– Да почему вы так говорите, как будто у неё
их…
– А что, первый он у неё, что ль? Ну, не
шестнадцать, поди, ей?
– Да, не шестнадцать. И не первый. А если это
любовь, Надя?
– Кака любовь?
– Така – любовь.
Диалог из культовой комедии
Не так давно, в статье «Ностальгия по разрушителям» я говорила о том, что в позднесоветских киносюжетах постоянно крутилась тема «доставания импортного дефицита», а преклонение перед иноземными лейблами сделалось не просто общим местом, но уже – привычным фоном. Бэкграундом эпохи застоя. Именно эти прозаические мелочи, детальки неуклонно формировали особую философию потребления, а поскольку с модными-престижными товарами в СССР было туговато, раззадорившийся обыватель не нашёл для себя ничего лучшего, кроме как сокрушить «серый совок» и устремиться по направлению к сияющим витринам буржуинства. Сегодня разговор пойдёт о семье, о мужчине и женщине. О детях. Что предлагали нам на десерт? И вообще – стоит ли вообще устраивать акты ностальгии по тому времени? Не там ли кроются причины хаоса 1990-х и росточки нашей современной «глянцевой» бездуховности?
…Искусство никогда не бывает «просто так», ради красного словца – оно всегда что-то выражает: силу или немощь, смысл или его поиски, надежду или безнадёгу. Стремление к свету или – копошение в грязище. Поэтому с писателя и художника – особый спрос. Кроме того, «…поэт в России – больше чем поэт», а творцы кино для нас не развлекатели, но – созидатели вкусов, истин, стилей жизни. Во всяком случае, мы привыкли так считать. Нынче много спорят о так называемом «перестроечном кино», обо всех этих «Маленьких Верах» с «Интердевочками». Мол, именно в конце 1980-х заржавели наши скрепы, рухнули твердыни, утратилась девическая чистота… и так далее. Вакханалия и похоть. Гнусь, гниль, грязь, мразь. Будто всё это возникло на пустом месте и появилось из ниоткуда. Или из каких-нибудь параллельных сфер. Ан нет, дорогие мои! Вспомните-ка наших положительных (!) героинь предшествующей застойной эпохи – начиная с трепетной стюардессы, которая оставалась ночевать у приглянувшегося ей физика-ядерщика, заканчивая мятущейся бабёнкой из мелодрамы «Прости!». То бишь с середины 1960-х годов и вплоть до пресловутой перестройки нам регулярно показывали ветреных девушек и «опытных» женщин, спокойно меняющих свои привязанности. Ещё раз подчеркну: всё то были правильные советские труженицы, а не размалёванные стиляжки или злостные тунеядки. Авторы сценария как бы говорили нам: адюльтер – это нормально; измена – возможна; любовь – это не штамп в паспорте. А дети? Они – поймут, когда вырастут. Они выросли. Поняли. Просекли смысл. Начитались статеек в Cosmo и Men’s Health, понеслись по клубам, ввели в моду тезис: «Мужчина – полигамен, а женщине для здоровья тоже нужно разнообразие!».
Люди старшего, пожившего поколения с ностальгическим умилением крутят кинокартины 1970-х, браня блудливую да шалопутную современность. Но чем, к примеру, отличается симпатичная Оля Рыжова из «Служебного романа» от вашей офисной сослуживицы, желающей увести мужа из семьи? Зрителю доказывалось: Оленька – славная, милая и вся такая минорная. Больше того – ей по сюжету «достался» приличный муж, а ещё – взрослый ребёнок. Однако же авторы давали понять: желание измены – это естественно, а Рыжова – не наглая хищница, а – бедняжечка. А кто таков у нас Новосельцев? Отец-одиночка, брошенный и оставленный. Жена – закрутила. Плохо, потому что двое детей «мальчик и… мальчик» – это сложности и треволнения, но вместе с тем – дело-то житейское. Все гуляют, и новосельцевская «половинка» слиняла, свинтила, ускакала. Нормально, ребята! Продолжаем гулять. В культовой мелодраме о Москве, слезах и Катюше Тихомировой явственно показано: главная героиня до встречи с принцем Гошей имела любовника, который и не собирался что-то менять в своей устроенной, упакованной и сытой жизни. Плюс пикантная связь на стороне, да ещё и с женщиной-боссом. Впрочем, и сама Катерина – отнюдь не образец женской сдержанности и стыдливости. Интересно, что крепкая, традиционная семья – только у простоватой Тоси, которая так и не избавилась от своих деревенских обыкновений (как, впрочем, и её хороший, но такой незамысловатый Коля). Идём дальше?
