— Дорогой батюшка, я знаю, что каждый день жизни в 89 лет даётся вам с великим трудом. Но вы, несмотря на слабости и недуги, продолжаете нести людям неизмеримую духовную пользу. Вам помогает молитва или Господь Сам решил продлить вашу нелёгкую жизнь?
— Я думаю, что Сам Господь так изволил. Сколько болезней я перенёс, ты знаешь… А вот Господь даёт мне такое долголетие. Я и не думал, что проживу больше, чем папа мой прожил, но именно так и вышло. Я полагаю, что это за молитвы духовных моих чад: они просят Бога, чтобы я ещё немножко пожил. А я думаю: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».
— От многолетних трудов на православной ниве может ли устать душа?
— Она радуется, радуется! Как я вхожу в храм и вижу, что он полон народу, — я приветствую верующих: «Радуюсь за вас, что опять мы в доме Божием! Благо мне приметатися в дому Божием, чем жить в селениях грешничих». Это великое счастье, что Господь даёт ещё встречу со своими духовными чадами.
— А почему во мне радости нет, батюшка?
— Вот говоришь это, а сам смеёшься, — значит, и ты радуешься. Со мною даже ты радость обрёл.
— Вы говорите мне: «Саша, у тебя опять искушение». Но ведь я стараюсь не грешить, и у меня, хотя я младше вас, прибывают болезни. Жить всё труднее: у каждого свой возраст. Вы считаете, что в 68 лет я ещё мальчишка, а мальчишка этот страдает не меньше вас. В мои годы папа мой уже в землице был.
— В твои годы я ещё до двенадцати ночи совершал требы. Куда только не ездил — и к больным, и на исповедь, и на освящение дома… Старался… Матушка греет-греет ужин, а меня всё дома нет. Потом она уже в церковь начинает звонить, а ей говорят: «Не волнуйтесь, приедет батюшка, никуда не денется».
— Батюшка, вы мне как-то рассказывали, как вы ехали с владыкой Иоанном (Снычёвым) на трамвае…
— Он моложе меня был… Мы с ним вместе служили в Суйде, ещё в 1950—1951 годах. Там был деревянный храм, потом его сожгли при Хрущёве… Митрополит наш тогдашний Григорий (Чуков) — Царство ему Небесное, великий был подвижник и молитвенник! — назначил молодого иеромонаха Иоанна (Снычёва) в Суйду. А в помощники ему меня определил — тогда ещё семинариста. Я читал там на клиросе… Хор был хороший в том храме… Мы приезжаем, помолимся, иеромонах Иоанн проповедь скажет — люди его очень любили. А потом возвращаемся на Варшавский вокзал, оттуда надо ехать на трамвае. А иеромонах-то всегда носил длинную одежду, скуфейку свою… И вот одна дама на трамвайной остановке решила поддеть церковника. Говорит отцу Иоанну: «Карл Маркс сказал, что религия — опиум для народа!». Это она нам как бы вызов делала. И тут я ей отвечаю: «А нам Христос сказал: вы свет миру!» Садимся в трамвай. Будущий владыка говорит мне (а мы тогда все друг друга отцами называли, независимо от сана): «Ну, отец Иоанн… Ну ты и дал!.. Смело отрезал безбожницу!». Я ему: «А что нам бояться! Она приводит слова Маркса — я привожу слова Христа, а Христос для нас превыше всего». Будущий митрополит очень удивился тогда.
— Батюшка, вы говорите, что во мне нет радости. Это правда. Но состояние здоровья влияет на настроение православного? Или он должен от боли весело плясать?
— Плясать не надо.
— У меня одна радость — когда слышу ваш милый голос по телефону.
— Ох-хо! «В терпении вашем стяжаете души ваши» — Господь говорит нам так. Я сколько пострадал разными болезнями. И не думал, что останусь жить. Одним только воспалением лёгких — три раза. Свинка какая тяжёлая была в зрелом возрасте: меня же на носилках из дома вынесли — лекарство не то врач прописал… Потом звонит, извиняется, а я уже принял это лекарство, мне намного хуже стало, и меня отправили в инфекционные бараки. Уже и матушка приехала с облачением, чтобы меня обрядить для похорон, а я вот сорок лет после этого живу. Раз надо — значит, надо — Господь держит.
— Недавно наша корреспондент писала, как четверо онкологических больных бросились в окно и разбились насмерть. Они не выдержали невыносимой постоянной боли. Как её вытерпеть, батюшка?
