В третий раз в Манеже проходит грандиозная историческая выставка-форум «Православная Русь. Моя история», подготовленная Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы. На этот раз она охватывает сравнительно небольшой (чуть больше 30 лет), но самый значимый и трагичный для России исторический период – XXвека, с 1914 по 1945 годы. Потому выставка так и называется – «От великих потрясений к Великой Победе»: именно на эти три десятилетия пришлись самые страшные испытания для нашей страны.
И вновь, уже в третий раз, мне хочется выразить свое восхищение всем организаторам и создателям этой выставки. Они сумели превратить казалось бы банальную экспозицию на историческую тему в потрясающее и захватывающее мультимедийное и интерактивное зрелище. В 12 залах представлены: 3000 информационных статей, 3700 иллюстраций, 700 (!) архивных документов, 100 часов документальной хроники. «Живая» анимированная лента времени (она действительно непрерывно движется!), наполненная фотографиями и отрывками из архивных материалов, протянулась на 250 метров.
Но прежде стоит отметить главное: вся выставка буквально пронизана православным духом. Начать с того, что экспозицию практически открывает икона Божией Матери «Державная», специально доставленная в Манеж из храма Казанской Божией Матери в Коломенском по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Выбор именно этой иконы для выставки не случаен – по преданию, явление «Державной» иконы Божией Матери произошло 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая II. Можно сказать, с этого момента история России вынужденно изменила направление своего течения.
И эта икона словно задает определенный настрой всей экспозиции. Потому и в других залах Манежа посетители открывают для себя то прекрасные, а то и трагические страницы из жизни Русской Православной Церкви. Чего, например, стоит мультимедийный экран, рассказывающий о том, как Русская Православная Церковь в страшные годы революционного террора спасала миллионы умирающих от голода жителей России, – в то время как большевистское правительство целенаправленно уничтожало саму Церковь, расстреливало священников, ломало и грабило храмы.
Или, скажем, зал христианских новомучеников. Он выполнен весьма креативно: ты будто попадаешь в длинную пещеру, где по стенам, словно иконы, висят портреты священников, пострадавших за веру. В каждом портрете – калейдоскоп сменяющихся фотографий, освященных колеблющимся языком свечи, а рядом – их мысли, предсказания, пророчества.
…Любая историческая выставка – это, конечно, факты, цифры, архивные документы. Но прежде всего – это мысли; мысли людей, оставивших след в истории; людей, определявших и направлявших ее ход. Большое количество высказываний политиков, писателей, философов, священников, словно метки, наполняют залы выставки «Православная Русь. Моя история», помогая посетителю ощутить дух того времени. Читаешь их и понимаешь, как слепы были тогда их современники, и как многого не понимают и сегодня их потомки.
Вот, скажем, великие предвидения: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению», «уже близко время, когда разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын на отца и отец на сына и прольется много крови на русской земле»(Святой праведный Иоанн Кронштадский 1829-1908 гг.);«Через сто лет после моей смерти земля Русская обагрится реками кровей, и много дворян побиенно будет за великого государя…»(Преподобный Серафим Саравский, 1754 – 1833 гг.).
А вот оценки наблюдательных современников о страшных событиях, происходивших в России в революционные годы: «От болтовни Россия погибла» (Атаман Алексей Каледин); «С Россией кончено… На последях ее мы прогалдели, проболтали, пролузгали, пропили, проплевали, замызгали на грязных площадях»(поэт Максимилиан Волошин); «Революционер Ленин брал у немца деньги в уверенности, что на эти марки он подожжет не только Россию, но и Германию. Вероятно, улыбался. Вообще, я думаю, Ленин относится к человеку с величайшим презрением и видит в нем только материал, как видели все революционеры» (писатель Леонид Андреев).
И блестящее, на мой взгляд, описание России накануне революции, данное премьер-министром Уинстоном Черчиллем. На выставке оно приведено полностью, я ограничусь лишь малой цитатой: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была на виду… Все жертвы были перенесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена… Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на страдание. Его усилия преуменьшают; его действия осуждают; его память порочат… Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным?...».
И как страшно звучат высказывания революционеров – тех, кому досталась власть в нашей стране после 1917 года. Читая их, понимаешь, почему большевики целенаправленно уничтожали всё самое ценное и великое, что было в нашей стране, понимаешь, почему они так яростно расстреливали интеллигенцию и священников: «Если в итоге революции 90 % русского народа погибнет, но хоть 10 % останется живым и пойдет по нашему пути – мы будем считать, что опыт построения коммунизма оправдал себя»(Лев Троцкий); «Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого» (видный деятель ЧК-ОГПУ Мартын Лацис).
Особенно поражают чудовищные мысли Ленина, касающиеся, в частности, Церкви: «Чем больше число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся по нам этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать», «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления» (В.И. Ленин). Читаешь эти фразы и невольно думаешь: почему до сих пор мумия этого чудовища лежит в мавзолее на главной площади страны? Почему в честь человека, который целенаправленно убивал Россию и лучших ее представителей, уничтожал православную веру и Церковь, по всем городам до сих пор понатыканы его памятники и бюстики, а его именем названы проспекты и площади? Мне кажется, пока мы не похороним этого злодея и не сотрем память о нем, трудно будет России двигаться вперед.
