Одна из главных добродетелей, как учат святые отцы, – рассуждение. Его можно применить ко всему, что мы делаем, в том числе и к делам милосердия. Всё: от помощи нищим на паперти до труда волонтера – требует разумного подхода, но порой очень трудно разобраться, как же следует поступать. О разумном милосердии рассуждает игумен Нектарий (Морозов).
Подавать или не подавать?
Очень часто ко мне, как священнику, обращаются с таким вопросом: всегда ли должно подавать просящим милостыню на паперти в храме или на улицах? Люди моего и более старшего поколения помнят время, когда нищих, то есть оказавшихся за последней чертой бедности, на наших улицах вообще не было. И когда они только-только начали появляться в начале 1990-х годов, то каждый воспринимался как явление, непременно врезающееся в сердце, вызывающее чувство сострадания и желание помочь.
Но прошли годы, и нищие, бездомные люди на наших улицах, тем более рядом с нашими храмами, стали явлением уже совершенно привычным – настолько, что многие проходят мимо них, даже не замечая, как не замечают дерево, скамейку, фонарный столб. Но если человек не хочет совершенно очерстветь сердцем, он должен обязательно этих людей замечать и стараться не игнорировать их нужды.
Даже если просящий милостыню состоит в «организованном преступном сообществе нищих», он всё равно голодный и бездомный
Да, безусловно, мы знаем, что среди тех, кто просит на улицах, у храмов, есть люди, входящие в некую «пирамиду», «организацию» нищих, и они отдают большую часть того, что зарабатывают в течение дня, какому-то своему боссу. Но, во-первых, так бывает далеко не всегда, и не всегда мы можем «на глаз» определить, просит ли человек самостоятельно или он просит, будучи членом какой-то структуры. Но даже если он находится в «организованном преступном сообществе нищих», он всё равно голодный и бездомный, и, кому бы он ни отдавал деньги, ему всё равно нужна хотя бы какая-то сумма, чтобы этот день прожить. Это всё очень сложно: если мы ему не дадим денег и он не принесет в общую кассу необходимого минимума, его, возможно, будут бить или издеваться над ним – такое тоже бывает. Поэтому совсем отказывать в помощи деньгами таким людям, мне кажется, не стоит. И не стоит заниматься особенно сложными вычислениями. Лучше задаться вопросом, как действеннее всего помочь.
Если человек пришел к нам
Вопрос «Как помочь?» постоянно встает перед настоятелями храмов, священниками, приходскими социальными работниками. Люди приходят и просят денег в непрерывном режиме. Зачастую просящий рассказывает уже всем знакомую историю: ехал из одного города в другой, его ограбили, отобрали паспорт, нужны деньги на билет. Такого рода вещи действительно порой происходят с людьми, которые живут не очень осмысленно и упорядоченно. И есть риск, что, оказавшись в другом городе, они в нем застрянут и превратятся в самых настоящих, как мы их сегодня называем, бомжей, с которыми в числе прочих изменений произойдет и выпадение из социума. И выпадение это может быть настолько фатальным, что человек уже сам не захочет возвращаться в социум, сколько его ни реабилитируй. Если же его отправить домой, то есть по крайней мере хоть какая-то надежда, что он не пропадет.
Просящим деньги на билет до дома лучше этот билет купить и проследить, чтобы они уехали
С опытом к нам пришло понимание, что деньги в руки таким людям давать нельзя, лучше купить билет и посадить на поезд. Правда, некоторые эти билеты умудрялись сдавать, выскочив в последний момент из поезда, и выручать за них хоть какие-то копейки. Сейчас мы, как правило, стараемся отправить человека на автобусе – в этом случае ему денег никто не вернет. Практика показывает, что если ему действительно надо ехать, то он едет, а если не надо, то он будет нам объяснять, что купит билет сам, что в данный момент уехать не может и прочее. На что мы отвечаем: «Когда сможешь, приходи».
И, конечно, такому человеку мы даем продукты, чтобы он мог пропитаться, и не важно, обманывает он нас или нет. Важно, что он в беде, раз пришел.
Что касается нищих на улице, им тоже можно посильно и разумно помогать. Во-первых, они чаще всего стоят в одних и тех же местах, и можно один день подать кому-то небольшую сумму, другой день так же, а потом просто взять конкретно для этого человека из дома продукты или одежду. Главное – понять, что, когда рядом с тобой находится человек, который нуждается в помощи, закономерно ему эту помощь оказывать. К этому естественному побуждению нужно свое сердце приучить.