Персонажи «Осеннего марафона» не просто бегут по жизни, но по ходу своего движения рушат свои и чужие судьбы. Семьи. Инфантильная, требовательная и, понятное дело, несчастная Алла требует от своего кавалера окончательного разрыва с женой, тогда как мешковатый увалень Бузыкин вечно увиливает. Ему, разумеется, противно сидеть на двух шатких стульчиках, но он до такой степени погряз во лжи и в своих сиюминутных удобностях, что… всё остаётся на своих местах. Зритель наматывал на ус: это – не грех и не провал. Все так бытуют-обитают, вон и в кино – приличные люди, а шастают по любовницам, врут жёнам, изворачиваются, скользят. Так жить – можно! Чем утешиться, если даже кристально-безупречная, прямо-таки дистиллированная медсестричка из «Афони» с ходу оказывается в постели нетрезвого сантехника? Где искомые скрепы-то?!
В великолепном кинофильме «Родня» мы снова наблюдаем привычную коллизию: две одиноких бабы – мать и дочь плюс подрастающая юница, которую по какой-то неведомой мне причине играет мальчик – звезда тогдашнего детского синема Федя Стуков. Хотя… я понимаю, почему именно – Федя, а не какая-нибудь Маша-Наташа. Эпоха требовала и вызывала девочек-хабалок, которые уже с младых ногтей не ждут милостей от природы, а летят на всех парах к своему выстраданному счастью. А кто сможет наиболее сочно и смачно сделать хамоватую детсадовку? Только паренёк, не стесняющийся кинокамер. Больше того – маленькая и одинокая Иришка, слушающая в громадных наушниках забойный хит «Sunny» от Boney-M, никому особо не нужна. Дебелая красавица-мать ищет себе нового мужчину. Бабушка – бабушка в деревне. Папа, точнее – бывший папа, гораздо больше интересуется своим замысловатым хобби, чем налаживанием отношений в семье. В тех фильмах нам весьма часто показывали детей, у которых нет даже традиционного конфликта с отцами – просто отчуждение. Корректное и даже какое-то покорное. Ушла в наушники с Boney-M – и понеслась в дивный новый мир. Кстати, дочка начальницы Тихомировой в «Москве слезам не верит» упивается музыкой той же группы и тоже – в гигантских наушниках. Маме вечно некогда, а девочка – привыкла.
А вот и любимая новогодняя сказка – «Ирония судьбы»! За одну ночь взрослые, сформировавшиеся люди ломают налаженные связи и – устремляются к неведомым далям, непознанным ощущениям, романтической феерии. Недаром пьяненький и грустный Ипполит произносит ключевую фразу: старое разрушить легко, а вот создать новое очень трудно. Точнее – невозможно. Однако зрителю давали надежду, аки сладенькую конфетку: любовь и страсть важнее устойчивых привязанностей, а всё тот же Ипполит стал более-менее похож на… живого человека только после того, как нажрался в стельку. Выходило чудное – положительный герой просто обязан крушить систему. Любую. И отношения М + Ж здесь выступают удобопонятным символом.
В музыкальной комедии «Карнавал» нам показывают славную и хорошенькую, но очень уж наивную провинциалку Нину Соломатину – понаехавши в столицу, девушка очень быстро заводит необязывающий роман с «мажором» Никитой. Живёт с ним на съёмной квартире, а потом сильно удивляется, что гулёна-Никита оказывается неверным кавалером. Впрочем, и сама Нина – дочь залётного интеллигента, который когда-то устроил себе амурное приключение в далёком затерянном городке. Дело-то житейское. Матери-одиночки и девочки-припевочки – вот были героини того «стабильного» времени! Опять-таки положительная Лида из драмы «Не могу сказать "прощай"» тоже с ходу – с лёту приводит к себе на ночь заводского красавчика Сергея Ватагина. Замечу, это не размалёванная финтифлюшка, а именно – «…хорошая девочка Лида», прямо как из популярного стихотворения. Но… Даже хорошие девочки, судя по всему, не особенно берегутся. Прошли времена Тоси Кислицыной, которая в свои восемнадцать лет не умела целоваться и не знала, что бывает меж мужчиной и женщиной! Что у нас там далее по курсу? Десятиклассница из молодёжного фильма «Школьный вальс»… беременеет накануне выпускного бала, а её бойфренд женится на другой – на обеспеченной. Впрочем, и её скоро бросает – это же так современно!
