Когда-то он был обычным иудеем, не глупым, не богатым, дружелюбным. Но затем властным жестом поманила его к себе мамона, и он начал служить ей. Жизнь круто переменилась, теперь он стал преуспевающим отщепенцем: дела пошли в гору, но круг общения сузился до рабочего коллектива.
Он был сначала Левием, что значит «присоединение». Почему он получил от родителей такое имя? Связывали ли они с ним какие-то чаяния? Неизвестно, но он, став мытарем, решил, что сейчас этому имени соответствует: вся его жизнь теперь сводилась к присоединению новых денег к уже накопленным.
Впрочем, по имени к нему обращались крайне редко. Всё чаще в свой адрес он слышал выражения из тех, что пишутся на заборах. Никаких обид, всё вполне заслуженно. В каждой профессии есть свои издержки, есть плюсы и минусы – он понимал это. Он купил себе новый просторный дом, но родственники порвали с ним все связи. Левий не был женат, но предполагал, что многозначная сумма сбережений поможет урегулировать это недоразумение. Иногда он думал, что жизнь удалась, иногда сомневался.
Контора Левия располагалась на берегу Галилейского озера, здесь рыбаки отчитывались за пойманную рыбу и вносили пошлину. Лица были одни и те же, мытарь их уже хорошо запомнил. Когда две пары братьев – Симон и Андрей, Иаков и Иоанн – перестали появляться, он это заметил. Позже он заприметил их в толпе людей, ходящих за новым проповедником – Иисусом.
Он стоял с самого края и улавливал лишь обрывки фраз, но и они разбередили ему душу
Однажды любопытство взяло верх и Левий, закрыв свое заведение на ключ, тоже присоединился к людскому морю. Он стоял с самого края и улавливал лишь обрывки фраз, но и они разбередили ему душу. Вернувшись, он сел на свое рабочее место, полный дум. В тот день он впервые почувствовал, как больно может жечь совесть.
Им, этим рыбакам, конечно, проще. Сети всегда можно бросить, всегда можно и подобрать. А с мытницы попробуй отлучись на продолжительное время… Эх…
Затем Тот, Который взывал к толпам, воззвал лично к нему: «Следуй за Мной!» (Мф. 9: 9) – и Левий перестал быть сборщиком податей. Он стал учеником Христа и апостолом.
Разве это не дар – начать все с чистого листа? Разве не дар – освободиться от рабства греху?
Еще у него появилось новое имя – Матфей, то есть «дар Божий». Разве это не дар – начать все с чистого листа? Разве не дар – освободиться от рабства греху, от всех этих неправедных стяжаний и неправильных целей? Разве это не дар – видеть Того, Кого желали видеть пророки и праведники? Разве не дар – быть вписанным в Небесную книгу? Новое имя помогало ему перестроиться – иметь надежду только на то, что исходит из руки Божией, а не человеческой.
Признак искренней, состоявшейся веры – желание ею поделиться. В апостоле Матфее начинает зреть евангелист. Он устраивает пир, на который зовет знакомых мытарей. Просторный дом впервые наполнен. Главное блюдо – Хлеб Жизни Христос. «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс. 33: 9)!
Пройдет время, и рукой, прежде считавшей монеты, апостол Матфей напишет первую книгу Нового Завета, в которой не забудет отметить, что один из двенадцати, последовавших за Иисусом, вначале следовал за мамоной, был презренным мытарем, но потом исцелился.