Почему Алексиевич?

Светлана Алексиевич Светлана Алексиевич
    

Итак, лауреатом Нобелевской премии 2015 года стала Светлана Алексиевич (р.1948). Ожидаемо для букмекеров Ladbrokes, которые оценивали её шансы как 5/1. И в то же время — неожиданно. Ибо было слишком много пунктов, по которым Алексиевич никак не могла получить эту премию. Однако получила…

Алексиевич — автор книг «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд», которые считаются документальными. В связи с «Цинковыми мальчиками» против неё было подано несколько исков — от тех, кто воевал в Афганистане, и от матерей погибших «афганцев» (из судебного иска Тараса Кецмура: «…все, что изложено С. Алексиевич в газетной статье и в книге „Цинковые мальчики“, — вымысел и не имело места в действительности, так как я с ней не встречался и ничего ей не говорил».). Некоторые из этих исков были удовлетворены. Притом общественность, которую тогда, в начале 1990-х, принято было называть демократической, громко кричала о «политическом судилище».

То, что Нобелевская премия бывает не в меру политизирована, хорошо известно. Особенно по отношению к русской литературе. Но всё-таки её русских лауреатов — Бунина, Пастернака, Шолохова, Солженицына, Бродского — награждали, исходя не только из политической конъюнктуры, но и из литературных достоинств. Случай русскоязычной Алексиевич, которую, правда, наградили как белорусскую писательницу, — уникален и удивителен.

Наградили Алексиевич с формулировкой — «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». А что её «многоголосое творчество» часто просто придумано, причем придумано довольно однообразно, этого Нобелевский комитет как бы и не заметил. Или, может, и правда, не заметил?

Последнее достижение Алексиевич, благодаря которому она и попала в кандидаты на премию, — «Время секонд хэнд», заключительная часть проекта «Голоса Утопии». Книга охватывает два периода нашей истории — 1991−2001 (часть первая), 2002−2012 (часть вторая). Цель автора — показать homo soveticus и запечатлеть следы советской цивилизации. Характерны названия главок: «Про то, что мы выросли среди палачей и жертв», «О времени, когда всякий, кто убивает, думает, что он служит Богу», «О людях, которые сразу стали другими после коммунизма». Но это пусть…

Главная беда — ощущение фальши, которое остаётся после чтения этого вроде бы документального повествования, вроде бы verbatim и non-fiction. Речи обыкновенных людей, записанные на диктофон, поражают воображение — люди говорят так, будто пишут дурную, тенденциозную публицистику: «Геополитика пришла к нам в дом. Россия распадается… Скоро от империи останется одно Московское княжество…» «Советское время… У Слова был священный, магический статус. И по инерции на интеллигентских кухнях еще говорили о Пастернаке, варили суп, не выпуская из рук Астафьева и Быкова, но жизнь все время доказывала, что это уже неважно…» И т.п.

Homo soveticus предстаёт со страниц этой книги в лучшем случае безнадёжными лузером. Он гордится честной бедностью, новой жизни не знает, её не принимает и знать не хочет. Для него

чтение «Доктора Живаго» и др. — главное в жизни. Один из плохо придуманных эпизодов книги — молодая женщина с больным ребёнком в больнице: «У меня всегда был под мышкой „Архипелаг ГУЛАГ“ — я его в ту же минуту открывала. На одной руке умирает ребенок, а в другой — Солженицын. Книги заменяли нам жизнь. Этот был наш мир».

Чаще же этот homo soveticus — редкостный подонок и сволочь. Так, переживший оккупацию еврей (в Белоруссии) рассказывает, как он впервые услышал слово «жид» — именно от советских людей, своих соседей. И советские крестьяне на евреев доносили. И советские партизаны над евреями издевались… Нет, немцы, конечно, тоже присутствуют — всё-таки война, гетто, — но как-то по касательной. А некоторые даже проявляют человечность: так, один немец, поняв, что мать рассказчика — русская, посоветовал ей не прыгать в общую яму-могилу.

Бывший энкавэдэшник-палач вспоминает: «…на войне я отдыхал. Расстреливаешь немца — он кричит по-немецки. А эти… эти кричали по-русски… Вроде свои… В литовцев и поляков было легче стрелять. […] Мы все в крови… вытирали ладони о собственные волосы… Иногда нам выдавали кожаные фартуки… Работа была такая. Служба».

А вот и лихие 90-е, в вспоминания о которых почему-то вмешивают Сталина: «Каждое утро во дворе находили труп, и уже мы не вздрагивали. Начинался настоящий капитализм. С кровью. Я ожидал от себя потрясения, а его не было. После Сталина у нас другое отношение к крови… Помним, как свои убивали своих…»

Сегодняшний день не лучше. Армянка, беженка из Баку, говорит дочери, которая хочет«походить по Красной площади».«Туда не пойдем, доченька. Там — скинхеды. Со свастикой. Их Россия — для русских. Без нас».