А уж каким златым кладезем «нравственных уроков» видится «Зимняя вишня»! Три подруги – три судьбины. Оля – разведёнка с ребёнком, на которого ей, в сущности, плевать. Ради своих похотей и прихотей она спокойно кидает Антошку на пятидневку. Самый пронзительный фрагмент кинокартины – это когда мальчик истошно вопит: «Не хочу на пятидневку!» Он-то мечтает хотя бы по вечерам видеть маму, ибо на выходные она предпочитает (если получается!) подкинуть сына бывшей свекрови. Разумеется, женатый любовник. Безусловно, не собирается бросать надоевшую, но привычную жену. А что же Оля? В поисках мужчины она кидается из крайности – в глупости. Это в её нехитрой картине мира именуется «поисками счастья». Могутная баба-конь Лариса – эта тоже без мужика. Сурова, неприступна, каменно-скалиста. Не влезай – убьёт! На протяжении всего повествования транслирует ненависть к «этим тряпкам» мужска пола. Ласковая, надёжная и – вечно побитая Валя – сожительница хоккеиста Саши. Этой – сложнее иных, ибо замазывать синяки и урезонивать бушующего спортсмена – дела скорбные. Вот они – героини времени. Три грации.
В 1980 году на экраны вышел замечательный, добрый фильм «Однажды двадцать лет спустя». Повествование строится вокруг встречи выпускников – каждый должен вспомнить самое главное в своей жизни, ибо это не просто вечер воспоминаний, а телесъёмка – тут важно не ударить в грязь лицом! Мы видим серьёзных людей – с состоявшейся карьерой и солидными проектами, а главная героиня вдруг произносит совсем уж странное – с точки зрения всех этих архитекторов, телеведущих и востребованных поэтесс: «Я просто мама».Ни прибавить, ни убавить. Все взволнованы – Надюшка была отличницей, общественницей, гордостью класса и вдруг – домохозяйка, наседка. Допустимо ли? Вот и бывший одноклассник советует: детей на продлёнку, в детсады, а сама – в бой! На реализацию талантов! Его-то жена – работает, как положено в «нормальной» семье. А дети – они и на детсадовском горшке посидят, не треснут. Разумеется, всё проясняется, когда Надя Круглова сообщает, сколько у неё детей – цифра обескураживает и восхищает. Мать-героиня. Уникум. То есть нормальная женская доля – это нечто из ряда вон. Типичные современницы – это те, другие, у которых Антошки – на пятидневках, а любовники – в бегах.
И это – только всем знакомые, популярные и до сих пор цитируемые стандарты. Кинематограф эпохи застоя транслировал бесчисленные образы разведённых или брошенных женщин; матерей или отцов – одиночек, молодых пар, живущих «просто так», без отягощающего штампа. Героини были хороши собой, стильно одеты, самостоятельны и – свободны. Лет в тридцать пять. Кстати, одна из причин, по которым сделался популярен сценический (и не только сценический!) имидж Аллы Пугачёвой, кроется в тех же самых деталях. Сильная, красивая, модная и одинокая женщина – она жаждет любви и необязательно – навсегда. Мужчины чаще всего смотрелись этакими слабаками, но если присмотреться, то сплошь – вузовские преподаватели, врачи, доценты с кандидатами. Зритель хлопал глазами, впитывал и делал выводы.
Мы сейчас идеализируем поздний СССР с его благостной стабильностью, а все эти премилые киношки про Олю да про Катю бесконечно крутятся по всем каналам. Стройным хором ругаем перестроечный бардак и «брутальную» современность. С рефреном: «Раньше было лучше, потому что оно – раньше! И скрепы – были!» Ан нет. Ржавые оказались скрепы – оттого и притопали в сторону «Маленькой Веры». Она – итог. Она – не вдруг. Теперешние сериальчики про офисных милашек и статейки в глянцевой прессе на тему «Как окрутить босса за три дня» – все они родом из «Служебного романа», из позднесоветского вранья. Вранья на всех уровнях – от политического до семейного. Вы всё ещё полагаете, что Маленькая Вера завелась от сырости?
