Православный календарьПравославный календарь
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.

Сэр, уберите свой нос, пожалуйста

Беседа о «чужом рабе» с протоиереем Александром Лебедевым

О том, как важно для христианина не занимать чужое место в деле спасения другого человека, тем более что это место принадлежит Христу; быть вежливым и деликатным, – наш разговор сегодня с настоятелем вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу протоиереем Александром Лебедевым.

     

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14: 1–4). В этом фрагменте из послания апостола Павла привлекает внимание указание на «своего» Господа. Как понять это наблюдение или утверждение апостола? Значит ли это, что у каждого из нас – свои собственные взаимоотношения с Богом и вторгаться в эти отношения нельзя?

– Как я понимаю, апостол Павел обосновывает причину, по которой мы должны воздерживаться от осуждения кого-либо: суд над другим человеком есть посягательство на собственнические права Бога. Мы сквозь пелену веков не вполне понимаем, чем было рабство во времена Христа и апостолов. Мы представить себе не можем, что один человек от рождения пожизненно может быть собственностью другого человека. Однако такие отношения в те времена были обычны и не предосудительны сами по себе.

Чья-либо попытка самочинно распоряжаться нашим личным имуществом вызывает как минимум возмущение, а вообще может и по рукам получить тот, кто их тянет, куда не надо. К таким естественным для каждого собственническим инстинктам и апеллирует, по-моему, апостол Павел: что ты осуждаешь кого-либо? не лезь не в свое дело, не твой это раб, не тебе и судить. Знаешь, Кто его хозяин? Желаешь с Ним потягаться? Он – Бог, а «кто ты, осуждающий чужого раба?» По-моему, такое «на себя-то посмотри» способно отрезвить любителя осуждать.

Кроме того, апостол Павел затрагивает важную тему об индивидуальности отношений с Богом каждого человека. «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14: 6) – и каждого из них Бог принимает. Этот пример говорит далеко не о всеядности Бога и не о тождественности противоположностей, а о вторичности формы по отношению к сути явления. Уверенный, что можно есть всё, опирает свою уверенность на признание Бога Творцом всего сущего: Бог благ, следовательно, среди сотворенного Им нет ничего скверного. И это так. Воздерживающийся от определенной пищи человек тем самым приносит жертву Богу, справедливо считая, что воздержание в принципе богоугодно. Ведь первая и единственная заповедь Бога по отношению к человечеству до грехопадения – о воздержании (вспомним запрет вкушения плодов древа познания добра и зла в раю). И ядение, и неядение в приведенных примерах мотивируются одним и тем же чувством: благоговения перед Богом.

Иногда мы видим непонимание, а то и ярость, возмущение, «праведный» гнев, если другой человек ведет себя не так, как мы привыкли, в быту, общине, храме. Речь не о выкладывании ног на стол, не о хамстве, а о «разрыве шаблона»: вроде бы верующий, а ведет себя как-то вот не так. То кланяется невпопад, то на исповедь ходит чаще, чем к Причастию, то… Дело не в особенностях поведения осуждаемого, а в гневе осуждающего. Чем вызвано такое чувство ярости?

Вера не призвана тотально стандартизировать отношения человека и Бога, проявления любви к Богу многоразличны

– Вера не призвана тотально стандартизировать отношения человека и Бога. Да, для всех времен и народов одинаково неизменно звучит повеление: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим» (Лк. 10: 27). Но и разумение, и сердце, и крепость у каждого свои. Посему и проявления любви к Богу многоразличны, иногда по видимости даже противоположны.

Важно ли в этом случае быть просто деликатным и вежливым?

– Чрезвычайно. Хотя бы для того, чтобы иметь время призадуматься: а не остудить ли свой «разум возмущенный»? Старец Емилиан, игумен монастыря Симонопетра, говорил: «Если не можете быть святыми, будьте хотя бы вежливыми». Выходит, до святости далековато тем, кто не может соблюдать элементарные правила хорошего тона.

    

Нередко приходится слышать сетования церковных людей на то, что близкие их как-то странно глухи к призывам исповедоваться, ходить в церковь, поститься и прочая. Просто сердце разрывается от того, что они такие безбожники – ничем-то их не проймешь. Что тут скажешь? Стремление помочь близким прийти к Богу похвально, однако важно не забывать, что в этом деле мы призваны свидетельствовать о Боге, а не навязывать человеку свое представление о том, как должны строиться его с Ним отношения.

Казалось бы, это так естественно – судить о других по себе: имея некий опыт воцерковления (действительного или мнимого), считать, что этот опыт универсален. Нам кажется: ну, почему это не срабатывает по отношению к другому так, как сработало в свое время по отношению ко мне? А потому и не срабатывает, что это другой человек. Попытки воцерковления ближних были бы гораздо успешнее, если в этом процессе мы предусмотрели бы какое-то место Богу, а не пытались организовать акцию спасения через подчинение другого своим стереотипам благочестия.

Прорывается зачастую в среде православных этакое стремление манипулировать другими ради их же собственного блага. Инфернальный душок в этом несомненен. Это объясняет ту обиду и гнев, которые изливаются зачастую на того, кто так нагло не желает соответствовать навязываемым стандартам.

