«Здоровый человек вполне может поститься по уставу» (+ВИДЕО)

Беседа с прот. Димитрием Смирновым о Рождественском посте

Рождественский пост скоро подойдет к своей середине, а вопросы о том, как и сколько поститься, продолжают волновать многих. Допустимы ли послабления в посте и когда? Как строить пост тем, кто прежде никогда не постился? Надо ли поститься детям? Можно ли умерить строгость поста, если стал чувствовать раздражение и впадать в уныние? Что делать, если неверующие родственники приготовили непостное угощение? Как понимать слова: «Лучше в пост есть курицу, чем людей», вызвавшие бурную дискуссию в соцсетях? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

О послаблениях поста

– Отец Димитрий, как правильно поститься? И как построить пост тому, кто постится первый раз?

– Здоровому молодому человеку вполне можно поститься по уставу. Более того, это будет очень полезно для него: так он полнее ощутит себя членом Церкви, почувствует свою общность с Церковью. Кстати, очень многие постятся по уставу. Я сам 45 лет так пощусь и никаких затруднений не испытываю. Другое дело, когда человек постится первый раз в жизни. Я бы ему посоветовал для начала просто не есть мясного постом. А в дальнейшем, в следующий пост, сделать его немного строже, в третий же год поститься уже по уставу.

Самое лучшее упражнение для поста – трапеза в течение года по средам и пятницам сугубо постная, даже без рыбы и растительного масла. Если это соблюдать, тогда уже легко поститься длительными постами.

– А какие и для кого могут быть послабления в посте?

– Во-первых, для людей старых. Потому что с возрастом меняется обмен веществ в организме, возникают разные болезни. Старому человеку трудно без растительного масла, и никакого греха нет в том, что он вкушает растительное масло в течение всего поста. А если сможет один день или два – в среду и пятницу – есть пищу без растительного масла, это будет просто замечательно.

Некоторым в силу возраста или по состоянию здоровья и по предписанию врачей нельзя обходиться без белковой пищи. Им – рыба каждый день. Или осьминоги и кальмары. Правда, это продукты недешевые, но ведь не обязательно их есть много, но лишь чтобы восполнить дефицит белка.

Послабляется пост для детей – их не рекомендуется строго постить.

– Детям какого возраста послабляется пост?

Детей к полному посту надо постепенно подводить. Подросткам – поститься уже в полную меру

– Детям до 9–10 лет можно вкушать молочную пищу. Например, кашу на молоке. Дети – растущий организм, без белковой пищи им нельзя. А подросткам уже надо начинать поститься в полную меру. Можно даже такой педагогический подход сделать – сказать: «Тебе 14 лет, ты уже взрослый человек, и мы тебя воспринимаем как настоящего мужчину. Ты можешь уже и на работу пойти, если желаешь. Поэтому постись, как постятся взрослые».

Детей к полному посту надо постепенно подводить. Например, к 9 годам можно уже всё молочное исключить, кроме каши на молоке. Если детям давать больше фруктов, они не будут тяготиться ограничениями в пост.

Дети до 4 лет не постятся. Таких малышей можно даже причащать, если они поели. Хотя часто можно услышать, что этого нельзя делать. Можно.

А некоторые доходят и до такого, что утверждают, будто нельзя причащаться, если выпил лекарство. Воспринимают лекарство как еду. Бывают такие фарисейские перегибы. Но пост нужен не для того, чтобы воздерживаться от лекарства и расстраивать свое здоровье. Прием лекарств никак не может влиять на духовную жизнь человека.

Хорошо, когда человек постится с детства, – это и полезно, и здорово. И если есть финансовые возможности, пусть в пост семья в свое меню включает морепродукты.

И еще – обязательно! – на это указывается и в уставах: пост ослабляется для кормящих матерей и беременных женщин. Их пост должен быть согласован с врачом, который ведет будущую роженицу. Беременная должна думать, прежде всего, о питании младенца, которого носит под своим сердцем.

– Отец Димитрий, а как поститься спортсменам? Ведь их организму, испытывающему большие нагрузки во время тренировок, необходим белок.