Но были ли в позднесоветскую эпоху фильмы о том, как надо? Да, были, но они малоизвестны. Например, фильм "Странные взрослые" (1974), о том, как герой Льва Дурова усыновляет (удочеряет) девочку из детдома. Это не совсем "о семье", но если муж и жена решают взять ребенка, то, чаще всего, у них хорошо сложилась собственная семья.
А может быть, кино должно всегда рисовать строго положительных персонажей, как какие-нибудь подзабытые уже советские милиционеры из "Следствие ведут знатоки", которые даже не курили?
Подлинно народным стал вовсе не "идеальный милиционер", а очень сложный и противоречивый, не факт что положительный, но до сих пор не сходящий с телеэкранов персонаж - Глеб Жеглов.
Или возьмем упомянутого выше Бузыкина. Маловероятно, что это положительный персонаж, как, кстати, и Платон из "Вокзала для двоих". Оба - по большому счету неудачники, хотя и талантливые на своем месте, но слабохарактерные, не умеющие сказать твердое "нет", прячущиеся за женщин в сложных обстоятельствах и поэтому далеко не образцы для подражания в области семейной этики. Думаю, для советского зрителя это было достаточно очевидно.
Нет, вовсе не кино, а религия должна заниматься морализаторством.
Или надо понимать, такие фильмы, как "Поп", "Викинг" (2017) или продукция бесконечных "православных кинофестивалей" являют собой образец духовности и не-ржавых "духовных скреп"? Вот "Викинг" - был князь Владимир блудник и убийца (сцены соития с девицей в окружении верных мюридов - обязательны для фильма на "духовную" тему?), а потом как по щелчку - увидел Корсунь, поговорил со священником и все крестились - вот вам и хеппи-энд. Какой жизненный опыт могут передать, какие вопросы могут поставить такие картины перед молодежью? Очень слабые, простые, абсолютно "глянцевые" опусы, никак не ровня картинам Рязанова, Гайдая и других советских мэтров. Православие-лайт, духовный фаст-фуд. Желающим увидеть картины на религиозную тему - срочно смотреть "Андрея Рублева" и другие работы Тарковского, "Покаяние" Тенгиза Абуладзе и другие. Или для "глянцевой" молодежи это слишком сложно?
Вероятно, уважаемый автор, в жизни, в отличие от кино, все гораздо сложнее.
Можно копнуть и дальше, и глубже - Лермонтов, Чехов, Достоевский, Бунин (одни "Темные аллеи" чего стоят!) А Островский... А там можно копать дальше и дальше. И обнаружить, что люди всегда и везде одинаково жили, грехи всегда были одни и те же, и падения, и искупление, и преступление, и наказание. А докопаться можно до чего угодно - и получится, что книги и фильмы должны быть только об одном: вот жили хорошие люди и ничего не происходило :)
Может, где-то и верно написано, но настолько агрессивно, таким ужасным языком... что даже читать неловко.
На портале всего две статьи автора. Но разбираются знаковые кинокартины советского периода с претензией на экспертное "духовное зрение", причём с "прокурорским напором". Неужели партийная госприёмка по своей некомпетентности пропустила такую аморальщину? Вот цитата читателя на сайте завтра.ру "Иван Фёдоров 18.11.2015 14:20.
Галина Иванкина.
Вы, девушка молодая и не помните, как перечисленные вами фильмы, воспринимались советским зрителем. А воспринимались адекватно. - Одни герои воспринимались положительно, другие - отрицательно, третьи вызывали сочувствие. четвёртые неприязнь и т.д. Как бы диссидентски настроенному режиссёру не хотелось антисоветчину или аморалку, *товарищи* его поправляли или ставили фильм *на полку*. Потому Рязанов уже в перестройку расплакался на советскую цензуру. Ну а главное. зритель был морально стоек. А скрепы, как и рыба - ржавели с головы".
Хочется добавить, что постсоветское кино с 1990 до сего дня (за редким исключением) грешит романтизацией зла и вседозволенности. В советском кино этого нет, как не ищите. Уважаемая Галина! Перечитайте Чехова и Достоевского, и напишите нам, зачем эти писатели вытаскивали все мерзости жизни на страницы своих произведений.
В общем, так можно пройтись по всем фильмам и удивиться умению автора видеть дурное.Все было-адюльтеры, разводы, измены, но именно в советские времена это нормой еще не полагалось, а политика партии и общественные нравы призывали такое скрывать, если оно есть.Помните, как герой "Забытой мелодии для флейты" боится полететь с работы?Вот аборты как планирование семьи были нормой.Но об этом в статье как раз не говорится.