Ошибки в мелочах тоже свидетельствуют против подлинности. Так, некто неизвестный («Из уличного шума и разговоров на кухне (2002−2012)») рассказывает о том, как он в 1993 году, отвечая на призыв Егора Гайдара к «москвичам, всем россиянам, которым дороги демократия и свобода», пошёл к Белому дому и там вроде бы таскал раненых. Однако те, кто отвечал на призыв Гайдара, не могут не знать, что он призывал прийти и спасать демократию не к Белому дому, а к Моссовету.

Есть места совсем уж несуразные. Вот несчастная мать вспоминает о любимом сыне, в 14 лет покончившим с собой. И уснащает свой рассказ множеством стихотворных цитат — от обэриута Введенского до Высоцкого. Читает стихи и «Василий Петрович Н., член коммунистической партии с 1922 года, 87 лет» (в версии 1993 года — с 1920 года, но это пустяки). Он же наизусть (!) воспроизводит пассаж из романа «Что делать?», будто бы своего любимого. А для придания разговорной живости этой слишком уж литературной речи то здесь, то там вставлены ремарки: «Из-за кашля опять неразборчиво»; «Почти кричит»; «Удивленно» и т. п. Но это дела не спасает.

Есть места совсем уж невероятные. Женщина, у которой в Чечне погибла дочь («Олеся Николаева — младший сержант милиции, 28 лет»), вдруг вставляет в свою историю длинную историю воевавшего в Чечне офицера, которого случайно встретила в электричке. Излагает её она от его имени и в художественных подробностях: «Стоит старый чеченец и смотрит: нас полная машина дембелей. Смотрит и думает: нормальные русские парни, а только что были автоматчики, пулеметчики… снайперы. . И его самобличения эта женщина будто бы слово в слово запомнила: «Можно многое себе позволить… Ты — пьяная скотина и у тебя оружие в руках. В голове — один сперматозоид… …Работа палаческая… Умирали за мафию, которая нам еще и не платила».Ну и как можно поверить в то, что несчастная мать действительно всё это запомнила и рассказала на диктофон! И вот что интересно: Алексиевич даже не пытается придать своим сочинениям хотя бы правдоподобие, она напрочь лишена художественного слуха.

По Алексиевич, мы — фашисты, бандиты, стукачи, палачи, иногда жертвы или идиоты с томиком Солженицына под мышкой… Это такой сильно ношеный секонд хэнд из мифологии, которую принято называть либеральной. Предисловие к книге Алексиевич назвала «Записки соучастника», вроде бы смиренно признавая, что она — тоже homo soveticus. Но это всего лишь еще один художественный приём, ничего по сути не меняющий. Скорее — усугубляющий дело.

Потому что перед читателем не verbatim и не non-fiction, а беллетризованная публицистика, за которой проступает глобальная — пропагандистская — неправда.

А ведь если судить по восторженным откликам в СМИ или, скажем, в Facebook — ей верят. Хотя, сдаётся, что на самом деле далеко не все из её почитателей её читатели. Скорее, здесь действует принцип: «Не читал, но приветствую», обратный известному: «Не читал, но осуждаю».

Литераторы, дающие комментарии событию, исходят из некоего общего представления о трудах Алексиевич: дескать, вот документ, голоса реальных людей, последняя правдаи т. п. И главное её достоинство — то, что в либеральных кругах считается гражданской позицией. А именно: какое-то глубинное отвращение к России … И это бы ладно, не любит и не любит. Любить не заставишь. Но ведь и лжет на каждом шагу, исходя из этой нелюбви.

И причем тут литература? И причем тут журналистика? Книги Алексиевич — не более чем фейки, правда, необычно большого объёма.

Награждение Светланы Алексиевич — это демонстративное попрание и эстетики, и этики. И всё лишь ради того, чтобы бросить в сторону России еще одну информационную бомбу… Ну, может, еще, чтобы сделать книксен перед батькой Лукашенко. Так или иначе, но плата за престиж Нобелевской премии несоразмерная.

