Сегодня, в день памяти блаженного Андрея, Христа ради юродивого – одного из немногих святых, кому при жизни были приоткрыты красоты Рая, – мы публикуем рассуждения одного из наших авторов, в чем могло бы состоять райское блаженство.
Ай-Петри. Фото: Елена Деревягина / Adme.Ru
Каждого человека, уставшего от городской асфальтовой жизни, хоть раз, наверное, тянуло на лоно матери-природы. В июле этого года мы с женой покинули знойный Севастополь, чтобы побыть недельку среди лесов и гор в двух селах – Многоречье (подножие горы Ай-Петри) и Подгорное (Байдарская долина). Жили не «дикарями», а во вполне комфортных условиях – в небольших отелях со всеми удобствами и полным пансионом. То есть ничто не отвлекало нас от спокойных прогулок и отдыха.
За эти шесть дней мы досыта «наелись» природой и заторопились домой
Казалось бы, какая это радость: вокруг – ни души, только пение птиц, полеты насекомых, легкий летний ветерок, горные тропинки, лесные ароматы. Но... нас хватило ровно на шесть дней. За эти шесть дней мы досыта «наелись» природой и заторопились домой, в жаркий шумный Севастополь, чтобы поскорее погрузиться в привычные дела и заботы.
А теперь представим, что нам предложили совершенно бесплатно жить среди природы месяц, год, всю жизнь… Для сельских жителей это нормально, но для нас, «детей бетонных перекрестков», такое времяпрепровождение превратилось бы, наверное, в пытку. А если впереди – вечность «радости» гуляния по лесным дорожкам? И это гуляние и есть обещанный людям Рай?
Распространенное представление о Рае
Лично я очень люблю читать книги и статьи, смотреть телепередачи на тему смерти, посмертной жизни, ада и Рая. Нередко приходилось мне читать о том, что видели в том мире те, кто пережил, например, клиническую смерть. Встречались мне рассказы об опыте Неба святых, которых Господь еще при земной жизни сподобил лицезреть радость и свет Царства Небесного. Довольно подробно об этом написано в замечательной книге иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти».
Конечно, земным языком невозможно выразить то, что на самом деле происходит в мире ином. Там совершенно другая реальность, и описать ее понятными категориями земного мира весьма затруднительно. Тем не менее, даже такие «затруднительные» описания у нас есть. Так, имеющие истинный опыт Неба описывают дивную красоту тех мест, невообразимо сочную зеленую траву, благоуханные деревья, которые одновременно и цветут, и плодоносят, сладкозвучных птиц. Даже устойчивое словосочетание есть в русском языке – «райский сад», «эдемский сад», которое применительно к земной жизни означает высшую степень красоты.
Блаженный Андрей со своим учеником Епифанием. Фрагмент иконы Покрова Божией Матери Некоторые подвижники сподоблялись видеть ангелов Божиих, необычайную, невозможную на земле красоту Матери Божией и святых. Наконец, кому-то открывался Сам Спаситель мира Иисус Христос. Например, в житии святого Андрея, Христа ради юродивого, есть описание его пребывания в Царстве Божием: ангел провел его вплоть до третьего неба, где святой Андрей увидел Христа.
«Пройдя мимо Креста, я посмотрел вниз и увидел под собою как бы морскую бездну… Мой путеводитель, обратившись ко мне, сказал: “Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше”. И он подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидал дивных мужей, их упокоение и непередаваемую на языке человеческом радость их праздника…
И вот мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и славословящих Бога. Мы подошли к какой-то блистающей, как молния, завесе, перед которой стояли великие и страшные юноши, видом подобные как бы огненному пламени… И сказал мне водивший меня юноша: “Когда отверзнется завеса, ты увидишь Владыку Христа. Поклонись же престолу славы Его”.
Услыхав сие, я радовался и трепетал, ибо меня объяли ужас и неизреченная радость… И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Господа моего, “седяща на престоле высоце и превознесенне и Серафими стояху окрест Его” (Ис. 6: 1). Он был облачен в багряную одежду; лицо Его было пресветло, а очи Его с любовию взирали на меня. Увидев это, я пал пред Ним ниц, поклоняясь светлому и страшному престолу славы Его.
Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами выразить. Даже и теперь при воспоминании о том видении я преисполняюсь неизреченною радостию. В трепете лежал я пред моим Владыкою. После сего всё небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем – не понимаю и сам как – снова очутился я ходящим по раю».