Но давайте разбираться. Все упомянутые в статье фильмы являют срез общества того времени и определённые модели поведения. Только, ну никак не воспевают их! Конечно, можно снимать картины "из жизни голубей", но кто тебе поверит, если реальность иная? Вот и ставят зрителю зеркало. Печорин с Онегиным, скажем, тоже не модели для подражания! Тут в комментариях уже вспомнили Пушкина – «и чувства добрые я лирой пробуждал». В том-то и дело, что важно чувство, пробуждаемое в тебе тем или иным произведением!
А смотреть можно по разному. Можно рассматривать картину, фиксируя лишь формы на плоскости и не заниматься содержанием вообще, даже полностью его игнорировать. Например, на иконе Георгия Победоносца видеть лишь витязя в седле, протыкающего заострённой палкой какое-то чудище. А в повести Чехова "Дуэль" заметить только даму, совершающую адюльтер, и двух господ, нарушающих закон о запрете дуэлей. И больше ничего.
Какое же нужно иметь «обогащенное» постмодернизмом восприятие, чтобы в поведении жены Новосельцева из «Служебного романа» усмотреть "нормальность"? Поднимите руки те, кто захотел бы подражать кому-либо из героев фильма "Осенний марафон". Герои эти вызывают лишь сочувствие, у кого-то жалость, но никак не становятся объектом для подражания. И отношение создателей фильма к Бузыкину выражено в словах соседа Аллы дяди Коли (играет Крючков), фронтовика, который, узнав, что Бузыкин женат, объявляет его персоной нон грата на своей территории. Да весь фильм кричит: "Не там ты ищешь своё счастье, девочка, не там!" Вот один из основных посылов фильма, а не «Так жить – можно!», как, почему-то, усвоил автор статьи.
Грех в малом рождает грех в большом. Катя Тихомирова, поддавшись уговорам подруги, соглашается на «безобидный» обман и становится жертвой этого обмана. К сорока годам находит, наконец, настоящее. И на фоне этого настоящего очевидна вся бессодержательность прежних кавалеров Кати - и этого пустозвона из Останкино (Родиона, то есть), и малодушного начальника (персонаж Табакова), который чуть не обделался, когда тёща в дверь позвонила. Ну и для кого из зрителей они пример для подражания? Отношение главной героини к ним более чем однозначное, равно как и к своей карьере, выраженное на даче у Тоси буквально: "Только ты пока ребятам не рассказывай, что как раз тогда, когда всего добьёшься в жизни, больше всего волком завыть хочется.". Тяга к этому настоящему, а вместе с ним и к семье, выведена у Кати в абсолют. И где здесь воспевание безнравственности? А Люся-то (героиня Муравьёвой) как раз и остается у разбитого корыта, как носитель осознанной, в отличие от Кати, безнравственной позиции.
Но всего этого автор статьи не понял, с прокурорской настойчивостью вываливая на нас калейдоскоп разорванных фактов и ставя с ног на голову причинно-следственную связь. Неплохо бы сначала уяснить, где курица, а где яйцо в художественном произведении, что автору, на мой взгляд, совершенно неведомо.
Святые отцы учат нас рассуждению во всём. Так давайте рассуждать, а не глотать неразжеванное, иначе и с самой нашей классикой обойдутся, как тот повар с картошкой.
В знаменитой "Иронии судьбы...", если смотреть её не под Новый год и не в состоянии Жени Лукашина, после многолетнего просмотра так и ощущается фальшь, начиная уже с того, что пассажиров в таком невменяемом виде не пускали в самолет даже во времена СССР. Не говоря о том, что стихи "С любимыми не расставайтесь", звучат за кадром фальшиво в исполнении героев, менее суток назад собиравшихся под Новый год скрепить отношения со своими возлюбленными законным браком. И как следствие уже потом появятся и "Маленькая Вера", и "Интердевочка", выросшие отнюдь не из фильма "Доживем до понедельника", а из вполне закономерной "Дорогой Елены Сергеевны", которая появилась тоже не на пустом месте.
..."И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал"...
Такое и должно быть.
кстати, статья не новая, была уже.
Автор забыла, что и в 19 веке были в России дома терпимости, измены, любовницы и т.д.?
Женщины в данных фильмах несли ответственность за свои поступки, детей рожали, и воспитывали в одиночку.