Как же можно воздействовать на других, как помочь человеку в его отношениях с Богом? И возможно ли это, если у каждого из нас свой к Нему путь?

Святитель Григорий Богослов: “Слово можно опровергнуть словом, а чем ты опровергнешь жизнь?”

– Возможно. Непредосудительный и спасительный способ вмешательства в дело обретения человеком веры, его воцерковления и спасения один, и он универсален: личный пример. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» – кто из нас не слышал этой истины?! Да, именно так: перенаправив вектор духовных усилий с других на себя, мы не бросаем этих других на произвол, а спасаем их, встаем на путь самого неопровержимого свидетельства о Боге – свидетельства примером своей жизни. «Слово, – говорит святитель Григорий Богослов, – можно опровергнуть словом, а чем ты опровергнешь жизнь?» Пусть пример нашей жизни уверяет близких в том, что Бог есть, – это наилучший наш вклад в дело их спасения, а остальное, мне кажется, имеет смысл предоставить сделать Христу.

Не чужими, а своими духовными проблемами нужно заниматься – как часто оказывается, их довольно много. Не совать свой нос в дела Бога и другого человека может оказаться, как подтверждает практика и пословица, весьма полезно для здоровья.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 840 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Архим. Андрей (Конанос)
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Разговор о принятии решений, ошибках и молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
Может ли духовник разрешить все твои проблемы? Нужно ли бояться ошибок? Что делать, если ты колеблешься?
Верить в лучшее Верить в лучшее
Свящ. Димитрий Шишкин
Верить в лучшее Верить в лучшее
Священник Димитрий Шишкин
Лучше нам ошибиться, подумав о человеке хорошо, чем ошибиться, подумав о нем плохо. Потому что вера в лучшее оставляет человеку шанс к исправлению.
О том, как мы судим о людях О том, как мы судим о людях
В. Духанин
О том, как мы судим о людях О том, как мы судим о людях
Валерий Духанин
Некто пришел к духовному наставнику, чтобы передать тому, что сказал о нем друг его. «Подожди, – остановил его старец, – просей сначала всё, что ты собираешься сказать, через три сита». «Что же это за три сита?» – удивился ученик.
Комментарии
Георгий Симон19 января 2016, 22:15
Это, конечно, не по существу, но по законам Моисея рабов держали не более 7 лет, и перед освобождением платили "выходное пособие", чтобы человеку было на что начать новую жизнь. Каждые 7 лет также был праздник, на который освобождали вообще всех рабов. И если рабовладелец переспал с рабыней, он обязан был предложить ей стать его женой. Если она отказывалась, хозяин был обязан немедленно её освободить.
Владислав 9 декабря 2015, 00:00
Огромное спасибо, батюшке!

"до святости далековато тем, кто не может соблюдать элементарные правила хорошего тона"
Затронута очень важная и актуальная тема сегодняшней церковной жизни.
Антоний 8 декабря 2015, 22:49
Добрый вечер, братья и сестры! Большое спасибо за статью! Из своего опыта подтверждаю, что человека, вставшего на путь воцерковления, нужно поощрять за успехи на этом пути, а не судить за слабость. Удалось держать первый в жизни пост целую неделю? Порадуемся! Не удалось и трёх дней - утешим. Возникли у человека вопросы - ответим! Проверено: так, шаг за шагом, человек приходит к Богу. А если его тянуть силой, то религию он будет воспринимать как ненавистную систему запретов и ограничений, которой нужно оказывать всемерное сопротивление.
Elena 8 декабря 2015, 11:45
Про меня и мой "праведный" гнев - не в бровь, а в глаз. Очень вовремя.
р.Б.Иулия 8 декабря 2015, 02:32
Наконец-то заговорили о личных отношениях человека и Бога! А то все как-то больше о себе, да о себе. Спаси Бог!
Наталия 8 декабря 2015, 01:28
Вот и ответ на вопрос,как спасти дорогого для тебя человека,который потерялся по жизни,что-то ищет и не может найти. Главное, личный пример,а не отталкивающая настойчивость. И молю Господа, пусть всё будет по Его воле и милости. Спаси Господи и спасибо большое за статью.
Andrei Sazonov 8 декабря 2015, 00:56
Спасибо за статью. А на " ревность по истине", думается мне, необходимо получить благословение у духовного отца на юродство.
Владимир 7 декабря 2015, 21:00
Спасибо за статью! Проявляю "праведный гнев", вместо того, чтобы следить за своими грехами. Осуждаю, когда сам не могу измениться. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
ТАМАРА 7 декабря 2015, 16:53
КОРОТКО,ЯСНО И ПОНЯТНО. СПАСИ ВАС БОГ,БАТЮШКА.
Павел З. 7 декабря 2015, 15:08
Статья неплохая, но кто ж напишет когда-нибудь статью о том, как отличить ревность по истине от осуждения? Вот где вопрос дня.
Татьяна 7 декабря 2015, 14:32
Спасибо!Просто и так верно!Спаси Господи!
Татьяна 7 декабря 2015, 11:58
Вот и ответ на вопрос! Спаси Господи !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Священник Александр Лебедев
Степан Игнашев

Новые материалы

Выбор читателей

×