Даже такие описания блаженного Царства Небесного вызывают у нас восторг и трепет. Кажется, что еще надо, чтобы убедить нас в необходимости христианской жизни, которая, по милости Божией, способна со временем сделать нас непосредственными участниками этого вечного праздника?
Однако задумаемся: а так ли привлекательны описанные картины райского блаженства? Ну, благоуханные деревья, ну, райские птицы, золотой город Иерусалим и прочее. Нам с женой хватило шести дней, чтобы устать от природы, а ведь земные леса, реки, горы – это как бы слабый отблеск лесов, рек, гор Иного мира, среди которых, по милости Божией, мы, возможно, поселимся на веки вечные. Да, пусть там всё будет по-другому. Попадем мы, скажем, туда, в этот райский сад, нам скажут: гуляйте, отдыхайте, наслаждайтесь, у вас вечность впереди. Не обернется ли скукой такая вечность?
Часто приходится читать, что само лицезрение Господа нашего Иисуса Христа будет наполнять нас невообразимым счастьем, которого нам хватит на веки вечные. Но оглянемся на нашу земную реальность: есть ли среди нашего окружения люди, столь милые нам, что мы готовы часами любоваться ими? Годами? Всю жизнь? Да, те, кто любит Иисуса, будут испытывать блаженство при взгляде на Него, при общении с Ним. Но опять вопросы: в этом ли состоит райское блаженство, которое «приготовил Бог любящим Его»? Мне думается, блаженство будет заключаться не только в этом.
Медленное «врастание» в Бога
Целью жизни человека является обожение
Все святые отцы в один голос утверждают, что целью жизни человека является обожение. Можно по-разному понимать это слово. Обычно считается, что обожение – это максимально возможное приближение к Богу, уподобление Ему. «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом», – сказал святитель Афанасий Великий. Мне думается, что обожение – это «врастание» в Бога, в веру, в Церковь. Это не одномоментный шаг, а процесс, растянутый на всю человеческую жизнь. Трудный, нередко болезненный, но неуклонный для тех, кто хочет обрести Христа, жить Христом, наполняться Христом.
Это состояние – желание наполняться Христом, благодатью Его, любовью Его – есть дар Божий, и дается он человеку не сразу. Нужно попотеть, нужно со всей обжигающей отчетливостью понять, что ты – никто и ничто без Бога, что ты – червь, клоп, вошь, тля. Что ты ничего из себя не представляешь, ничего хорошего делать не можешь, пока не коснется тебя Христос, не вольет в тебя Свои живительные энергии.
Даже чтобы понять эти вещи, нужна рука Божия, нужна Его поддержка. И вот когда ты осознаешь, что Христос – не просто Спаситель, а что Он – твой личный Спаситель, что только Он может спасти тебя от пожирающей пасти греха и смерти, – вот тогда начинается твое врастание в Него.
Пламя любви ко Христу
При поддерживающей силе Божией однажды ты поймешь, что Христос – это твоя жизнь, твое спасение, счастье, радость, смысл, твоя самая главная и единственная любовь. Самый большой дар, который Христос может дать человеку, – это любовь к Себе и к ближним. Эта любовь, подпитываемая свыше, имеет свойство (при свободной воле и желании человека) разгораться, искать непрерывного утоления. Эта любовь исключительно внутренняя, она расширяет душу человека, понуждает его везде и всегда искать Бога. Можно сказать, что эта разрастающаяся любовь ко Христу и есть то Царство Божие, которое, по слову Его, «внутрь вас есть».
Алегорическое изображение рая. Мозаика. Рим, V в.
Однако мы телесны, материальны. И вот эта телесность, как узы, сдерживает, а точнее говоря – ограничивает разгорающийся костер любви внутри сердца человека. Телесными очами мы не видим Христа, никак Его не осязаем, однако сердцем – видим, ощущаем Его внутри себя, чувствуем Его присутствие. Это трудно объяснить, но как будто что-то теплое, родное дышит в твоей груди, и настроение радостное, и светло на душе, и хочется весь мир согреть и обласкать.
Внутренний неутолимый огонь через нашу телесную природу выплескивается в материальный мир
Этот внутренний неутолимый огонь через нашу телесную природу выплескивается в материальный мир. Хочется помогать людям, бескорыстно, во славу Божию. Хочется непрерывно подавать милостыню, и ты постоянно ищешь, кому можно помочь – копеечкой, водой, чаем, продуктами, горячей пищей, одеждой, обувью. Хочется любить всех-всех-всех людей, жалеть, понимать, сострадать им, оправдывать их поступки, а не осуждать. Хочется терпеть скорбные обстоятельства жизни, прощать обиды и обидчиков, безропотно нести свой жизненный крест, надеясь не на свои скудные силы, а лишь на Бога. Хочется видеть все свои грехи, исповедовать их Богу, каяться, просить прощения, милости Божией и помощи в покаянных трудах.