Кстати, ни одного плохого слова о мужчинах здесь нет, как будто не они бросали беременных женщин, соблазняли и т.д.
Связи на стороне не приносили счастья, да и мужики не строились в очередь жениться.
И посыл был один - не греши.
Ни слова о милосердии, сострадании, доброте...
Моя бы воля, - я вообще убрала бы её с сайта. Откуда такая высокая оценка взялась - вообще не понятно. Подозреваю, что в алгоритм программы заложен повышающий коэффициент ) - сама проверяла: три раза оценивала одну и ту же статью, число голосов мое (3), а средний балл намного выше выставленного мною. Кому нужны такие оценки - ни о чем не говорящие?! Эти рейтинги только сайт перегружают.
Во-вторых, в XIX веке подобных "сценариев", пьес и романов не писали? Неужели кто-то захотел на панель вслед за Соней Мармеладовой? Или в омут за изменницей-Катериной из "Грозы"? Наверное их судьбы описывали не как пример для подражания. Но классику не трогать, поэтому "Маленькая Вера" вышла, конечно, из советского кино...
Цитата не в бровь, а в глаз: "Чем, к примеру, отличается симпатичная Оля Рыжова из «Служебного романа» от вашей офисной сослуживицы, желающей увести мужа из семьи?" И вот такие порядки теперь есть не только в офисе какой-нибудь строительной компании "Атланта", но даже и в околоцерковной среде. При этом "типа-церковная" девица будет считать, что это норма -- увести мужчину у соперницы (пусть даже пока не жены). Ещё и попытаться этому мужчине доказать, что "малоцерковие" его избранницы -- препятствие к созданию настоящей православной семьи.
Простите, если кого-то обижу своей резкостью, но как преподаватель вокала и психолог-педагог скажу, что те, кто оправдывает прославляемый в упомянутых фильмах блуд, красиво названный "адюльтером", возможно, сами имеют "канонические препятствия". Я не осуждаю вас, дамы и господа. Сам чудом удержался от блуда, и то только лишь потому, что "не вовремя" воцерковился и хотел не просто переспать с любимой девушкой, но ЖЕНИТЬСЯ на ней (она же хотела "попробовать" вот это самое, обычно в нашей МГУшной и музыкальной среде было наоборот -- девушка хочет замуж, а парень желает "свободы" отношений). Прекрасно понимаю, что вылез со своими представлениями о семье из "дремучего Средневековья" -- из XIII-XIV веков, начитавшись в детстве книг Михаила Каратеева и Василия Яна. Иногда надо честно признать: да, мы грешны, но хотим исправиться свою жизнь в сторону исправления, Покаяния.
Да, действительно, мы получаем то кино, которое отражает нынешнюю реальность -- с блудом, с пропагандой "цель оправдывает средства", "карьера и деньги понад усе"... Что и пропагандируют нынешние сериалы для молодёжи, для людей среднего возраста... Но задайте себе вопрос: "Разве это та духовная реальность, к которой нас на самом деле призывает Церковь?" Разве не в этом преимущество Православия, что оно на протяжении веков грех не перестаёт называть грехом? Давайте не будем забывать слов Божественного Павла: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия.
Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков" (1Кор.1:18-25). Мудрость века сего говорит нам: "блудить -- нормально, увести мужчину у соперницы, а потом бросить его -- в порядке вещей, использовать, подставить человека -- не грех". Но Священное Писание и Церковь нас учат -- другому.
"Сейчас все так живут" - какая распространенная фраза для прикрытия весьма неблаговидного состояния дел. И попробуй сказать что-нибудь вопреки. Даже сейчас сколько комментаторов возмутилось.
Смелая и верная статья.
Может быть только чуть-чуть жанр поспокойнее сделать.
Спаси Бог!
Как там говорится? Пчела всегда ищет мед,а муха... муха и есть.
По отрицательных героев автор не знает.
Из Писания нам тоже вычеркнуть отречение Петра, измену Самсона или Давида, прошлое ап.Павла?
Чем это от кино отличается? В костер, конечно.
Твердая двойка за статью
Для тех, кто так боится осудить! Так же милосердно вы отнеслись бы к таким "несчастным", будь на месте их любовников ваши мужья?
Вы (автор) видите в Оле ("Служебный роман") пример для подражания?
Мы на нее смотрели как на женщину несчастную, "несложившуюся" и вызывающую тем самым сочувствие...