– Усиленные занятия спортом – это все-таки блажь. Но если человек спортом профессионально занимается, то ему, как исполняющему тяжелые работы, пост тоже ослабляется. Рацион надо соотнести с потребностями организма и согласовать с врачом.

Также ослабляется пост людям, находящимся в тюрьме, потому что они отдельное меню себе не могут заказать. В армии – то же самое. Там не спрашивают, что тот или другой солдат хотел бы на обед, дают, как всем, – это не ресторан. Но если на обед котлеты, ты можешь их отдать другому – поделиться с самым голодным парнем. Если не поешь мяса какое-то время, ничего страшного с тобой не случится.

– Как вы относитесь к призывам в интернете: «Пост – время почистить организм!» – когда на первое место ставится физиологическая польза?

– Разумеется, пост для нас – это, прежде всего, духовное делание, духовное очищение. И концентрировать внимание на физиологической составляющей совершенно неправильно.

Непраздничный праздник

– Конец года – традиционно суетливая пора. Кто-то сдает отчеты, закрывает проекты, а кто-то готовится провести длинные новогодние каникулы за границей, на юге. Как в эти дни сохранять спокойствие? Как не растерять то, что мы накапливаем в пост?

– Не надо забывать, что пост идет круглый год – по средам и пятницам. И мы должны быть на посту собственной души. А стяжать мирный дух – это вообще наша постоянная задача. Спокойствие, рассудительность, трезвость – обычное состояние христианина.

– А что делать с новой культурой обязательных предновогодних и новогодних корпоративов? Ведь без них теперь уже не обходится ни одно учреждение, ни одна фирма…

Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу

– Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу. Эта традиция пришла к нам с Запада. В России Новый год с самого начала его празднования – с 1930-х годов – был семейным праздником, домашним. И никакой это не «кооператив», а наоборот, очень тихий праздник. Жаль, что он потеснил Рождество. Ведь что мы празднуем в Новый год, какое событие вспоминаем? Никакое. Потому что нет в этом празднике события.

– Но его иногда называют Новолетием…

– Новолетие церковное – это 1 сентября по Юлианскому календарю. У этой даты есть смысл. Дети в школу идут, начинается после летнего отдыха новый рабочий год, собран урожай и крестьянин завершает годовой круг земледельческих работ. 1 января Новолетие придумал праздновать царь Петр: хотел, чтобы и у нас было всё по-западному. И это внесло сумятицу – продолжающуюся и до сих пор – в наши традиции.

А если кто-то празднует всякие «кооперативы», то я никоим образом не препятствую, пожалуйста!.. Я всегда снотворное выпиваю в ночь на 1 января, чтобы спокойно спать под канонаду под окнами. Тоже вот такая новая традиция, которая укрепилась в последние годы.

Дурной пример вообще заразителен. Если люди на чем-то гадком делают свой бизнес, это очень быстро подхватывается, особенно молодежью. Потому что молодежь так устроена: разрушать проще, чем созидать. Вот бы в Новый год наш город стал самым чистым – все вышли бы с лопатами и очистили его от мусора и снега! Вот это был бы «кооператив»! А пить отраву, которая по какой-то странной причине называется шампанским, есть оливье – заведомо вредный продукт, колбасы, которые таковыми не являются… Не знаю, какое от этого может быть веселье. Ведь, к сожалению, народ и поят, и кормят, особенно в этот «праздник», не очень качественными продуктами.

Большевики отняли у людей христианские праздники, священников перестреляли, и народ стал забывать свои традиции. Дед Мороз заменил святителя Николая, Новый год – Рождество Христово. А хотели вообще начать летоисчисление со дня рождения Сталина – открыть новую эру.

В гостях у неверующих

Протоиерей Димитрий Смирнов Протоиерей Димитрий Смирнов

– Если ты приехал, например, на каникулы к своим родителям, которых давно не видел, и они, люди неверующие, специально для тебя приготовили угощение – увы, скоромное, – как быть верующим в такой ситуации? Ведь отказаться в данном случае – значит, проявить неуважение.

Святой Макарий восстанавливал нарушенный ради гостей пост так: пил одну воду

– В Житиях описаны выходы из этих ситуаций. Преподобный Макарий Египетский этому пример. Ешь, что дадут. Потом возвращаешься к себе домой и на эти три дня продлеваешь свой пост.