То есть телесность становится проводником избыточной энергии добра и любви, которая непрерывно, содействием Божиим, генерируется в любящем сердце. Человек, искренне любящий Христа, – это человек милостивый, добрый, ласковый ко всем, всё и всем прощающий, ни на кого ни за что не обижающийся, терпеливый, смиренный, кроткий, тихий, незлобивый. Кажется, трудно сегодня в нашем бешеном мире встретить таких богоносцев, но они всегда были, есть и будут. Более того – именно к такому богоношению призваны все христиане. Только через такой – узкий и трудный – путь жизни можно обрести спасение, то есть вечное единение со Христом.
Любовь ко Христу, питающая все дела, поступки, слова и мысли человека, любовь ко Христу, наполняющая светом и смыслом всё, к чему бы ни прикоснулся человек, – это начаток Рая в его душе. Это то самое предвкушение райского блаженства, о котором мы взахлеб читаем в житиях святых. Это предвкушение доступно любому человеку, только отдай, подари свою свободу Христу. Подари Христу душу свою, тело свое, волю, разум, совесть, жизнь. И когда рай начнет разливаться в твоем сердце, ты поймешь, что Спаситель принял этот дар.
Но что же ждет такого боголюбца после смерти?
«Главное» блаженство
Со смертью тела исчезнет естественная преграда, отделяющая человека от Того, Кому он посвятил свою жизнь. Да, душа предстанет перед Христом, увидит Его Лицом к лицу. Одно это наполнит ее невообразимым счастьем, однако «главное» блаженство, как мне кажется, будет заключаться в другом. Душа не просто увидит бессмертное одухотворенное воскресшее тело Спасителя, Его Пресветлое Лицо, Его Глаза. Всей глубинной сущностью своей душа воспримет те, если можно так сказать, прекрасные качества Христа, которыми она напитывалась при земной жизни и которые, по сути, и делали ее богоносной.
Господь Вседержитель. Мозаика храма св. Софии Константинопольской
Душа «увидит» во Христе смирение, кротость, милосердие, терпение, жертвенность, увидит любовь, как она есть. Наступит утоление любви человека к Иисусу Христу, душа обнаружит свое теснейшее единение со Спасителем в тех добродетелях, которые она приобрела на земле содействием Божиим. И вот это-то единение с Богом, теперь совершенно не ограниченное ни плотью, ни грехом, ни чем другим, и будет, думается, составлять природу блаженства. Христос даст душе полное утоление ее любви к Нему, даст ей энергию вечного созидания, вечного развития, вечного постижения Бога – того, чего она так сильно желала на земле.
Да, видение вокруг себя прекрасного невообразимого мира, садов, жемчужных городов, рек, если таковые будут, конечно, взвеселит душу человека. Но это будет для нее второстепенным, а основное – это радость общения с Господом, может быть, радость получения от Него новых благ, новых добродетелей.
Однако даже это счастье будет не полным. Ведь человек – это не только душа, но и тело! Полное блаженство человека начнется после Страшного суда, когда богоносная душа соединится с воскрешенным, духовным, прославленным, бессмертным своим телом. Могу предположить, что с помощью этого духовного тела человек сможет в полной мере насладиться «внешним видом» Царства Небесного. Тем не менее, главной движущей силой вечной блаженной жизни человека будет его вечно созидающая любовь ко Христу, «Царству Которого не будет конца…»
Вот, в своих предыдущих публикациях Артемий Слезкин восхищался природой, а теперь, оказывается, все надоело. О, переменчивый нрав поэтов! А все же хотелось бы хорошего продолжения начатого повествования о временах года.
Видимо, трудно бывает современному человеку отказаться от соблазна побогословствовать о вещах непостижимых (выдумывая даже новые термины). Хотя всё необходимое и полезное уже сказано у Святых Отцов.
Не велят они мечтать о райских обителях. О своих мнимых добродетелях. О том, что вот я уже, пожалуй, приблизился (приближусь) к Богу, и теперь меня ждёт (будет ждать) полнота. "Держи ум твой во аде и не отчаивайся" (преп. Силуан Афонский).