европейский (григорианский) стиль? Совсем подпали под власть Европы... Болгария - уже сами не знают какому богу молиться, не только по календарю, а и во всей своей политике...Лучше, согрешивши в посте на новый год - покаяться, чем переходить на новый календарь..
И, потом, это будет грозить новым расколом: новостильники, старостильники (в Греции, например, они не ходят в церкви другого стиля)... Мало нам своих нестроений со старообрядцами?
Только дай слабину - и покатится, не остановишь...
Спаси, сохрани и помилуй, Господи, от всех этих нововведений в церковной жизни!
Это же не просто традиция! Это - жизнь!
Западная Европа утвердила нового бога - Комфорт. Противодействие ему рассматривается как "крези"( в лучшем случае ). Этот божок с рогами преследует нас всю жизнь. Противодействие ему оказывать сложно. "Он" не говорит: "убей,укради, лжесвидетельствуй...". "Он" говорит:"Сделай удобно." Разве в этом грех? Да,иногда грех. Зачем идти пешком - сядь в машину. А зачем выращивать хлеб, яблоки, развивать промышленность? Ведь можно продать нефть и всё купить. Пусть Германия делает станки, а Турция выращивает апельсины...
Увы, последние события показали, что не всё имеющее временную рациональность, полезно в долгосрочной перспективе.
А духовная сфера априори иррациональна. Зачем святые - столпники стояли годами и не садились? Они, между прочим, потом маялись от тяжелейших язв на ногах. Это один из примеров. Выхолащивание иррационального из Православия - это его уничтожение. Ведомым или неведомым образом.
Звучит вопрос: «Если проблему Пасхалии календарь не решает, то зачем он нужен?» Да затем, чтобы праздновать Рождество Христово со всем миром, чтобы современный человек мог еще более глубоко погрузиться в литургическую жить, не страдая при этом шизофреническим раздвоением сознания, чтобы Рождество Христово встало на свое место в сознании не только воцерковленных людей.
Очень пафосно звучит тезис: « С Христом или с миром». Но по факту, Иисус говорил о том, что его ученики не должны унаследовать лукавство мира в каких-то более фундаментальных вещах, нежели субкультурное изобретение языческого мира (как автор изволил выразиться).Не в том месте вы от мира отгораживаетесь. Хотите противопоставить себя миру - соблюдайте заповеди, это посложней будет, чем лицемерно создавать иллюзию «другого времени».
ИМХО, пока Новый год празднуется первым, Рождество в семьях не целиком ортодоксально воцерковленных будет отодвигаться на второй план. Дети нового поколения будут спрашивать: а подарки когда, а елка когда, а почему у всех сейчас, а у нас потом, и тд. А мне бы хотелось, чтобы мои дети больше любили Рождество, так как в этот день Спаситель пришел в мир, а тут вот некий исполнитель редакционных заданий против. Вопрос автору: что приобрели и что потеряли церкви, перешедшие на Новоюлианский?
, но думать научитесь.(шутка) Это свойство, в любом случае, нужно развивать.А, что-же хотел сказать автор в своей замечательной, на мой взгляд, статье.Автор в своей статье призывает всех Христиан, следовать за ХРИСТОМ. И не разменивать по мелочам Целостность Христианской Жизни. Так называемый "новый год", ведь это-же языческая по сути вакханалия - припудренный труп идолопоклонства. " Где труп, там соберутся и орлы." Вот бесы и кружат над нашей раздвоенностью.Разве для многих, если не для всех, приемлемо было-бы ходить к примеру в воскресенье на Литургию, а в субботу в синагогу? Нет! А языческие увеселения - это жертвоприношение бесам, под видимой "упаковкой" того или иного явления.И вполне себе уживаются с нашими "христианскими" ценностями. И именно в этом "измерении" находится винопийство, блуд, детоубийство(аборты), разрушение семей и, как следствие всего выше перечисленного непонимание - а, что такое покаяние? Покаяние - это изменение ума и прежде всего, изменение жизни.(Св.Иоанн Златоуст) То есть, должен вернуться к людям " образ мыслей праведников".У нас же в головах, полная антисанитария! За то, что мученники умирали! - мы и за грех-то не считаем...Мы живём во временном отрезке в условном времени(единица измерения), в условном(материальном) мире, с величиной постоянно изменяющихся условностей( включая и нас самих).ВЕРЕН И ВЕЧЕН ТОЛЬКО БОГ И ЕГО ПРОМЫСЕЛ О НАС.И если, БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ сходит только по старому стилю - это ли, не прямое указание ВОЛИ ЕГО. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! P.S.Спасибо за статью и за лекцию.
А что касается некоторых комментариев про схождение Благодатного огня, так необходимо знать, что все православные церкви праздную Пасху в один день; различия только в праздновании фиксированных праздников.
Забавно, в некоторых отзывах на эту статью упоминание Нового года 31 декабря. Для нас, православных этот праздник 1сентября. Именно желание соединить церковную традицию со светской,приводит к желанию отмечать Рождество 25 декабря.
А последствия таких "соединений" очевидны.