– Даже когда он закончился?

– Да. Кто мне запретит поститься на Святках? Хочу и пощусь. И ем одну вермишель и гречневую кашу. Из-за трапезы с родственниками не должно быть никаких распрей. Всё должно быть…

– по любви?

– Это не любовь, это просто уступка желаниям мира. Я что, проявляю любовь, если ем оливье?

Демонстративно подчеркивать свой пост неправильно. Это превозношение. Митрополит Филарет Московский, кстати, делал так: он, если в гостях ему предлагали то, что в этот день вкушать было нельзя, эту еду вилкой по тарелке размазывал – вроде чего-то поел. Демонстрировать свой пост Господь запретил. Христиане этого делать не могут, потому что это неприятно для Бога.

Расскажу случай из Патерика. Некие монахи пришли в гости к другим, им подали угощение – вареные овощи. И один из них говорит: «Простите, но мы не едим ничего вареного». И тогда старец сказал: «Лучше бы ты съел кровавого мяса, чем сказал то, что ты сейчас проговорил». Что, от этого твоя духовная жизнь умалится, если ты вместо сырой морковки съешь вареную? Да иди в свою келью и там хоть вообще только воду одну пей. Не выпячивай свой пост перед людьми. Святой Макарий всегда одну воду пил – так восстанавливал нарушенный ради гостей пост.

«Мясо ешь – не ешь людей»

– Отец Димитрий, по соцсетям широко разлетелись ваши слова о том, что можно и курицу в пост есть, мол, не это главное. Поднялась бурная дискуссия. Что бы вы сказали в связи с этим?

– Я объяснял проблему, что в посте главное – его духовная составляющая. А курица – некий образ, который поясняет эту мысль. Вообще я бы ни одному человеку – и верующему, и не верующему – не рекомендовал есть курицу, купленную в магазине. Если ты хочешь ослабить пост, это не значит, что тебе нужно есть отраву. Если уж есть курицу, то купленную у крестьянина в деревне.

Но дело, повторюсь, не в курице. Это образ, иллюстрация того, что в посте важнее. Удерживать язык, удерживать глаза, удерживать свои чувства – вот самый главный пост.

– Многие любят цитировать подобные высказывания, особенно известных пастырей…

– Очень многие фарисеи прекрасно знали Священное Писание, и это знание Священного Писания не помешало им орать на площади: «Распни, распни Его!» – и еще народ подзуживать. Очень часто люди за деревьями не видят леса. Если человек что-то выискивает для своего оправдания, он всегда может это найти. Потому что его цель – угодить не Богу, а себе. Святой Иоанн Лествичник тоже говорил об умеренном посте. И что, будем есть постное сало?

– Очень популярна фраза, повторяемая каждым постом: «Мясо ешь, но людей не ешь».

Поститься обязательно надо. Пост поможет преодолеть и «поедание» друг друга

– Да, это говорил отец Павел (Груздев). Я сам много раз слышал. Но это не его слова, а известная мудрая пословица. Она тоже о том, что важнее. Люди постятся, мясо не едят, а друг с другом лаются, пилят друг друга, постоянно упрекают… Ясно, что лучше баранину есть, чем друг друга. Господь хочет, чтобы они от чего прежде всего воздерживались: от вражды или от мяса? Но это не значит, что не надо поститься. Потому что пост поможет преодолеть и поедание друг друга. Хотя, конечно, лучше, чтобы друг друга не ели, я с этим полностью согласен.

Когда я был молодым человеком, я с отцом Павлом общался. И я размышлял над этими словами: они были для меня радикально революционными. Но уже с годами я их понял, когда начал сталкиваться с тем, как люди едят друг друга. Вижу, как родители детей едят, не только маленьких, но и взрослых. Вижу, как педагоги совершают десятки педагогических ошибок ежедневно, просто калечат людей. Вся жизнь – это наблюдение за тем, как люди кусают друг друга, едят, калечат, приносят друг другу боль, и для людей это стало называться жизнью, они всё время должны строить защиту друг от друга. Понятно, что мысль о Боге тут уже и не возникает. Поэтому эту грызню надо из жизни устранить, хотя бы тем, кто исповедует христианство.