Бывает так, что выходишь из дома, и тебе встречается один нищий, второй, третий, четвертый… и невольно возникает вопрос: «Неужели я должен дать всем деньги? У меня на всех не хватит!» Совершенно понятно, что человек должен соизмерять свое милосердие со своими возможностями. Если ты стеснен в средствах, то дай немного – сколько сможешь. И если кто-то в ответ на твою жертву кидает тебе деньги обратно и говорит, что мелкие не берет, не стоит обижаться или сокрушаться, просто конкретно этому нищему больше деньги давать не надо: они ему, видимо, не очень нужны.
В Евангелии сказано: «Просящему дай», и далее не следует указание: но сперва пойди разберись, выясни, не обманывает ли он тебя, действительно ли он нуждается. Однако не надо забывать и о здравом смысле. На мой взгляд, логичнее, например, дать деньги древней бабушке, которую даже ветер колеблет, нежели вполне крепкому и здоровому мужчине, без каких-то увечий и телесных недостатков, который может пойти работать хоть дворником, хоть грузчиком и заработать какие-то деньги.
Бывают ситуации, когда к нам в Саратов приезжают люди из других городов нашей области. Задаешь вопрос: почему человек не обратился в храм, который находится в его селе, а потратил деньги, в которых так нуждается, чтобы приехать сюда? И когда слышишь какие-то сложные объяснения этому, понимаешь, что здесь явно что-то не так. Нередко бывает, что людям вовсе не отказывают в помощи в родном селе, но они всё равно совершают такого рода объезды других храмов, потому что рассчитали, что это принесет им определенную прибыль.
Безусловно, мы не должны от людей отгораживаться территориальными или какими-то другими рамками: если человек пришел в наш храм, значит, именно нам надо постараться хотя бы в чем-то посильно ему помочь: нет денег – предложить одежду, еду. Но, тем не менее, естественно взывать к милосердию тех, кто находится рядом в повседневной жизни. Христианин же должен, прежде всего, тоже отзываться на просьбы тех, кто рядом. В каких-то ситуациях можно не просто дать деньги, а попытаться узнать, чем ты еще можешь помочь. Хотя тут очень важно быть разумным, чтобы не попасть в какую-то сложную ситуацию, – нужен определенный житейский опыт. Ведь иногда нищий на улице может оказаться и мошенником, и разбойником, и даже самым настоящим преступником, поэтому, безусловно, в свой дом его звать и там его прописывать не надо.
Мне задавали вопрос: правильно ли помочь личными средствами, если у какой-то организации или храма, куда обращается такой проситель, средств сейчас нет? и правильно ли в какой-то момент прекратить эту помощь, если проситель возвращается к тебе лично вновь и вновь? На мой взгляд, нужно действовать по силам: то есть твой избыток должен быть восполнением его недостатка (см.: 2 Кор. 8: 14). А если у тебя самого недостаток… В общем – по возможности.
Кстати, во всех храмах у нас висят кружки с надписью: «На социальную деятельность». Естественно, что какие-то деньги оттуда передаются в епархиальный отдел социального служения, а какие-то могли бы оставаться на приходе для того, чтобы оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но, к сожалению, на социальную деятельность жертвуют очень и очень мало.
Пьяный на морозе
Если у вас машина, а лежащий на морозе пьяный не производит впечатления бездомного, отвезите его домой
Еще одна проблема, актуальная в основном для зимнего периода, – это люди, лежащие на улице в состоянии алкогольного опьянения. Здесь опять-таки нужно поступать по здравому смыслу. Если кто-то располагает машиной, а лежащий человек не производит впечатления бездомного, то надо попытаться выяснить, где он живет и куда его лучше отвезти. У меня был случай: как-то очень холодной зимой я вместе с братом ехал по улице и увидел такого лежащего человека. Возле него стояли какие-то люди, не зная, что делать. По виду это был не бездомный, не опустившийся человек, он просто находился в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Я его поставил на ноги, как следует тряхнул и потребовал, чтобы он мне сообщил, где живет. У мужчины произошло некоторое пробуждение сознания, он мне вкратце ответил, а потом я просто достал из его кармана телефон, позвонил его маме, чтобы узнать адрес, затем мы погрузили этого человека в машину и отвезли домой – мама его была просто счастлива. Оказалось, что с мужчиной рассталась жена, он запил, потерял работу – это произошло буквально за несколько дней. Если бы мы его оставили лежать, он скорее всего замерз.