Мы - радовались за Новосельцева и за героиню Алисы Фрейндлих, преодолевших груз одиночества и сложившегося кокона и прорвавшихся друг к другу на радость им и на счастье детям Новосельцева и "еще мальчику".
А что увидели Вы? - автор статьи?
Все сказанное касается и большинства остальных персонажей. Они не были примером для подражания в моменты, когда коверкались их судьбы. Мы радовались им, когда они обретали полноценную любовь, семью. Преодолевая эти тяжелые изгибы. ЭТО было нам примером.
А Вам?
Вы всерьез полагаете что нам, совкам, нравилась Катя Тихомирова в своем несчастье ТАК, что мы хотели бы ей подражать? Любовника иметь, например?.. Вы полагаете, что мы не заметили из какого глухого одиночества кинулась она в объятия героя Табакова? Решилась на суррогат? Забыв о его жене? Вы думаете ЭТО было для нас примером?
А Ипполит, САМ разрушивший зарождающееся единение своим недоверием? Ревностью?
Похоже, Вы действительно считаете нас совками. Спасибо вам... И за христианскую любовь к нам… совкам.
Как было сказано в фильме те же лет "Гараж": "Ну и нравы в этом вашем... институте!" Произнесла это отрицательная (по сюжету) героиня. ТОГДА ещё закладывался этот дьявольский перевертыш в массовом сознании: что блуд – это норма, поскольку везде и повсеместно. Что обладатель высокой нравственности вовсе не обязательно целомудренный человек, но непременно самостоятельный и свободный (от обязательств в том числе). Язвы либерализма ТОГДА ещё зародились, в то глухое застойное время. Обществу, сплошь невоцерковленному, надо было с кого-то брать пример? Вот и брали...
"Москва слезам не верит". Во-первых, в фильме показаны истории трех разных женщин. Но пусть будет Катя. Что первые ее отношения с Рудольфом, что интрижки с героем Табакова не сделали ее счастливой. Сколько слез она пролила и из-за первых, и из-за вторых? Нет там такой подачи - смотрите, это норма. Нет. Да, есть такой момент, что сожительствовать Катя и Гоша начали до брака, эти возмущения я могла бы понять, но их нет.
Ну и последнее. В "Девчатах" простоватый Илья был в самых что ни на есть близких отношениях с Анфисой. "Поживший", "погулявший". Опять, осознает, что все это неправильно, но потом.
Как ни жаль, господа, но все мы не без греха, так что остается только каяться, делать выводы и брать на себя ответственность за уже совершенные поступки.
"Карнавал" и "Афоня". Да, героини были неправы, но, опять же, обе за это поплатились (в разной степени, но там и герои были разные). Нет такого, что вот, это нормально, живите так.
"Школьный вальс". Сглупили дети, это да. Безвольный совершенно главный герой, который никак не может решить, чего же ему больше хочется. Соперница, которая влезла в чужие отношения, а потом удивляется, почему муж ее не любит. И главная героиня, которая совершила ошибку, осознала ее, взяла на себя за нее ответственность (не пошла на аборт, вопреки уговорам мамы и вообще стала сама свою жизнь устраивать) и сделала выводы (не сходится с главным героем в конце). Чем плохо?
"Служебный роман". История Рыжовой не показана как положительная, это ничего, не разрушает ваших аргументов? А вина Самохвалова не в том, что он из семьи не ушел, а в том, то своими любезностями ее запутал, да потом еще и вынес это все на общественное обсуждение. Если запамятовали, он не хотел отдавать Оле ее любовные письма! А она осознала свою ошибку. И еще этот почитаемый автором Самохвалов предложил Новосельцеву приударить за начальницей ради повышения. Идеал, нечего сказать. История Новосельцева: да, ушла жена, и весь коллектив осуждает этот ее поступок. Да, бывает такое, но что в этом хорошего? Давайте тогда и по Анне Карениной выскажемся, как же так, заглавная героиня ушла из семьи, а нам это впаривают как классику! Ужас!
В очень многих советских фильмах были романы женатых/замужних. И показаны они были как норма жизни. Даже с симпатией и сочувствием к неверным или тем, кто по "большому чувству" залез в чужую постель, простите. Это, действительно, обычная жизнь, которую видели дети. Почему бы детям не пойти дальше родителей?...
Нормальная статья. И очень даже уместна на этом портале.
