Мальчик, оставивший сети и рыбака-отца, устремившийся вслед за необычным Проповедником из Назарета. Юноша, потрясенный воскресением дочери Иаира и сиянием нетварного света на Фаворе. Ученик, припавший к груди Учителя на Тайной Вечере. Единственный из двенадцати, стоявший рядом с Богоматерью у Креста. «Простой и некнижный» израильтянин, смелость и твердость которого останавливает готовых расправиться с ним и Петром соплеменников. Апостол, утвердивший нас всех в том, что Бог есть любовь. Преследуемый изгнанник. Старец, увидевший новое небо и новую землю… Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. 9 октября в Церкви — его день. О нем мы и беседуем с протоиереем Димитрием Усольцевым, секретарем Ученого Совета Саратовской православной духовной семинарии, преподавателем Священного Писания Нового Завета.
— Нам надлежит быть очень осторожными, когда мы пытаемся домыслить чтото, о чем напрямую в Священном Писании не сказано. Но вместе с тем, нельзя сомневаться, что Иоанн сердцем откликался на любовь Учителя, был благодарен Ему за эту любовь. Пытаться дать точный ответ на вопрос, за что именно Господь особенно любил Иоанна, не стоит; то, что Господу равно дороги мы все, верно. Но так же верно и то, что Он — Сердцеведец: не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин. 2, 25). Он различает людей. И, конечно, не случайно именно Иоанна вместе с его братом Иаковом и Петром Он позвал за Собою и в дом, где лежала умершая девочка, дочь Иаира (см.: Лк. 8, 51), и на Фавор (см.: Мф.17, 1; Мк. 9, 2; Лк. 9, 28) и в Гефсиманский сад (Мф. 26, 37; Мк. 14, 33).
— Призвание Иоанна и его старшего брата Иакова — сыновей Зеведеевых, Воанергес, сынов грома, как прозвал их Спаситель (см.: Мк. 3, 17; есть мнение, что за взрывной темперамент) — на служение Слову отражено в Евангелии от Матфея (4, 21–22), от Марка (1, 19–20) и от Луки (5, 10–11). Причем, если у Матфея и Марка сыновья Зеведеевы оставляют лодку, сети и отца, лишь услышав зов Спасителя, то Лука вносит подробности: они стали свидетелями чудесного улова рыбы, вместе со всеми испытали благоговейный ужас от этого чуда, и лишь затем, ободренные Учителем, пошли за Ним. Но в любом случае это очень быстрый, решительный и бесповоротный выбор, а о чем он говорит?
— Это действительно момент духовного выбора. Пойти за Христом означает оставить сразу всё. Что значит — оставить? Это не всегда нужно буквально понимать, от нас с вами сегодня не требуется такого — оставить наши дома, семьи, работу; но мы должны видеть самое важное в нашей жизни, самое главное для нас, то, ради чего все остальное, если нужно, должно быть оставлено. Иоанн пошел за позвавшим его Учителем, потому что почувствовал: то, чему учит этот Человек, и есть главное в жизни. И это яркий урок для нас, потому что в нашей жизни главное — жизнь с Богом — затмевается массой житейских забот, проблем и привязанностей. Это все нужно, бесспорно, это создание необходимых условий для нашей жизни, но это вторично по отношению к главному. И очень печально, если мы уделяем этому главному время по остаточному принципу — «Зайду в церковь, если время будет».
— В синоптических Евангелиях несколько раз сообщается о тех уроках, которые Иоанн получал от Учителя. Давайте остановимся на них.
— Не только эти эпизоды, связанные с Иоанном, а каждое слово Спасителя и любое чудо, совершенное Им, есть урок для нас. Но в данном случае ученик, которого впоследствии назовут апостолом любви, получает именно уроки любви. Например, эпизод с несостоявшимся низведением огня на самарянское селение, в котором не приняли Иисуса: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им, и сказал: не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать(Лк. 9, 54–56). Или — эпизод с человеком, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами (Мк. 9, 38). Иоанн сообщает Учителю, что они, ученики, запретили этому человеку изгонять бесов, то есть, по сути, отнеслись к нему как к чужому; но в ответ слышит: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк. 9, 39). Эти слова Спасителя нам нужно помнить, дабы не впадать в фарисейское высокомерие, не осуждать других за неправильность или «примитивность» веры, к чему мы так часто бываем склонны.