Если машины нет и нет возможности позвонить родственникам такого бедняги, то лучше всего вызвать «Скорую», не сообщая, что человек пьян, и по возможности дождаться ее. Часто бывает, к сожалению, что сотрудники «Скорой помощи» отказываются везти в больницу пьяных и уж тем более заядлых алкоголиков, наркоманов или бездомных, в таком случае можно снять и сотрудников «Скорой», и номер машины на мобильный телефон и отправить это видео в какое-нибудь интернет-издание, которое подобные свидетельства специально собирает и размещает у себя. Я уверен, что после нескольких таких публикаций с лицами, с номерами машин постепенно какое-то движение в сторону изменения отношения к пьяным начнется.
Замерзающим на улице человеком, кем бы он ни был, надо непременно заняться
В любом случае замерзающим на улице человеком надо непременно заняться. При этом никто не запрещает проявить элементарную изобретательность и здоровую практичность, чтобы задачу существенно упростить. Например, если вам надо бежать на срочную встречу и вы удостоверились, что остаются здесь те, кто не бросит человека в беде, то стоит этим воспользоваться.
Помощь бездомным порой напоминает борьбу с ветряными мельницами, потому что они подчас находятся в состоянии такого распада личности, что не хотят ни работать, ни жить в нормальных условиях обычной жизнью, но вновь и вновь возвращаются на улицу. Я не провожу здесь какого-то разделения между теми людьми, которых надо спасать, и теми, которых не надо. Но бывало, что и раз пытались помочь, и два, и три, а человек, которого с мороза куда-то доставляли, опять на том же самом месте оказывался лежащим пьяным. И в какой-то момент приходила мысль, что твоя деятельность лишена, к сожалению, смысла, как это ни страшно. Но всё равно, мне кажется, вначале нужно приобрести какой-то опыт помощи людям, невзирая на их состояние, а потом ты волей-неволей научишься различать, когда какую помощь можешь оказать и когда она будет продуктивной.
Вообще же, к сожалению, наша задача очень часто заключается только в том, чтобы дать таким людям возможность прожить чуть дольше: кардинально изменить их жизнь удается крайне редко. Многие уже перешли определенную черту и назад не вернутся. Они живут уже совершенно в другом мире и по другим законам. Бывает, что кто-то сетует: мы даем им деньги, а они пьют. Плохо, конечно… Но зимой это для них становится одним из способов выживания – едва ли не самым действенным для тех, кто лишен какого бы то ни было приюта.
Кормить голодных, посещать больницы и темницы?
В евангельском отрывке о Страшном суде мы видим, что осуждаются люди, которые не накормили голодных, не напоили жаждущих, не посетили страждущих в больницах и в тюрьмах. Как современному человеку можно такой вины избежать? Если у человека есть достаточные средства и достаточное время, он может идти туда, где нуждаются в помощи: в учреждения для детей-сирот или престарелых, в тюрьмы, в семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, – и эту помощь оказывать.
Если же человек вынужден много работать и у него не так много средств, то ему, наверное, надо довольствоваться теми случаями, которые Сам Господь посылает. А они нашему взору предстоят практически каждый день. И совершенно естественно, когда всё начинается с помощи тем неимущим, которые есть в храме и вокруг храма, когда для этой помощи прихожане могут как-то объединиться и один сделает одно, другой сделает другое, третий сделает третье. Потому что, безусловно, благородное и важное дело – спасать от голодной и холодной смерти бездомного человека, который в таком положении оказался, но, наверное, еще более важное дело – это тому человеку, который может в таком положении тоже оказаться, не дать вниз скатиться. Тогда мы его действительно спасем. В любом случае, если человек ищет такой деятельности и сердце его болит об этом, то Господь непременно пошлет ему возможность и случаи кому-то помощь оказывать.