– Батюшка, как быть, когда постишься и при этом начинаешь раздражаться? Вроде бы первые недели хорошо прошли, а потом понимаешь, что «закипаешь». Возможно ли послабление в посте как средство против такого раздражения?

– Если это послабление уберет раздражение, то, конечно, возможно. Потому что никому пост с раздражением не нужен – он категорически вреден. Значит, это не твоя мера. Съешь ту же самую пресловутую курицу и смиряйся.

– А как быть с музыкой, театрами, кино? Ведь многие не хотели бы совсем «выпасть из жизни», отказаться от этого на время поста.

– Во-первых, музыка музыке рознь. Есть музыка, для поста неприличная, а есть музыка, которая может способствовать посту. То же касается и зрелищ.

– Сейчас в кинотеатрах идет фильм «Иерей-сан» – вроде бы о священнике, если судить по названию. Но…

– Именно что, но… Это боевик, слепленный по лекалам боевика, в главной роли актер, который всю жизнь в боевиках и играл.

Можно ли его смотреть? Апостол Павел говорит: «Нам всё позволено, но не всё полезно». Если для человека это не вредно, то пусть смотрит. Снявшийся в фильме Кэрри Хироюки Тагава – потрясающий актер. У него такое лицо, на которое можно смотреть часами. Очень богатое лицо. И сыграл он, конечно, потрясающе. Всё на нем держится. Даже другие звезды, занятые в фильме, в его лучах тускнеют. Мощная личность. Он у меня буквально стоит перед глазами.

– Пост продлится еще несколько недель. Какие бы советы вы дали нашим читателям, чтобы это время прошло для них с наибольшей пользой?

– Каждый человек, который ходит в церковь хотя бы иногда, уже слышал с десяток этих обращений. И если он к своей внутренней духовной жизни внимателен, то ту меру поста, которую он способен понести, он исполнит.