— Значит, Иоанн, ходя за Учителем и слушая Его, возрастал в любви?
— Да, безусловно: в той любви, которой проникнуто и его Евангелие, и его апостольские Послания:Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7–8); если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас (11–12). Человек, написавший это, должен гореть любовью. А мы — если мы хотим быть христианами — должны буквально и безусловно применять это к себе: любовь — критерий веры.
— Послания были написаны Иоанном в конце его долгой жизни (в двух из них он сам называет себя старцем), но ваши слова сейчас вернули нас в его молодость: именно он оказался единственным из апостолов, кто не оставил осужденного и распятого Учителя, кто не бросил в страшные часы Его Мать — он стоял у Креста рядом с Нею (см.: Ин. 19, 26). И вот теперь мне ясно, почему. Потому что любил.
— И, возможно, поэтому умирающий Иисус поручает Иоанну Свою Мать: Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26–27). В лице Иоанна Иисус усыновляет Ей весь род человеческий — всех нас.
Истинно христианская любовь есть любовь жертвенная. Господь взошел на Крест и умер на нем за всех нас, несмотря на то, что мы никогда не были этого достойны. Такова и любовь Иоанна.
— Почему Евангелие от Иоанна столь отлично от трех синоптических Евангелий — от Матфея, Марка и Луки?
— Оно было написано гораздо позже и с другой целью. Еще при жизни Иоанна (напомним, он, единственный из двенадцати, жил долго и умер своей смертью) в христианской Церкви закончилось время напряженного ожидания конца времен, второго Пришествия. И, как следствие, возникли нестроения, появились ереси, приводящие к оправданию пороков. В этих условиях Евангелие от Иоанна — единственного живого ученика, участника евангельских событий, очевидца и служителя Слова (см.: Лк. 1, 2) — было свидетельством об Истине: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Иоанн не ставил перед собою задачу еще раз пересказать то, что было уже известно христианам из других Евангелий. Он исполнил свой долг — долг очевидца, долг любви.
— В конце Евангелия от Иоанна есть одно загадочное место: апостол Петр, следуя за воскресшим Христом, оглядывается, видит Иоанна и спрашивает: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною (21, 21–22). На этих словах основываются даже сектантские течения («церковь Иоанна Богослова» и проч.), утверждающие, что Иоанн до конца времен какимто образом скрывается на земле, чтобы однажды обнаружить свое присутствие. Как понимать этот диалог?
— Эти слова обращены к Петру, а не к Иоанну. Петр спрашивает, относятся ли к Иоанну те слова, которые услышал от Спасителя он, а это было предсказание мученической смерти Петра (см.: Ин. 21, 19). Христос же, по сути, сообщает Петру, что ему не следует пытаться проникнуть в Божий Промысл, тем более — в Промысл о других, а надлежит нести собственный крест. Ученики в тот момент поняли слова Иисуса превратно: и пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу… (Ин. 21, 23). Иоанн, по преданию, прожил около ста лет и умер в Эфесе. Есть сведения, что он велел семи своим ближайшим ученикам закопать его живым, а затем, разрыв могилу, ученики не обнаружили его тела. Во всяком случае, мы не можем исключать, что апостол Иоанн избежал телесной смерти, то есть разрушения телеснодушевного единства человека, будучи уподоблен тем самым древнему праведнику Еноху (см.: Быт. 5, 24), пророку Илии (см.: 4 Цар. 2, 11) и Богоматери. Но оснований говорить, что он по сей день «гдето прячется, а потом выйдет», конечно же, нет.
Газета «Православная вера» № 19 (543)
Беседовала Марина Бирюкова