— Да как? — молиться. Вот помню, когда я мочекаменной болезнью страдал… Не знал, как вытерпеть! Тоже думал: вот сейчас упаду нарочно, ударюсь виском и умру. Но это была бы смерть незаконная. А боли при мочекаменной болезни — это именно то, что называется «адские боли». А мне и наркотиков никаких не давали, только водичку такую, чтобы вышел камень. И несколько катетеров делали — ничего не помогало! Я тогда в Петрозаводске служил, молодым был ещё… И думал я, что могу не выдержать — убьюсь. Наконец решил: пойду, хоть немножко прилягу, нет сил никаких, точно непрестанно ножами меня режут. И прилёг я на кровать и вижу: входят три монахини — как с иконы видом. Я думаю: «Господи, кто же смог их пропустить в больницу? Уже поздно, ночь, больные спят…» Они-то спят-храпят, а у меня такие мучения!.. Неделю никто не видел, чтобы я улыбнулся. А монахини-то входят в палату и начинают бродить между койками. Я потом понял: у какой койки они останавливались, те больные вскоре поправились, а мимо каких прошли мимо, те умерли. Подходят к моей кровати, и тут начинается у них как бы консилиум, точно у докторов. Одна говорит: «Этого больного надо ослабить». Я услышал это и сразу начал молиться: «Ослаби, остави, прости мне согрешения моя вольныя и невольныя». Другая говорит: «Его надо отпустить». И только я мог спросить: «Кто же это мне такую радость принёс?» — она отвечает: «Ирина». И потихоньку поворотились к двери и ушли. И с этого момента стало мне легче, легче… А потом — раз! — и камень выскочил.
— Так это святые женщины были?
— Наверное. Я с тех пор всегда молюсь сёстрам — святым мученицам Ирине, Агапии и Хионии. У них такая благодать: от мочекаменной болезни людям помогать. У меня и бабушку звали Хионией.
— Вы знаете, батюшка, я не пью уже более 30 лет и даже думать об этом забыл. Но вдруг каждую ночь мне стало сниться, будто я выпиваю. Бесовские штучки?
— Бывает, что и бесы пакостят, бывает и другое… Отец Иоанн Кронштадтский уж какой был святой, а он жаловался на дурные сны: мол, видит венчание каких-то старых, беззубых… Такому-то праведнику — и то кошмары посылались! Почему Господь и учит, как пагубно верить снам! Сон пришёл и ушёл, а ты помолился, встал и работай.
— Так ведь каждую ночь, батюшка!
— Ну и ничего! А ты опять помолись. «Молитесь, да не внидете в напасть. Дух бодр, а плоть немощна» (Мф.26,41). Я снам не верю. А молитва твоя — как была, так ты и молись. Некоторые и во сне молятся Иисусовой молитвой!
— Вот, батюшка, я принёс вам свою 17-ю за 14 лет книгу: «Монашеское царство. Письма-откровения». Несмотря на усталость, есть будущие задумки. А вы то благословляете меня писать, то нет. Конечно, вы меня жалеете…
— Жалею, потому что ты жалуешься, что у тебя денег нет на издание. Выиграй грант, и у тебя будет денег на все книги.
— У американцев гранты брать, что ли?
— И Путин, наш президент, даёт гранты, так что ты не гневи Бога. Вот книга про Глинских старцев — архимандрит Иоанн Маслов написал, Царство ему Небесное… И эта книга выиграла грант. Напечатали такую замечательную книгу в тысячу страниц.
— Мою книгу «Поэзию любят красивые люди» тоже перепечатали, а сейчас её воруют и торгуют ворованным все кому не лень.
— Пусть торгуют. Тебе радоваться надо.
— Почти 19 лет вы являетесь духовником нашей редакции, и польза от вашего окормления огромная. НО НАСТАЛО ВРЕМЯ, КОГДА ГАЗЕТА СТОИТ НАД ПРОПАСТЬЮ ИЗ-ЗА НЕДОСТАТКА ДЕНЕГ. ВЫ НЕ МОГЛИ БЫ ОБРАТИТЬСЯ СЕЙЧАС К БОГАТОМУ БЛАГОТВОРИТЕЛЮ, ЧТОБЫ НЕ ЗАГУБИТЬ БОЖИЕ ДЕЛО?
— Я всегда говорю: если надо, Господь даже дворцы нам построит. Привожу тебе псалом: «Надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижутся вовек» (Пс.124,1).
— Я подошёл к депутату — Милонов есть такой…
— …Он хороший! Он меня поздравил, и через газету я благодарю Милонова.
— …А мне он пообещал: «Я тебе дам грант в 300 тысяч рублей!» Я обрадовался… И до сих пор жду — уже второй год!
— А ведь обещанного три года ждут — так пословица русская говорит. Три года не прошло ещё, так что жди.