Прежде всего хотелось бы поблагодарить вас за честную, без лишних ненужных эмоций и перевирания фактов статью, к сожалению масса других статей в защиту старого календаря этим грешат.
Но вы все же достаточно сильно профанируете наши - сторонников нового календаря аргументы.
Полемизировать со всей статьей полностью мне в рамках комментария будет пожалуй сложновато, но на два крайне - принципиально серьезных момента хотелось бы все таки обратить ваше внимание.
1-й вопрос исторический, связанный с возникновением самого праздника Рождества Христова. Одним из основных объяснений является то, что Церковь установила этот праздник (отделив его от Богоявления) с целью заменить праздник великого солнца Римской Империи. Но утверждающий что только этим руководствовались Святые Отцы Церкви - очевидно слишком плохо знаком с нашим Преданием. И в связи с этим возникает такая вот вилка понимания - либо Святые Отцы установили празднование Рождества Христова 25 декабря, потому что в этот день было зимнее солнцестояние, либо Святые Отцы установили празднование Рождества Христова на день зимнего солнцестояния, которое в то время приходилось на 25 декабря. И это не просто переставление слов в предложении - я хочу напомнить сколько споров было о порядке слов в Символе Вере - это вовсе не такой простой вопрос как кажется.
Мне совершенно очевидно, что Рождение Солнца Правды - вся Рождественская гимнография - весь богослужебный (древний) цикл Господних праздников - говорит о том что первично все таки солнцестояние, а дата - совершенно вторична. Без серьезного Церковного обсуждения этого вопроса - этого понимания одного из смыслов празднования Рождества Христова - обсуждение календаря нам кажется неправильным.
2-ой аргумент нашей стороны который вы исказили - это порядок следования праздников Рождества и Нового Года. Проще всего свести нашу аргументацию к "поесть салатиков" и повеселиться с "внешними". Однако наша аргументация совершенно иная. Мы считаем неправильным отделение вопроса календарного конфликта Церкви и государства в праздновании даты Нового года до Рождества - отделять от вопросов катехизаторства и практики крещения детей из нецерковных семей. Нам кажется что либо бы прекращаем крещение детей из семей церковность которых для нас сомнительна, и принимаем других крещаемых через обязательный период катехизации, либо мы просто признаем что вот эти - уже крещеными нами люди - составляющие большинство населения нашей страны - это часть нашей Церкви. И если это что часть - при чем по количеству абсолютного большинства в Рождественский пост празднует языческий по своему смысловому плану праздник - это значит что в нашей Церкви что-то очень серьезно не так, и с этим что-то нужно делать.
В качестве "бонуса" - соображения по поводу календаря комиссии Российского астрономического общества 1899-1900 года - в участии комиссии принимали участие Менделеев (был за новый стиль) и В.В. Болотов (был против) "«Календарь должен быть исправлен — прежде всего потому, что он неверен. От этого мы не уйдем; это есть и будет, какие бы ни были приведены мотивы и выдвинуты преграды. Мы уже не можем сказать, как Иисус Навин: "Стой, солнце, и не движись, луна!" Нам ближе Галилей с его убежденным "а все-таки она движется!" Зная правду, нам уже трудно оставаться при старом заблуждении. Здесь категорический императив и, пожалуй, честь и достоинство русской науки" (с). Календарная проблема. Протоиерей Ливерий Воронов
С уважением Алексей. Надеюсь услышать контр-аргументы по озвученным мной вопросам.
Само ожидание Ночи Рождества, а не Деда Мороза, должно зародить благоговение перед таким важным праздником. И сами утренники должны будут освещать событие этой Ночи. Мне кажется возрастет интерес среди "непросвещенных", да и наши маленькие православные не будут чувствовать себя лишенными какой-то радости. Но как Бог даст. Если нужно, мы будем терпеть.
Почитайте того же автора
http://www.pravoslavie.ru/82083.html
Если будете мыслить датами по старому стилю, когда говорите о церковных праздниках, все станет на свои места.
Тут надо решать вопрос с Пасхалией, дай Бог, чтобы по-скорее посчитали для нового стиля. А то держаться за старый стиль, "потому что традиция", ну не фарисейство ли это?
А пока есть как есть, то какая разница - 2 недели раньше, или 2 недели позже, главное - с благоговением относиться к праздникам, понимать их смысл, соблюдать пост. Ведь даже мы не обижаемся, если нас на пару дней позже с Днем Рождения поздравят, главное что искренне!
Спасибо!
Просите своих духовников о том, чтоб они указали о том, есть ли Божья воля на возвращение Юлианского календаря в России, есть ли Божья воля на обращению к властям России (скорее что к Президенту) о том, чтоб просить их о возвращении Юлианского календаря.
Господи, справь этот вопрос.
Это же весь мир празднует Рождество 25го декабря, а мы 7го января. Почему тогда у НИХ все сместилось?! :) Для меня все так и осталось загадкой-это безусловно мои, и незнание истории, и проблемы с математикой:) Живем мы по светскому календарю, а все наши церковные праздники, посты соблюдаем по Православному календарю.
Скажет наш многоуважаемый патриарх: "Рождество - 25 декабря", повинуемся беспрекословно!