Я в заключение напомню известные слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Вместо всяких обращений вот такое домашнее задание – поразмышлять над ними.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Еще раз о посте Еще раз о посте
Прот. Олег Стеняев
Еще раз о посте Еще раз о посте
Протоиерей Олег Стеняев
О том, как связаны пост и молитва, может ли воздержание от жвачки быть подвигом и с чего начать поститься тем, кто всё еще сомневается в своих силах.
О том, как правильно поститься О том, как правильно поститься
Терапевт Наталья Тарасова
О том, как правильно поститься «Я никогда не видела вреда от воздержания»
Терапевт Наталья Тарасова о том, как правильно поститься с медицинской точки зрения
Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Что может быть плохого в грибах или капусте? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста?
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митр. Лимассольский Афанасий
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митрополит Лимассольский Афанасий
Человек, когда постится, становится смелым, а смелость является очень важной добродетелью в духовной борьбе. Если у тебя нет смелости, ты не можешь спастись.
Комментарии
Марина21 декабря 2015, 19:07
Я то же живу на Крайнем Севере и прекрасно понимаю "северных". Снабжение Севера везде разное, где то есть всё, а там ,где всё завозится на зиму с материка,там не всё и не всегда. Жила одно время на Кипре, вот уж где пост можно держать не заморачиваясь . Когда только начинала то и на Кипре частенько вставал вопрос: А что есть? Сейчас за десять лет опыта уже и на Крайнем Севере этот вопрос не стоит. Лишь бы была картошка,мука и крупы, да масло растительное. За лето набираем ягод,грибов.Крутим заготовки, квасим капусту, огурцы солим (привозные в сезон) В сезон привозят и яблоки ,и виноград, груши, томаты и перец.Закупаем помаленьку и перерабатываем.Достаточно много сейчас консервов с фасолью и самой фасоли разной, чечевица.Много морозим-ягоды, зелень, перец, капусту цветную. Люблю крутую манную кашу сваренную с сухофруктами или мороженными ягодами. Она застывает, режешь ножом как торт, а сверху можно мед или варенье.Как варила борщи и супы, так и варю, но без мяса, добавляю для навара любые крупы и побольше зелени (мороженной). Щавель то же морозим. Рецептов очень много.Морковь,лук, свекла есть -отлично,винегрет можно.Извините, но кажется увлеклась.А в тундре конечно ничего толком нет, так там и едят , что ели поколениями- рыбу, моржа, тюленя, оленя.Не надо просто усложнять. Есть священники в храмах, они всё знают- где, кому и что благословить в пост.
Прохожий20 декабря 2015, 23:18
Здравствуйте. Хотел бы сказать, что все необходимое для организма можно заменить растительными аналогами. Для этого просто необходимо некоторое время уделить на сбор информации по данному вопросу. Купить комплекс витаминов и далее исходя из предпочтений имеющихся заболеваний и особенностей жизни (труда) покупать все необходимое. Нужен белок? Покупайте к примеру фасоль или грибы. Любите яйца берите авокадо. К слову сказать морковь очень много "перекрывает". Единственная проблема заключается в том, что постная еда по цене может оказаться на порядок дороже мясной, и в этом смысле уже перестать быть постной. Ведь в старину, мясные продукты были дороже и отказ от них позволял сэкономить деньги для подачи милостыни нуждающимся. А так, при желании если самостоятельно сесть и разобраться, в чем действительно нуждаться наш организму, то практически каждый (в том числе и больные которым врачи прописывают есть мясо) найдет замену скоромной трапезе. Вопрос в цене. Постом (даже сухоядении) можно (в плане питания) и спортом заниматься и киркой махать вообще перестать понимать, видеть в отказе от мяса что-то особенное.
Наталия18 декабря 2015, 12:50
Татьяна, спаси Господи Вас! Благодарю за тёплые слова. Мы молимся за Украину.
Ольга17 декабря 2015, 04:10
Спасибо, дорогие, за советы! Есть грех, ропщу. Я живу в Мурманске, а ещё севернее у нас монастырь восстановили, который был основан в 16 веке! Монастырский устав строгий, как же бедные монахи его выдерживали?! А я вот вам пожаловалась. Самый первый свой пост, я тогда работала, но ни разу не исповедовалась и не причащалась, выдержала только две недели. А вот уже осознанно-с исповедью, Причастием, с благословением, и это был Великий пост, выдержала, как положено. Но искушений было!, и я даже не про еду говорю. С этим легче. В Великий пост уже солнце появляется, веселее.Соглашусь с теми, кто говорит, что в пост и молиться легче. Вот это раньше для меня серьезным испытанием было. Потому и приход для себя выбрала - монастырское подворье, где служба длится 4 часа, т.к. понимаю-это меня смирению научит. Очень нуждаюсь в советах, а на подворье у нас не всегда спросишь-монахи не очень говорливы, а с теперешним настоятелем не знакома даже. Хорошо бабули-старожилы у нас душевные-жалеют меня даже, укутывают, когда холодно, подсказывают. Вот и вы помогли, спаси вас всех Господи!Простите меня, если кого в ропот и смущение ввела. Храни вас Бог!
Татиана16 декабря 2015, 23:55
Здравствуйте милая женщина Наталия с северных просторов!Я с таким уважением отношусь к людям живущих в местах с суровым климатом к их стойкости и к мужеству!Я живу в Донецке(ДНР)и в прошлом году нас занесло в Сургут, к сестре, так для меня морозы стали целым испытанием.Мы там были не долго,четыре месяца,но нам этого хватило!Ну ачто касается поста,то по словам и делам святых:"обуздавший язык сможет обуздать и плоть".Храни вас всех Господь!!и хочу всем Россиянам сказать огромное спасибо за вашу любоаь,сострадание,понимание и самое главное терпение и помощь в отношении моих соотечественников и лично к нам!Простите нас!Мы все Русские!!!
Иоанна АБ16 декабря 2015, 23:06
Пост, как и почти всё в нашей жизни, - вопрос привычки. Если перетерпеть 3-4 дня, аппетит уходит. Вот тогда и понимаешь, насколько больше, чем нам действительно нужно, мы едим. Надо понять и то, что слабость, головокружение, зверский голод и плохое настроение - это чаще всего не наш организм сигнализирует о недостатке питательных веществ, а наши собственные лишние жиры требуют свою "дозу".
Владимир Степанов16 декабря 2015, 21:57
Воздержание от пищи без молитвы и причащения - самоистязание.
Воздержание от пищи это добродетель, это наше противление мирскому. Но бесы делают все возможное, чтоб вы отказались от воздержаний. Именно поэтому обостряются конфликты с собой и окружением - дела не спорются, появляется агрессия, злоба и раздражение, энергии для тела не хватает, конечности мерзнут, а порой немеют. Я с этим сталкивался, этой мой опыт в пробах на пищевой пост.
Как тут быть, что предпринять?
Во-первых, "непрестанно молитесь". Вставайте раньше, читайте утреннее правило, акафист/канон, 1-2 главы Евангелия. В молитвах делайте поясные поклоны, на каждую "славу", "ныне", и вообще на каждый абзац и красную строку. За сутки будет не меньше 200 поклонов, это здорово согревает и разгоняет кровь даже в полый голод. То же вечером - вечернее правило, Псалтирь, акафист/канон. В субботу, воскресенье, количество поклонов можно сократить значительно. Акафисты подберите на своих святых, и все остальные. Агрессию и злобу я снимаю молитвами об избавлении от хульных мыслей - батюшка благословил на это, неимоверно помогает. Утром молитва 1 час, вечером 1,5 часа. Понятно, что на ТВ, Малахова и новости сил вообще нет.
Во-вторых, обязательно причащайтесь. Не один раз за пост, а еженедельно. Может не сразу получится, но с молитвой все возможно. Конечно, подготовка должна быть полной, вечерняя служба, чтение последования с поклонами, и т.д. Тут вечерняя молитва может быть 2 часа и больше.
В-третьих, на Литургии молитесь к Богу об исцелении души и тела, о даровании сил терпеть трудности поста и молитв.
Начинайте сегодня, к Великому посту будет некоторое понимание, а за год будете жаждать поста, удивляясь тому, насколько он возможен для каждого. Кроме того, такой подход откроет вам кладезь знаний о мире, о своих родных, о вас самих, и такой же кладезь о том, как эти знания направить в верное русло. Дерзайте, Бог вам в помощь.
Корнилий16 декабря 2015, 13:59