Или возле Храма в Брюсовом переулке: ведь там стоят хорошо одетые мужчины и женщины, здоровые - а ты постой-ка целый день на ногах на морозе или солнцепеке. Почему они не идут работать?!!! Ведь можно те же флайеры раздавать возле метро, сидеть газеты продавать. Особого ума не требуется, но нет - просить легче! Это бизнес, работа и никак не нужда.
Я извиняюсь, я может грубо написала, но очень противно, когда это лицемерие прикрывают Господом. Разве Господь ободрил бы такое?!
Узнавайте конкретных нуждающихся и им подавайте, а не спонсируйте этот бизнес.
Единственно, никогда не могу не подать бомжу. Но тут видно, что его, бедного, колотит, как не подать?
К тому же за этими людьми нету грехов которые бы вопоияли об отмщении. По крайней мере сразу не бросаются в глаза. Это же не проститутка и не гомосексуалист.
Мне часто хочется пройти мимо, но я вспоминаю о своих грехах.Господь милует меня и дает не по моим грехам,а по Своей милости. Где тот момент, когда сердце человеческое потянется к Богу? Знаем ли мы его? Только любовью взращивается любовь, на данный момент думаю так. Кому пирожок, кому конфету, кому деньги, о ком молитву, о ком прошение. Все это милостыня. Мы все нищие и немощные, часто закапывающие таланты , и души наши, если бы стали видимыми,не были бы разве уродливыми и в коросте грехов? Но Отец выходит встречать младшего сына, когда тот еще далеко, но намерение вернуться уже есть. Кто младшему сыну встретиться на пути к Отцу? И так далее...
Так что подумайте, на что вы даете, может, как раз по вашей милости завтра человека уже не будет в живых...
Мое мнение, подавать надо только еду, вещи, лекарства, медицинскую помощь, если возможно, чтобы человек выжил, оплатить квартиру, чтобы не стал бомжом, у кого есть такая возможность и желание. Остальное уже в руках самого человека.
Однажды в ворота монастыря поздно вечером постучался нищий и стал просить хлеба. И выглядел плохо, и пьян был. А в монастыре после определённого часа двери запирали, и открывать их не благословлялось. Потому монахи, стоящие у ворот, сказали нищему: "Приходи завтра с утра!" . "Не доживу я до завтра!" - плакал нищий. Но ворота так и не открыли. Он пошёл и сел в сторонке. Вдруг к нему женщина подходит и протягивает денежку золотую, древнюю. Сказала, на хлеб. Нищий побежал опять к воротам и отдал монахам. Они удивились тому, откуда такая монета у бездомного бедолаги. Но ещё больше удивились, когда не досчитались одной из монеток на знаменитой храмовой Иверской иконе Божией Матери, - одной из тех, которые люди в благодарность иконе дарят. С тех пор у ворот Иверского монастыря всегда стоит полный ларь, чтобы КАЖДЫЙ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ДНЯ И НОЧИ МОГ ПРИЙТИ И НАЙТИ СВОЙ ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ.
Во-первых, о своих "бревнах в глазах" думать надо.
Во-вторых, не осуждать других.
В-третьих, силы, которые мы потратим на эту кляузу и поиски куда и как отправить, причем с неизвестным результатом всего этого мероприятия, лучше использовать по другому.
В-четвертых, пока снимать-писать-доносить будем, пьяный замерзнет банально.
В-пятых, причину по которой другие люди не оказывают помощь мы не знаем. Мы должны отвечать за свои поступки. Можешь помочь - помогай. А нет, то и суда нет.
Статья очень хорошая и полезная. Правильная статья! Один момент только покоробил как-то. Надеюсь я просто понял что-то не так. Простите! Спасибо!
Никто не может сказать: «я нищ и мне не из чего подавать милостыню»; ибо если ты не можешь дать столько, сколько иные богачи, то дай две лепты, подобно одной убогой вдове [в Евангельской притче], и Бог примет от тебя лучше, чем дары оных богатых.
Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того?
Можешь словом утешить брата своего. Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и молча потерпеть его укоры.
И как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше оказанной телу». Авва Дорофей. Источник: Православный отрывной календарь 2014 год.
Около храма женщина просит денег, описывая свою тяжелую жизнь (она не бомж) - предлагаю помощь, обещая взять на себя часть ее забот (оплата квартиры, продукты...) - в ответ - простите, мне нужны деньги...