Советская власть -- ложь в квадрате.
Отражало советское кино жизнь? -- Безусловно отражало.
Как и постсоветское.
Как и голливудское.
Не бывает хорошей лжи. И хорошего кино. И нечего искать.
А статья правильная. Осталось за жизнь написать...
А Вы - ханжа
То же самое и со всеми, приведенными автором, примерами. Все эти фильмы и были сняты именно потому, что их авторы не считают своих героев морально- нравственными ориентирами. Но авторы говорят о самые типичных, болезненных и узнаваемых для своего времени проблемах. Потому эти фильмы и прошли самое тяжёлое испытание - испытание временем. Если следовать точке зрения автора текста, то всякое искусство следует просто напросто запретить. И первым в топку полетит, конечно же, Шекспир. Из наших за ним последует Пушкин, разумеется (все маленькие трагедии, это ж срам один!). А Достоевский с его Грушенькой и Настасьей-то Филипповной?!! Ну, Льва Николаевича и так вроде отлучили... Что ж оставить-то? Из фильмов "Однажды 20 лет спустя"? Но вот именно этот фильм у меня всегда оставлял ощущение помадно-конфетной, чуть тошнотворной фальши. При всей любви к Гундаревой и Проскурину...
За истиной мы идем в церковь. В искусстве же мы скорее ищем правду - один из путей к истине. А правда - она далеко не всегда красива и приятна. Она такая, какая есть, нравится нам это или нет!
Но с другой стороны, и нечто иное мне видится в тех фильмах. Видится и правдивая критика по отношению к такому образу жизни, неискаженное отражение нравов. И видится сострадание к заблудшему человеку. Да, героиня фильма "Москва слезам не верит" совершила ряд ошибок, заблудилась. Но, несмотря на ошибки и трудности, она человек, достойный помощи, понимания и счастья. Некое "Не суди" всё же звучит в этих фильмах.
Но, конечно, поскольку советское искусство отражало эпоху, то и показывало оно людей, решивших жить самостоятельно, без Бога и потому заблудившихся.
Интересно, Галина повесть о Петре и Февронии Муромских внимательно читала? там ведь тоже не простая история, не гладкая... да и любое житие любого святого не избежало упоминания о ранних грехах подвижников (редкий святой безгрешен с юных лет), тем выразительнее перемены, свершающиеся в душах, подвигающие на истинный путь...
Каждый имеет право на собственное, субъективное мнение... но упрощать-то зачем? Человек - существо сложное, противоречивое, способное на многое... в том числе способное подняться с самого дна на невероятные высоты духа! искусство, в том числе и кино, оно должно давать надежду, давать пищу для размышлений о себе, своей судьбе... а не рисовать сладкие картинки идеальной жизни, подавать правильные примеры... Вспомните знаменитый роман Достоевского "Идиот" (хотя допускаю, что это не ваш автор) - кн. Мышкин - редкий человек, руководствующийся в своей повседневной жизни ни чем иным, как 10-тью заповедями, и вот печальный, но закономерный итог...
Что же до советской нравственности - она всегда была величиной отрицательной хотя бы уже потому, что вся государственная система была построена на страхе и лжи - и развалилась, как только страх исчез. Весь этот "добрый советский" разврат в художественной форме - лишь пена на поверхности котла, в котором варились человеческие души, оторванные от здравых представлений о вере.
Спасибо большое за статью.
Простите,но у меня впечатление,что сам тон статьи хамовитый.Нормальные фильмы о жизни и о людях.А нездоровое воображение способно усмотреть пропаганду "грязи и разврата" и в советском мультфильме про голубого щенка.Бревна,как говорится,не замечаем,а уж чужих сучков автор насобирала на целый костер инквизиции...
"Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый „семейный очаг“, то есть архаическое, затхлое и косное учреждение.." Л.Троцкий "Преданная революция" 1936
Меня всегда это пугало и смущало в советских фильмах, всегда! И до воцерковления. Я всегда чувствовала, что эти люди на экране живут какой-то другой жизнью, вовсе не той, какой жили мы - моя семья, родители и их знакомые.
Было интересно подглядывать за ними, за их метаниями. Но и стыдно.
Странно, что автор статьи женщина, я бы от мужчины больше ожидала такого непонимания. Что же касается искусства, то, мое личное мнение, что оно отображает духовное состояние общества, а не доминирует над ним. Все остальное- пожинание плодов