Пост есть добродетель, за которую даётся благодать.Из слова 34 прп. Исаака Сирина "Добродетель есть матерь печали ,а от печали рождается смирение и смирению даётся благодать". и далее в этом же слове "Бог не хочет, чтобы душа была без попечения. Кто желает не иметь попечения, тот мудрованием своим вне воли Божией" и ещё "Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверзста дверь гордости". Итак как мы видим пост без скорби теряет свой смысл и кто таким образом постится, тот подобен пяти неразумным девам нестяжающим масло для своих светильников, из Евангельской притчи
Корнилий16 декабря 2015, 08:04
Пост есть добродетель, за которую даётся благодать.Из слова 34 прп. Исаака Сирина "Добродетель есть матерь печали ,а от печали рождается смирение и смирению даётся благодать". и далее в этом же слове "Бог не хочет, чтобы душа была без попечения. Кто желает не иметь попечения, тот мудрованием своим вне воли Божией" и ещё "Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверзста дверь гордости". Вот, Вы, Ольга, пишите /Но самое сложное - справляться с искушениями: раздражением, бесконечным желанием съесть чего-нибудь. Слава Богу, молюсь без принуждения самой себя!/, а я, вот, испытываю тоже что и Вы ,но ещё и молюсь с принуждением. И хорошо что так, А то не будет елея в светильниках и окажемся среди неразумных 5 дев, Ев.Матф.гл.25. Согласен с Натальей, что постится нужно не в ущерб здаровью,но на послабление Устава нужно брать благословление.
Наталия16 декабря 2015, 06:38
Вот, поддержу Ларису: у меня всегда в домашней аптечке настойка элеутерококка и витамины, пила витамины с женьшенем. Без них у нас никак. Ещё варю морс из брусники и шикши. Ну и вареньице из наших северных ягодок, указанных Ларисой, едим. Их можно просто с сахаром перекручивать. По утрам вкусно в кашу добавлять. И ещё Екатерине - примерно об этом я и писала, Вы правильно поняли. И, конечно, благодарность о. Димитрию за его наставления нам, грешным. Спаси Господи.
Ольга15 декабря 2015, 21:29
Правильный батюшка.) Мудрый. Спаси Господи!
Natalya Danilova15 декабря 2015, 19:38
Слава Богу, что есть такие батюшки, как о. Димитрий! Конечно,
надо с рассуждением подходить к посту в меру своих сил, дабы не впасть в грехи против ближних, которые гораздо серьезнее греха нарушения или послабления поста.
Yekaterina Kartasheva15 декабря 2015, 16:26
Ольга и Нататлья с Крайнего Севера, не могла пройти мимо ваших постов. Я здоровый человек по меркам врача и не живу в экстримальных условиях, но поститься как положено не могу - быстро наступает слабость сильная, духовника нет. Переживала что не могу как положено, а потом перестала-если не могу, то что теперь, калечить себя? Кому я должна что-то доказывать? Богу? Разве Бог хочет чтобы я заболела и болела? Нет, Господь не хочет чтобы мы страдали.