у храма мужчина просит денег на билет до дома (куда-то на Урал) - предлагаю купить билет на поезд и посадить его туда с продуктами и всем необходимым - в ответ просто исчез. Оказалось, перешел бедолага просить у другого храма...
Женщина в церкви стоит. Обращает на себя внимание. Спрашиваю - что-то случилось? Отвечает, что больна, нужны деньги на лекарства, и давно не кушала, сейчас упадет в обморок. Предлагаю дать мне список лекарств, я куплю, привезу вместе с продуктами. Ответ - нет! нужны именно деньги...
Мужчины (их много) просят у входа в метро денег на жетон. Предлагаю провести, оплатив поездку. Ответы бывают разные, но ни один еще со мной в метро не прошел...
Таких историй со мной и моими друзьями происходит достаточно.
При этом многие наши нищие, стоящие у храма много лет, с благодарностью берут продукты. Некоторые говорят - а купи мне батончик и рыбки... Радостно бегу за батончиком и рыбкой. )) Знаю некоторых бедолаг с их тяжкого детства, когда их родители... Увы.
Священнику все таки виднее, кого допускать к причастию, а кого нет. Может дело не в этнической принадлежности к цыганам, а в чем-то другом, не нам решать такие серьезные вопросы.
Я лично цыганам не подаю. Послушайте по этому вопросу о. Дмитрия Смирнова. А другим подаю мелочь. И это не от жадности. Если каждый подаст по 10 рублей, то сегодня этот человек уже с голоду не умрет.
Брезгливость я в себе не победила,потому как через какое-то время при нашем храме мне довелось увидеть такую картину. Многодетная мамочка каждый день приходящая в храм с детками троекратных лобызанием здоровалась с человеком, у которого руки и лицо и ноги были покрыты ранами,свищами.Какая-то болезнь. Он был необыкновенно счастлив от того,что им не брезгуют и вскоре увидев его я с удивлением заметила,что руки и лицо у него стали чистыми.
Вот.. А милостыню по-возможности и рассуждением будем подавать, как говорит батюшка и святые отцы,потому как это великая милость Божия,что нам предоставляеться возможность подать милостыню.
Простите меня братья и сестры!!!
Большое спасибо о.Нектарию за вразумление!
В последнее время очень много просят мужчины.
С руками и ногами, нормально одетые и с мобильными телефонами.
Соблазн..."
"На мой взгляд, логичнее, например, дать деньги древней бабушке, которую даже ветер колеблет, нежели вполне крепкому и здоровому мужчине, без каких-то увечий и телесных недостатков, который может пойти работать хоть дворником, хоть грузчиком и заработать какие-то деньги"
Да не вопрос: так называемая "нищенская мафия" будет эксплуатировать исключительно древних бабушек -- с кем фокус проходит. А про здоровых мужчин нормально одетых... все ведь не самоочевидно. Василий Блаженный, например, такому и оказал серьезную финансовую помощь, удивив окружающих, а причины были...
Дал просящему -- исполнил заповедь Христову.
И нечего тут судить и рядить!
Вот бы таких с федеральных каналов проповедовать людям!
Не нужно думать о том, куда и зачем потратят помощь. Если просят, значит нужно. Взял на наркотик, значит не умыкнул последнее у своей мамы.
Это просто внять, если увидеть в просителе измученное создание Божье, которое Господь жаждет найти гораздо более чем тебя, имеющего силы ходить в храм.
Просящим многократно говорите иногда о том, чтоб обернулись к Богу, ходили в храм, хотя бы исповедовались. Очень огорчаюсь, когда этих людей изгоняют из храма, не допуская цыганят к Причастию. Храм для всех. Их нужно впускать говоря о том, что просить нужно за оградой.
Конечно, не нужно подавать мелочь, или кусочек хлебушка, конфетку. Это цинично. Подавайте, может одному из вереницы, но ощутимо для него. Господь говорил нам о том, чтоб мы давали просящим, но всегда говорил о том, что фарисейский формализм для него противен. Очень боюсь, что когда буду просить Бога о помощи, Он отнесётся ко мне формально - облегчит страдания, но так, чтоб я не заметил.
С руками и ногами, нормально одетые и с мобильными телефонами.
Соблазн...
Однажды мы с подругой сказали одной просящей на билет, что не выглядит по-нищенски, и такого наслушались...
Когда требовательно просят, не хочется подавать.