— Батюшка, я всё реже слышу в трубке ваш бодрый голос, ещё реже стал приезжать к вам. Вы вошли в мою душу, и я даже представить себе не могу своё одиночество. Вы учите меня: «Сашенька, терпи! Терпи и радость, и горе. Господь всё творит на пользу наших грешных душ».
— Правильно!
— Трудно, дорогой духовник, а порой и невозможно. Но ваш пример открыл дорогу к Богу тысячам православных. Сколько людей получили от вас помощь через молитву, даже не зная об этом!
— Молитва наша, конечно, слабая. А как молились подвижники наши! Сегодня посмотрел фильм по «Союзу» о преподобном Серафиме… Господи, да нам разве сравняться с такими светильниками, которые были одухотворены благодатию Духа Святаго!.. И какая радость, что нам такие примеры Господь дал — Преподобного Сергия, преподобного Серафима, Нила Столобенского… А земля Российская пропитана кровью мучеников и исповедников. Поэтому благодарим Господа за наших молитвенников.
— Но вас, батюшка, любят не просто по внешнему виду — люди получают реальную пользу от ваших молитв, они это чувствуют и понимают.
— Святейший Алексий I, когда я ещё учился, приезжал к нам в Академию и сказал: «Будьте хорошими пастырями, потому что народ никогда не обманешь! Как бы ты красиво ни говорил, как бы ты красиво ни служил, но если у тебя нет веры в Господа, ничем ты человека российского не приманишь».
— Жизнь для простых людей становится с каждым днём всё хуже. Старцы говорят, что надо готовиться к великим испытаниям. Старец Иона (Игнатенко) (†2012), у которого мы с вами побывали в Одессе в 1998 году (и приложились тогда к мощам ещё одного вашего знакомца — прп.Кукши), он открыто говорил, что после хаоса 2014—2016 годов начнётся мировая война. А после неё в России появится царь. Выдержим ли мы то, что нас ожидает?
— Про это я ничего не скажу, не знаю. Не предсказатель. Я об одном всегда спрашиваю у верующих: все ли сыты, все ли имеют уголок? И мне отвечают: все сыты, все в тепле, батюшка! Я очень благодарен Господу за это: пока мы живём, всё у нас есть и всё нам дано. Нужно только благодарить Господа. Если научимся благодарить Господа, то Господь продлит мир и оттянет наказание. Или Он время казней отодвинет, или мы постараемся это время приблизить. Всё ли понятно я говорю?
— Всё понятно, но мне, честно говоря, кажется, что мы приближаем страшное время.
— Приближает всех нас
Каждый пройденный час
Ближе к гробу!..
…Так отбрось суету,
Не стремись ко греху
Так безпечно,
Чтоб в юдоли земной
Обновиться душой
К жизни вечной.
Мы должны стремиться к тому, чтобы обновиться душой.
— Вы меня недавно порадовали в телефонном разговоре. Я вам жалуюсь на болезни свои, а вы говорите: «Сашенька, нам будет там так хорошо!..» Я думаю: «Ну, ладно, батюшка — понятно, будет там, а я-то за что, такой грешный?».
— А я ещё грешней тебя.
— На днях я выступал в библиотеке перед детьми разного возраста. И один парнишка по бумажке задал вопрос: «Что такое Родина?» Я ответил: «Спроси у родителей». А вы что сказали бы?
— Я сказал бы: «Родина — она там, где тебе тепло, где тебе радостно, где окутан ты любовью, окутан чудной природой, — вот это наша Родина, наша Россия». Детям я так говорю, чтобы им было понятно: «Родина — это там, где мы согреты теплом. И даже когда мы были в ссылке, мы были согреты любовью наших родителей».
— Дорогой и любимый отец Иоанн! На стене у меня рядом висят два портрета — родного папы и родного духовника. И люблю я вас одинаково — вы слились в моей душе воедино. Уже скоро мы отпразднуем ваше 90-летие…
— Ой…
— …а там и до столетнего юбилея близко. Как научиться у вас ТАК любить Бога и людей? Я счастлив, что Господь подарил мне великого духовника. Давайте опять вместе споём:
Сто лят, сто лят,
Нех нам жие сто лят…
— Это ты по-польски поёшь, а мне больше нравится по-чешски:
Сто лет, сто лет
Живо, живо нам!
— Живите, батюшка, нам на радость и велию духовную пользу, а ваши чадушки будут усердно молиться за вас!
— Помоги Господи!..
Друг друга тяготы носите.
Прощайте и любите вновь.
Живите в мире и всецело берегите
Вам Богом даровАнную Любовь!
Дорогая Лариса!
Как это здорово, что Вы молоды и красивы!
Александру Григорьевичу трудно. Помилосердствуйте.
Воздохните ко Господу о страждущей душе раба Божьего Александра.
И Господь умягчит Ваше любящее сердце.
Мир Вам!