Хочу поделиться своими мыслями с вами может быть это как-то вам поможет: пост должен бодрить человека, не приводить в состояние недееспособности, параллича и отчаяния, а именно бодрить, собирать, освежать. Он не должен убивать тело, но его цель - делать тело человека легким, способным к духовному развитию - молитве, борьбе со страстями и пороками, предстоянию в храме, делам благочестия. Пост изгоняет лень, а не способствует ей. Пост делает человека добрее, а не злее и раздражительнее. Если этого нет, значит с постом что-то не так даже если человек выдерживает пост строго по уставу.

Я так сужу свою меру поста - когда жизненные трудности перестают видиться трудностями, когда недостаток в чем-то перестает видится недостатком и становится Божием благословением, когда на месте раздражения, ненависти и невыносимости появляется мир, примирение и единство со всеми, когла мне хочется обнять весь мир и тех кто рядом, а из сердца и души уходит холод и обиды, когда я спокойно вижу и принимаю свои грехи и падения, а не твержу "не виноватая я" - для меня мера поста выбрана правильно и не важно ем ли я какие-то скоромные продукты.

Еще важно помнить: устав постов - монастырский, традиции других поместных церквей отличаются от русской (если я не ошибаюсь в Греции постяться по средам и пятницам и Великим постом, других постов у них нет) и люди спасаются и даже становятся святыми; привыкнуть взрослому человеку к посту по уставу требуются порой годы.

