Преподобный Иоанникий, живший в монастыре Черная Река, а также и в полном уединении, в стволе старого бука, прославился в то время, когда тело Сербской державы становилось немощным, дух же оставался бодрым (Мк. 14.38), когда афониты, синаиты и подвижники Призрена и Грачаницы распространяли "умное делание" молитвы Иисусовой, собирая себе сокровища на небесах (Мф. 6.19), при этом научая простецов крепости в Вере и народном самосознании. По одному преданию, Св. Иоанникий был уроженцем Метохии, по другому - Диоклеи Приморской (Зеты), но, во всяком случае, и он, и его монастырь-страдалец были и остаются столпами Сербства. Время его рождения - середина XIV столетия, когда Сербия при Царе Душане стала самой сильной державой на Балканах. Но уже во времена молодости преподобного, после убиения Св. Уроша Младого и Косовского боя, сербское государство стало распадаться на уделы и склоняться к упадку. Св. Иоанникий подвизался во времена Св. Деспота Стефана Высокого и его наследника Джураджа Бранковича Смедеревского, сын которого был в свойстве с Царём Руси Иоанном III. Дочь Джураджа - девица, по преданию, была исцелена Св. Иоанникием от тяжкой болезни - от слепоты или безумия (1).
В благодарность за исцеление дочери Деспот построил в 1434 году монастырь Девич. Кончина Св. Иоанникия предполагается в 1430 году.
Монастырь Девич за свою историю неоднократно подвергался разграблению и притеснениям со стороны турок, разбивших в 1459 году Деспотовину, а также изменников своей Вере - албанцев-потурченцев.
Председатель Санкт-Петербургского Славянского комитета, а ранее - консул на Балканах Александр Фёдорович Гильфердинг так описывает состояние Девича в 1857 году: "Монастырь Св. Иоанникия Девичского находится в пяти часах от Вучитрна, на границе Дукадьина, в волости, называемой Дреница. Мы переправились по разваливающемуся старинному мосту через Ситницу, текущую в низменных лугах, и скоро добрались до гор, ограничивающих Косово поле. Более четырёх часов ехали мы по высотам, то подымаясь, то спускаясь, то следуя по направлению лощин, поросших лесом, и не встречали ни деревушки, ни избы, ни души человеческой. Наконец, в поляне, окружённой лесистыми горами, увидели мы монастырь, обнесённый довольно высокою и крепкою стеною. Мы въехали в монастырь; я слез с лошади и поместился на диван-хане. Никто не выходил к нам. После многих тщетных попыток, люди докликались какого-то слуги и послали сказать игумену о нашем приезде. Долго, долго ждали мы игумена... Он рассказал мне только, что обитель страждет от албанцев, составляющих население всей окрестности, и имеет очень мало доходу, потому что албанцы отняли прежние её владения, а поклонников бывает очень мало, хотя мощи Св. Иоанникия пользуются великим уважением в народе; но монастырь живёт в такой глуши, что немногие отваживаются туда (добраться)... Монах, составляющий с игуменом и ещё одним иноком всю братию Девичской обители, стал повествовать мне..., о том, как Св. Иоанникий, сын богатых родителей, бежал из отцовского дома, чтобы удалиться от мира, и долго жил в совершенной безвестности и уединении в лесу, где теперь стоит монастырь; как народ, мало помалу, стал узнавать о его подвигах и стекаться к нему; как Юрий Бранкович, государь Сербский, услышав об его чудесах, привёл к нему свою дочь, слепую, и он возвратил ей зрение, омыв ей глаза водою из источника, который и теперь показывают близ монастыря; как Иоанникий, безпрестанно тревожимый в своём уединении, удалился в Чернорецкие горы и вселился там в пещеру... Бедный игумен Паисий... Недели через три, только что я возвратился в Сараево, мне написали, что игумена застрелили албанцы..."(2).
Современная очевидица - Наталия Батраева - пишет: "Монастырь Девич был основан в 1434 году на и месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор - деспот Джурдж Бранкович - построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название - Девич.
Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался.
Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий.
В 1941 году, во время итальянской оккупации Косова, храмы и келейные корпуса были разграблены и взорваны албанскими нацистами (игумена Дамаскина (Бошковича), как и его предшественника Паисия, албанцы убили - А.П.). В пожаре сгорели все старинные книги и иконостас с древними иконами. Пещера святого Иоанникия Девичского, находящаяся на холме севернее монастыря, также подверглась разорению.
В 1950 году (по другим данным - в 1947 г.) Девич, больше похожий на груду камней, был восстановлен трудами игуменьи Параскевы и сестер.
В 1999 году, сразу после вывода из Косова Югославской армии и прихода французского контингента КФОР в район Србицы, в монастырь ворвались албанцы - члены ОАК. С 12 по 14 июля длилась оккупация монастыря. На протяжении трех дней святыню оскверняли и грабили. Монахини вместе со своим духовником отцом Серафимом стали пленниками, и все это время подвергались физическим и моральным издевательствам. В результате отец Серафим был избит, а самую молодую сестру один из бандитов принуждал снять апостольник, на что она ответила решительным отказом.
С 1999 до 2002 года монастырь охраняли русские войска, их военная база находилась неподалеку. За это время в Девиче крестились около тридцати русских солдат.
18 марта 2004 года, на волне захлестнувшего Косово и Метохию террора, обитель вновь подверглась разорению. Военные, под охраной которых находился Девич, эвакуировали монахинь и позволили шиптарам беспрепятственно войти. После этого монастырь был полностью сожжен, гробница святого Иоанникия Девичского вскрыта и осквернена (албанцы разводили в ней огонь).
Когда военные начали эвакуировать насельниц обители, в суматохе забыли восьмидесятилетнюю монахиню, ставшую свидетельницей происходящего. Вот что рассказала мать Ангелина: «Было около четырех часов дня, когда я, уставшая, пришла из сада и сказала, что не пойду обедать. Почувствовала себя плохо (как будто в предчувствии чего-то недоброго) и задремала. Не знаю, сколько прошло времени, -меня разбудили крики и шум. Встав, я увидела, что вокруг никого нет, и только откуда-то доносится протяжное завывание (возможно, звук сирен - прим. авт.). Через разрушенные ворота обитель начало заполнять войско в черном. Это была ОАК. И я подумала, что только что отдала Богу душу!»
Сестры, эвакуированные на вертолете, вскоре заметили отсутствие матери Ангелины. Они попросили солдат вернуться. Вечером монахиня была доставлена на базу КФОР в Србице, а оттуда переправлена в больницу Косовской Митровицы.Но даже по прошествии года мать Ангелина говорила, что до сих пор перед ее глазами стоит разъяренная толпа, выкрикивающая призывы к нападению, и огонь, пожирающий дерево и камень.
Через некоторое время сестры вернулись - от Девича остались только обожженные стены. Церкви, кельи и хозяйственные постройки были разграблены, сожжены и разрушены. Монастырские ценности: церковные колокола, исторические книги кресты и многое другое - украдены. Водопровод и канализация разрушены. Система отопления демонтирована. Монастырский скот похищен.
Святыня вновь была восстановлена монахинями при помощи французских и испанских военных.
В настоящий момент в монастыре живут пять сестер, которые своими силами обрабатывают монастырские угодья.
Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят МНОГИЕ чудеса. Одно из них - незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Ведь только явной милостью Божией многократно оскверненный и разрушенный монастырь снова возрождается, чтобы своим неугасимым светочем рассеивать окружающую его кромешную тьму" (3).
Преподобне отче наш Иоанникие, моли Бога о нас!