Виктория Шохина

Источник: Свободная пресса

12 октября 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юлия12 декабря 2015, 23:52
В статье совсем нет христианской терпимости и любви, есть злоба,зависть и навешивание ярлыков. В книгах и выступлениях Алексиевич много правды. Русофобства я не увидела,зато любви и безграничного христианского сострадания очень много, им ее книги пронизаны. И уж совсем смешно читать про книксен Лукашенко,который воспринял это награждение, как личную обиду.
Марина Бирюкова13 октября 2015, 20:58
Согласна с автором статьи и считаю, что такие тексты могут и должны появляться на православном сайте. Мы на земле живем. Мы в своей стране живем и в мире. Нельзя нам бояться "мирского", нужно учиться реагировать на него так, чтобы реакции не вступали в противоречие с нашей верой.
Тамара13 октября 2015, 19:58
Огромное спасибо автору статьи.Как замечательно все разложено по смысловым полочкам. Искренне поражаюсь удивлению тех, кто обнаружил эту публикацию на православном сайте. А что. православные не участвуют в общественной жизни,не работают преподавателями,не должны иметь сформированное мнение по злободневным вопросам современной жизни. Лично я с облегчением вздохнула -так сразу все стало на свои места.Меня буквально томила фальшь публицистики новоиспеченного Нобелевского лауреата.
Ия13 октября 2015, 18:21
Я согласно с автором статьи, что сгущать краски не - это все-таки не тот литературный прием, который можно приветствовать в книге с подобным содержанием. К сожалению, автор статьи сама допустила ряд ошибок. Я думала, что там правда какая-то неудачная книга вышла. А теперь вот сама захотела уже ее прочитать. Талантливая. Может быть, дело в другой исторической реальности в Беларуси?
Екатерина13 октября 2015, 14:42
Я всегда очень ценила и уважала (и до сих пор уважаю) этот сайт за прекрасные духовные советы и наставления. Но почему такая статья здесь? Вместо того чтобы говорить о духовной жизни, смирении и покое, мы читаем о мирских политических рассуждениях которые только разжигают гнев и осуждение. Очень печально.
Александр Рудаков13 октября 2015, 12:36
Спасибо за статью ! Не в бровь,а в глаз!
Евгения13 октября 2015, 11:04
Хорошие книги у Алексиевич. Честные и с любовью к простым людям. А по логике автора статьи - и Достоевский Россию ненавидел. У него в книгах тоже всякое творится. От зависти все это...
Алла13 октября 2015, 10:18
читать на христианском сайте статью полностью посвященную мирскому... нобелевской премии... оказалось внезапно. просто даже немыслимо. весь язык статьи просто вопиет о том. что ей здесь не место. тем не менее она тут. снова и снова проверяю - да, я на сайте православие.ру.
что тут творится?
Elena Lukjanova13 октября 2015, 08:04
Я одного не понимаю: КАК можно жить с такой ложью, КАК? Как смотреть в глаза людям? Как вставать, ходить, пить чай, улыбаться?Мне нестерпимо стыдно! Только за то, что, быть может, на мой ответ, что я из Беларуси, мне могут сказать теперь: "Так это у вас там эта Алексиевич?" Для меня, честное слово, загадка: КАК эта женщина может спокойно жить, зная, что она предала свой народ, свою историю, завоевав себе имя ложью? А знаете, это яркий пример, что темные силы не дремлют и помогают своим ставленникам. Наверное, Алексиевич если не стало, то скоро станет таким же именем нарицательным, как Иуда.
Виталий12 октября 2015, 21:50
Для меня Нобелевская премия по литературе окончательно потеряла всякий авторитет . Непонятно , по каким творческим , художественным ,критериям выбирают её лауреатов . Чем творчество той-же Алексиеевич для мировой литературы более значимо , чем , к примеру , творчнство Гранина , Евтушенко или недавно ушедших от нас Астафьева и Белова ? Тем , что таких авторов тяжелее заставить плясать под чужую дудку ?
Анна12 октября 2015, 15:12
нобелевская премия была столько раз обесценена, что во многих случаях уже примерно понятно почему ее кому-то присудили. неприятно конечно, когда в одном ряду лауреатов такие разные авторы, но то хорошо, что хоть не у нас она присуждается.
действительно, почему же в российском варианте обязательным признаком либерала является его нелюбовь к Родине, вернее стране, которую он хает, но продолжает жить в ней и получать с нее дивиденды (грабить). почему не к Родине - вот не уверена, что у либералов есть такое понятие. им же везде хорошо, где "свобода" и "демократия". а только вот может кто-то ответить на такой вопрос: почему либералы в Америке любят Америку и ругают Россию, либералы в Англии любят Англию и ругают Россию, а либералы в России любят кого угодно, вне зависимости и ругают Россию?
Дмитрий, который пишет про сгущение красок и правоту обсуждаемого автора: Вы хоть у какого-нибудь зарубежного либерала видели такое отвращение к его собственной Родине? мне кажется, что все эти "либеральные" труды только от одного этого факта не должны восприниматься всерьез. никем и никогда.
Эдуард12 октября 2015, 14:43
Литературная блудница! Стоит ли внимание обращать?
дмитрий12 октября 2015, 14:30
Возможно Светлана Алексеевич многое сгущает в своих произведениях,как и Солженицын, но сложно не согласиться что ряд изложенных ей фактов были.........
Иоанна12 октября 2015, 13:09
Вопросительный знак в заголовке я бы убрала. Ответ в статье обозначен очень верно:"глубинное отвращение к России". И еще добавлю. Именно такой нобелевский лауреат нужен ко вчерашним выборам в Белоруссии. Так что:два в одном.
Автору - благодарность за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×