Ищите свою меру через свой личный опыт. Пост - это подвиг утончения плоти и укрепления духовной составляющей человека, а Господь найдет путь вас наставить и направить на правильный путь. Только уповайте на Него.
Светлана15 декабря 2015, 14:25
Отец Димитрий, спаси Вас, Господи! Очень просто и очень нужно, продолжайте, пожалуйста этот цикл.
Наталья15 декабря 2015, 13:26
Ольга с Полярного Круга, здравствуйте. Я тоже живу на Крайнем Севере, не за Полярным кругом, но в небольшом посёлке на берегу Охотского моря. И я тоже писала о том, что нам, настоящим северянам, тяжело поститься. Не очень-то меня поддержали, даже написали, что я пытаюсь оправдывать себя и придаю в пост большее значение телесному, а не духовному. А я Вас поддержу, потому, что в отличие от писавших мне такие строки, понимаю, каково жить на Дальнем Востоке. У Вас минус 15, а у нас минус 35 и ветер, световой день максимум около 5 часов, в три часа дня уже темень. Цены на продукты - бешеные, качество большинства продуктов - отвратное. Но ничего, выживаем и живём с Божьей помощью. У нас батюшка, дай Бог ему здоровья, благословляет в Великий пост рыбу, чтобы мы тут совсем не загнулись, и сугубо может благословить тот же кефир, как мне, например. Я его пью, кроме среды и пятницы. Кефир делаем из молока, которое покупаем у местных людей. Привозной кефир из областного центра - 0,5 литров из сухого молока стоит около 200 рублей за пакетик. Огурцы-помидоры - около 700 рублей за килограмм. А так кушаем нашу северную рыбку. Мне тут давали совет есть морепродукты - стало смешно, так как их у нас нет, кроме рыбы - ничего. И даже рыба не в магазине продаётся, а покупаем мы её с рук у рыбаков. Но людям с "материка" это сложно объяснить, начинают писать, что я так себя оправдываю, типа поститься не хочу. Но это не так. Какое продуктовое снабжение на Крайнем Севере и какие здесь цены и условия жизни, Вы и сами знаете. Люди с "Большой земли" никогда нас не поймут. Ещё готовлю постные пироги, вчера вот пирог испекла из слоёного теста с капустой. Получилось очень вкусно, несмотря на то, что кочан был местами гнилой - такие продукты в нашем посёлке не редкость. А из рыбы и котлеты разные делаем, и тушим, и жарим, и запекаем. Вот так и постимся и живём. Ну а самое трудное - это духовный пост, конечно: не осуждать, не завидовать, не гневаться, не обижаться и т.д. Но тоже стараемся, хоть и падаем часто. Так что поститесь не в ущерб своему здоровью. Условия жизни на Крайнем Севере - экстремальные, иначе живущим здесь людям не платили бы районные коэффициенты и северные надбавки, не просто так же их платят. Кто знает, тот понимает. Лучше поесть рыбы и растительного масла, чем загреметь в больницу с сорванным желудком и пищеварением. У нас своя мера. Приятного Вам поста.
Лариса15 декабря 2015, 12:35
Дорогая Ольга, попробуйте после совета с хорошим врачом принимать растительные адаптогены - родиола розовая, женьшень, элеутерококк и др., это аптечные препараты, надо выбрать, что Вам подойдет. Эти растения помогают справиться с негативными, стрессовыми факторами для организма, такими как недостаток кислорода, холод, крайне малое количество дневного света. Попробуйте делать пророщенные семена (пшеница, подсолнечник и др.), это очень просто. Когда я жила в Приполярье, у нас были обязательные облучения ультрафилетом (кварцевые лампы). Ну и, конечно, северные ягоды - черника, голубика, морошка, шикша.
Помощи Божией!
15 декабря 2015, 12:24
СПАСИБО! Воспитательно-поучительная статья! Ещё раз задумался о самовоспитании ! Храни вас всех Господь!!!!
Иоанна АБ15 декабря 2015, 12:02
Дорогая Ольга! Есть сайт иеромонаха Макария (Маркиша), он даст ответ на любой вопрос. Почитайте те ответы, которые уже опубликованы, может быть, вы уже найдёте то, что вам нужно. Ответы впечатляют глубиной и совмещают святоотеческий подход с пониманием всех трудностей мирской жизни. Да поможет вам Господь! Думаю, "год за два" не только в мирской, но и в духовной жизни зачитывается тем, кто старается в таких трудных условиях следовать за Христом.
Татьяна Соболь15 декабря 2015, 07:47
дай нам Господи всем веры терпения достойно пройти пост и духовно и физически.
Елена Варфоломеева15 декабря 2015, 07:08
Спаси Господи батюшку.Люблю его.Глоток свежей воды его проповеди.
Ольга15 декабря 2015, 06:30
Спаси вас Господи! Но подскажите хоть кто-нибудь, как поститься на Крайнем Севере?! У нас ведь полярная ночь, рассветает на 2 часа, все время хочется есть и спать! И холодно очень - всего 15 градусов, а ветер ледяной- у залива живём, атмосферное давление меняется все время, сон и нарушается. Это трудно понять тем, кто не жил за Полярным кругом. Наши священники говорят, что масло растительное в обязательном порядке. Нынче даже без благословения на Пост (один священник на бывшем монастырском, а теперь архиерейском подворье остался), духовного отца ни в нашем приходе, ни в городе вцелом я так и не нашла. Вот, сама себе послабление сделала - кефир оставила. Но самое сложное - справляться с искушениями:раздражением, бесконечным желанием съесть чего-нибудь. Слава Богу, молюсь без принуждения самой себя! Но знаю точно, если бы сейчас работала, две недели максимум продержалась бы. Спаси вас Господи, люди добрые! Всем здоровья и терпения!
Yekaterina Kartasheva15 декабря 2015, 04:19
Спасибо!
Yekaterina Kartasheva15 декабря 2015, 04:15
Батюшка с любовью! Благодарю!
Елена Варфоломеева15 декабря 2015, 04:00
Спаси Господи о.Дмитрия.Люблю батюшку.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×