…Но вернемся на выставку. Гуляя по залам, поражаешься тому, насколько «живой», постоянно меняющейся, удалось сделать эту громадную экспозицию. Да, есть здесь три специальных кинозала, где непрерывно идет документальная хроника. Но, и помимо этого, многие элементы экспозиции находятся в постоянно движении. Я уже упоминал «живую» ленту времени, – она скользит по стенам из зала в зал: через предательство царского правительства, отречение царя к революции, потом в годы репрессии, индустриализации и дальше в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Бесконечной вереницей перед глазами проходят фотографии и документы, дни, месяцы, годы, события, люди…
Создатели выставки «Православная Русь. Моя история» продумали мельчайшие детали. В залах даже цвет играют особую роль, создавая определенное настроение, передавая атмосферу той эпохи. Время революции и Гражданской войны окрашено в черно-красные тона, как бы подчеркивая весь ужас и трагизм гибели царской России. Период индустриализации окрасил залы в мирный синий цвет, а период Великой Отечественной войны – в багрово-красный как бы передающий огонь, который охватил российские города.
Кстати, залы, посвященные Второй мировой войне, вообще получились невероятно зрелищными и образными. Каждая страна-участница войны представлена четко и структурировано: цели, побудившие ее вступить в войну, вооружение, людские потери. На долю России, как это уже не раз бывало в истории, пришлись самые тяжкие испытания, самые страшные потери. Рядом – трехмерный стенд, на котором посетитель может своими руками сложить из частей любое вооружение, которое использовалось в войне: от пулемета до танка или самолета. Собрал танк из деталей, – и на экране он начал двигаться и стрелять… Еще дальше – громадные полусферы, на которых реконструированы главные военные сражения. Сбоку на стене – музыкальные стенды с песнями той поры, своего рода интерактивные музыкальные шкатулки. Я с интересом наблюдал за школьницами, которые сосредоточенно и увлеченно нажимали соответствующие названия и, сблизив головы, поочередно слушали «Катюшу», «Три танкиста», «Синий платочек»…
Интересно было читать очень точные оценки политических деятелей того времени: «Трудно уйти от того очевидного факта, что русские армии уничтожают больше солдат и вооружения противника, чем все остальные 25 государств объединенных наций вместе взятых»(президент США Франклин Рузвельт); «Кроме советских армий, не было такой силы которая могла бы переломить хребет гитлеровской военной машине» (премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль).
Отдельный стенд-экспозиция посвящен деятельности Церкви в годы войны. На нем – фотографии сражавшихся за родину священников с орденами и медалями и рассказ о том, как Церковь помогала фронту, как заботилась о раненых в тылу…
700 единиц мультимедийной техники на выставке делает экспозицию поразительно интерактивной (И это при том, что на выставке организованы бесплатные экскурсии!). Каждый интерактивный модуль – это бесконечная череда фотографий, рисунков, текстов. Нажимаешь на заинтересовавшую тебя иллюстрацию или заголовок, она раскрывается, как цветок, и ты попадаешь на другую страницу с интересующим тебя рассказом. Удивили меня «живые» книги. На первый взгляд, перед тобой лежит громадный фолиант с чистыми листами бумаги, но стоит коснуться страниц, как на ней, словно по волшебству, проступает текст и иллюстрации. Листай и читай.
Поначалу я удивился, почему экспозицию «Православная Русь. Моя история» назвали выставкой-форумом. Ведь форум – это место, где люди дискутируют, спорят… Но потом сообразил: похоже, организаторы выставки «Православная Русь. Моя история» руководствовались принципом древнеримского философа и оратора Цицерона: «Первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности». Потому и создатели выставки словно предлагают посетителям: «Вот вам факты, мнения, цифры, а выводы делайте сами».
Мультимедийные интерактивные экспозиции дают не просто готовую информацию, а предлагают посетителю подумать, проанализировать, сопоставить, разобраться и самому сделать вывод. К примеру, модуль, посвященный… Сталину. Как в калейдоскопе, на нем меняются картинки, содержащие различные высказывания о нем: одни его хвалят, другие – высмеивают… Вот и получается, что на левой стороне фраза писателя Михаила Шолохова«Да, был культ… Но была и личность!», а на противоположной – остроумное, хотя в то же время и трагическое наблюдение-предвидение политика и журналиста Карла Радека:«Трудно со Сталиным полемизировать: ты ему сноску, а он тебе – ссылку».
А цифры, которые видишь на разных экспозиционных модулях, вообще страшные. Каждый временной период открывает большой стенд со статистикой. Статистика, как порой называют ее, «мадам суровая и беспристрастная». Обманывает она, как правило, редко. Смотришь на статистические данные по 1913 году и поражаешься, на каком подъеме тогда находилась Россия! Как прирастала она золотом, территорией, населением. И как потом, после прихода к власти большевиков, наша страна стала всё терять: земли, капиталы…
Но самые страшные потери – это люди. Никогда прежде наша страна не несла такие колоссальные человеческие жертвы, как в эти 30 лет ХХ века. Гражданская война и интервенция: 6 миллионов человек умерло от голода, 3 миллиона были вынуждены покинуть Россию. Период сталинских репрессий: общее количество репрессированных за период 1921 – 1953 гг. – от 25 до 40 миллионов человек! Война: общие потери Советского Союза – 27 миллионов человек! Цифры простые и в то же время страшные.
Смотришь на всё это и лучше понимаешь слова писателя Ивана Бунина: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, богатство, счастье».
Потому так необыкновенно ценны и важны выставки, подобные экспозиции «Православная Русь. Моя история», – они заставляют нас помнить нашу историю и не забывать ее уроков. Возможно, в этой заметке я привел слишком много цитат, но все же добавлю еще одну, принадлежащую перу русского историка Василия Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Хочется надеяться, что мы сумели сделать соответствующие выводы из истории России. В противном случае история вновь накажет нас за невыученные уроки.